"Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по географии с 5 класса"
материал по географии

Шафигуллина Наталья Рамильевна

"Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по географии с 5 класса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx19.95 КБ
Файл seminar_1.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар "Подготовка к успешной сдачи ОГЭ по географии с 5 класса."

      Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем. Для меня это особенно важно ,так как география является вторым по выбору экзаменом после обществознания. Поэтому важно повышать  интерес учащихся к предмету.

      Основная подготовка выпускников к ОГЭ по географии осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и раньше, начиная с 5 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ОГЭ. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. Моя цель, как учителя, помочь ребёнку в подготовке к ОГЭ, разобраться в самых значимых моментах в подготовительной работе, знать существующую документацию по проведению экзамена.

Задачи по подготовке детей к ОГЭ:

1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с 5 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ГИА) и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников технике сдачи теста;

4. Психологическая подготовка к ГИА;

5. Через систему дополнительных занятий повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения;

Как я строю свою работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена по географии в форме ГИА?

1) провожу исследование демо-версий ГИА по географии последних лет, взятые на сайте fipi. Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.

2) соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 5-8 классах.

3) осуществляю подбор необходимой литературы: дидактические материалы, тесты и др.

4) Ещё одной важнейшей составляющей моей работы по подготовке к экзаменам считаю условное разбиение учащихся на группы. дифференцированный подход необходим и обязателен .Это делаю для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих. Я выделяю три основные группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска». Учащиеся, имеющие средний уровень географической подготовки, могут без особого труда усваивать программный материал на уроке, практически всегда справляются с предложенными заданиями, получая удовлетворительные отметки. Дети с повышенной мотивацией к обучению географии  без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними строю работу, проводя индивидуальные консультации. Рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену. В группе «риска», как правило, слабоуспевающие ученики. Им не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаю с ними задания подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ГИА.

5) « Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Следовательно необходимо,  чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому на уроках мы учимся с детьми читать карты атласа. Для закрепления знаний также использую контурные карты.  

         Глобальные темы, которые нельзя запускать:

5 класс – Путешественники и исследователи(эта тема есть как в ОГЭ, так и в ВПР по географии 6,7 класс) .

6 класс – План местности, географическая карта, географические координаты, оболочки Земли.

7 класс – Климатические пояса. Особенности материков и океанов

8 класс – Географическое положение России, природа России, климат.

9 класс – Факторы размещения производств.

Задания при проведении экзамена по географии составлены в тестовой форме, значит ,учащиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса, стремлюсь организовать работу с тестовыми заданиями. Особое внимание на уроках стараюсь уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. Весь курс географии разделен на разделы. Каждая новая тема опирается на знания полученные ранее и это позволяет систематически возвращаться к решению заданий предыдущего раздела.

Учащиеся очень позитивно настроены на выполнение заданий из ОГЭ. Так как это повышает их самооценку . Испытывают гордость за себя, моделируется ситуация успеха.

Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.

В течение всего учебного года в самостоятельные работы обучающего характера включаю различные формы заданий: задания с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для географии задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением.

В этом году( как и предыдущие ) готовлю учащихся 9 класса к сдаче ОГЭ.

В течение учебного года провожу инструктажи по заполнению бланков, ознакомлению учащихся с вариантами  ОГЭ, правилами поведения на экзамене.

При подготовке к выпускным экзаменам я практикую следующее:

*включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям,

*в содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи,

*итоговое повторение строю исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, можно выделить следующие темы для повторения и по ним провести диагностику в 9 классе:

1. План местности

2. Климатические пояса

3. Определение географических координат

4. Материки и уникальные географические обьекты

5.Особенности  Природы России

6. Основные географические объекты России 

7. Выбор верных утверждений о базовых географических понятиях

Следует учить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:

Обучение постоянному жёсткому контролю времени.

На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Интеллект, как и мышцы нужно постоянно тренировать- от этого он только сильнее становится. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий.

Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий.

Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.

Есть и свои трудности и проблемы по подготовке учеников, над которыми нам ещё предстоит долго работать. Для каждого ученика - нужно подобрать свой особый подход.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Такая система требует большого количества времени на подготовку к урокам, на проверку работ, проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.

Таким образом  важнейшей задачей учителя является сформировать бережное отношение к природе, любовь и уважение к Родине, толерантное отношение к людям других национальностей, расширить кругозор учащегося и научить использовать полученные знания на практике при решении заданий ОГЭ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ по географии с 5 класса. Методический семинар учителя географии МБОУ «СОШ №9» Шафигуллиной Н.Р.

Слайд 2

Задачи по подготовке детей к ГИА 1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с 5 класса; 2. Создавать учебный материал (по типу ГИА) и использовать готовые печатные и электронные пособия; 3. Учить школьников ≪технике сдачи теста≫; 4. Психологический настрой к ГИА; 5. Через систему дополнительных занятий повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.;

Слайд 3

Основной метод подготовки – отработка умения читать карту Атласы 7, 8, 9 класса - приём ориентирования; составление описаний территорий; картографическое моделирование; составление характеристик территорий; картографические приёмы (чтение профилей, составление контурных карт, картосхем); картоаналитические приёмы (чтение и анализ содержания карт, определение координат, глубин и высот). 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Это задания, которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения».

