Геологическое строение и рельеф Южной Америки
план-конспект урока по географии (7 класс)
Представлена разработка урока по теме "Геологическое строение и рельеф Южн. Америки" 7 кл. по учебнику Домогацких Е.М.
Урок для мотивированных учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 289.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме
«Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» § 36
ФИО учителя | ХХХХХХХХХХХ |
Предмет | география |
Класс | 7 |
Тема урока | «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Южной Америки». |
Тип урока | комбинированный урок с элементами проблемной, поисково-исследовательской деятельности |
Базовый учебник | Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. География. часть II. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Русское слово», 2019. |
Цель | сформировать у учащихся представление о геологическом строении и разнообразии рельефа, размещения полезных ископаемых Южной Америки. |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Методы | наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный. |
Оборудование | учебник; тектоническая и физическая карты Южной Америки, атласы, контурные карты, ПК, презентация «Геологическое строение и рельеф Южной Америки», инструктивные карты для обучающихся |
Планируемые результаты:
Предметные УУД | Личностные УУД | Метапредметные УУД | |||
научатся указывать вид рельефа в той или иной части Южной Америки; определять по географической карте и находить месторасположение полезных ископаемых; обозначать на контурной карте крупные формы рельефа. получат возможность научиться объяснять основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры. | - Осознавать целостность мира и многообра-зие взглядов на него, выработать свои миро-воззренческие позиции; - Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение. | Познавательные УУД: - Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и социальных задач; - Анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. - Выявлять причины и следствия простых явлений. - Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. - Представлять информацию в разных формах Регулятивные УУД: - Определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре; - Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно. Коммуникативные УУД: - Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.). | |||
Опорные знания
| Основные понятия: Тепуи (мезас), полезные ископаемые, медная руда, «медный пояс», рудное месторождение, сельва, Тихоокеанское Огненное кольцо. | Географическая номенклатура: жёлоб: Перуанский; плоскогорья: Гвианское, Бразильское; низменности: Амазонская, Оринокская, Ла-Платская; горы: Анды (Северные, Центральные, Южные); горная вершина: Аконкагуа; вулканы: Котопахи, Руис, Сан-Педро, Льюльяйльяко, Орисаба | Форма работы: индивидуальная, парная. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы, методы, методические приемы |
Организационный этап | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Здравствуйте ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, атласы, контурные карты, тетради, раздаточный материал, цветные карандаши. | Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. | Фронтальная Словесный Слово учителя |
Актуализация знаний Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели, учебных задач | – Любите ли вы путешествовать? (отвечают). Хотите отправиться со мной в учебное путешествие? Но не только, это будет соревнование! С каждым ответом зарабатываете баллы в виде звездочек. А сначала.. – Почему я взяла в дорогу зонт и дождевик? (Южная Америка-влажный материк). Что еще мы знаем о материке? Поиграем в «да/нет». 1. Материк пересекается экватором, значит находится в северном и южном полушариях? (да). 2. Пересекается южным тропиком почти в центре, поэтому там сухо как в Австралии. (нет) 3. Не пересекается нулевым меридианом, значит, расположен в западном полушарии. (да) 4. Южная часть материка близко расположена к Антарктиде, значит, на юге всегда низкие температуры. (да) 5. Южная Америка омывается водами Тихого и Атлантического океанов. (да) 6. Материк сильно вытянут с севера на юг, следовательно, природа здесь разнообразна. (да) Далее на вопросы надо дать развернутый ответ. – Почему часть света названа Америкой, а не Колумбией? (А.Веспуччи первым высказал мысль об открытии новых земель. Колумб же был уверен, что попал в Индию). - Назовите фамилию русского ботаника, установившего центры происхождения некоторых культурных растений, родиной которых является Ю.А.? (Н.И.