Рабочая программа "Географические исследования "6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Данная программа является составной частью образовательного процесса гимназии и осуществляется в урочное время в течение учебного года. В современных условиях преподавания географии наблюдается тенденция сокращения учебных часов в шестом классе. Данный курс направлен на практическое изучение природы и экологии родного края, что позволит более качественно закрепить изучаемый материал на основе практического подхода. В связи с этим возникла необходимость разработки программы, которая отражает эти требования и легко интегрируется с курсом географии 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и КТП | 160 КБ |
geoissl_plan.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №73»
Утверждаю рекомендована
Директор МБОУ «Гимназия №73» к работе педагогическим
________________Одинец Т.Б. советом МБОУ «Гимназия №73»
Протокол №1 от «28» августа 2016 г.
Обсуждена на
методическом объединении
учителей географии, биологии, химии, ИЗО, физической культуры, истории,
обществознания
Протокол №1 от «28» августа 2016 г.
Рабочая учебная программа курса
«Географические исследования» для 6 –х классов
Составитель:
учитель МБОУ «Гимназия №73»
Суслова О.А.
Новокузнецк, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ.
- Пояснительная записка……………………………………………………….3
- Тематический план ………………………………………………...................7
- Содержание программы………………………………………………………7
- Календарно тематическое планирование……………………………………10
- Требования к уровню подготовки обучающихся………………………… 11
- Список используемой литературы .УМК……………………………………20
Пояснительная записка
Данная программа является составной частью образовательного процесса гимназии и осуществляется в урочное время в течение учебного года. В современных условиях преподавания географии наблюдается тенденция сокращения учебных часов в шестом классе. Данный курс направлен на практическое изучение природы и экологии родного края, что позволит более качественно закрепить изучаемый материал на основе практического подхода. В связи с этим возникла необходимость разработки программы, которая отражает эти требования и легко интегрируется с курсом географии 6 класса.
Настоящая программа рассчитана на 35 часов в год при 1 учебном часе в неделю.
Главные цели курса:
- развитие умения работать с информацией;
- формирование исследовательского стиля мышления;
- познавательный интерес к изучению природы родного края для решения географических задач;
- чувство любви к своей местности, своей стране;
- экологическую культуру;
- бережное отношение к окружающей среде, географическому разнообразию и целостности природы Кузбасса;
- овладение учащимися опытом проектной деятельности, способствующей развитию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Актуальность курса:
ФГОС ООО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования и развития УУД. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Результатом решения проблемы является проектный продукт, который создается автором (авторами/проектной группой) в ходе работы.
Задачи курса:
обеспечить развитие у обучающихся:
- универсальных компетентностей (мыслительных, организационных, коммуникативных);
- общеучебных навыков (интеллектуальных, организационных, коммуникативных, информационных);
- проектных умений (проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, самоанализ и рефлексия).
Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
.
Результатом решения проблемы является проектный продукт, который создается автором (авторами/проектной группой) в ходе работы над проектом., после каждой темы программы. Списки тем проектных работ утверждаются на заседании предметных МО.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Место курса «Географические исследования» в учебном плане.
