Отчет о работе предметной комиссии по французскому языку в субъекте Российской Федерации Республика Тыва в 2018 году
материал по французскому языку на тему

Андалаева Лариса Сереновна

Отчет о работе предметной комиссии по французскому языку в субъекте Российской Федерации Республика Тыва в 2018 году

Скачать:


Предварительный просмотр:

Часть 1. Методический анализ результатов ЕГЭ по французскому языку

1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

1.1 Количество участников ЕГЭ по учебному предмету (за последние 3 года)

Таблица 1

Учебный предмет

2016

2017

2018

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

Французский язык

2

0,5

0

0

5

0,2

1.2 Проценты  юношей (чел.) и девушек (чел.) по французскому языку

Количество

Проценты

юноши

девушки

юноши

девушки

0

5

0

100%

1.3 Количество участников ЕГЭ по французскому языку в регионе по категориям

Таблица 2

Всего участников ЕГЭ по французскому языку

5

Из них:

выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО

5

выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО

0

выпускников прошлых лет

0

участников с ограниченными возможностями здоровья

0

1.4 Количество участников ЕГЭ по французскому языку по типам ОО

Таблица 3

Всего участников ЕГЭ по французскому языку

5

Из них:

  • выпускники лицеев и гимназий

5

  • выпускники СОШ

0

1.5  Количество участников ЕГЭ по французскому языку по АТЕ региона

Таблица 4

АТЕ

Количество участников ЕГЭ по учебному  предмету

% от общего числа участников в регионе

МБОУ гимназия №5 г.Кызыла

5

0,2

ВЫВОД ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ:  В целом, число участников ЕГЭ (текущего года)   по республике, по сравнению с позапрошлым годом, увеличилось.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ:

Целью единого государственного экзамена по иностранным языкам является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемых. Основное внимание при этом уделяется речевой компетенции, т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, говорении, а также языковой компетенции, т.е. языковым знаниям и навыкам. Социокультурные знания и умения проверяются опосредованно в разделах «Аудирование», «Чтение» и являются одним из объектов измерения в разделе «Письмо» и в устной части экзамена; компенсаторные умения проверяются опосредованно в разделе «Письмо» и в устной части экзамена.

КИМ ЕГЭ по иностранным языкам содержат письменную и устную части. Письменная часть, в свою очередь, включает четыре раздела: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо». При этом следует иметь в виду, что, хотя разделы «Аудирование», «Чтение», «Письмо» и устная часть экзамена имеют в качестве объектов контроля умения в соответствующих видах речевой деятельности, эти умения обеспечиваются необходимым уровнем развития языковой компетенции экзаменуемых.

Успешное выполнение заданий на контроль рецептивных видов речевой деятельности обеспечивается знанием лексических единиц, морфологических форм и синтаксических конструкций и навыками их узнавания/распознавания. Задания раздела «Письмо» и устной части экзамена требуют от экзаменуемого, помимо этих знаний, навыков оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте. Орфографические навыки являются объектом контроля в заданиях 19–31 раздела «Грамматика и лексика», а также заданий 39, 40 раздела «Письмо».

Экзаменационная работа содержит письменную и устную части. Письменная часть, в свою очередь, включает четыре раздела: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо». Для дифференциации экзаменуемых по уровням владения иностранным языком в пределах, сформулированных в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, во все разделы включаются наряду с заданиями базового уровня задания более высоких уровней сложности.

В работу по иностранным языкам включены 38 заданий с кратким ответом и 6 заданий открытого типа с развернутым ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

– задания на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму;

– задания на заполнение пропуска в связном тексте путем образования
родственного слова от предложенного опорного слова.

Ответ на задания с кратким ответом дается соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов; слова (в том числе в его аналитической форме, записанной без пробелов и разделительных символов). Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания. Базовый, повышенный и высокий уровни сложности заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы1, следующим образом:

Базовый уровень – A2+2

Повышенный уровень – В1

Высокий уровень – В2

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий. В аудировании и чтении проверяется сформированность умений как понимания основного содержания письменных и звучащих текстов, так и полного понимания соответствующих текстов. Кроме того, в разделе «Чтение» проверяется понимание структурно-смысловых связей в тексте, а в разделе «Аудирование» – понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия. В разделе «Грамматика и лексика» проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами на основе предложенных текстов. В разделе «Письмо» контролируются умения создания различных типов письменных текстов. В устной части экзамена проверяются произносительные навыки и речевые умения.

