Краеведческий подход в обучении географии
материал по географии на тему

В данной методической разработке  представлена система работы по формированию краеведческих знаний и умений средствами географии, проектной и исследовательской деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ»СОШ №10» г.Инты         Злобина Людмила Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа № 10»

г.Инты Республики Коми

169840 Республика Коми, г.Инта, ул. Мира, д.51, тел.:  8(82145) 3-06-16

Краеведческий подход в обучении географии

                                             

     Из опыта работы

Злобиной Людмилы Владимировны,

учителя географии

                                                      высшей категории                стаж работы 18 лет

Инта, 2014


Содержание

1. Условия возникновения, становления опыта………………….….3

2. Обоснование актуальности и перспективности опыта,

его практическая значимость………………………………………….4

3. Теоретическая база опыта…………………………………………...4

4.  Ведущая педагогическая идея опыта………………………………5

5. Новизна опыта ……………………………...................................5

6. Технология опыта……………………………………………………6

7. Результативность опыта…………………………………………...16

8. Литература…………………………………………………………18


  1. Условия возникновения, становления опыта

В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое  в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое»

Н,Н.Баранский

Работаю в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  «Средняя общеобразовательная школа № 10» со дня её открытия, 16 лет.  Предмет «География», который я преподаю,   ведется в МБОУ «СОШ № 10»  с  5 по 10 класс на базовом уровне.

Современный этап развития общества ставит перед школой новые сложные задачи, решить которые возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений и на основе четко спланированной деятельности. В этом сложном процессе важную роль играет Программа развития школы.

В Программе развития МОУ «СОШ № 10»  на 2006-2011 годы были заложены как ведущие технологии развивающего обучения технология проблемного обучения и информационно – коммуникационная технология.  В 2012 году была принята новая Программа школы, в которой одной из главных задач  является введение  ФГОС ООО. Для решения этой задачи будут использоваться деятельностные педагогические технологии, в том числе технологии активного обучения.

С учетом поставленных задач, именно школьное краеведение в процессе обучения географии, как сказал Н.Н.Баранский, позволяет переключаться «с книжных рельсов на реальную жизнь». Краеведение – это не только деятельность учащихся, направленных на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Поэтому вся моя педагогическая деятельность направлена на осуществление краеведческого принципа в преподавании географии, где краеведческий материал органично связывается со всем учебным процессом и является исходным при изучении различных тем географии.

2.  Обоснование актуальности и перспективности опыта,

его практическая значимость

Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей.

В настоящее время краеведение преподается в школе в качестве регионального компонента образовательных программ. Но краеведение не сводится только к занятиям, у него большая практическая ценность: походы, экскурсии, экспедиции, исследовательская и проектная деятельность.

Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них – всестороннее изучение своей местности  и накопление краеведческого материала, другая – использование этого материала в преподавании. Представленный опыт показывает  связь этих задач на конкретных примерах. Актуальность опыта в том, что данный краеведческий принцип преподавания географии дает возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях её отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической  науки, что позволяет устранить абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.

Перспектива данного опыта в том, что работа над ним может углубляться и совершенствоваться как в плане расширения тематики, так и в плане поиска новых форм организации обучения учащихся методам самостоятельного исследования.

  1. Теоретическая база опыта

        В разрешении теоретических вопросов школьного краеведения большое значение имели труды  ученых-географов и методистов А. С. Баркова, Н. Н. Баранского, А. А. Половинкина, В. П. Буданова, В. К. Кондакова и других.

        В фундаментальной работе Н.Н.Баранского  «Методика преподавания экономической географии» включена специальная глава, в которой говорится о содержании географического краеведения. Автор указывает на две категории связей преподавания географии с краеведением: 1) в виде приводимых учителем примеров из местной природы и местного хозяйства и

2) в виде внеклассных кружковых занятий школьным краеведением.

        В настоящее время  накоплен богатый опыт многих учителей, который доступен через печатные издания и через сеть Интернет. Он подтверждает, что в процессе преподавании географии краеведческий материал, во-первых, служит источником для формирования  географических понятий, во-вторых, может использоваться в качестве примеров и иллюстраций при изучении предмета, в-третьих, родной край дает наибольшие возможности и создает  лучшие условия для практического применения приобретенных знаний.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта

Одной из ведущих идей опыта является  идея развивающего обучения, которая содержит живой процесс познания, осмысления и творческого овладения учебным материалом. Если продолжать научные идеи, изложенные в трудах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Ш.А.Амонашвили, можно представить весь процесс обучения как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, благодаря которому происходит приобщение (не только ученика, но и учителя) к человеческой культуре.         

