Экскурсия на железнодорожную станцию Выры
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Вы стоите на пороге жизни, и перед вами стоит важный выбор в жизни ; выбор профессии.Если вы не можете определиться, то экскурсия на железную дорогу – для вас!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_na_zh._d._st._vyry_avtosohranennyy.docx | 272.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Выровская средняя общеобразовательная школа
Автор проекта: Фролова Галина Ильинична
Вы стоите на пороге жизни, и перед вами стоит важный выбор в жизни – выбор профессии.
Если вы не можете определиться, то экскурсия на железную дорогу – для вас!
Введение.
Для нашего населенного пункта железная дорога – «градообразующее» предприятие: наша станция еще «держится», хотя и нет в селе работы, в то время, когда соседние села обезлюдели, а некоторые исчезли совсем « с лица Земли»: д. Кочетовка, Николаевка, Русеневка, Екатериновка… Это деревни, которые были совсем рядом со станцией.
Население поселка около 600человек. Здесь живут представители многих национальностей. Средняя школа размещается в новом двухэтажном здании, есть большой благоустроенный стадион, оформлена экспозиция историко – краеведческого музея, рассказывающая о прошлом и настоящем поселка, его людях. Имеются двухэтажный Дом культуры, библиотека, отделение связи и сбербанка, медпункт, а также нефтебаза и магазины. Строится литейный мини – завод «Симбирские печи».
Железная дорога - важная отрасль в экономике страны, также огромна ее роль для нашего поселка. По ней перевозят различные грузы, например нефть, бензин, лесоматериалы и др. Также перевозят по ней и пассажиров. По железной дороге ездить дешевле, чем на автобусе. К тому же она всепогодна. Расстояние от Ульяновска до Москвы (900км.) можно преодолеть всего за 1,5дня.
В дачный сезон больше перевозится пассажиров, чем в обычные дни. За день со станции Выры до Майны и со станции Выры до Ульяновска ездит около 80человек. Присутствуют маятниковые миграции населения: утром люди едут в город на работу, а вечером возвращаются домой. Так ездит на работу дедушка нашей одноклассницы Кати Михалкиной – Соколов Валерий Николаевич. Он всю жизнь проработал на железной дороге. Бабушка Карины Антоновой работала в железнодорожной кассе до выхода на пенсию. Поэтому выбор данной темы учащимися 9класса не случаен.
Обзор литературы. При работе использованы: Учебник «География России», подшивки районной газеты «Ленинец», материалы школьного музея, информация из интернета.
Методика проведения исследований. Методы: наблюдение, рассказ, беседа, обзор литературы, подбор материала, составление отчета об экскурсии. Географическое положение Железнодорожная станция Выры относится к Куйбышевской железной дороге, которая граничит с Горьковской, Московской, Саранской, Оренбургской и Свердловской дорогами. Здесь есть карта, на которой отмечены железные дороги нашей страны, причем омечена отдельно каждая станция. Станция Выры находится в Ульяновской области, Майнском районе.
Из истории.
Железнодорожная станция Выры возникла в 1898 году при строительстве железнодорожной ветки Симбирск – Инза Московско – Казанской (ныне – Куйбышевской) ж.д., которая связала Поволжье с Центральной Россией.
28декабря 1898года через станцию прошли первые грузовые и пассажирские поезда. Сам же вокзал был построен в 1925 году, об этом говорит на здании металлическая отметка – «бляшка». Сначала станция напоминала разъезд, здесь было 2пути. Затем она стала несколько больше и сейчас она соответствует станции 5класса. Класс зависит от напряженности работы, от погрузки и выгрузки вагонов. Раньше здесь шла погрузка зерна, сахарной свеклы, выгрузка нефтепродуктов на нефтебазу, сейчас уже производится работ намного меньше, т.к. работает только нефтебаза.
