Авторская программа толерантного развития "Мы разные, но мы вместе!"
рабочая программа по географии на тему
Программа воспитания «Мы разные, но мы вместе»
“Воспитание — великое дело: им решается участь человека”.
В.Г. Белинский
«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Н. Добролюбов
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.
Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка
В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.
В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура). Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_raznye_no_my_vmeste.doc | 578.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания толерантного отношения
«Мы разные, но мы вместе»
Учитель географии МКОУ СОШ №1 с.п.Кахун
Хасанова Залина Ауладиновна
2017г
Программа воспитания «Мы разные, но мы вместе»
“Воспитание — великое дело: им решается участь человека”.
В.Г. Белинский
«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Н. Добролюбов
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.
Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка
В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.
В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура). Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.
Правовой базой для составления программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин. образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
- Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин. образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).
Весьма актуальной для современного сознания, особенно российского, представляется мысль французского философа Тейяра де Шардена: «Контакт есть понимание различий». Любое общество, а общество переходного периода в особенности, находится под постоянной угрозой возникновения и обострения макро- и микроконфликтов, возникающих чаще всего на этнической, религиозной, социальной почве. Умение предотвращать и разрешать эти конфликты ненасильственными способами связано с воспитанием в человеке терпимости (толерантности).
Толерантность – терпение к чужим мнениям и верованиям; способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения; положительное отношение к таким отличиям; умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность – уважение, принятое и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это определённая установка сознания, которая объективируется деятельности и общении граждан.
Организация объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) рассматривает терпимость в качестве правовой потребности современного общества и декларирует принципы терпимости, знать которые и жить по которым полезно всем – и взрослым, и детям.
Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов, активизации международного терроризма, напряжённости в человеческих отношениях, поэтому, воспитывая детей, учителя должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В жизни мы нередко разными способами (и в семье, и в школе) делаем наших воспитанников лишь простыми исполнителями придуманных взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев, мероприятий. В результате оказывается живучим потребительско- эгоистическое отношение к жизни, к разным её областям, ценностям.
Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры. Программа воспитания «Мы разные, но мы вместе» учащихся 5-6-х классов должна помочь классным руководителям педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.
Цели:
- Образовательные:
- познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
- выявить основные черты толерантности;
- сформировать правильное представление о толерантном поведении.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
- Развивающие:
- продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
- способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
- развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Задачи:
– создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности воспитанников;
– сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутриклассных отношений;
– совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;
– совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников;
– прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;
– помочь школьникам быть понятыми и признанными.
Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение.
«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.
- tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
- tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
- tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
- tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
- kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
- tasamul (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
- толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности:
- Толерантность – это прощение.
- Толерантность – это сострадание.
- Толерантность – это уважение прав других.
- Толерантность – это сотрудничество.
- Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
- Толерантность – это дружба.
- Толерантность – это гармония в многообразии.
- Толерантность – мир и согласие.
- Толерантность – милосердие.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
уважение мнения других любознательность гуманизм | непонимание |
Воспитание полноценной всесторонне развитой личности – одна из главных задач современной школы. Маленький гражданин России должен чувствовать себя нужным, востребованным обществом. Очень важно воспитывать деятельного человека, а не стороннего наблюдателя.
По социометрическим исследованиям в коллективе моего класса (5Б) выявлен большой процент детей, которые имеют качества лидеров, много эктравертов, которым просто необходимо проявлять себя. Поэтому всю свою работу с данным классом я решила строить, используя творческий потенциал детей. Все мероприятия, проводимые в классе, должны быть направлены на активное творческое участие всех без исключения. Для того чтобы дать возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и способности не только в классе, необходимо принимать участие во всех мероприятиях, которые проводятся в школе. Причем делать это не ради участия, а делать так, чтобы можно было гордиться своими результатами. Следовать принципу «Если что-то делаешь – старайся делать хорошо, плохо и само получиться!». При этом детям предоставляется максимальная самостоятельность при подготовке (при ненавязчивом контроле), что воспитывает в них ответственность за принятые решения. А самое главное, все дела проходят обязательно при непосредственной поддержке и участии родителей.
