Рабочая программа внеурочной деятельности "Белгородоведение" 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Ауэр Наталья Николаевна

Программа составлена на основе

 авторской программы Т.М.Стручаевой «Белгородоведение в начальной школе» Москва, Издательский центр «БелИРО», 2014 г.

Актуальность программы

Актуальность программы

Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В третьем тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический процесс – бесспорный в материальном плане, сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи.

В программе «Белгородоведение» детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края, осознания разнообразных связей между объектами и явлениями окружающей среды на территории детского учреждения, лесопарках и водоемах в окрестностях города.

 

Цель программы внеурочной деятельности «Белгородоведение» - формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; создание условий для развития и применения метапредметных УУД.

Основные задачи реализации краеведческого содержания:

- обогащение духовного мира и нравственного опыта учащихся, формирование патриотических и гражданских личностных качеств на основе регионального краеведческого материала, формирование ценностного отношения к культурно-историческому и природному наследию региона;

- развитие умений работать с разными источниками информации, развитие творческих способностей учащихся;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.

В основу работы положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии.

Формы и методы работы: интегрированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий, беседы, праздники, краеведческие исследования, акции, защита презентаций, походы и экспедиции по родным местам, фестивали, краеведческие конференции, создание и работа школьных музеев, конкурсы, краеведческие викторины, написание сочинений, подготовка портфолио по краеведению

Место проведения: класс, музей, библиотека, предприятия, парк, зоопарк.

            Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 10-11 лет.                                                                                                        

Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 1 год.

Формы и режим занятий –  занятия проводятся 1 раз в неделю, начало занятий не раньше чем, через один час после окончания уроков, продолжительность занятия составляет – 45 минут;

Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Личностные и метапредметные результаты освоения программы кружка.

В результате освоения внеурочной учебной программы к концу 5 класса обучающиеся научатся:

● Различать прошлое, настоящее и будущее в жизни Белгородского края;

● Рассказывать о символике Белгородской области;

● Описывать достопримечательности региона;

● Находить на карте Белгородскую область и ее административные центры;

● Описывать по плану природную зону своего края, называть заповедные места Белгородчины;

● Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

● Называть представителей животного и растительного мира своего края, в том числе и занесенных в Красную книгу;

● Различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры их использования в Белгородской области;

● Характеризовать роль почвы в природе и особенности чернозема;

● Извлекать по заданию учителя и самостоятельно необходимую региональную информацию из дополнительных источников знаний (СМИ, Интернет, справочная литература и др.), обсуждать полученные сведения;

● Рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах, о выдающихся людях Белгородской области;

● Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения в природе и в быту;

● Рассказывать о результатах экскурсии по родному краю.

● Проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны и своего региона;

● Осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе;

● Находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, краеведческом музее, из бесед со взрослыми и СМИ;

● Собирать материал и составлять портфолио о родном крае.                

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochayaya_programma_belgorodovedenie_ot_menshikovoy_1.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора   по УВР

МБОУ «Гимназия №12 г. Белгорода

Зарубина О.К./___________/

 «___»  ______2016__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №12»

 г. Белгорода

Норцова Р.А./_____________/

«___»  ______2016__г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружка «Белгородоведение»

Возраст обучающихся – 10-11 лет

(5 класс)

Автор программы: Ауэр Н.Н.  

Белгород 2016-2017гг.

Пояснительная записка

Направление программы внеурочной деятельности кружка «Белгородоведение» духовно-нравственное. Программа составлена на основе

 авторской программы Т.М.Стручаевой «Белгородоведение в начальной школе» Москва, Издательский центр «БелИРО», 2014 г.

Актуальность программы

Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В третьем тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический процесс – бесспорный в материальном плане, сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи.

В программе «Белгородоведение» детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края, осознания разнообразных связей между объектами и явлениями окружающей среды на территории детского учреждения, лесопарках и водоемах в окрестностях города.

Цель программы внеурочной деятельности «Белгородоведение» - формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; создание условий для развития и применения метапредметных УУД.

