Рабочая программа по географии, 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Шилова Татьяна Александровна

Настоящая рабочая программа по географии разработана для 6 класса, по ФГОС, в соответствии с положением о рабочей программе имеющемся в МОБУ "СОШ №90". Она сохраняет содержательный минимум примерной программы. составлена на основе содержания авторской программы УМК под ред. Е. М. Домогацких. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год - 34часа, из них 3 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала в подготовке летних заданий..

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

ПознахиркоГ.В.

/___________/

Протокол № ___   от

«__»_августа_2015__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МОБУ «СОШ № 90»: Шнякина  Л.А..               /__________/

«_ _»_августа__2015 г.

«Утверждаю»

Директор МОБУ «СОШ № 90»:Потоцкая Л.А.. /____________/

Приказ № ___

от  «__»_августа__2015__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ 6 КЛАССА

Шиловой Татьяны Александровны

Рассмотрено на заседании

                                                                            лаборатории общественных наук                        

протокол № ____от «__»_августа__2015 г.

2О15-2016

УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

       Рабочая программа по географии_ составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ                            «Об образовании в Российской Федерации».
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.             № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.
  • Письмо министерства образования Иркутской области от 16.05.2011г. № 55-37-2727/11 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений».
  • Письмом министерства образования Иркутской области от 4.06.2014г. №55-37-5064/14 «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными организациями Иркутской области».
  • Письмо министерства образования Иркутской области от 14.11.11 № 55-37-8480/11 «О планировании и организации урочной и внеурочной деятельности».
  • Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012г.    №640-мр «О пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего образования».
  • Распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.12.2010 № 1242-мр «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов» (приложение 1.6 к распоряжению министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г. №164-мр с дополнением).
  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №90 р.п. Чунский (2014-2019г.), утверждённой приказом МОБУ «СОШ №90» р. п. Чунскийот 12.01. 2015 года №О-6
  • Учебный план МОБУ «СОШ №90» р. п. Чунский на 2015-2016 учебный год
  • Положение о рабочей программе
  • Положение о поурочном плане педагога, реализующего ФГОС ООО.
  • Авторская программа к учебнику «География. Физическая география 6класс»

Е.М.Домогацкихх  и Н.И.Алексеевский

Концепция (основная идея) программы.

       Программа по географии для 6 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса географии не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «География».

         Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по географии, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • фундаментального ядра содержания общего образования по географии;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • программы развития универсальных учебных действий.

Цели учебного предмета:

              В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения географии основной общеобразовательной школе:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
  • начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
  • начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции, и культуры других народов;
  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из других источников, включая СМИ и Интернет

Общая характеристика курса.

           Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

            Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются меж предметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

             Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются меж предметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в меж предметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Место учебного предмета «География» в учебном плане.

             Настоящая рабочая программа по географии для 6 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы. составлена на основе содержания авторской программы УМК под ред. Е, М. Домогацких. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год-34часа, из них 3 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала в подготовке летних заданий..

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

           Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

 Личностных результаты: 

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовывать свою деятельность, пределять её цели и задачи;
  • выбирать средства   и применять их на практике;
  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страныв том числе задачи охраны природной среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической средыв том числе её экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание тем учебного курса (6 класс)

 

Тема 1. Земля как планета (6 часов)

       Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Тема 2. Географическая карта (5 часов)

        Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, Берг штрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Тема 3. Литосфера (7 часов)

            Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

             Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

        Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

              Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

       Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

            Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

           Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

          Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

     Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

             Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

        Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП и Оренбургской области.

             Основные понятия: биосфера, Красная книга.

             ПерсоналииВ.П.Вернадский

 

Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)

              Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

             Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность.                                               Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

             Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

ПерсоналииВ.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

        

Учебно-тематический план

№ раздела,

темы

Содержание

Кол-во часов

Кол-во практических работ

1

Земля как планета

6

2

2

Географическая карта

5

3

3

Литосфера

7

1

4

Атмосфера

8

1

5

Гидросфера

4

1

6

Биосфера

2

1

7

Почва и географическая оболочка

3

2

 

итого

35ч.

11

Календарно-тематическое планирование.

урока

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

план

факт.

Тема 1 Земля как планета (5ч)

1

Сент.

01.-05.09

Земля и Вселенная

Знакомятся с понятиями: Солнечная система, Солнце, звезда, планета, Луна, прилив, отлив, система координат, параллель, меридиан, географические координаты, географическая широта, географическая долгота, экватор, начальный меридиан, времена года, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия, пояс освещенности, Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг, тропический пояс освещенности, умеренный пояс освещенности, полярный пояс освещенности.

