ктп география 5 кл
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему
КТП по географии для 5 кл. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5kl._geografiya.doc | 185 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно тематическое планирование по географии для 5 класса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые образовательные результаты | ||||
предметные | Метапредметные | личностные | |||||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | |||||
Введение – 2 часа | |||||||
1 | Входной контроль. География: древняя и современная наука | 1 | Установить этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география» | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Ответственное отношение к учебе, осознанное, доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
2 | География в современном мире | 1 | Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные географические объекты | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Формирование стремления к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту. |
Развитие географических знаний о земле – 6 часов | |||||||
3 | География в древности | Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Ответственное отношение к учебе, осознанное, доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | |
4 | Географические знания в древней Европе. | 1 | Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Ответственное отношение к учебе, осознанное, доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
5 | География в эпоху Средневековья; Азия, Европа. | 1 | Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию и обсуждать значение открытий А. Никитина, викингов, Марко Поло. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Развитие этических чувств (понимание страданий и морального напряжения первопроходцев), гордости за выдающихся географов России, гражданский патриотизм, любовь к Родине, осознанное, доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.. |
6 | Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий. | 1 | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Осознанное, доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Осознание многообразия взглядов на мир. Находить информацию в разных источниках. |
7 | Открытие Австралии и Антарктиды | 1 | Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию и обсуждать значение Первого российского кругосветного путешествия. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Развитие этических чувств (понимание страданий и морального напряжения первопроходцев), гордости за выдающихся географов России, гражданский патриотизм, любовь к Родине, осознанное, доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
8 | Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | 1 | Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы |
Изображения Земной поверхности и их использование – 11 часов. | |||||||
9 | Изображения земной поверхности | 1 | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы |
10 | Масштаб. Практическая работа № 1 «Измерение расстояний по карте с помощью разных видов масштаба» | 1 | Определять по топографической карте расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач |
11 | Условные знаки. Практическая работа № 2 «Условные знаки плана и карты» | 1 | Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. Наносить условные знаки на к/к и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте с помощью чтения условных знаков | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Представлять информацию в разных формах |
12 | Способы изображения неровностей земной поверхности. Практическая работа №3 «Определение высот и глубин земной поверхности по карте» | 1 | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на к/к самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначение ее глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Планировать деятельность, оценивать способы достижения цели |
13 | Стороны горизонта. Ориентирование | 1 | Определять по компасу направления на стороны горизонта Определять углы с помощью транспортира | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
14 | План местности | 1 | Измерять по плану азимут. Выявлять особенности плана местности. Определять направления по плану местности | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Представлять информацию в разных формах |
15 | Съемка местности Практическая работа №4 «Определение на местности направлений, азимутов и расстояний» | 1 | Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов Ориентироваться по плану местности Определять стороны горизонта на плане. Составлять простейший план местности небольшого участка местности | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
16 | Географические карты | 1 | Читать карты различных видов на основе анализа легенды Определять зависимость подробности карты от ее масштаба Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Представлять информацию в разных формах |
17 | Параллели и меридианы | 1 | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснить назначение сетки параллелей и меридианов | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки |
18 | Географические координаты. Практическая работа №5 «Определение по картам географических координат» | 1 | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Осознавать ценность географических знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач. |
19 | Географические информационные системы | 1 | Находить и сравнивать местоположение объектов на разных географических картах | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах |
20 | Контрольная работа по темам «Развитие географических знаний о Земле. Изображение земной поверхности» | 1 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса |
Земля – планета Солнечной системы – 5 часов | |||||||
21 | Земля в Солнечной системе | 1 | Анализировать иллюстративно – справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли» | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Осознавать ценность географических знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач. |
22 | Осевое вращение Земли | 1 | Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Анализировать, обобщать, доказывать. Устанавливать причинно-следственные связи |
23 | Орбитальное движение Земли | 1 | Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснить смену времен года. Показать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещенности. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Создавать модели для понимания закономерностей, устанавливать причинно-следственные связи |
24 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | 1 | Составлять описания происшествий на земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Создавать устные тексты, излагать свое мнение, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
25 | Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы» | 1 | Обсуждать проблемы, предлагаемые в рубрике «Подведем итоги» | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Организовывать работу в паре, планировать деятельность, осознанное, доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, оценивать |
Литосфера – каменная оболочка Земли – 6 часов | |||||||
26 | Строение Земли. Горные породы | 1 | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнить оболочки между собой Сравнивать свойства горных пород различного происхождения Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствами Анализировать схему преобразования горных пород | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах |
27 | Земная кора и литосфера | 1 | Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Создавать модели для понимания закономерностей Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи |
28 | Рельеф Земли Практическая работа № 6 «Нанесение на контурную карту крупнейших гор и вершин Земли. Нанесение на контурную карту крупнейших равнин Земли» | 1 | Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана и показывать их. Сопостовлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Создавать модели для понимания закономерностей Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи |
29 | Внутренние силы Земли | 1 | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Создавать модели для понимания закономерностей Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи |
30 | Внешние силы как разрушите и созидатели рельефа | 1 | Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
31 | Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера – какменная оболочка Земли». | 1 | Обсуждать проблемы, предлагаемые в рубрике «Подведем итоги». | Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | Осознано использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций. | Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
32 | Обобщающее повторение за курс 5 класса | 1 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса |
33 | Контрольная работа за курс географии 5 класса | 1 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса |
34 | Обобщающее повторение за курс 5 класса | 1 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается в 5 классе в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
Для реализации целей и задач обучения географии в 5 классе используется УМК «Сферы» "География. Планета Земля. 5-6 классы":
- Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля 5 – 6 классы. Учебник.
