Урок географии в 7 классе по теме "Природные зоны Северной Америки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Материал «Природные зоны Северной Америки» содержит конспект урока и презентацию к уроку . Разработка урока направлена на реализацию требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_prirodnye_zony_s.ameriki.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Природные зоны Северной Америки»
Цели урока:
Образовательная цель: ознакомление учащихся с основными природными зонами материка и формирование информационно - коммуникативных умений, при работе с различными источниками информации.
Развивающая цель:
Развивать умение работать самостоятельно с картами атласа, материалами учебника, дополнительной литературой и настенными картинами.
Воспитательная цель:
Формировать ответственность, самостоятельность, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения.
Задачи:
1) продолжать формировать понятия: природный комплекс, широтная зональность, высотная поясность, природная зона. Продолжить формировать представление о связи компонентов природы, на примере материка Северная Америка. Показать роль климата в формировании природных комплексов.
2) Продолжать формировать познавательную активность учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры; развивать умение работать с картой, анализировать, делать выводы.
3) Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, умение работать в коллективе, чувствовать красоту природы, развивать интерес к географии.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.
Требования к результатам обучения
Личностные:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
Предметные:
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
Метапредметные
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
-организации своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
Оборудование: атласы, настенная карта "Природные зоны Северной Америки", настенные картины: раздаточный материал: таблица "Природные зоны", план описания природной зоны., презентация в Microsoft PowerPoint, компьютер, проектор, видеофрагмент
- Организационный момент
Здравствуйте – слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
Здравствуйте! Скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
Пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных отметок!
Вступительное слово учителя. Каждый урок изучения нового материала эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды. Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о дальних странствиях и путешествиях? Школьный предмет география помогает нам мысленно совершать путешествия по станам и континентам. На сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по Северной Америке.
География как вы уже знаете удивительная наука. Почти каждый урок познания нового начинается с карты. И сегодня мы тоже неоднократно обратимся к ней. Но карта которая будет сопровождать нас по теме урока не физическая, а карта природных зон. Поэтому я, думаю, вы уже догадались какая тема урока сегодня.
Откройте тетради и запишите тему урока: «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»
А о чем мы будем говорить
– познакомиться с природными зонами Северной Америки и доказать, что они являются единым комплексом
Какую работу необходимо нам выполнить на уроке, чтобы достичь этой цели?
(Охарактеризовать особенности природных зон по плану)
Прежде чем приступить к работе, мне хотелось, чтобы вы вспомнили определение – природная зона
Природная зона – это крупный природно-территориальный комплекс, простирающийся в широтном направлении, обладающий общностью климатических условий, почв, растительности и животного мира, все компоненты которого находятся в тесной взаимосвязи друг с другом
Природные зоны- территории простирающиеся в широтном направлении со сходными природными условиями ( климат, почвы, растительность, животные)
Учащиеся: дают определение понятию природная зона –широкие полосы однородной природы земли, обусловленные климатическими условиями и равнинным рельефом на суше.
Вертикальная поясность- постепенная смена в горных районах климатов, почв, растений, животных в зависимости от высоты.
План описания природной зоны:
1. Географическое положение.
2. Климат (температура, годовое количество осадков, климатический пояс.)
3. Почвы.
4. Растительность.
5. Животный мир.
1) Назовите и покажите, природные зоны материка.
Это обширные территории?
– Да, протянулись через весь материк
Протянулись в широтном направлении?
– Не все. Не соблюдается закон широтной зональности для степей, лесостепей, смешанных и широколиственных лесов.
Почему?
Ответ. Природные зоны степей, лесостепей, смешанных и широколиственных лесов сменяют друг друга в меридианальном направлении, с запада на восток, потому что, вдоль восточного берега материка проходит тёплое течение Гольфстрим. Над ним образуются облака, оно делает климат влажным. Чем дальше на восток, тем меньше выпадает осадков.
Вывод: одна из закономерностей для природных зон не подтверждается стопроцентно из-за влияния океанического течения и рельефа.
2). Чтобы подтвердить или опровергнуть следующие закономерности, предлагаю вам поработать в группах и заняться небольшим исследованием некоторых природных зон Северной Америки.
Каждая пара должна составить характеристику какой-либо природной зоны и устно защитить результаты своего исследования.
