Программа по географии для 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Программа по географии способствует формированию целостного представления об особенностях населения, хозяйства России и Смоленщины, о месте Росии и Смоленщины в современном мире,развитие географического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblozhka_rabochey_programmy.pdf | 1.27 МБ |
8kl_gegraf.odt | 51.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1.ФЗ от 29.12. 2012г. №273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования России №1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26.07.2013 № 47- 10886/ 13- 14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно- тематического планирования»
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 № 1067 г.Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
5.Основная образовательная программа лицея.
Программы по географии. Классическая линия. Для общеобразовательных учреждений. 6- 11 кл. Составитель Курчина С.В.Москва. Дрофа 2011г.Автор И.И.Баринова Программы по географии Смоленщины. Рекомендована комитетом по образованию администрации Смоленской области. Смоленск.»Траст- Имаком» 1995 г.
Курс «География России - география Смоленщины» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных обучающимися в 6-7 классах.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
В данный курс включены основные вопросы, способствующие пониманию роли географического положения, ресурсов родного края, красоты и многообразия природы.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Перечень обязательной географической номенклатуры
8 класс
Тема: «Географическое положение»России”
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.
Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема «Климат и климатические ресурсы России»
Города: Оймякон, Верхоянск.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема «Природные комплексы России»
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.
Используемый УМК:
1. И. И. Баринова, В. П. Дронов «География России»
2. Атлас. География России. Природа. 8 класс.
3. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
4.Электронный учебник для 8 класса
5.Учебник : М.Ю.Евдокимов, А.П. Катровский «География Смоленской области» 2014г.
Календарно-тематическое планирование по географии России и географии Смоленщины 8 класс
(Интегрированный курс.)
Программа Классическая линия для общеобразовательных учреждений 6-11 кл Автор И.И. Баринова. Москва. Дрофа. 2011 Автор И.И. Баринова стр.23-28
Учебник И.И.Баринова «География .Природа России» Москва. Дрофа. 2014г.
Программа по географии Смоленщины. Рекомендована комитетом по образованию администрации Смоленской области. Смоленск. «Траст- Имаком». 1995 г.
Учебник : М.Ю.Евдокимов, А.П. Катровский «География Смоленской области» 2014г.
68 часов (2 часа в неделю)
Тематическое планирование «География России. Природа. 8 класс»
(68 часов, 2 часа в неделю, из них 2 часа – резервное время)
№ | № недели, месяц | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характерис-тика деятельнос-ти учащихся | Домашнее задание | Система оценки | ||||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||||
Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность научиться | ||||||||||||
Что изучает физическая география России (1 ч) | |||||||||||||
1 (1) | 1неделя месяц сентябрь | Что изучает физическая география России | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Отвечать на вопрос»Зачем следует изучать географию своей страны?» Работать с учебником «География России: природа» | - Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника, -проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, - Приводить примеры уникальности природы России. | К- самостоятельно организовывать свою деятельность и взаимодействие с одноклассниками и учителем Р - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, планирование своей деятельности. П- приводить примеры уникальности природы России | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. Формирование целостного мировоззрения к предмету, материалу, России | Знакомство с учебником, атласом, интернет-ресурсами | В тетради | Устный ответ | |||
Наша Родина на карте мира (6 ч) | |||||||||||||
2(1) | 1неделя месяц сентябрь | Географическое положение России. Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России».Географическое положение Смоленской области. | Урок первичного предъявления новых знаний , применения ранее изученных знаний и способов учебных действий | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты пограничные государства, крайние точки. Характеризовать геоположение России, его влияние на формирование и размещение компонентов природы. | Описывать геоположение России. Показывать географические объекты. Оформлять контурную карту. Характеризовать географическое положение Смоленской области. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей Работа с различными источниками географической информации П. Поиск и выделение необходимой информации Работа с картой | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. Формирование целостного мировоззрения к предмету, материалу, России, Смоленской области | Анализ и сопоставле-ние карт атласа. Работа с различными источниками географической информации. Обозначение на контурной карте границы России, крайних точек, пограничных государств. Характеристика ГП Смоленской области. | & 1, ТПО.с.3-5 | Письменная работа в ТПО Знание и умение показывать по карте ГП России | |||
3 (2) | 2 неделя месяц сентябрь | Моря, омывающие берега России | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Показывать океаны, моря, омывающие территорию России, Знать характеристику морей (особенности, ресурсы, экологические проблемы) - Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты | Узнать особенности морей, омывающих Россию. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Работать с текстовыми и нетекстовыми источниками информации, выделение необходимой информации | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Характеристика морей. Обозначение на контурной карте береговой линии России. | & 2, контурная карта «Моря России» | Контурная карта | |||
4 (3) | 2 неделя месяц сентябрь | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2 «Определение поясного времени для различных пунктов России» | Урок первичного предъявления новых знаний ,способов учебных действий | Знать понятия: часовой пояс, время: местное, поясное, декрет-ное, летнее-зим-нее, линия пере-мены дат.Уметь решать задачи на определение времени. | Узнать о рефор-мах системы исчисления времени в России. Самостоятельно составлять задачи на определение времени. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Работать с текстовыми и нетекстовыми источниками информации, выделение необходимой информации | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. Овладение новыми навыками | Решение задач на определение местного и поясного времени. Составление задач по теме. | &3 ТПО стр.11-12 | Практическая работа | |||
5 (4) | 3 неделя месяц сентябрь | Как осваивали и изучали территорию России. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий .Определять и показывать по карте маршруты путешествий. | Работать одновременно с несколькими источниками географической информации Оценивать значение географических открытий для развития знаний о Земле | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р.Организовывать свою познавательную деятельность, определять цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их. П.Работать с картой Работать с текстом, картами. Выявлять причинно-следственные связи. | Формирование познавательного интереса к предмету, выстраивание собственной целостной картины мира. | Сбор информации из разных источников о русских ученых, землепроходцах – открывателях земель на севере и востоке страны. | & 4 | Устный ответ | |||
6 (5) | 3 неделя месяц сентябрь | Как осваивали и изучали территорию России. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий .Определять и показывать по карте маршруты путешествий. | Работать одновременно с несколькими источниками географической информации Оценивать значение географических открытий для развития знаний о Земле | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р.Организовывать свою познавательную деятельность, определять цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их. П.Работать с картой. Работать с текстом, картами. Выявлять причинно-следственные связи. | Формирование познавательного интереса к предмету, выстраивание собственной целостной картины мира. | Сбор информации из разных источников о русских ученых, землепроходцах – открывателях земель на севере и востоке страны. Формулировка доводов о достоинствах и недостатках большой территории России. | & 5 | Устный ответ | |||
7 (8) | 4 неделя месяц сентябрь | Контрольная работа №1 «Наша Родина на карте мира» | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выявление сформированности основных видов учебной деятельнос-ти. | Систематизировать и обобщать знания по теме «Северная Америка». Использовать учебные действия для формулировки ответов в устной и письменной форме | К.Развитие критичного отношения к своему мнению Р. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми П. решать задачи с опорой на полученные знания | Оценивание своих достижений. | Решение заданий в формате ЕГЭ. Работа с картами атласа. | Контрольная работа | |||||
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (18 часов) | |||||||||||||
| |||||||||||||
8 (1) | 4 неделя месяц сентябрь | Особенности рельефа России. Рельеф,геологическое строение,полезные ископаемые Смоленской области. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа. Объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры классифицировать горы и равнины по происхождению, строению, высоте, географическому положению. | Находить горы и равнины на карте, определять их происхождение, строение, высоту, географическое положение, обозначать горы на контурной карте. Описывать и сравнивать формы рельефа, выявлять причины сходства и различия | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации П.Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. | Обозначение на контурной карте основных форм рельефа России. | & 6, учить номенкла-туру, оформить контурную карту | Знание номенклату-ры, Контурная карта | |||
9 (2) | 5 неделя месяц сентябрь | Геологическое строение территории России. | Урок первичного предъявления новых знаний , применения и способов учебных действий | Знать строение литосферы. Знать основные этапы геологической истории формирования земной коры, тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы. | Работать с картами тектонической и геологической, находить объек-ты, сравнивать карты. Работать с геохронологической таблицей. | К- планировать свою деятельность под руководством учителя. Р- выявлять причинно-следственные связи. П - работать с картами: физической, тектонической, геологической. Сопоставлять карты, находить и обозначать географические объекты | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. Овладение новыми навыками | Анализ и сопоставление физической, тектоничес-кой и геологичес-кой карт. | & 7, ТПО стр.21 -24 | Устный ответ, ТПО | |||
10 (3) | 5 неделя месяц октябрь | Минеральные ресурсы России. Практическая работа №3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры». | Урок первичного предъявления новых знаний ,способов учебных действий | Знать определения понятий: полезное ископаемое, месторождение и бассейн полезных ископаемых.. Наносить на к.карту и правильно подписывать крупнейшие месторождения и бассейны полезных ископаемых.Актуализация знаний о рельефе, закономерностях размещения различных форм и полезных ископаемых. Характеристика экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых. | Характеристика размещения месторождений полезных ископаемых. Оценка богатства России полезными ископаемыми. Показывать и называть основные месторождения и бассейны полезных ископаемых | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации Работая с картой | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. | Характеристика размещения полезных ископаемых России. Обозначение на контурной карте крупных месторождений. | & 8, знать определения понятий, размещение крупнейших месторождений и бассейнов полезных ископаемых | Устный ответ | |||
11 (4) | 6 неделя месяц октябрь | Развитие форм рельефа. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Объяснять значение понятий: эндогенный и экзогенный рельеф. Характеризовать моренный, эоловый, эрозионный, антропогенный рельеф с указанием причин, последствий, внешнего вида, районов распространения. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. | Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника, Различать, узнавать изученные объекты Описывать внешний вид конкретной формы рельефа. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края. | К- умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Р- Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. П- объяснять особенности различных форм рельефа | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. Формирование правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Характеристика современных процессов, формирующих рельеф. Объяснение взаимосвязи всех компонентов природы. | & 9 | Устный ответ | |||
Климат и климатические ресурсы (4 часа) | |||||||||||||
12 (1) | 6 неделя месяц октябрь | От чего зависит климат нашей страны. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Объяснять причины, влияющие на климат России, зависимость климата от географического положения территории. Объяснять особенности циркуляции воздушных масс: фронты, циклоны, антициклоны. | Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника, - Описывать климат России с учетом знания климатообразующих факторов. | К- умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Р- Умение самостоятельно определять цели обучения, задачи, работать с различными источниками информации, анализировать ее. П- характеризовать причины формирующие разные климаты в России. | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; выстраивание собственной целостной картины мира | Анализ климатических карт и диаграмм. | & 10 | Устный ответ | |||
