Рабочая программа по географии в 6 классе
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена по требования ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl._geografiya_fgos.docx | 113.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 219 с.: ил. – (ФГОС, Инновационная школа). Казан: Татарстан китап нәшрияте, 2016.
Программа данного курса подготовлена в соответствии основной образовательной программой МБОУ «Мемдельская средняя общеобразовательная школа им. Х.Вахита Высокогорского муниципального района РТ», программой курса «География» 5-9 классы (автор-составитель Е.М.Домогацких). Учителем были внесены такие коррективы: из 3 часов резервного времени 1 час добавлен на изучение темы «Земля как планета», 2 часа на итоговые уроки, 1 час раздела «Почва и географическая оболочка» выделен для работы на местности.
В соответствии с Базисным учебным планом на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
Цель: сформировать систему знаний о Земле как планете, о земных оболочках, географических процессах и закономерностях их развития и на основе этих знаний развивать общую культуру личности, способствовать формированию здорового образа жизни, создать основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Задачи:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
• продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
• продолжить формирование умений использовать различные источники географической информации, прежде всего карты;
• формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
• продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС, согласно которым география входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. В основу содержания курса положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи в рабочую программу включены практические работы по изучению компонентов природы своей местности. Содержание предмета география основной школы структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», « Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России». Курс «Физическая география» направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы Земли на различных уровнях познания.
Личностными результатами являются:
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
• сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции, правосознание;
• способность ставить цели и строить жизненные планы;
• способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
• знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегаюших технологий;
• реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
Личностные УУД:
• понимать смысл своей деятельности;
• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии опенки.
Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• выделять все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Коммуникативные УУД:
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
• объяснять роль различных источников географической информации.
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
• объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
• объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
• различать видовое разнообразие компонентов природы в пределах географической оболочки;
• выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
• выделять причины стихийных явлений в геосферах;
• использование географических умений:
• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
• составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
• использование карт как моделей;
• определять на карте местоположение географических объектов.
Понимание смысла собственной деятельности:
• формулировать свое отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Рекомендации по оцениванию результатов обучения по географии
Итогом проверки результативности учебной деятельности обучающихся является отметка. При определении уровня достижений обучающихся учителю необходимо обращать особое внимание на:
• тематическую грамотность, логичность и доказательность в процессе изложения материала при ответе на поставленный вопрос или решения учебной задачи;
• точность и целесообразность использования географической терминологии и знание номенклатуры;
• самостоятельность и осознанность ответа обучающегося, его речевую грамотность.
Устный ответ
Отметка «5» ставится, если обучающийся:• показывает глубокое, всестороннее знание и понимание тематического материала, а также сущности рассматриваемых терминов, понятий, географических закономерностей, теорий, событий;
• построит полный и тематически правильный ответ, опираясь на ранее изученный материал;
• выделяет существенные признаки географических объектов и явлений;
• использует примеры для подтверждения теоретических положений;
• аргументированно отстаивает свою точку зрения, делая анализ, формулируя обобщения и выводы:
• устанавливает межпредметные и внутри предметные связи между событиями, объектами и явлениями;
• применяет полученные знания в незнакомой учебной и жизненной ситуации;
• обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его изложения, используя четкие и однозначные формулировки;
« строит логически связанный ответ, используя принятую географическую терминологию;
• делает обоснованные выводы;
• формулирует точные определения терминов и дает научное толкование основных понятий, законов;
• творчески перерабатывает текст, адаптируя его под конкретную учебную задачу;
• излагает тематический материал литературным языком;
• отвечает на дополнительные вопросы учителя, одноклассников, участвуя в диалоге или полилоге;
• самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для достижения поставленных учебных целей;
• применяет в процессе ответа для демонстрации состояния объектов, протекания явлений общепринятую в географии знаково-символьную систему условных обозначений;