В подростковом возрасте учащиеся начинают отдаляться от родителей, а классный руководитель может стать объединяющей силой для родителей и детей. В сотрудничестве с родителями создать в классном коллективе атмосферу взаимопонимания, доверия и добра. Помочь родителям увидеть детей в различных ситуациях в школе и классе, в детском коллективе, что позволит им иметь более полное представление о своих детях и не потерять с взрослеющими детьми контакт.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Именно поэтому программа сотрудничества классного руководителя с родителями построена не только на классических формах работы.
Данная программа рассчитана на два учебных года (5 и 6 класс). Она включает в себя два направления, тесно связанных между собой: «Мы вместе!» (Формирование детского коллектива через совместную деятельность) и «Взаимосвязь семейных ценностей и успешности личности» (Организация воспитательной работы в классе через систему сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся).
В программу входят традиционные мероприятия, которые составляют годовой круг праздников и других коллективных дел класса. С условиями развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе.
Цель можно реализовать через два приоритетных направления:
Мы вместе! | Взаимосвязь семейных ценностей и успешности личности. |
Задачи:
| Задачи:
|
Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:
- коллективные творческие дела;
- экскурсии, поездки, походы в театр и т.п.;
- классные часы, беседы;
- участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
- вечера и дни семейного отдыха;
- создание фотоальбома класса;
- создание страничек класса и родительского комитета в сети Интернет;
- индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
- тематические родительские собрания; и другие.
Программа может быть реализована при помощи следующих форм:
1. Участие в общешкольных мероприятиях.
2. Чтение и обсуждение книг.
3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.
4. Встречи с интересными людьми, представителями иных культур.
5. Посещение музеев, театров, выставок.
6. Беседы, классные часы.
7. Организация внеклассных мероприятий (постановка спектакля, викторина, ток-шоу и т.д.).
8. Различные акции.
9. Родительские собрания.
Программа построена с учётом следующих принципов:
- добровольность;
- общественная направленность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
- учет интересов ребенка;
- содружество и сотворчество детей и взрослых.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы - 2 года.
Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов по 1 занятию в неделю.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу отводится 1 час в неделю. Он является обязательным и предусматривает участие всех учащихся класса.
Внеурочная деятельность осуществляется через организацию КТД и позволяет использовать групповые и индивидуальные творческие занятия, выездные мероприятия, экскурсии, праздники, тренинги, социальные акции, походы, проекты, конференции, конкурсы и т.д.
Формы организации учебного процесса:
- совместная (групповая) деятельность обучающихся;
- игры и тренинги;
- самостоятельная деятельность;
- практикумы;
- беседы;
- деловые игры и др.
Занятия проводит классный руководитель. Классный руководитель обеспечивает условия для проведения учебной и воспитательной работы в тесном контакте с коллегами:
- учителя-предметники, работающие в классе, отвечают за организацию работы и содержание учебной деятельности, за проведение мероприятий в рамках программы;
- библиотекарь оказывает практическую помощь классному руководителю;
- социальный педагог помогает в работе с детьми группы риска и социально неблагополучными семьями.
В реализации программы по обучению школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности “Мы разные, но мы вместе”, родители играют активную роль, показывая пример организованного общения:
- входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников;
- образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях;
- оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.)
- выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.);
- инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся;
- групповая организация детей совместно с родителями применяется на родительских собраниях для разыгрывания и разрешения предложенных ситуаций, встречающихся в жизни детей и родителей;
- групповые тренинги детей совместно с родителями и т.д.
Классный руководитель реализует следующие функции:
- взаимодействие с семьями учащихся;
- создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями воспитанников;
- создание воспитывающей среды в классе для формирования у учащихся ценностных отношений
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗА 2 года
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах организации взаимодействия людей и общностей;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Дети приобретут следующие качества:
1. Умение считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других.
2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.
3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.
4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.
5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в отношении к другим людям.
6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.
7. Признавать неприкосновенность чужой собственности.
8. Ценить свою и чужую жизнь.
9. Оберегать семью, заботиться о родственниках.
10. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе, Отечеству;
- стремление к коллективной творческой деятельности.
- приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
- опыта волонтерской деятельности;
- опыта творческой деятельности в социальном пространстве.