13 (2) | 7 неделя месяц октябрь | Распределение тепла и влаги на территории России. Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявл-ение особенно-стей распределе-ния средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны». | Урок первичного предъявления новых знаний ,способов учебных действий | Определять по картам распределение тепла ,осадков по территории России. Характеризовать типы климатов России. Определять закономерности в размещении основных климатических показателей. | Анализировать климатические карты, характеризовать климат по картам | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Работать с различными источниками информации, анализировать ее. | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. | Характеристика разных типов климата. | & 11 | Практическая работа (на контурной карте) | |||
14 (3) | 7 неделя месяц октябрь | Разнообразие климата России. Практическая работа №5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны» .Климат Смоленской области. | Урок первичного предъявления новых знаний ,способов учебных действий | Уметь давать характеристику климата отдельных климатических поясов. Знать классификацию климатических поясов (основные, переходные), климатообразующие факторы и их влияние на формирование климата | Объяснять причины формирования погоды и климата на различных территориях. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Работать с различными источниками информации, анализировать ее. | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. | Оценка основных климатических показателей одного их регионов России по климатическим картам. | & 12 | Практическая работа | |||
15 (4) | 8 неделя месяц октябрь | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Объяснять влияние климата на жизнь и деятельность человека. Характеризовать благоприятные и неблагоприятные климатические условия. Объяснять стихийные условия, связанные с атмосферой. | Анализировать влияние климата на природу России, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Оценивать влияние климатических условий на жизни населения | К- полно и точно излагать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.. Р- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, Уметь работать с различными источниками информации, анализировать ее. Структурирование знаний, установле-ние причинно-следственных связей П- умение характеризовать климатические условия на территории России, объяснять влияние климата на жизнь и деятельность человека.. | Понимание роли и значения географических знаний об атмосфере и явлениях в ней для жизни и хозяйственной деятельности человека. | Характеристика стихийных явления и их последствий для человека (в России, в своей местности) | & 13 | Устный ответ | |||
Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа) | |||||||||||||
16 (1) | 8 неделя месяц октябрь | Разнообразие внутренних вод России. Природные воды Смоленской области. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать крупнейшие реки России. Объяснять зависимость рек от рельефа и климата. Характеризовать реки по плану. Определять и объяснять стихийные явления, связанные с реками. | Описывать реку, используя понятия, характеризующие ее строение и географическое положение. Объяснять как человек использует и охраняет реки. Оформлять контурную карту в соответствии с требованиями. | К- самостоятельно организовывать свою деятельность и взаимодействие с одноклассниками и учителем Р- Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, высказывать суждения, подтверждая их фактами. П- уметь характеризовать реки, их значение в жизни человека | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. | Характеристика реки. Объяснение влияния климата и рельефа на реки. | & 14, ТПО стр. 45-47 | Устный ответ: Характеристика реки по плану, знание номенклатуры | |||
17 (2) | 9 неделя месяц октябрь | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Объяснять значение понятий озеро, озерная котловина, верховые и низинные болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники, типологию и классификацию озер. Знать крупнейшие озера, болота; границы многолетней мерзлоты России, уметь показывать их на карте. Знать причины образования различных видов внутренних вод на территории России. | Описывать реку и озеро, используя понятия, характеризующие их строение и географическое положение. Болота, ледники, многолетняя мерзлота – причины образования, значение, размещение в России. | К- самостоятельно организовывать свою деятельность и взаимодействие с одноклассниками и учителем Р- Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, высказывать суждения, подтверждая их фактами. П- уметь характеризовать водные объекты, объяснять их роль в природе и жизни человека. | Формирование коммуникативной компетенции при работе в группах Умение соотносить выполненное задание с образцом | Обозначение на контурной карте крупных рек, озер, болот, границ многолетней мерзлоты. | & 15, оформить контурную карту | Устный ответ, контурная карта | |||
18 (3) | 9 неделя месяц октябрь, ноябрь | Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Оценивать роль водных ресурсов в жизни человека. | Вести дискуссию | К- самостоятельно организовывать свою деятельность и взаимодействие с одноклассниками и учителем Р- Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, высказывать суждения, подтверждая их фактами. П-уметь характеризовать водные объекты, оценивать их роль в природе и жизни человека. | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. Формирование коммуникативной компетенции при работе в группах - умение общаться и взаимодействовать друг с другом | Оценка роли воды в жизни человека. Объяснение эстетической и оздоровительной роли водных ландшафтов. | & 16 | Подготовка и участие в дискуссии. | |||
Почвы и почвенные ресурсы (3 часа) | |||||||||||||
19 (1) | 10 неделя месяц ноябрь | Образование почв и их разнообразие. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Объяснять причины образования почв, свойства почв. | Анализировать текст учебника и рисунки. Составлять конспект урока | К- самостоятельно организовывать свою деятельность и взаимодействие с одноклассниками и учителем Р- Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, высказывать суждения, подтверждая их фактами. П- уметь объяснять причины образования почв, их разнообразие | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. Формирова-ние положительного отношения к самообразованию | Анализ текста и рисунков учебника. Составление конспекта урока | &17 | Устный ответ | |||
20 (2) | 10 неделя месяц ноябрь | Закономерности распространения почв. Практическая работа № 6. «Выявление условий почвообразования основных типов почв ( количество тепла, влаги, рельеф, раститель-ность). Оценка их плодородия». | Урок первичного предъявления новых знаний ,способов учебных действий | Знать особенности различных почв России. Выявлять зависимость распространения почв от климата, рельефа, других факторов. | Анализировать текст учебника и рисунки, карты атласа. Выявлять причинно-следственные связи | К- самостоятельно организовывать свою деятельность и взаимодействие с одноклассниками и учителем Р- Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, высказывать суждения, подтверждая их фактами. П- уметь объяснять причины образования почв, их разнообразие | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. | Выявление зависимости распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов. | & 18 | Практическая работа | |||