• при необходимости, в зависимости от условия учебной задачи, опирается на результаты наблюдений и опытов;
• самостоятельно, безошибочно и адекватно ситуации выбора и принятия решения применяет полученные знания, умения и навыки учебной деятельности при рассмотрении учебных задач практической направленности;
• допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя;
• владеет сформированными навыками работы с приборами;
• умеет преобразовывать тематическую информацию из одного вида в другой;
• демонстрирует знание карты и использование ее при решении учебной задачи;
• показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
• демонстрирует знание изученного тематического материала;
• дает самостоятельный, полный и тематически правильный ответ, при этом допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении тематического материала; дает определения понятий и терминов, допуская небольшие неточности в формулировках или выводах и обобщениях на основе проведенных наблюдений и опытов или при использовании в ответе научной терминологии;
• материал излагает в правильной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, которые может исправить самостоятельно по требованию учителя при его помощи или помощи других обучающихся;
• подтверждает теоретические высказывания примерами;
• осознанно и правильно отвечает на дополнительные и наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
• умеет самостоятельно выделять основные положения в тематическом материале;
• обобщает тематический материал, используя результаты наблюдений и опытов;
• формулирует выводы;
• устанавливает внутри предметные и межпредметные связи;
• применяет полученные знания на практике в новой ситуации выбора и принятия решения, допуская неточности в содержании географического материала;
• соблюдает основные правила построения ответа, используя при этом литературную речь;
• составляет связное и логически последовательное изложение, восполняя допущенные пропуски в тематическом материале путем ответов на наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
• имеет представления об элементарных реальных понятиях;
• понимает основные причинно-следственные взаимосвязи между изучаемыми объектами и явлениями;
• в основном знает содержание карты и умеет ею пользоваться при ответе на поставленный вопрос;
• при решении географических задач допускает ошибки, существенно не влияющие на результат деятельности;
• в основном показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
• усвоил основное тематическое содержание;
• имеет пробелы в усвоении программного материала, не влияющие на дальнейшее усвоение тематического содержания;
• материал излагает фрагментарно, отсутствует логика в изложении;
• показывает недостаточную сформированность знания тематического материала, предметных и универсальных учебных действий;
• допускает ошибки в формулировании выводов и обобщений;
• слабо аргументирует высказывания;
• допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии;
• определения понятий, терминов дает недостаточно четкие, путаясь в формулировках;
• не использует в качестве доказательства выводы и обобщения, сделанные на основе наблюдений, опытов, или допускает ошибки при их трактовке;
• имеет затруднения в использовании теоретических знаний, необходимых для решения практических задач, а также при применении конкретных примеров;
• отвечает неполно на наводящие вопросы учителя или других обучающихся или дает репродуктивный ответ, не понимая отдельных научных концепций, имеющих определяющее значение в данном тексте;
• отвечает неполно на вопросы учителя или других обучающихся, допуская одну-две грубые ошибки в изложении программного материала;
• слабо знает географическую номенклатуру;
• отсутствуют навыки инструментального определения количественных показателей, характеризующих состояние объекта или явления;
• имеет географические представления, сформированные на бытовом уровне;
• использует карту на недостаточном для демонстрации теоретических положений ответа уровне;
• устанавливает причинно-следственные связи только с помощью наводящих вопросов со стороны учителя или других обучающихся.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
• не усвоил и не раскрыл основное содержание тематического материала;
• не сформулировал выводы и не сделал обобщения;
• не знает и не понимает значительную часть (более половины) учебного материала в рамках поставленных вопросов;
• не имеет сформированных предметных и универсальных учебных действий;
• не умеет применять предметные и универсальные учебные действия к ответам на вопросы и решению задач по предлагаемому алгоритму;
• допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя или других обучающихся в процессе обсуждения ответа;
• допускает грубые ошибки при работе с картой;
• не владеет научной терминологией;
• не тает географическую номенклатуру.
Рекомендации учителю:
1) вопрос должен быть сформулирован на основе используемой научной терминологии;
2) необходимо дать анализ ответа обучающегося на основе заранее оговоренных критериев;
3) отметка должна быть обоснованной;
4) в процесс обсуждения ответа могут быть вовлечены другие обучающиеся.
Письменная работа
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
• выполнил работу без ошибок и недочетов;
• или допустил в работе не более одного недочета;
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
• выполнил работу полностью;
• или допустил в работе не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
• правильно выполнил не менее половины от полного объема работы;
• или допустил в работе не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
• допустил количество ошибок и (или) недочетов, превышающее норму для выставления отметки «3»;
• или если правильно выполнил менее половины объема работы.