Моя задача как учителя значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающей действительности в процессе теоретической и практической деятельности, освоить навыки использования различных методов для краеведческих исследований. Невозможно любить свою страну, не любя свой дом, свой город. Каждый уголок России имеет свои особенности: знать, понимать и исследовать их - учит краеведение. Этому и стараюсь научить на уроках географии, краеведения, в путешествиях и  внеклассных мероприятиях.

  1. Новизна опыта

Новизна данного опыта заключается в том, что представлена система работы по формированию краеведческих знаний и умений средствами географии, проектной и исследовательской деятельности. В приложениях даны программа факультатива «Интаведение», разработки уроков, образцы исследовательских и проектных работ учащихся. Некоторые из представленных работ можно увидеть на сайте школы

http://school10inta.ucoz.ru/index/geografija_biologija_istorija/0-49

6. Технология опыта

6.1. Элективный курс «Научить видеть мир»

Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером таких межпредметных связей  может быть элективный курс «Научить видеть мир», разработанный мною. Программа курса получила положительное экспертное заключение Научно-методического  совета  школы и утверждена директором. 

 Основная проблема, решаемая при реализации курса.

         Имея большой положительный опыт преподавания географии в 8-9 классе, я пришла к выводу о том, что из-за недостаточности учебных часов, выделяемых на изучение региональной части курса в этих классах, учащиеся не имеют возможности создать полнокровный образ региона России. Таким образом, теряется общественно значимая составляющая курса географии. Знания по предмету становятся оторванными от жизни. Ограниченный образ региона, созданный учеником при изучении курса, противоречит тому образу, который у него складывается при обращении к публикациям, при просмотре телепередач. Передо мною встала задача  организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся смогли представить полноценно, ярко   образы регионов, из которых складывается образ России. Осуществить задуманное стало возможным через элективный  курс «Научить видеть мир»,  реализованный методом проекта.

      Педагогическая цель курса –  углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный   учебный план школы, разработка новой формы и методов применения проектной деятельности в обучении учащихся в условиях интеграции школьных дисциплин: географии и русского языка.

      Но, главной целью  курса стало формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к регионам России.

      Данный курс позволяет решать следующие задачи:

  • Познакомить учащихся с некоторыми разделами, не входящими в обязательную программу общеобразовательных предметов география и русский язык, и методами применения знаний на практике;
  • Активизировать познавательную деятельность школьников;
  • Повысить информационную и коммуникативную компетенции учащихся.
  • Способствовать  самоопределению ученика,  выбору дальнейшей профессиональной деятельности.

Краткое содержание и структура курса

      Элективный курс «Научить видеть мир» объединяет школьные дисциплины: географию и русский язык. Составляющая учебного предмета географии  предполагает расширение изучения темы: «Регионы России». Образующая составляющая предмета русский язык направлена на совершенствование навыков обучения в создании текстов в публицистическом стиле. Курс рассчитан на 21 час. Инновацией в распределении учебного времени является то, что часть работы вынесена на каникулы и является домашним заданием обучающихся. Элективный курс изучается в IV четверти 9 класса, после изучения школьного раздела курса географии «Регионы России» и I полугодии 10 класса, где идет обобщение материала и разработка проекта. Результатом элективного курса  станет написание сборника  очерков  «Широка страна моя родная», мультимедийная презентация, буклет.

С программой  элективного курса можно познакомиться по адресу:

http://festival.1september.ru/authors/223-188-354

Результаты курса

        Элективный курс, результатом которого стал проект « Широка страна моя родная….», дал возможность наиболее емко раскрыть индивидуальные особенности учащихся, обеспечил включение школьников в социально и личностно значимые ситуации.  Он  позволил выйти за рамки школьного курса, расширил   и актуализировал  знания учащихся по географии и русскому языку, сделал процесс получения знаний деятельностным со стороны учащихся, затрагивающим эмоционально-волевую сторону личности школьника, помог  ученикам овладеть общеучебными  компетентностями, обрести положительный опыт самостоятельной исследовательской деятельности. Итоговой работой спецкурса стал сборник очерков о разных уголках нашей страны, в которых ребята побывали во время летних каникул. Работа над очерками  расширила их знания о разных регионах России, а также помогла совершенствовать навыки написания сочинения публицистическим стилем  в жанре очерка, У ребят сформировался не отвлеченный образ страны, а зримый, понятный им,  что позволит им в будущем решать социально-экономические задачи на благо нашей страны. Описание проекта  и одноименного сборника «Широка страна моя родная» дается в электронном приложении.