Определяют географические следствия движения Земли

Учатся работать с текстом, выделять в нем главное; с различными источниками информации.

2

07-12.09

Система географических координат 

Знакомятся с понятиями: географические координаты. Учатся находить объекты по их географическим координатам. Закрепляют такие понятия как эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное осевое движение Земли, (годовое орбитальное) движение Земли, сутки, год. Работают с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, учатся выделять главное в различных источниках информации. Выявляют влияние движения Земли на протекание природных явлений.

 Приводят доказательства шарообразности Земли. Вычисляют разницу между полярным и экваториальным радиусом

3

14-19.09

Практическая работа №1: Определение по карте географических координат различных географических объектов. 

Определяют географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам по глобусу.

Учатся вести диалог, работать в группах, оценивают друг друга.

4

21-26.09

Времена года.

Наблюдают действующую модель движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите. Объясняют смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач.

Слуховое и визуальное восприятие информации; умение работать с текстом.

Изготавливают модель.

5

28.09-03.10

Пояса освещенности.

Дают определение понятиям полюс, тропики; объясняют географические следствия движений Земли; определяют географические следствия Земли; особенности распределения света и тепла. Работают с текстом, выделяют в нем главное; структурируют учебный материал; выслушивают и объективно оценивают другого;

6

05-13.10

Контрольная работа по теме: «Земля как планета»

Выделяют существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объясняют особенности формы Земли, географические следствия движения Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли. Определяют географические координаты, особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояния.

Работают с различными измерительными материалами.

Тема 2 Географическая карта (5ч)

7

12-17.10

 Географическая карта и её масштаб.

Практическая работа №2«Определение направлений и расстояний по карте»

Знакомятся  с понятиями: 
Географическая карта, масштаб, численный масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб, топографическая карта, мелкомасштабная карта, крупномасштабная карта, условный знак, легенда карты, качественный фон, значки, линейный знак, изолиния, знак движения, общегеографическая карта, тематическая карта, план, ориентирование, компас, стороны горизонта, азимут, рельеф, относительная и абсолютная высоты, уровень моря, отметка высоты, Берг штрих, послойная окраска, изогипса, горизонталь, шкала высот и глубин. Учатся находить и сравнивать масштаб карты, работать с разными видами карт. Умение работать с различными источниками. Определяют  существенные признаки плана, карты и глобуса. Ставит учебную задачу под руководством учителя. Определяют расстояние по карте;

8

19-24.10

Виды условных знаков 

Сравнивают свойства географической карты и плана местности;

Учатся определять расстояния по карте с помощью масштаба;

Определяют направление и азимут на плане и карте;

Учатся читать план местности и географических карт на основе сведений о высотах и глубинах;
Определяют направление и расстояние по карте.

Определяют стороны горизонта с помощью компаса и передвижения по азимуту.

Строят профиль местностиУмение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное; планировать свою деятельность под руководством учителя; определять критерии для сравнения фактов, явлений.


9

26-31.10

Ориентирование

Практическая работа №3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности»

Дают определение понятию ориентирование, азимут определяют азимут по карте и на местности; объясняют, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать выводы о назначении компаса. Формулируют алгоритм работы с ним

Учатся работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовят сообщения и презентации. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

Учатся работать с различными измерительными материалами. Планируют свою деятельность под руководством учителя. Работают в парах, в группах.


10

09-14.11

Изображение рельефа на карте.

Практическая работа№4 «Составление простейшего плана местности»

Дают определение понятию: горизонтали изогипсы; определяют абсолютную и относительную высоту; объясняют специфику способов картографического изображения; объясняют значение планов и карт в практической деятельности человека

11

16-21.11

Контрольная работа по теме: «Географическая карта»

Выделяют существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять свойства географической карты и плана местности. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта, азимута, абсолютной и относительной высоты; умение читать карту и план местности

Тема 3 Литосфера (7 ч)

12

23-28.11

Строение земного шара.

Знакомятся с понятиями: Ядро, мантия, земная кора, океаническая земная кора, материковая земная кора, литосфера, геология, геофизика, горная порода, минерал, магматическая, вулканическая, глубинная, метаморфическая, осадочная, обломочная, химическая, органическая горные породы, полезные ископаемые (топливные, рудные, нерудные). Выявляют причинно-следственные связи. Ставят учебную задачу под руководством учителя. Планируют свою деятельность под руководством учителя.