«Железная дорога, подключившая 112 лет назад Симбирск к сети Российских железных дорог, оказала огромное влияние на развитии региона, его промышленности, сельского хозяйства, торговли. Прошла она по самым бросовым невостребованным землям, минуя крупные населенные пункты. Мало кто думал в то время, что именно вокруг железной дороги пойдет экономическое и социальное развитие, именно сюда будут проложены шоссейные дороги, здесь будут построены и получат развитие базы и зернохранилища. Села оставались в стороне от железного пути, и лишь несколько построенных домиков для обслуживающих магистраль составляли то, чему предстояло быть станцией. Вокруг, невдалеке жили своей жизнью десятки сел и деревень, чья история исчислялась к тому времени двумя столетиями. И «не пустив» к себе железного коня, они, конечно же, не предполагали, что многим из них не
выдержать конкуренции молодых станций. И именно сюда, ближе к рельсам переберутся их исконные жители.» В 1918году станция Выры - место крупных и упорных боев, здесь проходила первая линия укреплений каппелевцев и белочехов. Во второй половине дня 4 августа 1918 года, во время первого наступления на Симбирск, 1-й Симбирский полк Железной дивизии во главе с А.Н.Воробьёвым в районе села Выры стремительно атаковал каппелевцев и чехословаков, которые, не выдержав натиска, обратились в бегство, оставив своё продвижение на этом участке фронта.
. Вечером 4 августа тут произошло сражение артвзвода, находившегося в районе с. Тагая, и двух рот пехоты Железной дивизии во главе с командиром Г.Д.Гаем с противником, в результате которого последний не выдержал и был выбит отсюда.
К вечеру 9 сентября 1918 года сюда, после боя у д.Кочетовка, вышел 2-й батальон 1 -го Симбирского полка Железной дивизии(командир -П.Ф.Устинов). Здесь к тому времени разгружался из вагонов батальон георгиевских кавалеров. На помощь устиновцам подоспели бойцы 1-го батальона того же полка во главе с Н.И.Андроповым. Не приняв штыкового удара, «георгиевцы» отступили, а броненосец им. Ленина завершил их разгром.
10 и 11 сентября здесь находился штаб Железной дивизии во главе с Г.Д.Гаем (в 1979 году на месте боёв, возле ж, д. вокзала, была установлена мемориальная доска силами комсомольцев: Абдюшевым В.В. и Шалаевым В.А. К 55-летию Победы в Великой Отечественной войне доска была заменена памятником.
«И Иван Николаевич Васильев, и Мария Семеновна Гуськова хорошо помнили довоенные годы поселка. Помимо нескольких домов около станции, где жили железнодорожники, стояли поодаль два двухэтажных дома, вернее барака, где кучей малой жили работники машинно-тракторной станции, для которой почему-то определили это пустынное место. Всем в домах места не хватало. Потому многие жили в землянках, напоминавших не столько о социализме, который строили, сколько о первобытнообщинном строе.
Вспомнили, как, возвращаясь зимой по темному домой с работы, лишь по трубам от буржуек отыскивали свои дома-землянки, занесенные снегом. Вспомнили, как потянулась первая улица деревянных домов-новостроек, как нефтебазу открыли, как военные эшелоны через станцию проходили.И блестели в глазах ветеранов нежданные слезинки.[1]
Структура отрасли, профессии
В структуру отрасли входят путейцы, движенцы , СЦБ, электрики и др. Железная дорога работает круглосуточно. На нашу нефтебазу привозят вагоны с нефтью, бензином, а отправляют пустые вагоны.
Дежурный по станции дежурит 12часов и сменяется в 7 и в19часов. На станции работают люди разных профессий: движенцы, путейцы, связисты, обходчики ,механики, дежурные по переезду… Профессий на железной дороге очень много, хотим рассказать о некоторых профессиях: дежурный по станции. Он отвечает за движение поездов, отправку различных грузов. Электромеханики обеспечивают связь. Дежурный по переезду следит за движением через переезд: закрывает шлагбаум перед проходящим поездом, внешне осматривает поезд, и, если заметит какие – то неполадки, то доложит об этом машинисту.
Технико – экономические особенности производства
Пропускаемость - количество пар поездов:
Грузовых – 8-10
Пассажирских – 5-7
Пригородных – 1-2.
Станция Выры (в пределах cт.Выры) представляет собой поднятую платформу, имеет два приемоотправочных пути и два подъездных пути к организациям. Имеется разгрузочная платформа. Железная дорога однопутная, не электрофицированная. Вокзала нет.
Общая протяженность железных дорог в муниципальном образовании- км, в т.ч. магистральных - 30 км.
Наличие на станциях фронтальных и торцевых аппарелей для погрузки и выгрузки транспорта и имущества – на ст. Выры имеется фронтальная аппарель для погрузки и выгрузки транспорта и имущества.