Природная зона арктических пустынь расположилась в арктическом климатическом поясе. Даже летом почти на всей территории сохраняются отрицательные температуры или температуры близкие к нулю. В течение всего года преобладает облачность, туманы, снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается до пяти месяцев. В пределах этого пояса находятся центры современного покровного оледенения. Почвы практически отсутствуют. Растительный мир представлен мхами и лишайниками. Животный мир немногим разнообразнее, но его питание неразрывно связано с водным пространством ( моржи, тюлени, белые медведи ).
Вопрос: итак, почему у этих животных окраска белого цвета? Почему там мало растительности?
Вывод: Значит там суровые климатические условия, животные приспособились в таких климатических условиях, их жизнь связана с морем, они там находят себе пищу, мех теплый, под мехом слой жира, который спасает их от голода и холода.
6. Южнее полярного круга становиться чуть теплее, здесь располагается природная зона тундры и лесотундры, которая занимает районы субарктического климатического пояса. Для него характерна суровая зима ( работа с климатической картой! ), прохладное лето с пасмурной дождливой погодой. Вся территория тундры находиться в зоне многолетней мерзлоты. Поэтому здесь много поверхностных болот. Почвы тундровые – болотные. Растительность представлена низкорослыми травами (голубика, ежевика, морошка) и карликовыми деревьями (карликовая береза, ива, сосна ). Животный мир более разнообразен, чем в арктических пустынях.
Вопрос: Почему растительность представлена только низкорослыми травами, а деревья карликовые?
Ответ: Потому что, в зоне тундры и лесотундры – вечная мерзлота. Из-за того, что растительности мало, почва мало образуется и чтоб почва образовалась, не хватает тепла из-за короткого лета, растительный опад не успевает разлагаться.
7. При движении на юг количество солнечного тепла возрастает. Это приводит к смене тундры зоной хвойных лесов – тайга. На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растут хвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. На западе благодаря теплому течению и западным ветрам, несущим влагу на материк, хвойные леса протянулись намного южнее вдоль Тихого океана. Здесь встречается гигантские хвойные деревья – секвойя. Секвойя гигантская - самое высокое и большое дерево в мире- секвойя «Генерал Шерман » растет в Калифорнии. Высота её 84 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т.
Вывод: Зона тайги – появились деревья, количество солнечного тепла возрастает, вечной мерзлоты нет. И почва более плодородна. Хотя солнечного тепла не достигает до земли из-за кроны хвойных деревьев, из-за большой влажности почва вымывается и образуется подзолистая почва.
8. В центральной части востока С. Америки проходит теплое течение Гольфстрим. Оно способствует образованию дождевых облаков. И количество осадков увеличивается на востоке материка. Здесь на серых лесных почвах расположилась зона смешанных и широколиственных лесов, а чуть южнее переменно-влажные леса. Здесь ощущается господство умеренного пояса. Холодная и снежная зима, теплое лето с туманами на прибрежной части Атлантического океана. Растительный и животный мир более разнообразен.
Вывод: Из-за влияния течения Гольфстрим образуются широколиственные леса и переменно-влажные леса. Значит, количество осадков увеличивается из-за теплого течения и растительный и животный мир более разнообразен. Почва более плодородна, потому что растительного опада много, тепла хватает, чтобы перерабатывать их в гумус или перегной. В теплых климатических условиях в почве почвенных бактерий и разнообразных жуков и червей бывает очень много.
9. При приближение на запад в глубь материка количество осадков убывает, и поэтому леса сменяютсялесостепями и степями, которые вытянулись в меридиональном направлении. В С. Америке степи чаще всего называют прериями ( в словарь !), которые различают на сухие (на каштановых почвах) и влажные на чернозёмах. Животный мир этой безлесной зоны не менее разнообразен лесной.
Вывод: Итак, при приближении в глубь материка количество осадков уменьшается, леса сменяются безлесными пространствами – степями, которые в Северной Америке называются прериями. Под многолетними травами образуется очень плодородная почва – черноземы, где очень много плодородного слоя – гумуса или перегноя.
10. Вдоль центральной части западного побережья материка проходит холодное Калифорнийское течение, поэтому количество осадков убывает. Холодное течение и горный рельеф материка формирует здесь зону пустынь и полупустынь. Безлесная зона со скудной растительностью и животным миром
Вопрос: почему в данном случае образовалась пустыня? Что повлияло?