13

30-05.12

Виды горных пород.

Дают определение понятиям «минералы», «горные породы»; определяют по заданным признакам горные породы и минералы; объясняют образование различных видов горных пород; классифицируют горные породы по происхождению; приводят примеры Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять схему классификации горных пород и минералов. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

14

07-12..12

Полезные ископаемые

Дают определение понятию «полезные ископаемые», объясняют виды полезных ископаемых; классифицируют полезные ископаемые по их признакам; приводят примеры ставят учебную задачу под руководством учителя. Планируют свою деятельность. Определяют критерии для срав - нения фактов, явлений. Выслушивают и объективно оценивают другого.

15

14-19.12

Движение земной коры

Объясняют движение земной коры, выявляют причинно-следственные связи изменения поверхности земли;определяют районы землетрясений и вулканизма, распространения сейсмических поясов Земли; последствия быстрых движений земной коры; поведения людей при стихийных бедствиях.Определяют критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивают и объективно оценивают другого. Уметь вести диалог, вырабатывают общее решение.

16

21-26.12

Выветривание горных пород 

 Знакомятся с понятиями: выветривание (физическое, химическое, биогенное), антропогенное (техногенное) выветривание, бархан, рельеф, форма рельефа, горы, горный хребет, горная цепь, равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, плато, низкие горы, средние горы, высокие горы. Наносят на контурные карты географические объекты: Гималаи, Эверест, Амазонская низменность, Западно-сибирская низменность, Анды.

Выявляют причинно-следственные связи. Определяют критерии для сравнивания фактов, явлений. Выслушивают и объективно оценивают друг друга

Готовят сообщение и презентации.

17

Рельеф суши и дна Мирового океана

Практическая работа№5 «Определение по карте географического положения гор, равнин, низменностей»

Дают определение понятию «выветривание»; определяют виды выветривания; объясняют причины различных видов выветривания; приводят примеры природных и техногенных процессов разрушения горных пород; составлять схему; знакомятся с рельефом суши и дна океана. Наносят на контурные карты: Смоленско-Московская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, глубоководный желоб, срединно-океанический хребет, остров, Гавайские острова. Учатся работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

18

Контрольная работа по теме: «Литосфера»

Обобщать учебный материал, работать с контрольно- измерительными материалами

Тема 4 Атмосфера (8ч)

19

Строение атмосферы 

Знакомятся с понятиями: 
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, мезосфера, термосфера, метеорология, метеостанция, зонд, метеорологические ракета и спутник.  Вырабатывают умения работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

20

Температура воздуха 

 Знакомятся с понятиями: температура, амплитуда температур, максимальная и минимальная температуры, суточная и годовая амплитуды температур, среднесуточная температура, среднемесячная и среднегодовая температуры,

учатся рассчитывать средние значения температуры воздуха, амплитуды температур; Учатся строить и читать графики хода температур. Выявляют причинно-следственные связи. Определяют критерии для сравнивания фактов, явлений. Выслушивают и объективно оценивают друг друга.

21

Атмосферное давление 

 Знакомятся с

понятиями: атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр

Учатся работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Выделяют главное в тексте. Определяют основные показатели погоды. Решают практические задачи.

22

Движение воздуха.

 Знакомятся с понятиями: ветер, бриз, флюгер, сила ветра, роза ветров. Работают с различными источниками информации. Выделяют главное в тексте. Определяют основные показатели погоды. Решают практические задачи. Работают в группах и парах.

23

Вода в атмосфере 

 Знакомятся с понятиями: водяной пар, влажность воздуха, относительная влажность абсолютная влажность, конденсация, испарение, облака (кучевые, слоистые, перистые, дождевые), атмосферные осадки (дождь, ливень, морось, снег, град, туман, роса, иней).  Определяют и рассчитывают атмосферное давление.

Составляют схему классификации осадков на основе текста параграфа. Рассчитывают годовое количество осадков.

24

Погода

 Практическая работа№6 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осад - ков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.»

 Знакомятся с понятиями: погода, прогноз погоды, воздушная масса, объясняют какое влияние оказывает погода на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Ставят учебную задачу под руководством учителя. Планируют свою деятельность. Определяют основные показатели погоды; составляют описание погоды за сутки и месяц, выделяютпреобладающие типы погоды за период наблюдения

25

Климат 

Знакомятся с понятиями и персоналиями: климат, климатообразующие факторы, адаптация
Руал Амундсен

 Выявляют причинно-следственные связи. Определяют критерии для сравнивания фактов, явлений. Выслушивают и объективно оценивают друг друга.

