Статистико-аналитический отчет результатов ЕГЭ по географии в 2016 году по Республике Тыва
статья по географии на тему
В отчете представлены результаты ЕГЭ 2016 года. Отчет может быть адресован кожунным (районным) и городским отделам образования, учителям-предметникам. В нем отражена картина качества образования и подготовки к итоговой аттестации выпускников. В отчете выявлены школы, выпускники которых не преодолели минимальный порог. В таком случае представленные данные - руководство к действию по устранению недоработок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statistiko.docx | 107.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Статистико-аналитический отчет результатов ЕГЭ по
географии в Республике Тыва в 2016 году
- Характеристика участников ЕГЭ
- Количество участников ЕГЭ по предмету (за последние 3 года)
предмет | 2014 | 2015 | 2016 | |||
чел. | % от общего числа участников (6540 чел) | чел. | % от общего числа участников по РТ (4667 чел) | чел. | % от общего числа участников по РТ (4272 чел) | |
география | 375 | 5,7 | 377 | 8,1 | 201 | 4,7 |
- в 2016 году экзамен сдавали: юношей 109 человек (54,2%); девушек 92 человека (45,1%) от общего числа участников ЕГЭ по географии, в 2015 году юношей 207 человек (54,9%); девушек 170 человек (44%). Традиционно экзамен по географии выбирают юношей больше, чем девушек.
- Количество участников ЕГЭ в регионе по категориям:
Всего участников ЕГЭ по предмету | 201 | 100,00% |
Из них: - выпускников текущего года - выпускников СПО - выпускников прошлых лет | 167 3 31 | 83,08% 1,49% 15,42% |
- количество участников по типам ОО:
Всего участников ЕГЭ по предмету | 201 | 100,00% |
Из них: - выпускники лицеев и гимназий - выпускники СОШ - выпускники ОСОШ, ВСОШ - центр образования «Аныяк» - школа-интернат | 6 156 6 31 2 | 2,99% 77,61% 2,99% 15,42% 1% |
- Количество участников ЕГЭ по предмету по административным образованиям региона:
Административно-территориальные единицы | Количество участников ЕГЭ по предмету | В % к общему числу выпускников по РТ |
Город Кызыл | 63 | 1,5 |
Бай-Тайгинский кожуун (район) | 11 | 0,3 |
Барун-Хемчикский кожуун | 7 | 0,2 |
Дзун-Хемчикский кожуун | 9 | 0,2 |
Каа-Хемский кожуун | 8 | 0,2 |
Кызылский кожуун | 15 | 0,3 |
Монгун-Тайгинский кожуун | 3 | 0,07 |
Овюрский кожуун | 4 | 0,09 |
Пий-Хемский кожуун | 4 | 0,09 |
Сут-Хольский кожуун | 11 | 0,3 |
Тандинский кожуун | 7 | 0,2 |
Тере-Хольский кожуун | 7 | 0,2 |
Тес-Хемский кожуун | 5 | 0,1 |
Тоджинский кожуун | 10 | 0,2 |
Улуг-Хемский кожуун | 16 | 0,4 |
Чаа-Хольский кожуун | 9 | 0,2 |
Чеди-Хольский кожуун | 7 | 0,2 |
Эрзинский кожуун | 5 | 0,1 |
Всего: | 201 | 4, 85 |
Вывод о характере изменения количества участников ЕГЭ по предмету: география по – прежнему не популярный предмет, сказывается тот факт, что экзамен по данному предмету требуется только в узкоспециализированные вузы, поэтому на протяжении последних трех лет его выбирают всего от 4 до 8% выпускников из общего количества участников ЕГЭ. Динамика трех последних лет показывает, что этот предмет популярен у выпускников города Кызыла, выбирающих географию в качестве экзамена по выбору.
Основной день сдачи экзамена - 27 мая 2016 года, в нем приняло участие 175 человек. Досрочный день сдачи экзамена состоялся 01 апреля 2016 г., в нём принял участие 21 человек, это все выпускники прошлых лет. Резервный день экзамена прошел 22.06.16 года, приняли участие 5 человек, все выпускники текущего года.
Изменения по количеству участников ЕГЭ, в сравнении с предыдущим годом, показывают следующее:
2014 | 2015 | 2016 | |
Всего выпускников | 375 | 377 | 201 |
Количество выпускников текущего года (11,12 классы) | 273 | 277 | 170 |
Выпускников прошлых лет | 85 | 81 | 31 |
Выпускников НПО, СПО | 15 | 10 | 3 |
Выпускников вечерних школ | 2 | 9 | - |
Выпускников ОО г. Кызыла | 82 | 100 | 63 |
Выпускников кожуунов (районов) | 372 | 275 | 138 |
- Краткая характеристика КИМ по предмету.
- Содержание КИМ ЕГЭ по географии определяется требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационной работе ЕГЭ 2016 г., осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. В этом документе выделены основные разделы школьного курса географии, которые взяты за основу выделения блоков содержания, подлежащего проверке в ЕГЭ.
• Источники географической информации
• Природа Земли и человек
• Население мира
• Мировое хозяйство
• Природопользование и геоэкология
• Регионы и страны мира
• География России
В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.
- Количество заданий, проверяющих знание конкретных разделов школьного курса географии, определяется с учетом значимости отдельных элементов содержания и необходимости полного охвата требований к уровню подготовки выпускников.
- Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей и включает в себя 34 задания, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. (18 заданий базового уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня сложности и 1 задание высокого уровня сложности).
В экзаменационной работе представлены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
1) задания, требующие записать ответ в виде числа;
2) задания, требующие записать ответ в виде слова;
3) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;
4) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка;
5) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;
6) задания на установление правильной последовательности.
Ответами к заданиям части 1 являются цифра, число, последовательность цифр или слово (словосочетание).
Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (2 задания повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого уровня сложности).
Распределение заданий по частям экзаменационной работы с указанием первичных баллов представлено в табл. 1.
Табл.1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы.
Часть работы | Кол-во заданий | Максимальный первичный балл | % максим-го первич. балла за задания данной части от макс-го перв-го балла за всю работу, равного 46 | Тип заданий |
Часть 1 | 27 | 32 | 70 | С кратким ответом |
Часть 2 | 7 | 14 | 30 | С развернутым ответом |
итого | 34 | 46 | 100 |
- Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий.
Экзаменационная работа предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями.
Так как достижение ряда требований в различных вариантах экзаменационной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 2 примерного распределения.
Таблица 2. Примерное распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса географии
Содержательный блок, включенный в экзаменационную работу | Количество заданий | Максимальный первичный балл | % макс. первичного балла за задания данного раздела от максим-го первич-го балла за всю работу, равного 46 |
1.Источники географической информации | 4 | 5 | 11 |
2.Природа Земли и человек | 7 | 9 | 20 |
3.Население мира | 4 | 5 | 11 |
4.Мировое хозяйство | 3 | 5 | 11 |
5.Природопользование и геоэкология | 3 | 4 | 9 |
6.Регионы и страны | 2 | 2 | 4 |
7.География России | 11 | 16 | 34 |
Итого | 34 | 46 | 100 |
Распределение заданий экзаменационной работы по видам умений и способам действий показано в таблице 3.
