Рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство». 9 класс. Линия "Сфера"
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему

Бочарова Мария Васильевна
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе авторской программы А. И. Алексеева, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецовой, Г. Я. Лисенковой, В. И. Сиротина по курсу «География России» для образовательных учреждений. Программа включена в Федеральный перечень программ, утверждённый Министерством образования и науки, и составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по географии базового уровня. Программа реализует комплексный подход к изучению курса географии своей страны. Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии курса «Россия: природа, население, хозяйство»

(линия «Сфера»)

Класс                                9

Количество часов в год        68

Практические работы         10, из них оценочные  - 10

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе авторской программы А. И. Алексеева, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецовой, Г. Я. Лисенковой, В. И. Сиротина по курсу «География России» для образовательных учреждений.

Программа включена в Федеральный перечень программ, утверждённый Министерством образования и науки, и составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по географии базового уровня. Программа реализует комплексный подход к изучению курса географии своей страны.

Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

2. Содержание программы

  1. Введение – 1 час
  2. Хозяйство России – 28 часов
  • Общая характеристика хозяйства – 7 часов.
  • Промышленность – 10 часов.
  • Сельское хозяйство и АПК – 4 часа.
  • Сфера услуг – 7 часов.
  1. Районы России – 34 часа
  • Европейская и Азиатская части России – 1 час.
  • Европейский Север – 3 часа.
  • Европейский Северо-Запад – 3 часа.
  • Центральная Россия – 4 часа.
  • Европейский Юг – 4 часа.
  • Поволжье – 4 часа.
  • Урал – 4 часа.
  • Западная и Восточная Сибирь – 7 часов.
  • Дальний Восток – 4 часа.
  1. Россия в мире – 2 час.
  2. Итоговое обобщение – 1 час.
  3. Экономика г. Москвы – 2 часа

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела, урока

Виды контроля

Домашнее задание

Планируемые сроки

Реализуемые сроки

1

Введение. ИОТ №004-10

-

§1

05.09

Общая характеристика хозяйства (7 часов) - 07 – 28.09

2

Особенности хозяйства России. Практическая работа №1: «Анализ карт для определения типов территориальной структуры хозяйства»

Оформление практической работы

§1

7.09

3

Географическое положение как фактор развития хозяйства.

Номенклатура

Контурная карта

§2

12.09

4

Человеческий капитал и качества населения.

Индивидуальная беседа

§3

14.09

5

Трудовые ресурсы и экономически активное население России.

§4

19.09

6

Природно-ресурсный капитал.

Работа с картами

§5

21.09

7

Производственный капитал.

§6

26.09

 8

Обобщение по теме «Общая характеристика хозяйства».

Итоговый тест

28.09

Промышленность (10 часов) 03.10  - 09.11

9

ТЭК. Газовая промышленность.

Контурная карта

§7

03.10

05.10

10.10

12.10

17.10

19.10

24.10

26.10

07.11

09.11

10

Нефтяная промышленность.

Контурная карта

§8

11

Угольная промышленность. Практическая работа №2: «Характеристика угольного бассейна России»

Контурная карта, оформить практическую работу

§9

12

Электроэнергетика.

Фронтальная беседа

§10

13

Машиностроение. Практическая работа №3 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Практическая работа

§11

14

Черная металлургия.

Контурная карта

§12

15

Цветная металлургия.

Контурная карта

§13

16

Химическая промышленность.

Контурная карта

§14

17

Лесная промышленность.

§15

18

Обобщающий урок по теме «Промышленность».

Итоговый тест

Сельское хозяйство (4 часа) – 14.11 – 23.11)

19

Сельское хозяйство. Растениеводство. Практическая работа №4 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»

Оформление практической работы

§16-17

14.11

20

Животноводство.

§18

16.11

21

Пищевая и легкая промышленность. АПК.

Фронтальная беседа

§19

21.11

22

Обобщающий урок «Сельское хозяйство и АПК».

Итоговый тест

23.11

Сфера услуг (7 часов) 28.11 – 19.12

23

Транспорт. Железнодорожный транспорт.