21 (3) | 11 неделя месяц ноябрь | Почвенные ресурсы России. Почвы и земельные ресурсы Смоленской области. | Овладение новыми знаниями умениями применения ранее изученных знаний | Давать определение почва, плодородие, гумус. Знать строение, свойства, образование, значение почвы. Особенности почвы, как среды жизни. В.В.Докучаев – основоположник учения о почве. | Давать определение почва, плодородие, гумус. Объяснять роль В.В.Докучаева, как основоположника учения о почве. Характеризовать почвенные ресурсы России и Смоленской области | К- полно и точно излагать свои мысли в соответст-вии с поставленны-ми задачами.. Р- умение самостоя-тельно определять цели обучения, ставить и формули-ровать новые задачи, Формирование и развитие ИКТ- компетенции давать определениия понятиям. П- характеризовать основные типы почв, оценивать почвенные ресурсы России . | Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры Понимание значения знаний о почве для жизни и хозяйственной деятельности человека. | Характеристика основных типов почв. Оценка почвенных ресурсов России . | & 19, ТПО стр.55-59 | Устный ответ, ТПО | |||
| |||||||||||||
22 (1) | 11 неделя месяц ноябрь | Растительный и животный мир России. Практическая работа № 7. «Составление прогноза изменения растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса». | Овладение новыми знаниями умениями применения ранее изученных знаний | Приводить примеры природных комплексов, взаимодействия компонентов природного комплекса. Знать схему взаимодействия компонентов природного комплекса, виды природных комплексов. антропогенный ландшафт, причины его образования | Объяснять взаимодействие компонентов природных комплексов, приводить примеры антропогенных ландшафтов. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Работать с картами атласа и анализировать ее. | Формирова-ние познавательного интереса к предмету выстраивание собственной целостной картины мира | Анализ карт атласа. Объяснение приспособления животных и растений к условиям окружающей среды. | & 20 | Практическая работа | |||
23 (2) | 12 неделя месяц ноябрь | Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). | Овладение новыми знаниями умениями и применения ранее изученных знаний | Объяснять значение понятий биосфера, биологические ресурсы, широтная зональность, высотная поясность, природная зона, планктон, нектон бентос. Приводить примеры ООПТ России и Смоленской области. Обозначать изученные объекты на контурной карте. | Характеризовать ООПТ России и Смоленской области | К- самостоятельно организовывать свою деятельность в паре Р- умение самостоятельно определять цели обучения, задачи, работать с различными источниками информации, анализировать ее. П- характеризовать ООПТ, оформлять контурную карту | Формирование экологической культуры, бережное отношение к природе | Обозначение на контурной карте основных ООПТ России. ООПТ Смоленской области. | & 21 | Устный опрос, Контурная карта | |||
24 (3) | 12 неделя месяц ноябрь | Растительный и животный мир Смоленской области.Практическая работа №8. «Определение роли ООПТ в сохранении природы России». | Урок первичного предъявления новых знаний ,способов учебных действий | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты: Знать представителей растительного и животного мира, охраняемого в ООПТ | Характеризовать своеобразие органического мира ООПТ Смоленской области | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Работать с картой и статистическим материалом анализировать его. | Формирова-ние экологической культуры, бережное отношение к природе | Характеристика ООПТ Смоленской области. | & 21 | Практическая работа | |||
25 (4) | 13 неделя месяц декабрь | Природно-ресурсный потенциал России. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать определение понятий: природные условия, природные ресурсы; классификацию природных ресурсов. Характеризовать особенности размещения природных ресурсов России . | Характеризовать природно-ресурсный потенциал России. Готовить выступление в в идее презентации или проекта. | К- полно и точно излагать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.. Р- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, Формирование и развитие ИКТ- компетенции давать определения понятиям. П- давать оценку природно-ресурсного потенциала России . | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. Формирование положительного отношения к самообразованию | Оценка природных условий и ресурсов России и Омской области. Подготовка и защита презентации или проекта. | & 22, презентация или проект | Презентация или проект | |||
26 | 13 неделя месяц декабрь | Контрольная работа № 2 «Особенности природы России» | Урок обобщения и систематизации знаний выявление сформированности основных видов учебной деятельнос-ти | Систематизировать и обобщать знания по темам курса. Использовать учебные действия для формулировки ответов | К- организовывать деятельность. Р- умение приме-нять схемы и наглядный материал при выполнении итоговой работы. П- определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности. | Оценивание своих достижений. | Выполнение заданий в формате ЕГЭ. Работа с картами атласа. | Контрольная работа | |||||
Раздел 2. Природные комплексы России(33 часа) | |||||||||||||
Природное районирование(6 часов) | |||||||||||||
27 (1) | 14 неделя месяц декабрь | Разнообразие природных комплексов России. | Повторение и систематизация ранее усвоенных знаний и умений | Приводить примеры природных комплексов. Знать схему взаимодействия компонентов природного комплекса, виды природных комплексов антропогенный ландшафт, причины его образования | Объяснять взаимодействие компонентов природных комплексов России, приводить примеры природных и антропогенных ландшафтов. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Работать с картой и анализировать ее. | Формирова-ние познавательного интереса к предмету выстраивание собственной целостной картины мира | Повторе-ние и систематизация ранее усвоен-ных знаний и умений | & 23 | Устный Устный опрос опроооопопросопрос | |||
28 (2) | 14 неделя месяц декабрь | Моря как крупные природные комплексы. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Характеризовать особенности природных комплексов морей на примере одного. Ресурсы морей. | Определять важнейшие особенности природы моря Работать с различными источниками информации | К- Организовывать взаимодействия с одноклассниками, работа в паре. Р - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи. П - перерабатывать полученную информацию. | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Характеристика ПК Белого моря. Составле-ние заданий по харак-теристике морей (1 море по выбору учащегося) | & 24 | Устный опрос | |||
29 (3) | 15 неделя месяц декабрь | Природные зоны России. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Анализ взаимосвязи процессов живой и неживой природы, взаимосвязей между организмами, природная зона, | Объяснять значение понятия природная зона, характеризовать природные зоны, | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Характеристика одной из северных зон страны с использованием разных источников географической информации. | & 25-27, ТПО стр. 67-69 | Устный опрос | |||