В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:
Личностные универсальные учебные действия
- Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
- Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
- Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
- Выделение нравственного содержания своих поступков
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
- Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
- Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
- Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
- Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Регулятивные универсальные учебные действия
- Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
- Умение адекватно оценивать свою деятельность
- Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
- Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
- Формирование основ оптимистического восприятия мира
- Формирование готовности к преодолению трудностей
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
Месяц | № п/п | Тема занятия |
сентябрь |
| Здравствуй, школа! |
1 | 1 | Беседа «Школьнику на память. Правила поведения в школе», «Я- пятиклассник» |
2 | 2 | Беседа «Взаимоотношения в коллективе. Что хорошо, что плохо?» |
3 | 3 | Сбор-разбор “Мы – хозяева класса” (о бережном отношении к школьному имуществу, о чистоте и порядке в классе) |
4 | 4 | Анкетирование «Как мы себя чувствуем в нашем классе?» |
октябрь |
| В гостях у Светофора |
1 | 5 | Игровая программа “Красный, жёлтый, зелёный” |
2 | 6 | Экскурсия “Безопасный путь домой” |
3 | 7 | Откровенный разговор “Законы школьной жизни. Традиции моего класса” Работа с портфолио “Мой класс” |
4 | 8 | Беседа с элементами игры «Что такое толерантность?» |
5 | 9 | Игра «Учимся слушать друг друга» |
ноябрь |
| Всё умею делать сам |
1 | 10 | Устный журнал “Когда мы едины…” (ко Дню единства России) |
2 | 11 | «Что такое драка, причины ее возникновения» Беседа, моделирование ситуаций |
3 | 12 | Знакомьтесь, это я. Рассказ учащихся о своих привычках, увлечениях, демонстрация фотографий и достижений |
декабрь |
| Я и мои друзья |
1 | 13 | Работа с портфолио “Мои друзья” |
2 | 14 | «Мне плохо, я злой…» Моделирование различных ситуаций, пути разрешения различных ситуаций недовольства |
3 | 15 | Мастер-класс “Скоро праздник Новый год” Вместе готовимся к празднику |
январь |
| Учиться – всегда пригодится |
1 | 16 | «Мы разные, но мы вместе» Игра брейн- ринг |
2 | 17 | Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения” |
3 | 18 | Конкурс чтецов “По страницам учебника” |
февраль |
| Родной свой край люби и знай |
1 | 19 | Поход в Музей боевой славы |
2 | 20 | Работа с портфолио “Я – гражданин своей Родины” |
3 | 21 | Наш вернисаж “Мой край родной” Посещение Дома- музея им. Б. Пачева |
март |
| Вслед за солнышком |
1 | 22 | Мастер-класс “Вслед за солнышком” Экскурсия в весенний лес |
2 | 23 | Экологическая игра “Мы – защитники природы” |
3 | 24 | «Сюрприз для наших мам!» (Концерт, чаепитие, подготовленные самими детьми для своих мам и бабушек). |
4 | 25 | «А ну-ка, девочки!» Конкурс |
апрель |
| Береги здоровье смолоду |
1 | 26 | 7 апреля – Всемирный день здоровья. Весёлые старты |
2 | 27 | Досуговая программа “Космические старты” |
3 | 28 | Работа с портфолио “Здоровье – это здорово!” |
4 | 29 | Концерт “Живи, Земля” (к международному Дню Земли) |
май |
| Когда все вместе |
1 | 30 | «Болезни из портфеля» Как сохранить здоровье ребенка?» |
2 | 31 | Встреча родителей, отдых на свежем воздухе (к международному Дню семьи) |
3 | 32 | Посещение Музея боевой славы и вечного огня. Конкурс стихов и сочинений «Они защищали нашу Родину» |
4 | 33 | Праздник «Окончание 5 класса» Последний звонок |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс
Месяц | № п/п | Тема занятия | |
сентябрь |
| Здравствуй, школа! | |
1 | 1 | «Первые проблемы подросткового возраста». | |
2 | 2 | Библиотечный час “Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья” | |
3 | 3 | Встреча с сотрудниками ГИБДД | |
4 | 4 | «Стили семейного воспитания». Беседа с родителями и учениками | |
октябрь |
| ||
1 | 5 | Праздник “У нас в гостях бабушки и дедушки” | |
2 | 6 | Досуговая программа “Осень, осень, в гости просим” | |
3 | 7 | «Эмоциональные реакции родителей на взаимодействие с собственным ребенком. Положительные и эмоции и их значение». Беседа | |
4 | 8 | Конкурс рисунков на асфальте «Мы- против террора!» | |
5 | 9 | Спортивно-развлекательная игра “ В гостях у Светофора” | |
ноябрь |
| Всё умею делать сам | |
1 | 10 | Фестиваль “Я, ты, он, она – вместе дружная семья” (ко Дню единства России) | |
2 | 11 | Мастер-класс “Содержи в порядке книжки и тетрадки” | |
3 | 12 | Мастер-класс “В гостях у русских мастеров” | |
декабрь |
| Я и мои друзья | |
1 | 13 | Работа с портфолио “Законы школьной жизни” | |
2 | 14 | Акция “Покормите птиц зимой” | |
3 | 15 | Мастер-класс “Скоро праздник Новый год” | |
январь |
| Учиться – всегда пригодится | |
1 | 16 | Сбор-разбор “Как живёшь, дневник?” | |
2 | 17 | Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения” | |
3 | 18 | Рыцарский турнир вежливости | |
февраль |
| Родной свой край люби и знай | |
1 | 19 | Библиотечный час “Страна, в которой я живу” | |
2 | 20 | Спортивный праздник “Защитники Отечества” | |
3 | 21 | Работа с портфолио “Моя родина Россия. Я – гражданин России” | |
4 | 22 | Викторина “Символы моей Родины” | |
март |
| Вслед за солнышком | |
1 | 23 | Играем в народные игры | |
2 | 24 | Прогулка-наблюдение «Первые вестники весны» | |
3 | 25 | «Семейное лето – радужного цвета» Конкурс фотографий | . |
4 | 26 | «Веселые старты» Спорт против вредных привычек | |
апрель |
| Береги здоровье смолоду | |
1 | 27 | Защита проекта “На зарядку становись” | |
2 | 28 | Работа с портфолио “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу” | |
3 | 29 | Конкурс плакатов ко Дню космонавтики | |
4 | 30 | «Если не я, то кто же?» Чтение притчи, моделирование ситуаций | |
май |
| Когда все вместе | |
1 | 31 | Классный час “Мы этой памяти верны” | |
2 | 32 | Семейный праздник “Тепло родного очага” (к международному Дню семьи) | |
3 | 33 | Работа с портфолио “Под крышей дома моего” | |
4 | 34 | Презентация достижений «Моя школьная жизнь. Чего я достиг в этом году» |
Приложение
Тренинги
1. Упражнение-разминка “Поздороваемся по-разному”
Цель: создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.
Необходимое время: 5-7 минут.
Процедура проведения: Предлагаем участникам группы поздороваться по обычаям народов Поволжья: по-русски (объятие и 3-ное лобызание), по-чувашски (Лаех) и т.д.
2. Упражнение “Что такое "толерантность"
Цель: дать возможность участникам сформулировать “научное понятие” толерантности; показать многоаспектность понятия “толерантность”.
Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана, ватман для 3-4 групп участников, карандаши, восковые мелки.
Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.
Необходимое время: 15-20 минут
Процедура проведения:
В начале упражнения необходимо дать небольшую информацию о понятии “толерантность”.
Далее ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате “мозгового штурма” свое определение толерантности и создать ее эмблему. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением остальных участников.
Участвуя в дискуссиях “Должен ли педагог быть толерантным?”, “Какого педагога можно назвать толерантным? Интолерантным?”, “Как помогает толерантность в работе педагога?” педагоги знакомятся с данными понятиями, узнают какую роль играет наличие толерантных (интолерантных) качеств в работе педагога с детьми и для него в целях сохранения психологического здоровья.
3. Упражнение “Чем мы похожи”
Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.
Необходимое время: 10 мин.
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
4. Упражнение “Язык принятия” и “Язык неприятия”.
Цель: формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,
Необходимое время:10 мин.
Процедура проведения: “Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.
Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.
Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.
Язык принятия | Язык неприятия |
Улыбка | Угроза |
Контакт глаз | Наказание |
Поощрение | Негативные интонации |
Комплимент | Сравнение не в лучшую сторону |
Оценка поступка, а не личных качеств | Отказ от объяснений |
Позитивные телесные контакты | Оскорбление |
Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.
5. Техники “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”.
Цель: ознакомление педагогов с действиями в конкретных ситуациях (общение с детьми, родителями), используя техники общения.