Программа учебного курса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и является программой базового уровня обучения. В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №73» на «Географические исследования» в 6 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов. Изучение данного курса тесно связано с изучением таких дисциплин как: география, русский язык: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; изобразительное искусство: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; информатика: подготовка презентаций по темам проектов.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
- типовые занятия (объяснения и практические работы),
- уроки-тренинги,
- групповые исследования,
- игры-исследования,
- творческие проекты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные
Регулятивные
Школьник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения вне учебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащийся получит возможность научиться:
выделять основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Возможные варианты проектов:
альбом,
газета,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
выставка
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
плакат,
серия иллюстраций,
сказка,
сценарий праздника,
фотоальбом,
экскурсия,
презентация
Тематический план 6 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Источники географической информации | 1 |
3 | Развитие географических знаний человека о Земле | 4 |
4 | Географическая карта | 7 |
5 | Земная кора и литосфера | 4 |
6 | Гидросфера | 5 |
7 | Атмосфера | 4 |
8 | Биосфера | 3 |
9 | Земля – планета людей | 6 |
Итого: |
| 35 ч |
Содержание курса
№ п/п | Наименование тем | Количество | Виды учебной деятельности |
Введение (1 ч.) | |||
1 | Роль географических наук в освоении Земли человеком. | 1 | Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, энциклопедий. Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» проведение игры «Без географии никак» |
1. Источники географической информации (1 ч.) | |||
2 | Анализ аэрофотоснимков территории Кемеровской области, статистические данные по области, поиск информации Кемеровской об с помощью компьютерных систем | 1 | Анализ статистических материалов ( таблиц, графиков, диаграмм), дешифрировать аэрофотоснимки своей местности (карты Google), уметь работать работа с геоинформационными системами |
2. Развитие географических знаний человека о Земле (4ч) | |||
3 | Роль древних документов в расширении знаний о Земле. Первые карты «Земли Кузнецкой» Первые поселения на территории Кемеровской области. | 1 | Работа с текстом учебника, составление и понимание роли исторических документов в расширении знаний о Земле, использование исторической литературы и нахождение в ней географическую информацию о родном крае. |
4 | Происхождение названий местных населенных пунктов. | 1 | |
5 | Исследование топонимического словаря и дополнительной литературы | 1 | |
6 | Защита мини проекта | 1 | |
3. Географическая карта (7 ч) | |||
7 | Составление маршрутов, вычерчивание планов своей местности (школьного двора), применяя способы глазомерной съемки. | 1 | Работа с географической картой (отработка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте)и анализ карт атласа |
8 | Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам, направлений по линиям градусной сетки, их описание по карте Кемеровской области, а затем по карте России. | 1 | |
9 | Обозначение на контурной карте Кемеровской области природных и административных границ Кемеровской области, знаменитых географических пунктов области, крайних точек области. | 1 | |
10 | Определение протяженности Кемеровской области с севера на юг и с запада на восток | 1 | |
11 | Определение расстояния в градусах и километрах до ближайшего моря, а также в широтном и меридиональном направлениях до каких-либо пунктов | 1 | |
12 | Создать туристические схемы окрестности города Новокузнецка, используя карты и планы местности. | 1 | |
13 | Защита проекта | 1 | |
4. Земная кора и литосфера (4ч) | |||
14 | Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.), слагающих земную кору своей местности. | 1 | Сопоставлять и выделять особенности внутреннего строения Земли, обосновывать роль науки в изучении недр Земли, определять состав литосферы, моделировать географические объекты и явления. |
15 | Выполнение работ на контурных картах, составление описаний географического положения форм рельефа Кемеровской области | 1 | |
16 | Воздействие хозяйственной деятельности человека на рельеф Кемеровской области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа | 1 | |
17 | Защита проекта | 1 | |
5. Гидросфера (5ч) | |||
18 | Определение по физической карте России расстояний от Новокузнецка до ближайшего моря с помощью масштаба | 1 | Наносить на контурную карту гидрографические объекты, работать с картами атласа, классифицировать объекты гидросферы |
19 | Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки». Определение по карте направлений течений рек г. Новокузнецка, связь с рельефом | 1 | |
20 | Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты Кемеровской области. | 1 | |
21 | Меры по их сохранению и восстановлению фауны и флоры рек. | 1 | |
22 | Защита проекта | 1 | |
6. Атмосфера (4ч) | |||
23 | Организация наблюдений за погодой: измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера) | 1 | Описывать свойства и особенности строения атмосферы, называть состав атмосферы, определять роль процесса изучения атмосферы для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека, объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла по поверхности Земли, рассчитывать средние значения температуры воздуха, амплитуды температур, объяснять причины изменения атмосферного давления воздуха с высотой, измерять атмосферное давление с помощью барометра. |
