Подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по географии
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему
Доклад, в котором обращено внимание на основные ошибки прошлых лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu.docx | 349.6 КБ |
Предварительный просмотр:
География – особая область школьного образования, сочетающая в себе как гуманитарное, так и математическое направление, экономические, естественнонаучные, экологические знания, которые базируются на понимании пространственной организации природы и общества. Экзамен по географии требует знание географической карты, умение делать выводы, отбирать информацию, необходимую для выполнения задания, находить причины и соотносить их со следствием для обоснования развернутых ответов экзамена.
Завершение IX класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических знаний. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.
Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащийся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.
Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.
В своей работе учителям географии необходимо учитывать типичные ошибки выпускников ОГЭ-2016 г.
Характеристика структуры и содержания КИМ
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности обучающихся, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии. Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа, из них: 17 заданий с ответом в виде одной цифры, 3 задания с ответом в виде слова или словосочетания, 7 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр; 3 задания с развернутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. На выполнение экзаменационной работы отводится 120 мин.
Аналитика ОГЭ 2016
В 2016 году в Московской области государственный экзамен в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по географии сдавали 15058 человек. Экзамен проводился по 3 вариантам КИМ.
С заданиями базового и повышенного уровня справились в 2016 году 69% участников, в 2015 – 73,8%, в 2014 – 65,1%, что соответствует планируемому проценту выполнения (60-90 баллов).
Наиболее высокий результат показали участники при выполнении заданий на умение находить информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, понимать географические явления и процессы в геосферах
Наиболее низкий показатель отмечается при ответе на вопрос 30 (39,11%) направленный на проверку умений выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений.
Результат показал, что в подготовке выпускников основной школы к экзамену по географии необходимо уделять внимание не только базовым знаниям и умениям, но и формировать способности самостоятельного применения этих знаний и умений в практической деятельности и современной жизни.
Анализ выполнения заданий ОГЭ по географии показал, что для проверки уровня овладения продуктивными видами деятельности, сформированности умений применять географические знания и умения в новых ситуациях, наиболее эффективными являются задания с развёрнутым ответом.
Методические разработки из собственного опыта.
На протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Для этого можно шире использовать данные СМИ о происходящих в мире событиях, и объяснять эти события с привлечением изучаемых географических знаний.
Пример задания.
С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?
- Швеция
- Эстония
- Иран
- Таджикистан
Данный тип задания базового уровня на определение пограничных государств России проверяет умения пользоваться источниками информации – картой.
Пример задания.
Какой из перечисленных городов России является крупным центром автомобилестроения?
- Архангельск
- Тамбов
- Череповец
- Нижний Новгород
Результаты подготовки к экзамену показывают, что дети знают и умеют определить по карте Нижний Новгород и другие крупные промышленные центры автомобилестроения, центры добычи нефти и газа, крупные транспортные узлы.
Пример задания по разделу «География населения России» проверяет умения анализировать и сравнивать на основе статистических данных в таблице показатели миграции населения России. Учащиеся хорошо осваивают данный раздел. Проблемы возникают с математикой у некоторых ребят, в результате подсчетов. Очень часто их смущает отрицательные цифры при расчете естественного прироста. «Определите миграционный прирост населения России в 2005 г. Ответ запишите в виде числа»
В задании проверяются умения производить расчеты показателей миграционного прироста. В ответах оценивается правильность решения расчетных задач.
При ответе на данный вопрос, экзаменуемые должны помнить, что под миграцией населения (от лат. Migration – переселение) понимают территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по стране (внутренняя миграция) или между странами (внешняя миграция). Миграционный при- рост населения есть разница между общим приростом населения и естественным приростом за год. Миграционный прирост может быть положительным, отрицательным или равен нулю.
Пример задания. В заданиях предлагается на основе чтения и анализа синоптической карты сделать выводы о процессах в геосферах. При выполнении задания необходимо знать основные сведения о циклонах, антициклонах, соответствующих им типах погоды, следует обращать внимание на условные знаки синоптической карты и уметь читать их.
Пример задания.
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
- Мурманск
- Новосибирск
- Тюмень
- Воронеж
Р и с у н о к 3
При ответе на данный вопрос проверяется понятие циклон и антициклон, понимание географических следствий их воздействия на погоду. Обучающиеся должны помнить, что различают два типа погоды. Циклональный тип погоды – зона действия циклона – области низкого давления, погода пасмурная (облачная) неустойчивая, с частыми и значительными изменениями показателей температуры и давления, с обильными осадками. Антициклональный тип погоды – зона действия антициклона, – области высокого давления характеризуется ясной (солнечной), устойчивой погодой с редкими и незначительными колебаниями температуры, без осадков, безветренная.