Элективный  курс  реализован и апробирован на практике.

Темы  публицистических очерков, выполненных ребятами, разнообразны. Это и комплексное описание разных районов России, и проблема  загрязнения окружающей среды, и проблема отношений между народами нашей страны. Но, особое место в сборнике заняли очерки о Республике Коми. Маслова Юлия описала свое путешествие в национальный парк  «Югыд-ва», который находится в пределах Интинского района. В её  очерке  «В путь к светлой воде»  подробно описан маршрут  «Инта – северная часть парка». В дальнейшем, данные очерков были не раз использованы на уроках географии, как исходный материал исследования.  

Очерки были напечатаны в местной газете «Искра – твоя городская газета». Для многих  ребят данный опыт стал   решающим в выборе профессии, а для других хорошим жизненным опытом. Так, Маслова Ю. стала журналистом, и однажды, в разговоре призналась, что участие в проекте было решающим в выборе профессии.

6.2. Уроки географии.

На краеведческом принципе должны строиться уроки географии, поэтому  там, где это возможно всегда применяю местный материал. Тем более, что Инта, Интинский район, Республика Коми – знаменательные места на карте России. Суровый край с удивительной природой, хрупкой, беззащитной и в то же время богатой природными ресурсами. С удивительной историей освоения, с многонациональным населением. К проведению уроков привлекаю старшеклассников, приглашаю гостей, что делает урок незабываемым. Хочу как пример,  привести  урок «Поход в национальный парк «Югыд-Ва».  Основой урока стал очерк «В путь к светлой воде»  Юлии Масловой, о котором я говорила выше. Я пригласила Юлю на урок и она рассказала о своем путешествии в самый большой национальный парк Европы – «Югыд-Ва», который находится в пределах Интинского района. Далее ребята получили текст очерка и за урок прошли этим же маршрутом, нанесли его на карту и отметили наиболее важные стоянки по пути следования. Весь урок проходил в игровой форме, на перевалах ребята вспоминали как надо себя вести в походе, пели туристские песни, учитель рассказал и о других маршрутах по парку. Такие уроки могут быть проведены в  6, 7, 8 классах, при изучении темы  «Охрана окружающей среды». Данный урок предполагает работу учащихся с картой. Поэтому его можно проводить только тогда, когда у ребят будет заложено правильное представление о построении карты. Я считаю, что  переключая внимание учащихся с обозрения участка местности парка, знакомых на ней предметов, на условное их изображение топографическими знаками, учитель добивается правильного понимания карты. Поэтому начинать работу по изучению своего края надо с основы географических знаний и исследований — с карты.

Описание урока дается в электронном приложении к работе.

6.3. Реализация проекта  на уроках географии.

Краеведческий принцип заложен в географии как основополагающий, поэтому изучение этого предмета невозможно без опоры на местный материал (не только своего города, но и района и республики).  В требованиях к уровню подготовки выпускников в Федеральном базисном плане по географии отмечено, что в результате изучения географии ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для …проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Поэтому в календарно-тематическом планировании по географии предусмотрены уроки и практические работы, которые рассматривают  особенности природы, населения и хозяйства Республики Коми. На данную тему отводится не менее 10% от общего времени в 8-м и 9-м классах.

 В  8 классе рассматривается  географическое положение и природа республики.

В 9-м классе дается характеристика экономико-географического положения Республики Коми,  характеристика населения, природно-ресурсный потенциал, хозяйство нашего края.

Традиционно учащиеся 9-го класса выполняют проект «Республика Коми на карте России» (Приложение. Буклет проекта)

Аннотация проекта: Проект реализуется за 7 часов (в соответствии с программой). В рамках исследования школьники знакомятся с учебным материалом по теме, проводят поиск и анализ информации, делают выводы. По итогам проекта учащиеся готовят отчет в форме мультимедийных презентаций, буклетов, таблиц, электронных карт, альбомов, схем и др.). Презентация результатов исследовательских работ учащихся осуществляется на заключительном уроке по теме.

Образец урока с использованием проектной деятельности

На 1-м уроке «Введение в проект «Республика Коми на карте России», ребята старших классов делились опытом выполнения проектов с девятиклассниками, показывали свои презентации, а во 2-й части учащиеся приступили к выполнению самостоятельного проекта.

Урок по теме: "Введение в проект " Республика Коми на карте России "

Цель урока:

  • Подготовить учащихся к работе над проектом «Республика Коми на карте России» (определить темы исследований учащихся, сформулировать цели исследований, определить формы представления результатов).

 Задачи урока:

  • образовательная: сформировать знания о  Республике Коми как части северных территорий России, создать электронный материал по данной теме;
  • развивающая: развивать умения работать самостоятельно с разными источниками географических знаний, анализировать данные, аргументировать свою точку зрения, развивать самообразовательные навыки посредством активных методов обучения,  готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, прививать познавательный интерес к предмету география;
  • воспитательная: воспитывать в процессе работы на уроке чувство коллективизма и ответственности, толерантности – терпимости к чужому мнению, внимательному отношению к ответам и рассказам других детей.

Тип урока: изучение нового материала (рассчитан на два урока).

Место урока в изучении темы: вводный урок в теме «Республика Коми». 

Базовые знания: умение работать с разными источниками информации и географическими картами, с компьютерной программой Power Point.

Технология: проектная деятельности.

 Методы обучения: частично-поисковый, метод проектов.

Виды работы учащихся: групповая

Итак, на этом уроке мы вспомним все, что знаем об этом регионе России и дополним знания по этой теме. Вы самостоятельно должны будете  определить темы исследований, сформулировать цели исследований, определить источники информации и формы представления результатов.

План урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивация и  целеполага-

ние.

Актуализа-

ция знаний.

Показывает презентацию: «Что такое Север?»

После просмотра задает ребятам  вопросы:

  1. 1. Что мы еще в результате изучения курса географии 8-го и 9-го класса знаем о Севере?
  2. 2.  Какие экономические районы можно отнести к северным?

 Предлагает по характеристике определить районы (карточки с названием районов висят на доске).

Делает вывод:

Несмотря на то, что территории, географически относящиеся к районам Севера, имеют много общих черт, тем не менее  для каждого района характерны свои уникальные черты. Уникальность нашей республики мы и должны отразить в нашем  проекте. Итак, какова наша главная цель?

Смотрят.

 Отвечают на вопросы

Определяют районы, на карте у доски развешивают названия районов.

  1. Определяют цель: Узнать, какое место занимает Республика Коми среди районов, географически относящихся к районам Севера?

  Определяют тему проекта («Республика Коми на карте России»).

2. Основной.

О чем пойдет речь в нашем проекте? Сформулируйте основополагающий вопрос.

Работают по заданию 1   в парах. Формулируют основополагающий вопрос проекта.

  1. Огромная территория России – это благо или  перечень проблем?

Записывает вопрос  на доске (с целью экономии времени ведет записи сам)

Обсуждают данный вопрос, обосновывая  свои ответы

Записывает на доске проблемные вопросы.

Продолжают работу в парах. Выполняют задание 2

Обсуждают, выбирают наиболее общий вопрос, соответствующий основополагающему вопросу проекта. Составляют проблемный вопрос –

 Что было бы, если бы у России не было бы Севера?

Вы поставили очень серьезную и объемную проблему. Для  начала мы посмотрим презентацию «Север в цифрах», а затем поделимся на группы и составим частные вопросы. Организует группы учащихся.

После просмотра презентации делают вывод:

 «Российский Север - будущее России»

Записывает частные вопросы на доске

Делятся на 4 группы.

Работают по карточкам-заданиям с информационными ресурсами.

Составляют частные вопросы.

Чтобы ответить на частные вопросы, нужно провести исследование

Называют частные вопросы 

Все  ли мы знаем сегодня о Севере?

Есть ли альтернатива узкосырьевому использованию Севера?

Нужно или не нужно помогать Северу?

Что делать на Севере – что осваивать, как хозяйствовать, наконец, как жить?

Записывает на доске.

Продолжают работу в группах. По каждому частному вопросу записывают тему исследования.

По одному частному вопросу может быть несколько тем исследования.

Заполнить таблицу:

Тема исследования

Цели исследования

Источники информации

Примерная форма представления

Организует выбор тем исследований.

Зачитывают темы и цели исследований, источники информации, формы представления.

3. Заключительный.

Рефлексия: 

  1. Чему вы научились сегодня?
  2. Что еще вы хотели бы узнать по теме проекта?
  3. Кому в группе вы помогли? (Кто помог вам?)?

Выбор тем исследований.

Ребята разбиваются на группы, выбирают темы исследований групповые или индивидуальные (если частных вопросов и тем исследования более трех). Если исследования групповые, то учащиеся распределяют этапы исследования между собой.

Организационная группа печатает буклет с информацией о проекте.

Домашнее задание (с целью организации работы выдает буклеты .

Подобрать информацию по теме исследования. Подобрать творческое название проекта.

6.4.  Факультатив «Интаведение» и научно-исследовательская деятельность учащихся

        В течение многих  лет в нашей школе я веду факультативный курс «Интаведение».  Рабочая программа  курса  составлена на основе:

- базисного учебного плана школы;

- программы,  разработанной творческой группой учителей г.Инты (Приложение )

Курс согласуется с требованиями национально-регионального компонента и реализуется как факультативный курс в 8 классе, рассчитанный на 35 часов учебного времени  (один урок в неделю).

Актуальность введения этого курса определяются  возросшей ответственностью перед будущими поколениями за сохранение самобытной национальной культуры, истории, литературы, пробуждение интереса  к изучению природы, экономики, достопримечательностей родного края и уважение к малой Родине.

Целью курса является:

  • расширение историко-географических представлений школьников о городе и районе;
  • развитие интереса к изучению родного города;
  • воспитание любви и заботы о нем; побуждению к посильному участию в решении социально-экономических и экологических проблем территории; формированию и развитию навыков исследовательской работы.

          Задачи курса:

  • познакомить учащихся с историей возникновения и развития Инты;
  • создать представление у школьников о жизни и быте населения района в разные годы, о древнейшем прошлом района;
  • познакомить учащихся с памятниками Инты, с фондами краеведческого музея;
  • сформировать знание о природных особенностях Интинского района, экономике города и перспектив его развития;
  • научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы в ландшафтах городской среды, выявлять экологические проблемы и намечать пути их решения.

          Методы работы:

          Оригинальность курса предполагает проведение уроков - встреч, уроков - экскурсий, уроков - диспутов. Значительное место отведено практическим занятиям. Предполагается написание рефератов и проведение исследовательских работ.  Логическим завершением данного курса является  участие в школьной и городской научно-практических конференциях.

Поэтому очень важна поисковая работа, которую мы с ребятами выполняем. В процессе работы ребята узнают много нового не только о своем крае, но и о процессах, происходящих в стране. Работая индивидуально и в группах,  они учатся общаться  не только между собой, но и с людьми, к которым приходится обращаться в процессе работы. Мои ребята используют различные методы исследований: опрашивают население, анализируют информацию из различных источников, проводят эксперименты. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить темы научно-исследовательских работ к жизни самого ученика, его семьи, товарищей, сделать его исследование интересным и нужным. Применяя исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.

Результаты исследований, в виде научно-исследовательских работ и проектов мои учащиеся представляют на конференциях разного уровня, в частности, на Школьной  научно – практической  конференции «Шаг вперед»,  Муниципальной конференции научно- исследовательских работ учащихся «Эврика», Республиканской  конференции  юных исследователей окружающей среды, Республиканской  научно-практической  конференции «Молодые исследователи – Республике Коми». На защиту научно-исследовательских работ приглашаются учащиеся других классов, родители, учителя.

Многие ученики, занимаясь активно туризмом, становились исследователями. Например, используя материалы похода в национальный парк Югыд-Ва,  была написана исследовательская работа

«Анализ туристического рынка России и выявление факторов, тормозящих его развитие», в которой её автор Матвеев Андрей проанализировал посещение парка туристами и выявил причины, тормозящие развитие туризма в Республике Коми.

 Работа Андрея дана в электронном приложении к работе.

 Примеры работ, на краеведческом материале, выполненные моими учениками:

Исследовательские работы

Проекты

  1. «Влияние изменения этнического состава населения на возникновение межнациональных конфликтов на примере города Инта»
  2. «Снижение экосознания населения как главная причина загрязнения окружающей среды в г.Инта» 
  3. «Прошлое, настоящее, будущее совхоза «Большая Инта»
  4. «Судьба человека в судьбе города»
  5. «Влияние климатических факторов на изменение популяций белых куропаток»
  6. «Анализ туристического рынка России и выявление факторов, тормозящих его развитие»
  7. «Выявление принципов организации жилой среды на примере г.Инта» 
  1. «Мусор. Хлам или богатство?»
  2. «Под шахтерской звездой»
  3. «Широка страна моя родная»
  4.  «Глобальные проблемы человечества и проблемы города Инта»
  5. «Республика Коми на карте России»