Табл. 3. Распределение заданий по видам умений и способам действий.
Основные умения и способы действий | Количество заданий/баллов за выполнение заданий | ||
Вся работа | Часть 1 (задания с кратким ответом) | Часть 2 (задания с развернутым ответом) | |
| 15/21 | 14/19 | 1/2 |
| 16/23 | 11/13 | 5/11 |
| 3/4 | 2/2 | 1/2 |
Итого | 34/47 | 27/33 | 7/14 |
- Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня проверяют овладение экзаменуемыми наиболее значимым содержанием в объеме и на уровне, обеспечивающем способность ориентироваться в потоке поступающей информации (знание основных фактов; понимание смысла основных категорий и понятий, причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями). Для выполнения заданий повышенного уровня требуется овладение содержанием, необходимым для обеспечения успешности дальнейшей профессионализации в области географии. Задания высокого уровня подразумевают овладение содержанием на уровне, обеспечивающем способность творческого применения знаний и умений. При их выполнении требуется продемонстрировать способность использовать знания из различных областей школьного курса географии для решения географических задач в новых для учащихся ситуациях. Распределение заданий КИМ по уровням сложности показано в таблице 4.
Табл.4. Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | % макс. первичного балла за задания данного уровня сложности от максим-го первич-го балла за всю работу, равного 47 |
базовый | 18 | 22 | 47 |
повышенный | 10 | 14 | 30 |
высокий | 6 | 11 | 23 |
итого | 34 | 47 | 100 |
- Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Задания части 1 проверяются автоматически (ответы сравниваются с эталонами). Ответы на задания части 2 проверяются экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев. В зависимости от типа и сложности задания его выполнение оценивается разным количеством баллов. Выполнение заданий 1–6, 8, 10–11, 14–17, 20–27 оценивается 1 баллом; за выполнение заданий 7, 9, 12, 13, 18, 19 в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов. За выполнение заданий части 2 в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов. Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 47. В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России (от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205) «61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом… 62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу». Если расхождение составляет 2 балла за выполнение любого из заданий 28–34, то третий эксперт проверяет ответы только на те задания, которые вызвали столь существенное расхождение. Баллы для поступления в вузы подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.
- Продолжительность ЕГЭ по географии.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: 1) для каждого задания 1–23 – до 3 минут; 2) для каждого задания 24–27 – до 5 минут; 3) для каждого задания 28–34 – до 15 минут.
- Дополнительные материалы и оборудование.
Используются линейки, транспортиры и непрограммируемые калькуляторы, а также карты-приложения. Перечень дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено на ЕГЭ, утвержден приказом Минобрнауки России.
- Изменения в КИМ 2016 года по сравнению с КИМ 2015 года.
Количество заданий в экзаменационной работе сократилось с 41 до 34. Из экзаменационной работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа. В КИМ включены новые модели заданий с кратким ответом. Максимальный первичный балл уменьшился с 51 до 47. В состав КИМ экзаменационной работы включены карты-приложения, которые могут использоваться для выполнения заданий. Все элементы содержания, проверявшиеся в экзаменационной работе 2015 г., проверяются и в экзаменационной работе 2016 г.
- Основные результаты ЕГЭ по предмету
- В текущем году
- средний балл ЕГЭ по предмету в Республике Тыва 39,8.
- основные результаты:
Количество, чел. | В % к общему числу участников ЕГЭ по предмету | |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 52 | 25,9 |
Количество (доля) участников, получивших выше ТБ2. | 6 | 3 |
Количество (доля) участников, получивших от 81 до 100 баллов | 2 | 1 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 |
- Диаграмма распределения участников ЕГЭ по предмету по тестовым баллам:
- Результаты по категориям участников ЕГЭ:
Выпускники организаций среднего общего образования | Выпускники СПО | Выпускники прошлых лет | |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 18,8% (32 чел. из 170) | 33,3% (1 чел. из 3-х) | 32,3% (10 чел. из 31) |
Средний балл | 41,2 | 31,8 | 31,9 |
Доля участников, получивших выше ТБ2 | 3,7 % (6 чел.) | 0 | 0 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 1,2% (2 чел) | 0 | 0 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 | 0 |
- результаты по кластерам ОО:
СОШ (158 чел.) | Гимназии, лицеи (6 чел.) | ОСОШ, ВСОШ (7 чел.) | Центр образования «Аныяк» (31 чел.) | |
Доля участников, набравших баллов ниже минимального значения | 17,7% (28 чел.) | 0 | 71,4% (5 чел.) | 58,1% (18 чел.) |
Средний балл | 45,1 | 57 | 24 | 31,9 |
Доля участников, получивших выше ТБ2 | 3,8% (6 чел.) | 0 | 0 | 0 |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | 1,3% (2 чел.) | 0 | 0 | 0 |
Количество выпускников, получивших 100 баллов | 0 | 0 | 0 | 0 |
- сравнение результатов по ОО: отношение среднего балла 10% лучших ОО к среднему баллу 10% худших ОО по предмету (за последние 3 года)
предмет | Средний балл ЕГЭ в 10% ОО с лучшими результатами | Средний балл ЕГЭ в 10% ОО с худшими результатами | Отношение среднего балла ЕГЭ в 10 % ОО с лучшими результатами к среднему баллу ЕГЭ в 10% ОО с худшими результатами | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2014 | 2015 | 2016 | 2014 | 2015 | 2016 | |
география | 76,6 | 61,9 | 62,1 | 19 | 20,8 | 20,9 | 4 | 3 | 3 |
- Динамика результатов ЕГЭ по предмету за последние 3 года
Субъект РФ | |||||
ЕГЭ-2014 | ЕГЭ-2015 | ЕГЭ-2016 | |||
Не преодолели минимальной границы | 91 | 133 | 52 | ||
Средний балл | 49,7 | 39,7 | 39,8 | ||
Набрали тестовый балл выше ТБ2 по предмету | 11 | 7 | 6 | ||
Набрали от 81 до 100 баллов | 1 | 0 | 2 | ||
Получили 100 баллов | 0 | 0 | 0 |
- Основные результаты ЕГЭ по предмету в сравнении по административно-территориальным единицам
Административно-территориальные единицы | Количество участников ЕГЭ по предмету | В % к общему числу выпускников по РТ | Не преодолевшие минимальную границу,чел. | Средний балл | Высокобалльники (81-100 баллов) |
Город Кызыл | 63 | 1,5 | 18 | 40,6 | 1 |
Бай-Тайгинский кожуун (район) | 11 | 0,3 | 3 | 31,4 | 0 |
Барун-Хемчикский кожуун | 7 | 0,2 | 1 | 40,1 | 0 |
Дзун-Хемчикский кожуун | 9 | 0,2 | 1 | 45,8 | 0 |
Каа-Хемский кожуун | 8 | 0,2 | 0 | 50,2 | 0 |
Кызылский кожуун | 15 | 0,3 | 2 | 46,9 | 0 |
Монгун-Тайгинский кожуун | 3 | 0,07 | 1 | 43,3 | 0 |
Овюрский кожуун | 4 | 0,09 | 1 | 39,5 | 0 |
Пий-Хемский кожуун | 4 | 0,09 | 1 | 42 | 0 |
Сут-Хольский кожуун | 11 | 0,3 | 6 | 32,3 | 0 |
Тандинский кожуун | 7 | 0,2 | 3 | 34,9 | 0 |
Тере-Хольский кожуун | 7 | 0,2 | 2 | 37 | 0 |
Тес-Хемский кожуун | 5 | 0,1 | 0 | 49,3 | 0 |
Тоджинский кожуун | 10 | 0,2 | 2 | 26,4 | 0 |
Улуг-Хемский кожуун | 16 | 0,4 | 1 | 47,8 | 1 |
Чаа-Хольский кожуун | 9 | 0,2 | 4 | 40,5 | 0 |
Чеди-Хольский кожуун | 7 | 0,2 | 3 | 37,3 | 0 |
Эрзинский кожуун | 5 | 0,1 | 2 | 31,8 | 0 |
Всего: | 201 | 4,85 | 52 | 39,8 | 0 |
Вывод о характере изменения результатов ЕГЭ по предмету:
По сравнению с предыдущим годом показатели ЕГЭ 2016 года не улучшились. По тестовым баллам результаты показывают следующее: из 201 человека 52 (25,9%) не преодолели минимальной границы (тестовые баллы от 7 до 34); 79 человек (39,3%) набрали тестовые баллы от 37 до 50; 62 выпускника (30,8%) набрали от 51 до 66 баллов; 6 человек (3%) – от 67 до 77 баллов, 2 человека сдали пустые работы. Две выпускницы 2016 года набрали по 83 балла (Соскал Айлана Александровна СОШ №14 г. Кызыла, Тондувай Анзат Альбертовна МБОУ СОШ №1 г. Шагаан-Арыг Улуг-Хемского кожууна).
Результаты средних баллов по категориям участников ЕГЭ: у выпускников организаций среднего общего образования средний балл 41,2; у выпускников СПО – 31,8; у выпускников прошлых лет – 31,9.
Результаты участников ЕГЭ по кластерам ОО показал долю участников, набравших баллов ниже минимального значения:
- по СОШ составила 17,7% (28 чел. из 158);
- по гимназиям и лицеям – 0;
- по ОСОШ, ВСОШ – 71,4% (5 чел. из 7);
- по Кызылскому центру образования «Аныяк» - 58,1% (18 чел. из 31).
Средний балл ЕГЭ в 10% ОО с лучшими результатами за последние 3 года незначительно повысился с 61,9 в 2015 году до 62,1 в 2016 году. Этого недостаточно для положительной оценки возросшего качества обучения выпускников.
За последние 3 года (с 2014 по 2016 гг.):
- снизилось количество выпускников, выбравших в качестве экзамена по выбору географию: в 2015 г. – 377 человек, в 2016 г. – 201.
- снизилось число выпускников не преодолевших минимальной границы (91 чел. в 2014 году, 133 человека в 2015 году, 52 в 2016 году);
- показатель среднего балла остался неизменным (39,7 в 2015 году; 39,8 в 2016 г.);
- снижение числа выпускников, набравших ТБ выше ТБ2 по предмету (11 в 2014 году, 7 человек в 2015 году, 6 человек в 2016 г.);
- число высокобалльников (от 81 до 100 баллов) незначительно увеличилось 1 в 2014 году, 0 в 2015 году, 2 в 2016 г.);
- выпускников, получивших 100 баллов за последние 3 года нет;
- процент качественных работ выпускников составил 33,8.
Результаты ЕГЭ в сравнении по административно-территориальным единицам показывают:
- Как и всегда большинство участников ЕГЭ представил город Кызыл (в 2016 году - 63 чел. из них, выпускников прошлых лет (ВПЛ) - 31, выпускников СПО – 3 чел.), средний балл составил 40,6. Из-за низкого уровня подготовки к ЕГЭ выпускников ВПЛ и СПО, средний балл ОО г. Кызыла ежегодно снижается. Без данной категории выпускников средний балл по ОО г. Кызыла в 2016 году составил 58,2. Высокие показатели результатов ЕГЭ в ОО г. Кызыла: МБОУ СОШ №7 (СБ 66), МБОУ СОШ №8 (СБ 65), МБОУ Гимназии №5 (СБ 64).
- В 2016 году наибольшее количество участников представили два кожууна (района) республики: Улуг-Хемский – 16 человек (не преодолевших минимальный порог – 1 чел., средний балл – 47,8, получивший 83 балла – 1 чел. Лучшие показатели у МБОУ СОШ №1 г. Шагаан-Арыг, средний балл выпускников которой 62,8), Кызылский – 15 человек (не преодолевших минимальный порог – 2 чел., средний балл – 46,9).
- Хорошую подготовку к ЕГЭ продемонстрировали выпускники следующих кожуунов республики:
- Каа-Хемский кожуун: всего сдавали 8 человек, не преодолевших минимальный порог нет, средний балл – 50, 2. Лучшие показатели у СОШ с. Сизим – 61,5 средний балл:
- Тес-Хемский кожуун: всего сдавали 5 человек, не преодолевших минимальный порог нет, средний балл – 49,3.
- Низкие результаты ЕГЭ показали выпускники следующих кожуунов (районов):
- Тоджинский кожуун: всего сдавали 10 человек, не преодолели минимальный порог – 2, средний балл – 26,4;
- Бай-Тайгинский кожуун: всего сдавали 11 человек, не преодолели минимальный порог – 3, средний балл – 31,4;
- Эрзинский кожуун: всего сдавали 5 человек, не преодолели минимальный порог – 2, средний балл – 31,8;
- Сут-Хольский кожуун: всего сдавали 11 человек, не преодолели минимальный порог – 6, средний балл – 32,3;
- Тандинский кожуун: всего сдавали 7 человек, не преодолели минимальный порог – 3, средний балл – 34,9;
- Тере-Хольский кожуун: всего сдавали 7 человек, не преодолели – 2, средний балл – 37;
- Чеди-Хольский кожуун: всего сдавали 7 человек, не преодолели минимальный порог – 3, средний балл – 37,3;
- Овюрский кожуун: всего сдавали 4 человека, не преодолел минимальный порог – 1 человек, средний балл – 39,5.
Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий
Таблица 4.1. Показатели выполнения участниками ЕГЭ заданий КИМ 2016 года
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания | Проверяемые требования к уровню подготовки | Коды проверяемых умений | Уровень сложности задания | Средний процент выполнения по региону | ||||
Часть 1 | ||||||||||
1 | Географические модели. Географическая карта. План местности. | 1.1 | Уметь определять на карте географические координаты | 2.4.3 | Б | 55,2 | ||||
2 | Атмосфера. Гидросфера. | 2.4; 2.5 | Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними | 1.8.1 | Б | 56,7 | ||||
3 | Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование. | 5.1; 5.2 | Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем | 1.12 | Б | 19,9 | ||||
4 | Литосфера.Гидросфера. Атмосфера. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. | 2.2; 2.4–2.7; 7.2 | Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, географическую зональность и поясность. | 1.8.1; 1.8.2 | Б | 15,4 | ||||
5 | Особенности природы материков и океанов. Особенности распространения крупных форм рельефа материков и России. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России | 2.8; 7.2.1; 7.2.2 | Знать и понимать географические особенности природы материков и океанов, особенности природы России. | 1.9; 1.10.3 | Б | 38,3 | ||||
6 | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли | 2.1 | Знать и понимать географические следствия движений Земли. | 1.7 | Б | 40,8 | ||||
7 | Литосфера. Рельеф земной поверхности. Мировой океан и его части. Воды суши. Особенности природы материков и океанов. | 2.2; 2.4; 2.8 | объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, определять на карте местоположение географических объектов | 2.4.4 | Б | (0 б) 40,8 не справились | (1 б) 20,4 | (2 б) 37,8 | ||
8 | Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения | 3.3; 3.4; 3.7 | Знать и понимать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран. Уметь оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира | 1.3.1; 2.6.2 | Б | 50,2 | ||||
9 | Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара. Размещение населения России. Основная полоса расселения | 3.1; 7.3.3 | Уметь оценивать территориальную концентрацию населения, знать и понимать географические особенности населения России | 2.6.4; 1.10.4 | Б | (0 б) 29,9 не справились | (1 б) 43,8 | (2 б) 25,4 | ||
10 | Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства. | 3.8; 4.1 | Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйств, различия в уровне и качестве жизни населения | 1.4.1; 1.3.3 | Б | 43,3 | ||||
11 | Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | 6.4 | Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов; их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда | 1.5 | Б | 17,4 | ||||
12 | Городское и сельское население. Города | 7.3.6 | Знать и понимать географические особенности населения России | 1.10.4 | Б | (0 б) 14,4 не справились | (1 б) 38,3 | (2 б) 46,3 | ||
13 | География отраслей промышленности России. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта. | 7.4.3–7.4.5 | Знать и понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России | 1.10.5 | П | (0 б) 19,4 не справились | (1 б) 42,8 | (2 б) 36,8 | ||
14 | Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России | 7.5 | Знать и понимать особенности природно-хозяйственных зон и географических районов России | 1.10.6 | Б | 17,9 | ||||
15 | Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам | 3.1–3.6; 4.5; 4.6 | Уметь выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений | 2.1 | Б | 41,3 | ||||
16 | Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России | 4.1; 7.4; 7.5 | Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений | 2.5 | Б | 35,3 | ||||
17 | Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле | 2.5 | Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных явлений | 3.1 | Б | 50,7 | ||||
18 | Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города | 6.3; 7.1.3 | Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов; административно-территориальное устройство Российской Федерации. | 1.5; 1.10.2 | Б | (0 б) 38,8 не справились | (1 б) 18,4 | (2 б) 41,8 | ||
19 | Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной продукции. Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы | 4.2–4.4 | Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда | 1.4.2 | П. | (0 б) 28,9 не справились | (1 б) 42,8 | (2 б) 33,3 | ||
20 | Часовые зоны | 7.1.2 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени | 3.1 | П | 61,2 | ||||
21 | Направление и типы миграции населения России. Городское и сельское население | 7.3.4; 7.3.6 | Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений | 2.5 | П | 49,8 | ||||
22 | Природные ресурсы | 5.1 | Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий | 2.6.1 | П | 33,8 | ||||
23 | Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология | 2.3 | Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий | 1.1 | П | 47,8 | ||||
24 | Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | 6.4 | Уметь выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений | 2.1 | П | 22,4 | ||||
25 | Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России | 7.5 | Уметь выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений | 2.1 | В | 21,9 | ||||
26 | Географические модели. Географическая карта, план местности | 1.1 | Уметь определять на плане и карте расстояния | 2.4.1 | Б | 62,7 | ||||
27 | Географические модели. Географическая карта, план местности | 1.1 | Уметь определять на плане и карте направления | 2.4.2 | П | 35,8 | ||||
Часть 2 | ||||||||||
28 | Географические модели. Географическая карта, план местности | 1.1 | Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели. | 2.8 | В | (0 б) 51,7 не справились | (1 б) 15,4 | (2 б) 22,4 | ||
29 | Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства | 2.2; 2.4–2.7; 3.3; 3.4; 4.2–4.4; 5.2; 7.2; 7.4.3–7.4.5 | Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Уметь объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде. | 2.2; 2.7; 3.2 | В | (0 б) 58,2 | (1 б) 18,9 | (2 б) 14,4 | ||
30 | Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта, сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства | 2.2; 2.4–2.7; 3.3; 3.4; 4.2–4.4; 5.2; 7.2; 7.4.3–7.4.5 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития. | 3.3 | В | (0 б) 60,2 не справились | (1 б) 15,9 | (2 б) 10,9 | ||
31 | География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер | 4.1 | Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений | 2.5 | П | (0 б) 55,2 не справились | (1 б) 14,9 | (2 б) 19,9 | ||
32 | Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли | 2.1 | Знать и понимать географические следствия движений Земли. | 1.7 | В | (0 б) 75,1 не справились | (1 б) 7,5 | (2 б) 4,5 | ||
33 | Численность, естественное движение населения России | 7.3.1 | Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенности территорий человеческими ресурсами | 2.3.1 | П | (0 б) 43,3 не справились | (1 б) 16,4 | (2 б) 30,3 | ||
34 | Направление и типы миграции | 7.3.4 | Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем | 2.3.2 | В | (0 б) 47,3 не справились | (1 б) 12,9 | (2 б) 30,8 | ||
Всего заданий – 34, из них по типу заданий: заданий с кратким ответом – 27, заданий с развернутым ответом – 7; по уровню сложности: Б – 18; П – 10; В – 6. Максимальный первичный балл за работу – 46. Общее время выполнения работы – 180 минут. |
Приложение к таблице 4.1.
Задания части 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||||||||
% выполнения | 55,2 | 56,7 | 19,9 | 15,4 | 38,3 | 40,8 | (0) 40,8 | (1) 20,4 | (2) 37,8 | 50,2 | (0) 29,9 | (1) 43,8 | (2) 25,4 | 43,3 | 17,4 | (0) 14,4 | (1) 38,3 | (2) 46,3 | (0) 19,4 | (1) 42,8 | (2) 36,8 | 17,9 | 41,3 |
Задания части 1 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | ||||
% выполнения | 35,3 | 50,7 | (0) 38,8 | (1) 18,4 | (2) 41,8 | (0) 28,9 | (1) 42,8 | (2) 33,3 | 61,2 | 49,8 | 33,8 | 47,8 | 22,4 | 21,9 | 62,7 | 35,8 |
Средний показатель верно выполненных заданий части 1 составил 38,5%, это ниже показателя 2015 года на 9,7 % (48,2%) и ниже показателя 2014 года на 14,5% (53%). Наиболее успешно справились с заданиями 20 – 61,2%; 26 – 62,7%. Хуже всего справились с заданиями 3 –19,9%; 4 –15,4%; 9 – 25,4%; 11 – 17,4%; 14 – 17,9%; 24 – 22,4%; 25 – 21,9%.