Основные задачи реализации краеведческого содержания:

- обогащение духовного мира и нравственного опыта учащихся, формирование патриотических и гражданских личностных качеств на основе регионального краеведческого материала, формирование ценностного отношения к культурно-историческому и природному наследию региона;

- развитие умений работать с разными источниками информации, развитие творческих способностей учащихся;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.

В основу работы положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии.

Формы и методы работы: интегрированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий, беседы, праздники, краеведческие исследования, акции, защита презентаций, походы и экспедиции по родным местам, фестивали, краеведческие конференции, создание и работа школьных музеев, конкурсы, краеведческие викторины, написание сочинений, подготовка портфолио по краеведению

Место проведения: класс, музей, библиотека, предприятия, парк, зоопарк.

            Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 10-11 лет.                                                                                                        

Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 1 год.

Формы и режим занятий –  занятия проводятся 1 раз в неделю, начало занятий не раньше чем, через один час после окончания уроков, продолжительность занятия составляет – 45 минут;

Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Личностные и метапредметные результаты освоения программы кружка.

В результате освоения внеурочной учебной программы к концу 5 класса обучающиеся научатся:

● Различать прошлое, настоящее и будущее в жизни Белгородского края;

● Рассказывать о символике Белгородской области;

● Описывать достопримечательности региона;

● Находить на карте Белгородскую область и ее административные центры;

● Описывать по плану природную зону своего края, называть заповедные места Белгородчины;

● Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

● Называть представителей животного и растительного мира своего края, в том числе и занесенных в Красную книгу;

● Различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры их использования в Белгородской области;

● Характеризовать роль почвы в природе и особенности чернозема;

● Извлекать по заданию учителя и самостоятельно необходимую региональную информацию из дополнительных источников знаний (СМИ, Интернет, справочная литература и др.), обсуждать полученные сведения;

● Рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах, о выдающихся людях Белгородской области;

● Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения в природе и в быту;

● Рассказывать о результатах экскурсии по родному краю.

● Проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны и своего региона;

● Осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе;

● Находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, краеведческом музее, из бесед со взрослыми и СМИ;

● Собирать материал и составлять портфолио о родном крае.                

Учебно-тематический план (34 часа)

5 класс – 1 час в неделю 34 часа в год.

№п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

География Белгородской области

3

1

2

3.

История Белгородской области

6

2

4

4.

Белгородчина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

4

2

2

5.

Природа родного края

6

3

3

6.

Развитие экономики родного края

4

2

2

7.

Культура Белгородской области

6

2

4

8.

Подготовка и проведение итоговых занятий

3

2

1

Итого

34

11

23

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Дата

План

Факт

Введение (2 часа)

1.

Мой край – частица великой России.

Цели и задачи занятий по программе «Мой край – родная Белгородчина».

3.09

2.

Мой край – частица великой России.

Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.

10.09

3.

Белгородская область на карте и глобусе.

Родной регион - Белгородская область, его местонахождение на карте. Соседи Белгородской области. Белгород - столица Белгородской области. Административное деление региона.

17.09

4.

География Белгородской области.

Символы Белгородской области и муниципальных территорий. День рождения Белгородской области – 6 января 1954 года. Национальный состав народа, населяющего регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта русского народа.

24.09

5.

География Белгородской области.

(дадим задание на дом!!!)

Практические работы: оформление иллюстрированной карты Белгородской области; конкурс рисунков «А из нашего окна часть планеты так видна».

1.10

6.

Растительный мир родного края.

(конкурс рефератов)

Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.

8.10

7.

Животный мир родного края.

(сводим в краеведческий музей)

Практические работы: экскурсия в зоопарк, дендрарий, заповедник, живой уголок, зимний сад, ботанический сад БелГУ; оформление классной газеты и альбома по результатам экскурсий; экскурсия в краеведческий музей.

15.10

8.

Животный мир родного края.

(сочинение по экскурсии в музей)

Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.

22.10

9.