7. Результативность опыта

        В октябре-ноябре 2013 года,  педагогом-психологом МБОУ «СОШ № 10» было проведено анкетирование обучающихся 5,6,7 и 10 классов. Цель обследования – выявить отношение учащихся к предмету «География» и определить доминирующий стиль общения учителя с учениками. По результатам анкетирования 5,6,7 классов было определено, что география является любимым предметом для: 60% (15 чел.) из 5-б класса, для 47% (9 чел.) из 6-а класса и для 65% (17 чел.)  из 7-а класса.

По результатам анкетирования 10 класса было определено, что для 60% (12 чел.) география является любимым предметом.

        Данные обследования  подтверждают высокий показатель  количества учащихся, испытывающих интерес к изучению географии.

        Обучающиеся МБОУ «СОШ № 10», выбирающие для сдачи экзамен по географии успешно справляются с ним, о чем свидетельствуют  результаты ЕГЭ по географии, представленные в таблице

Сводная таблица результатов ЕГЭ  по географии

Учебный год

Количество учеников сдававших экзамен

Мини

мальный балл

Средний балл по РФ

Средний балл по

РК

Средний балл (школа)

Лучше показатель, чем по Республике Коми

(в баллах)

2009-2010

1

34

52,6

57,25

94

на 36,75

2011-2012

2

37

55,8

59,33

82

на 22,67

2012-2013

1

37

57,2

58,2

87

на 31,80

Данные аналитической таблицы свидетельствуют:

  1. Средний балл по школе по географии выше, чем средний балл по Республике Коми на 36,75 баллов в 2010 году, на 22,67 баллов в 2012 году, на 31,8 баллов в 2013 году.
  2. 100 % учащихся получили результат экзамена по географии выше, чем средний балл по Республике Коми и Российской Федерации.
  3. На основании данных Министерства образования Республики Коми, Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования», представленных в сборнике «Статистические информационно – аналитические материалы. Единый государственный экзамен», Сыктывкар, 2010г., учащиеся школы показали наивысший результат по Республике Коми экзаменов по выбору.

 По результатам экзаменов мои учащиеся поступают на бюджетные места в высшие учебные заведения страны. Мои ученики готовы к учебе в Вузах благодаря в том числе и краеведческой работе, проводимой мною на уроках и во внеурочное время.

Поступление  в ВУЗы обучающихся, сдавших экзамены по географии

ФИО выпускника

ВУЗ, в который выпускник поступил

Торопова Юлия Владимировна

Российский государственный

 гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге

Бажутин Иван Андреевич

Белгородский государственный университет, факультет экономики

Пархета Инна Ивановна

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Истомина Дарья Александровна

Казанский федеральный университет, географический факультет

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что регионализация в обучении географии необходима: невозможно изучать географию своей страны, мира, не познав территорию, на которой живешь. Учить любить надо с малого: со своей семьи, дома, улицы, поселка, края.

  1. Литература:
  1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М.: «Просвещение», 1988
  2. Голуб Г.Б. и др. Основы проектной деятельности школьника./под ред. Е.А.Когана. – Самара: «Учебная литература», 2006
  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001
  4. Строев К.Ф. Краеведение. М.:»Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий подход в обучении географии

В статье Украйченко А.А. дан обзор организованных и проведенных комплексных экспедиций в разных уголках  России обучающихся МБОУ лицея №57 города Ростова-на-Дону. Высказывайте пожайлуста свои мыс...

Краеведческий подход в преподавании географии

В работе обобщен опыт работы с использованием краеведческого материала в преподавании географии, как в начальной, так и в средней школе, а так же внеклассной работе....

Краеведческий подход в преподавании географии.Тезисы выступления на августовской конференции.

Тезисы выступления на августовской конференции учителей г.Самары - 31.08.2012г....

Реализация деятельностного подхода в обучении географии на примере краеведческого материала.

Статья о применении деятельностного подхода на уроках географии....

Краеведческий подход в обучении географии (на чешском языке)

Статья "Краеведческий подход в обучении географии" на чешском языке...

Краеведческий подход в обучении географии

В статье дан обзор экскурсий и экспедиций, в том числе и по Бельгинским местам...

Краеведческий подход в обучении географии

Согласно новому Федеральному образовательному стандарту второго поколения предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в ...