Авторская программа "Краевед" (рецензенты: кандидат наук РГУПС, М.Г. Иманова, кандидат наук РГУПС А.А. Скоморощенко)
рабочая программа по географии (8, 9, 10 класс) на тему
Программа имеет положительные результаты в обучении практическим навыкам научно-исследовательской работы, в знакомстве с актуальными проблемами Краснодарского края, дает возможность учащимся осознать происходящее в Краснодарском крае экономические и социальные процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
научно- географического общества «Краевед»
Работа в научном географическом обществе рассчитана на для учащихся 9 - 11 классов, способных заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Основная тема работы географического общества - «Социально-экономические аспекты функционирования Краснодарского края». Целью этой работы является изучение социально- экономических вопросов развития Краснодарского края и города Кропоткина. Исследуются проблемы и перспективы развития Кубани.
Содержание работы научного географического общества охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделён на шесть разделов.
В «Введении» учащиеся знакомятся с темой, целью и планом работы научного географического общества «Краевед», с видами исследовательских работ: проект, научно-исследовательская работа, научная статья, реферат, рецензия, аннотация; с этапами работы, по которым учащиеся будут выполнять свои исследования по выбранной теме; даётся обзор научно-практических конференций.
Во втором разделе «Научное познание и творчество», рассматриваются вопросы социально-экономических аспектов функционирования Краснодарского края и города Кропоткина для дальнейшего выбора темы над исследовательской работой.
Основные понятия для выбора темы: идея, гипотеза, поиск информации, цель, научное исследование, научное познание, научная тема, объект исследования, проблема, теория, наблюдение, сравнение, виды и поиски информации, умозаключение.
В третьем разделе «Работа над научным исследованием»,
ученики под руководством учителя определяют структуру исследовательской работы, определяют области исследования: выбор темы, актуальность, цели, задачи; ход исследования, составление плана исследовательской деятельности; проводится работа по сбору информации (научная литература, иллюстративные материалы, интервью, опросы, статистические данные);
работа с понятийным аппаратом; в конце работы ученик подводит итоги, формулирует результаты исследования и делает выводы. Вся эта работа отражается в заключении исследовательской работы.
В четвёртом разделе «Оформление исследовательской работы» ведётся работа с учащимися по ознакомлению требованиями к структуре оформления работы.
В пятом разделе «Подготовка презентации», ученики знакомятся с составлением презентаций, учатся самостоятельно выполнять их.
В заключительном шестом разделе «Защита научно-исследовательской работы» содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской деятельности в ходе процедуры её защиты.
Содержание программы.
I. Введение ( 1 час)
Тема, цель и план работы научного географического общества «Краевед».
Виды исследовательских работ (знакомство с понятиями): проект, научно-исследовательская работа, научная статья, реферат, рецензия, аннотация.
Этапы работы, выполняются исследования по выбранной теме.
Обзор федеральных, краевых, муниципальных научно-практических конференций учащихся.
II. Научное познание и творчество (11 часов)
Вопросы социально-экономических аспектов функционирования Краснодарского края и города Кропоткина ( выбора темы над исследовательской работы):
- Краснодарский край – пирамида социально-экономической жизни современного общества;
- Краснодарский край - верхнее звено в технологической цепочке агропромышленного производства;
- Краснодарский край центр подготовки кадров, распределения продукции, предоставления различных услуг сельскому и городскому населению;
- Краснодарский край территория с выгодным экономико-географическим положением для привлечения инвестиций, развития инвестиционных направлений внешнеэкономической и межрегиональной хозяйственной деятельности;
- социально-экономические вопросы функционирования города Кропоткина, знание его функциональной специфики, которая позволит оптимизировать систему управления экономикой и достичь концепции устойчивого развития и достижения высокого качества жизни;
Основные понятия для выбора темы: идея, гипотеза, поиск информации, цель, научное исследование, научное познание, научная тема, объект исследования, проблема, теория, наблюдение, сравнение, виды и поиски информации, умозаключение.
Примерная тематика научно-исследовательских работ и
проектов:
1. «Курорты и туризм Краснодарского края»;
2. «Инвестиционные компании в экономике города Кропоткина»;
- «ОАО «Кропоткинский хлебокомбинат» в экономике города и края»
- «Разработка бизнес-плана по строительству рекреационной зоны «Аквапарк»;
- «Создание бизнес-проекта по строительству завода по переработке бытовых отходов»;
- «ООО «Вымпел в экономике Краснодарского края и города Кропоткина»;
- «Экономико-географическая характеристика машиностроительного завода»;
- «Транспортный комплекс Краснодарского края»;
9. «ООО «Кропоткинский молочный комбинат» в экономике края»;
10. «Инвестиции Краснодарского края»;
Практическая работа. Экскурсия на предприятие города Кропоткина. Разработка, защита и презентация проекта по участию этого предприятия в экономике города и края.