Диспетчер из Самары может полностью управлять станцией, управлять сигналами, переводить стрелки. Когда дежурный по станции «возьмет станцию на себя» (это профессиональное выражение железнодорожников), то диспетчер уже не может ею управлять . Когда монтеры пути работают на дороге (следят за исправностью дороги, чистят стрелки от снега, проверяют рельсы), то дежурный включает сигнализацию. На станции есть различные реле – это тоже сигнализация. Дорожный мастер и бригадир пути с помощью путевого шаблона делают промеры пути : ширину колеи, уровень пути, наклон дороги. Есть прибор, который определяет толщину рельс (штангенциркуль), зазоры между рельсами, ведь в жару рельсы расширяются, а в мороз – сжимаются.
С чего начинается строительство дороги? Сначала составляют план будущей дороги на очень подробной топографической карте. При этом проектировщики стремятся к тому, чтобы путь был по возможности прямолинейным, горизонтальным, без больших спусков и подъемов Можно ли теперь — после того как на местности был выбран и провешен прямолинейный участок для железной дороги —прокладывать на нем рельсы? Нет, нельзя. Земная поверхность, неровная. На пути встречаются рвы, ямы, бугры, по которым поезд пройти не сможет. Необходимо, чтобы подъемы и спуски были пологими, не превышали определенных пределов. уклон на железных дорогах не должен превышать 0,020, а на магистральных дорогах — даже 0,012.
На шпалы уложены рельсы длиной 25 м. Можно ли рельсы укладывать один за другим вплотную? Нет, нельзя. При повышении температуры металл расширяется и рельсы удлиняются. Поэтому между рельсами оставляют промежутки-зазоры. В то же время желательно, чтобы величина зазора была по возможности меньше для более плавного движения поезда, для уменьшения износа колес и пути. Величина зазора при минимальной температуре для данной местности не должна превышать 21 мм. Так как величина зазора меняется при прохождении большого числа поездов, то ее постоянно проверяют. Для определения величины зазора применяется специальный прибор, который называется мерным клином (зазорник). Ученикам был показан этот прибор. Мерный клин вставляется между рельсами не сверху, а сбоку, так как в верхней части между рельсами в результате движения поездов образуются небольшие наплывы металла.
На железной дороге важно также знать расстояние между рельсами (ширину колеи). Это расстояние должно быть постоянным и равным 1524 мм. на прямолинейном участке пути для нашей дороги. Допускаемые отклонения —2 мм,+ 6 мм. По слишком узкой колее поезд не пройдет; если же колея слишком широкая, поезд сойдет с рельсов. Но при эксплуатации железной дороги путь все время претерпевает изменения. Поэтому время от времени проверяют, какова ширина колеи. Учащиеся измерили ширину колеи, пользуясь рулеткой. Но такой способ неточен; кроме того, он практически непригоден, если нужно проверить изменение ширины колеи на большом участке пути. Здесь на помощь опять приходят математика и техника. Существует специальный путеизмерительный вагон системы Лященко. Двигаясь со скоростью 45 км в час, он записывает графически показания по ширине колеи (в виде зигзагообразной линии). Учащиеся убедились еще раз, как важно уметь читать график, чтобы обнаружить участки на железной дороге, требующие исправления. Приборы, установленные в этом вагоне, одновременно записывают в виде графиков и другие показания, например, на сколько одна «рельсовая нить» расположена выше или ниже другой.
После рассмотрения этих вопросов школьники пошли к месту закругления железной дороги. Им рассказали, что не может путь всегда проходить по прямой линии, хотя к этому стремятся при строительстве. Могут встретиться преграды: болота, озера, строения, населенные пункты и др. Приходится изменять направление железной дороги. На поворотах дороги делают закругления. Основной участок закругления имеет форму дуги окружности. При строительстве железной дороги радиусы закругления задаются заранее. При эксплуатации систематически проверяют состояние этого участка. Важно, чтобы радиус был постоянным, чтобы кривизна пути не менялась. Переход пути с прямолинейного участка на круговой происходит не сразу. Между этими участками устраивают переходный участок. Форма дороги на этом участке определяется по специальным линиям, которые называют переходными кривыми.