        Жанрово-стилистическая принадлежность текстов, используемых в разделах «Аудирование» и «Чтение». Аудирование: высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, прагматические (объявления) и публицистические (интервью, репортажи) аудиотексты. Чтение: публицистические, художественные, научно-популярные и прагматические тексты.

        Требования к отбору текстов. Тексты, используемые для заданий всех разделов, должны отвечать следующим требованиям:

− выбранный отрывок должен характеризоваться законченностью, внешней связностью и внутренней осмысленностью;

− содержание должно учитывать возрастные особенности выпускника, не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого;

− текст должен соответствовать жанру, указанному в описании задания;

− содержание не должно дискриминировать экзаменуемых по религиозному, национальному и другим признакам;

− текст не должен быть перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, цифровыми данными;

− языковая сложность текста должна соответствовать заявленному уровню сложности задания (базовый, повышенный, высокий).

        Продолжительность ЕГЭ по иностранным языкам. Время выполнения четырех письменных разделов экзаменационной работы – 3 часа (180 минут). Устная часть экзамена выполняется в отдельный день; время выполнения заданий, включая время подготовки, – 15 минут. Общее время выполнения всех разделов экзаменационной работы – 3 часа и 15 минут (195 минут). Рекомендуемое время выполнения заданий по разделам: 

«Аудирование» – 30 минут; 

«Чтение» – 30 минут;

«Грамматика и лексика» – 40 минут;

«Письмо» – 80 минут;

«Говорение» (устная часть экзамена) – 15 минут.

3.  ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ в 2018 году:

3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по французскому языку по тестовым баллам в 2018 г.

  Согласно полученным данным число участников, не преодолевших минимальный порог и получивших низкие результаты, cоставило 0% от общего числа участников ЕГЭ в основной период 2018г. 100 баллов никто не набрал.  

Процент выполнения заданий базового уровня сложности

В заданиях базового уровня сложности процент выполнения заданий базового уровня сложности находится на высоком уровне.

Процент выполнения заданий повышенного уровня сложности

 

Наибольший процент выполнения заданий повышенного уровня сложности учащиеся показали в заданиях № 22. Выполнение остальных заданий находится на низком уровне.

Процент выполнения заданий высокого уровня сложности

Высокий процент выполнения выпускники показали при выполнении задания 31, остальные задания выполнены на низком уровне. В целом, процент выполнения заданий высокого уровня сложности в Республике Тыва находится на низком уровне.

3.2 Динамика результатов ЕГЭ по французскому языку за последние 3 года

Таблица 5

Французский язык

Субъект РФ

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Не преодолели минимального балла

0

0

0

Средний тестовый балл

30

0

4

Получили от 81 до 100 баллов

-

0

1

Получили 100 баллов

-

0

0

Отмечается рост числа выпускников, набравших  свыше 60 баллов – 2 выпускника. Впервые в республике один участник набрал максимальное количество баллов по французскому языку – 83.

3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:

А) с учетом категории участников ЕГЭ

Таблица 6

Французский язык

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО

Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО

Выпускники прошлых лет

Участники ЕГЭ с ОВЗ

Доля участников, набравших балл ниже минимального

0

0

0

0

Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

3

0

0

0

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

1

0

0

0

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

1

0

0

0

Количество выпускников, получивших 100 баллов

0

0

0

0

Б) с учетом типа ОО

Примечание. Результаты ОО анализируются при условии количества участников в ОО достаточном для получения статистически достоверных результатов для сравнения

Таблица 7

Французский язык

СОШ

Лицеи, гимназии

Доля участников, набравших балл ниже минимального

0

0

Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

3

0

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов    

1

0

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов    

1

0

Количество выпускников, получивших 100 баллов

0

0

В) Основные результаты ЕГЭ по французскому языку в сравнении по АТЕ

Примечание. Сравнение результатов по АТЕ проводится при условии количества участников в АТЕ достаточного для получения статистически достоверных результатов для сравнения.

Таблица 8

Наименование АТЕ

Доля участников, набравших балл ниже минимального

Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Количество выпускников, получивших 100 баллов

г.Кызыл

0

0

1

1

0

3.4 Выделение перечня ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по французскому языку: выбирается от 5 до 15% от общего числа ОО в субъекте РФ, в которых

  • доля участников ЕГЭ, получивших от 81 до 100 баллов, имеет максимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта РФ); 

      Примечание: при необходимости по отдельным предметам можно сравнивать и доли участников, получивших от 61 до 80 баллов.

  • доля участников ЕГЭ, не достигших минимального балла, имеет минимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта РФ)

Таблица 9

Название ОО

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников,

не достигших минимального балла

МБОУ гимназия №5 г.Кызыла

1

1

0

3.5   Выделение перечня ОО, продемонстрировавших низкие результаты ЕГЭ по французскому языку: выбирается от 5 до15% от общего числа ОО в субъекте РФ, в  которых

  • доля участников ЕГЭ, не достигших минимального балла, имеет максимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта РФ);
  • доля участников ЕГЭ, получивших от 61 до 100 баллов, имеет минимальные значения (по сравнению с другими ОО субъекта РФ).

Таблица 10

Название ОО

Доля участников,

не достигших минимального балла

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

-

ВЫВОД о характере изменения результатов ЕГЭ по французскому языку:

Участвовал только г.Кызыл, а из кожуунов участники отсутствуют. Показатели результатов устной части повысился на …% ( по сравнению с 2016 годом), показатели с письменной части также повысились на ..% ( по сравнению с 2016 годом). Показатели среднего уровня по французскому языку ЕГЭ составил по республике: первичный балл устной части составил 13 баллов, первичный балл письменной части составил 45 баллов. В целом, по республике первичный балл составил 58 баллов. Это самый высокий показатель результатов ЕГЭ по французскому языку за последние 10 лет.

4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ

Вариант 310.

Таблица 11

Обознач.

задания в работе

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

Процент

выполнения по региону

средний

в группе не преодолевших минимальный балл

в группе 61-80 т.б.

в группе 81-100 т.б.

Аудирование

Базовый

Чтение

Базовый

Письмо

Базовый и повышенные уровни

Грамматика и лексика

Целесообразно соотнести выявленные успехи и недостатки с реализуемыми в регионе учебными программами и используемыми УМК по учебным предметам, иными особенностями региональной/муниципальных систем образования. Необходимо отметить, что одной из причин успешной сдачи ЕГЭ выпускниками гимназии № 5 по французскому языку в 2018 году является  выделение  дополнительного   одного часа факультатива к учебной программе.  Второй причиной является то, что Доброва И.А. учитель французского языка, имеет высшую квалификационную категорию, которая прошла курсовую подготовку по сдаче письменной и устной частей ЕГЭ (2015 г.) и успешно сдала зачет по ЕГЭ.

   Анализируя ответы учащихся 310 варианта выявлено, что 19,7% учащихся не   выполнили ни одного из заданий 2 части КИМа. Эти учащиеся так же не справились с большинством заданий базового и повышенного уровней сложности, что показывает на недостаточные знания выпускников школ и подготовку  к ЕГЭ. Максимальное количество баллов никто не набрал, частично справились с выполнением заданий высокого уровня сложности, набрав от 1 до 18 баллов 80,3% выпускников.

   В выполнении практически всех заданий наблюдается положительная динамика. Учащиеся лучше стали определять степень окисления элементов (задание 3- 41,6%, динамика +2%), установить соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления восстановителя (задание 21-50%, динамика +0,5%), составлять уравнения ОВР (+8,6%), разбираться в классификации как неорганических, так органических веществ, выполнять простейшие расчеты по химическим уравнениям, и.т.д. С заданием 30 не справилось 80,6 % выпускников, хотя предложенное уравнение является классическим, его можно встретить во всех сборниках и учебниках по химии. Ежегодно учащиеся допускают ошибки в расстановке коэффициентов, составлении электронного баланса и определении окислителя и восстановителя. Основная проблема выполнения этого задания -  неумение учащимися определять пропущенные вещества, как следствие, не знания окислительно-восстановительной способности химических веществ. Задания, связанные с химическими свойствами и способами получения неорганических и органических веществ (6,8,9, 10,13,14,15,16,17,18 и 19) так же вызывают трудности. Здание 8 на установление соответствия между формулой вещества и реагента справились 14%, а с подобным заданием 16 по органической химии 27%. В задании 5 предложено установить соответствие между формулой вещества и классом, при этом даны стандартные формулы: сернистая кислота, гидроксид натрия, оксид серы(IV) и гидросульфит натрия. Максимально правильно данное задание смогли выполнить почти 80 % выпускников, что показывает на высокий уровень знаний данного материала, а с таким же по сути заданием 11, в среднем, лишь 26% выпускников.  Для выпускников, выполнявших 310 вариант, задания 26, 32, 33,34,35 оказались практически невыполнимыми. Только наиболее подготовленные выпускники частично   справились с данными заданиями зная основы химического производства серной кислоты и перегонки нефти в промышленности (18,5%) и лишь 22% учащихся получили максимальный балл в задании 26 из числа выпускников группы 61-80 баллов. В качестве методов отработки и систематизации материала для подготовки к выполнению данного задания  можно порекомендовать самостоятельное составление таблицы по результатам работы с текстом параграфа, в которой были бы отражены наиболее важные вещества, способы их получения и области их применения.