24 | Обработка данных и составление диаграммы облачности, выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности | 1 | |
25 | Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения, Составление характеристики климата области | 1 | |
26 | Защита проекта | 1 | |
7. Биосфера (3ч) | |||
27 | Ознакомление с компонентами природы своей местности, с проявлением связи между ними в природном комплексе (на разных природных комплексах: луг, лес, болото и т. д.) | 1 | Работа с электронным приложением (анализ презентации), картами атласа, типовыми планами |
28 | Описание по физической карте, карте природных зон (России и Кемеровской области) природной зоны, в которой мы живем (описание лесостепной зоны) | 1 | |
29 | Защита проекта | 1 | |
8. Земля – планета людей (6ч) | |||
30 | Природные ландшафты окрестности г. Новокузнецка. | 1 | Проводить инструментальные исследования по тематике урока, разрабатывать туристические маршруты Проводить инструментальные исследования по тематике урока, уметь разрабатывать туристические маршруты Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение) |
31 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
32 | Разработка туристического маршрута по территории окрестностей г. Новокузнецка. | 1 | |
33 | Экскурсия в природу в окрестностях своего населенного пункта. Составление фотоотчета. | 1 | |
34 | Нанесение на контурную карту основных железнодорожных и автомобильных магистралей. | 1 | |
35 | Защита мини проекта | 1 |
Планируемые результаты изучения курса «Географические исследования»
Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) |
в сфере предметных результатов | |
понимать предмет изучения курса, его структуру, видеть проблему, изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон; классифицировать темы, ставить цели и определять задачи исследования, пользоваться способами фиксации материала, обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное; определять предмет и методы исследования в работе над проектом, отбирать необходимую литературу и составлять список литературы по теме. любить окружающий мир, различать добро и зло; правилам подготовки сообщения, планировать свою работу | работать с текстом, анализировать схемы и таблицы, карты; высказывать собственное мнение, суждение; показывать географические объекты ставить вопросы для решения проблемы, развивать умение прогнозировать проводить исследования с использованием различных методов, находить и собирать материал по теме исследования, составлять анкету, опрос, брать интервью, развивать творческие способности анализировать проектно-исследовательскую деятельность |
в сфере метапредметных результатов | |
в процессе работы с одним или несколькими источниками информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию | моделировать объекты и явления при помощи компьютерных программ. - создавать письменные тексты и устные сообщения по теме исследования на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. - приводить примеры, показывающие роль проектной деятельности в решении проблем человечества; примеры практического использования знаний в различных областях деятельности |
в сфере личностных результатов | |
- представлять в различных формах информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. | - использовать знания повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм поведения в быту и окружающей среде; - воспринимать и критически оценивать информацию в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; - выражать положительное отношение к процессу познания; - адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
Список используемой литературы. УМК.
Литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Литература для обучающихся:
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература
Интернет- ресурсы:
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по проектной деятельности «Геоисследование» для 6а,б,в классов на 2016 - 2017 учебный год
№ п/п | Дата проведения уроков | Раздел, тема урока | Основные виды учебной деятельности | Результаты обучения (Требования к уровню подготовки) | ЦОР | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные
| |||||||
6а | 6б | 6в | |||||||
Введение | |||||||||
1 | 02 09 | 02 09 | 03 09 | Роль географических наук в освоении Земли человеком. | Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, энциклопедий. | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля | Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля | Развитие личностной рефлексии, толерантности | Электронное приложение |
Источники географической информации | |||||||||
2 | 09 09 | 09 09 | 10 09 | Анализ аэрофотоснимков территории Кемеровской области, статистические данные по области, поиск информации Кемеровской об с помощью компьютерных систем. | Анализ статистических материалов ( таблиц, графиков, диаграмм), дешифрировать аэрофотоснимки своей местности (карты Google), уметь работать работа с геоинформационными системами | Работа с текстом учебника, чтение и анализ карт атласа . | Коммуникативные: излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей. Регулятивные: определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно-практической деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. | Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор, осознавать и проявлять себя гражданином России Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций, Формирование мотивации в изучении наук о природе | Электронное приложение |
Развитие географических знаний человека о Земле. | |||||||||