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу. Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Рекомендации учителю:
1) отметки с анализом письменных работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, не позднее, чем через 3—4 дня или на следуюшем уроке;
2) необходимо провести работу над ошибками, предусматривающую устранение пробелов в тематических знаниях, навыках предметной и универсальной учебной деятельности.
Тест
Количество заданий | Время выполнения работы, мин | Отметка на количество правильно выполненных заданий | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
10 | 10-15 | 9-10 | 7-8 | 5-6 | Менее 5 | Обучающийся не приступал к выполнению работы |
20 | 20-30 | 18-20 | 14-17 | 10-13 | Менее 10 | |
30 | 30-45 | 27-30 | 22-26 | 15-21 | Менее 15 |
Рекомендации учителю:
1) отметки с анализом тестовых работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, не позднее, чем через 3—4 дня или на следующем уроке;
2) необходимо провести работу над ошибками, предусматривающую устранение пробелов в тематических знаниях, навыках предметной и универсальной учебной деятельности.
Практическая работа (в том числе на основе работы с картой)
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
• выполнил работу в полном объеме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;
• самостоятельно подобрал и использовал необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;
• продемонстрировал владение теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;
• аккуратно оформил результаты работы;
• выбрал оптимальный в условиях конкретной задачи вариант оформления результатов практической работы.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
• выполнил работу в полном объеме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;
• допустил отклонение в последовательности выполнения работы, не повлиявшее на результативность деятельности, то есть конечный результат;
• использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;
• продемонстрировал владения теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;
• аккуратно оформил результаты работы;
• допустил неточности или небрежности в оформлении результатов работы.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
• выполняя работу с помощью учителя или других обучающихся;
• использовал предложенный учителем алгоритм выполнения работы;
• затратил больше установленного времени на выполнение работы;
• показал знание теоретического материала, но имел затруднения в практическом его применении;
• использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
• получил ошибочные результаты, а также результаты, не соответствующие цели проведения практической работы;
• не владеет теоретическими знаниями для проведения работы;
• не подготовил или не подобрал (даже с помощью учителя или других обучающихся) средства обучения, необходимые для проведения работы;
• не может использовать предложенный учителем или другими обучающимися алгоритм выполнения работы;
• выполнил менее 50% от объема работы.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Рекомендации учителю:
1) отметки с анализом практических работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, не позднее, чем через 3—4 дня или на следующем уроке;
2) необходимо провести работу над ошибками, предусматривающую устранение пробелов в тематических знаниях, навыках предметной и универсальной учебной деятельности.
Реферат
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
• выполнил требования к оформлению реферата;
• использовал достаточный объем теоретического материала и примеров для раскрытия выбранной темы;
• использовал литературный язык изложения материала;
• продемонстрировал умение отвечать на поставленные вопросы при защите реферата.
Примечание: требования к реферативной работе по ее тематическому содержанию соответствуют требованиям к устному, письменному ответам и практической работе одновременно.
Рекомендации учителю:
1) анализ работы и полученная отметка доводятся до сведения обучающегося непосредственно после защиты реферата;
2) заблаговременно необходимо получить отзыв на реферативную работу от рецензента;
3) необходимо провести работу над ошибками, предусматривающую устранение пробелов в тематических знаниях, навыках предметной и универсальной учебной деятельности;
4) требования к реферативной работе на отметки «1, 2, 3, 4» соответствуют требованиям к устному, письменному ответам и практической работе одновременно.
Содержание учебного предмета
Материал курса сгруппирован в семь разделов. Материал первого раздела — «Земля как планета» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел — «Географическая карта» — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.
Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Структура курса
№ | Модуль (глава) | Количество часов |
1 | Земля как планета | 6 |
2 | Географическая карта | 5 |
3 | Литосфера | 7 |
4 | Атмосфера | 8 |
5 | Гидросфера | 3 |
6 | Биосфера | 2 |
7 | Почва и географическая оболочка | 4 |
Всего | 35 |
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел учебного курса | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
1 | Земля как планета | 6 | Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети. Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов Определять географические координаты объектов на карте. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусами, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схемы «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач 1) Изготовление модели, демонстрирующей различия в уровне освещения поверхности Земли по временам года. 2) - Что произойдет с временами года, если ось Земли станет перпендикулярна (параллельна) плоскости её орбиты? |
2 | Географическая карта | 5 | Рассчитывать расстояния с помощью масштаба. Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштаба. Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описания по топографической карте форм рельефа. Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута. 1) Построение профиля рельефа местности между двумя точками с использованием топографической карты (создание графических объектов, математическая обработка данных). 2) Подготовка сообщения и презентации «История компаса». |
3 | Литосфера | 7 | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Устанавливать с помощью географических карт зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли - материков и впадин океанов - от строения земной коры. Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем мира. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. 1) Изготовление модели, отражающей внутреннее строение Земли. 2) Провести эксперимент по изучению растворимости горных пород в воде. Результаты наблюдений оформить в виде таблицы. 3) Сформулировать правила поведения при землетрясениях (цунами, извержении вулкана). 4) Написать сочинение-размышление «Что бы я увидел на месте нашего села 200 миллионов лет назад». |
4 | Атмосфера | 8 | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера - «кухня погоды». Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам. Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров и причины их образования. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды. Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. Выявлять особенности погоды. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Выявлять главную причину разнообразия климатов и существования климатических поясов. 1) Придумать и проделать эксперименты, показывающие - образование облаков; - что воздух имеет вес; - образование ветра. 2) Подготовка презентаций «Виды осадков», «Стихийные явления в атмосфере» по плану. 3) В чем разница между погодой и климатом? (работа с текстом по плану, составление таблицы или схемы, показывающей различия между понятиями погода и климат). 4) Как изменится климат нашей местности, если Северный Ледовитый океан станет теплым? Ответ обоснуйте. |
5 | Гидросфера | 3 | Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов, выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод Мирового океана. Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану. Определять по карте крупнейшие водохранилища мира Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира. Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Выявлять особенности воздействия многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность 1) Описание «Путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2) Как изменится облик Земли, если растают все льды? Ответ обоснуйте. 3) Изменится ли состав подземных вод, если в начале лета при внесении удобрений на полях нашего села превысили рекомендуемые нормы? Ответ обоснуйте. |
6 | Биосфера | 2 | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам. Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае. 1) Подготовка сообщения и презентации «Редкие и исчезающие виды растений (животных) нашей местности». 2) Предложить варианты защиты растений и животных, обитающих в районе нашей местности. |
7 | Почва и географическая оболочка | 4 | Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт Выявлять причинно-следственные взаимосвязи отдельных компонентов природной зоны на основе анализа тематических карт. Выявлять особенности пространственного распространения природных зон на основе сравнения карты климатических поясов и карты природных зон. Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Подготавливать и обсуждать презентации проектов по проблемам антропогенного воздействия на природу 1) Сделать срез почвы и описать особенности чередования почвенных слоёв. 2) Практическая работа на местности «Описание природного комплекса и выявление взаимосвязей между его компонентами». |
Тематическое планирование курса «География. Начальный курс» 6 класс (35 часов)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Целевая установка урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) -УУД | Практи- ческая работа; Домашн. задание | Дата проведения план/ факт | ||||||||
