Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
под ред. А.И Алексеева, с КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно - тематическое планирование по географии 8 класс | 35.25 КБ |
Рабочая программа по географии 8 класс | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
К учебнику: География. Россия. Природа и население. 8 класс. Алексеев А.И.(2 часа)
№ | Тема урока | Дата | Практическая работа | Д/з | |||||||||||
Примерная 8А | Фактическая | ||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1Ч.) | |||||||||||||||
1. | Зачем изучают географию России. | 01.09 | |||||||||||||
РАЗДЕЛ Ι. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (7 ч.) | |||||||||||||||
2. | Россия на карте мира. | 04.09 -08.09 | |||||||||||||
3. | Географическое положение России. Практическая работа №1 . Оценка особенностей географического положения России. | 04.09 -08.09 | П.р №1 | ГП Кемеровской области. | |||||||||||
4. | Границы России. Практическая работа № 2. Обозначение на карте пограничных государств. | 11.09 -15.09 | П.р №2 | ||||||||||||
5. | Россия на карте часовых поясов. | 11.09 -15.09 | Решение задач | ||||||||||||
6. | Практическая работа № 3. Решение задач на определение времени в разных городах | 18.09 -22.09 | П.р №3 | ||||||||||||
7. | Формирование территории России. | 18.09 -22.09 | Составление таблицы « Этапы изучения территории России» | Сообщение об исследователе | |||||||||||
8. | Географическое изучение территории России. | 25.09 -29.09 | |||||||||||||
РАЗДЕЛ ΙΙ. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (40часов) | |||||||||||||||
1. Рельеф и недра России (6 ч.) | |||||||||||||||
9. | Строение земной коры (литосферы) на территории России. | 25.09 -29.09 | |||||||||||||
10. | Геологическое летоисчисление. Геохронологическая шкала | 02.10 -06.10 | |||||||||||||
11. | Важнейшие особенности рельефа России. Практическая работа № 4. Обозначение на к/ к главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа. | 02.10 -06.10 | П.р №4 | ||||||||||||
12. | Современное развитие рельефа. Практическая работа № 5. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и п/ и на примере своего края. | 09.10 10-13. | |||||||||||||
13. | Использование недр. Практическая работа № 6. Характеристика рельефа и полезных ископаемых Кемеровской области. | 09.10 -13.10 | |||||||||||||
14. | Обобщающий урок по теме: «Рельеф и недра России» | 16.10 -20.10 | |||||||||||||
Климат России 6 часов | |||||||||||||||
15. | Общая характеристика климата России. | 16.10 -20.10 | |||||||||||||
16. | Закономерности циркуляции воздушных масс. | 23.10 -27.10 | Составление таблицы | ||||||||||||
17. | Распределение температур и осадков. | 23.10 -27.10 | |||||||||||||
18. | Типы климата нашей страны. Практическая работа № 7 Характеристика климат. областей с точки зрения условий жизни и хоз. деят. Работа с к/к и оценка степени благоприятности климат. условий для жизни населения. | 30.10 -03.11 | Описание климата отдельных пунктов и характеристика изменений климата от одного пункта к другому. Работа с климатограммами | ||||||||||||
19. | Климат и человек. Климат Кемеровской области. Практическая работа № 8 Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. | 30.10 03.11 | |||||||||||||
20. | Обобщающий урок по теме: «Климат» | 06.11 -10.11 | |||||||||||||
3.Богатство внутренних вод (6 ч.) | |||||||||||||||
21. | Реки России. Практическая работа № 9 Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. | 06.11 -10.11 | |||||||||||||
22. | Река Томь и другие реки нашего края. Практическая работа № 10 Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования. | 13.11 -17.11 | Решение задач на определение основных критерий рек | ||||||||||||
23. | Озёра. | 13.11 -17.11 | |||||||||||||
24. | Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. | 20.11 -24.11 | |||||||||||||
25. | Человек и вода Практическая работа № 11 Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России. | 20.11 -24.11 | |||||||||||||
26. | Обобщающий урок по теме: «Реки и озера России». | 27.11 -01.12 | |||||||||||||
4. Почвы – национальное достояние страны (4ч.) | |||||||||||||||
27. | Почва – «особое природное тело» Практическая работа № 12 Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования. | 27.12 -01.12 | . | Характеристика почв своей местности | |||||||||||
28. | География почв России. Почвенная карта Кемеровской области. | 04.12 -08.12 | Выявление факторов, определивших своеобразие почв России | ||||||||||||
29. | Почвы и урожай. Рациональное использование и охрана почв. | 04.12 -08.12 | |||||||||||||
30. | Обобщающий урок по теме: «Почвы» | 11.12 -15.12 | |||||||||||||
6. В природе всё взаимосвязано (4 ч.) | |||||||||||||||
31. | Природный территориальный комплекс (ПТК) | 11.12 -15.12 | |||||||||||||
32. | Свойства природных территориальных комплексов. Практическая работа № 13 Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы. | 18.12 -22.12 | |||||||||||||