Основные УМК по предмету, которые использовались в ОО в 2017-2018 уч.г.

Таблица 12

Авторы

Название УМК

Примерный процент образовательных организаций, в которых использовался данный УМК

Французский язык

Григорьева Е.А.

«Objectif»(10-11 кл.)

55%

   5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ:

   На основании результатов ЕГЭ 2017г года можно высказать ряд предложений по совершенствованию отдельных аспектов преподавания французского языка в школе. Так, остается актуальной необходимость целенаправленной работы по систематизации и обобщению учебного материала, которая должна быть направлена на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, обращая особое внимание на взаимосвязь состава, строения и свойств веществ. Для успешного формирования важнейших теоретических понятий в учебном процессе целесообразно использовать различные по форме упражнения и задания на применение этих понятий в различных ситуациях. Необходимо также добиваться понимания учащимися того, что успешное выполнение любого задания предполагает тщательный анализ его условия и выбор адекватной последовательности действий, а так же  на важность систематической отработки метапредметных умений, таких как: поиск и переработка информации, представленной в различной форме (текст, таблица, схема), ее анализ и синтез, сравнение и классификация, наблюдение и фиксация произошедших изменений, составление алгоритма и др., которые могут быть сформированы только в результате самостоятельной деятельности обучающихся.

   Специалистам ТИРО и ПК, руководителям городского  МУМО, РУМО рекомендуется:

  1. Проанализировать результаты ГИА  в ШУМО, МУМО и РУМО;
  2. Руководителям ОО, заместителям директора по УВР, заместителям директора по научно-методической работе поставить на контроль качество проведения уроков   французского языка, работу ШУМО учителей французского языка.  Усилить работу внутришкольного контроля администрации школы, включая административные четвертные , полугодовые и  годовые контрольные работы, муниципальные мониторинги и республиканские замеры, включая  ВПР в 4-ых, 9-ых и 11-ых классах с  обязательным рассмотрением и обсуждением на   Педагогических советах школы, заседаниях ШУМО, МУМО и РУМО.

          3.  В каникулярное время:

 - организовать курсы ПК, рабочие семинары (мастер-классы) для учителей МБОУ по методике преподавания таких тем, как написание заданий с развернутым ответом (задание 40 – написание письма-эссе); как подготовить к чтению научного текста вслух (задание 1 устной части)

 - организовать курсы ПК, рабочие семинары (мастер-классы) для учителей МБОУ по методике подготовке учащихся к ЕГЭ с привлечением преподавателей, показавших наиболее высокие результаты;

 - организовать курсы по оцениванию развернутой части работ по французскому языку для преподавателей МБОУ с привлечением экспертов региональной ПК.

Выводы:

1. Все участники ЕГЭ 2018 года по французскому языку получили баллы выше порогового уровня и сдавали выпускной экзамен выпускники только  гимназии.

2. Средний балл выполнения экзаменационной работы составил 58, что говорит о соответствии КИМов ЕГЭ по французскому языку среднему уровню сложности.

3. КИМы ЕГЭ по французскому языку в основном проверяют тот спектр умений и навыков, которые были определены спецификацией ЕГЭ 2018 г. по иностранным языкам, и соответствуют требованиям обязательного минимума содержания общего основного и среднего (полного) образования.

4. Статистический анализ выполнения экзаменационной работы свидетельствует о том, что участники экзамена 2018 года продемонстрировали наибольшую сформированность умений при выполнении заданий раздела «Чтение» (% успешности). В разделах «Аудирование» и «Письмо» процент успешности составляет % и % соответственно. В 2018 году участники экзамена справились с заданиями

этих разделов гораздо лучше, чем в 2016 году.  Значительно большую трудность для выпускников традиционно представляли задания раздела «Грамматика и лексика»(%).

5. Относительно невысокие результаты в разделе «Грамматика и лексика» объясняются прежде всего явно недостаточным количеством тренировочных материалов: в общей сложности в России выпущено около пяти книг для подготовки к ЕГЭ по французскому языку с заданиями, сформулированными соответствующим образом.

6. Более 20 % испытуемых не справляются с выполнением задания 39 – написанием аргументированного высказывания по теме. Среди них и те, кто не приступил к выполнению этого задания, а также те, кто не набрал необходимый минимальный объем по количеству слов (минимальное количество – 180 слов). Требования к написанию этой части экзаменационной работы очень высоки, а времени на выполнение задания 40 в экзамене по иностранному языку у учащихся не более 40 минут, то есть, например, нет времени на использование черновика. Для сравнения: в ходе ЕГЭ по русскому языку на написание эссе на родном языке учащемуся дается больше времени.

