Сценарий урока географии "Ландшафты Тульской области"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Урок разработан в форме научно – практической конференции. Цель урока – сформировать представление о ландшафтной сфере на примере регионального и локального участков земной поверхности. Цели и задачи урока направлены на формирование личности учащегося в опоре на использование всех компонентов содержания образования.
Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление – восприятие – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации – обобщение - систематизация. Особое место занимает система методов проблемно-развивающего обучения, ориентированная на субъективную новизну и оригинальность; на побуждение учащихся к активной деятельности.
На уроке-конференции реализуется краеведческий принцип обучения, экологическая направленность; развиваются способности учащихся к самостоятельным действиям, решению учебных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_geografii.docx | 13.59 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ УРОКА-КОНФЕРЕНЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ
«ЛАНДШАФТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» (8 класс)
Макарова А.Ф., учитель географии высшей категории
МБОУСОШ №19, г. Тулы
Цель: Сформировать представление о ландшафтной сфере на примере регионального и локального участков земной поверхности.
Задачи:
1) образовательные:
- познакомить: 1) с понятием «ландшафт»; 2) с различными типами ландшафтов на территории Тульской области;
- обобщить наблюдения за природными компонентами окружающей среды на примере музея-заповедника «Куликово поле» и выявить характерные особенности природного комплекса типичной лесостепи на территории юго-востока Тульской области;
- выявить факторы, обуславливающие формирование современных ландшафтов;
- определить физико-географические районы Тульской области, критерии их выделения.
2) развивающие:
- продолжить работу по развитию: познавательных процессов личности школьников – памяти, географического мышления, речи, пространственного воображения; картографических навыков; познавательного интереса к предмету; исследовательских навыков.
3) воспитывающие:
- продолжить работу по патриотическому, геоэкологическому воспитанию школьников; по формированию чувства коллективизма, ответственности за порученное дело.
Оборудование: карта природных зон Тульской области, карта ландшафтов музея-заповедника «Куликово поле», картосхема физико-географического районирования края, учебные материалы по географии Тульской области 8-9 класс (УМ), учебные принадлежности, материалы полевых исследований, мультимедиа установка.
Тип урока, продолжительность: научно-практическая конференция, 45 минут.
Ход урока:
- Организационный момент. Урок начинается с регистрации, в которой отмечаются учащиеся класса, приглашённый сотрудник музея-заповедника «Куликово поле». Учащиеся рассаживаются полукругом, придерживаясь секторов: ландшафтоведы-экологи, геологогеоморфологи, гидроклиматологи, биологопочвоведы. На партах лежат программы конференции, учебные принадлежности и рабочие материалы по географии Тульской области, исследовательской деятельности на территории музея-заповедника «Куликово поле».
- Начало конференции.
А) Учитель начинает конференцию.
Б) Приветственное слово гостя конференции, сотрудника музея-заповедника «Куликово поле».
- Основная часть конференции.
Начинают конференцию ландшафтоведы. Учитель акцентирует внимание учащихся на следующем: «Прослушав доклады, определите, почему именно ландшафтоведам представляется право первыми выступать на нашей конференции?»
Ландшафтоведы. На востоке существует интересная и поучительная притча. Однажды 3-х слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это такое?» Один обхватил руками ногу гиганта и ответил: «Это колонна!» Другой взялся за хобот и испугался: «Это же змея!» Третий, ощупав хвост, провозгласил: «Это верёвка!» Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон, поскольку каждый из них рассматривал и пытался узнать только отдельную его часть. Даже обменявшись полученными впечатлениями, они не смогли бы «сложить» вместе верёвку, змею и колонну и дать правильный ответ. Так как нельзя узнать слона по отдельным его частям, так нельзя понять и устройство окружающего нас мира, изучая его по частям.
Рассматривая и изучая окружающее пространство, мы формируем знания о ландшафте, отдельных его компонентах.
- Что такое ландшафт?
- Какие компоненты составляют ландшафт?
- С чего начинается формирование ландшафта?
- Когда сформировался ландшафт Тульской области?
- Каков современный ландшафт края?
- Д о к л а д ы:
- Ландшафт как особая категория географической оболочки, его структурные компоненты.
- История формирования ландшафтов на примере Тульской области. Современные ландшафты края.
- Ответы на вопросы по содержанию докладов.
- Ответ на вопрос учителя, поставленный перед началом выступления ландшафтоведов.
? Есть ли вопросы к докладчикам?
Многообразны и неповторимы ландшафты земли Тульской. Сегодня более подробно охарактеризуем ландшафты музея-заповедника «Куликово поле» и на их примере покажем взаимосвязь природных компонентов между собой, а также влияние антропогенного фактора на природную среду.
? С какого компонента ландшафта целесообразно начать исследование?
- Учащиеся отмечают, что исследование компонентов ландшафтов музея-заповедника «Куликово поле» надо начать с рассмотрения его геологической истории и геоморфологической основы. Приводят доказательства.
Геологи-геоморфологи. За длительный период развития территории, одни участки земной поверхности под действием эндогенных процессов поднимаются, а другие опускаются относительно уровенной поверхности Мирового океана. Возникают положительные, нейтральные или отрицательные формы рельефа. Территории Тульской области, а именно её юго-восточная часть имеет интересную геологическую историю, тектоническое строение и рельеф.
- Д о к л а д ы:
- Геологическая история и тектоническое строение района музея-заповедника «Куликово поле».
- Рельеф и геоморфологические процессы района исследования.
В конце выступления группы на доске выстраивается схема взаимосвязи компонентов ландшафта типичной лесостепи на юго-востоке Тульской области. Выкладывается табличка №1.
? Есть ли вопросы к докладчикам?
Придерживаясь хронологии в формировании ландшафтной оболочки, обратимся к гидроклиматологам.
Гидрологи-климатологи. Кристаллический фундамент, покрытый толщей осадочных пород, под воздействием энергии солнца, ветра и воды подвергается активному изменению. Доминирующим фактором являются гидроклиматические.
- Д о к л а д ы:
- Климатические особенности территории музея-заповедника «Куликово поле».
- Гидрологический режим рек района исследования.
После выступления достраивается схема табличками № 2, № 3.
? Есть ли вопросы к докладчикам?
Жизнь ландшафта разного ранга невозможна без чудного мира флоры, фауны и почвенного покрова. Слово представляется биологопочвоведам.
Биологи-почвоведы. Рассматриваемые нами ландшафты являются географическими системами. Одни кирпичи данной системы уже рассмотрены, это горные породы и рельеф, климат, воды. О других можно сказать следующее: растения получают из почвы воду и питательные элементы, а из воздуха – кислород и углекислый газ. Почва даёт влагу растениям и испаряет её в приземный слой воздуха. Животные поедают растения и друг друга, а отмершие травы возвращают в землю питательные вещества. Все компоненты связаны друг с другом, постоянно обмениваясь водой, химическими веществами и энергией. Такая взаимосвязь природных компонентов повсюду. На территории музея-заповедника «Куликово поле» растительный и животный мир, почвенный покров обусловлен сочетанием природного и антропогенного воздействия.
- Д о к л а д ы:
- Почвенный покров района исследования.
- Растительный мир территории музея-заповедника «Куликово поле».
- Животный мир района исследования.
После выступления достраивается схема табличками № № 4-6.
? Есть ли вопросы к докладчикам?
На примере музея-заповедника «Куликово поле» мы рассмотрели компоненты ландшафтов и выявили особенности типичной лесостепи на юго-востоке Тульской области. Какого компонента в жизнедеятельности ландшафтов не достаёт? Дайте краткое пояснение.
- Учащиеся отвечают, что в условиях достаточной степени антропогенной нагрузки необходимо рассмотреть деятельность человека. На территории музея-заповедника преобладает сельскохозяйственное производство, развит туризм. Располагается музей-заповедник.
