Авторская программа "Краевед" (рецензенты: кандидат наук РГУПС, М.Г. Иманова, кандидат наук РГУПС А.А. Скоморощенко)
рабочая программа по географии (8, 9, 10 класс) на тему

Орёл Ольга Альбертовна

Программа имеет положительные результаты в обучении практическим навыкам научно-исследовательской работы, в знакомстве с актуальными проблемами Краснодарского края, дает возможность учащимся осознать происходящее в Краснодарском крае экономические и социальные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа 24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

научно- географического общества «Краевед»

             Работа в  научном географическом обществе рассчитана на для учащихся   9 - 11 классов, способных заниматься научно-исследовательской деятельностью.

  Основная тема работы географического общества - «Социально-экономические аспекты функционирования Краснодарского края». Целью этой работы является изучение социально- экономических вопросов развития  Краснодарского края и города Кропоткина. Исследуются проблемы и перспективы развития Кубани.

   Содержание работы научного географического общества охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделён на шесть разделов.

        В «Введении» учащиеся знакомятся с темой, целью и планом  работы научного географического общества «Краевед», с видами исследовательских работ: проект, научно-исследовательская работа, научная статья, реферат, рецензия, аннотация;  с этапами работы, по которым учащиеся будут выполнять свои исследования по выбранной теме; даётся обзор  научно-практических конференций.

        Во втором разделе «Научное познание и творчество», рассматриваются вопросы социально-экономических аспектов функционирования Краснодарского края и города Кропоткина для дальнейшего выбора темы над исследовательской работой.

       Основные понятия для выбора темы: идея, гипотеза, поиск информации, цель, научное  исследование, научное познание, научная тема, объект исследования, проблема, теория, наблюдение, сравнение, виды и поиски информации, умозаключение.

       В третьем разделе «Работа над научным исследованием»,

 ученики под руководством учителя определяют структуру исследовательской работы, определяют области исследования: выбор темы, актуальность, цели, задачи; ход исследования, составление плана исследовательской   деятельности; проводится работа по сбору информации (научная литература, иллюстративные материалы, интервью, опросы, статистические данные);

работа с понятийным аппаратом; в конце работы ученик подводит итоги, формулирует результаты исследования и делает выводы. Вся эта работа отражается в заключении исследовательской работы.

       В четвёртом разделе «Оформление исследовательской работы» ведётся работа с учащимися по ознакомлению требованиями к структуре оформления работы.

В пятом разделе «Подготовка презентации», ученики знакомятся с составлением презентаций, учатся самостоятельно выполнять их.                

В заключительном шестом разделе «Защита научно-исследовательской работы» содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской деятельности в ходе процедуры её защиты.

Содержание программы.

I. Введение ( 1 час)

Тема, цель и план  работы научного географического общества «Краевед».

Виды исследовательских работ (знакомство с понятиями): проект, научно-исследовательская работа, научная статья, реферат, рецензия, аннотация.

Этапы работы, выполняются  исследования по выбранной теме.

Обзор федеральных, краевых, муниципальных  научно-практических конференций учащихся.

II. Научное познание и творчество (11 часов)

Вопросы социально-экономических аспектов функционирования Краснодарского края и города Кропоткина ( выбора темы над исследовательской работы):

- Краснодарский край –  пирамида социально-экономической жизни современного общества;

- Краснодарский край - верхнее звено в технологической цепочке агропромышленного производства;

- Краснодарский край центр подготовки кадров, распределения продукции, предоставления различных услуг сельскому и городскому населению;

- Краснодарский край территория с выгодным экономико-географическим положением для привлечения инвестиций, развития инвестиционных направлений внешнеэкономической и межрегиональной хозяйственной деятельности;

- социально-экономические вопросы функционирования города Кропоткина, знание его функциональной специфики, которая позволит оптимизировать систему управления экономикой  и достичь концепции устойчивого развития и достижения высокого качества жизни;

Основные понятия для выбора темы: идея, гипотеза, поиск информации, цель, научное  исследование, научное познание, научная тема, объект исследования, проблема, теория, наблюдение, сравнение, виды и поиски информации, умозаключение.