7. При подготовке к ЕГЭ 2018 года учителями были учтены рекомендации позапрошлого года. Курсовая подготовка позволила шире познакомить учителей с технологиями подготовки учащихся.

8. Было бы разумно рекомендовать администрациям образовательных учреждений привлекать к работе в старших классах только прошедших курсовое обучение учителей, а в связи с изменением системы аттестации учителей рекомендовать присвоение высшей (может быть, высшей и первой) категории только при условии прохождения курсов и владения методикой подготовки к ЕГЭ по соответствующему предмету.

7. СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА (МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПО ПРЕДМЕТУ):

Наименование организации, проводящей анализ результатов ЕГЭ по предмету

Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по предмету

Андалаева Лариса Сереновна, учитель высшей категории по  французскому  языку МБОУ СОШ №8 г.Кызыла

Заместитель председателя региональной ПК по французскому языку

Специалисты, привлекаемые к анализу результатов ЕГЭ по предмету

Артына Мира Кан-ооловна, заведующая кафедрой иностранных языков ТувГУ, кандидат филологических наук, доцент.

Член региональной ПК по французскому языку

Часть 2. Предложения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования

1. Работа с ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2018 г.

1.1  Повышение квалификации учителей

Таблица 16

Тема программы ДПО (повышения квалификации)

Перечень ОО, учителя которых рекомендуются для обучения по данной программе

«Индивидуальные программы подготовки обучающихся к работе над заданиями  с развернутыми ответами ГИА по предметам «Иностранные языки», 72 часа

Курсы повышения квалификации

1

01-03.11.2017

«Совершенствование технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по иностранным языкам с учетом изменений КИМ в 2018 году»

(ТИРОиПК)

2

26-28.03.2018

«Совершенствование методической компетентности педагогов при подготовке учащихся к ГИА по иностранным языкам»

(ТИРОиПК)

Консультации

3

9-10.01.2018

«Выполнение заданий с развернутым ответом по иностранным языкам»

(ТИРОиПК, РУМО)

4

28.03.2018

«Выполнение заданий с развернутым ответом по иностранным языкам»

(ТИРОиПК, РУМО)

1.2 Планируемые корректировки в выборе УМК и учебно-методической литературы по французскому языку:

Иностранные языки: не запланировано

1.3 Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2018-2019 уч.г. на региональном уровне

В целях повышения качества образования в республике реализуется региональный приоритетный проект  министерства образования и науки Республики Тыва «Успешный ученик», направленный на повышение качества обученности учащихся республики на всех ступенях обучения, в том числе и увеличение доли выпускников, преодолевших минимальный порог ЕГЭ по русскому языку и математике (базовая) и доли выпускников, демонстрирующих повышение качества обученности по итогам ЕГЭ (набравших 60 и более баллов). В сентябре 2018 года планируется начало реализации нового проекта «Эффективный учитель – успешный ученик», где разработан комплекс мероприятий, направленный на качественную работу учителей-предметников. Работа по реализации данных проектов будет осуществляться совместно с региональными учебно-методическими объединениями (РУМО).

Кроме того, запланированы следующие мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2018-2019 учебном году на региональном уровне

                                                                                                     Таблица 13

Дата

Мероприятие

(указать тему и организацию, проводившую мероприятие)

1

ноябрь

Круглый стол «Методический анализ результатов
ЕГЭ по иностранным языкам 2018»

2

Октябрь-ноябрь

КПК: «Индивидуальные программы подготовки обучающихся к работе над заданиями с развернутыми ответами ГИА по предметам «Иностранные языки»»

1.4  Планируемые корректирующие диагностические работы по результатам ЕГЭ 2018 г.

В рамках проекта «Эффективный учитель» корректирующие диагностические работы по результатам ЕГЭ на начало и конец учебного года. Проведение рейтингового голосования на лучшего учителя по иностранному языку в рамках подготовки выпускников к ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) с обязательным поощрением. Проведение конкурса на лучшую методическую разработку по подготовке к ГИА по устной и письменной части ИЯ. Включить в практику - обязательное условие при прохождении на высшую и первую категории презентация серий  видеоуроков по подготовке к ГИА по всем видам речевой деятельности.

2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2018 г.

