Интегрированный урок по литературе и географии в 5 классе. «Павел Петрович Бажов – долговекий мастер. Уральских гор сказочник».
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Цель урока: Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности в группах на примере жизни и творчества П.П.Бажова.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Показать величие писателя, исключительность его дарования.
2. сформировать представление о горном Урале и его природных богатствах;
3. знакомство с жанром сказа и героями сказов Бажова.
Развивающие:
1. Развитие умения находить материал по теме.
2. Развитие познавательной активности.
3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
4. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству П.П.Бажова и к литературе в целом, их творческие способности с учетом индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, речь, навыки выразительного чтения, интеллект.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к литературе, высокие нравственные и эстетические ценности, толерантность, коллективизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_literature_i_geografii_v_5_klasse.docx | 145.9 КБ |
prilozhenie_3_slyshko.pptx | 297.79 КБ |
prilozhenie_2_viktorina_po_geroyam_bzhova.pptx | 2.18 МБ |
zagadki_i_sharady.pptx | 738.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №17»
Интегрированный урок по литературе и географии в 5 классе.
«Павел Петрович Бажов – долговекий мастер. Уральских гор сказочник».
Авторы:
учитель русского языка и литературы
Валова Татьяна Михайловна
первой категории
МБОУ Лицей №17,
учитель географии
Кашина Татьяна Николаевна
первой категории
МБОУ Лицей №17.
Сухой Лог
2017
Интегрированный урок по литературе и географии в 5 классе.
Тема урока: «Павел Петрович Бажов – долговекий мастер. Уральских гор сказочник».
Цель урока: Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности в группах на примере жизни и творчества П.П.Бажова.
Задачи урока:
Образовательные:
- Показать величие писателя, исключительность его дарования.
- сформировать представление о горном Урале и его природных богатствах;
- знакомство с жанром сказа и героями сказов Бажова.
Развивающие:
- Развитие умения находить материал по теме.
- Развитие познавательной активности.
- Развитие навыков исследовательской деятельности.
- Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству П.П.Бажова и к литературе в целом, их творческие способности с учетом индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, речь, навыки выразительного чтения, интеллект.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к литературе, высокие нравственные и эстетические ценности, толерантность, коллективизм.
Оборудование: Книжная выставка по сказам П.П. Бажова «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», карта России и Урала, образцы минералов и горных пород, фотоиллюстрации изделий из минералов и горных пород, выставка детских рисунков «Природные уникумы Урала», мультимедийная установка.
Тип урока: интегрированный.
Ход урока.
Звучит музыка Л. Шварца их кинофильма «Каменный цветок». Учащиеся в костюмах крестьянских детей начала 20 века входят под музыку в класс. На «завалинку» усаживается Дед Слышко (ученик в костюме, загримирован под старичка). Старик бьёт по железу.
Старик | - Эй, кто там? Что за люди у казённого места в поздний час шляются? По какому праву? А?! |
Дети | - Это мы – ребята заводские… Это мы. |
Старик | - Да не мыкай, а толком отвечай – кто идёт. |
Девочка | - Прости, дедушка. Мы, дедушка, за сказками пришли |
Старик | - За сказками? Придумали тоже! Сказки – это, слыш – ко, про Курочку Рябу да золотое яичко. Ты, поди, опоздала такие сказки слушать! Про старинное житьё расскажу. Только это не сказки, а сказы да побывальщина называется. Эх, вы, скворчата, за день набегались, накричались, теперь ушам охота работу дать? Ладно уж, расскажу вам. |
Мальчик | - А это новая сказка? |
Старик | - Чур, не перебивать! Я, может, про твою прабабку говорить буду, а ты говоришь – сказку! Слушай вот и примечай себе на пользу, какие в старину девушки были… |
Учитель (литературы) | - Вот так много – много лет назад дедушка по прозвищу «Слыш – ко» начал рассказывать ребятишкам сказы старого Урала. Именно они и составили первый сборник сказов Павла Бажова. Сегодня наш урок посвящён 130 – летию сказочника Уральских гор. |
ученица читает стихотворение Е. Хоринской «Домик писателя» Недалеко от Исети –
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой…
След копыта серебрится,
Вьётся змейкою в ночи.
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данило над цветком…
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
А из сада – гомон птичий,
Ветви тянутся к лучам.
Есть ещё такой обычай
У ребят у свердловчан:
Каждою весною новой
Тихо входят на крыльцо –
Попросить в саду Бажова
Маленькое деревцо.
И посадят возле школы
Всем лихим ветрам назло,
Чтобы крепким и веселым
Это дерев росло.
И шумит листовой рябинка,
Зеленеет каждый год…
К дому этому тропинка
Никогда не зарастёт…
УЧИТЕЛЬ (литературы) - Павел Петрович Бажов родился в городе Сысерти (Сысертский Завод) на Урале, в семье заводского мастера металлургического завода. Родители, да и дед с бабкой много нужды и горя в жизни хлебнули, а парнишку берегли, далее за шалости не наказывали. Когда пришло время учиться, отдали его в трёхлетнюю земскую школу. Здесь учитель отличал способного и смекалистого мальчика и советовал родителям учить сына дальше. Но бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище и мальчика отдали в Екатеринбургское духовное училище (в нём была самая низкая плата за обучение). Окончив училище, в 14 лет Павел Бажов поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался шесть лет. Окончив семинарию, он стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Павел Бажов всегда интересовался историей своего родного края, сказками и легендами, которые рассказывали старики, много путешествовал по Уралу. Прежде чем стать писателем, Павел Петрович немало лет работал журналистом.
Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. В 1939 году была опубликована первая книга «Сказы старого Урала» — «Малахитовая шкатулка». Павел Бажов говорил, что в основе его сказов «быль с элементами сказочного». Сказка — это вымысел, а сказ— это описание реальных событий, но с элементами фантастики. Сказы Бажова причудливы, захватывающе чудесны. Герои сказов — крепостные люди, уральские рабочие: рудокопы, мастера-камнерезы, гранильщики. Они трудолюбивы и вдохновенно талантливы. Данило-мас-тер, его сын Митрий стараются сделать такой красоты вещи, «чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Такие мастера по душе Хозяйке Медной горы. И другие чудесные персонажи — Огневушка-поскакушка, бабка Синюшка, Великий Полоз, козлик Серебряное копытце — живут рядом с уральскими мастерами, участвуют в их судьбе.
Сборник «Малахитовая шкатулка» объединил поначалу 14 произведений. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 сказов. Эти сказы принесли их автору заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая, а на ВВЦ есть фонтан «Каменный цветок». По сказам Бажова снято несколько мультфильмов, есть пьеса «Серебряное копытце», опера Кирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».
УЧИТЕЛЬ (географии) - читает стихотворение В. Радкевича «Земля Бажова»
То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря
Ты прекрасна земля Бажова
Трудовая Урал земля!
Прорастают цветы сквозь скалы
Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнём,
Ошлифованы самоцветы
Жизнью, радостью и трудом.
И становится слово делом
В каждом камне – цветы цветут…
Продолжается сказ Бажова,
Продолжается жизнь и труд!
Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимо своеобразна красота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачными озёрами.
Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
«Урал» по-башкирски — «пояс». Длина его 2500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Более 800 различных минералов хранятся в Уральских горах. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл. На Урале родилось слово «самоцветы». Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал -- родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.
Есть ещё одна легенда об Урале:
Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе редко. Однако везде хоть сколько-нибудь, да попало. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят — изумруд да малахит, озёра — горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит. И люди, которые здесь живут, - - чисто камень-самоцвет: трудолюбивые, мастеровые...
Именно таких мы и встречаем в «Уральских сказах» П.П. Бажова.
ВЫХОД ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ
Хорошо. А кто знает, что такое малахит? (Дети или молчат, или отвечают: камень, боль-гае ничего не знают). Это действительно камень. А вместе с тем, это минерал, окись меди. Возможно, это вам пока ни о чём не говорит. Но вы, наверное, знаете, что железо на воздухе ржавеет, покрывается плёнкой ржавчины. Суть этого явления такова. Железо, при взаимодействии с водяными парами и кислородом, которые содержатся в воздухе, окисляется. Поэтому и образуется ржавчина — результат окисления железа. То же самое происходит и с медью. Только медь при окислении покрывается плёнкой зеленоватого цвета. В природе, в том числе и на Урале, на тех участках, где медная руда выходит на поверхность или залегает на небольшой глубине, она окисляется — так и образуется малахит. Но есть и другая разновидность окиси меди — Лазурит. И малахит, и лазурит являются ценными поделочными камнями. Возможно, вы слышали, что есть такоеядовитое вещество — медный купорос, он употребляется в качестве отравы для уничтожения вредителей культурных растений в садах, на огородах, на полях. Так вот, медный купорос — это как бы порошок малахита. В природе такой порошок уплотняется с течением времени, отсюда и камень малахит. Таким образом, если где-то на поверхности люди находят малахит — это значит, что на глубине обязательно есть медная руда. Вот почему в сказке Бажова сказочное существо Малахитница называется Хозяйкой Медной горы. Теперь вам ясно, почему Хозяйка называется Хозяйкой Медной горы, хотя Данила-мастер брал в этой горе не медь, а малахит.
В сказах Бажова постоянно отмечается, что места на Урале, где добываются драгоценные и красивые поделочные камни, отличаются от окружающей местности другим, особым характером растительности и животного мира. Кто приведёт такие примеры? (Ответы детей: ...) А почему так? А вот почему. Дело в том, что в почве над различными месторождениями неизбежно наблюдается повышенное содержание этих элементов. Скажем, на месторождении меди в почве — повышенное содержание элементов меди, а на месторождении марганца — соответственно марганца, и т.д. Вы знаете, что растения берут для своего роста питательные вещества из почвы. А значит, и в самих растениях и в их плодах тоже наблюдается повышенное содержание этих элементов. Ну, и, конечно, в тканях животных, которые питаются этими растениями. Внешний вид растений в таких случаях меняется, они приобретают либо гигантский вид, либо угнетённый, низкорослый. Изменяется и их цветовая гамма. Это отражается и на животных. Помните, у Бажова ящерки у Медной горы — ярко зелёные, необычайно красивые. Вот по таким признакам раньше, когда ещё не было учёных-геологов, люди, обладавшие наблюдательностью, находили месторождения различных руд. Людей таких называли рудознатцами.
Вот, например, вы знаете, что такое чага? Его ещё называют берёзовый гриб чага. Он целебный. И действительно «растёт» на стволе берёзы. Но вот учёные-биологи до сих пор не знают, что это такое. На гриб-трутовик он не похож. Это какое-то инородное образование с целым спектром микроэлементов, и в первую очередь марганца. Так вот, чага образуется на берёзе в том случае, если в почве, на которой растёт дерево, наблюдается повышенное содержание марганца. И если на каком-то участке на берёзах часто наблюдается чага, это означает, что на этом участке присутствует месторождение марганца. Таким образом, в природе всё взаимосвязано, и надо обязательно развивать в себе наблюдательность. На всё необычное надо обращать внимание, задавать себе вопрос: «А почему так?» И уметь отвечать на него, анализировать. Если вы заметите что-то необычное и не сможете сами объяснить, приходите ко мне, вместе разберёмся.
Викторина по горным породам Приложение 1
Учитель | - Павел Бажов говорил: «Пиши да пиши сказы и укладывай в одну шкатулку». |
Старик | - Э – хе- хе…Много сказов знает дед Слыш – ко. Вижу, и вы любите слушать и читать. Я не ошибся? |
Дети | Отвечают |
Старик | - Сейчас проверю. Вот шкатулка малахитовая с камнями – самоцветами. Да и у Вас уже смотрю камушки появились. За правильный ответ камушек – самоцвет получите. Кто больше самоцветов наберёт, тот и победил. |
Викторина по героям Бжова «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР СКАЗОВ БАЖОВА» Приложение 2
Учитель (литературы): Ребята вы уже поняли, что одной из особенностей сказов П.П.Бажова является присутствие рассказчика – человека из народа, весёлого дедушки Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: «Слышь-ко». Что означает: «Знаешь ли?» Речь дедушки Слышко передаёт его взгляд на мир, оценку людей, событий. Одними он восхищается, другими возмущается, над третьими смеётся за их злобу.
Следующее наше ипытание так и называется «Слышь-ко…» и проводит его сам дедушка Слышко.
( входит дедушка Слышко и проводит испытание) Приложение 3
- Слышь-ко, из какого камня была сделана знаменитая шкатулка? ( из малахита)
- Слышь-ко, а на каком музыкальном инструменте играл Данила? (на рожке)
- Слышь-ко, а как звали кошку Дарёнки? (Мурёнка)
- Слышь-ко, чем занимался старик Кокованя? (охотой)
- Слышь-ко, какой колдовской цветок цветёт на Иванов день? (папоротник)
- Слышь-ко, как звали Данилку за его тихий нрав? (Тихоход)
- Слышь-ко, из кого состояло войско Хозяйки Медной горы? ( из ящериц)
- Слышь-ко, какое наследство оставила бабка Лукерья Илье? (перья)
Хозяйка Медной горы:
Ну, молодцы, ребята. Ой, а куда же все мои каменья подевались из шкатулки малахитовой? Неужто хитники какие ограбили меня? Что же я дарить теперь вам буду? Вот мой сказ: « Кто найдёт каменья мои драгоценные да вернёт их мне, тому они и достанутся».
УЧИТЕЛЬ (литературы): Вам предлагаются индивидуальные задания в паре.
1 группа – игра Собери название сказки
2 группа – кроссворд Сказы Бажова
3 группа – викторина по биографии
4 группа – викторина кому принадлежат предметы
5 группа – с Уральского на русский
7 группа – тест по произведению Серебряное копытце
Учителя объясняют парам задания
5 – 10 минут
ИТОГИ с презентацией
УЧИТЕЛЬ (географии) – проводит рефлексию.
В путешествие по местам, самобытным в природном, этнографическом, геологическом и литературно-фольклорном смысле, связанным с творчеством уральского писателя Павла Петровича Бажова, приглашает сайт «Бажовских сказов дивные места» (http://uralring.eunnet.net/bazhov/index.html).
Выражение «живинка в деле» стало широко употребляемой поговоркой, оно означает творческий подход к труду. Вы тоже показали сегодня свою «живинку в деле», в деле приобщения к творчеству великого мастера слова П.П.Бажова. Спасибо за урок.
Приложение 1
Следующее наше ипытание так и называется «Слышь-ко…» и проводит его сам дедушка Слышко.
- Слышь-ко, из какого камня была сделана знаменитая шкатулка? ( из малахита)
- Слышь-ко, а на каком музыкальном инструменте играл Данила? (на рожке)
- Слышь-ко, а как звали кошку Дарёнки? (Мурёнка)
- Слышь-ко, чем занимался старик Кокованя? (охотой)
- Слышь-ко, какой колдовской цветок цветёт на Иванов день? (папоротник)
- Слышь-ко, как звали Данилку за его тихий нрав? (Тихоход)
- Слышь-ко, из кого состояло войско Хозяйки Медной горы? ( из ящериц)
- Слышь-ко, какое наследство оставила бабка Лукерья Илье? (перья)
Приложение 2
Викторина по биографии П.П.Бажова:
- В каком городе прошло детство П.П.Бажова?
- Где учился П.П.Бажов?
- Кем работал П.П.Бажов по окончании семинарии?
- Как называется сборник сказов П.П.Бажова, за которое он получил Государственную премию?
- Назовите первую публикацию П.П.Бажова.
- От чьего имени ведётся повествование большинства довоенных сказов П.П.Бажова?
- Назовите псевдонимы П.П.Бажова
В каком году был написан последний сказ П.П.Бажова?
Приложение 3
КОНКУРС «ПУТАНИЦА»
МЕДНОЙ | ГОРЫ | |
ОГНЕВУШКА- | ПОСКАКУШКА | |
ГОЛУБАЯ | ЗМЕЙКА | |
МАЛАХИТОВАЯ | ШКАТУЛКА | |
ТАЮТКИНО | ЗЕРКАЛЬЦЕ | |
СЕРЕБРЯНОЕ | КОПЫТЦЕ | |
КАМЕННЫЙ | ЦВЕТОК | |
ХОЗЯЙКА | ПОДОШВЫ | |
ПОЛОЗА | ПРИКАЗЧИКОВЫ | |
КОШАЧЬИ | УШИ | |
ПРО | ВЕЛИКОГО | |
ХРУПКАЯ | ВЕТОЧКА | |
ЗОЛОТОЙ | ВОЛОС | |
СИНЮШКИН | КОЛОДЕЦ | |
ГОРНЫЙ | МАСТЕР |
Приложение 4
Кроссворды
СКАЗЫ ПАВЛА БАЖОВА
5 | |||||||||||||||
2 | 11 | ||||||||||||||
3 | 7 | 12 | |||||||||||||
1 | 9 | ||||||||||||||
10 | 14 | 16 | |||||||||||||
4 | 6 | 8 | 13 | 15 | |||||||||||
С | К | А | З | Ы | П | А | В | Л | А | Б | А | Ж | О | В | А |
По вертикали: дополни слово в название сказа Бажова:
- «Огневушка - …»
- «Две…»
- «…лебеди»
- «…след»
- «…цветок»
- «Приказчиковы …»
- «…шкатулка»
- «Хрупкая …»
- «…змейка»
- «… ходок»
- «… копытце»
- «… уши»
- «… в деле»
- «Медной горы …»
- «Про … Полоза»
- «… гора»
БОГАТСТВА УРАЛА
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