3 | 16 09 | 16 09 | 17 09 | Роль древних документов в расширении знаний о Земле. Первые карты «Земли Кузнецкой» Первые поселения на территории Кемеровской области. | Работа с текстом учебника, составление и понимание роли исторических документов в расширении знаний о Земле, использование исторической литературы и нахождение в ней географическую информацию о родном крае. | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию Определять планетарный состав, называть возраст Земли, оценивать влияние Солнца и Луны на жизнь Земли, составлять прогноз развития жизни на Земле | Коммуникативные: уметь излагать свое мнение, понимать позицию других, уметь вести дискуссию, аргументировать выводы, выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Регулятивные: планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. Познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать, обобщать, формулировать выводы, строить логические рассуждения. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | Электронное приложение |
4 | 23 09 | 23 09 | 24 09 | Происхождение названий местных населенных пунктов. | Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта «История школы в лицах». | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | |||
5 | 30 09 | 30 09 | 01 10 | Исследование топонимического словаря и дополнительной литературы | |||||
6 | 07 10 | 07 10 | 08 10 | Защита мини проекта | |||||
Географическая карта | |||||||||
7 | 14 10 | 14 10 | 15 10 | Составление маршрутов, вычерчивание планов своей местности (школьного двора), применяя способы глазомерной съемки. | Работа с географической картой (отработка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте)и анализ карт атласа | Объяснять отличие численного масштаба от именованного и линейного, определять расстояние между объектами по карте с помощью масштаба, переводить численный масштаб в именованный и линейный, определять по карте относительную и абсолютную высоту с помощью изолиний и послойной окраски, классифицировать высоты. | Коммуникативные: уметь излагать свое мнение, понимать позицию других, уметь вести дискуссию, аргументировать выводы. добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные: планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. применять методы информационного поиска. Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. показывать ценность географической информации для человечества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Электронное приложение |
8 | 21 10 | 21 10 | 22 10 | Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам, направлений по линиям градусной сетки, их описание по карте Кемеровской области, а затем по карте России. | Формулировать определения понятий «градусная сеть», «параллель», «меридиан». Определять по глобусу и картам различных параллелей и меридианов | Научиться объяснять значение понятий : градусная сеть, меридианы, параллели; показывать элементы градусной сети; определять направления на глобусе и географической карте. | Коммуникативные: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуального сотрудничества. Регулятивные: планировать свою деятельность ; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: сравнивать объекты по заданным критериям | ||
9 | 28 10 | 28 10 | 29 10 | Обозначение на контурной карте Кемеровской области природных и административных границ Кемеровской области, знаменитых географических пунктов области, крайних точек области. | |||||
10 | 11 11 | 11 11 | 12 11 | Определение протяженности Кемеровской области с севера на юг и с запада на восток | Работать в парах (определять географические координаты по карте). Чтение и использование карт. Определять географические координат объектов | Научиться определять географические координаты по физической карте и глобусу. | Коммуникативные: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной задачей Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи: работать с нетекстовым компонентом | ||
11 | 18 11 | 18 11 | 19 11 | Определение расстояния в градусах и километрах до ближайшего моря, а также в широтном и меридиональном направлениях до каких-либо пунктов | |||||
12 | 25 11 | 25 11 | 26 11 | Создать туристические схемы окрестности города Новокузнецка, используя карты и планы местности. | |||||
13 | 02 12 | 02 12 | 03 12 | Защита проекта | |||||
Земная кора и литосфера | |||||||||
14 | 09 12 | 09 12 | 10 12 | Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.), слагающих земную кору своей местности. | Сопоставлять и выделять особенности внутреннего строения Земли, обосновывать роль науки в изучении недр Земли, определять состав литосферы, моделировать географические объекты и явления. Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» (выполнение тестовых заданий, проведение игры «»Без географии никак! | Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики внутреннего строения Земли | Коммуникативные: уметь излагать свое мнение, понимать позицию других, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, уметь вести дискуссию, аргументировать выводы, организовывать работу в паре, группе, распределять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения, разрешать конфликты организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстника- | Электронное приложение |
15 | 16 12 | 16 12 | 17 12 | Выполнение работ на контурных картах, составление описаний географического положения форм рельефа Кемеровской области | |||||
16 | 23 12 | 23 12 | 24 12 | Воздействие хозяйственной деятельности человека на рельеф Кемеровской области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа | |||||
17 | 13 01 | 13 01 | 14 01 | Защита проекта | |||||
| Гидросфера | ||||||||