Примерная тематика научно-исследовательских работ и

проектов:

1.  «Курорты и туризм Краснодарского края»;

2.  «Инвестиционные компании в экономике города Кропоткина»;

  1. «ОАО «Кропоткинский хлебокомбинат» в экономике города и края»
  2. «Разработка бизнес-плана по строительству рекреационной зоны «Аквапарк»;
  3. «Создание бизнес-проекта по строительству завода по переработке бытовых отходов»;
  4. «ООО «Вымпел в экономике Краснодарского края и города Кропоткина»;
  5. «Экономико-географическая характеристика машиностроительного завода»;
  6. «Транспортный комплекс Краснодарского края»;

     9.  «ООО «Кропоткинский молочный комбинат» в экономике края»;        

   10.  «Инвестиции Краснодарского края»;

Практическая работа. Экскурсия на предприятие города Кропоткина. Разработка, защита и презентация проекта по участию этого предприятия в экономике города и края.

Творческая  работа.  Выявление проблемы: является ли территория города Кропоткина благоприятной для привлечения инвестиционных компаний.

III.  Работа над научным исследованием (13 часов)

       Определение области исследования:

                    - выбор темы, актуальность, цели, задачи;

- ход исследования, составление плана исследовательской   деятельности;

- работа по сбору информации (научная литература, иллюстративные материалы, интервью, опросы, статистические данные);

- работа с понятийным аппаратом;

- заключение исследовательской работы (выводы);

       Практическая работа. Работа над научно- исследовательской работой или проектом по выбранной теме.

IV. Оформление исследовательской работы (2 часа)

       1. Требования к оформлению работы:

- формат;

- объём;

- шрифт;

- интервал;

- поля;

- нумерация страниц;

- заголовки;

- сноски и примечания;

      2. Структура оформления:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список литературы;

- приложения;

V. Подготовка презентации ( 6 часов)

Знакомство учащихся с составлением презентаций. Обучение выбору основных вопросов исследовательской работы с применением мультимедийных приложений.

Просматривание на заседании научного географического общества «Краевед» выполненных презентаций.

VI. Защита научно-исследовательской работы ( 2 часа)

- психологический настрой учащегося;

- культура выступления и соблюдение правил этикета;

- ответы на вопросы;

- заключительное слово;

Тематическое планирование

 научно- географического общества «Краевед»

(35 часов, 2 раза в неделю)

Тема

Количество часов

Введение

1

I. Научное познание и творчество

11

1.

Краснодарский край –пирамида социально-экономической жизни современного общества.

1

2.

Краснодарский край – верхнее звено в технологической цепочке агропромышленного производства.

1

3.

Краснодарский край – центр подготовки кадров, распределения продукции, предоставления различных услуг сельскому и городскому населению.

1

4.

Краснодарский край – территория с выгодным экономико-географическим положением для привлечения инвестиций, развития инвестиционных направлений внешнеэкономической и межрегиональной хозяйственной деятельности.

1

5.

Социально-экономические вопросы функционирования города Кропоткина, знание его функциональной специфики, которая позволит оптимизировать систему управления экономикой и достичь концепции устойчивого развития и достижения высокого качества жизни.

1

6.

Основные понятия для выбора темы.

Примерная тематика научно-исследовательских работ и проектов.

1

7.

Практическая работа.

3

8.

Творческая работа.

2

III.Работа над научным исследованием

13

IV. Оформление исследовательской работы

2

Практическая работа

2

1.

Требования к оформлению работы

1

2.

Структура оформления

1

V. Подготовка презентации.

6

VI. Защита научно- исследовательской работы

2

Итого

35

ЛИТЕРАТУРА

 1. Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Озеркова Р.А. Экономическая география

 Краснодарского края. Краснодар. Книжное издательство 1983.

 2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.

 3. Масленникова А.В.. Мтаериалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». – М.:Издательство «Просвещение», 2001.

 4. Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. – с. 265

Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности. – М.: Издательство АПК и ПРО, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список печатных работ кандидата педагогических наук, зам. директора по УВР, учителя французского языка

Зачем соискателю ученой степени кандидата ХХХ наук необходимо написать и опубликовать ВАК-статью? В соответствии с пунктом 10 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», «Результаты диссертации...

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Социальные изменения в мире, ведущие к глобальному процессу становления поликультурного информационного общества, предъявляют сегодня новые ...

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК.  Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....

Конспект урока: "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"

Представление об экономической и социальной географии мира, определение ее задачи на современном этапе. Знакомство с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии...

Интеллектуально-познавательная игра, посвященная году науки и современных технологий в России: «Наука и труд - дивные всходы дают»

День российской науки отмечается 8 февраля. Этот день был утверждён указом президента России. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук. И сегодня Россия занимает лидирующ...

Наука и образование рабочий лист по науке 10 класс

Наука и образование рабочий лист по науке 10 класс...