Урок географии в 8 классе "Горные области. Охрана природы"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Кострова Евгения Сергеевна

Урок географии в 8 классе "Горные области. Охрана природы" (технологич. карта урока+презентация). УМК "СФЕРЫ". Урок составлен по технологии развивающего обучения Петерсон. ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: география

Класс: 8

Учебник: «География. Россия: природа, население, хозяйство.», В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, УМК «СФЕРЫ»

Учитель: Кострова Евгения Сергеевна, МБОУ СОШ № 30 г. Костромы

Тема урока: «Горные области. Охрана природы»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология урока: технология проблемного обучения.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная.

Цель урока: углубить знания о высотной поясности и выявить закономерность смены природных условий в горах.

Задачи:

  • показать взаимосвязь компонентов в высотных природных комплексах, их смену по мере подъема в горы;
  • познакомить с проявлениями высотной поясности в различных горах;
  • познакомить с влиянием гор на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека;
  • выяснить, какое природопользование называют рациональным.

Планируемые результаты:

Личностные: определить границы собственного знания и незнания;

Метапредметные: иметь возможность высказать свою точку зрения, учиться определять понятия,  создавать обобщения, строить логическое  рассуждение, делать выводы; развитие способности к самостоятельному приобретению знаний,  практических навыков и умений по анализу текста, рисунка-схемы и карты.

Предметные: знать понятия «высотная поясность», «рациональное природопользование». Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные: умение удерживать концентрацию внимания, формирование учебно-познавательного интереса;

Регулятивные: коррекция своих знаний, контроль в форме сличения результата с заданным эталоном; совершенствовать умения работать с картой.

Познавательные: (общеучебные) умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации; (логические) соотнесение текста со схемой, обобщение, сравнение, анализ.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, работать в паре.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Реализация

Время

1. Мотивация к учебной деятельности

Ребята задают друг другу вопросы по всему пройденному материалу. При ответе можно пользоваться учебником и записями в тетрадях.

Проговор в  парах.

Взаимооценка (выставляется друг другу в лист учёта знаний).

3 мин.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

1) Тест:

1. Полупустыни и пустыни в России находятся:

а) на Восточно-Европейской равнине

б) на Западно-Сибирской равнине

в) в Восточной Сибири

г) на Дальнем Востоке

2. Население зоны полупустынь и пустынь НЕ задействовано:

а) в добыче газа  

б) в животноводстве  

в) в добыче железной руды

г) в растениеводстве

3. Почвы полупустынь и пустынь:

а) бурые                 в) серые

б) подзолистые      г) глеевые

4. Город, который находится в зоне полупустынь и пустынь:

а) Архангельск      в) Рязань

б) Анадырь           г) Астрахань

5. Ярким представителем пустынь и полупустынь является:

а) лось, полынь              

в) тушканчик, лиственница

б) тушканчик, полынь    

г) тетерев, эфедра

Ответы  (на слайде):

1-а

2-в

3-а

4-г

5-б

Взаимопроверка и взаимооценка (выставляется друг другу в лист учёта знаний).

10 мин.

2) – Какие из этих растений не встречаются в тундре?

Слайд (ответ - земляника):

ягель

земляника

карликовая берёзка

полярная ива

голубика

3) – Что это? 

Слайд (ответ - эры):

4) – В честь какого путешественника названа крайняя восточная точка России?

Слайд пустой (ответ – Семён Дежнёв)

5) – Что лишнее и почему?

Слайд (ответ – Амур, так как имеет летнее половодье из-за муссонных дождей):

Лена,  Енисей,  Амур

6) – Что может быть карстовым, ледниковым, тектоническим?

Слайд пустой (ответ – озеро)

7) – Перечислите природные зоны России с севера на юг

8) – Откройте атлас «Природные зоны России»

- Все ли природные зоны вы изучили? Какие не изучили?

- Гора же не распространяется на многие километры, как природные зоны. Почему в природных зонах эти области выделили отдельно?

Атлас (стр. 20)

Ответ: нет. Не изучили горные области высотной поясности.

Ответ затруднён.

3. Выявление места и причины затруднения

- Что нужно сделать, чтобы узнать об особенностях этой природной зоны?

- Сможем ли мы использовать план прошлых уроков? Что именно сможем?

Ответ: изучить новый материал.

1 мин.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

1) – Сформулируйте цель урока.

2) – Работать будете в паре по параграфу 45, отвечая письменно (в тетради) на вопросы на слайде.

Ответ: изучить особенности природной зоны «Области высотной поясности».

1 мин.

5. Реализация проекта выхода из затруднения

- Изучите материал учебника (с.126). Определите, высотная поясность каких гор представлена на рисунках на слайде: Кавказ, Алтай, Становое нагорье?

Объясните свой выбор.

Работа в парах.

На слайде:

15 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием

Проверка и оценивание работы в парах.

- Какая особенность в распределении природных поясов наблюдается в горах?

- От чего зависит характер высотной поясности?

Ответ:1-в, 2-а, 3-б.

Выставление отметок за работу в паре в листах учёта знаний.

Ответ: от высоты гор и удалённости от океана.

4 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Учебники закройте. Выполните аналогичное задание, но уже самостоятельно, используя карты атласа.

На слайде:

Индивидуальная работа.

Слайд (ответ: 1- б, 2 – в, 3 - а).

Самопроверка со слайда и самооценка своей работы.  Фиксация отметки за проверочную работу в листах учёта знаний.

4 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение

1) Объясните такое распределение хозяйственной деятельности человека в горах.

2) Почему альпийские луга в горах имеют более сочные травы, чем на лугах равнинных?

3) Приспособление людей вести земледелие террасовым способом.

4) Изучите параграф 46 и сделайте вывод «Что называют рациональным природопользованием?»

Фронтальная работа.

Учебник (с.127), рис.2.6.34

Слайд:

Учебник (с.128-129)

5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности

- Какой была цель урока?

- Достигли ли вы этой цели?

- В каких горах России вы бы хотели побывать? Почему?

-Поставьте себе оценку за урок в лист учёта знаний по 5-бальной шкале.

- Д/з: повторить параграфы 37-46; в контурных картах отметить крупные заповедники России

Фиксация самооценки урока в листах учёта знаний.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"

В 8 классе изучается курс географии "Природа России". Данный урок проводится после изучения общей характеристики природы. УМК: учебник И.И. Бариновой "География: природа России". Урок проводится в нет...

Урок географии 8 класс. Тема "Охрана природы и охраняемые территории"

Охрана природы наиболее актульна для изучения и обсуждения  в наше врямя, так человек бездумно вторгается в природное равновесие нарушая его. Обучающиеся должны знать не только охраняемые природн...

Урок географии, 6 класс, "Реки в природе и на географических картах"

Цель:  формирование глобальной картины мира через изучение темы «Реки»;Задачи: - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; - способствоват...

Сценарий урока географии "Ландшафты Тульской области"

Урок разработан в форме научно – практической конференции. Цель урока – сформировать представление о ландшафтной сфере на примере регионального и локального участков земной поверхности. Цели и задачи ...

Методическая разработка к уроку географии 9 класс «Урал. Своеобразие природы, геологическое строение и рельеф»

        -познакомить с природой,    геологическим строением и рельефом  Урала.          -расширить знания о возрожденных горах, асимм...

Урок краеведения по Челябинской области "Охрана воды"

Урок проводился в 6 классе.На уроке ребята продемонстрировали результаты исследований,проведённых по теме....