Водоемы родного края.

(сводим в парк и сфоторграфируем, оформим выставку)

Реки Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псел, Везелка, Тихая Сосна. Белгородское и Староосколькое водохранилища и их назначение. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни белгородцев.

Практические работы: экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.

5.11

10.

Полезные ископаемые Белгородской области

(ведем на экскурсию)

Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Железная руда. Основные месторождения железной руды на Белгородчине.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встречи с работниками горнодобывающей промышленности.

12.11

11.

Белгородские черноземы.

????

Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства на Белгородщине: полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.

Практические работы: экскурсия на сельскохозяйственное предприятие.

19.11

12.

Экология родного края. Особо охраняемые природные территории.

(акция для зоопарка)

Соберем, сами отвезем с кем ни будь из родителей, сфотографируем!

Красная книга Белгородской области. Особо охраняемые природные территории Белгородской области.  Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки.  Региональная программа «Зеленая столица».

Практические работы: экскурсия в зоопарк, поездка в заповедник, проведение акции «Помогите птицам» и других природоохранных акций.

26.11

13.

Развитие промышленности на Белгородчине.

Реферат на любую тему

Белгородчина и горнодобывающая промышленность. Строительство. Транспорт. Связь. Торговля. Занятия населения родного края. Профессии в Белгородской области.

3.12

14.

Развитие сельского хозяйства региона.

Реферат

Сельское хозяйство Белгородчины. Агропромышленные комплексы.

10.12

15.

Занятия городского сельского  населения Белгородской области.

создание альбома «Профессии наших родителей»

Практические работы: создание альбома «Профессии наших родителей», экскурсии на предприятия по месту работы родителей.

17.12

16.

Православие. Небесный покровитель земли Белгородской – Святитель Иоасаф

Православные храмы Святого Белогорья. Святитель Иоасаф.

24.12

17.

Они прославили Белгородскую землю.

Посещ.

Литературного музея - лекции

Русский актер М.С. Щепкин. Музыканты Г.Я. Ломакин, С.А. Дегтярев, М.Г. Эрденко. Философ Н.В. Станкевич. Писатель В.Я. Ярошенко. Выдающийся инженер В.Г. Шухов. Генерал армии Н.В. Ватутин. Дважды Герой Социалистического Труда В.Я. Горин. Художник С. Косенков. Олимпийская чемпионка С. Хоркина. Белгородские волейболисты - олимпийцы. Чемпион мира Федор Емельяненко.

14.01

18.

Они прославили Белгородскую землю.

подготовка классного альбома о знаменитых земляках

Практические работы: подготовка классного альбома о знаменитых земляках; поездка в авторские музеи; встречи с известными белгородцами

21.01

19.

История Белгородской области.

Лекция в литературном музее

Белгородская засечная черта. Крепость на Белой горе. Города-крепости на территории края. Яркие и важные события в истории родного региона.

28.01

20.

История Белгородской области.

Лекция в литературном музее

Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.

4.02

21.

История Белгородской области.

Экскурсия очная - заочная

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встреча с краеведами, экскурсия по центральным улицам города Белгорода и на Соборную площадь (очная и заочная).

11.02

22.

Белгородчина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Лекция в литературном музее

Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 года. Белгород – город первого салюта. День города Белгорода – 5 августа..

18.02

23.

История моей семьи в истории Белгородской области. Сочинение учащихся

Практические работы: участие членов семьи в Великой Отечественной войне.

25.02

24.

Белгород и Старый Оскол – города воинской славы России.

реферат

Военные памятники на территории Белгородской области. Музей «Курская дуга». Музей-диарама «Курская битва.

4.03

25.

Прохоровка - Третье ратное поле России.

экскурсия

Практические работы: поездки по памятным местам родного края, оформление коллективного альбома по результатам путешествия;

11.03

26.

Достопримечательности Белгородской области.

реферат

Достопримечательности родного края. Архитектура. Памятники культуры и истории края. Спортивные комплексы.

18.03

27.

Музеи – хранители истории Белгородского края.

Региональные музеи. Учреждения культуры и образования.

25.03

28.

Учреждения культуры Белгородской области.

Экскурсия в музей

Практические работы: экскурсии к памятным местам области, в музеи, учреждения культуры; оформление материалов по результатам экскурсий.

8.04

29.

Традиции и обычаи Белгородской земли.

Участие в пасхальной выставке

Участие в выставках и народных праздниках, фестивалях.

15.04

30.

Народные промыслы Белгородского края.

Литературный музей

Народные промыслы края. Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

22.04

31.

Образовательные учреждения региона. Литературный музей

Учреждения культуры и образования

29.04

32.

Подведение итогов занятий.

 Организация выставки по итогам экскурсии

Проведение краеведческих викторин, олимпиад и конкурсов. Организация выставки.

6.05

33.

Знаменательные события в истории Белгородской области (за текущий год).

портфолио «Мой край – родная Белгородчина».

Практические работы: подготовка портфолио «Мой край – родная Белгородчина».

13.05

34.

Семь чудес Белгородчины.

Практические работы: подготовка и проведение выставок.

20.05

Содержание программы внеурочной деятельности

1. Вводное занятие.

Цели и задачи занятий по программе «Мой край – родная Белгородчина». Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.

2. География Белгородской области.

Родной регион - Белгородская область, его местонахождение на карте. Соседи Белгородской области. Белгород - столица Белгородской области. Административное деление региона. Символы Белгородской области и муниципальных территорий. День рождения Белгородской области – 6 января 1954 года. Национальный состав народа, населяющего регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта русского, украинского народов, турков-месхитинцев, татар,  армян, азербайджанцев и др.

Практические работы: оформление иллюстрированной карты Белгородской области; конкурс рисунков «А из нашего окна часть планеты так видна».

3. История Белгородской области.

Белгородская засечная черта. Крепость на Белой горе. Города-крепости на территории края. Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встреча с краеведами, экскурсия по центральным улицам города Белгорода и на Соборную площадь (очная и заочная).

4. Белгородчина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 года. Белгород – город первого салюта. День города Белгорода – 5 августа. Военные памятники на территории Белгородской области. Музей «Курская дуга». Музей-диарама «Курская битва. Прохоровское направление». Третье ратное поле России – Прохоровка. Звонница. Музей Прохоровского танкового сражения.  Белгород и Старый Оскол – города воинской славы России.

Практические работы: поездки по памятным местам родного края, оформление коллективного альбома по результатам путешествия; участие членов семьи в Великой Отечественной войне.

5. Природа родного края.

Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.

Практические работы: наблюдения за любимым уголком природы в разные времена года, оформление фотоальбома.

Водоемы родного края. Реки Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псел, Везелка, Тихая Сосна. Белгородское и Староосколькое водохранилища и их назначение. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни белгородцев.

Практические работы: экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.

Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Железная руда. Основные месторождения железной руды на Белгородчине. Губкин – город горняков. Старооскольский электрометаллургический комбинат.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встречи с работниками горнодобывающей промышленности.

Белгородчина – одна из черноземных областей России. Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства на Белгородщине: полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.

Практические работы: экскурсия на сельскохозяйственное предприятие, встречи с работниками сельскохозяйственных предприятий; экскурсия в краеведческий музей.

Природные зоны на территории родного края. Характерные особенности лесостепной и степной зон.

Практические работы: экскурсии в парк, лес, на луг, поле; работа с гербарием растений родного края. Экскурсия в краеведческий музей.

Растения и животные Белгородской области. Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.

Практические работы: экскурсия в зоопарк, дендрарий, заповедник, живой уголок, зимний сад, ботанический сад БелГУ; оформление классной газеты и альбома по результатам экскурсий; экскурсия в краеведческий музей.

Природные сообщества (лесные и лугово-степные сообщества, водно-болотные угодья) Белгородской области. Взаимосвязи в сообществе грибов, растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Единство живого и неживого в природе.