33. | Человек в ландшафте. Природно – антропогенные ландшафты на примере Кемеровской области. | 18.12 -22.12 |
| ||||||||||||
7. Природно-хозяйственные зоны (11 ч.) | |||||||||||||||
34. | Учение о природных зонах. Практическая работа № 14 Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах. | 27.12 | Рассмотрение влияния природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей в разных ПЗ (своего края) | ||||||||||||
35. | «Безмолвная» Арктика. | 15.01 19.01 | |||||||||||||
36. | «Чуткая» Субарктика. | 15.01 19.01 | |||||||||||||
37. | Таёжная зона. | 22.01 -26.01 | |||||||||||||
38. | Болота | 22.01 -26.01 | |||||||||||||
39. | Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов. | 29.01 -02.02 | |||||||||||||
40. | Лесостепи и степи. | 29.01 -02.02 | |||||||||||||
41. | Полупустыни, пустыни и субтропики. | 05.02 -09.02 | |||||||||||||
42. | Многоэтажность природы гор. | 05.02 -09.02 | Составление картосхемы «Природа Кавказа» | ||||||||||||
43. | Человек и горы. | 12.02 -16.02 | Составление картосхемы «Природа Урала» | ||||||||||||
44. | Обобщающий урок по теме «Природно – хозяйственные зоны» | 12.02 -16.02 | |||||||||||||
8. Природопользование и охрана природы России (4 ч.) | |||||||||||||||
45. | Природная среда, природные условия, природные ресурсы. | 19.02 | |||||||||||||
46. | Рациональное использование природных ресурсов | 26.02 -02.03 | |||||||||||||
47. | Охрана природы и охраняемые территории Практическая работа № 15. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей ООПТ Кем.области | 26.02 -02.03 | Оформление контурной карты «География охраняемых территорий России» | ||||||||||||
48 | Контрольная работа по теме: Природа и человек | 05.03 -09.03 | Повторить раздел 1 | ||||||||||||
РАЗДЕЛ ΙΙΙ. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (20 ч) | |||||||||||||||
1. Сколько нас – россиян. (2ч) | |||||||||||||||
49. | Численность населения России | 05.03 -09.03 | |||||||||||||
50. | Воспроизводство населения | 12.03 -16.03 | |||||||||||||
2. Кто мы? (2ч.) | |||||||||||||||
51. | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) Практическая работа № 16. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации. | 12.03 -16.03 | |||||||||||||
52. | Возрастной состав населения. | 19.03 -23.03 | |||||||||||||
3. Куда и зачем едут люди (3ч.) | |||||||||||||||
53. | Миграции населения. | 19.03 -23.03 | |||||||||||||
54. | Внешние миграции – в Россию и из неё. Практическая работа № 17. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве | 02.04 -06.04 | |||||||||||||
55. | Территориальная подвижность населения
| 02.04 -06.04 | |||||||||||||
4. Человек и труд (1ч.) | |||||||||||||||
56. | География рынка труда. | 09.04 13.04 | Найти материал о рынке труда в Кем.области | ||||||||||||
5. Народы и религии (4 ч.) | |||||||||||||||
57. | Этнический состав населения. | 09.04 13.04 | Изучение таблицы Приложения «Народы России» | ||||||||||||
58. | Этническая мозаика России. География русского языка. | 16.04 -20.04 | Изучение на основе работы с картой особенностей размещения народов России. | ||||||||||||
59. | Религии народов России. Роль религии в формировании государства. | 16.04 -20.04 | Изучение на основе карты особенностей географии религий страны | Оформить проектную работу | |||||||||||
60 | Религии народов России. Преобладающие религии страны | 23.04 -27.04 | |||||||||||||
6. Где и как живут люди (6ч.) | |||||||||||||||
61. | Плотность населения. Практическая работа № 18-20. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий. | 23.04 -27.04 | Выделение на к. карте главной полосы расселения. | ||||||||||||
62. | Расселение и урбанизация. | 30.04 -04.05 | |||||||||||||
63. | Города России. Практическая работа № 21 Нанесение на к/к городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны. | ||||||||||||||
64. | Сельская Россия. | 30.04 -04.05 | |||||||||||||
65 | Население Кемеровской области. Этнический, половой, возрастной состав. | 07.05 -11.05 | |||||||||||||
66 | Крупные города Кемеровской области. Специализация городов и условия жизни. | 07.05 -11.05 | |||||||||||||
7. Обобщение (3ч) | |||||||||||||||
67. | Итоговый урок по теме «Природа и население России» | 14.05 18.05 | Повторить раздел 1,2,3 | ||||||||||||
68-70 | Обобщающий урок по теме. Природа и население России | 14.05 18.05 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по географии
для 8 класса
2015-2016 учебный год
Учитель: Лютчер Е.А
Пояснительная записка.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими и социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Данный курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта общего образования;
- Примерной программы основного общего образования по географии «География России» ( 8 – 9 классы ),