Приводят примеры адаптации человека к климатическим условиям. Описывают климат своей местности.

26

Контрольная работа по теме: «Атмосфера»

Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материала

Тема 5 Гидросфера (4ч)

27

Единство гидросферы.

Знакомятся с понятиями Гидросфера, круговорот воды в природе, гидрология. воды дают определение понятию «гидросфера»; объясняют закономерности географической оболочки на примере гидросферы; значение круговорота воды в природе; объясняют влияние Мирового океана на другие оболочки Земли; значение гидросферы; Вспоминают составные части Мирового океан
планируют свою деятельность под руководством учителя. Выявляют причинно-следственные связи. Определяют критерии для сравнения фактов, явлений. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

28

Воды суши. Реки. Озера.

Практическая работа №7 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком»

Знакомятся с понятиями: воды суши (внутренние воды), река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, речная система, исток, водораздел, устье, приток, водопад, озеро, озёрная котловина, сточное (проточное) озеро, бессточное озеро, пруд, водохранилище, Описание «Путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Умение работать с картой; определение особенностей размещения и образования объектов
Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

29

Воды суши. Подземные воды и природные льды.

Знакомятся с понятиями: подземные воды, болото, природные льды, снеговая линия, водоупорные породы, водопроницаемые породы, грунтовые воды, водоносный слой, межпластовые воды, артезианские воды, источник, ключ, родник, ледник, горные ледники, покровные ледники, айсберги, многолетняя мерзлота. Учатся работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

30

Повторение и обобщение по теме «Гидросфера»

Объясняют закономерности географической оболочки (гидросферы), особенности состава и строения гидросферы, условия залегания, образования рек, озер, подземных вод и природных ледников; характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Тема 6 Биосфера (2ч)

31

Царства живой природы

Знакомятся с понятиями: Биосфера, царство бактерий, царство растений, царство животных, царство грибов, флора, фауна, круговорот веществ, заповедник, зоопарк, национальный парк, всеобщий круговорот вещества и энергии, Красная книга фактов. Выявляют причинно-следственные связи. Определяют критерии для сравнивания фактов, явлений. Выслушивают и объективно оценивают друг друга. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.



32

Биосфера и охрана природы

Практическая работа №8 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»

Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. Учатся работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.Объясняют необходимость охраны органического мира; определяют характер взаимного влияния живого и неживого мира; причины возникновения проблемы исчезновения отдельных представителей органического мира; меры по сохранению человеком растительного и животного мира Земли

Тема 7 Почва и географическая оболочка (3ч)

33

Почва.    

Знакомятся с понятиями: Почва, гумус (перегной), учатся работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Самостоятельно выписывают из текста отличительные признаки каждого из царств живой природы.

34

Природный комплекс.

Знакомятся с понятиями и персоналиями: природный комплекс, компоненты природы, географическая оболочка (геосфера), природно-хозяйственный комплекс, закон географической зональности, природные зоны, арктическая пустыня, антарктическая пустыня, тундра, лесная зона, лиственный лес, хвойный лес (тайга, степь, пустыня, тропическая степь, саванна, влажные экваториальные леса, экологическая угроза. В.В.Докучаев. Составляют описания природных зон, находят и показывают их на карте.

35

Природные зоны.

Обобщение пройденных тем.

Практическая работа№9 «Описание природных зон Земли по географическим картам»

Учатся работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Выделяют, определяют и объясняют отличия объектов природы друг от друга. Проводят наблюдения за объектами природы и природными явлениями.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Перечень учебно-методических средств обучения и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1.     Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевский. География: Физическая география. Учебник. 6 класс.  М: «Русское слово», 2015.

2.  Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии. 6 кл. М.: «Русское слово», 2015.

3.  Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Атлас. М.: Просвещение, 2015.

4. Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Контурные карты. М.: Просвещение, 2014.

5. Домогацких Е.М. Программа по географии.

6. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 кл.

7. Федеральный государственный стандарт осинового общего образования.

8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

9. Компьютер.

10.Мультимедиа-проект.

11. Выход в интернет.

12. Глобус большой.

Приложения к программе

Темы проектов: 1.География в твоем холодильнике.

                            2. Реализация охранных территорий на примере нескольких государств

                            3. Виртуальные экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...