Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Пояснительная записка Данная рабочая программа по географии разработана на основе: - Закона РФ от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 17.12.2010г. № 1897 - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержденного приказом МО и Н РФ от 30.08.203г. № 1015. - Закона РФ от 25.10.1991г. №1807-1( ред. От 12.03.2014г.) «О языках народов в Российской Федерации» - федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. №189; - -Закона РТ от 22.07.2013г. № 68-ЗРТ «Об образовании» - Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 08.7.1992г. № 1560-XII г. - Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 29.08.2017 г. Приказ №128 - Годовой календарный график МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 29.08.2017 г. Приказ №128 - Учебный план МБОУ «Новонадыровская СОШ» на 2017/2018 учебный год от 29.08.2017г.Приказ №128 - Положение о рабочей программе МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 28.09.2017 г. Приказ №128
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_5kl.docx | 343.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии разработана на основе:
- Закона РФ от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 17.12.2010г. № 1897
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержденного приказом МО и Н РФ от 30.08.203г. № 1015.
- Закона РФ от 25.10.1991г. №1807-1( ред. От 12.03.2014г.) «О языках народов в Российской Федерации»
- федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. №189;
- -Закона РТ от 22.07.2013г. № 68-ЗРТ «Об образовании»
- Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 08.7.1992г. № 1560-XII г.
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 29.08.2017 г. Приказ №128
- Годовой календарный график МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 29.08.2017 г. Приказ №128
- Учебный план МБОУ «Новонадыровская СОШ» на 2017/2018 учебный год от 29.08.2017г.Приказ №128
- Положение о рабочей программе МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 28.09.2017 г. Приказ №128
Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Что изучает география | Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки. . | Формирование представлений о живой и неживой природе, их процессах, объектах и явлениях. | Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии. | Учебно-познавательный интерес к географии. Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации. Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний. |
Как люди открывали Землю | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет. | Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. . | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. |
Земля во Вселенной | Описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты. | Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Виды изображений поверхности Земли | Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование»«план местности», «географическая карта»;находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте | Формирование представления о процессах, происходящих в недрах Земли и их проявлениях на поверхности; работать с компасом; ориентироваться на местности при помощи компаса,карты, местных признаков | Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику. Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. |
Природа Земли | Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода»,«биосфера»;показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты | Объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности. | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Что изучает география | Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии. Методы географических исследований.Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод. | 5 |
Как люди открывали Землю | Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии.Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практические работы № 1, 2. | 5 |
Земля во Вселенной | Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитиекосмонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин. | 9 |
Виды изображений поверхности Земли | Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности .План местности. Географическая карта. Практические работы № 3, 4. | 4 |
Природа Земли | Как возникла Земля.Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. СевернаяАмерика. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат.Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу.Как сберечь природу? | 10 Всего 33+2= 35 час |
Календарно-тематическое планирование
УМК (География.Начальный курс.5кл. :учебник / И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности учащихся | ||||
Планируемые сроки | Фактические сроки | |||||||
Что изучает география (5 ч) | ||||||||
1 | Мир, в котором мы живем | 1 | Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций | |||||
2 | Науки о природе | 1 | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | |||||
3 | География— наука о Земле | 1 | Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией | |||||
4 | Методы географических исследований | 1 | Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы | |||||
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | 1 | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом | |||||
Как люди открывали Землю (5 ч) | ||||||||
6 | Географические открытия древности и Средневековья | 1 | 11.10 | Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника | ||||
7 | Важнейшие географические открытия Практическая работа № 1 | 1 | 18.10 | Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентации | ||||
8-9 | Открытия русских путешественников Практическая работа № 2 | 2 | 25.10 08.11 | Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников» | ||||
10 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» | 1 | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом | |||||
Земля во Вселенной (9 ч) | ||||||||
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную | 1 | Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя | |||||
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | 1 | Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир» | |||||
13 | Соседи Солнца | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя | |||||
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | 1 | Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диск | |||||
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 | Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника | |||||
16 | Мир звезд | 1 | Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел | |||||
17 | Уникальная планета — Земля | 1 | Сравнение особенностей планет земной группы | |||||
18 | Современные исследования космоса | 1 | Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов) | |||||
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | 1 | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом | |||||
Виды изображений поверхности Земли (4 ч) | ||||||||
20 | Стороны горизонта | 1 | Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта | |||||
21 | . Ориентирование Практическая работа № 3 | 1 | Ориентирование по компасу и местным признакам | |||||
22 | План местности и географическая карта Практическая работа № 4 | 1 | Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте | |||||
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности | |||||
Природа Земли (10 ч) | ||||||||
24 | Как возникла Земля | 1 | Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя | |||||
25 | Внутреннее строение Земли | 1 | Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя | |||||
26 | Землетрясения и вулканы | 1 | Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов | |||||
27 | Путешествие по материкам | 1 | Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. Работа с учебником, атласом | |||||
28 | Вода на Земле | 1 | Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли | |||||
29 | Воздушная одежда Земли | 1 | Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока | |||||
30 | Живая оболочка Земли | 1 | Работа с учебником и электронным приложением | |||||
31 | Почва — особое природное тело | 1 | Анализ текста учебника, работа с электронным приложением | |||||
32 | Человек и природа | 1 | Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант) | |||||
33-34 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | 2 | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом | |||||
35 | Итоговый урок. Повторение курса | 1 | Выполнение заданий учителя. | |||||
Лист корректировки учебной программы
№ урока | Тема урока | Причина изменений в программе | Способ корректировки |
Контрольная работа за курс 5 класса. (ФГОС)
Итоговый тест.