§20

28.11

24

Автомобильный и воздушный транспорт.

Фронтальная беседа

§20

30.11

25

Морской и внутренний водный транспорт.

Индивидуальная беседа

§20

05.12

26

Связь.

§21

07.12

27

Наука и образование.

Фронтальная беседа

§22

12.12

28

Жилищное хозяйство.

§23

14.12

29

Обобщающий урок по теме «Сфера услуг».

Итоговый тест

19.12

Районы России (34 часа) – 21.12 – 15.05

30

Европейская и азиатская часть России. Практическая работа №5 «Анализ разных видов районирования России».

Оформление практической работы

§24

21.12

31

Географическое положение и особенности природы Европейского Севера.

Фронтальная беседа

Контурная карта

§25-26

26.12

32

Население Европейского Севера.

§27

28.12

33

Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа №6 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».

Оформление практической работы

§28

16.01

34

Обобщение по теме «Европейский Север».

Фронтальная беседа

§29

18.01

23.01

25.01

35

Географическое положение Европейского Северо-Запада. Особенности природы Европейского Северо-Запада.

Сообщения

§30

36

Население и хозяйство Европейского Северо-Запада.

Индивидуальная беседа

§31

37

Обобщение по теме Европейский Северо-Запад.

Контурная карта

§33

30.01

38

Географическое положение Центральной России. Особенности природы Центральной России.

Сообщения

§34

01.02

39

Население Центральной России.

Фронтальная беседа

§35

06.02

40

Хозяйство Центральной России. Практическая работа №7 «Составление маршрута по городам Центральной России народных промыслов».

Контурная карта

Оформить практическую работу

§36

08.02

41

Обобщение по теме Центральная Россия.

§37

13.02

42

Географическое положение Европейского Юга. Особенности природы Европейского Юга.

Сообщения

§38

15.02

43

Население Европейского Юга.

Фронтальная беседа

§39

20.02

44

Хозяйство Европейского Юга.

Контурная карта

§40

22.02

45

Обобщение по теме «Европейский Юг».

§41

27.02

46

Географическое положение Поволжья. Особенности природы Поволжья.

Сообщения

§42

01.03

47

Население Поволжья.

Индивидуальная беседа

§43

06.03

48

Хозяйство Поволжья.

Контурная карта

§44

08.03

49

Обобщение по теме «Поволжье».

.

Итоговый тест

§45

13.03

50

Географическое положение Урала. Особенности природы Урала.

§46

15.03

51

Население Урала.

§47

20.03

52

Хозяйство Урала. Обобщение по теме «Урал».

Контурная карта

§48

22.03

53

Географическое положение Западной и Восточной Сибири. Практическая работа  №8 «Сравнение ГП Западной и Восточной Сибири»

§49,53

27.03

54

Особенности природы Западной Сибири.

Сообщения

§50

29.03

55

Особенности природы Восточной Сибири.

§54

03.04

56

Население Западной и Восточной Сибири.

Фронтальная беседа

§47, 51

05.04

57

Хозяйство Западной Сибири.

Контурная карта

§52

10.04

58

Хозяйство Восточной Сибири.

§56

12.04

59

Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь».

24.04

60

Географическое положение и особенности природы Дальнего Востока.

Контурная карта

§57-58

26.04

61

Население Дальнего Востока.

§59

03.05

10.05

15.05

62

Хозяйство Дальнего Востока.

Контурная карта

§60

63

Обобщение по теме «Дальний Восток». Практическая работа  №9 «Анализ взаимодействия природы и человека»

Оформить практическую работу

Россия в мире (2 часа) – 19.05 – 22.05

64

Россия и мировое хозяйство. Практическая работа №10 «Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с показателями других стран».

Фронтальная беседа

§61

17.05

65

Россия в системе мировых транспортных коридоров.

§62

22.05

66

Итоговая проверочная работа по курсу «География. Россия: природа, население, хозяйство».