Техника “Я – сообщение” состоит из трёх основных частей:
– события (когда.., если...);
– реакция (я чувствую...);
– предпочитаемого вами исхода ( мне хотелось бы, чтобы..., я предпочёл...., я был бы рад).
Первоочередная цель “Я – сообщение” – сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее. Противоположным вариантом “Я – сообщения” является “Ты – высказывание”.
“Ты – высказывание” часто нарушают процесс взаимодействия, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый: “Ты всегда разбрасываешь свои вещи”, “Ты неисправим”. Примеры.
6. Упражнение “Кто похвалит себя лучше всех или памятка на “черный день”
(Данное упражнение можно использовать в качестве домашнего задания для участников группы).
Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.
Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бланки с табличками для каждого участника
Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, “кислого” настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.
“Мои лучшие черты”: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.
“Мои способности и таланты”: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
“Мои достижения”: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Моя памятка на «черный день»
«Мои лучшие черты» | «Мои способности и таланты» | «Мои достижения» |
7. Упражнение “Мой толерантный круг”.
Цель: развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.
Необходимое время: 5 минут.
Процедура проведения: участникам группы предлагается встать по кругу, с закрытыми глазами почувствовать тепло друг друга, единение себя с другим.
Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”
- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Терпение Чувство юмора Уважение мнения других и т.д. | Непонимание Игнорирование Эгоизм и т.д. |
Упражнение “Волшебная лавка”
Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.
Задание “Дерево толерантности”
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
Упражнение "Мировое приветствие".
Приветствовать одногруппников без слов принятыми в различных странах способами:
- Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.
- Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
- Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
- Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.
- Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
- Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.
- Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
- Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
- Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.
Упражнение "Я – хороший, ты – хороший"
Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.
- Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках и было необходимо назвать свое положительное качество?
- Какие чувства испытали, когда вы делали комплимент другому?
- Какие чувства испытывали, когда комплимент сделали вам?
Упражнение "Добрый день, шалом, салют"
Необходимо приготовить для каждого участника карточку, где написано слово "здравствуйте" на разных языках, (возможно с помощью членов группы расширить список слов-приветствий.) Если работа происходит в поликультурной группе, то можно вписать на карточку среди прочих приветствия, "родные" для участников.
Следует попросить участников начать игру, встав в круг. Пройти по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя по одной. Необходимо предложить членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя. В заключение можно предложить участникам кратко обменяться впечатлениями.
- Италия: Bon giorno.
- Швеция: Gruezi.
- США: Hi.
- Англия: Hello.
- Германия: Guten Tag.
- Испания: Buenos Dias.
- Гавайи: Aloha.
- Франция: Bonjours, Salut.
- Малайзия: Selamat datang.
- Россия: Здравствуй.
- Чехия: Dobry den.
- Польша: Dzien.
- Израиль: Shalom.
- Египет: Asalamu Aleikum.
- Чероки (США): Schijou
- Финляндия: Hyva paivaa.
- Дания: Goddag.
- Турция: Merhaba.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по теме "Творим и изучаем вместе на занятиях по химии"
Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов с базовым, углубленным изучением химии...
План-конспект урока толерантности "Мы разные, но мы вместе!"
Просветительская работа проводилась в рамках общешкольного мероприятия "День единства и согласия!".Цель мероприятия: формирование мировоззрения учащихся и воспитание культуры толерантности, осно...
Беседа о толерантности "Мы разные, но мы вместе!"
Сегодня, как никогда актуальна проблема воспитания толерантности не только у детей и подростков, но и во всем обществе. Предлагаю беседу о толерантности, которую можно провести с родителями на родител...
Внеклассное мероприятие по толерантности "Мы разные, но мы вместе - и в этом наша сила!"
Внеклассное мероприятие по толерантности для учащихся 8-11 классов. Данный материал будет полезен для классных руководителей и воспитателей детских домов и школ-интернатов....
урок толерантности "Мы разные,но мы вместе"
урок разработан в рамках мероприятий по профилактике терроризма,экстремизма и ксенофобии...
Общешкольное мероприятие, посвященное Международному дню толерантности - «Мы разные, но мы вместе!»
Общешкольное мероприятие, посвященное Международному дню толерантности - «Мы разные, но мы вместе!»...
Программа воспитания «Мы разные, но мы вместе»
Программа воспитания «Мы разные, но мы вместе»...