Ответ: Холодное Калифорнийское течение.
Группы получают задания - карточки.
1. Арктические пустыни.
Американский писатель Д. Кервуд оставил яркое описание природы этого края:
"Наступали сумерки - ранние сумерки перед долгими неделями и месяцами беспросветного мрака, быстро сгущавшегося над застывшей окраиной Северо-Американского континента за Полярным кругом. Снег, жесткий и мелкий, как кристаллы сахарного песка, лежал под ногами слоем в несколько дюймов, тогда как почва под ним промёрзла на четыре фута. Мороз доходил до шестидесяти градусов ниже нуля".
Чем же заинтересовала природа этой суровой зоны писателя, посвятившего ей много своих произведений, в чем её уникальность? Расскажите о связях между компонентами природной зоны арктических пустынь.
2. Тундра.
"Стоял жаркий день - весной в Арктике иногда выдаются деньки не менее знойные, чем в тропиках. Первые комары, словно герольды, возвещали о приближении несметных полчищ, которые скоро сделают пребывание в тундре поистине адской мукой:.
Следы вели прямо через огромное болото, но беда заключалась в том, что волчьи лапы увязали в нем всего на восемь - десять сантиметров, тогда как я проваливался на добрых тридцать сантиметров до мерзлого грунта:.
Мертвое молчание! Только посвистывание невидимых ржанок свидетельствовало о том, что жизнь все-таки существует на этой голой, похожей на поверхность Луны земле".
Описанная в отрывке из повести канадского писателя Фарли Моуэта многолетняя мерзлота широко распространена в тундре, какие причины приводят к её образованию? Почему для тундры характерно безлесие?
3. Тайга.
Представьте, какими могли бы быть ваши наблюдения и ощущения после нескольких суток пребывания в тайге (какое время года вы бы для этого предпочли?), расскажите о них.
Приведите примеры приспособления обитателей таёжной зоны к условиям окружающей природной среды.
4. Смешанные и широколиственные леса.
Известный писатель Фенимор Купер так описывает эту зону до прихода европейцев на континент:
"Вяз со своей изящной плакучей кроной, все многочисленные разновидности клена, а также благородные породы американского дуба и широколистная липа, известная в, местном просторечии под именем мочальницы, - все эти деревья, переплетаясь верхними сучьями, образовали как бы необозримый лиственный шатер, простирающийся в сторону заходящего солнца и теряющийся в облаках на горизонте, подобно тому, как волны морские сливаются с небесной синевой у основания небосвода. Тут и там небольшой просвет между лесными исполинами, образовавшийся либо по капризу природы, либо по воле бушующих стихий, позволял какому-нибудь дереву не столь мощной осанки пробиться к солнцу и вознести свою скромную вершину чуть ли не на уровень зеленого полога. К таким деревьям принадлежали береза - немаловажная особа в менее благословенных местах, трепетная осина, различные виды орешника, а также другие представители меньшой лесной братии; они казались чем-то вроде худородных, невзрачных гостей, затесавшихся в общество родовитых и знатных вельмож. Тут и там стройный гладкий ствол сосны, прорвав этот полог, высоко возносил над ним свою главу, словно изящный обелиск, искусно воздвигнутый над лиственным долом.
Бескрайние просторы и почти безупречная гладь зеленого океана и создавали здесь впечатление величия. И без того нежная игра красок, приглушенная переливами светотени, рождала ощущение совершенной красоты, тогда как торжественное спокойствие природы настраивало чувства на благоговейный лад".
Почему эти леса теперь сохранились лишь в горах?
5. Степи.
Каковы были американские степи в прошлом, можно представить, прочитав отрывок из описаний Майн Рида: "Все линии здесь мягки и плавны; холмы с закруглёнными вершинами и отлогими склонами переходят в зеленые долины, а по ним струятся и сверкают на солнце прозрачные ручьи: И холмы, и долины устланы богатым ярко-зеленым ковром невысокой бизоньей травы, и кажется, будто этот недавно скошенный луг покрывается новой молодой зеленью".
Поэтому начать урок я хочу с легенды о вожде одного из индийских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.
« Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги », - говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал : « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: « Ты добрался до родника ». Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: « Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие».