понятия, номенкла- тура и пер соналии | предметные | метапредметные | личност- ные | |||||||||||
Тема 1. Земля как планета (5 часов) | ||||||||||||||
1 | Земля и Вселенная Җир һәм галәм. | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о строении Солнечной системы, влиянии космоса на Землю | Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы | Умение объяснять влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движений Земли | Умение ставить учеб ную задачу под руко водством учителя; планировать свою деятельность под ру- ководством учителя; выявлять причинно-следственные связи | Понимание влияния космоса Землю | П.1,атлас | ||||||
2 | Система координат. Географик координата лар система сы. | Комбинированный урок | Формирование представлений о системе координат, умения определять географическую широту, долготу | Система ко ординат, эк ватор, па- раллель, ге ографическая широта, долгота, ме ридиан,Гри нвичский | Умение определять форму и размеры параллелей на глобусе и карте, определять географическую широту и долготу объекта на карте | Умение ставить учеб ную задачу под руко водством учителя; планировать свою де ятельность под ру- ководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание важности умения определять свои коорди- наты | Определе ние по ка- рте геогра фической координаты различ ных объ- ектов; п.2 | ||||||
3 | Времена года. Ел фасыл- лары. | Комбинированный урок | Формирование представлений о распределении тепла и света на поверхности Земли | Времена года, дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствий | Умение объяснять и оп- ределять географичес- кие следствия движе- ний Земли, особеннос- ти распределения света и тепла по поверхности Земли; умение опреде- лять особенности рас- пределения света и теп ла в дни равноденствий и солнцестояний | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учи- теля; выявлять причинно- следственные связи | Понимание влияния движений Земли для жизни человека | П.3,атлас | ||||||
4 | Пояса осве- щенности. Яктылык пояслары. | Комбинированный урок | Формирование представлений о поясах освещенности | Пояс осве -щенности, Сев. и Юж. тропики, Сев. и Юж. Полярные круги, поя- са освещен ности | Умение объяснять и определять географические следствия движений Земли | Умение ставить учебную задачу под руководством учите- ля; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи | Понимание влияния движений Земли на жизнь человека | П.4, подгото- виться к тесту | ||||||
5 | Урок обоб- щения, кон- троля и кор- рекции зна- ний по теме раздела.Тест Тема буен- ча йомгак- лау дәрес. Тест. | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Развитие навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 1-5 | Выделять существен -ные признаки и особен ности географических объектов и явлений. Объяснять географи- ческие следствия враще ний Земли. Определять географические коорди наты и местонахожде- ние предмета по коор- динатам | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли и значения географических знаний | Решение географи- ческих задач; контур- ная карта | ||||||
Тема 2. Географическая карта (5 часов). | ||||||||||||||
6 | Географическая карта и ее масштаб. Географик карта һәм аның масш- табы. | Урок изучения нового материала | Развитие представлений о географической карте, плане местности. Формирование представления о масштабе карты | Географическая карта, план местности, масштаб | Умение объяснять свой ства географической карты и плана мест- ности, масштаб карты; отличия видов масшта- ба, существенные приз- наки плана, карты и гло буса; классифициро- вать по заданным приз- накам план, карту, гло- бус; умение определять расстояния по карте | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; определять критерии для сравнения фактов, явлений | Понимание значения географических карт | Определение напра влений и расстоя- ний по карте; П.5, атлас,контурные карты | ||||||
7 | Условные знаки. Шартлы би лгеләрнең төрләре | Комбинированный урок | Формирование представления об условных знаках, умения работать с ними | Легенда карты, изолинии | Умение объяснять специфику способов картографического изображения | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя | Понимание важности умений ра- боты с кар той,умения понимать условные знаки | П.6, атлас | ||||||
8 | Азимут. Ориентла- шу. | Комбинированный урок | Формирование представления об азимуте, умения работать с азимутом | Азимут | Умение определять азимут по карте и на местности | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; | Понимание важности умений работы с планом и картой | Определе ние сто- рон гори- зонта по компасу; передви- жение по азимуту; П.7 | ||||||
9 | Изображе- ние рельефа на карте. Рельефны картада сүрәтләү. | Комбинированный урок | Формирование представления о способах изображения рельефа | Изолинии, бергштрих, послойная окраска, аб солютная и относительная высота, шкала вы- сот, глубин | Умение объяснять специфику способов картографического изображения; Умение определять абсолютную и относительную высоты | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; | п.8 , подгото- виться к тесту | |||||||
