Организация игры на уроках географии
статья по географии на тему

Мелешкина Елена Михайловна

В статье рассматриваются ситуации на уроках географии, в которых можно эффективно применять игры, виды игр, вызывающих интерес учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_igr_na_urokah_geografii.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игры на уроках географии

Повышению интереса учащихся к изучению материала способствует организация игр. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях: оперативно анализировать ситуацию, вести поиск недостающей информации, решать неожиданно возникающие проблемы, намечать варианты действий, применять решения в различных ситуациях. На их основе формируются знания, умения и навыки учащихся.

Наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники охотно и с большим интересом относятся к умственным играм, задачам, если подбирать их осмысленно, преподносить в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые учащимся они развивают.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить школьников подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Ситуации, в которых можно успешно использовать игры:

Ситуации

Итоговый результат

1. Обусловленные содержанием учебного материала.

Теоретический и объективно сложный материал имеет практическую направленность, его желательно «отработать в действии», т.е. в игровой ситуации, краеведческий материал.

2. Обусловленные дидактическими задачами.

Необходимо уметь обобщать новый материал, углублять и отрабатывать полученные ранее знания, применять их в новой учебной ситуации.

3. Связанные с усилением внимания к воспитательным задачам.

Воспитание ответственного отношения к природе, бережливого, разумного отношения к природным ресурсам, умение отстаивать свое мнение.

Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьников. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие школьника определять лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь правильно подобранные игры. Игры должны быть доступны учащимся. Трудные, непосильные задачи могут оттолкнуть школьника.  Здесь особенно необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Но зато, когда играющему удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы.  Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.

Географические игры  могут иметь самое разнообразное содержание. Каждая игра или группа игр имеет свою географическую основу. Использую  игры на знание карты, на знание географической номенклатуры, игры-путешествия, игры на сообразительность и т.д.

В то же время можно разнообразить формы проведения каждой из этих игр, внося в них новые элементы, варьировать их содержание. Например игра-путешествие «Путешествие по стране» (8 класс).В ней можно изменять маршрут путешествия, названия станций, содержание заданий для учащихся. По схожему сценарию, провожу игры и в 7 классе в курсе «География материков и океанов». Названия меняются в зависимости от места путешествия. Вопросы подбираю не слишком сложные, иногда даже очень простые, чтобы каждый ученик мог дать ответ и принять участие в игре, почувствовав себя частью команды.

Учащиеся не только охотно вовлекаются в игры, но и пытаются придумать игры сами. Вот пример игры, которую придумали учащиеся одного из шестых классов, когда мы проходили  тему «План и карта». Игра понравилась всем, и теперь я предлагаю учащимся-шестиклассникам.

Суть игры заключается в следующем: кто-то из учащихся, заранее, дома чертят план, из которого можно узнать, где он спрятал клад (разумеется, символический). Остальные ученики идут искать этот «клад». Возможны «сюрпризы»: на месте, где мы ожидали найти «клад», обнаруживается записка, в которой сообщаются дальнейшие действия, необходимые для обнаружения «клада». Указывается от какого объекта, в какую сторону, на какое расстояние нужно пройти. Поиски проходят в парке, расположенном рядом со школой. Считаю, что игра придумана учащимися удачно. Конечно, не все они организуют самостоятельно, приходится им подсказывать детали, даже «подкидывать» идею, но эффект заключается в том, чтобы ученики считали ее своим «детищем». Кроме активизации познавательной деятельности эта игра позволяет рассмотреть и отработать различные способы определения направлений на плане  и на местности, продолжить формировать у учащихся умение работать с планом местности.

Кроме вышеописанных игр провожу и другие, требующие меньшей затраты времени на подготовку, но не менее эффективных для развития умственных и психических способностей учащихся. Например:

Игра «Третий лишний» . На доске или листе бумаги (для индивидуальных заданий) записываю три географических термина, понятия, географических названия. Задача учащихся – найти лишнее.

 Игра «Узнай контуры». На фрагментах контурной карты узнать объекты, обозначенные вопросительными знаками.

Игра «Собери карту». Контурную карту разрезаю на кусочки неправильной формы. Задание – составить из кусочков карту.