Каждый поезд движется строго по расписанию. Проводники, машинисты, пассажиры пользуются расписанием, но железнодорожному диспетчеру нужно следить за движением сразу многих поездов, знать, где они находятся в различные моменты времени. Здесь значительно удобнее пользоваться графиком движения поездов. Школьникам был показан такой график для участка Ульяновск - Москва. Было указано, что это графики зависимости расстояния, пройденного поездом, от времени, прошедшего с начала суток. На таком чертеже имеются графики движения всех поездов, проходящих по данному участку пути за сутки.
Перспективы развития.
У нас в дальнейшем хотят железную дорогу электрифицировать, ведь будет легче всем, в первую очередь природе, не будет выбросов вредных веществ в воздух, и нам будет чем дышать.
Влияние дороги на экологию. Меры по охране природы.
Строительство железных дорог связано со значительным экологическим ущербом. При их прокладке отводится полоса земли шириной 30 – 45метров, в которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждую 1000км. железнодорожного полотна уничтожается до 45км2 естественного растительного покрова. Насыпь нарушает водный режим территорий. Наша дорога не электрифицирована, здесь ходят тепловозы, которые загрязняют атмосферу выбросами дыма, сажи, копоти.
Заключение.
Работа железнодорожников очень важная и нужная. Эти профессии можно получить в Ульяновском техникуме железнодорожного транспорта. Специальности: 1. организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте, 2.автоматика и телемеханика на ж. д. транспорте, 3. техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, 4.электроснабжение (по отраслям), 5.техническая эксплуатация и обслуживание электического и электромеханического оборудования Начальник станции Павлина Валентиновна Сулыма рекомендовала нам это учебное заведение и железнодорожные профессии.
Перед летними каникулами железнодорожники проводят встречи с молодежью, посвященные безопасности. В этот раз мероприятие было проведено для нас, девятиклассников. Перед нами выступила начальник станции, рассказавшая об особенностях железнодорожного транспорта, о правилах поведения на железнодорожных платформах, недопустимости игр на путях и других объектах железнодорожного транспорта. Были продемонстрированы обучающие плакаты по безопасности. Затем состоялась экскурсия на саму дорогу, знакомство с действующими железнодорожными устройствами. Мероприятие вызывало огромный интерес и позволило развить навыки безопасного поведения на железной дороге.
Но ты, человек, ты сильный и смелый, Судьбою дорогу железную сделай
Иди против ветра, на месте не стой, Достойная смена идет за тобой.
Бегут куда – то поезда,
Но не хочу я никуда: Моя земля мне всех милее С рождения и навсегда.
Приложение
План описания производственного предприятия:
1/Географическое положение. 2.Специализация предприятия, его структура, производственные связи. 3.Технико – экономические особенности производства. 4. Принципы размещения. 5.Производственные связи по сырью, топливу, готовой продукции. 6. Ведущие профессии. 7.Перспективы развития. 8.Меры по охране природы.
[1] газета «Ленинец»19июня 2008года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия на водоочистительную станцию
Экскурсии по химии являются важным средством профориентационной работы, укрепления связи школы с жизнью. Они существенно дополняют и расширяют знания учащихся о каком-либо процессе; помогают глу...
Сценарий игры-путешествия по станциям «Экскурсия по космодрому», посв. 1 июня и 1-ому дню лагеря
Цель: организация каникулярного отдыха детей средствами игровой деятельностиЗадачи: - познакомить с деятельностью в лагере, знакомство детей друг с другом и с педагогами;- развитие творческих на...
Эколого-краеведческая экскурсия по микрорайону ГБОУ школы №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса
Эколого-краеведческая экскурсия по микрорайону ГБОУ школы №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса...
Конспект экскурсии "Железнодорожный вокзал" (открытое занятие)
Цель: Дать учащимся представление о вокзалах, их назначении.Познавательные задачи:1.Познакомить учащихся со зданием вокзала, его основными архитектурными элементами, внутренним устройством....
Экскурсия по железнодорожному вокзалу г.Бузулук
Данная работа представляет собой путеводитель по историческому месту г. Бузулука...
Экскурсия по железнодорожному вокзалу г.Бузулук
Данная работа будет полезна гостям города Бузулука, которые инетерсуются краеведением...
Профориентационная экскурсия для обучающихся 8-9 классов МБОУ ООШ№21 на железнодорожную станцию «Оленегорск
24 января для обучающихся 8-9 классов нашей школы была организована профориентационная экскурсия на железнодорожную станцию «Оленегорск»....