- авторской программы: Ким Э.В., Кузнецова Г.Ю., Лисенкова Г.Я., Низовцев В.А., Сиротин В.И. География России. 8-9 классы /под ред. А.И. Алексеева/
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:
- География России. Природа и население. 8 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / Алексеев А.И.(и др.); под ред. А.И. Алексеева – М.:Дрофа,2011.- Ким Э.В. География России. Природа и население.8класс
Цель:
- Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде.
- Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства.
- Овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
- Воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам.
Задачи:
- сформировать у учащихся знания о родной стране и в мире.
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа ,и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по- другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразование её природы и хозяйства.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Описание места учебного предмета.
География России изучается в 8 и 9 классах. На изучение курса в 8 классе отводится 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. В 8 классе изучается первая часть курса «География России» - «Природа и население», которая состоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.
Под региональным компонентом содержания географического образования понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета «География».
В результате изучения географии ученик 8 класса должен
В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
1) знать / понимать:
- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства,
- моря, омывающие страну, крайние точки России; административно-территориальное деление России; историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
- численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций;состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;
- связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
- факторы, определяющие особенности климата России;
основные климатические пояса и типы климата России;
влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;меры по борьбе с загрязнением атмосферы; - особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком;
крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов; - основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; - важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
изменения в экономике России и своей области;
природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон;
влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; - пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
- что такое территориальная организация общества; что такое Всемирное наследие;
объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;
2) уметь:
характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
- определять поясное время; определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой
- информации по населению России; устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории,
- размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам; пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения
- типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на
отдельных территориях;
анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования
- представления о взаимосвязях компонентов природы; устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования - представления о связях между отраслями промышленности;
- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
объяснять структуру экспорта и импорта в России;
устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
- отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
3) оценивать:
- географическое положение России, своей области (республики, края);
природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России;
водные ресурсы России и своей местности;
влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
современные проблемы России.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Тематическое планирование учебного предмета.
№ | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Пространства России | 7 |
3 | Природа и человек Тема 1. Природа и человек Рельеф и недра Климат Богатство внутренних вод Почвы - национальное достояние страны В природе все взаимосвязано Тема 2. Природно-хозяйственные зоны Тема 3. Природопользование и охрана природы | 41 6 6 6 4 4 11 4 |
4 | Население России Тема 1. Сколько нас – россиян? Тема 2. Кто мы? Тема 3. Куда и зачем едут люди? Тема 4. Человек и труд Тема 5. Народы и религии Тема 6. Где и как живут люди | 18 2 2 3 1 4 6 |
5 | Обобщение знаний | 3 |
Содержание курса "География России. Природа и население."
8 класс. 70 часов.
Введение (1ч)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее.
Уникальность географических объектов.
Разнообразие территории России.
География и краеведение.
