Урок географии в 8 классе "Горные области. Охрана природы"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Урок географии в 8 классе "Горные области. Охрана природы" (технологич. карта урока+презентация). УМК "СФЕРЫ". Урок составлен по технологии развивающего обучения Петерсон. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
География 8 кл. Урок_Горные области. Охрана природы. ФГОС | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: география
Класс: 8
Учебник: «География. Россия: природа, население, хозяйство.», В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, УМК «СФЕРЫ»
Учитель: Кострова Евгения Сергеевна, МБОУ СОШ № 30 г. Костромы
Тема урока: «Горные области. Охрана природы»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология урока: технология проблемного обучения.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная.
Цель урока: углубить знания о высотной поясности и выявить закономерность смены природных условий в горах.
Задачи:
- показать взаимосвязь компонентов в высотных природных комплексах, их смену по мере подъема в горы;
- познакомить с проявлениями высотной поясности в различных горах;
- познакомить с влиянием гор на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека;
- выяснить, какое природопользование называют рациональным.
Планируемые результаты:
Личностные: определить границы собственного знания и незнания;
Метапредметные: иметь возможность высказать свою точку зрения, учиться определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы; развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, практических навыков и умений по анализу текста, рисунка-схемы и карты.
Предметные: знать понятия «высотная поясность», «рациональное природопользование». Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные: умение удерживать концентрацию внимания, формирование учебно-познавательного интереса;
Регулятивные: коррекция своих знаний, контроль в форме сличения результата с заданным эталоном; совершенствовать умения работать с картой.
Познавательные: (общеучебные) умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации; (логические) соотнесение текста со схемой, обобщение, сравнение, анализ.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, работать в паре.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание | Реализация | Время |
1. Мотивация к учебной деятельности | Ребята задают друг другу вопросы по всему пройденному материалу. При ответе можно пользоваться учебником и записями в тетрадях. | Проговор в парах. Взаимооценка (выставляется друг другу в лист учёта знаний). | 3 мин. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | 1) Тест: 1. Полупустыни и пустыни в России находятся: а) на Восточно-Европейской равнине б) на Западно-Сибирской равнине в) в Восточной Сибири г) на Дальнем Востоке 2. Население зоны полупустынь и пустынь НЕ задействовано: а) в добыче газа б) в животноводстве в) в добыче железной руды г) в растениеводстве 3. Почвы полупустынь и пустынь: а) бурые в) серые б) подзолистые г) глеевые 4. Город, который находится в зоне полупустынь и пустынь: а) Архангельск в) Рязань б) Анадырь г) Астрахань 5. Ярким представителем пустынь и полупустынь является: а) лось, полынь в) тушканчик, лиственница б) тушканчик, полынь г) тетерев, эфедра | Ответы (на слайде): 1-а 2-в 3-а 4-г 5-б Взаимопроверка и взаимооценка (выставляется друг другу в лист учёта знаний). | 10 мин. |
2) – Какие из этих растений не встречаются в тундре? | Слайд (ответ - земляника): ягель земляника карликовая берёзка полярная ива голубика | ||
3) – Что это? | Слайд (ответ - эры): | ||
4) – В честь какого путешественника названа крайняя восточная точка России? | Слайд пустой (ответ – Семён Дежнёв) | ||
5) – Что лишнее и почему? | Слайд (ответ – Амур, так как имеет летнее половодье из-за муссонных дождей): Лена, Енисей, Амур | ||
6) – Что может быть карстовым, ледниковым, тектоническим? | Слайд пустой (ответ – озеро) | ||
7) – Перечислите природные зоны России с севера на юг | |||
8) – Откройте атлас «Природные зоны России» - Все ли природные зоны вы изучили? Какие не изучили? - Гора же не распространяется на многие километры, как природные зоны. Почему в природных зонах эти области выделили отдельно? | Атлас (стр. 20) Ответ: нет. Не изучили горные области высотной поясности. Ответ затруднён. | ||
3. Выявление места и причины затруднения | - Что нужно сделать, чтобы узнать об особенностях этой природной зоны? - Сможем ли мы использовать план прошлых уроков? Что именно сможем? | Ответ: изучить новый материал. | 1 мин. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | 1) – Сформулируйте цель урока. 2) – Работать будете в паре по параграфу 45, отвечая письменно (в тетради) на вопросы на слайде. | Ответ: изучить особенности природной зоны «Области высотной поясности». | 1 мин. |
5. Реализация проекта выхода из затруднения | - Изучите материал учебника (с.126). Определите, высотная поясность каких гор представлена на рисунках на слайде: Кавказ, Алтай, Становое нагорье? Объясните свой выбор. | Работа в парах. На слайде: | 15 мин. |
6. Первичное закрепление с проговариванием | Проверка и оценивание работы в парах. - Какая особенность в распределении природных поясов наблюдается в горах? - От чего зависит характер высотной поясности? | Ответ:1-в, 2-а, 3-б. Выставление отметок за работу в паре в листах учёта знаний. Ответ: от высоты гор и удалённости от океана. | 4 мин. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Учебники закройте. Выполните аналогичное задание, но уже самостоятельно, используя карты атласа. | На слайде: Индивидуальная работа. Слайд (ответ: 1- б, 2 – в, 3 - а). Самопроверка со слайда и самооценка своей работы. Фиксация отметки за проверочную работу в листах учёта знаний. | 4 мин. |
8. Включение в систему знаний и повторение | 1) Объясните такое распределение хозяйственной деятельности человека в горах. 2) Почему альпийские луга в горах имеют более сочные травы, чем на лугах равнинных? 3) Приспособление людей вести земледелие террасовым способом. 4) Изучите параграф 46 и сделайте вывод «Что называют рациональным природопользованием?» | Фронтальная работа. Учебник (с.127), рис.2.6.34 Слайд: Учебник (с.128-129) | 5 мин. |
9. Рефлексия учебной деятельности | - Какой была цель урока? - Достигли ли вы этой цели? - В каких горах России вы бы хотели побывать? Почему? -Поставьте себе оценку за урок в лист учёта знаний по 5-бальной шкале. - Д/з: повторить параграфы 37-46; в контурных картах отметить крупные заповедники России | Фиксация самооценки урока в листах учёта знаний. | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"
В 8 классе изучается курс географии "Природа России". Данный урок проводится после изучения общей характеристики природы. УМК: учебник И.И. Бариновой "География: природа России". Урок проводится в нет...
Урок географии 8 класс. Тема "Охрана природы и охраняемые территории"
Охрана природы наиболее актульна для изучения и обсуждения в наше врямя, так человек бездумно вторгается в природное равновесие нарушая его. Обучающиеся должны знать не только охраняемые природн...
Урок географии, 6 класс, "Реки в природе и на географических картах"
Цель: формирование глобальной картины мира через изучение темы «Реки»;Задачи: - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; - способствоват...
Сценарий урока географии "Ландшафты Тульской области"
Урок разработан в форме научно – практической конференции. Цель урока – сформировать представление о ландшафтной сфере на примере регионального и локального участков земной поверхности. Цели и задачи ...
Методическая разработка к уроку географии 9 класс «Урал. Своеобразие природы, геологическое строение и рельеф»
-познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала. -расширить знания о возрожденных горах, асимм...
Урок краеведения по Челябинской области "Охрана воды"
Урок проводился в 6 классе.На уроке ребята продемонстрировали результаты исследований,проведённых по теме....
Конспект урока географии "Западно-Сибирская равнина.Особенности природы"
Урок с использованием проектного обучения....