- География. Планета Земля. 5 – 6 классы. Электронное приложение к учебнику автора Лобжанидзе А. А.
- Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. Тетрадь – тренажер. 5-6 классы. Пособие для учащихся.
- Мишняева Е. Ю., Котляр О. Г. География. Планета Земля. Тетрадь – практикум. 5 – 6 классы. Пособие для учащихся.
- Барабанов В. В. География. Планета Земля. Тетрадь – экзаменатор. 5-6 классы. Пособие для учащихся.
- География. Планета Земля. Атлас. 5 – 6 классы.
- География. Планета Земля. Контурные карты. 5- 6 классы.
- География. Планета Земля. Методические рекомендации. 5 – 6 классы. Пособие для учителя.
Внеурочная деятельность
Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов. В преподавании географии будут использоваться следующие типы учебных проектов: по доминирующей деятельности - информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные; по продолжительности - от кратковременных до длительных - продолжительностью от месяца и более; по количеству участников - индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Такой проект включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
- Раздел «Внеурочная деятельность» содержит перечень мероприятий, направленных на реализацию:
- работы с одаренными и талантливыми детьми;
- проектно-исследовательской деятельности по предмету, курсу.
Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий
родителей и обучающихся, реализуется в рамках работы кружков,
при проведении экскурсий, секций, круглых столов, конференций,
диспутов, олимпиад, конкурсов, соревнований, поисковых и научных
исследований, общественно полезной практики и т.д.
Оценка базовых компетентностей
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися, письменных заданий и устных опросов, защита презентаций, докладов.
В 5 классе по географии предусмотрено три контрольных работы – входной контроль, контрольная работа по темам «Развитие географических знаний о Земле. Изображение земной поверхности», контрольная работа за курс географии 5 класса.
На каждом уроке географии осуществляется практическая направленность и системно-деятельностный подход, но в КТП внесено 6 оценочных практических работ.
Практическая работа №1
«Измерение расстояний по карте с помощью разных видов масштаба»
Цель работы:
- научиться определять расстояние между различными объектами на карте с помощью масштаба карты,
- научиться определять протяжённость объектов на карте с помощью масштаба карты.
Оборудование: атлас, линейка, циркуль-измеритель
Описание работы:
1. С помощью линейки и численного масштаба определите по карте расстояние между городами Санкт-Петербургом и Владивосток
2. С помощью линейки и именованного масштаба определите по карте протяжённость Большого Кавказа.
3. С помощью линейного масштаба и циркуля-измерителя определите по карте длину железной дороги.
Практическая работа №2
«Условные знаки плана и карты»
Цель работы:
Закрепить навыки работы с условными знаками плана и карты.
Оборудование: атлас, план местности, цветные карандаши
Описание работы:
1. Подпишите условные знаки плана местности.
2. Подпишите условные знаки карты.
3. Составить воображаемый маршрут с использованием условных знаков.
Практическая работа №3
«Определение высот и глубин земной поверхности по карте»
Цель работы:
Научиться определять высоты и глубины земной поверхности по карте.
Оборудование: атлас
Описание работы:
1. По карте с помощью отметок высот определите высоту географических объектов: вулкана Килиманджаро, горы Джомолунгмы, вулкана Везувий, горы Мак-Кинли, вулкана Ключевской Сопки.
2. По карте с помощью шкалы высот и глубин определите преобладающие высоты пустыни Гоби, Западно-Сибирской равнины, Тибета.
Практическая работа №4
«Определение на местности направлений, азимутов и расстояний»
Цели работы:
- закрепить понятие азимута;
- вспомнить строение компаса;
- научиться определять на местности направления, азимут.
Оборудование: компас, линейка
Описание работы:
1. Повторить понятие азимута.
2. Повторить устройство компаса.
3. Составить простейший план небольшого участка местности.
3. По плану местности определить азимуты заданных объектов.
Практическая работа №5
«Определение по картам географических координат»
Цель работы:
Научиться определять географические координаты.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта России
Описание работы:
1. На физической карте полушарий определите координаты заданных географических объектов.
2. По заданным географическим координатам определить название географического объекта.
Практическая работа № 6
«Нанесение на контурную карту крупнейших гор и вершин Земли. Нанесение на контурную карту крупнейших равнин Земли»
Цель работы:
Формирование умений комплексного использования физической и контурной карты.
Оборудование: атлас, контурная карта
Описание работы:
1. На физической карте полушарий подписать крупнейшие равнины, горы, вулканы мира.
2. На физической карте России подписать: горы Кавказ, Уральские, Алтай, Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье, вулкан Кючевская Сопка.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.
2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.
3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.
4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.
6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.
7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).
5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.
9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.
Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки.
Работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Коррекционная работа
Коррекционная работа направлена на учащихся, обучающихся в интегрированных классах и испытывающих затруднения в изучении географии в силу своих способностей, особенностей развития или пропусков уроков по болезни. Для них проводятся индивидуальные, групповые дополнительные занятия, консультации по составленному графику внеурочной деятельности.
Основная цель индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий – повышение общего уровня развития учащегося, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формирования недостаточно освоенных учебных умений и навыков.
Продолжительность индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий 15-20 минут. В группы объединяются не более четырёх учеников, у которых обнаружены одинаковые пробелы в знаниях, сходные затруднения в учебной деятельности или нарушения психофизических функций.
Для детей с ОВЗ составляется адаптированная программа по предмету, разрабатывается для каждого ребёнка индивидуальный образовательный маршрут.
Учёт индивидуальных занятий ведётся в классном журнале «индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия».
Критерии оценивания работ таких учеников снижаются, материал для диагностических работ подбирается посильный. Учитель при выставлении оценки учитывает самооценку успешности ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....