С 2018 года реализуется практика проведения видео-уроков лучших учителей-предметников, учащиеся которых показывают высокие результаты по ГИА, а также учителей-предметников, входящих в РУМО. Создан банк видео-уроков, которые размещены на сайте ГАОУ ДПО «Тувинский институт развития образования и повышения квалификации»

Таблица 17

Дата

(месяц)

Мероприятие

(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)

1

апрель

Видео-урок по теме «Задание 39. Личное письмо» - Андалаева Лариса Сереновна, учитель французского языка высшей категории, МБОУ СОШ № 8 г. Кызыла



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Отчет о работе предметной комиссии по    французскому языку

 (указать предмет)

в субъекте Российской Федерации Республика Тыва в 2018 году

(указать наименование субъекта Российской Федерации)

  1. Условия работы предметной комиссии

Андалаева Лариса Сереновна, стаж на позиции председателя с  2018 года

(фамилия, имя, отчество председателя ПК)

Таблица 1

№ п/п

Условия

Реализация
в 2018 году

Примечание, изменения, планируемые для реализации в 2019 году

1.

Нахождение ПК в/во вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК

1

1.1.

  • количество аудиторий при работе ПК

1

2.

Проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов после получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, дата(ы) проведения, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки)

Проводилось 9,13,18 июня после получения критериев, продолжительность 40 минут. Также 10, 14, 19 июня в день проверки-40минут. Дополнительного согласования в процессе проверки не требовалось.

3.

Использование памяток (Указаний к оцениванию) для экспертов
(использовались ли в принципе; если использовались, то как)

Памятки использовались перед проверкой в процессе согласования критериев

4.

Работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК, при работе ПК

4.1.

  • количество экспертов-консультантов

1 –  заместитель председателя

4.2.

  • принцип распределения экспертов-консультантов по помещениям ПК

В одном помещении

4.3.

  • сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении /аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.)

Консультация по оцениванию ответов на определенные задания

4.4.

  • примерное количество обращений экспертов ПК к консультантам (общее количество)

8

5.

Наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов; востребованность этого рабочего места

Наличие оборудования с выходом в сеть «Интернет»

6.

Состав ПК

6.1.

  • экспертов, имеющих статус ведущего эксперта

1

6.2.

  • экспертов, имеющих статус старшего эксперта

2

6.3.

  • экспертов, имеющих статус основного эксперта

1

6.4.

  • помощников председателя ПК (при наличии)

-

6.5

Количество экспертов, участвующих в проверке работ ГВЭ-11

-

7.

Наличие документов регионального уровня о допуске к использованию экспертами ПК во время проведения проверки справочной литературы, калькуляторов, иных дополнительных материалов

-

8.

Информация о выявленных процедурных нарушениях, отстранениях экспертов от работы и т.п.
Описание, обстоятельства, принятые меры

-

9.

Количество членов ПК, участвовавших в вебинарах по согласованию подходов к оцениванию, проводимых ФГБНУ «ФИПИ» перед экзаменом

4

10.

Прочие условия
(в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК)

-

11.

Период проведения проверки экзаменационных работ (по каждому проведенному этапу ГИА от ЧЧ.ММ ДД.ММ.ГГ до ЧЧ.ММ ДД.ММ.ГГ)

9-00 – 18-00 10.06.18;

9-00 – 18-00 14.06.18;

9-00 – 18-00 19.06.18

12.

Привлечение экспертов к другим работам в рамках проведения и подготовки к ГИА (работа организатором в ППЭ и т.п.)

-

13.

Наличие организационных сложностей при формировании ПК (отношение руководства по основному месту работы и пр.), направление в периоды проведения обучающих мероприятий на другие работы

-

  1.  Квалификация экспертов
  1. Соответствие требованиям Порядка проведения ГИА, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка проведения ГИА, причины включения в ПК таких экспертов).
  2. Формы проведения квалификационных испытаний (формат; используемое программное обеспечение (при использовании); источник работ участников ЕГЭ для проведения испытаний; пороговые значения для определения статусов экспертов)
  3. Состав предметной комиссии по основному месту работы:

Для проведения подготовки региональных предметных комиссий в 2018 году Министерство образования и науки РТ руководствовалось следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1400 от 26 декабря 2013 года «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

Сформирован пакет документов, регламентирующих организацию работы предметных комиссий:

  1. Приказ министерства образования и науки Республики Тыва от 22 января 2018 г № 65-д «Об утверждении нормативных документов, регламентирующих работу региональных предметных комиссий в 2018 году»;
  2.  «Положение о предметных комиссиях по проверке ответов участников государственной итоговой аттестации по общеобразовательным предметам на территории Республики Тыва в 2018 году», утверждено приказом МОиНРТ от 22 января 22018г. №65-д;
  3. «Порядок формирования и работы региональной предметной комиссии государственной итоговой аттестации в Республики Тыва», утверждено приказом МОиНРТ от 22 января 2018г. №65-д;
  4.  «План работы с экспертами региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации выпускников 2018 года», утверждено приказом МОиНРТ от 22 января 2018г. №65-д.