18 | 20 01 | 20 01 | 21 01 | Определение по физической карте России расстояний от Новокузнецка до ближайшего моря с помощью масштаба | Наносить на контурную карту гидрографические объекты, работать с картами атласа, классифицировать объекты гидросферы | Научиться составлять презентацию. Называть составные части гидросферы, описывать мировой круговорот воды и оценивать его значение в природе и жизни человека, объяснять связь компонентов между собой,. Научиться подписывать реки на контурной карте | Коммуникативные: излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей. Регулятивные: определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно-практической деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России | Электронное приложение |
19 | 27 01 | 27 01 | 28 01 | Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки». Определение по карте направлений течений рек г. Новокузнецка, связь с рельефом | |||||
20 | 03 02 | 03 02 | 04 02 | Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты Кемеровской области. | |||||
21 | 10 02 | 10 02 | 11 02 | Меры по их сохранению и восстановлению фауны и флоры рек. | |||||
22 | 17 02 | 17 02 | 18 02 | Защита проекта | |||||
Атмосфера | |||||||||
23 | 24 02 | 24 02 | 25 02 | Организация наблюдений за погодой: измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера ) | Описывать свойства и особенности строения атмосферы, называть состав атмосферы, определять роль процесса изучения атмосферы для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека, объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла по поверхности Земли, рассчитывать средние значения температуры воздуха, амплитуды температур, объяснять причины изменения атмосферного давления воздуха с высотой, измерять атмосферное давление с помощью барометра. . | Коммуникативные : излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей. Регулятивные: определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно-практической деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. | Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор, осознавать и проявлять себя гражданином России | Электронное приложение | |
24 | 03 03 | 03 03 | 04 03 | Обработка данных и составление диаграммы облачности, выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности | . | . | |||
25 | 10 03 | 10 03 | 11 03 | Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения, Составление характеристики климата Оренбургской области | Формулировать определения понятий: «суточная амплитуда температуры воздуха», «годовая амплитуда температуры воздуха». Выявлять зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Рассчитывать среднюю температуру. Формулировать вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом. | Определять температуру воздуха, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, вычислять годовые амплитуды температур | Коммуникативные: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей ; планировать свою деятельность. Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи; применять методы информационного поиска; создавать описание | ||
26 | 17 03 | 17 03 | 18 03 | Защита проекта | |||||
Биосфера | |||||||||
27 | 24 03 | 24 03 | 24 03 | Ознакомление с компонентами природы своей местности, с проявлением связи между ними в природном комплексе (на разных природных комплексах: луг, лес, болото и т. д.) | Работа с электронным приложением (анализ презентации), картами атласа, типовыми планами. | Анализировать роль организмов в биосфере, сформулировать вывод о роли растений в природе, описывать царства живой Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек природы | Коммуникативные: излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей, устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Регулятивные: определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно-практической деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки ,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Познавательные находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения | Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор, осознавать и проявлять себя гражданином России Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики царств живой природы, понимание значения охраны природы, осознание роли В.И Вернадского в формировании учения о биосфере | Электронное приложение |
28 | 07 04 | 07 04 | 08 04 | Описание по физической карте, карте природных зон (России и Кемеровской области) природной зоны, в которой мы живем (описание лесостепной зоны) . |
| ||||
29 | 14 04 | 14 04 | 15 04 | Защита проекта | |||||
Земля – планета людей | |||||||||
30 | 21 04 | 21 04 | 22 04 | Природные ландшафты окрестности г. Новокузнецка. | Проводить инструментальные исследования по тематике урока, разрабатывать туристические маршруты Проводить инструментальные исследования по тематике урока, уметь разрабатывать туристические маршруты Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение) | Находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. | Коммуникативные: : излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: применять методы информационного поиска, определять цель, проблему в процессе учебной и жизненно-практической деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. | Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и причин разнообразия природных комплексов, роли туризма в экономике региона Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор, осознавать и проявлять себя гражданином России | Электронное приложение |
31 | 28 04 | 28 04 | 29 04 | Экскурсия в краеведческий музей. | |||||
32 | 05 05 | 05 05 | 06 05 | Разработка туристического маршрута по территории окрестностей г. Новокузнецка. | |||||
33 | 12 05 | 12 05 | 13 05 | Экскурсия в природу в окрестностях своего населенного пункта. Составление фотоотчета. | |||||
34 | 19 05 | 19 05 | 20 05 | Нанесение на контурную карту основных железнодорожных и автомобильных магистралей. | |||||
35 | 26 05 | 26 05 | 27 05 | Защита мини проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
В данном разделе размещены рабочии программы по литературе...