Организация и содержание урока географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Статья. Организация и содержание урока географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация и содержание урока географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Организация уроков с детьми с ограниченными возможностями имеет особую структуру и содержание, направленные:
- на стимуляцию развития любознательности в виде базы познавательной деятельности учеников;
- на обеспечение условий для совершенствования восприятия мира, а также мышления и памяти;
- на обучение сравнению, элементарному анализу, классифицированию и обобщению;
- на отработку навыков коммуникации (грамотно выстраивать ответы на заданные вопросы);
- на тренировку произвольности внимания (учатся концентрироваться на задании);
- на введение приёмов для позитивной мотивации к дальнейшему обучению;
Уроки по географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья соответствуют уроку усвоения новых знаний. В соответствии с требованиями ФГОС структура урока усвоения новых знаний следующая:
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания
6. Первичное закрепление.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Практика показывает, что при проведении уроков обучающиеся должны быть всегда заняты деятельностью: воспринимать содержание учебных вопросов (запоминание) и осмысливать полученную информацию на практике (закрепление).
Таким образом, при проведении уроков географии с обучающимися последовательно могут быть использованы различные педагогические методы проведения занятий:
Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный) метод: учащемуся доводится и он знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь. Его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести.
Метод визуализации. Урок представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. Важно соблюдать: визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения.
Проблемно-поисковый метод обучения. Усвоение знаний осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучающихся, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.
При проведении занятия необходимо учитывать, что физически с течением времени учащиеся с ВОЗ не способны равномерно воспринимать и усваивать информацию. Наблюдается определённая «усталость», что вызывает необходимость смены деятельности учащегося с тем, чтобы получение информации и ее усвоение выполнялось различными методами.
Таким образом, урок географии разделён по этапам и имеет собой следующее содержание.
Этап 1. Организационный.
Этап предполагает небольшую беседу педагога с учениками о состоянии дел. Педагог как бы подводит ученика к уроку. К концу этого этапа в классе формируется настроение к получению информации.
Этап 2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся. На этом этапе учитель говорит о важности получаемых знаний, об их применении на практике.
Этап 3. Актуализация знаний.
Его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации.
Этап 4. Первичное усвоение новых знаний.
Доведение основной информации по теме урока. Учитель представляет информацию объяснительно-иллюстративным (репродуктивным) методом. Он доводит ученику исходные положения по изучаемой теме, а затем развивает их, т.е. раскрывает содержание учебных вопросов занятия. При этом функции ученика в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести.
Также этот этап может быть реализован методом визуалазации. Информация может быть представлена учебным видеофильмом. При этом перед началом видеофильма педагог рассказывает о его содержании и ставит вопросы (записывает на доске), на которые ученик должен ответить по его окончании.
Этап 5. Первичная проверка понимания.
Производится путём беседы с учениками по только что полученной информации.
Этап 6. Первичное закрепление.
Практическая работа. Применяется проблемно-поисковый метод обучения. Для усвоения знаний ученику выдаётся индивидуальное задание, выполняя которое, он усваивает знания, полученные на предыдущем этапе урока.
Задание может быть интерпретировано в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации, и тогда его выполнение будет представлять собой частично-поисковую или исследовательскую деятельность.
Этап 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Этап 8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
На данном этапе учитель, беседуя с учениками, контролирует усвоение ими материала урока. Ученики отвечают на поставленные вопросы, а учитель производит оценку знаний и умений, а также указывает на достоинства и недостатки, и намечает пути к их устранению.
Организованный таким образом урок географии с детьми с ограниченными возможностями позволяет стимулировать развитие любознательности, обеспечить условия для совершенствования восприятия мира, совершенствовать мышление и память, отрабатывать коммуникабельность, тренировать внимание, а также позитивно мотивировать ученика к дальнейшему обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...
Использование театрализованных игр-занятий с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья интереса к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач коррекционно-раз...
Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации позволяющие организовать работу по художественному творчеству с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь подробно рассматривается каждый этап занятия с точки зрен...
Ситуации успеха на уроках географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье приводятся конкретные примеры создания комфортных условий для учебы детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности ситуации успеха для каждого ребенка....
"Организация группового взаимодействия на уроке с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
quot;Организация группового взаимодействия на уроке с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
Особенности организации работы по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Презентация по физической культуры...
Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет определенные вызовы, но вместе с тем является важным и неотъемлемым компонентом их обр...