10 | Урок обоб- щения и кон троля по те- ме раздела. Тест. Тема буен- ча йомгак дәрес. Тест. | Урок повто- рения, обобщения и контроля знаний | Развитие навы -ков и умений обобщения, рабо ты с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 7-9 | Умение читать карту, определять азимут по плану, карте и нм местности | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 7-9 | атлас,контурная карта | ||||||
Тема 3. Литосфера (7 часов) | ||||||||||||||
11 | Строение земного шара. Җир шарының төзелеше. | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о внутреннем строении Земли | Земное яд- ро , мантия (нижняя, средняя и верхняя),зе мная кора | Умение объяснять особенности внутреннего строения Земли; умение определять отличие видов земной коры | Ставить учебную за- дачу под руководс- твом учителя; плани- ровать свою деятель- ность под руковод- ством учителя; | Осознание важности исследований Земли | П.9,рәсем(схема) | ||||||
12 | Виды горных пород. Тау токым- нарының төрләре. | Комбинированный урок | Формирование представлений о видах горных пород | горные по -роды (маг- матические осадочные, химичес- кие,биоло- гические, метаморфические). | Умение определять существенные признаки понятий, по заданным признакам определять горные породы и минералы | Определять критерии для сравнения фактов, явлений; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | П.10, атлас | |||||||
13 | Полезные ископаемые. Файдалы казылма лар. | Комбинированный урок | Формирование представлений о видах и принципах размещения полезных ископаемых | полезные ископае- мые(топли-вные, руд- ные, неруд- ные), геоло гическая разведка | Умение объяснять виды, размещение, применение полезных ископаемых | Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Осознание важности полезных ископаемых для человека | П.11, атлас,контурная карта | ||||||
14 | Движения земной коры Җир кабы- гының хәрәкәте. | Комбинированный урок | Формирование представлений о видах и причинах движений земной коры | Землетрясения,сейсмо логия, эпи- центр, дви- жения зем- ной коры, вулкан и его состав- ные части | Умение объяснять причины и следствия движения земной коры; умение определять районы землетрясений и вулканизма | Ставить учебную задачу под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи | П.12, атлас | |||||||
15 | Выветрива- ние горных пород. Тау токым- нарының ашалуы. | Комбинированный урок | Формирование представлений о внешних силах, формирующих рельеф | Выветривание (физическое, химическое, биогенное, антропогенное) | Умение объяснять действие внешних сил на формирование рельефа | Ставить учебную задачу под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи | Осознание роли человека в изменении поверхности Земли | Определение изме- нений зем ной коры под воз- действи- ем хозяй- ственной деятельности чело- века (на примере своей ме- стности) П.13 | ||||||
16 | Рельеф суши и дна Мирового океана. Коры җир һәм Бөтен- дөнья океаны төбенең рельефы. | Комбинированный урок | Формирование представлений о формах рельефа суши и дна Мирового океана | Рельеф, го- ры, равни- ны, виды равнин, ви- ды гор, Ги- малаи, Эве- рест, Ама- зонская,За- падно-Си- бирская ни зменности, Анды, Вал- дайская, Смоленско Московс- кая возвы- шенности, Среднеси- бирское, Гвианское плоскогор., глубоководный желоб, срединно-океаничес кий хребет, остров. Гавайские острова | Умение объяснять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах; Умение определять виды форм рельефа | Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание влияния рельефа на особенности природы и жизни людей | Определение по карте географического положе- ния островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей; П.14, подго- товиться к тесту | ||||||
17 | Урок обоб- щения и кон тролля. Тест. Тема буен- ча йомгак дәрес. Тест. | Урок повто- рения, обобщения и контроля знаний | Развитие навы- ков и умений обобщения, ра-боты с различны ми контрольно-измерительными материалами | См. уроки 11-16 | См. уроки 11-16 | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 11-16 | Атлас, контур-ная карта | ||||||
Тема 4. Атмосфера (8 часов) | ||||||||||||||
18 | Строение атмосферы. Атмосфера-ның төзеле- ше. | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о строении и составе атмосферы | Атмосфера тропосферастратосфе ра, верхние слои атмосферы | Умение объяснять вертикальное строение атмосферы; умение определять существенные признаки понятий | Планировать свою деятельность под руководством учителя | Осознание важности атмосферы для жизни на Земле | Составление диа- граммы «Содержание газов в воздухе П.15 | ||||||
19 | Температура воздуха. Һава темпе- ратурасы. | Комбинированный урок | Формирование представлений о причинах изменения температуры воздуха | Температу-ра, виды температур (максимальная и т.д., суточная и т.д.), ампли туда темпе- ратур | Умение объяснять изменение температуры воздуха, средние температуры, амплитуду температур | Планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | П.16, атлас,контурная карта | |||||||
