"Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по географии с 5 класса"
материал по географии
"Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по географии с 5 класса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 19.95 КБ |
seminar_1.pptx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар "Подготовка к успешной сдачи ОГЭ по географии с 5 класса."
Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем. Для меня это особенно важно ,так как география является вторым по выбору экзаменом после обществознания. Поэтому важно повышать интерес учащихся к предмету.
Основная подготовка выпускников к ОГЭ по географии осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и раньше, начиная с 5 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ОГЭ. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. Моя цель, как учителя, помочь ребёнку в подготовке к ОГЭ, разобраться в самых значимых моментах в подготовительной работе, знать существующую документацию по проведению экзамена.
Задачи по подготовке детей к ОГЭ:
1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с 5 класса;
2. Создавать учебный материал (по типу ГИА) и использовать готовые печатные и электронные пособия;
3. Учить школьников ≪технике сдачи теста≫;
4. Психологическая подготовка к ГИА;
5. Через систему дополнительных занятий повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения;
Как я строю свою работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена по географии в форме ГИА?
1) провожу исследование демо-версий ГИА по географии последних лет, взятые на сайте fipi. Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.
2) соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 5-8 классах.
3) осуществляю подбор необходимой литературы: дидактические материалы, тесты и др.
4) Ещё одной важнейшей составляющей моей работы по подготовке к экзаменам считаю условное разбиение учащихся на группы. дифференцированный подход необходим и обязателен .Это делаю для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих. Я выделяю три основные группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска». Учащиеся, имеющие средний уровень географической подготовки, могут без особого труда усваивать программный материал на уроке, практически всегда справляются с предложенными заданиями, получая удовлетворительные отметки. Дети с повышенной мотивацией к обучению географии без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними строю работу, проводя индивидуальные консультации. Рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену. В группе «риска», как правило, слабоуспевающие ученики. Им не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаю с ними задания подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ГИА.
5) « Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Следовательно необходимо, чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому на уроках мы учимся с детьми читать карты атласа. Для закрепления знаний также использую контурные карты.
Глобальные темы, которые нельзя запускать:
5 класс – Путешественники и исследователи(эта тема есть как в ОГЭ, так и в ВПР по географии 6,7 класс) .
6 класс – План местности, географическая карта, географические координаты, оболочки Земли.
7 класс – Климатические пояса. Особенности материков и океанов
8 класс – Географическое положение России, природа России, климат.
9 класс – Факторы размещения производств.
Задания при проведении экзамена по географии составлены в тестовой форме, значит ,учащиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса, стремлюсь организовать работу с тестовыми заданиями. Особое внимание на уроках стараюсь уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. Весь курс географии разделен на разделы. Каждая новая тема опирается на знания полученные ранее и это позволяет систематически возвращаться к решению заданий предыдущего раздела.
Учащиеся очень позитивно настроены на выполнение заданий из ОГЭ. Так как это повышает их самооценку . Испытывают гордость за себя, моделируется ситуация успеха.
Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.
В течение всего учебного года в самостоятельные работы обучающего характера включаю различные формы заданий: задания с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для географии задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением.
В этом году( как и предыдущие ) готовлю учащихся 9 класса к сдаче ОГЭ.
В течение учебного года провожу инструктажи по заполнению бланков, ознакомлению учащихся с вариантами ОГЭ, правилами поведения на экзамене.
При подготовке к выпускным экзаменам я практикую следующее:
*включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям,
*в содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи,
*итоговое повторение строю исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, можно выделить следующие темы для повторения и по ним провести диагностику в 9 классе:
1. План местности
2. Климатические пояса
3. Определение географических координат
4. Материки и уникальные географические обьекты
5.Особенности Природы России
6. Основные географические объекты России
7. Выбор верных утверждений о базовых географических понятиях
Следует учить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:
Обучение постоянному жёсткому контролю времени.
На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Интеллект, как и мышцы нужно постоянно тренировать- от этого он только сильнее становится. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий.
Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий.
Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.
Есть и свои трудности и проблемы по подготовке учеников, над которыми нам ещё предстоит долго работать. Для каждого ученика - нужно подобрать свой особый подход.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Такая система требует большого количества времени на подготовку к урокам, на проверку работ, проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.
Таким образом важнейшей задачей учителя является сформировать бережное отношение к природе, любовь и уважение к Родине, толерантное отношение к людям других национальностей, расширить кругозор учащегося и научить использовать полученные знания на практике при решении заданий ОГЭ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи по подготовке детей к ГИА 1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с 5 класса; 2. Создавать учебный материал (по типу ГИА) и использовать готовые печатные и электронные пособия; 3. Учить школьников ≪технике сдачи теста≫; 4. Психологический настрой к ГИА; 5. Через систему дополнительных занятий повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.;
Основной метод подготовки – отработка умения читать карту Атласы 7, 8, 9 класса - приём ориентирования; составление описаний территорий; картографическое моделирование; составление характеристик территорий; картографические приёмы (чтение профилей, составление контурных карт, картосхем); картоаналитические приёмы (чтение и анализ содержания карт, определение координат, глубин и высот). 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Это задания, которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения».