        На время проведения экзамена сформировано 13 предметных комиссий, осуществляющих проверку экзаменационных работ по 15 общеобразовательным предметам.

В состав предметной комиссии были рекомендованы учителя-предметники, отвечающие следующим требованиям: наличие высшего образования, соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего образования, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех  лет), имеющие положительные результаты по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. В целях повышения эффективности работы предметной комиссии по русскому языку, сформированы две комиссии, отдельно отвечающие за проверку ОГЭ и ЕГЭ, проведено объединение предметных комиссий по английскому, немецкому, французскому в одну комиссию по иностранным языкам.  

Согласно Положению о предметных комиссиях, все эксперты должны пройти повышение квалификации в объеме не менее 18 часов. Обучение рекомендованных экспертов на базе Тувинского института развития образования и повышения квалификации  осуществлялось по программам:

 «Совершенствование профессиональной компетентности экспертов предметной комиссии по иностранным языкам» (40 часов: 16 ч.- дистанционно, 24 ч.- очно)

По данным программам обучение прошли 56 экспертов.

Таблица 1

Предмет

Кол-во слушателей

Срок очного обучения

7

Иностранные языки

56

26-28 февраля

Обучение носило практико-ориентированный характер объемом 40 часов, из которых 16 часов –дистанционно (теоретическая подготовка) и 24 часа – очно (практическая часть). Дистанционная часть включала теоретическую подготовку, где эксперты знакомились с методическими рекомендациями по проверке экзаменационных работ по предметам, особенностями проверки развернутых ответов учащихся, спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ в 2018 году, кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, критериями оценивания экзаменационных работ. Практическая часть курсов, состояла из обсуждения и отработки умений по согласованности подходов к оцениванию работ. Представители предметных комиссий выполнили тренировочную работу по проверке экзаменационных материалов.

        Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки проводил обучение представителей предметных комиссий по теме «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования». По данной теме прошел обучение председатель комисии (табл.).

Таблица

Дата обучения

Предмет

Объем

Уровень

ФИО

23 октября-07 ноября 2017г

Английский язык

36 часов

Эксперт ЕГЭ

Монгуш М.П.

В целях повышения качества работы предметных комиссий  и оказания научно-методической поддержки региональным предметным комиссиям субъектов Российской Федерации в период проведения основного этапа ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году, с 28 мая по 19 июня, Федеральным институтом педагогических измерений проводилась серия вебинаров для председателей и членов предметных комиссий по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА в 2018 году по географии, информатике и ИКТ, математике профильного уровня, обществознанию, физике, литературе, русскому языку, английскому языку, немецкому языку, французскому языку, биологии, химии, истории.  Ведущими вебинаров являлись руководители и заместители руководителей федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ГИА. На вебинарах лекторы ФИПИ раскрывали общие подходы к оцениванию заданий с развернутым ответом, а также задания, которые вызвали наибольшие затруднения при проверке в прошлом году. Обучение прошли 3 эксперта (табл).

Таблица 3

Предмет

Дата проведения

Кол-во участников

Французский язык

07.06.18 г.

3

Председатели  12 предметных комиссий прошли согласование в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, после чего утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Тыва № 371-д от 23 марта 2018 года «Об утверждении состава предметных комиссий Государственной итоговой аттестации выпускников в 2018 году». Состав предметных комиссий утвержден приказом Министерства образования и науки Республики Тыва № 371-д от 23 марта 2018 года «Об утверждении состава предметных комиссий Государственной итоговой аттестации выпускников в 2018 году». Приказом Министерства образования и науки РТ № 653     от 23 мая и № 468-д от 9 апреля, внесены изменения в данный приказ.

Основное место работы

Кол-во членов ПК

% от общего состава ПК

Учителя общеобразовательных организаций

3

Преподаватели вузов

1

Преподаватели сузов

-

Специалисты институтов повышения квалификации / институтов развития образования

-

Другое (указать, что именно)

  1. Результаты работы ПК в 2018 году

Таблица 2

№ п/п

Вид деятельности

Реализация

Примечание

(при необходимости)

ЕГЭ

ГВЭ-11

1.

Работа ПК при проверке развернутых ответов

1.1.

  • общее количество работ

5

-

1.2.

  • общее количество непустых работ

4

1.3.