Рис. 4.2. Процент выполнения заданий части 1 ЕГЭ 2016 года.
Анализ результатов выполнения заданий части 1.
КИМ ЕГЭ 2016 года претерпел существенные изменения. В части 1 экзаменационной работы по географии 2016 года предлагалось 27 заданий с выбором верного ответа, вместо 35-ти в КИМ 2015 года. Изменения произошли в сокращении заданий базового уровня, увеличении заданий повышенного уровня, сократилось количество заданий части 1 (с 35 до 27), подавляющее большинство заданий с выбором нескольких ответов, в отличие от КИМ 2015 года, где в 1 части преобладали задания с выбором одного ответа. Процент выполнения заданий части 1 составил 38,5 (в 2015 году – 48,2%).
Выпускники 2016 года показали низкий уровень выполняемости заданий: №3 в котором проверялись природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем, с ним справилось 19,9% выпускников; задание №4 базового уровня, где проверялось знание и понимание географических явлений и процессов в геосферах, взаимосвязей между ними, географической зональности и поясности, выполнение этого задания составила 15,4%; задание №9 базового уровня, процент выполнения 25,4, проверялось умение оценивать территориальную концентрацию населения, знать и понимать географические особенности населения России; задание №11 базового уровня, проверялось знание и понимание географической специфики отдельных стран и регионов; их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда, процент выполнения 17,4; задание №14 базового уровня, процент выполнения 17,9, проверялось знание и понимание особенностей природно-хозяйственных зон и географических районов России; задание №24 повышенного уровня, где проверялось умение определить страну по её краткому описанию, процент выполнения 22,4; задание №25 высокого уровня сложности, проверялось умение определить регион России по его краткому описанию, процент выполнения 21,9.
Пример задания 3 из демоверсии досрочного периода
Что из перечисленного является примерами рационального природопользования? Запишите все цифры, под которыми указаны примеры рационального природопользования.
1) проведение лесовосстановительных работ в местах лесных пожаров
2) использование систем оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях
3) осушение болот в верховьях малых рек
4) использование попутного нефтяного газа в качестве сырья для химической промышленности
Ответ: ___________________________.
Задание из категории базовых. Вероятно, выпускники не обратили внимание на последовательность выставления ответов, это сказалось на ответах в целом.
Пример задания 4 из демоверсии досрочного периода
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
Климат Восточной Сибири Климат Восточной Сибири _____________(А) континентальный, чем Западной. Это проявляется в исключительно больших сезонных различиях температуры воздуха, малой облачности, небольшом количестве атмосферных осадков на равнинах. Зимой в Восточной Сибири формируется область _____________(Б) атмосферного давления – Азиатский антициклон. Температура воздуха в январе на огромном пространстве Восточной Сибири изменяется от –26 °С на юго-западе до –42 °С на территории Центральноякутской низменности. На северо-востоке, в межгорных котловинах, температура воздуха может понижаться до –60 °С, на дне котловин воздух более_____________(В), чем на склонах гор. Это явление называется температурной инверсией.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово может быть использовано только один раз. Список слов:
1) более 2) повышенный 3) менее 4) тёплый 5) пониженный 6) холодный
А | Б | В |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Ответ:
Задание новое, из категории базовых, требующее вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка. Такой тип заданий в КИМ ЕГЭ по географии ранее не включался. Это задание проверяет понимание географических явлений и процессов в геосферах, взаимосвязи между ними, географической зональности и поясности. Выпускники оказались не готовы к решению подобных заданий. Показали как недостаточное владение географической терминологией, понятийным аппаратом физической географии, не пониманием взаимосвязей между отдельными компонентами природы.
Пример задания 9 из демоверсии досрочного периода
Какие три из перечисленных регионов России имеют наибольшую среднюю плотность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.
1) Архангельская область
2) Белгородская область
3) Краснодарский край
4) Республика Саха (Якутия)
5) Хабаровский край
А | Б | В |
6) Курская область
Ответ:
Задание базового уровня, оценивалось в 2 балла, с выбором трёх правильных ответов из предложенного списка. Проверялись умения определять и сравнивать тенденции развития географических объектов и процессов в них.
Примеры заданий 11, 14 из демоверсии досрочного периода
№13. Какие из утверждений о Мексике верны? Запишите все цифры, под которыми они указаны.
1) Нефтяная и газовая – одни из ведущих отраслей промышленности Мексики.
2) Для Мексики характерна миграционная убыль населения.
3) Мексика – самая большая по численности населения страна Латинской Америки.
4) На территории Мексики имеются действующие вулканы.
Ответ: ___________________________.
№14. Какие из утверждений о хозяйстве Западной Сибири верны? Запишите все цифры, под которыми они указаны.
1) На территории Западной Сибири разведаны крупные месторождения природного газа.
2) В регионах Западной Сибири бóльшая часть электроэнергии производится на АЭС.
3) В пределах территории Западной Сибири находится один из основных зерновых регионов России.
4) Машиностроение развито в южной части Западной Сибири.
Ответ: ___________________________.
Задания базового уровня, ответы выпускников показывают недостаточное знание и понимание географической специфики страны и региона, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда. С заданиями справились 17,4% и 17,9% выпускников соответственно.
Примеры заданий 24, 25 из демоверсии досрочного периода
№ 24. Определите страну по её краткому описанию. Эта страна расположена в Восточном полушарии на полуострове, омываемом водами двух океанов. На её территории находится крайняя северная точка той части света, в которой эта страна расположена. По форме правления она является конституционной монархией. В международном географическом разделении труда она выступает как крупный производитель нефти и природного газа.
Ответ: ___________________________.
№ 25. Определите регион России по его краткому описанию. Этот край находится в Азиатской части страны, имеет выход к двум морям. Выхода к Государственной границе РФ не имеет. На его территории имеются значительные запасы угля, нефти и природного газа, никелевых руд. Значительны запасы древесины, велик гидроэнергетический потенциал рек. Основные отрасли промышленности: цветная металлургия, электроэнергетика, машиностроение, горнодобывающая, химическая, лесная и деревообрабатывающая.
Ответ: ___________________________ край.
Задание 24 повышенного уровня. Процент выполнения 22,4 (в 2015 году - 22,6%) остался на том же уровне. Задание 25 высокого уровня сложности. Процент выполнения 21,9 (в 2015 году - 20,6). Имеется незначительное повышение процента выполнения. Традиционно малое количество выпускников дает на него верный ответ. Тема природно-хозяйственного районирования России считается наиболее сложной в курсе экономической географии России. Выпускники затрудняются выделять существенные признаки географических объектов и явлений.
В обоих заданиях проверялось умение выделять существенные признаки географических объектов. Несмотря на то, что с 2016 года на экзамене используются карты, выпускники всё же не смогли ими воспользоваться должным образом, это говорит о недостаточно развитых умениях и навыках работы с картографическим материалом.