20 | Атмосфер- ное давле- ние. Атмосфера басымы. | Комбинированный урок | Формирование представлений об атмосферном давлении | Торричел- ли, атмос- ферное дав ление, баро метр, виды барометров | Умение объяснять атмосферное давление, его изменение; умение определять атмосферное давление с помощью барометра | Планировать свою деятельность под ру- ководством учителя; выслушивать и объ- ективно оценивать другого | Влияние ат мосферно го давле- ния на здо- ровье человека | П.17 атлас | ||||||
21 | Движение воздуха. Һаваның хәрәкәте. | Комбинированный урок | Формирование представлений о причинах возни- кновения ветра, свойствах и спо- собах изучения. | Ветер, бриз, флюгер, сила ветра, роза ветров | Умение объяснять причины возникновения ветра; умение определять направление, силу ветра | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | Влияние ветра на погоду в нашей местности | Построе ние розы ветров по заданным парамет- рам П.18, атлас | ||||||
22 | Вода в атмосфере. Атмосфера- да су. | Комбинированный урок | Формирование представлений о влажности воздуха и атмосферных осадках | Влажность воздуха, ис парение, конденса- ция,облако, виды обла- ков, атмос- ферные оса дки и их виды | Умение объяснять образование облаков и атмосферных осадков, | Определять критерии для сравнения фактов, явлений | П.19, атлас,контурная карта | |||||||
23 | Погода. Һава торышы. | Комбинированный урок | Формирование представлений о погоде и причинах её изменения | Погода, ме- теорология воздушная масса, синоптические карты | Умение объяснять причины изменения погоды, умение определять основные показатели погоды | Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Осознание важности метеорологических наблюде- ний | Описание погоды дня в на- шем селе; П.20 | ||||||
24 | Климат. Климат. | Комбинированный урок | Формирование представлений о климате и климатообразующих факторах | Климат, климатообразующие факторы, адаптация, Руал Амундсен | Умение различать поня тия климат и погода, умение объяснять зави симость климата от гео- графической широты и высоты местности над уровнем моря | Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений | Осознание влияния климата на жизнь и здоровье человека | П.21, подгото- виться к тесту | ||||||
25 | Урок обобщения и контроля по теме раздела Тема буен- ча йомгак дәрес. Тест. | Урок повто- рения, обобщения и контроля знаний | Развитие навы- ков и умений обобщения, рабо ты с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 18-24 | Умение объяснять закономерности географической оболочки на примере атмосферы; Умение определять существенные признаки понятий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание значения атмосферы для человека | Атлас, контур- ная карта | ||||||
Тема 5. Гидросфера (4 часа) | ||||||||||||||
26 | Единство гидросферы Гидросфераның бер- дәмлеге. | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о составе и значении гидросферы | Гидросфера, круговорот воды, гидрология | Умение объяснять сос- тав и единство гидро- сферы, значение гидро- сферы в жизни планеты выделение существен- ных признаков частей Мирового океана | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | Осознание важности воды как основы жизни | П.22, атлас | ||||||
27 | Воды суши: реки и озера. Коры җир сулары: елгалар, күлләр. | Комбинированный урок | Развитие представлений о реках и озёрах, о различиях между разными реками и озёрами | Речная сис- тема, исток устье,русло бассейн ре- ки, проточ- ные и бес- сточные озера; Кас- пий, Ан- хель, Байкал | Умение объяснять образование, строение рек и озёр, объяснять различия; умение определять вид рек, озер, природных льдов, определять по карте крупнейшие реки и озера | Определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого | Определение по карте крупней- ших рек и озер; П.23, атлас, контур- ная карта | |||||||
28 | Воды суши: подземные воды и природные льды. Коры җир сулары: җир асты сулары, таби гый бозлар. | Комбинированный урок | Формирование представления о подземных водах и ледниках | Подземные воды, виды подземных вод, ледник виды ледни ков, много- летняя мер- злота, Грен ландия, Ан тарктида, Сев.Лед. океан | Умение объяснять условия залегания и использования подземных вод, условия образования природных льдов; умение определять вид природных льдов | Выявлять причинно-следственные связи; | П.24, подгото- виться к тесту | |||||||
29 | Урок обобщения и контроля по теме раздела Тема буен- ча йомгак дәрес. Тест. | Комбинированный урок | Развитие навы- ков и умений об- общения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 26-28 | Умение объяснять хара ктер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга, закономерности геогра- фической оболочки на примере гидросферы | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание важности гидросферы для природы Земли | атлас, контур- ная карта | ||||||
Тема 6. Биосфера (2 часа) | ||||||||||||||