Глобальные темы, которые нельзя запускать: 5 класс – Путешественники и исследователи(эта тема есть как в ОГЭ, так и в ВПР по географии 6,7 класс) . 6 класс – План местности, географическая карта, географические координаты, оболочки Земли. 7 класс – Климатические пояса. Особенности материков и океанов 8 класс – Географическое положение России, природа России, климат. 9 класс – Факторы размещения производств.
6 класс Определите, какой город имеет географические координаты 41° с.ш . 4° з.д.\ Ответ: Мадрид Определите, какая горная вершина имеет географические координаты 43° с.ш . 42° в.д. Ответ: Эльбрус. Определите, на каком острове находится географический объект, имеющий географические координаты 35° с.ш . 33° в.д. Ответ: Кипр
Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А , если у подножия горы её значение составляет 12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа .
6 класс Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 3 литрах его воды. Солёность – количество солей в граммах, содержащееся в одном литре воды. [г/л] 1 литр воды 8 грамм солей Если в одном литре воды содержится 8 грамм солей, о в трёх литрах – 24 грамма (то есть в три раза больше). (В\О )
6 класс Определите по карте расстояние на местности по прямой от колодца до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме .
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона? 1) Омск 2) Санкт-Петербург 3)Оренбург 4) Тюмень
8 класс Учёные-биологи должны исследовать места обитания популяций овцебыков, белых медведей, некоторых видов птиц. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить для проведения исследовательской работы? Остров Врангеля 2) Магаданский 3) Печоро-Илычский 4) Командорский Необходимо выяснить по картам атласа, где (в какой природной зоне), расположены данные заповедники. ( Карта Особо охраняемые природные территории). Затем вспомнить, какие виды животных характерны для данной природной зоны.
В каких двух высказываниях содержится информация о воспроизводстве населения? 1) В январе — октябре 2012 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65 субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года. 2) В 2011 г. удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского — 29%. 3) В 2009 г. число родившихся в Республике Бурятия составляло 16 729 человек, число умерших — 12 466 человек. 4) Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км 2 . 5) В 2011 г. в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.
Экономика Какие два из перечисленных городов являются центрами алюминиевой промышленности? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти города. 1) Ставрополь 2) Тамбов 3) Красноярск 4) Рязань 5) Братск Какие два из перечисленных городов являются центрами чёрной металлургии полного цикла? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти города. 1) Магнитогорск 2) Череповец 3) Саратов 4) Краснодар 5) Новосибирск
Межпредметные связи Картография и география Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров . Физика и география Определите, какое АД будет наблюдаться на вершине горы высотой 300 м, если у ее подножия его значение составляет 760 мм, и известно, что АД меняется на 10 мм на каждые 100 м. История и география Г.И. Шелихов – русский мореплаватель, промышленник и купец. В 1783 году в Охотске он организовал разведывательную экспедицию, целью которой был поиск новых островов с лежбищами морского зверя. В 1783-1786 годах он исследовал северную часть Тихого океана, организовал коммерческое торговое судоходство между Курильской и Алеутской островными грядами. Какой из перечисленных географических объектов на карте России носит имя этого мореплавателя? 1)залив; 2)течение; 3)вулкан; 4)море Биология и география Традиционным занятием каких из перечисленных народов является морской зверобойный промысел? 1)Якуты и буряты; 2)чукчи и эскимосы; 3)ханты и манси; 4)карелы и коми. Математика и география Определите долю городского населения (в процентах) в общей численности населения Нижегородской области, если известно, что численность ее населения на 1 января 2017 года составляла 3297 тыс.чел ., в том числе горожан 2606 тыс. чел. Полученный результат округлите до целого числа . Экономика и география Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. .
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»
Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...
Разработка урока "УРОК ЖИЗНИ" в 11 классе (подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)
Разработка урока "Урок жизни" в 11 классе (подгоовка учащихся в сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)...
Работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления, в рамках подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления. Деятельность ...
Обучение говорению на основе заданий при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ в 9-х классах
Упражнения, которые помогут учащимся подготовиться к сдаче устного раздела ОГЭ по английскому языку в 9 классе....
Практико - значимая работа «Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению задач с практическим содержанием при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»
Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся. В современных учебных пособиях учащимся предлагаются текстовые задачи с разнообразным практическим содер...
Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.
Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...
Работа учащихся с учебником и методическими пособиями при подготовке учащихся к сдаче ГИА по географии.
Современные технологии работы с текстами направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно...