Интерактивный урок географии в 5 классе
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Интерактивный урок географии 5 класс по теме "Природная среда. Охрана природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnyy_urok_geografii_po_teme_-prirodnaya_sreda.ohrana_prirody.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ УРОКА
Природная среда. Охрана природы.
ФИО (полностью) | Макагонова Анжелика Григорьевна | |
Место работы | МБОУ СОШ№18 | |
Должность | Учитель географии | |
Предмет | география | |
Класс | 5г | |
Тема и номер урока в теме | Природная среда. Охрана природы. 5 урок в теме «Биосфера» | |
Базовый учебник | А.А. Летягин "География. Начальный курс М. «Вентана –Граф» 2016 год |
8.Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и способов её получения средствами технологии ИКТ.
9. Задачи:
Личностные : эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, понимание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Предметные: знать основные признаки понятий «окружающая среда», «природная среда», «искусственная среда», ООПТ, «заповедник», «биосферный заповедник», «экологическая тропа».
Уметь описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, сравнивать географические объекты на примере ООПТ, проектировать экологическую тропу.
Метапредметные:
генерировать идеи, преобразовывать информацию, работать с различными источниками информации, работать в режиме ограниченного времени.
10.Изучение нового материала.
11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая .
12.Технология: ИКТ.
13.Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, исследовательский
14. Методы познания: анализ, синтез , оценка, моделирование.
15.Оборудование :учебник А.А. Летягин "География. Начальный курс. 5 класс"
М. «Вентана –Граф» 2012 год ; компьютерные презентации, интернет-ресурсы, мультимедиапроектор, персональный компьютер, интерактивная доска.
16.Планируемый результат: формирование универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных.
17. Здоровье и психосберегающая среда создается на основе комфортных условий, активных форм изучения нового материала, смены видов и форм деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований с учетом САН-ПИНов
ХОД УРОКА
Этап урока | ТСО | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Планируемый результат УУД |
1.Организационный 1 минута | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют гостей. Проверяют наличие необходимого дидактического материала. | Включение в учебный процесс | |
2.Актуализация 3минуты 3.Мотивация Целеполагание 3-5 минут | Слайд 1 Схема Слайд 2 Фотоколлаж с исчезающими и вымерщими животными Слайд 3. Фотоколлаж с биотой Кировской области Слайд 4 Данные Всемирного фонда природы Слайд 5. Тема урока и задачи | 1. Обратите внимание на доску. Какую информацию вы можете извлечь из предложенной схемы? Обратите внимание на смысл понятий, на их соотношение. /Объявляю конкурс на максимальное количество информации, которую можно извлечь из схемы./ 2) Искусственная среда это часть окружающей среды, изменённая человеком. Эти изменения могут быть положительными и негативными. Обратите внимание на фотоколлаж. Как вы думаете, что объединяет данных животных? Какие растения и животные, обитающие в нашей местности, могли бы дополнить этот список? Почему над ними нависла угроза исчезновения?????? 3) WWF приводит шокирующие данные: …………………… Комиссия по биоразнообразию ООН обращает внимание на катастрофические изменения в мире живой природы, сравнивает нынешнюю ситуацию с исчезновением динозавров 65 миллионов лет назад. Если эти темпы вымирания сохранятся, то число вымирающих видов в следующие десятилетия будет исчисляться миллионами, угрожая стабильности всей экосистемы Земли. Ведь в природе всё связано совсем и если один вид вдруг исчезнет, равновесие может нарушиться и жизнь всех остальных видов окажется под угрозой. 4) Какой возникает вопрос? Какое возникает желание у каждого здравомыслящего человека? Какова будет тема урока? | Называют понятия «окружающая среда», «природная среда», «искусственная среда» их соотношение, предлагают определение понятий. Корректируют по учебнику. Часть из них вымерла, часть на грани вымирания. Называют редкие и исчезающие виды Кировской области причины их вымирания. вместе с учителем ставят задачи на урок Уточняют, что значит охранять природу. Записывают тему в путеводитель | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний, известных способов деятельности. Формирование собственных представлений о предмете изучения Умение ставить цели, планировать свою работу |
4.Первичное восприятие /Открытие нового знания/ /ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ | Слайд 7 СХЕМА Формы природоохранной деятельности
/в том числе Красная Книга/
Слайд 8 /задание № 2 из путеводителя/ Слайды ПРЕЗЕНТАЦИЯ ООПТ на ПК и на доске./ Слайд 9 Образец для проверки выполнения задания №2 Слайд 10 Задание №3 | В основе природоохранной деятельности лежат законы, документы. Законы …Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" Главным документом, в котором зафиксированы редкие и исчезающие виды растений и животных является Красная книга /что вы о ней знаете?/ Государственной Думой РФ 15 февраля 1995 г., /. был принят закон об особо охраняемых природных территориях – ООПТ. Используя презентацию ООПТ /Папка 5 класс на рабочем столе/, текст учебника, словарь терминов выполнить задание № 2 в путеводителе. Время на работу 6-7 минут. Задание № 3 КОНКУРС В течение 2-3 минут найдите интересную информацию о видах ООПТ в Интернете. Представьте её в краткой форме. | Заполняют схему в путеводителе Работают в парах. Взаимопроверка на основе образца. Озвучивают вывод. Презентуют информацию. | Формирование навыков поисковой деятельности Умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи. Формирование умений учебного сотрудничества. |
5. Осознание и осмысление /САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА/ | Слайд11 , схема Формы природоохранной деятельности Слайд 12 Слайд Закончи предложение | Самой доступной формой охраны природы является экологическое просвещение Это деятельность организаций (всемирный фонд дикой природы, Гринпис ..свой зелёный мир есть и в нашей школе одно из направлений экологического просвещения – создание экологической тропы. Задание №4 Найдите в словаре терминов определение экологическая тропа. Прочитайте текст на стр.150-151. Какие объекты могут быть включены в экологическую тропу? Просмотрите фотоматериалы, презентацию «Нургуш» фрагмент фильма. Выберите объекты для виртуальной экологической тропы /не менее трёх объектов/ Составьте схему экологической тропы и краткий рассказ-представление объектов экологической тропы. ВЫВОДЫ: Закончи предложение: Природа- это великое чудо нашей планеты, она бесконечно разнообразна и прекрасна, но и уязвима перед натиском технического прогресса, ………. | Работают в группах по 4 человека. | Умение работать с различными источниками информации, работать в режиме ограниченного времени. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
6. Закрепление /ПОВТОРЕНИЕ/ | Выполняют задания май тест. | Р Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | ||
7. Д\З | Слайд д\з | д\з з П. 24, определения, на выбор: - экологическая тропа в г. Кирове; - агитационный листок о защите природы . | Записывают д/з | |
8 Рефлексия | Слайд 5 Слайд мишень |
Прочитайте тему и задачи урока. Оцените свою работу. | Оценивают работу на уроке. Ставят в путеводителе баллы. | Рефлексивные умения |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЗАДАНИЯ ДЛЯ My Test
1. Особо охраняемое пространство, пребывание в пределах которого строго запрещено, называется… /заповедником /
2. Какие охраняемые природные территории передаются в бессрочное пользование научно-исследовательским или образовательным учреждениям./ Ботанические сады/
3. Какие особо охраняемые территории создаются на определенный срок и закрываются после восстановления численности популяции животных или растений? /Заказник/
4.Охраняемые территории, где не разрешена хозяйственная деятельность, но допускается организованный отдых, туризм, экскурсии называются…/ национальными парками/
5. Как называется организация утвердившая список объектов (памятников) Всемирного наследия?/ ЮНЕСКО/
6. Какой статус имеют уникальные природные территории представляющие огромный интерес для всего населения планеты? Объекты (памятники ) Всемирного наследия.
7. Какой вид охраняемых природных территорий позволил восстановить численность бобра и зубра в нашей стране? / Заказник/
8. К какой категории охраняемых природных территорий можно отнести гейзеры, водопады, пещеры? /памятники природы/
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Тема урока________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №1.
Заполни схему ФОРМЫ ПРИРОДООХРАННОЙ ДНЯТЕЛЬНОСТИ
- ЗАКОНЫ___________________________________________________________________________________________________________
- ДОКУМЕНТЫ______________________________________________________________________________________________________
- ООПТ_____________________________________________________________________________________________________________
- ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ__________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ№2
Используя презентацию ООПТ /Папка 5 класс на рабочем столе/, текст учебника, словарь терминов
заполните таблицу. (В графе ХАРАКТЕРИСТИКА записывай цифры верных для данного вида ООПТ утверждений.)
ВИДЫ ООПТ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Заповедник | 1, 10, 11, 13 |
Национальный парк | 1, 9 10, 11 |
Заказник | 8, 6, 7 |
Памятник природы | 15 |
Ботанические сады и дендрологические парки | 3, 4. 5, 8, 14 |
Время на работу 6 -7 минут.
Характеристика:
1.Участки территории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного использования
2. Участки территории, временно изъятые из обычного хозяйственного использования
3.Участок территории, где в открытом грунте культивируются древесные растения (деревья, кустарники, лианы), размещаемые по систематическим, географическим, экологическим, декоративным и другим признакам.
4.Земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование либо паркам , либо научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся
5. Действуют вспомогательные учреждения – оранжереи, гербарии, библиотеки ботанической литературы, питомники, экскурсионно-просветительские отделы.
6. После восстановления плотности популяции видов животных и растений, природного ландшафта закрываются
7. Существует несколько типов: ландшафтные, гидрологические, биологические.
8. Хозяйственное использование других ресурсов допускается, но в такой форме, которая не оказывает отрицательного влияния на охраняемые виды или группу видов
9. Сохранение природных комплексов и объектов в сочетании с организацией экологического просвещения населения в процессе непосредственного знакомства с типичными и уникальными ландшафтами, растениями и животными
10. Защищают ресурсы животного и растительного мира, ценные и уникальные ландшафты или отдельные их компоненты
11. Охраняются эталоны природных комплексов
12. Выполняют три главные задачи:
охрана флоры, фауны и экосистем; ведение научной работы; работа по восстановлению редких и исчезающих видов растений и животных
13.Ведут постоянные наблюдения за изменением природной среды под влиянием антропогенной деятельности человека.
14. Озелененная территория специального назначения
15. Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях объекты
ЗАДАНИЕ №3 КОНКУРС
В течение 2-3 минут найдите интересную информацию о видах ООПТ в Интернете. Кратко изложите её.
ЗАДАНИЕ№4
- Найдите в словаре терминов определение экологическая тропа.
- Прочитайте текст на стр. 150 учебника с целью определить какие объекты могут быть включены в экологическую тропу.
- Просмотрите фотоматериалы, презентацию «Нургуш . Выберите объекты для виртуальной экологической тропы /не менее трёх/
- Составьте схему экологической тропы и краткий рассказ-представление объектов экологической тропы.
- Время на работу 4-5 минут
ЗАДАНИЕ №5.
Выполни задания My Test /|рабочий стол ПК/
Время на работу 3-4 минуты
Д/З П. 24, определения.
Задание на выбор:
- экологическая тропа в г. Кирове;
- агитационный листок о защите природы
ПРОЧИТАЙ ЦЕЛИ НА УРОК. Оцени свою работу с помощью мишени. Запиши результат баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
интерактивный урок для 6 класса
интерактивный урок для 6 класса...
Методическая разработка интерактивного урока географии в 5 классе
план-конспект, презентация, карточки для актуализации знаний...
Презентация к уроку географии 6 класс "География в загадках".
Предлагаю красочную презентацию к уроку географии по теме "География в загадках" для 6 класса. В ней представлены загадки с ответами-картинками. Можно использовать на уроках повторения в кон...
Разработка интерактивного урока во 2 классе по теме "Числительные. Множественное число имен существительных в английском языке"
Технологическая карта урока английского языка во 2 классе по теме "Числительные. Множественное число имен существительных в английском языке" Урок разработан по УМК "Rainbow Engli...
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....