30 | Царства живой природы. Терек табигать патшалык- лары. | Урок изучения нового материала | Формирование представления о биосфере, ее разнообразии и значении | Биосфера, царства живых организмовкруговорот веществ | Умение объяснять роль царств природы; Умение определять причины разнообразия растений и животных | Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя | Понимание исключи- тельного места Зем- ли в Сол- нечной си- стеме бла- годаря на- личию жи- вых организмов | П.25, атлас | ||||||
31 | Биосфера и охрана природы. Биосфера һәм таби- гатьне саклау. | Комбинированный урок | Развитие представлений о круговороте веществ и охране природе | В.И.Вернадский, био- сфера, запо ведник, на- циональ- ный парк, всеобщий круговорот вещества и энергии, Красная книга | Умение объяснять осо- бенности приспособле- ния организмов к среде обитания, необходи- мость охраны органи ческого мира; умение определять сущность экологических проблем характер взаимного вли яния живого и неживо- го мира | выявлять причинно-следственные связи; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле | Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности П.26, атлас | ||||||
Тема 7. Почва и географическая оболочка (4 часа) | ||||||||||||||
32 | Почва. Туфрак. | Урок изуче- ния но- вого ма териа ла | Формирование представления о почве и условиях ее формирования | Почва, гумус, плодородие, В.В.Докучаев | Умение объяснять закономерности образования почвы; умение определять условия образования почв | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | П.27, атлас, контур- ная карта | |||||||
33 | Природный комплекс. Табигый комплекс. | Комбинированный урок | Формирование представления о природном комплексе | Природный комплекс, компонен- ты природы, географическая оболочка | Умение объяснять осо- бенности строения и со става географической оболочки, законы раз- вития географической оболочки, взаимосвязь между всеми элемента- ми географической оболочки | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | П.28, атлас, кон тур- ная карта | |||||||
34 | Природные зоны. Табигый зоналар. | Комбинированный урок | Развитие представлений о природных зонах | Природная зона, виды природных зон, закон географической зо- нальности, экологическая угроза | Умение объяснять вза- имосвязь между всеми элементами географи- ческой оболочки, сущ- ность влияния человека на географическую обо лочку; Умение опреде- лять характер размеще- ния природных зон Земли | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | Осознание роли человека как одной из главных факторов в изменении природы Земли | Описание природ- ных зон Земли по географи- ческим картам; П.29; тестка әзерләнергә | ||||||
35 | Урок обоб -щения и кон троля по курсу. Йомгаклау дәресе. | Урок повто- рения, обобщения и контроля знаний | Развитие навы- ков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 1-34 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | Решение тестовых заданий |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Состав УМК
1. Программа курса «География. 5—9 классы» /авт.-сост. Е.М. Домогацких.
2. Домогацких Е.М., Алексеевский И. И. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
3. Болотникова Н.В., Банников С.В. Рабочая программа к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевского И. И. География. Физическая география. 6 класс.
4. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких. Н.И. Алексеевского «География. Физическая география. 6 класс».
6. Банников СВ., Домогацких Е.М. Атлас. «География. Введение в географию. Физическая география. 5—6 классы».
7. Банников СВ., Домогацких Е.М. Контурные карты. «География. Физическая география. 6 класс».
8. Мультимедийное приложение к учебнику "География. 6 класс" Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И.
Оборудование кабинета
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
- компьютер,
- мультимедиапроектор,
- медиатека (электронные карты, видеофильмы, видеоролики, ЭОР, презентации)
- Интернет;
- комплект географических карт и тематических таблиц по разделам школьного курса географии;
- комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
- библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
- картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
- Стенды для экспозиционных материалов.
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Практические работы
- Определение по карте координат различных географических объектов.
- Определение направлений и расстояний по карте.
- Чтение тематических карт.
- Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
- Составление простейшего плана местности.
- Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
- Определение по карте географического положения гор, равнин.
- Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
- Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
- Описание «Путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.
- Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
- Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.
- Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
- Изучение строения почвы на местности.
- Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
- Описание природных зон Земли по географическим картам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...