В данном задании демоверсии на основе чтения карты погоды, экзаменуемые должны были на основе условных знаков определить область действия циклона – области низкого давления и, соответственно, выбрать город из перечисленных, попадающий в зону влияния циклона (город Воронеж).
Пример задания. Задание 21 (высокий уровень) по разделу «Основные источники географической информации»
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А –В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
1) 2)
3) 4)
Содержание задания проверяет знания и умения читать в графической форме информацию, заданную в другой форме (на топографической карте): читать горизонтали, знать топографические знаки.
При выполнении задания экзаменуемые должны знать, что рельеф на топографической карте изображается горизонталями, бергштрихами (короткие черточки на горизонталях) направлены в сторону понижения склонов, по подписям отметок высот и по водоемам (высоты всегда понижаются к элементам гидрографии). Обучающиеся анализируют изменения рельефа от точки А до точки В. По ближайшей к точке А горизонтали (100 м) определяется ее высота. Далее анализируется размещение горизонталей.
Следует иметь в виду, что чем больше расстояние между горизонталями, тем меньше уклоны поверхности и менее крутыми становятся склоны. В настоящем задании на карте от точки А к реке горизонтали расположены близко, следовательно, склон к реке здесь более крутой. Далее на профиле определяется положение реки между горизонталями – 90 м. Следующий этап – определяется положение точки В на высоте 110 м по ближайшей к точке горизонтали и устанавливается правильно выполненный профиль 4 на основе представленной карты.
Пример задания климатограмма.
Задание проверяет умение анализировать информацию, необходимую для изучения природы разных территорий Земли. Первое- это определяем полушарие( северное или южное). Потом по атласу определяется климатический пояс, в котором расположены точки. Далее, анализируя годовой ход температур и режим выпадения осадков, определяется тип климата, отмеченный на климатограмме. По амплитуде годового хода температур (от –10º до 0º зимой и до +20º летом), годовому количеству осадков 760 мм в течение года с максимумом летом определяем тип климата – умеренно континентальный, характерной для точки В.
Задание на чтение и анализ климатограмм выполнили всего 42,29%, экзаменуемых, что соответствует нижней границе нормы планируемого процента выполнения 40–60 заданий повышенной сложности.
Анализ типичных ошибок чтение климатограмм показывает, что значительная доля ошибок связана с тем, что учащимся трудно прочитать графики с положительными и отрицательными значениями температуры.
Задание 18. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение про- водите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: м.
В вариантах КИМ типология задания остается, меняются лишь карты различных участков местности.
Р и с у н о к 8
Для выполнения задания, экзаменуемые должны уметь читать топографическую карту, знать основные условные знаки карты, уметь делать простейшие измерения и вычисления на основе масштаба, учитывая, что масштаб – это число, которое показывает, во сколько раз уменьшено изображение.
Данное задание не вызвало трудности у экзаменуемых. При общем результате выполнения этого задания базового уровня – около 72,87%. Ошибки при выполнении задания связаны с неверным измерением. Часто измерения проводятся не от середины условных знаков. Ошибки возникают и от использования учащимися линеек разного качества.
Особое внимание обратить на изучение тем «План и карта», «Хозяйство России».
Также для многих выпускников является проблемой использование разнообразных шкал, которые применяются для представления графических информаций (а частности, им трудно определить цену деления). Это показывает анализ ошибок при определении количества выпадающих атмосферных осадков по климатограммам, нахождении объекта по географическим коор- динатам. при определении расстояний с помощью масштаба по карте. Это умение формируется в процессе изучения многих предметов, но, вероятно, требуется более последовательная и осознанная его отработка, в том числе и при изучении географии.
Позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.
Учитывая ограниченность времени, при повторении важно, во – первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а во – вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения.
Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения: определение внутри каждой темы круга проблемных вопросов для обязательного повторения;
- вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);
- обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.
При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование географической компетентности:
- умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;
-владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);
- умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;
- умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;
- умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ
Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...
Электролиз расплавов и растворов (изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, базовый уровень)
Методические разработки к уроку по теме "Электролиз расплавов и растворов": ход урока, образцы решения типовых заданий, дополнительный материал по теме. Презентация отражает ключевые моменты ...
Система работы школы по подготовке обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку
Новая форма аттестационной работы (ГИА) за курс основной школы становится основной и единственной. Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качеств...
Учебно - тренировочные тесты для подготовки обучающихся к сдаче ГИА
Инструкция по выполнению работы ГИА по немецкому языку. Материалы для аудирования, чтения, лексики и грамматики, письма, говорения....
Учебно-тренировочные тесты для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Инструкция по выполнению работы ЕГЭ по немецкому языку по всем видам деятельности....
Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии
В данном материале обобщена моя работа по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии. Возможно он поможет начинающим педагогам выработать свою методику в данном направлении, используя мой опыт....