Учебник: География.
Начальный курс: 5 класс / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин –М. Дрофа, 2012
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания по курсу; выявить уровень усвоения учащимися результатов обучения:
Развивающие; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; развитие навыков самостоятельной работы с географическими картами, делать обобщения и выводы.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты
Предметные: Использование географических понятий, терминов, географических названий в повседневной жизни; развитие географического мышления на основе работы с текстом учебника и картой атласа; умения выделять существенные признаки изображения и соотносить с текстовым описанием.
Метапредметные : умение анализировать и отбирать информацию; умение организовать свою деятельность; умение быть коммуникабельным в различных социальных группах, умение работать в коллективе, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.
Личностные: ответственное отношение к учению
Оборудование: тесты на каждого ученика, физическая карта полушарий.
Ход урока.
Организационный этап.
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы
успеха, доверия.
Учитель: Добрый день, ребята.
Я приветствую вас на уроке географии, который предлагаю
организовать следующим образом.
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение контрольной работы по географии отводится 40 минут. Работа состоит из 15 заданий.
Работа включает 8 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных. При выполнении этих заданий обведите кружком номер правильного ответа .Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.
Работа включает 5 заданий с кратким ответом (из них 2 задания, требующие записи ответа в виде понятия, и заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв)
Работа включает 2 задания на которые следует дать полный развернутый ответ..
При выполнении работы разрешается использовать географический атлас.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ заданий 1 уровня дается 1 балл.
За каждый правильный ответ заданий 2 уровня дается 2 балла.
За каждый правильный ответ заданий 3 уровня дается 3 балла.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов . (24 балла)
Критерии оценивания «3» - 50% заданий базового уровня, т.е. 4 задания -4 балла
«4»- задания первого уровня + 65% заданий 2 уровня, т.е.8+3 –14
баллов.
«5»- задания 1 уровня + задания 2 уровня + 50% заданий 3 уровня,
т.е. 8+5+1= 14 заданий-21 балл.
Вариант 1
- Какое из перечисленных явлений относится к физическим?
1) восход солнца
2)листопад
3)смена окраски меха животных зимой
4)цветение деревьев
2. Какая наука изучает разнообразные явления природы?
- астрономия
- география
- физика
- химия
3. Кто из великих ученых древности сумел вычислить размеры земного шара?
- Геродот
- Эратосфен
- Пифей
- Бартоломео Диаш
4. В чем заслуга экспедиции С.И. Дежнёва?
- было доказано, что Евразия и Америка не соединены между собой
- была открыта Антарктида
- был открыт Северный полюс
- были открыты Командорские острова
5. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?
- Юпитер
- Сатурн
- Уран
- Нептун
6. Если встать лицом на юг, то справа окажется
- север
- восток
- запад
- северо-запад
7.В самом центре Земли находится
- мантия
- земная кора
- литосфера
- ядро
8. Больше всего пресной воды содержится
- в ледниках
- в озерах
- в реках
- в болотах
9. Установите соответствие между открытием и именем путешественника. Впишите в таблицу получившееся соответствие.
Открытия Путешественники
А) английский мореплаватель, 1) Ф. Магеллан
исследователь южных морей 2) Дж.Кук
Б) мореплаватель, совершивший 3) Васко да Гама
первое кругосветное путешествие
В) Нашел морской путь в Индию.
А | Б | В |
10.Расставьте параллели в порядке убывания их длины.
- 10 °
- 60°
- 40°
- экватор
11.Запишите к каждому материку буквы, под которыми указаны принадлежащие ему объекты: формы рельефа, крупные озера и реки.
1) Евразия А) река Нил
2)Африка Б)озеро Байкал
3) Австралия В)горы Анды
4) Южная Америка Г)река Муррей
12.Дополните. Самая большая часть гидросферы.-------------------------
13. Смерч, ураган, торнадо- это атмосферные------------------------(дополните).
14.В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится справа
от вас?
15.Какое значение имело путешествие Васко да Гама.
Вариант 2.
1.Земля отличается от других планет Солнечной системы
- наличием спутника
- наличием жизни
- вращением вокруг оси
- наличием атмосферы
- В чем заслуга экспедиции Ф. Магеллана?
1)было доказано, что Америка- новый материк
2) было доказано единство Мирового океана
- был найден кратчайший путь в Индию
- была открыта Австралия
- Аристотель и Птолемей центром системы мира и Вселенной считали
- Солнце
- Землю
- сферу неподвижных звёзд
- Луну
- Какая из планет Солнечной системы имеет самые большие размеры?