1 час

22.05

Экономика г. Москвы (2 часа) – 30.05

67

Население г. Москвы

Экономика

24.05

68

24.05

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по географии

  1. Знать содержание основных понятий и терминов.
  2. Называть/показывать:
  • основные географические объекты литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы;
  • виды природных ресурсов и антропогенные изменения в природе;
  • основные расы, народы, языки, религии мира и России, численность населения России, особенности состава населения России;
  • крупнейшие городские агломерации мира и России;
  • основные страны, страны СНГ и граничащие с Россией государства, субъекты РФ;
  • отрасли хозяйства России, факторы их размещения;
  • основных внешнеэкономических партнёров России;
  • пространственное размещение основных географических объектов, процессов и явлений.
  1. Определять:
  • своё местоположение на местности с помощью приборов т правил ориентирования;
  • характеристику территории из разных источников (карт, статистических таблиц, диаграмм), по показаниям метео и других приборов;
  • источники географической информации для решения конкретных задач.
  1. Описывать:
  • географические объекты, явления, процессы.
  1. Объяснять:
  • процессы и явления, происходящие в географической оболочке, их пространственное распространение, ритмику;
  • зональную и азональную дифференциацию природы Земли;
  • общие и региональные особенности населения России и их пространственные различия;
  • особенности специализации хозяйства и экономические связи отдельных регионов России, России в целом и отдельных стран мира;
  • особенности экологических ситуаций отдельных регионов России.
  1. Прогнозировать:
  • тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.

Программное обеспечение:

Учебно-методический комплект:

Учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География России: природа, население, хозяйство. 9 класс. М.: Просвещение, 2011,тетрадь-тренажер, электронное пособие к учебнику.

Атлас по географии для 8-9 класса, комплект контурных карт для 8-9 класса.

Методические пособия для учителя.

  1. Программа Под редакцией Душиной И.В.М Московский государственный университет.:Дрофа, 2000,2004;
  2. Примерная программа по географии для 6-9 классов, 2000, 2004;
  3. «Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы». Н. Н. Петрова, В. И. Сиротин. М.: «Дрофа», 2002 г.
  4. «Контрольные и проверочные работы по географии». В. Б. Пятунин. М.: «Дрофа», 2003 г.
  5. «Тестовые задания по географии». В. Б. Пятунин, Ю. А. Симагин. М.: «Просвещение», 2001 г.
  6. «Тематическое и поурочное планирование». Д. В. Новенко. М.: «Астрель», 2002 г.
  7. «География России». Методическое пособие. И. И. Баринова, В. П. Дронов. М.: «Дрофа», 2003 г.
  8. «Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс». Е.А. Жижина. М.: «ВАКО», 2006
  9. «Готовимся к экзамену. 9-11 класс». А. Э. Фромберг. М.: «Олма-Пресс», 2004 г.
  10. «Тематические игры по географии». Митрофанов И. В. М.: «Творческий центр», 2003 г.
  11. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы». Н. Н. Петрова. М.: «Дрофа», 2000 г.

Дополнительная литература для учителя и учащихся.

  1. «Школьная география в вопросах и ответах». В. И. Сиротин.
  2. Краткий курс «География России. Население и хозяйство». А. А. Лобжанидзе.
  3. География. Словарь-справочник. В. Н. Ермолаев.
  4. «География НСО». В. М. Кравцов, Р. П. Донукалова.
  5. «Олимпиадные задания по географии. 9 класс». А. Б. Моргунова. Волгоград: «Учитель», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класс

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класс к учебнику В. П. Дронов и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ «РОССИЯ ПРИРОДА НАСЕЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВО» 9 КЛАСС "СФЕРА"

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ «РОССИЯ ПРИРОДА НАСЕЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВО» 9 КЛАСС...

Рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс

Рабочая программа "География. Россия: природа, население, хозяйство" 8 класс расчитана на 2 часа в неделю, в год - 68 часов. Практических работ - 10.Рабочая программа составлена на основе...

Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"

Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"  ...

Контрольная работа по географии 9 класс «Россия: природа, население, хозяйство»

Контрольная работа по географии 9 класс «Россия: природа, население, хозяйство»...