Компетентностно - ориентированные задания по географии для обучающихся 6 класса по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему
В данной работе представлены задания для формирования предметных и метапредметных компетенций, умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fefelova_koz_po_geografii.docx | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностно - ориентированные задания
по географии для обучающихся 6 класса
по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
составила: учитель географии МБОУ «СОШ №5» Фефелова О.А.
Задание 1 тема: «Атмосферное давление» | |
Предметная компетентность | Применение полученных знаний в повседневной жизни |
Межпредметные связи | Предметы: физика, биология |
Ключевые компетентности | Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников; планирует поиск недостающей информации в соответствии с поставленной задачей. |
Стимул | Твои родные при смене погоды чувствуют недомогание. Попытайся объяснить, почему это происходит. |
Задачная формулировка | Внимательно прочитайте абзац из текста учебника на стр. 110 "Атмосферное давление", выпишите основные характеристики воздуха и сделайте вывод о причинах недомогания людей. |
Источник | учебник А.А. Лобжанидзе "Планета Земля", раздел VI "Атмосфера - воздушная оболочка Земли, урок № 43 "Атмосферное давление и ветер", стр. 110 |
Модельный ответ | Атмосферное давление. 1. Воздух - имеет определенный вес; Вывод: Из-за неравномерного прогревания земной поверхности происходит смена атмосферного давления, поэтому некоторые люди себя при этом плохо ощущают. Критерии оценивания: за каждую характеристику воздуха -0,5 балла правильно сформулированный вывод – 2,5 балла. Максимальный балл: 5 баллов |
Задание 3 тема: «Ветер» | |
Предметная компетентность | Применение полученных знаний и умений в жизни |
Межпредметные связи | Предмет: технология, «Основы безопасности жизнедеятельности» |
Ключевые компетентности | Регулятивная: Аспект: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний Постановка целей Умение предвидеть возможные результаты своей деятельности Самоконтроль и оценка своей деятельности |
Стимул | Вы любите кататься на лодке по озеру на дальние дистанции по одному и тому же маршруту, а встречный ветер – серьезное препятствие. Значит нужно знать заранее направление ветра и учитывать его при разработке маршрута, а для это вам нужен флюгер. Как его сделать? |
Задачная формулировка | Перед вами небольшой текст. Внимательно прочтите его. 1. Напишите последовательность действий по изготовлению флюгера. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 2. Запишите ответы на вопрос: Какие материалы вам понадобятся для изготовления флюгера. |
Источник | Текст для выполнения задания Если отрезать горлышко и дно от пластиковой бутылки (1,5 – 2 л), то из получившейся цилиндрической трубки можно сделать флюгер. У края трубки (10 мм от края) шилом прокалывается два отверстия одно над другим. В них вставляется штырь из проволоки диаметром 1-2 мм. С небольшим загибом, для закрепления флюгера. В качестве штыря можно использовать велосипедную спицу длиной 15-20 см. Снизу нанизывается бусина диаметром 5-15 мм, или любой круглый предмет с внутренним отверстием чуть больше, чем диаметра штыря. Можно вместо бусины нанизать на штырь парочку круглых пластин вырезанных из такой же бутылки, диаметром с основание. После сборки штырь нужно вбить на 1-2 см в деревянный брусок, и становить где-нибудь на крыше. Можно, конечно прикрутить проволокой штырь к верхушке телевизионной антенны. Сделанный из прозрачных пластиковых бутылок, флюгер будет мало заметен с улицы и не испортит внешний вид дома. |
Модельный ответ | Инструмент проверки (модельный ответ): Вопрос 1
Примечания: п. 3-4 могут быть даны как один шаг, может появиться пункт, связанный с установкой флюгера, который, строго говоря, не относится к его изготовлению, он не учитывается при оценке. Вопрос 2
Примечание: п. 4 не оценивается, т.к. он может отсутствовать, если обучающийся решил вырезать кружок из бутылки. Критерии оценивания: За каждый правильный ответ: 0,5 балла Максимальный балл: 5 баллов |
Задание 4 тема: «Температура воздуха» | |
Предметная компетентность | Применение полученных знаний в повседневной жизни |
Межпредметные связи | Предмет: математика, физика |
Ключевые компетентности | Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников |
Стимул | Вы собираетесь в туристический поход в горы. Их высота 4000 м. Чтобы правильно подобрать одежду, надо выяснить, какая температура на этой высоте . |
Задачная формулировка | Внимательно прочитайте текст на странице 104 учебника, выясните, как изменяется температура при подъеме вверх. Вычислите температуру в горах, если у подножия термометр показывает + 20°С |
Источник | учебник А.А. Лобжанидзе "Планета Земля", раздел VI "Атмосфера - воздушная оболочка Земли, урок № 40 "Температура воздуха", стр. 104 |
Модельный ответ | Солнечные лучи проходят через воздух атмосферы, почти не нагревая его. Основное тепло атмосферный воздух получает от нагретой земной поверхности. Поэтому температура воздуха в атмосфере понижается на 6ºС на каждый километр высоты. Значит, при подъеме на 4 км температура понизится на 24°С. 20ºС - 24°С= - 4ºС Вывод: в горах, на такой высоте холодно, следует взять теплую одежду. Критерии оценивания: За правильный ответ: 5 баллов |
Задание 5 тема: «Ветер» | |
Предметная компетентность | Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). Сформированность основ современной экологической культуры, накапливать опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях. |
Межпредметные связи | Предмет: экология, математика |
Ключевые компетентности | Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников Регулятивная: определение способов действий |
Стимул | Вы эколог, участник дискуссии о месте размещения тепловой электростанции в вашем городе. Какие рекомендации вы дадите? |
Задачная формулировка | В какой части города может рекомендовать эколог строительство ТЭС? На основании данных о направлениях ветров в течение месяца построить розу ветров и определить оптимальное место в городе такого предприятия. |
Источник | Источник информации: О направлении господствующих ветров можно судить по специально построенному графику – розе ветров. На нем отмечается число дней, в течении которых дул ветер того или иного направления ветров. Сведения с метеорологической станции данного города: направление ветров: С – 3 дня; СЗ – 4 дня; З – 5 дней; ЮЗ – 5 дней; Ю – 5 дней; СВ -2 дня; В -3 дня; ЮВ – 4 дня. |
Модельный ответ | Модельный ответ: Вывод: так как в данной местности преобладают ветры с юга, юго- запада и запада, свалку отходов и мусора следует разместить на востоке или северо-востоке от населенного пункта, чтобы дым с предприятия не загрязнял атмосферу в черте города. Критерии оценивания: Правильное построение розы ветров – 5 баллов. Правильный вывод – 3 балла. Максимальный балл – 8 баллов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Атмосфера - воздушная оболочка Земли". Тест по географии.
Итоговый контроль по теме "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" 6 класс 2 варианта.Составлен с использованием методических пособий: А.А.Лобжанидзе География 6 класс ...
Атмосфера - воздушная оболочка Земли.
Урок изучения нового материала по природоведению в 5 классе....
Тема урока: «Воздушная оболочка Земли – атмосфера».
Методическая разработка урока по географии...
Урок "Атмосфера - воздушная оболочка Земли"
Разработка урока "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" с применением технологии формирующего оценивания...
Урок "Атмосфера – воздушная оболочка Земли"
На уроке рассматривались проблемы агрессивной окружающей среды, в частности проблемы загрязнения атмосферы. Кроме образоватлеьных целей ставится задача обучить школьников элементарным навыкам ухода за...
Атмосфера - воздушная оболочка Земли.
Урок природоведения в 5 классе. Знакомство с атмосферой, строение, значение в природе и жизни человека....
Конспект урока по теме "Атмосфера-воздушная оболочка Земли."
Конспект урока «Атмосфера- воздушная оболочка Земли» можно использовать на уроках природоведения в 5 классе....