Анализ результатов выполнения заданий части 2.
Задания части 2 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | ||||||||||||||
% выполнения | (0) 51,7 | (1) 15,4 | (2) 22,4 | (0) 58,2 | (1) 18,9 | (2) 14,4 | (0) 60,2 | (1) 15,9 | (2) 10,9 | (0) 55,2 | (1) 14,9 | (2) 19,9 | (0) 75,1 | (1) 7,5 | (2) 4,5 | (0) 43,3 | (1) 16,4 | (2) 30,3 | (0) 47,3 | (1) 12,9 | (2) 30,8 |
Рис. 4.3. Процент выполнения заданий части 2 ЕГЭ 2016 года.
Средний показатель верно выполненных заданий части 2 составил 16,5, что на 4,3% выше показателя 2015 года (12,2 %). Все задания части 2 вызвали затруднение у большинства выпускников, особенно и традиционно это задание №32, в этом году с ним справилось 4,5% выпускников. Также неприглядно обстоят дела с заданиями №№30,31,29,28, проценты выполнения от 10,9 до 22,4.
Рис. 4.4. Процент выполнения заданий части 2 ЕГЭ 2016 года в сравнении с 2015 годом
Проверка выполнения заданий с развернутым ответом осуществлялась на основе использования поэлементного анализа ответов экзаменуемых в соответствии с критериями оценивания, которыми сопровождается каждое задание.
Часть 2 в 2016 году включала пять заданий (28,29,30,32,34) высокого уровня сложности и два задания (31,33) повышенного уровня сложности. В содержании заданий части 2 ЕГЭ 2016 года изменений не было.
Уровень выполнения заданий 28 (построение профиля рельефа местности) и 29 (задание по демографическим показателям страны) повысился на 2,8% и 3,6% соответственно, тем не менее с этими заданиями справилось лишь 14 - 22 % выпускников. Анализ ответа выпускников на задание 28 имеет свои особенности, т.к. ответом является исполнение в графической форме. В качестве одного из элементов верного ответа на это задание в критериях оценивания указывается: «Форма профиля в основном совпадает с эталоном». Форма профиля в ответе выпускника считается в основном совпадающей с эталоном, если на рисунке учащегося участки со спусками (подъемами) соответствуют участкам со спусками (подъемами на эталоне. С заданием 28 (высокий уровень сложности) справились полностью (2 балла) – 22,4%; частично (1 балл) – 9,8%; не справились (0 баллов) – 51,7%, в 2015 г. с ним не справилось 70% выпускников, причем большинство не приступало к этому заданию вообще.
В заданиях 29 (высокий уровень сложности) и 30 (высокий уровень сложности) требовалось объяснить то или иное географическое явление, спрогнозировать те или иные изменения в окружающей среде, обосновать свою точку зрения по тому или иному вопросу. При этом предлагалось указать две причины, два последствия, довода. Для решения было необходимо:
- уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде. Основной ошибкой при выполнении задания явилось неумение выполнить анализ предлагаемых данных, сопоставить факты, провести их анализ и сделать верные выводы.
Процент верных ответов (2 балла) в задании 29 – 14,4; частично верных ответов (1 балл) – 18,9%; неверных ответов (0 баллов) – 58,2%, в 2015 году с ним не справилось более 75% выпускников.
На задание 30 дали полный ответ (2 балла) - 10,9%; частично ответили (1 балл) – 15,9%; не справились с заданием 60,2% (в 2015 г.-73,5%) выпускников. Задание предполагало использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития.
Задание 31 (повышенный уровень сложности) проверяло умение определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений. Были предложены две страны, и нужно сравнить, какую роль играет сельское хозяйство и промышленность в их экономике. Для этого требовалось воспользоваться предложенными социально-экономическими показателями и провести математический расчет, записав решение. В критериях оценки выполнения задания 31 указывалось, что в ответе должны быть приведены вычисления или их результаты. Процент выполнения таков: на 2 балла выполнили 19,9% выпускников, на 1 балл – 14,9%; не справились с заданием 55,2% (в 2015 г.- 70,6%).
Самый низкий процент выполнения в задании 32 (высокий уровень сложности). Процент выполнения составил в этом году всего 4,5 (в 2015 году – 6,8%). О не успешности выполнения данного задания говорит тот факт, что изучение темы «Земля планета Солнечной системы» осуществляется в 6 классе, при 1 часе в неделю и более детально не повторяется. Это задание имеет стабильно низкую решаемость. В 2015 году этот показатель решаемости немного выше нынешнего года на 2,3%, значительно возросло количество «нулевых» ответов и не приступавших к решению. Это говорит о влиянии таких факторов, как: несформированность географического (пространственного) мышления; слабое владение математическим аппаратом для решения географических задач. Ответы демонстрируют непонимание следствия направления осевого вращения Земли с запада на восток и неумение определить положение заданной точки в западном или восточном полушарии. Примером тому такое решение: «К Гринвичу прибавим 9 часов в градусах. 15 · 9 = 135º, 135 + ещё 20 мин ≈ 140º. Ответ: 140º в.д. или з.д.» (стиль ответа сохранён). Подводило участников ЕГЭ и невнимание к расчёту времени: указанное в задании время в часах и минутах, при решении считалось как целое число с десятыми долями. Так, например, 9 часов 20 минут, как 9,2 часа, 6 часов 20 минут так же, как 6,2 часа. Отсюда решения: «12 – 9,2 = 2,8 часа. Т.к. 1 час = 15º, получим долготу пункта 15 · 2,8 = 42º з.д.»; «(12-6,2) · 15 = 5,8 · 15 = 87». Такая небрежность приводила к получению неверного ответа (в первом случае правильный ответ был «40º з.д.», во втором «85º з.д.»). Среди ответов был и такой вариант решения: «Различие во времени между искомым пунктом и Гринвичем составляет ….. часа ». Ответ неверный, поскольку неверно указано полушарие (правильный ответ «з.д.»)
Это наиболее типичные ошибки при выполнении подобных заданий. При этом ряд участников ЕГЭ, приступивших к выполнению задания, пытались построить меридиональную сетку. Несмотря на то, что в этом году разрешено использовать карты КИМ и была возможность лишний раз «включить» воображение не для только для работы с цифрами, решаемость оказалась даже ниже прошлогодних показателей на 2,3.
В задании 33 (повышенный уровень) требовалось умение находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенности территорий человеческими ресурсами находить и анализировать информацию при изучении географических объектов и явлений. Требовалось определить по абсолютным данным показатель естественного прироста населения в расчете на 1000 жителей. Процент выполнения выпускниками: 0 баллов – 43,3%, 1 балл – 16,4%, 2 балла – 30,3%. В 2015 году с заданием не справились более 88% участников ЕГЭ.
С заданием 34 (высокий уровень сложности) - определение показателя естественного прироста- полностью справились 30,8% выпускников, выполнили неверно или не вычисляли показатель – 47,3% (в 2015 г. – 76,7%), справились на 1 балл – 12,9%. Необходимо было вычислить значение показателя миграционного прироста региона, по данным об изменении численности его населения по годам, и соответствующим величинам естественного прироста.
Результаты выполнения заданий в 2016 году лучше, чем в прошлом году на 16,7%, они свидетельствуют о том, что значительное количество выпускников понимают суть относительных статистических показателей и уже могут применить имеющиеся у них знания и умения для получения новых данных.
Анализ результатов экзамена позволил также выявить некоторые типичные недостатки в географической подготовке участников ЕГЭ. Учет этих недостатков имеет большое значение для повышения эффективности преподавания. Как отмечалось выше, хуже других освоены требования стандарта, относящиеся к разделу «Природа Земли и человек». В первую очередь это касается темы «Земля как планета». Знания географических следствий формы, размеров и движений Земли являются базовыми для понимания всех географических закономерностей. О непонимании географических следствий движений годового движения Земли при наклонном положении ее оси более чем половиной участников экзамена свидетельствует то, что они не могут применить знания о положении Солнца над горизонтом на разных параллелях в течение года для сравнения продолжительности светового дня, высоты Солнца над горизонтом. Большинство участников ЕГЭ не смогли выполнить задания, в которых требовалось применить знания о следствиях суточного и годового движений Земли для сравнения высоты Солнца в определенное время суток в конкретном месте или определить географическую долготу места по имеющимся данным о времени суток. Сложности с выполнением этих заданий связаны с тем, что участники не понимают, какие из изученных закономерностей им следует применить для решения данной конкретной задачи, и это свидетельствует о неглубоком усвоении данных знаний преимущественно на репродуктивном уровне. Нельзя считать в необходимой степени сформированным умение определять и сравнивать по статистическим источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений (это изменение базируется на метапредметном умении извлекать и анализировать данные из различных источников информации). 35% участников справились с проверяющими это умение заданиями, в которых требовалось на основе статистических данных, характеризующих динамику показателей социально - экономического развития отдельных регионов России в процентах к предыдущему году, определить, в каких регионах наблюдался рост объемов производства в рассматриваемый в задании период. Значительная часть экзаменуемых не понимают, что любое значение показателя более 100% означает прирост объемов по сравнению с предыдущим годом, и наоборот, любое значение показателя менее 100% означает уменьшение объемов производства.
Выводы и методические рекомендации.
Анализ результатов ЕГЭ по географии в 2016 году позволил сделать следующие выводы о подготовке выпускников Республики Тыва:
- По основным показателям результаты ЕГЭ в Республике Тыва остались на том уровне, что в 2015 году и ниже аналогичных показателей по РФ.
- Не достигли базового уровня подготовки по предмету, предусмотренного образовательным стандартом для средней (полной) школы 52 человека (25,9%) из общего числа сдававших предмет (201 человек) по Республике Тыва.
- Средний тестовый балл по Республике Тыва в 2016 году составил 39,8, что на 0,1 выше показателя прошлого года (39,7) и ниже показателя 2014 года (49,7).
- Низким уровнем подготовки (0-40 баллов) обладают 77 человек (38,3% экзаменуемых).
- Удовлетворительный уровень подготовки, предусматривающий усвоение на базовом уровне важнейших понятий курса географии, формирующих фундамент географических знаний (41 – 50 баллов), имеют 53 человека (26,4 % экзаменуемых).
- Хороший уровень подготовки, предусматривающий прочное усвоение элементов содержания на базовом и повышенном уровнях сложности (51 – 67 баллов), показали 68 выпускников (33,8% экзаменуемых).
- Отличный уровень подготовки, предполагающий глубокое и осознанное понимание теоретического материала и умение применять полученные знания в различных новых и нестандартных ситуациях (68 – 100 баллов), имеют 3 человека (1,5% экзаменуемых). В 2015 году ни один выпускник не выполнил задания на 80 баллов и выше, в 2016 году – двое сдали ЕГЭ на 83 балла.
Анализ результатов ЕГЭ по географии позволил выявить отрицательную динамику: в период с 2014 по 2016 гг. наблюдается снижение как уровня подготовки выпускников, так и снижение количества участников ЕГЭ, незначительно снижается доля экзаменуемых с низким уровнем подготовки.
ЕГЭ по географии сдавали всего 4,7% выпускников 2016 года от общего числа всех участников ЕГЭ 2016 года по Республике Тыва.
На основании результатов ЕГЭ можно предложить ряд рекомендаций учителям по улучшению качества подготовки выпускников и по совершенствованию некоторых аспектов изучения географии в школе.
При подготовке к экзамену, необходима целенаправленная работа, которая предполагает планомерное повторение изученного материала и тренировку в выполнении заданий различного типа.
Успешное решение заданий с картографической составляющей предполагает, что: а) работа по формированию картографических умений и навыков должна выстраиваться системно и преемственно от класса к классу; б) включение учащихся в работу не только с картами разной тематики, но и разного масштаба при изучении всех курсов географии. При определении по карте расстояний с помощью масштаба (задание 26) важно не только точно измерить расстояние между объектами в соответствии с масштабом, но и не забывать, что ответ следует записывать в метрах.
При определении азимута по карте (задание 27) затруднения экзаменуемых связаны с ошибочным представлением о том, что азимут (как угол между направлением на север и на предмет) измеряется против часовой стрелки.
При выполнении задания на построении профиля рельефа местности по топографической карте (задание 28) ошибки чаще всего связаны с неумением определить направление уклона местности с помощью бергштрихов, неправильным определением высоты горизонталей.
В задании 29 может потребоваться объяснить, как особенности компонентов природы той или иной территории, так и особенности демографической ситуации. В задании 30 требуется объяснить особенности размещения промышленного предприятия.
Типичные ошибки при выполнении подобных заданий связаны, главным образом, с неверным пониманием взаимозависимостей между показателями рождаемости населения, возрастной структурой и смертностью, продолжительностью жизни и возрастной структурой населения. Многие выпускники пытаются объяснить сравнительно высокую смертность в развитых странах экологическими причинами. Также следует обратить внимание на особенности формулировок заданий 29 и 30. В них предлагается указать две причины, два последствия, довода. Если будет указано более двух причин (доводов), то оцениваться будут только две позиции, указанные в ответе первыми. Это означает, что при ответе на эти задания не следует писать всё, что имеет хоть какое-то отношение к вопросу, а четко выделять главное.
Основными причинами затруднений выпускников при ответе на задание 32 является их неспособность выбрать подход к ее решению; непонимание того, что высота Солнца над горизонтом зависит не только от географической широты, но и от времени суток; неспособность осуществить перенос имеющихся знаний в новую ситуацию (если точки по условию задания находятся в Южном, а не в Северном полушарии).
Задание 33 проверяет умение находить и анализировать в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов или явлений. В задании требовалось определить показатель естественного прироста населения в %0. В задании 34 необходимо путем математических расчетов определить величины миграционного прироста населения. Самая распространенная ошибка – неверные математические расчеты.
Самая многочисленная (38,3%) группа выпускников имеют очень низкий уровень подготовки. Они почти не знают основные географические термины и понятия, факты и номенклатуру, столицы наиболее крупных государств мира и административные центры регионов России, особенности географического положения России, особенности рельефа материков и России, этногеографическую специфику (религиозный состав) населения мира и отдельных регионов России, особенности размещения населения мира и России; географические особенности размещения основных отраслей мирового сельского и транспорта хозяйства; имеют базовые знания по геоэкологии: плохо ориентируются в природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем, в типологических характеристиках стран современного мира (различия в уровне и качестве жизни населения, особенности демографической ситуации, основные направления миграций населения мира). Результаты ЕГЭ выявили, что более 30% выпускников не обладают необходимыми базовыми умениями: использовать картографические и статистические источники для поиска и извлечения информации (умеют читать географические карты различного содержания, определять по карте географические координаты и расстояния, определять различия во времени), классифицировать природные ресурсы. Их подготовка характеризуется не владением материалом разных тем, наличием достаточно детальных пространственных представлений о размещении географических объектов. Их знания не являются полными и системными. Теоретические знания о пространственных, причинно-следственных связях между географическими объектами и явлениями усвоены ими значительно хуже, чем фактологические знания.
Одним из факторов, снижающих результаты этой группы выпускников на экзамене, является их недостаточная математическая подготовка. Компенсировать данный недостаток можно, объяснив им порядок расчетов показателей в промилле (попрактиковаться в этом также можно при изучении регионального раздела). При проведении практической работы, нацеленной на формирование предусмотренного стандартом умения определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономическим объектов, процессов и явлений, необходимо до проведения работы пояснить обучающимся, что любое значение показателя более 100% означает прирост объемов по сравнению с предыдущим годом, и наоборот, любое значение показателя менее 100% означает уменьшение объемов производства.
Выявленные недостатки подготовки выпускников, вероятно, могут быть связаны с различными факторами, в значительной степени с недостатком времени на изучение географии в базисном учебном плане, и, как следствие этого, перегруженностью действующих программ и некоторых учебников. По мере реализации ФГОС эта проблема должна быть постепенно решена. На основании анализа результатов экзамена можно предложить некоторые меры по совершенствованию преподавания географии в школе. Для профилактики недостатков подготовки будущих выпускников, повышения системности их знаний большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в знаниях обучающихся. Рекомендуется при планировании образовательного процесса предусмотреть перед началом изучения каждого раздела курса время на диагностику аспектов подготовки, являющихся опорными при изучении той или иной темы. Полезными при составлении соответствующих диагностических работ могут быть задания из различных сборников, предназначенных для проведения тематического контроля.
Методическую помощь учителю и выпускникам при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2016 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);
- открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, который содержит задания экзаменационных работ, использовавшихся в реальных вариантах ЕГЭ разных лет. Все задания, используемые в ЕГЭ, проходят многоступенчатую экспертизу на предмет их соответствия обязательному минимуму содержания географического образования, а также зафиксированным в стандартах требованиям к уровню подготовки выпускников.
Работа региональной предметной комиссии.
Руководитель ПК Монгуш Нелли Владимировна, Почетный работник общего образования РФ.
Характеристика региональной предметной комиссии по географии: эксперты по проверке работ ЕГЭ – ведущие учителя высшей категории школ, гимназий, лицеев. Большинство педагогов работают в составе комиссии более 5 лет. В этом учебном году обучающий семинар в г. Москве по программе обучения экспертов прошла Монгуш Н.В., дважды такое обучение прошла Зименина Т.И., являющаяся ведущим экспертом ПК. Дистанционные обучающие курсы экспертов ЕГЭ прошли все 8 человек, членов экспертной группы.
Критерием согласованности работы экспертной группы – наличие третьих проверок. В ЕГЭ 2016 года была 1 работа была подана на апелляцию, удовлетворена не была. 14 работ были отправлены на 3 проверку (расхождение баллов составило от 2-х до 5-ти), что не было существенным нарушением в работе комиссии. Компьютер с выходом в Интернет остался не востребован, т.к. работ, вызвавших затруднения у экспертов при оценивании не было, содержание заданий в этом году качественно не изменились.
Эксперты предметной комиссии | количество |
Количество экспертов в предметной комиссии, чел. | 8 |
Из них: - учителей ОО - нет | 8 |
Из них: - имеющие звание «Почетный работник общего образования РФ» | 5 |
Из них: - имеющих статус ведущего эксперта - имеющих статус старшего эксперта - имеющих статус основного эксперта | 2 5 1 |
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания предмета в субъекте РФ.
В целях успешной организации подготовки учителей географии республики провести следующие мероприятия:
- Тувинскому государственному институту переподготовки и повышения квалификации кадров Республики Тыва с целью повышения результатов выполнения заданий 16 – 34 при составлении плана квалификационных курсов для учителей, разработать соответствующий учебный блок, связанный с содержательными и методическими аспектами подготовки к ЕГЭ, уделив особое внимание заданиям повышенного и высокого уровня сложности, результаты которых в Республике Тыва ниже, чем в РФ.
- Провести ряд учебно-методических семинаров и консультаций с последующей сдачей экзамена для учителей географии кожуунов республики; с обсуждением проблем подготовки выпускников; к выполнению заданий повышенного и высокого уровня сложности, уделив особое внимание районам и школам с неудовлетворительными и низкими результатами ЕГЭ.
- Продолжить обучение региональных экспертов на базе ФИПИ.
Составитель отчета о результатах методического анализа:
Председатель предметной комиссии – Монгуш Нелли Владимировна;
место работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 9 города Кызыла Республики Тыва;
должность – учитель географии;
категория – высшая;
ученой степени нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по результатам инновационной работы в 2015-2016 учебном году
Говоря о конкретном опыте внедрения и использования инноваций в работе учителя физики необходимо, прежде всего, отметить что сравнительно успешному осуществлению этого процесса способствует сове...
Отчет о результатах инновационной деятельности в 2016 году
Информация о проведенных мероприятиях в рамках инновационной деятельности...
Отчет о работе предметной комиссии по французскому языку в субъекте Российской Федерации Республика Тыва в 2018 году
Отчет о работе предметной комиссии по французскому языку в субъекте Российской Федерации Республика Тыва в 2018 году...
ПРИКАЗ "О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по результатам заседания, проведенного 27 января 2016 года"
ПРИКАЗ "О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по результатам заседания, проведенного 27 января 2016 го...
Урок по географии республики Тыва "Особо охраняемые территории республики Тыва", 8 класс
Технологическая карта и презенатция урока географии "Особо охраняемые территории республики Тыва" , 8 класс. Дается информация об ООПТ республики, повторение и закрепление определений ООПТ: ...
Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва накануне Дня Космонавтики
Уважаемые Коллеги, Вашему Вниманию предлагается сценарий торжественной церемонии накануне Дня Космонавтики....
Методические рекомендации по совершенствованию преподаванию литературы на основе результатов единого государственного экзамена в 2023 году в Республике Адыгея
Методические рекомендации по совершенствованию преподаванию литературы на основе результатов единого государственного экзамена в 2023 году в Республике Адыгея...