- Юпитер
- Сатурн
- Уран
- Нептун
5.Что показано зеленым цветом на географической физической карте?
- растительность
- низкие равнины
- болота
- места, где живут люди
6.Что называется литосферой?
- твердое ядро Земли
- вещество между ядром и земной корой
- верхняя твердая оболочка Земли
- все горные породы и минералы
7. В Южной Америке протекает самая полноводная река мира
- Нил
- Миссисипи
- Янцзы
- Амазонка
8. Гидросферой называется
- вся вода Мирового океана
- водяной пар в атмосфере
- водная оболочка нашей планеты
- вода в жидком состоянии
9. Выберите три правильных ответа из шести.
В освоении севера Европы и Азии приняли участие:
1) С. Дежнёв 4)И. Москвитин
2)В. Беринг 5)А. Чириков
3)А. Никитин 6) В. Атласов
10. Расставьте параллели в порядке увеличения их длины.
1)10 °
2)60°
3)40°
4)экватор
11.Выберите соответствие между материком и географическим объектом.
1.Австралия А) остров Сахалин
2.Евразия Б) озеро Эри
3.Северная Америка В) река Нил
4.Африка Г) горы Кордильеры.
12.Допишите предложение.
Великий математик Пифагор предположил, что Земля имеет форму ______________.
13. Выберите соответствие.
Когда произошли эти события?
1) Первый полёт человека в космос А) 12 апреля 1961г.
2) Первый выход человека в космос. Б) 21 июля 1969г.
3) Первая высадка людей на Луну В) 18 марта 1965г.
14.В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится позади
вас?
15.Какое значение имело путешествие Фернана Магеллана?
Вариант 3.
1.Наука о происхождении небесных тел, их строении и движении называется
- география
- физика
- химия
- астрономия
2.Кто из средневековых путешественников побывал в Китае и описал жизнь и быт
китайцев.
- Марко Поло
- Бартоломео Диаш
- Васко да Гама
- Христофор Колумб
3.Какая из планет земной группы имеет спутники?
- Меркурий
- Венера
- Марс
- Нептун
4.Метеоритами называют космические тела, которые
- упали на Землю
- сгорели в земной атмосфере
- имеют твердое ядро и хвост из газов и мелкой пыли
- вращаются вокруг Солнца и образуют пояс между Марсом и Юпитером.
5.К какой стороне горизонта нужно повернуться лицом, чтобы справа оказался
север?
- к югу
- к востоку
- к западу
- к северо-востоку
6.Землетрясения и извержения вулканов чаше всего происходят
- в южных районах
- в центрах плит земной коры
- на границах плит земной коры
- на побережье океана.
7.В Африке расположена величайшая пустыня Земли
- Килиманджаро
- Сахара
- Виктория
- Эйр
8. Почва-это
- объект живой природы
- объект неживой природы
- особое природное тело
- результат деятельности человека.
9.Дополните. Зеленым цветом на плане местности показана ___________________________.
10. Расставьте параллели в порядке убывания их длины.
- 20°
- экватор
- 30°
- 70°
11.Выберите соответствие между материком и географическим объектом
1) Евразия А)гора Килиманджаро
2)Африка Б) река Амазонка
3)Южная Америка В)река Волга
4)Австралия Г) река Муррей.
12.Дополните. Это самый большой материк с разнообразным рельефом: высочайшими горами мира и самым глубоким озером.
13.Определите по карте какими океанами омывается Африка.
14.В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится слева
от вас?
15.Какое значение имело путешествие Христофора Колумба?
Ответы: 1 вариант: 1.1; 2.3; 3.2; 4.1; 5.2; 6.3; 7.4; 8.1; 9.А-2; Б-1; В-3; 10.4, 2, 3, 1;
11.1-Б; 2-А; 3-Г ; 12.Мировой Океан; 14. Рано утром солнце находится справа, если мы двигаемся в северном направлении; 15. Нашел морской путь в Индию.
2 вариант: 1.2; 2.2; 3.2; 4.1; 5.2; 6.3; 7.4; 8.3; 9.1,4,6; 10.1,3,2,4; 11.1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В;
12.шара; 13.1-А, 2-В, 3-Б; 14. Если рано утром солнце находится позади, то нужно двигаться в западном направлении; 15. Было доказано единство Мирового океана.
3 вариант:1.4; 2.1; 3.3; 4.1; 5.3; 6.3;7.2; 8.3; 9.Растительность; 10. 2,1,3,4; 11.1-В, 2-А,
3-Б, 4-Г; 12.Евразия; 13.Африка омывается Атлантическим и Индийским океанами;
14.Если рано утром солнце находится слева, то двигаться надо в южном направлении;
15.Христофор Колумб открыл Америку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочая программа по географии5-9 классы
Рабочая программа по предмету «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для учащихся 5 – 9 классов. ...