- Ребята, почему вождь решил, что юноша дошёл до вершины? (Обсуждение вопроса )
В Кордильерах с изменением высоты происходит смена природных комплексов. Наиболее полно высотная поясность представлена на юге в субтропиках. Здесь до 1200 м склоны гор заняты жестколистными вечнозелеными лесами и кустарниками. Выше, до 1900 м. распространены хвойные сосновые леса. До 3000 м поднимаются еловые леса. Еще выше, до 3800 м — царство альпийских лугов. Самые высокие точки гор покрыты многолетними снегами и ледниками.
Эндемики органического мира
Растения: вейтмутова сосна, тюльпанное дерево, секвойя.
Животные: медведь гризли. Олень карибу, бизон.
Учитель: Изменение природы человеком. Природа континента сильно изменена человеком. Это особенно заметно на территории США. Из всех компонентов природы в основном пострадали почвы, растительность и животный мир. Площадь пахотных земель сокращается. Города, дороги, полосы вдоль газопроводов, линий электропередачи, вокруг аэродромов занимают всё большие площади.
В странах Северной Америки приняты законы об охране и восстановлении природы. Ведётся наблюдение за состоянием отдельных компонентов природы, восстанавливаются разрушенные комплексы: сажают леса, очищают загрязнённые реки и озёра.
На территории материка создано много национальных парков. К наиболее известным, т.е. отражающим особенности природы континента, относятся: Йосимитская долина, Долина смерти, Секвойя, Мамонтова пещера, Йеллоустонский парк и др. В национальные парки Северной Америки ежегодно устремляются миллионы горожан. Акт 1936 г. о национальных парках гласит, что они «предназначены для людей… для их пользы, просвещения и радости».
Закрепление
Ребята, вы прослушали о природных зонах Северной Америки. Давайте попробуем по описанию природной зоны определить ее название.
- Лето короткое, прохладное. В местах, освобождающихся от льда и снега, растут кое-где лишайники (Арктическая пустыня).
- Почвы образуются в условиях холодной снежной зимы и влажного прохладного лета. Остатки растений в этих условиях разлагаютя медленно, перегноя образуется мало, преобладают деревья – ель, американская лиственница, бальзамическая пихта, веймутова сосна.(Тайга).
- Местность покрыта мхами, лишайниками, ковром из цветов. Иногда встречаются карликовые березки и ивы. (Тундра).
- Этой местности свойственны травы, с преобладанием ковыля, бизоньей травы, типчака. По ним бродят стада бизонов. Почвы черноземные. (Прерии)
- Поистине, в этих местах собралась прекраснаям компания: дуб, орешник, бук, осина, береза, ели, пихты, сосны. (Смешанные леса).
- Здесь можно встретить разнообразие лиственных пород – тюльпанное дерево, клен, липа, ясень, листопадная магнолия (Широколиственный лес).
- Здесь растут колючие кустарники, полынь. Это родина кактусов и агав. (Тропическая пустыня)
Творческое задание: Составьте памятку туристу, желающему совершить путешествие по природным зонам Северной Америки.
Домашнее задание:1) подобрать материал, используя дополнительные источники информации, о заповедниках и национальных парках Северной Америки.
2) Можно приготовить презентацию.
3) Напишите письмо своему другу, в котором попытайтесь передать свои впечатления о природе североамериканского континента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по географии в 7 классе "Природные зоны Северной Америки"
План-конспект урока географии в 7 б классе 1. Ф. И. О. учителя: Колбанова Светлана Васильевна 2. Место работы: ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской обла...
Урок географии в 7 классе "Природные зоны Северной Америки"
Урок географии в 7 классе "Природные зоны Северной Америки"...
Проектная деятельность на уроках географии по теме: "Коренное население Северной Америки"
Проектная деятельность на уроках географии по теме: "Коренное население Северной Америки"...
Методическая разрабока урока географии: "Природные зоны Северной Америки" 7 класс
Урок "Природные зоны Северной Америки" четвертый урок в теме "Северная Америка". Урок с использованием проблемных вопросов....
Урок географии по теме:"Природные зоны Южной Америки" - 7 класс
Урок содержит план-конспект и презентацию. Выстроен по структуре ФГОС, с применением различных технологий и методов работы на уроке географии....
конспект урока по географии 7 класс Природные зоны Северной Америки
Урок изучение нового материала...
Конспект урока географии в 7 классе Природные зоны Северной Америки
Конспект урока географии в 7 классе Природные зоны Северной Америки...