  • общее количество проверок первым и вторым экспертами

8

1.4.

  • общее количество третьих проверок

0

1.5.

  • количество экспертов, осуществлявших третьи проверки, их статусы

2

1.6.

  • количество проверок апелляционных работ

0

1.7.

  • количество перепроверок по решению ОИВ

0

2.

Общее количество экспертов ПК,  задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА

4

3.

Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке  апелляционных работ

0

4.

Работа ПК при рассмотрении апелляций

4.1.

  • общее количество поданных апелляций

0

4.2.

  • количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы (указать основные причины изменений), из них:

-

4.2.1.

  • количество работ с понижением баллов по результатам  апелляции (указать основные причины изменений)

-

4.2.2

  • количество работ с повышением баллов по результатам  апелляции (указать основные причины изменений)

-

  • количество работ одновременно и с понижением, и с повышением баллов по результатам рассмотрения апелляции (указать основные причины изменений)

-

4.3.

  • минимальное и максимальное изменение количества баллов (указать причины изменений)

-

5.

Изменения баллов по результатам федеральных перепроверок, осуществляемых предметными комиссиями Рособрнадзора

5.1.

  • Количество работ,  по которым был принят результат перепроверки. Указать, на сколько первичных баллов были изменения

-

5.2.

  • Количество работ, по которым не был принят результат перепроверки (указать причины отказа от изменения баллов).

-

5.3.

  • Количество работ,  по которым был частично принят результат перепроверки. Причины. Указать, на сколько первичных баллов были  изменения.

-

6.

Перепроверки регионального уровня (осуществляемые региональной предметной комиссией)

6.1.

  •  Количество работ,  направленных на перепроверку в региональную предметную комиссию

-

6.2.

  •  из них работ,  по которым были изменены баллы по результатам перепроверки регионального уровня, (указать причины изменений)

-

6.2.

  •  Минимальное / максимальное количество баллов, на которое изменены результаты участников ЕГЭ по итогам перепроверки регионального уровня

-

  1. Список экспертов, регулярно (более, чем 5% проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами*

Таблица 3

ФИО

Данные

о качестве работы в 2018 г.

Выявленные причины рассогласованности, принятые решения

1.

-

* Справочная информация приведена в приложении к отчету

  1. Описание проблемных и нештатных ситуаций при проведении оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ/ГВЭ-11 по различным учебным предметам, в том числе проблем, возникающих на этапах взаимодействия с другими структурами, участвующими в процедуре проведения и обработки результатов ЕГЭ/ГВЭ-11 (суть проблемы, следствия, принятые решения).

Проблемных и внештатных ситуаций при проверке не было.

  1. Основные выводы:

ПК по французскому языку в 2018 году отработала в целом согласованно, конфликтных ситуаций не возникало. При проверке члены ПК обращались за консультацией к председателю, который выступал в роли консультанта. Поскольку работ для проверки было мало.

  1. Подготовка и формирование ПК к проведению ГИА в 2019 году

Таблица 5

№ п/п

Вид деятельности

Реализация

Примечание

(при необходимости)

1.

Плановое количество экспертов ПК в 2019 году (из них по статусам)

План подготовки и формирования ПК в 2019 году

Таблица 6

п/п

Мероприятие

Срок

Формирование базы данных регионального уровня экспертов  предметных комиссий

октябрь

Формирование предметных комиссий

февраль

3.

Присвоение статусов экспертам региональных предметных комиссий

март

4.

Согласование с Рособрнадзором кандидатур председателей предметных комиссий

февраль

5.

Участие в обучающих мероприятиях ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»  председателей и экспертов предметных комиссий по программе «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования»

Ноябрь-апрель

6.

Подготовка экспертов региональных предметных комиссий к проверке экзаменационных работ по программам:

- «Совершенствование профессиональной компетентности экспертов предметной комиссии по иностранным языкам» (40 ч.)

Январь-март

7

Проведение тестирования экспертов региональных предметных комиссий по материалам Федерального института педагогических измерений

март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Субъекты Российской Федерации

Интерактивная презентация по субъектам России: названия столиц и центров....

Викторина по географии для учащихся 9 класса "Субъекты Российской Федерации"

Составленная мною викторина может оказать помощь учащимся при подготовке к ГИА по географии. Материал иллюстративный, интересный и познавательный....

План работы ШМО учителей математики, физики и информатики МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва на 2018-2019 учебный год.

План работы ШМО учителей математики, физики и информатики МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва на 2018-2019 учебный год...

В Сыктывкаре пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»

17 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2023 года.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (Раздел «Говорение»)

Авторы-составители: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым отве...