Выкладывается табличка № 7. На магнитной доске полностью формируется схема «Взаимосвязь природных компонентов на примере ландшафтов музея-заповедника «Куликово поле».
Рассматривать сегодня ландшафты любой территории невозможно без оценки её экологического состояния и взгляда на историю развития. О том, какова история развития ландшафтов на территории музея-заповедника «Куликово поле» и в чём проблемы окружающей среды нам расскажет сотрудник музея-заповедника.
- Выступление сотрудника музея сопровождается слайд-фильмом.
Каждый ландшафт Земли – это «блюдо» в планетной кухне приготовленное самой природой из горных пород, воздуха, влаги и солнечного тепла, почв, растительного и животного мира. Особенность блюда зависит в основном от соотношения количества воды и тепла, поступающих на определённую географическую широту.
Все ландшафты планеты объединяются в региональные и типологические комплексы.
Р е г и о н а л ь н ы е к о м п л е к с ы объединяют ландшафты, которые схожи по общности своего происхождения, имеют единую территорию и неповторимы в пространстве. Группируясь, региональные комплексы объединяют систему единиц: географический пояс, географическая зона, провинция и район. С этих позиций территория Тульской области относится к умеренному географическому поясу, лесостепной зоне, провинции Среднерусской возвышенности и заключает в себе 8 физико-географических районов.
Ф и з и к о – г е о г р а ф и ч е с к и й р а й о н – сравнительно крупная геоморфологически и климатически обособленная часть регионального комплекса (провинции), обладающая характерными для неё сочетаниями почвенных разностей и растительных группировок.
? Опираясь на учебные материалы по географии Тульской области назовите план характеристики физико-географических районов.
Во многих районах Тульской области существуют достаточно схожие по внешним признакам ландшафты (схожи по характеру рельефа, увлажнения, заняты одним типом растительности). Такие природные комплексы, которые сходны по внешним признакам, но могут быть различными по происхождению, называют т и п о л о г и ч е с к и м и к о м п л е к с а м и. Например, западины могут возникнуть в результате просадок из-за эрозии или процессов карстования. На территории Тульской области можно выделить следующие типологические ландшафты - типы местности и урочища.
Т и п м е с т н о с т и – это равноценный с точки зрения хозяйственного использования территория, обладающая закономерным, только ей присущим сочетанием урочищ.
Таблица. Соотношение физико-географических районов и типов местности на территории Тульской области
Природная зона, географическое положение на территории Тульской области |
| Пойменный | Надпойменно-террасовый | Склоновый | Плакорный | Междуречный | Останцево-водораздельный | Зандровый |
Северная лесостепь, з, с-з, с, с-в области | Верхнеокский | * | * | |||||
Окский зандровый | * | * | * | |||||
Среднеупинский карстовый долинно-балочный | * | * | * | * | ||||
Вашано-Беспутский волнисто-балочный | * | * | * | * | * | |||
Осётро-Смедовский оползневой крупнохолмистый | * | * | * | * | * | * | ||
Типичная лесостепь, центр, в, ю-в, ю ю-з области | Соснинско-Упинский известняково-возвышенный долинно-балочный вторично-степной | * | * | * | ||||
Придонской известняково-карстовый | * | * | ||||||
Верхнедонской антропогенный | * | * | * |
Для каждого типа местности характерен набор определённых урочищ.
У р о ч и щ е - это участок местности, который обособляется в связи с неровностями рельефа, определенным составом почв, грунтов и растительных группировок. Варианты урочищ: балки, овраги, моренные холмы, плоские водораздельные равнины на однородных покровных суглинках, надпойменные террасы однообразного строения, пойменная дубрава и т.д. Например, для плакорного типа местности характерны урочища пологих поверхностей, занятых черноземными почвами и современными сельскохозяйственными посадками. Характерными урочищами склонового типа местности являются овражно-балочные комплексы со смытыми зональными типами почв и занятые степными или лесными посадками.
- Окончание конференции.
Подошла к концу научно-практическая конференция по изучению ландшафтов Тульской области. Для её завершения необходимо принять резолюцию. Предлагается каждой группе отметить самые основные направления работы конференции и подвести итог результатам работы. Оформляется сводная ведомость по оценки работы учащихся основе рейтинговой системы.
Ф.И. уч-ся | Работа в экспедиции | Работа в библиотеке | Работа со стат. и граф. материалами | Участие в конференции | ИТОГ | Оценка |
30 баллов | 15 баллов | 10 баллов | 15 баллов | 70 баллов | ||
- Дома рассмотрите географию физико-географических районов и дайте характеристику одного района по плану по учебным материалам и рабочим тетрадям по географии Тульской области.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Социальная трансформация современного российского общества принципиально связана с динамикой системы образования. Учитель – главная фигура, от которой зависит позитивные изменения в ней. К личности и уровню профессионализма педагога, который будет работать в XXI веке, предъявляются высокие требования. Он должен быть готов гибко, творчески реагировать на быстро изменяющиеся социально-экономические условия, влияющие на характер педагогической деятельности, и быть ориентированным, прежде всего, на развитие личности растущего ребёнка.
Предложенный сценарий урока географии в 8 классе по теме «Ландшафты Тульской области» построен в форме научно-практической конференции с учётом современных тенденций географической науки, методики географии, требования общества к подрастающему поколению.
Опираясь на самостоятельную познавательную деятельность учащихся, педагогический опыт учителя и на приоритеты государства и общества в политике образования и воспитания подрастающего поколения, научно-практическая конференция несёт в себе все признаки современного урока географии:
1) цели и задачи урока направлены на формирование личности учащегося в опоре на использование всех компонентов содержания образования;
2) учитель является консультантом и помощником школьников, организатором учебной деятельности;
3) изменена логика построения урока: происходит слияние отдельных этапов урока, и новый материал объясняется в первой части урока;
4) характерно сотрудничество на уроке учителя и учащихся;
5) ярко просматривается коллективная учебная деятельность учащихся с учётом индивидуальных особенностей каждого.
На уроке-конференции реализуется краеведческий принцип обучения, экологическая направленность. Особое внимание уделяется развитию способностей учащихся к самостоятельным действиям, решению учебных проблем, развитию речевой деятельности школьников и т.д.
Эффективность процесса образования и воспитания на данном уроке обусловлена также научно-исследовательской деятельностью учащихся в летний период на территории музея-заповедника «Куликово поле». Под руководством работника музея-заповедника учащиеся: 1) изучали покомпонентно ландшафтную сферу на локальном участке земной поверхности и рассматривали их взаимосвязь и взаимозависимость; 2) изучали урочища района битвы; 3) проводили метеорологические, гидрологические, геоморфологические, биологические, почвенные и экологические исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 8 классе по теме: "Численность населения в России и Тульской области"
Урок изучения нового материала. Изучение населения России и Тульской области подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России и своей области, которое они будут изучать позже. На уроке рассм...
Географическое положение Тульской области и Плавского района. Административно-территориальное деление Тульской области.
Данный урок является первым при изучении темы "Своя область" в рамках курса "Физическая география России"...
Конспект урока по теме: Численность населения Росс и Тульской области
Цели: - познакомиться с численностью населения России и Тульской области;- определить причины, влияющие на изменение численности населения России ...
Конспект урока "Реки Тульской области"
УМК New Millennium English 8...
Презентация к уроку "Реки Тульской области"
Данная презентация является приложением к уроку в 8 классе...
По знаменательным местам Тульской области. Ясная Поляна. (Лев Толстой и Тульский край)
К нам Лев ТолстойПриходит в раннем детстве.И с той незабываемой порыЖивут вокруг меня с реальностью в соседствеЕго необычайные миры… Я за полночь от книги отрываюсь,Сквозь сон шепчу героев ...