Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС.
методическая разработка по географии на тему
В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока. Деятельностная парадигма обучения требует перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся. Одно из основных условий эффективности урока - занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью. Деятельность учителя в уроке – заключается в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности , управлении учебной деятельностью учащихся .
Новые направления планирования и организации урока географии в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов показаны в статье ряда авторов под руководством Душиной И. В. "Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения", которая размещена в журнале "География в школе" №3, 2012г., с.29
Сегодня в системе образования происходят большие изменения.
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно - деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:
1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.
2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.
Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.
Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.
Освоение географических умений и способов деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает в себя репродуктивные, продуктивные, креативные умения.
Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов.
Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Предполагает овладение приёмами компонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.
Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют:
- эффективность образовательного процесса, в частности
-усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;
-создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;
-способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;
-создают предпосылки для перехода к самообразованию;
-обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».
География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость и анализировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС.
Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС. "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра" Джон Дьюи. В условиях вве...
«Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО»
Объектом данной проектной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроке географии....
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.Полноценная познавательная деяте...
Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС
Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому ...
"Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии в условиях введения ФГОС"
Одна из серьезнейших проблем современной школы - полное отсутствие интереса у учащихся к предету география и, как следствие, снижение географичской грамотности и культуры развтия учащихся. Чувст...
Требования к современному уроку истории в условиях введения ФГОС
Урок истории в условиях введения ФГОС...
Современный урок математики в условиях введения ФГОС основного общего образования
Какие качества необходимы современному выпускнику?Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.· Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,· другие - о воспитании,·...