30 (4) | 15 неделя месяц декабрь | Природные зоны России. Практическая работа № 9. «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)» | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Анализ взаимосвязи процессов живой и неживой природы, взаимосвязей между организмами, природная зона, Обозначение на контурной карте природных зон России | Объяснять значение понятия природная зона, характеризовать природные зоны, | К. формирование навыков сотруд-ничества в ходе индивидуальной работы Р.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. | Обозначение на контурной карте природных зон России. Сравнительная характеристика тайги и смешанных лесов. | & 25-27 | Практическая работа | |||
31 (5) | 16 неделя месяц декабрь | Высотная поясность. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Объяснять закономерности размещения высотных поясов. Составлять схему высотной поясности для разных гор России. | Объяснять влияние гор на другие компоненты природы и человека. | К. оценивание работы одноклассников Р. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирование коммуникативной компетенции при работе в парах и группах. | Составление схемы высотной поясности для разных гор нашей страны. | &28 | Схема высотной поясности. | |||
32 (6) | 16 неделя месяц декабрь | Практическая работа № 10. « Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России». | Урок первичного предъявления новых знаний ,способов учебных действий | Составлять схему «Принципы выделения крупных природных регионов на территории России». | Работать с различными источниками информации перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать (составлять схему) | К- Организовывать взаимодействия с одноклассниками, работа в паре. Р - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи. П - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать (составлять схему) | Формирование интереса к получению новых знаний и умений. | Составление причинно-следственных связей при выделении крупных природных районов России. | Оформить работу | Практическая работа | |||
Природа регионов России (27 часов) | |||||||||||||
33 (1) | 17 неделя месяц декабрь январь | Восточно-Европейская (Русская) равнина: особенности географического положения. История освоения | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты. Характеризовать геоположение региона, Знать путешественников, исследовавших регион. | Характеризовать регион по плану и картам. Показывать географические объекты. Описывать маршруты путешественников, исследовавших регион. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации Работа с картой | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Характеристика региона по плану и картам. Установление межпред-метных связей с историей. | & 29 | Устный опрос | |||
34 (2) | 17 неделя месяц январь | Особенности природы Русской равнины | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать основные географические объекты. Наносить на к.карту и правильно подписывать географические объекты. Актуализация знаний о рельефе, закономерностях размещения различных форм и полезных ископаемых, климате, внутренних вод региона. | Объяснение преобладания в рельефе региона различных форм. Характеристика размещения месторождений полезных ископаемых. Характеристика климата и внутренних вод. Показывать и называть основные формы рельефа, крупные реки, озёра, города | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации Работа с картой | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон. | & 30,32 | Контурная карта. | |||
35 (3) | 18 неделя месяц январь | Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. ПТК Смоленской области в составе Восточно-Европейской равнины. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты: Знать представителей растительного и животного мира природных зон. Знать особенности природных зон. | Определять представителей растительного и животного мира природных зон региона, характеризовать заповедники и национальные парки | К. оценивание работы одноклассников Р. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Характеристика природных зон | & 30, ТПО стр.81-84 | Устный опрос | |||
36 (4) | 18 неделя месяц январь | Природные ресурсы равнины и их рациональное использование | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать основные географические объекты. Наносить на к.карту и правильно подписывать географические объекты. Актуализация знаний о рельефе, закономерностях размещения различных форм и полезных ископаемых, | Объяснение преобладания в рельефе региона различных форм. Характеристика размещения месторождений полезных ископаемых. Показывать и называть основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации Работа с картой | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Комплексная оценка природных ресурсов территории и отдельных их видов. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, популярных туристических маршрутах. | Контурная карта | Контурная карта | |||
37 (5) | 19 неделя месяц январь | Памятники природы Русской равнины | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Памятники природы Русской равнины, их особенности. Уметь показывать их на карте. | Описывать памятники природы, выделяя их особенности, используя различные источники географической информации. | К- Организовывать взаимодействия с одноклассниками, работа в паре. Р - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи. П - перерабатывать полученную информацию: готовить презетацию с опорой на межпредметные связи. | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. Формирование коммуникативной компетенции при работе в группах - Формирова-ние положительного отношения к самообразованию | Обозначение на контурной карте памятников природы, крупных ООПТ. Подготовка презентации об одном из них с опорой на межпредметные связи. | & 31, презентация об одном из памятников природы. | Презентация | |||
38 (6) | 19 неделя месяц январь | Кавказ – самые высокие горы России. Географическое положение | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты. Характеризовать геоположение региона. Обознчить на контурной карте объектов, упомянутых в тексте учебника. | Характеризовать регион по плану и картам. Показывать географические объекты. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации Работа с картой | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Характеристика географического положения Кавказа. Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника. | & 33, номенклатура | Устный опрос, номенклатура | |||
39 (7) | 20 неделя месяц январь | Особенности природы высокогорий | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Актуализация знаний о рельефе, закономерностях размещения различных форм и полезных ископаемых, климате, внутренних вод, почв региона. Объяснять взаимосвязь тектонического строения и рельефа, богатство минеральными ресурсами. Составление систематизирующей таблицы. | Объяснение «многоэтажности» природы. Характеристика размещения месторождений полезных ископаемых, источников минеральных вод. Характеристика климата, почв, внутренних вод. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации Работа с картой Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. Формирование положительного отношения к самообразованию | Сопоставление и анализ различных источников географической информации. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Составление схемы или таблицы «Природные ресурсы Кавказа» | & 34, схема(ТПО стр. 91) | Устный опрос | |||
40 (8) | 20 неделя месяц январь | Природные комплексы Северного Кавказа | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты: Знать представителей растительного и животного мира природных зон. Знать особенности природных зон. Характеризовать Кавказ – как уникальный курортный регион Ро& 36ссии.. | Определять представителей растительного и животного мира природных зон региона, характеризовать заповедники и национальные парки По различным источникам информации готовить творческую работу. | К. оценивание работы одноклассников Р. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. Формирование положительного отношения к самообразованию | Характеристика одного из природных комплексов Северного Кавказа (по выбору) Творческая работа «Подготовка презентации об одном из уникумов Северного Кавказа» | & 35, ТПО | ТПО | |||
41 (9) | 21 неделя месяц февраль | Урал – «Каменный пояс земли русской» | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты; обозначить их же на контурной карте. Характеризовать геоположение региона, как пограничного между Европой и Азией. История освоения Урала. | Характеризовать регион по плану и картам. Показывать географические объекты. Описывать маршруты путешественников, исследовавших регион. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации Работа с картой | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в учебнике. Сравнительная характеристика географического положения Урала и Кавказа. | & 36, контурная карта, номенклатура | Устный опрос, Контурная карта | |||
42 (10) | 21 неделя месяц февраль | Природные ресурсы Урала. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Характеризовать размещение полезных ископаемых в зависимости от геологического развития региона. | Объяснить почему академик А.Е.Ферсман назвал Урал «минералогическим раем» | К- Организовывать взаимодействия с одноклассниками, работа в паре. Р - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи. П - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать (составлять схему) | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Составление таблицы «Природные ресурсы Урала» | & 37 | Устный опрос | |||
43 (11) | 22 неделя месяц февраль | Своеобразие природы. Природные уникумы. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Объяснять закономерности изменения природы Урала: с севера на юг, с запада на восток, снизу вверх. Характеристика отдельных частей Урала. Разработка туристических маршрутов по Уралу. | Составление целостной картины природы Урала. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации Работа с картой Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. Формирование коммуникативной компетенции при работе в группах - Формирование положительного отношения к самообразованию | Сравнительная характеристика отдельных частей Урала: Северного и Южного, Предуралья и Зауралья. Характеристика ООПТ Урала с использованием разных источников географической информации и литературных произведений. Творческая работа «Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала» | & 38,39 | Письменная работа «Туристический маршрут по Уралу» | |||
44 (12) | 22 неделя месяц февраль | Экологические проблемы Урала. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Характеризовать Урал – как старопромышленный район с преобладанием антропогенного ландшафта и сложной экологической ситуацией. | Оценивать экологическую ситуацию, ее причины, последствия. Предлагать возможные пути улучшения ситуации. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Оценка экологической ситуации, сложившейся на Урале, выявление ее причин и возможных путей улучшения. | & 39 | Устный ответ | |||
45 (13) | 23 неделя месяц февраль | Западно-Сибирская равнина: особенности природы. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты. Характеризовать геоположение региона, | Характеризовать регион по плану и картам. Показывать географические объекты. Составлять географический образ региона. | К- полно и точно излагать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.. Р- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, Уметь работать с различными источниками информации, анализировать ее. Структурирование знаний, установление причинно-следственных связей П – делать выводы об особенностях природы Западно-Сибирской равнины. | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Сравнение географического положения Западно-Сибирской и Русской равнин. Характеристика климата региона с использованием учебника и атласа. Объяснение причин его суровости. | & 40, номенклатура, ТПО стр.97-99 | Устный опрос, номенклатура | |||
46 (14) | 23 неделя месяц февраль | Природные зоны Западно-Сибирской равнины | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты: Знать представителей растительного и животного мира природных зон. Знать особенности природных зон. Сравнивать природные зоны Русской и Западно-Сибирской равнин. | Определять представителей растительного и животного мира природных зон региона, характеризовать заповедники и национальные парки | К. оценивание работы одноклассников Р. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Характеристика природных зон. | & 41 | Устный опрос | |||
47 (15) | 24 неделя месяц февраль | Природные ресурсы Западной Сибири и условия их освоения. Дискуссия «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?» | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать, что Западная Сибирь – один из мировых лидеров по запасам нефти и газа.(Уметь показывать крупнейшие месторождения полезных ископаемых) Объяснять трудности в освоении природных богатств. | Характеристика размещения месторождений полезных ископаемых, других ресурсов равнины. | К. оценивание работы одноклассников Р. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова- ние интереса к получению новых знаний и умений. Формирование коммуникативной компетенции при работе в группах - умение общаться и взаимодействовать друг с другом | Характеристика природных ресурсов региона | & 42, подготовиться к дискуссии | Устный опрос. Подготовка и участие в дискуссии | |||
48 (16) | 24неделя месяц февраль | Практическая работа 11 « Оценка природных условий и ресурсов Западной Сибири. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности». | Урок первичного предъявления новых знаний ,способов учебных действий | Обозначение на контурной карте природных условий и природных ресурсов России. Составление прогноза изменений природы. | Систематизировать и обобщать знания по теме «Природные условия и ресурсы Западной Сибири». Использовать учебные действия для формулировки ответов в письменной форме | К- организовывать деятельность. Р- умение применять схемы и наглядный материал при выполнении итоговой работы. П- определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности. | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Оценка природных условий и ресурсов Западной Сибири . Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности | & 42. Оформить работу | Практическая работа | |||
49 (17) | 25 неделя месяц март | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты. Характеризовать геоположение региона. Создавать географический образ региона. | Характеризовать регион по плану и картам. Показывать географические объекты. Описывать маршруты путешественников, исследовавших регион. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации Работа с картой | Формирова ние интереса к получению новых знаний и умений. | «Путешествие» по Восточной Сибири: осознание величия природы, обширности просторов региона в сравнении с европейской частью России и странами Западной Европы. Подготовка доклада, презентации об освоении русскими Сибири (по опережающим заданиям) | & 43, номенклатура | Устный опрос, номенклатура | |||
50 (18) | 25 неделя месяц март | Особенности природы Восточной Сибири. Климат. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты. Наносить географические объекты по теме, актуализировать знания о климате, климатообразующих фактора, климатических поясах, рельефе, внутренних водах, многолетней мерзлоте, природных зонах региона. Оймякон- полюс холода северного полушария. | Уметь показывать на карте основные географические объекты характеризовать климат региона в целом и отдельных частей, характеризовать особенности природы Восточной Сибири. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Работать с картой и статистическим материалом анализировать его. | Формирова -ние интереса к получению новых знаний и умений. Формирование положительного отношения к самообразованию | Подготовка географического эссе о природе региона, представление величия и красоты сибирских просторов России. | & 44, эссе | Эссе | |||
51 (19) | 26 неделя месяц март | Природные районы Восточной Сибири. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Характеризовать особенности природы разных районов Восточной Сибири. ООПТ региона. Обозначение на карте национальных парков и заповедников региона. | Составление целостной картины природы Восточной Сибири.. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации Работа с картой Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. Формирование коммуникативной компетенции при работе в группах - Формирование положительного отношения к самообразованию | Выявление главных особенностей природы районов с использованием разных источников географической информации. Обозначение на контурной карте национальных парков и заповедников региона. | & 45, контурная карта | Контурная карта | |||
52 (20) | 26 неделя месяц март | Жемчужина Сибири – Байкал. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать уникальные черты Байкала: географическое положение, историю освое-ния, природа, ресурсы. Составлять конспект по изучаемой теме. | Составление целостной картины природы Байкала как уникального озера России и мира. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделе-ние необходимой информации Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова- ние интереса к получению новых знаний и умений. | Составление конспекта урока «Черты уникальности Байкала» | & 46 | Конспект урока | |||
53 (21) | 27неделя месяц март | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Характеризовать размещение природных ресурсов. Уметь показывать и обозначить на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых. Составить систематизирующую таблицу. | Объяснить слова М.В.Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью…» | К. оценивание работы одноклассников Р. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. - умение общаться и взаимодействовать друг с другом | Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Составление таблицы «Природно-ресурсный потенциал Восточной Сибири» | & 47, ТПО, стр.105-109 | Подготовка и участие в дискуссии, ТПО | |||
54 (22) | 27неделя месяц март | Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического положения. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты. Обозначить на контурной карте береговую линию и рельеф Дальнего Востока. Характеризовать геоположение региона, Знать путешественников, исследовавших регион. Объяснять, почему Дальний Восток – сейсмоактивный регион России. | Характеризовать регион по плану и картам. Показывать географические объекты. Описывать маршруты путешественников, исследовавших регион. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соответствии с поставленной задачей П. Поиск и выделение необходимой информации Работа с картой | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Обозначение на контурной карте береговой линии региона, основных гор, равнин, водных объектов. Характеристика географического положения региона | & 48, номенклатура, | Устный опрос, контурная карта | |||
55 (23) | 28 неделя месяц март | Особенности природы Дальнего Востока. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Анализируя карты атласа и текст учебника, характеризовать контрасты в природе региона. Объяснять особенности муссонного климата. | Определять важнейшие особенности природы, географические объекты региона. Работать с различными источниками информации | К- умение взаимодействовать с людьми и работать в группе. Р - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, уметь работать с различными источниками информации, анализировать ее. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. П- сопоставлять карты, находить и обозначать географические объекты, характеризовать природу региона и его частей. | Осознание причин уникальности каждого региона. Оценивание своих достижений, Формирование коммуникативной компетенции при работе в парах и группах | Сравнительная характеристика природы северных и южных частей Дальнего Востока. | & 49 | Устный опрос | |||
56 (24) | 28 неделя месяц март | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать и уметь показывать на карте основные географические объекты: Составить географический образ территории. | По различным источникам информации готовить творческую работу. | К. оценивание работы одноклассников Р. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Составление географического образа Дальнего Востока. Сравнительная характеристика природных комплексов региона: Чукотки и Приморья, Камчатки и Сахалина. | & 49, 50 | Устный ответ групп | |||
57 (25) | 29 неделя Месяц апрель | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Знать основные виды природных ресурсов региона. Прогнозировать развитие рекреационных ресурсов региона | Характеристика размещения месторождений полезных ископаемых. других видов ресурсов. | К. формирование навыков сотрудни-чества в ходе индивидуальной работы Р. Работать в соот-ветствии с постав-ленной задачей П. Поиск и выделе-ние необходимой информации Работа с картой | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. Формирование положительного отношения к самообразованию | Оценка природных ресурсов Дальнего Востока. Прогнозирование развития рекреационных ресурсов региона. | & 51 ТПО стр.110-113 | Устный опрос | |||
58 (26) | 29 неделя месяц апрель | Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России» Практическая работа 12 «Характеристи-ка взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов». | Урок повторения, обобщения и систематизации | Обсуждать проблемные вопросы раздела «Природные комплексы России». Выполнять практическую работу | Систематизировать и обобщать знания по теме «Природные комплексы России». Использовать учебные действия для формулировки ответов в письменной форме | К.Развитие критичного отношения к своему мнению Р. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми П. решать задачи с опорой на полученные знания | Формирование положительного отношения к самообразованию | Решение заданий для подготовки к контрольной работе по теме. Составление характеристики взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов России. | Оформить работу | Практическая работа | |||
