Разработка урока географии "Климат"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Формировать представление детей о климате,как влияет климат на природу и жизнь человека, раскрыть значение климата для хозяйственной детельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_40.docx306.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Климат».

Цель:

  • формировать представление о климате, влияние климата на природу и жизнь человека;
  • развивать умения анализировать диаграммы, описывать погоду;
  • воспитывать позитивный интерес к взаимосвязи климата и человека.

Планируемые результаты:

личностные: развитие интереса и познавательной деятельности путем связи теоретического материала с ежедневными явлениями в жизни учеников, формировать умения работать в группах.

метапредметные: формирование умения строить розу ветров, читать графиков.

предметные: формирование понятия "климат", выявление условий образования климата; раскрытие значения климата в хозяйственной деятельности человека.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки – задания,  учебник.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Ход урока:

  1. Орг. момент:  приветствие учащихся.

(в начале урока сказать детям из каждой группы по 2 человека сдвинуть парты)

Здравствуйте! Так обычно звучит приветствие, которое имеет глубокий смысл: «Здороваться – это значит желать здоровья!»   Меня зовут Татьяна Александровна.

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Садитесь, следите за осанкой. В ходе занятия мне понадобится помощник, который будет следить за правильными ответами и выдавать вам медальки (с изображением улыбающегося солнышка и надписью МОЛОДЕЦ!).

Мы с вами продолжим совершать путешествие по атмосфере. Назовите ассоциации с данным словом Атмосфера. (ответы учащихся). Хорошо! Молодцы!

  1. Актуализация опорных знаний:  

Фронтальная работа с учащимися:

- Что такое атмосфера?

(Слайд)

  1. Назовите процентное содержание каждого газа в составе атмосферы.

  1. Вычеркни лишнее:

3) В чем измеряются основные показатели АТМОСФЕРЫ?

4) Что они измеряют данные приборы? Соотнесите цифру и букву. (вызвать к доске)

5. Представлены схемы нагревания земной поверхности. Выберите правильную.

  1. Солнце – нагрев воздуха - нагрев земной поверхности.
  2. Солнце –нагрев земной поверхности - нагрев воздуха

6)  Построить Розу ветров.

С=2

СВ=5

В=2

Ю=3

ЮЗ=4

СЗ=6

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями! Мы вспомнили, какие изменения происходят в атмосфере. Мы продолжаем свое путешествие. И нас ждут новые открытия в оболочке АТМОСФЕРА.

3. Мотивация учебной деятельности.

- Сейчас я представлю вашему вниманию одну из характеристик, касающуюся темы Атмосфера а вы определите, о чем идет речь?

Он чрезвычайно разнообразен. На севере он, исключительно холодный, а на юге - жаркий, по восточным и юго-восточным окраинам преимущественно влажный, а в центральных районах - засушливый.

- Как вы думаете, что это?(КЛИМАТ)

- Итак, тема нашего занятия «Климат». Попробуйте определить цели нашего занятия.

4. Изучение нового материала.

  1. Беседа с учащимися с опорой на известный материал:

- Вспомните, что такое погода?

(вешаю табличку на доске слово ПОГОДА, затем предлагаю вспомнить элементы погоды: температура, давление, ветер, осадки, облачность. Все элементы подписываю под термином ПОГОДА) - образуется кластер.

Температура

Осадки

Ветер

Облачность

- Давайте согласно нашему кластеру опишем погоду.

Индивидуальная работа с учащимися:

- Дайте характеристику погоды сегодняшнего дня с помощью условных знаков, используя 2 форзац учебника.

- Итак, вы охарактеризовали погоду на сегодня. А сейчас проанализируем диаграммы типов погоды в  г. Москве за 1969 г., 1971 г. и средние многолетние (рис. на столах), используя 2 форзац учебника.

Январские диаграммы характеризует учитель в качестве образца.

А) обычно в г. Москве  преобладает умеренно-морозная погода -4-12 градусов, осадки в конце января в виде снега;

Б) январь 1971 года отличается от средних многолетних тем, что с 3 по 23 наблюдалась значительно-морозная погода, без осадков, облачность незначительная, лишь после 23 – средняя, а к концу месяца сплошная и осадки.

В) 1969 г. первая половина января стояла умеренно-морозная погода с облачностью с просветами, после 23 пошел дождь, началась оттепель.

-Что общего вы обнаружили, несмотря на различия?

Формулировка вывода:

  1. В начале января обычно незначительная облачность, осадков нет, по температуре – значительно-морозная.
  2. Конец января – оттепель, облачность сплошная, дождь.

- А на уроках каких предметов вы работали  с графиками, диаграммами?

- Охарактеризуйте график годового хода температур в Тарасовском районе в 2012 году: определите а) среднюю температуру самого теплого и самого холодного месяца; б) годовую амплитуду температуры воздуха для Тарасовского района.

(25-(-20)=45

Для Москвы, как и нашей местности характерна смена времен года. Морозы ждём на Рождество и на Крещение, а жару -  в июле.

Как бы долго не длилась зима, … за ней наступит …, а затем … лето.

Если мы слышим пение скворца (включается аудиозапись), то это значит…

-Какое время года наступило? (пришла весна)

Физминутка «Шум дождя»

- Дождь начинается  - потираем ладоши;

- Дождь идет сильнее – хлопаем в ладоши;

- Дождь идет ещё сильнее – хлопки по передней части ног;

- Начался ливень – топаем ногами;

- Дождь постепенно утихает – повторяется всё в обратном порядке.

4. Времена года (эмоциональная разрядка):

Вспомните стихи о 4 временах года, характерных для нашей местности.

А. С. Пушкин  Унылая пора! Очей очарованье!

                      Приятна мне твоя прощальная краса –

                         Люблю я пышные природы увяданье,

               В багрец и золота одетые леса.

А. Н. Майков  Пахнет сеном над лугами –

                          В песне душу веселя,

                          Бабы с граблями рядами

                          Ходят, сено шевеля.

Н. А. Некрасов  Не ветер бушует над бором,

                             Не с гор побежали ручьи,    

                                   Мороз- воевода дозором

                                   Обходит владенья свои

                                  Глядит -  хорошо ли метели

                          Лесные тропы занесли,

                         И нет ли где трещины, щели,

                         И нет ли где голой земли.

А. С. Пушкин  Гонимы вешними лучами,

                          С окрестных гор уже снега

                          Сбежали мутными ручьями

                         На потопленные луга.

                         Улыбкой ясною природа

                        Сквозь сон встречает утро года…

- Везде ли на Земле можно наблюдать смену времен года? (сразу не высвечивать) (слайд с рисунками Африки, Антарктиды, Арктики)

- Одинаковы ли элементы  погоды? (нет) Отчего это зависит?

Вывод (записывается вывод в тетради):

  1. На разных широтах типы погоды отличаются.

- Итак, вы описывали сегодняшнюю погоду, характеризовали показатели за год, за 2 года. А как вы считаете, что является климатом из всех этих характеристик?

Климат – это многолетний режим погоды, характерный для какой - либо местности.

- Характеризуя типы погоды, вы заметили, что в течение года она разная для нашей местности.

- Проблема! Какими элементами характеризуют климат? (с учебником  стр. 131)

- Вернемся к нашим записям на доске, в правой  части запишем понятие КЛИМАТ и выберите из предложенного списка элементы, характеризующие.

Климат

(многолетний режим)

Средняя многолетняя температура

Среднее годовое количество осадков

Зимнее солнцестояние

Преобладающие ветры (Среднегодовая «Роза ветров»)

Максимальная и минимальная температура января и июля

Тропики

А теперь класс разделим на 3 группы. Каждая группа приведет примеры – как климат оказывает влияние на жизнь людей? И свои примеры занесете в таблицу.

(заполняют таблицу)

5. Рефлексия.

- Итак, мы изучили тему.

Какую тему на уроке мы с вами изучили?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие были трудности?

Что хотели бы узнать дополнительно?

  1. Подведение итогов:

А теперь каждый подсчитает количество своих медалек. …. Я хочу отметить работу на сегодняшнем занятии… и поблагодарить вас за общение и доставленное мне получасовое удовольствие. 

 Комментирует и выставляет оценки за урок.

6.Задание на дом: §43, описать диаграмму № 2 на стр. 130.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...