Географический взгляд на мир.
Раздел I.
Пространства России (7 ч)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.
Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.
Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.
Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории («Каменная степь» и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.
Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.
Практические работы:
1.Сравнение географического положения России и Канады.
2.Выявление особенностей географического положения района своего
проживания.
3.Решение задач на определение поясного времени.
Раздел II. Природа и человек (38 ч)
Тема 1
Рельеф и недра
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Практические работы.
1. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
2. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.
3. I вариант. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.
II вариант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина — Урал, Среднерусская возвышенность — Хибины или Северный Кавказ).
Опорные знания: тектоника литосферных плит; движения земной коры; горные породы.
Тема 2
Климат
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.
Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.
Опорные знания: климатообразующие факторы распределения тепла и света на поверхности Земли; климатические пояса.
Практические работы.
1. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.
2. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.
Тема 3
Богатство внутренних вод России
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.
Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения — их причины и последствия.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки — транспортные артерии страны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
.
Опорные знания: части рек; питание и режим реки типы озерных котловин; сточные, бессточные озера, грунтовые и межпластовые воды.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
2. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного
использования.
3. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных
территорий России.
Тема 4
Почвы - национальное достояние России.
Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.
Почвы — особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».
География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.
Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.
Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Практическая работа.
1. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.
Опорные знания: климатические пояса, сельскохозяйственные угодья, почвенный профиль и почвенный горизонт, всасывание растениями питательных веществ; капиллярное движение воды; реакция нейтрализации; концентрация растворов.
Тема 5
В природе всё взаимосвязано
Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.
Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.
Практическая работа.
1. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.
Опорные знания: природный комплекс; географическая оболочка; широтная зональность. целостность; ритмичность; круговорот веществ.
Тема 6
Природно-хозяйственные зоны
Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и минусы. Экологические проблемы.
Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно - хозяйственной зоны.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов — история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.
Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.
Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.
Практическая работа.
1. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
Тема 7
Природопользование и охрана природы.
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы:
1. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.
2. Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах.
Опорные знания: климатические пояса; тундра; лесотундра, морфологические особенности хвойных пород деревьев; типы почв ; животный мир тайги, моренный рельеф; смешанный лес, водная, ветровая эрозии; оазис; высотная поясность. Изменение температуры и атмосферного давления с высотой.
Раздел III
Население России (16 ч)
Тема 1
Сколько нас - россиян?
Как изменялась численность населения России в XVIII—XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.
Тема 2
Кто мы ?
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.
Половозрастная пирамида населения России — «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источники географической информации. Их виды.
Тема 3
Куда и зачем едут люди ?
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.
Картограмма как вид географической информации.
Тема 4
Человек и труд
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?
Тема 5
Народы и религии России
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.
Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России — история взаимодействия ее народов.
География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.
Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.
Тема 6
Где и как живут люди?
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.
Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.
Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.
Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить?
Люди — главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.
Практические работы.
1. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
2. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве.
3. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России.
4. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.
5. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.
6. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.
Опорные знания: численность населения в отдельных странах мира, разнообразие населения планеты по расовым и национальным
Резервное время — 6 часов
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.
- А.И.Алексеев. Россия. Природа и население. 2008. М.: Дрофа. География России в 2 ч. Ч. 1. Природа и население. 8 класс: атлас. 2012 М.: ДИК, Дрофа
- География. Программы для общеобразовательных учреждений. М: Дрофа 2010год
- Петрушина, Н. П. География России. Природа и население. 8 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Природа и население»: методическое пособие.
- Данилова Е.А. География в схемах и таблицах 2006 СПб.: Тригон
- Зинченко Н. Н., Звонцова JI. А. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. 2011.Волгоград: Учитель
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- www.geography.about.com
- www.nature.com
- www.krugosvet.ru
- www.ocean.ru
- www.google.com
- www.geo.ru
- http://www.ndce.ru/
- http://www.ufomistery.com
- http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm
- http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm
- http://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm
- http://egornature.by.ru/
- http://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html
- http://www.vitiaz.ru/
- www.videodive.ru/scl/ocean.shtml
- www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1
- www.geo-tur.narod.ru/moria.htm
- 100 дорог http://100dorog.ru/
- http://www.flags.ru/
Система оценки планируемых результатов.
Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят рекомендательный характер.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...