Практические работы: экскурсии в лес, парк, на лугово-степные участки, водоем; оформление маршрутных листов путешествий; подготовка гербария и альбома лекарственных растений родного края; экскурсия в краеведческий музей.

Охрана природных богатств. Красная книга Белгородской области. Особо охраняемые природные территории Белгородской области.  Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки.  Региональная программа «Зеленая столица».

Практические работы: экскурсия в зоопарк, поездка в заповедник, проведение акции «Помогите птицам» и других природоохранных акций.

6. Развитие экономики родного края.

Белгородчина и горнодобывающая промышленность. Сельское хозяйство Белгородчины. Агропромышленные комплексы. Строительство. Транспорт. Связь. Торговля. Занятия населения родного края. Профессии в Белгородской области.

Практические работы: создание альбома «Профессии наших родителей», экскурсии на предприятия по месту работы родителей.

7. Культура Белгородской области.

Достопримечательности родного края. Архитектура. Православные храмы Святого Белогорья. Святитель Иоасаф. Памятники культуры и истории края. Региональные музеи. Учреждения культуры и образования. Спортивные комплексы. Народные промыслы края. Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

Ими гордится Белгородская земля. Русский актер М.С. Щепкин. Музыканты Г.Я. Ломакин, С.А. Дегтярев, М.Г. Эрденко. Философ Н.В. Станкевич. Писатель В.Я. Ярошенко. Выдающийся инженер В.Г. Шухов. Генерал армии Н.В. Ватутин. Дважды Герой Социалистического Труда В.Я. Горин. Художник С. Косенков. Олимпийская чемпионка С. Хоркина. Белгородские волейболисты - олимпийцы. Чемпион мира Федор Емельяненко.

Практические работы: подготовка классного альбома о знаменитых земляках; поездка в авторские музеи; встречи с известными белгородцами.

8. Подготовка и проведение итоговых занятий.  

Подведение итогов занятий. Проведение краеведческих викторин, олимпиад и конкурсов. Организация выставки портфолио.

Практические работы: подготовка портфолио «Мой край – родная Белгородчина», проведение выставок.

Методическое обеспечение:

● формы проведения занятий – интегрированные занятия, экскурсии, игры, конкурсы, походы;

● дидактический материал – гербарии, коллекции, изобразительные наглядные пособия, географические и исторические карты;

● приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса – словесные, наглядные, метод ассоциаций;

● техническое оснащение учебных занятий – компьютер, мультимедийный проектор;

● формы подведения итогов по каждой теме или разделу программы внеурочной деятельности: краеведческие исследования, защита презентаций, краеведческие конференции, конкурсы, краеведческие викторины, написание сочинений, подготовка портфолио по краеведению;

Список литературы (Библиография).

  1. Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD.

  1. «Мой край – родная Белгородчина»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов школ Белгородской области. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014.

  1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.

  1. Белгородская энциклопедия / Гл. редВ.В.Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил.

  1. Дневник юного путешественника. – Белгород, 2013.

  1. Животный мир Белгородской области / [А.В. Присный, И.Ф. Седин, В.В. Червоный и др.; под ред. А.В. Присного]. – Белгород: Белгородская обл. тип., 2012. – 400 с. : ил.

  1. Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород, 2004. – 352 с.

  1. Лимаров А.И., Ткаченко А.И. Белгород вчера и сегодня.- Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2009. – 128 с., ил.

  1. Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4 классов /Составители Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков. – Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.- 78 с.

  1. Овчинников В.В., Гильман Л.Я. Белгород – город воинской славы. – Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2007. – 380 с.: ил.

  1. Овчинников В.В. Земля Белгородская: легенды, тайны, чудеса, были, небыли, сказы / Фото Л.Я. Гильман. – Белгород: Белгород. обл. тип., 2011. – 264 с., ил.

  1. Растительный мир Белгородской области / Чернявских В.И., Дегтярь О.В., Дегтярь А.В., Думачева Е.В. – Белгород: Белгородская областная типография, 2010. – 472 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....