Слайд 4

Глобальные темы, которые нельзя запускать: 5 класс – Путешественники и исследователи(эта тема есть как в ОГЭ, так и в ВПР по географии 6,7 класс) . 6 класс – План местности, географическая карта, географические координаты, оболочки Земли. 7 класс – Климатические пояса. Особенности материков и океанов 8 класс – Географическое положение России, природа России, климат. 9 класс – Факторы размещения производств.

Слайд 5

6 класс Определите, какой город имеет географические координаты 41° с.ш . 4° з.д.\ Ответ: Мадрид Определите, какая горная вершина имеет гео­гра­фи­че­ские координаты 43° с.ш . 42° в.д. Ответ: Эльбрус. Определите, на каком острове находится географический объект, имеющий географические координаты 35° с.ш . 33° в.д. Ответ: Кипр

Слайд 6

Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А , если у подножия горы её значение составляет 12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа .

Слайд 7

6 класс Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 3 литрах его воды. Солёность – количество солей в граммах, содержащееся в одном литре воды. [г/л] 1 литр воды 8 грамм солей Если в одном литре воды содержится 8 грамм солей, о в трёх литрах – 24 грамма (то есть в три раза больше). (В\О )

Слайд 8

6 класс Определите по карте расстояние на местности по прямой от колодца до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Слайд 9

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме .

Слайд 10

Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона? 1) Омск 2) Санкт-Петербург 3)Оренбург 4) Тюмень

Слайд 11

8 класс Учёные-биологи должны исследовать места обитания популяций овцебыков, белых медведей, некоторых видов птиц. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить для проведения исследовательской работы? Остров Врангеля 2) Магаданский 3) Печоро-Илычский 4) Командорский Необходимо выяснить по картам атласа, где (в какой природной зоне), расположены данные заповедники. ( Карта Особо охраняемые природные территории). Затем вспомнить, какие виды животных характерны для данной природной зоны.

Слайд 12

В каких двух высказываниях содержится информация о воспроизводстве населения? 1) В январе — октябре 2012 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65 субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года. 2) В 2011 г. удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского — 29%. 3) В 2009 г. число родившихся в Республике Бурятия составляло 16 729 человек, число умерших — 12 466 человек. 4) Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км 2 . 5) В 2011 г. в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.

Слайд 13

Экономика Какие два из перечисленных городов являются центрами алюминиевой промышленности? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти города. 1) Ставрополь 2) Тамбов 3) Красноярск 4) Рязань 5) Братск Какие два из перечисленных городов являются центрами чёрной металлургии полного цикла? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти города. 1) Магнитогорск 2) Череповец 3) Саратов 4) Краснодар 5) Новосибирск

Слайд 14

Межпредметные связи Картография и география Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров . Физика и география Определите, какое АД будет наблюдаться на вершине горы высотой 300 м, если у ее подножия его значение составляет 760 мм, и известно, что АД меняется на 10 мм на каждые 100 м. История и география Г.И. Шелихов – русский мореплаватель, промышленник и купец. В 1783 году в Охотске он организовал разведывательную экспедицию, целью которой был поиск новых островов с лежбищами морского зверя. В 1783-1786 годах он исследовал северную часть Тихого океана, организовал коммерческое торговое судоходство между Курильской и Алеутской островными грядами. Какой из перечисленных географических объектов на карте России носит имя этого мореплавателя? 1)залив; 2)течение; 3)вулкан; 4)море Биология и география Традиционным занятием каких из перечисленных народов является морской зверобойный промысел? 1)Якуты и буряты; 2)чукчи и эскимосы; 3)ханты и манси; 4)карелы и коми. Математика и география Определите долю городского населения (в процентах) в общей численности населения Нижегородской области, если известно, что численность ее населения на 1 января 2017 года составляла 3297 тыс.чел ., в том числе горожан 2606 тыс. чел. Полученный результат округлите до целого числа . Экономика и география Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. .

Слайд 15

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Разработка урока "УРОК ЖИЗНИ" в 11 классе (подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)

Разработка урока "Урок жизни" в 11 классе (подгоовка учащихся в сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)...

Работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления, в рамках подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления.  Деятельность ...

Обучение говорению на основе заданий при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ в 9-х классах

Упражнения, которые помогут учащимся подготовиться к сдаче устного раздела ОГЭ по английскому языку в 9 классе....

Практико - значимая работа «Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению задач с практическим содержанием при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»

Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся. В современных учебных пособиях учащимся предлагаются текстовые задачи с разнообразным практическим содер...

Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...

Работа учащихся с учебником и методическими пособиями при подготовке учащихся к сдаче ГИА по географии.

Современные технологии работы с текстами  направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений  истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно...