"Экологическая направленность школьного курса географии в условиях введения ФГОС"
статья по географии (7 класс) по теме

Миронская Л.Г.

Экологическое воспитание - единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Обучение учащихся на уроках географии требует экологизации во время изучения всех курсов как   физической, так   и  экономической  географии.   Это   связано   с  большим отрицательным влиянием человеческого общества на окружающую среду, ухудшением экологического состояния нашей планеты,  и заставляет государство  готовить  экологически грамотных людей,  которые конкретно представляли связи в системе «природа - человек - общество» и могут предвидеть последствия влияния производства на природу.

         Экологизация школьного курса  дает возможность учителю географии показать причинно-следственные связи в системе известной формулы «производство-человек-природа», организовать обучение географии более качественно и  интересно, используя современные методы обучения, особенно метод проблемного обучения, показать возможность применения экологических знаний на практике, широко используя краеведческий материал.

В 5 классе при изучении общей географии проводится беседа с учащимися по вопросам отношения к природе своей местности, приводятся примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу и последствия этого влияния. 

Во «Вступлении» курса «География материков и океанов»-7 класс проводится актуализация знаний учащихся по вопросам «природа», «природа и человек», уделяется внимание вопросам охраны природы на всех материках, выявляются общие экологические проблемы материков и океанов, объясняются причины их возникновения и меры по ликвидации неблагоприятных последствий на жизнь и здоровье людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Г.Миронская

МБОУ «Гимназия№90» Советского района г. Казани, Россия

e-mail:larisa-1977@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

        Экологическое воспитание - единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Обучение учащихся на уроках географии требует экологизации во время изучения всех курсов как   физической, так   и  экономической  географии.   Это   связано   с  большим отрицательным влиянием человеческого общества на окружающую среду, ухудшением экологического состояния нашей планеты,  и заставляет государство  готовить  экологически грамотных людей,  которые конкретно представляли связи в системе «природа - человек - общество» и могут предвидеть последствия влияния производства на природу.

        Экологизация школьного курса  дает возможность учителю географии показать причинно-следственные связи в системе известной формулы «производство-человек-природа», организовать обучение географии более качественно и  интересно, используя современные методы обучения, особенно метод проблемного обучения, показать возможность применения экологических знаний на практике, широко используя краеведческий материал.

        Первые сведения о взаимодействии  человека и природы учащиеся приобретают во время изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе, затем это знакомство продолжается в курсе географии 5-11 класс, где учащиеся знакомятся с системой экологических знаний, учатся решать экологические проблемы различных уровней и применять полученные знания  в реальной жизни.

        В курсе географии изучается и экология человека, которая отличается от экологии растений и животных. Рассмотрим формирование экологических знаний учащихся  школьных курсов географии на примере 5-7 классов.

        В 5 классе при изучении общей географии проводится беседа с учащимися по вопросам отношения к природе своей местности, приводятся примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу и последствия этого влияния.

        При изучении темы «План и карта» учащиеся определяют на карте районы наиболее загрязненных территорий нашей планеты и выясняют причины появления того или иного вида загрязнения.

        В процессе изучения темы «Литосфера» рассматриваются вопросы, связанные с изменение земной поверхности человеком, предотвращение процессов эрозии, уделяется внимание бережному использованию ресурсов земных недр на примере своей местности.

        В теме «Гидросфера» экологическая направленность курса характеризуется  изменением свойств океанической  воды в результате хозяйственной деятельности человека, разработкой  мероприятий по охране водных ресурсов, рациональному использование внутренних вод родного края.

        Тема «Атмосфера» знакомит учащихся с вопросом экологического взаимодействия современного человека с атмосферой: перенос загрязненного воздуха ветром, влиянием отрицательной хозяйственной деятельности человека на климат, разработка мер по охране атмосферного воздуха.

        Тема «Биосфера» раскрывает перед учащимися  пути  взаимодействия человека со сферой жизни нашей планеты, мерами по охране биосферы своей территории.

        В теме «Географическая оболочка Экологические проблемы географической оболочки»  изучаются изменения природных комплексов в результате отрицательной хозяйственной деятельности человека,  взаимодействия компонентов природы в природном комплексе, определяются компоненты влияния природы на человека и человека на природу, иллюстрируются на конкретных примерах экологические проблемы своей местности в сочетании с проблемами всего земного шара.

        Раздел «Земля - планета людей» направлен на ознакомление учащихся с антропогенным влиянием человечества на загрязнение поверхностных вод и вод суши, первоначальное знакомство с международным характером проблемы «общество и окружающая среда», глобальными проблемами человечества.

        Во «Вступлении» курса «География материков и океанов»-7 класс проводится актуализация знаний учащихся по вопросам «природа», «природа и человек», уделяется внимание вопросам охраны природы на всех материках, выявляются общие экологические проблемы материков и океанов, объясняются причины их возникновения и меры по ликвидации неблагоприятных последствий на жизнь и здоровье людей.

        В теме «Океаны. Особенности экологии океанов» учащимися рассматривается  хозяйственная деятельность человека в океане и возникающие с ней экологические проблемы рыбных промыслов, морского транспорта, морской добычи природных ресурсов, последствия мировых экологических проблем на материках, вопросы международного сотрудничества в деле охраны океанов, проблемы загрязнения  вод океанов.

        При изучении тем «Африка. Австралия. Южная Америка» учащиеся знакомятся с экологическими проблемами южных материков земного шара, узнают о взаимодействие природы и человека в условиях экваториально-тропических экосистем, знакомятся с примерами рационального и нерационального природопользования на южных материках, разрабатывают мероприятия по охране и рациональному использованию ПТК Антарктиды, пытаются решать экологические проблемы материка, рассматриваются направления международного сотрудничества в вопросах охраны природы Антарктиды.

         При рассмотрении тем «Северная Америка. Евразия» учащиеся изучают экологические   проблемы   северных   материков, причины их возникновения и пути  решения в странах разного уровня социально-экономического развития, знакомятся с проблемами охраны природных комплексов своей местности.

        Особенность поведения современных школьников в природе состоит из тех знаний, которые учащиеся приобрели как на уроках, так и во внеурочное время на уроках географии. От степени экологических знаний и экологической компетентности зависит кругозор учащихся и их будущее профессиональное поведение.

Литература

1. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003г. - 91с.

2. Колдина Т.Г. География и экология в школе XXI век //Формирование ключевых компетенций учащихся в экологической деятельности - 2015 г.-№7-С.36-38

3. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2000г.- 128с.

4. Лавров С.Б. Так ли уж всё плохо? // География в школе -2015г.-№3- С.46-47
5. Родзевич Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования //География в школе. – 2014. - №3– С.38 – 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к результатам обучения и освоения содержания по курсу географии в условиях введения ФГОС ООО»

Данная презентация предназначена для учителей географии: при подготовке к работе, выступлении с данной темой на методическом объединении, педсовете и т.д.  В ней раскрываются требования к результ...

Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС.

Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС. "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы  украдём у детей завтра" Джон Дьюи. В условиях вве...

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО»

       Объектом данной проектной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроке географии....

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.Полноценная познавательная деяте...

Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС

Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому ...

Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС.

В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока.  Деятельностная  парадигма обучения требует  перехода от простой трансляции знаний...

Требования к современному уроку биологии и географии в условиях введения ФГОС нового поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС:• Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока.• Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя...