Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме: «Природные условия и человек»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме: «Природные условия и человек»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока географии в 9 классе
по теме: «Природные условия и человек»
Цели:
- Расширить и углубить знания учащихся о природных условиях
- Сформировать у школьников представления о воздействии природы на жизнь и деятельность человека.
Задачи:
- Развивать у учащихся умения: интеллектуальные, оценочные (рефлексия), практические и коммуникативные (вхождение в диалог, отстаивание своих взглядов, проявление эмпатии)
- Формировать нравственное отношение к своему «Я»(самому себе), классному коллективу
- Воспитывать географическую и экологическую культуру
- Создать и реализовать условие для совершения учащимися «малых» открытий на уроке
- Формировать умение работы в группе, создание атмосферы сотрудничества, поиска
Оборудование:
Физическая карта полушарий; карты России: физическая, климатическая, природных зон; атласы; учебник; медиапрезинтация; ТСО с аудиозаписью музыки
На доске эпиграф к уроку:
Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса, и землю.
И их помощником я буду век за веком
Лишь от того, что я родился человеком.
М.Чоконаи
Основа урока – технологии личностно-коммуникативного обучения.
Ход урока:
I. Организационный этап.
- Приветствие.
- Проверка домашнего задания и актуализация знаний
II. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Рефлексивно-оценочные действия
Учитель. Сегодня начинаем изучать тему «Человек и природа». Как вы думаете, зачем нам нужно изучать данную тему в курсе «Экономическая и социальная география»? может быть это совсем не важно?
Ученики. Рассуждают, высказывают свою точку зрения
- Сообщение темы урока «Природные условия и человек»
Учитель. Откройте тетради, запишите дату и тему урока. Поставьте перед собой задачи: Что каждому предстоит узнать, чему научиться?
Ученики. Формируют задачи
Учитель. Формируем вместе задачи урока. Таким образом, сегодня мы с вами должны убедиться в том, что природа есть универсальная ценность, выяснить в каких районах Земли мог появиться современный человек, что такое адаптация, какие выделяют виды адаптации. Знакомясь с данной темой мы будем учиться вступать в диалог, анализировать текст учебника, взгляды ученых по проблемам темы урока, высказывать свою точку зрения.
III. Этап усвоения новых знаний.
- Создание диалоговой ситуации.
Учитель. Читает эпиграф и задает вопрос. Как вы думаете, почему я предложила слова М.Чоконаи в качестве эпиграфа?
Диалог. Ученики высказывают свою точку зрения. Диалог строится на основе демонстрации схемы: «Формы отношений человека с природой»
Учитель. Раскроем каждую группу отношений человека с природой. В чем сущность практического отношения человека к природе? Как вы это понимаете?
Ученики. Человек для своей жизнедеятельности использует природные условия и природные ресурсы
Учитель. К чему может привести эта форма отношений человека к природе?
Ученики. К истощению природных ресурсов, к экологическому кризису.
Учитель. Общаясь с природой человек обретает опыт единства с природой, при этом испытывает разные чувства.
Учитель. Читает отрывок из произведения Д.Андреева.
- Рефлексия.
Учитель. Близки ли вам его чувства? Такое общение с природой вдохновляет человека на создание музыки , живописи и т.д.
Ученики. Говорят о впечатлениях, возникающих от общения с природой
- Полилог. В таком восприятии природы с позиций прекрасного заключается сущность эстетического отношения человека к ней.
Ученики. Высказывают свое мнение.
- Полилог. И наконец, 4-я форма отношений человека к природе адаптивная.
- Демонстрация слайда «потребности человека , удовлетворяемые природой»
Учитель. Таким образом, человек за счет природы удовлетворяет многие свои потребности (биологические, ресурсные, духовные). В многообразии потребностей человека проявляется многосторонность его отношений с природой. Поэтому природа есть универсальная ценность для человека. В каких районах Земли мог появиться человек?
- Создание диалоговой ситуации
Учитель. Современный человек – как новый биологический вид появился на поверхности Земли появился сравнительно недавно. Антропологи продолжают спорить, произошло ли это в одном месте или в нескольких местах. А вы как думаете? Действительно ли, все эти места расположены в районах с теплым климатом.
- Показ географических объектов на физической карте.
- Формирование понятия «Природные условия»
- Приведите примеры влияния природных условиё на заселении территории человеком.
- Адаптация, её виды, значения. Работа со словарем терминов, анализ схемы адаптации и её виды
IV. Этап закрепления новых знаний
V. Домашнее задание. Подготовить эссе «Мой край» - моя точка зрения по данной теме.
VI. Подведение итогов.
Рефлексия.
Сделайте вывод, достигли ли вы цели урока.
-с каким настроением вы работали на уроке
- какое значение для каждого из вас лично имеют знания и умения полученные на данном уроке
- умеете ли вы общаться с другими, высказывать и отстаивать свою точку зрения
- кто нашел ответы на свои вопросы
- кого вы хотели поблагодарить за работу, общение на уроке
Я тоже Вас благодарю всех за урок. Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали. Урок окончен. Всего доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири"
Предлагаемый урок по теме "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири" является интегративным уроком географии и истории.Испоьзование бинарного урока по данной теме я считаю наиболее ...
Тест для проверки домашнего задания по теме «Природные условия Южной Америки».
Тест для проверки домашнего задания по теме«Природные условия Южной Америки» 1. Какие горы есть в Южной Америке? А) Кавказские Б) Анды...
Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе (на татарском языке)
Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе...
Методическая разработка занятия по теме "Статика. Условия равновесия тел"
Данная разработка занятия содержит конспект занятия и презентацию....
Методическая разработка урока по ОБЖ на тему "Автономное существование человека в природных условиях"
В метериалах преставлен план коспект занятия и раздаточные материалы для проведения урока по теме "Автономное существование человека в природных условиях". В уроке используется группова...
Опросный лист по теме "Природные условия Древнего Египта"
Это задание можно использовать как отдельно, так и в рамках моего открытого урока. Или дать как домашнее задание для работы с текстом учебника....
Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...