Творческая работа. Выявление проблемы: является ли территория города Кропоткина благоприятной для привлечения инвестиционных компаний.
III. Работа над научным исследованием (13 часов)
Определение области исследования:
- выбор темы, актуальность, цели, задачи;
- ход исследования, составление плана исследовательской деятельности;
- работа по сбору информации (научная литература, иллюстративные материалы, интервью, опросы, статистические данные);
- работа с понятийным аппаратом;
- заключение исследовательской работы (выводы);
Практическая работа. Работа над научно- исследовательской работой или проектом по выбранной теме.
IV. Оформление исследовательской работы (2 часа)
1. Требования к оформлению работы:
- формат;
- объём;
- шрифт;
- интервал;
- поля;
- нумерация страниц;
- заголовки;
- сноски и примечания;
2. Структура оформления:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список литературы;
- приложения;
V. Подготовка презентации ( 6 часов)
Знакомство учащихся с составлением презентаций. Обучение выбору основных вопросов исследовательской работы с применением мультимедийных приложений.
Просматривание на заседании научного географического общества «Краевед» выполненных презентаций.
VI. Защита научно-исследовательской работы ( 2 часа)
- психологический настрой учащегося;
- культура выступления и соблюдение правил этикета;
- ответы на вопросы;
- заключительное слово;
Тематическое планирование
научно- географического общества «Краевед»
(35 часов, 2 раза в неделю)
№ | Тема | Количество часов |
Введение | 1 | |
I. Научное познание и творчество | 11 | |
1. | Краснодарский край –пирамида социально-экономической жизни современного общества. | 1 |
2. | Краснодарский край – верхнее звено в технологической цепочке агропромышленного производства. | 1 |
3. | Краснодарский край – центр подготовки кадров, распределения продукции, предоставления различных услуг сельскому и городскому населению. | 1 |
4. | Краснодарский край – территория с выгодным экономико-географическим положением для привлечения инвестиций, развития инвестиционных направлений внешнеэкономической и межрегиональной хозяйственной деятельности. | 1 |
5. | Социально-экономические вопросы функционирования города Кропоткина, знание его функциональной специфики, которая позволит оптимизировать систему управления экономикой и достичь концепции устойчивого развития и достижения высокого качества жизни. | 1 |
6. | Основные понятия для выбора темы. Примерная тематика научно-исследовательских работ и проектов. | 1 |
7. | Практическая работа. | 3 |
8. | Творческая работа. | 2 |
III.Работа над научным исследованием | 13 | |
IV. Оформление исследовательской работы | 2 | |
Практическая работа | 2 | |
1. | Требования к оформлению работы | 1 |
2. | Структура оформления | 1 |
V. Подготовка презентации. | 6 | |
VI. Защита научно- исследовательской работы | 2 | |
Итого | 35 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Озеркова Р.А. Экономическая география
Краснодарского края. Краснодар. Книжное издательство 1983.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
3. Масленникова А.В.. Мтаериалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». – М.:Издательство «Просвещение», 2001.
4. Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. – с. 265
Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности. – М.: Издательство АПК и ПРО, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список печатных работ кандидата педагогических наук, зам. директора по УВР, учителя французского языка
Зачем соискателю ученой степени кандидата ХХХ наук необходимо написать и опубликовать ВАК-статью? В соответствии с пунктом 10 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», «Результаты диссертации...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Социальные изменения в мире, ведущие к глобальному процессу становления поликультурного информационного общества, предъявляют сегодня новые ...
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК. Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....
Открытый урок по теме "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"
Открытый урок по географии....
Конспект урока: "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"
Представление об экономической и социальной географии мира, определение ее задачи на современном этапе. Знакомство с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии...
Интеллектуально-познавательная игра, посвященная году науки и современных технологий в России: «Наука и труд - дивные всходы дают»
День российской науки отмечается 8 февраля. Этот день был утверждён указом президента России. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук. И сегодня Россия занимает лидирующ...
Наука и образование рабочий лист по науке 10 класс
Наука и образование рабочий лист по науке 10 класс...