59 (27) | 30 неделя месяц апрель | Контрольная работа № 3 «Природа регионов России» | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выявление сформированности основных видов учебной деятельности. | Систематизировать и обобщать знания по теме «Природа регионов России». Использовать учебные действия для формулировки ответов в письменной форме | К.Развитие критичного отношения к своему мнению Р. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми П. решать задачи с опорой на полученные знания | Оценивание своих достижений. | Решение заданий в формате ЕГЭ. Работа с картами атласа | Контрольная работа | |||||
Раздел III Человек и природа (6 часов) | |||||||||||||
60 (1) | 30 неделя месяц апрель | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа 13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России» | Урок первичного предъявления новых знаний ,способов учебных действий | Актуализировать знания: взаимосвязь природных условий на жизнь и здоровье человека. Объяснять географию стихийных природных явлений на территории России. | . Уметь описывать природные комплексы. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Установление причинно-следственных связей | Формирова---ние познавательного интереса к предмету выстраивание собственной целостной картины мира | Объяснение географии природных стихийных явлений – землетрясений, вулканов, наводнений, смерчей, лавин, селей – на территории нашей страны. Характеристика территорий России с благоприятными и экстремальными условиями. | & 52 | Практическая работа | |||
61 (2) | 31 неделя месяц апрель | Воздействие человека на природу. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Объяснять закономерности влияния географической оболочки на жизнь и деятельность человека. Называть разные виды природных ресурсов. | Приводить примеры влияния природы на жизнь человека | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние познавательного интереса к предмету выстраивание собственной целостной картины мира | Выявление причин возникновения антропогенных ландшафтов. | & 53, ТПО стр.118 - 121 | ТПО | |||
62 (3) | 31 неделя месяц апрель | Рациональное природопользование. Практическая работа 14 «Составление карты «Природные уникумы России» | Урок первичного предъявления новых знаний ,способов учебных действий | Составлять географический прогноз. Составление карты «Природные уникумы России, Смоленской области» | Осознание ответственности человека за сохранение природы родной страны, родного края. | К. оценивание работы одноклассников Р. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. Формирова-ние коммуникативной компетенции при работе в группах - | Осознание ответственности человека за сохранение природы родной страны, родного края. Составление карты «Природные уникумы России, Смоленской области» | &54, контурная карта | Контурная карта | |||
63 (4) | 32 неделя месяц апрель | Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека. Практическая работа 15. «Характеристика экологического состояния одного из регионов России» | Урок первичного предъявления новых знаний ,способов учебных действий | Знать источники экологической опасности. Объяснять как осуществляется контроль за состоянием окружающей среды. | Анализировать и оценивать экологическую ситуацию в России и Смоленской области. | К- умение взаимодействовать с людьми и работать в группе. Р - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, уметь работать с различными источниками информации, анализировать ее. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. П- работа с различными источниками географической информации. Структурирование знаний.. | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Оценка роли географического прогноза в жизни и деятельности человека. | & 55,56 | Практическая работа | |||
64 (5) | 32 неделя Месяц апрель май | География природы и общества. | Урок первичного предъявления новых знаний и применения ранее изученных знаний | Объяснять историю взаимоотношений природы и общества, влияние НТР на природу и жизнь человека. | Выявление причин экологического кризиса в наши дни. | К. формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. П. Поиск и выделение необходимой информации Установление причинно-следственных связей | Формирова-ние интереса к получению новых знаний и умений. | Выявление причин экологического кризиса в наши дни. Характеристика экологической ситуации в России и Омской области. | & 57 | Устный опрос | |||
65 (6) | 33 неделя месяц май | Обобщение знаний по разделу «Человек и природа» | Урок повторения, обобщения и систематизации | Систематизировать и обобщать знания по теме «Человек и природа». Использовать учебные действия для формулировки ответов в устной и письменной форме | К.Развитие критичного отношения к своему мнению Р. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми П. решать задачи с опорой на полученные знания | Оценивание своих достижений. | Работа с картами атласа, интернет-ресурсами. Подготовка презентации | Решение задач по теме | |||||
66 | 33 неделя месяц май | Обобщение знаний по курсу «География России: природа» | Урок повторения, обобщения и систематизации | Систематизировать и обобщать знания по теме «География России: природа». Использовать учебные действия для формулировки ответов в устной и письменной форме | К.Развитие критичного отношения к своему мнению Р. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми П. решать задачи с опорой на полученные знания | Оценивание своих достижений. | Работа с картами атласа. | Решение задач по теме | |||||
67 | 34 неделя месяц май | Промежуточная аттестация | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, выявление сформированности основных видов учебной деятельности. | Систематизировать и обобщать знания по курсу географии 8 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов в письменной форме | К.Развитие критичного отношения к своему мнению Р. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми П. решать задачи с опорой на полученные знания | Оценивание своих достижений. | Решение заданий в формате ЕГЭ. Работа с картами атласа | Контрольная работа | |||||
68 | 34 неделя месяц май | Повторение темы «Россия на карте мира» | Урок повторения, обобщения и систематизации | Систематизировать и обобщать знания по теме «Россия на карте мира». Использовать учебные действия для формулировки ответов в устной и письменной форме | К.Развитие критичного отношения к своему мнению Р. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми П. решать задачи с опорой на полученные знания | Оценивание своих достижений. | Работа с картами атласа. | Работа групп | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Программа по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»
МАОУ Нижнеманайская ООШ Составила учитель географии Михайлова Маргарита АлександровнаПрограмма по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...