Игра «Знаешь ли ты эту страну?». Называю какую –либо страну, участники игру на своих листочках должны  ответить на ряд вопросов: столица, река, горы, представители растительного и животного мира и т. д. Выигрывает ученик, давший наиболее полный ответ.

Одним из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель – повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения географии.

При проведении викторин обязательно учитываю уровень подготовленности, учащихся, иначе вопросы будут недоступными для многих из них, а это снизит познавательный интерес.

Викторина не является средством обучения, это прежде всего игра, которая перестает быть игрой, если лишается занимательности.

Географические викторины подразделяются на две группы: тематические и смешанные.

Наиболее распространенной формой викторины является устная викторина. Основной недостаток устной викторины – неравные условия для учащихся, т.к. робкие, нерешительные задерживаются с ответом. Но устные викторины имеют и достоинство: их можно проводить в любых условиях, например, на экскурсиях, походах.

Если позволяют условия, лучше проводить письменную викторину. Для экономии времени участники викторины не записывают вопросы, а проставляют порядковый номер. Если на вопрос ученик затрудняется ответить, то против порядкового номера проставляется пропуск.

Наиболее ответственной работой в подготовке и проведении викторины является составление вопросов.

По содержанию и характеру вопросы географической викторины неоднозначны, их можно разделить на группы.

К первой группе относятся вопросы на знание фактического материала. Например,

- Какой минерал люди употребляют в пищу?

- Какое из морей на земном шаре названо по имени горной породы?

Вторая группа вопросов требует знания географической номенклатуры:

- Перечислите города России, названные по имени морей, на которых они расположены?

- Назовите самое большое озеро Африки?

Третья группа вопросов требует от учащихся правильного определения понятий, и прежде всего указанных в программе:

- Чем заповедник отличается от заказника?

- Что такое карст?

Следующая группа вопросов требует сообразительности, определяет кругозор, эрудицию учащихся:

- Назовите художников, которые в своих произведениях изображали море; и т.д.

Проведение викторин способствует закреплению знаний учащихся, развивает талант учеников. В результате проведения викторин появляется возможность следить за общим развитием школьников, их начитанностью, любознательностью.

Вопросы, загадки, викторины и игры являются очень близкими между собой видами работы. Главная их цель состоит в том, чтобы внести в работу на уроке элемент занимательности. В то же время эти виды работ должны развивать мышление учащихся, их сообразительность и любознательность, умение сравнивать и сопоставлять. Немалую роль играют эти виды работ и в закреплении географических знаний.

Все вопросы могут быть условно подразделены на три группы:

1) вопросы, ответы на которые связаны с умением делать выводы и обобщения на основе имеющихся у учащихся знаний;

2) вопросы, ответы на которые основываются на знании отдельных фактов и данных, возможно, случайно прочитанных или услышанных от других;

3)вопросы-загадки, ответы на которые требуют от учащихся умений и навыков, приобретаемых в результате тренировки на сообразительность. Составление вопросов-загадок не представляет большой трудности. Учащиеся с охотой включаются в игру на составление вопросов-загадок.

Различные по содержанию и трудности вопросы вызывают у школьников желание узнать нечто большее из книг, телепередач. В поиске ответов на вопросы спутницей школьников должна стать карта. «Без карты нет географии», - это необходимо запомнить начинающему географу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на уроках географии

Игры на уроках географииПрезентация, в которй показано, как можно использовать презентацию для создания игр на уроках географии...

Ролевые игры на уроках географии.

Из опыта работы.   Методика организации  ролевых игр по географии в курсе  "География материков и океанов"  В,А. Коринская, И,В. Душина, В.А. Щенев   в 7 классе, различа...

Дидактические игры на уроках географии (6 класс)

Дидактические игры на уроках географии (6 класс). Составила учитель географии Цырендылыкова З,П, МОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3» Большой экологический экзамен...

Урок игра на уроке географии.

Как применять игру на уроке географии...

Нетрадиционный урок Использование игры на уроках географии.

При проведении нетрадиционнных уроков географии с использовании элементов игры учащиеся  вовлекаются в процес обучения с удовольствием и непринужденно,что в итоге вызывает заинтересованность в из...

Баскетбол. Организация игры на уроке физической культуры

История игры. Особенности организации игры на уроке физической культуры....

Организация и содержание урока географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья. Организация и содержание урока географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС....