Технология критического мышления и применение ее на уроках географии
презентация к уроку по географии на тему
Технология критического мышления и применение ее на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_kritich._myshleniya_i_ee_primenenie_na_uroke_geografii.ppt | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология «Критическое мышление» Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Технология «Критическое мышление» - наличие времени и возможности для приобретения опыта критического мышления; - наличие возможности высказывания своего мнения; - помощь учителя в умении задавать вопросы, осуществлять рефлексию своей деятельности; - возможность обмена мнениями в ситуации дискуссии; - обстановка доброжелательности и взаимоуважения. Условия
Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Краткое обобщение имеющихся знаний Вдумчивая работа с новыми понятиями Интеграция новых и имеющихся знаний Стадии Технологии «Критическое мышление»
Функции стадии вызова Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Приём №1 «Что я знаю» 1) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю? 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём №2 «Ассоциация» 1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»? 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Приём №3 «Верно – неверно» 1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.
Верно – неверно Урок 9 класс «Транспорт России» Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспорта Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страны Метро относится к наземным видам транспорта Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт В России очень много незамерзающих портов В восточной части России густота транспортной сети больше, чем в западной
Функции стадии осмысления Информационная (получение новой информации) Систематизационная (классификация, ранжирование информации)
Приём №1 «Пометки на полях» Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях: «+» - если считают, что это им известно; «-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть; « v » - если то, что прочитали, является новым; «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Приём №2 «Маркировочная таблица» Составляется индивидуально по результатам работы с текстом Знаю «+» Хочу узнать «-» Узнал новое « V » Вопросы «?» Материал обсуждается в парах и сообщается учителю, который её фиксирует. Обсуждение позволяет систематизировать информацию и выделить главные вопросы.
Приём №3 «Взаимоопрос» Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.
Приём №4 «Таблица аргументов» Учитель даёт аргументы. Учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя. Аргумент Почему «да» Почему «нет» Технический прогресс ведёт к гибели цивилизации. Экологические проблемы Улучшение условий жизни
Функции стадии рефлексии Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (выработка собственной позиции) Информационная (приобретение новых знаний) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Приём №1 «Кластер» 1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками. (Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний).
Приём «Кластер» Саванна Климатические условия Географическое положение Почвы Животный мир Растительный мир Лето Зима
Экономический район Экологическая ситуация Экономико- географическое положение Природные условия Хозяйство Население Природные ресурсы рельеф климат природные зоны внутренние воды водные лесные земельные минеральные миграции религиозный состав воспроизводство обычаи и ремёсла численность этнический состав промышленность транспорт сельское хозяйство растениеводство горнодобывающая животноводство авиационный автомобильный железнодорожный металлургия морской и речной трубопроводный энергетика топливная лесная химическая машиностроение лёгкая пищевая
НТР Определение Характерные черты НТР Составные части НТР Техника и технология Ускорение НТП Универсальность всеохватность Управление кибернетика Производство Коренное изменение роли человека Наука Военно-техническая революция Эволюционный путь Революционный путь Комплексная автоматизация Производство новых материалов Перестройка энергетического хозяйства космизация Развитие биотехнологии электронизация
Приём №2 «Перепутанные логические цепочки» 1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
7 класс «Воздушные массы и климатические пояса» Арктический пояс Экваториальный пояс Субарктический пояс Умеренный пояс Субтропический пояс Тропический пояс Субэкваториальный пояс
Прием «перепутанная логическая цепочка», целью которого является определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей, использовался на стадии рефлексии. Смена дня и ночи Вращение Земли вокруг оси Различия в давлении Различия в нагревании Ветер
Приём №3 «Синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Синквейн Карта Крупномасштабная, мелкомасштабная Изображает, обозначает, выделяет Очень удобное изображение поверхности Чертёж География Физическая, экономическая Описывает, исследует, прогнозирует Очень интересный предмет Наука Вода Живая, чистая Струится, льется, течет Источник жизни на Земле Жизнь
Для чего используется: Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.
Как работать с синквейнами. Составление нового синквейна. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. Коррекция и совершенствование готового синквейна. Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Организационные формы работы с синквейнами. Самостоятельно при выполнении домашней работы Самостоятельно на практическом занятии В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
Домашнее задание Идеальное задание Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки
Технология КМ учит Осуществлять рефлексию своей деятельности Выслушивать чужое мнение Работать самостоятельно Задавать вопросы Анализировать и классифицировать Иметь своё мнение и защищать его Критически относится к мнению оппонентов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология критического мышления и ее применение на уроках географии
В данной статье описывается технология критического мышления, ее особенности. Отрицательные и положительные моменты ее применения. В статье приведено в пример несколько уроков по данной техноло...
Технология критического мышления при внедрении ФГОС на уроках английского языка
Выступление на пед.совете с темой "Технология критического мышления при внедрении ФГОС" (с примерами и пояснениями)....
Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления
Статья "Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления"...
Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления
Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли ...
Разработка урока по теме "Ветер" с применением технологии критического мышления. География. 6 класс
Урок спланирован в технологии критического мышления,,где в структуре урока выделяются три стадии. Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия по данной теме....
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....
«Технология критического мышления как структурный компонент современного урока»
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок ост...