2 | 7 | 9 | 14 | ||||||||||
1 | 10 | 12 | 13 | ||||||||||
8 | 11 | ||||||||||||
3 | 6 | ||||||||||||
Б | О | Г | А | Т | С | Т | В | А | У | Р | А | Л | А |
Угадай, как называются сокровища Урала, если буквы в названиях переставлены:
1.БУНИР
2.ТОНИДОР
3.И 4 НОРГЫЙ ЛЬТУРСАХ
5.ОТОЗОЛ
6.ЛОСЬ (НАМЕНКАЯ)
7.ТАПИНАЛ
8.РАНАВЮТИН
9.ХАЛИТАМ
10.МИЗУДУР
11.ЦОЛЕР
12.РАМРОМ
13.ЛАТЬК
14.ШАЯМ
Приложение 5
Причтелось – | Щегар – |
Слышок – | Толмить – |
Тулово- | Листвянка - |
Пословные – | Ремье – |
Бассенька – | Хитник – |
Сойкнул – | Обуя – |
Обратать – | Плести – |
Вожгаться – | Пимы – |
Запончик – | Зарукавье – |
Сноровлять – | Провинка - |
Скудаться – | Голк –шум |
Сурьмяной – | Балодка – |
Подлеток – | Помучнеть – |
Похаять - | Мараковать – |
Папора – | Пировля – |
Причтелось – пришлось
Щегар – горный мастер
Слышок – слух
Толмить – твердить
Тулово- туловище
Листвянка - лиственница
Пословные – послушные
Ремье – лохмотья
Бассенька – красивая
Хитник – вор
Сойкнул – крикнул
Обуя – обувь
Обратать – подчинить
Плести – сплетничать
Вожгаться – трудиться
Пимы –валенки
Запончик – фартук
Зарукавье – браслет
Сноровлять – помогать
Провинка - ошибка
Скудаться – болеть
Голк –шум
Сурьмяной – чёрный
Балодка – молоток
Подлеток – подросток
Помучнеть – побледнеть
Похаять - осудить
Мараковать – понимать
Папора – папоротник
Пировля – пир
Приложение 6
Приложение 7
Тест по произведению П. П. Бажова
«Серебряное копытце»
| ||
А) 8 | Б) 6 | В) 7 |
| ||
А) серая | Б) белая | В) бурая |
| ||
А) 5 | Б) 2 | В) 6 |
| ||
А) левая передняя | Б) правая передняя | В) обе передние |
| ||
А) Дарья Григорьевна | Б) Дарёнка Григорьевна | В) Даша Георгиевна |
| ||
А) 5 | Б) 3 | В) 2 |
| ||
А) зелёные | Б) фиолетовые | В) голубые |
ЛИТЕРАТУРА
- Бажов, П.П. Уральские были. Зелёная кобылка. Дальнее — близкое (Автобиографические произведения) // Бажов П.П. Сочинения в 3-х тт. Т. 3. — М.: Худож. лит., 1952.— С. 7—199.
- Бажов Павел Петрович // Русские писатели, XX век. Биобиблиогр. слов. В 2 ч. Ч. 1 А—Л. — М.: Просвещение, 1998. — С. 122— 124.
- Бажова-Гайдар, А.П. Глазами дочери. — М.: Сов. Россия, 1978.
- Батин, М.А. Павел Бажов. — М.: Современник, 1976. — 262 с.
- Ерёмин, В. Послесловие // Бажов П.П. Уральские сказы. — М.: Моск. рабочий, 1976. — С. 427—439.
- Ключ от малахитовой шкатулки: Интервью с Ариадной Павловной Бажовой-Гайдар // Библиотека в школе. — 2005. — № 20. — С. 20—21.
- На родине П.П. Бажова: Дополнительный материал // Читаем, учимся, играем. — 2003. — № 11. — С. 37.
- Павел Бажов. Воспоминания о писателе.— М.: Советский писатель, 1961.
- Полозова Т.Д. Праздник в самом себе. Чтение — творческая деятельность, гармонично развивающая человека растущего. Вехи жизни и творчества Бажова // Бажов П.П. Уральские сказы. — М.: Синергия, 2007. — С. 6—18, 308—317.
- Бажов Павел Петрович // Что такое. Кто такой: В 3-х тт. Т. 1. — М.: Педагогика, 1990.— С. 122—124.
- Павел Петрович Бажов // Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература. — М.: Изд-во АСТ. — Л999. — С. 37—41.
- Пермяк, Е. Долговекий мастер: 0 жизни и творчестве Павла Бажова. К 100-летию со дня рождения. — М.: Дет. лит., 1978. — 207 с., с фото ил.
- Пермяк, Е. Об авторе этой книги. // Бажов П.П. Хрупкая веточка. — М.: Дет. лит., 1967. — С. 3—4.
- Савушкина, Н.И. «Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова // Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. — М.: Просвещение, 1985. — С.5—18.
- Уральских гор сказочник: П.П. Бажов. — Жили-были: Сказочная газета. — 1997. — № 1. — С. 4—5.
- Ахметова, Г.Л., Ахметов, С.Ф. От авантюрина до яшмы. — М.: Знание, 1990. — 176 с.
- Геолог. — Горные породы. — Горы. — Железо // Что такое. Кто такой: В 3-х тт. — М.: Педагогика, 1990. — Т.1. С. 278, 300— 302, 303—304. Т. 2. С. 9—10.
- Дижур, Б. От подножия до вершины. — М.: Дет. лит., 1967. — 64 с. Екатеринбург. — Полевской. — Сысерть // Города России. — М.: Дрофа, 2003. — С. 129—133, 359, 452—453.
- Маар, Е. О простом железе// Маар Е. Что из чего. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 179—236.
- Пермяк, Е. Сказка-присказка про родной Урал // Пермяк Е. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 4. — Свердловск, Средне-Уральское книжн. изд-во, 1979. — С. 151—152.
- Полезные ископаемые. — Детская энциклопедия.(журнал). — 2004. — № 9. — 96 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«У большого камня женщина какая-то сидит: коса сизо-чёрная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце ленты, не то красные, не то зелёные, сквозь косу просвечивают и позванивают будто листовая медь. А одежда у ней такая, что другой на свете не найдёшь. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить. И вокруг неё ящерок видимо-невидимо, и все разные: зелёные, голубые , некоторые в синеву отдают, а то как глина или песок с золотыми крапинками, одни как слюда блестят, а другие узорами изукрашены». Кто это?
«Махонькая девчонка, как куколка, а живая, подбоченится, платочком махнёт и пойдёт плясать кругами. Как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, свистнула: « Фи-и-ть ! Й-ю-ю-у ... И никакой девчонки не стало». Кто это?
«Ростом козёл не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая, рожки у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток, а ещё у него на правой передней ноге серебряное копытце». Кто это?
«Змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная». Кто это?
«Голова большая, глаза по гусиному яйцу, шея змеиная, туловище огромного змея выходит кольцами из-под земли, и им конца нет». Кто это?
«Вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Словно кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли. А между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы». Кто это?
«Из водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька , да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушку. А глаза девичьи и голос как у молоденькой». Кто это?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В глубинах гор, чудесных гор Гудит руда, звенит хрусталь, В палитре огнецветных зорь Пылают золото и сталь. Что это за горы?
Путь его далёк и долог Ищет залежи ...
Он был когда-то деревом могучим И трепетал весёлою листвой. Теперь лежит в земле чернее тучи - Лежит окаменевший, неживой... Но прошлой жизни он хранит следы И нужен людям, как глоток воды.
Чудесно зелена и знаменита Та чаша из резного ...
Маленькая, лёгонькая, А за хвост не подымешь.
Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки, Но, в отличие от ёлки, Опадают те иголки.
Кто на своей голове лес носит?
шарады
В игре, что требует уменья, Начало наше ты прочтёшь. К нему прибавь местоименье — И сразу место назовёшь, Где добывают руды, уголь, камни.
К торжественному крику Прибавь согласный звук, Чтоб протянулись горы С севера на юг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интергированный урок по литературе и географии. (8 класс)
Методическая разработка урока + презентация. Тема "Сверху взгляд на Россию брось - рассинелась речками Русь.." Цель урока: Обобщить материал политературе и географии...
Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...
Интегрированный урок по литературе и истории 10 классе
«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир») ...
Интегрированный урок по литературе и истории. 5 класс
На уроке учащиеся знакомятся с историческим событием - Бородинским сражением, выясняют его значение в ходе Отечественной войны 1812, знакомятся с литературным произве...
"Имя существительное на карте Челябинской области" - интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс
Интегрированный урок "Имя существительное на карте Челябинской области" по русскому языку и географии разработан для учащихся 6 классов. Для подготовки к уроку был использован краеведческий материал п...
Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс
Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс имеет цель -показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространс...
Интегрированный урок по литературе и географии "Урал - сказочный край"
Данный урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”, с разнообразием горных пород....