Программа элективного курса для 5 класса по географии "Живая планета"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Данная программа разработана по требованиям ФГОС , рассчитана на 35 ч
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_v_5_klasse_zhivaya_planeta.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мучкапская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению научно - методическим советом школы протокол №___ от _________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______ Л. Н. Мишина Приказ №___ от ________20__г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Живая планета»
для обучающихся 5 класса.
Составитель:
Ерохина В.Ф.
2017 год
«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
И. В. Гете
Пояснительная записка
Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данного кружка.
Актуальность: Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.
Новизна: Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного экообразования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.
Педагогическая целесообразность: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Цели программы:
- Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
- Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
- Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
Задачи кружка:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научить применять на практике полученные знания;
- формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Основная задача кружка - не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.
На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Отличительные особенности: Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.
● Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.
● В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые мероприятия помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.
● Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.
Межпредметные связи:
1. Данная работа связывает экологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)
2. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.
3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамкам урока.
УУД: личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях и др;
регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;
познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.
Сроки реализации, режим занятий, возраст детей: Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведению. Программа рассчитана на учащихся 5 класса, на 1 год, 1 занятие в неделю.
Формы занятий: Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме занятий познавательной направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.
Одним из основных принципов организации деятельности программы является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания.
Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий имеет общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:
● познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;
● бережное отношение к природе;
● творческую активность к познанию окружающего мира;
● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
знать:
● что такое природа;
● правила поведения в природе;
● что такое охрана природы;
● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
● глобальные экологические проблемы;
● экологическую ситуацию родного села, района и области;
● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;
● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
● особенности растительного и животного мира Тамбовской области, редкие и охраняемые растения и животные родного края;
● основы здорового образа жизни;
● влияние вредных факторов на здоровье человека;
● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.
уметь:
● оценивать экологическую ситуацию;
● выполнять правила поведения в природе;
● ухаживать за комнатными растениями;
● наблюдать за погодой, явлениями природы;
● составлять температурные графики;
● составлять карту местности;
● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
● правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;
● участвовать в природоохранных акциях;
● изготовлять поделки из природных материалов;
● работать с научной литературой;
● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Формы подведения итогов реализации программы:
● выставки поделок из природных материалов;
● фотовыставки;
● учебно-исследовательские конференции;
● демонстрация презентаций, экологических представлений;
● участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях.
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1 | Введение. | 1 | 1 | |
2 | Зеленый пояс Земли. | 7 | 5 | 2 |
3 | Жизнь под землей. | 4 | 2 | 2 |
4 | Разнообразие цветковых растений | 7 | 5 | 2 |
5 | Удивительный мир животных. | 14 | 9 | 5 |
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 34 | 23 | 11 |
Содержание курса
Тема 1. Введение (1 час)
Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.
Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)
Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»
Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)
Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»
Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)
Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Саратовской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»
Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)
Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Пугачёвского района. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Пугачёвского района Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование темы занятия | Календарные сроки |
Тема 1. Введение (1 час) | ||
1 | Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. | |
Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов) | ||
2 | Растения – необходимое условие здоровья человека. | |
3 | Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. | |
4 | Заочная экскурсия в лес | |
5 | Лесные этажи – ярусы лиственного леса. | |
6 | Зеленая аптека - лекарственные растения. | |
7 | Растения под охраной | |
8 | Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» | |
Тема 3. Жизнь под землей (4 часа) | ||
9 | Почва – среда жизни растений и организмов. | |
10 | Состав и структура почвы. Плодородие почвы. | |
11 | Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. | |
12 | Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности» | |
Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов) | ||
13 | Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. | |
14 | Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. | |
15 | Сорняки и их значение. | |
16 | Роль цветковых растений в природе и жизни человека. | |
17 | «Красная книга Тамбовской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. | |
18 | Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» | |
19 | Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» | |
Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов) | ||
20 | Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. | |
21 | Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) | |
22 | Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. | |
23 | Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. | |
24 | Видовой состав и разнообразие птиц Мучкапского района | |
25 | Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. | |
26 | Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. | |
27 | Изучение видового состава зимующих птиц. | |
28 | Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. | |
29 | Видовое многообразие млекопитающих Тамбовской области | |
30 | Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? | |
31 | Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. | |
32 | Практическая работа «По следам животных и птиц». | |
33 | Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. | |
34 | Итоговое занятие |
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
Лекции, практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность.
Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютеры,
- телевизор,
- проектор,
- экран и др.
- Вебмикс “Познавательная деятельность”
- Вебмикс "Тепловые двигатели" (http://eorhelp.ru/node/36130 ) - ЭОРы и ЦОРы
- Новый шаг для объединения - "Исследователь.ru" информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества.
- Московское областное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов "Исследователь"
- Волгоградское региональное отделение общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь»
- ЛОТ «Образование для Новой Эры»
- Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства
- Экологический цент "Экосистема"
- Фонд социальных проектов "Вертикаль"
- Я - исследователь
- Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам
- Экологическое образование и просвещение.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21176/?interface=catalog
http://sc.uriit.ru/dlrstore/0aa16c08-ad07-4cf2-b53b-047d0bf26d18/site2/tests/tests_soc_eco.htm
- Коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol
- Технологии защиты атмосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61d0f1f5-4991-11dc-8314-0800200c9a66/?
- Демонстрация значения озонового слоя для защиты живых организмов от космического воздействия. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78e7405a-0a01-022a-0054-616901603dec/?from=8584a783-5224-47ca-9b28-477942881364&interface=teacher&class=47&subject=26
- Сохранение ресурсов литосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21877a49-1394-48b1-ad31-e94ddc1dc03a/?interface=teacher&class=47&subject=26
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Режим доступа: [http://mon.gov.ru]
- Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО Режим доступа: [http://volsk-gymnazya.edusite.ru]
- Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 //Управление начальной школой.- 2011.-№8.-С.60-69
- Туровец, М. Н. Организация внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми /М.Н. Туровец. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/568079/]
- Буданова, О.В. Портфолио и внеурочная деятельность в начальной школе /О.В.
- Буданова //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.3-14
- Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов /Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.36-48
- Степанов, Е.Н. Некоторые формы организации внеурочной воспитывающей деятельности в начальной школе /Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.20-35
- Степанов, Е.Н. Внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования: вопросы, ответы, комментарии/Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.15-19
- Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся /С.И. Сабельникова //Управление начальной школой.- 2011.-№3.-С.4-22
- Бухарова, И. В Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"/ И.В. Бухарова. Режим доступа: [http://educat.msk.ru/publ/rabochaja_programma_po_vneurochnoj_dejatelnosti_proektnaja_dejatelnost_quot_chto_gde_kogda_quot/7-1-0-34]
- Сидорова, И.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности/И.В.Сидорова, А.В. Ананьева. Режим доступа:[http://www.in-exp.ru/mo-1-2011/81-favourite-articles/364-razvitie-motivacii-mo-01-11-32-35.html]
- Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь". http://nachalka-4.ucoz.ru/proektnaya_deyatelnost.rar
- Программы для организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС Режим доступа: [http://mischool.uoura.ru/index.php]
- Банк программ внеурочной деятельности для начальной школы. Режим доступа:[http://imc-belovo.ucoz.ru]
- Брагуца, А.В. Развите сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности /А.В. Брагуца //Начальная школа.- 2011.-№6.-С.53-55
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования //Юридический журнал.- 2011.-№5.-С.48-54
- Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования //Вестник образования России.- 2011.-№11.-С.29-43
- Селевко, Г.К. Содержание и организация внеурочной деятельности учащихся /Г.К. Селевко //Завуч для администрации школ.- 2006.-№8.-С.24-28
- Серебрянская, Л.В. Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности /Л.В. Серебрянская //Образование в современной школе.- 2005.-№9.-С.19-25
- Толоконникова, Е.В. Схема анализа внеурочного занятия с классом /Е.В. Толоконникова //Классный руководитель.- 2005.-№5.-С.85-86
- Вахромеева, Т. Детско- взрослое проектирование во внеурочной деятельности /Т. Вахромеева// Педагогическая техника.- 2005.-№1.-С.49-50
Список литературы
Для педагога:
- Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
- Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
- Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
- Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Биология газеты.
- Биология в школе (журналы).
- Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
- Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
Для учащихся:
- Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
- Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
- Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
- Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
- Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
- Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
- Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
- Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
- Александровская Л.П. Истории строки. Ростов-на-Дону, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс
Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...
Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"
Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...
Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».
Курс «Графические редакторы» является предметным элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...