Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС.
методическая разработка по географии на тему

Уварова Наталия Викторовна

 

В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока.  Деятельностная  парадигма обучения требует  перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся.  Одно из основных условий эффективности урока - занятость всех учеников класса  продуктивной учебной деятельностью. Деятельность учителя в уроке – заключается  в проектировании учебной  деятельности, организации учебной деятельности , управлении учебной деятельностью учащихся .

Новые направления планирования и организации урока географии в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов показаны в статье ряда авторов под руководством  Душиной И. В.  "Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения",  которая размещена в журнале "География в школе" №3, 2012г., с.29

Сегодня в системе образования происходят большие изменения.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно - деятельностный  подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:

1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.

2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

Освоение географических умений и способов  деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает в себя репродуктивные, продуктивные, креативные умения.

Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов.

Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Предполагает овладение приёмами  компонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют:

- эффективность образовательного процесса, в частности

-усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;

-создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;

-способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;

-создают предпосылки для перехода к самообразованию;

-обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески  мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».        

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость и  анализировать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС.

Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС. "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы  украдём у детей завтра" Джон Дьюи. В условиях вве...

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО»

       Объектом данной проектной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроке географии....

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.Полноценная познавательная деяте...

Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС

Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому ...

"Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии в условиях введения ФГОС"

Одна из серьезнейших проблем современной школы - полное отсутствие интереса у учащихся к предету география и, как следствие, снижение географичской грамотности и культуры развтия учащихся.  Чувст...

Современный урок математики в условиях введения ФГОС основного общего образования

Какие качества необходимы современному выпускнику?Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.·  Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,·  другие - о воспитании,·...