Вавилов). Спасибо. Молодцы! Внимание на экран. Слайд 1 (1-5). – В какой части материка находятся показанные объекты? (западной). А все они имеют отношение к какой крупной форме рельефа? (Анды). – Каких высот они достигают? – Правильно, добавлю, название Анды произошло от слова «анта», на языке инков – медь. Показ следующих картинок (6-10). – В какой части материка расположены эти объекты? (восточной). Какие высоты здесь можно отметить? (от менее 200 м до более 2000 м). – Какие формы рельефа здесь встречаются? (низменности, плоскогорья). Вывод: рельеф материка разнообразный, горный Запад и равнинный Восток. - Как будет звучать тема нашего путешествия? (отвечают). А если рельеф, то как и когда он формировался? Какая наука этим занимается? (геология). А с геологией и рельефом тесно связаны….. (полезные ископаемые). | Проверяют знания: по истории открытия, номенклатуре Выполняют задание, и выходят к доске, показывают географические объекты. Отвечают фронтально Ребята определяют тему урока На индивидуальных картах записывают дату, тему урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Южной Америки». | фронтальная, индивидуальная, словесный, работа с раздаточным материалом |
- Давайте определим цель нашего урока. Попробуйте самостоятельно определить задачи урока. | Обучающиеся озвучивают цель – познакомиться с рельефом, геологией и полезными ископаемыми материка и установить взаимосвязи между ними. Обучающиеся озвучивают задачи - используя учебник и атлас установить данные взаимосвязи. Показывать на физической карте основные формы рельефа Южной Америки; отметить на конт. карте размещение полезных ископаемых | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблема. | |
Открытие новых знаний и способов действий. Реализация поисковой деятельности | На доске. Проблемный вопрос! В чём состоит причина возникновения современных форм рельефа на материке? (в конце урока ученики должны дать ответ). Предлагаю послушать стих. Посмотреть на карту надо, Причины таких контрастов нужно искать в особенностях геологического строения материка. Давайте попробуем разобрать представленную картинку на слайде, нам поможет карта на с. 4. Выводы: контрасты – на западе молодой складчатый пояс - активный вулканизм; на востоке древнейшая платформа - отсутствие активных геологических процессов, есть выступы щитов в виде плоскогорий, так и прогибы земной коры, на которых низменности. Сообщение 1 ученика «Анды» (приложение 1) По окончании вопрос: Как ты думаешь, Анды по возрасту какие? (молодые, Учитель: о восхождении на вершину Аконкагуа тув.альпинистами. Отмечайте вершину на ваших картах. Сообщение 2-го ученика «Амазонская низменность». Отмечайте низменность на ваших картах. Сообщение 3-го ученика «Плоскогорья. Тепуи». Отмечайте плоскогорья на ваших картах. | Поисково-исследовательская деятельность: Определяют формы рельефа по физ. карте Южной Америки. Определяют возраст тектонических структур. Выделяют части материка в соответствии с преобладанием форм рельефа, анализируют закономерности расположения форм рельефа и тектонических структур их образующих. Работают с легендой карт. Сопоставляют карты, определяют формы рельефа. Работают с учебником, картами Южной Америки и презентацией, включаются в диалог, отвечают на вопросы, заполняют интеллекту-альные карты | Работа в парах Словесный, поисково-исследовательский Объяснительно-иллюстративный. Работа с текстом учебника §36 Работа с картами атласа стр. 4-5, 30 |
Получение первичных знаний, закрепление | Выполним практические задания, работаем в парах. Задания №1 закончить, выполнить задания 2, 3. Время выполнения 3 минуты (приложение 2). | по ходу выполнения ребята вспоминают ранее пройденный материал: - древней платформе в рельефе соответствуют равнины, преобладают осадочные полезные ископаемые, - средней и новой складчатости соответствуют высокие горы, где преобладают магматические полезные ископаемые, - древняя складчатость соответствует в рельефе низким горам - делают выводы о строении форм рельефа с помощью источников информации Работают с картами атласа (тектоника, физ карта), определяют виды полезных ископаемых. Полезные ископаемые наносят в контурную карту и выписывают в легенду карты. Наносят формы рельефа на контурную карту. Проверяют результаты своей работы. | Коллективная, индивидуальная Словесный, практический, работа с контурной картой |
Физкультминутка | |||
Закрепление | В качестве закрепления проводится тест с использованием планшетов (приложение 3). Каждый из учащихся проставляет баллы у себя в карточке. Правильные ответы на все задания показываются на экране. Давайте сейчас вернемся к проблемному вопросу, который я задала в начале урока. В чём состоит причина возникновения современных форм рельефа на материке? Итак, сегодня мы с вами познакомились с особенностями рельефа Южной Америки и еще раз убедились в том, что в размещении основных форм рельефа проявляются определенные закономерности. Современный рельеф - это результат взаимодействия внутренних и внешних процессов. | Выполняют тест. Вспоминают взаимосвязь между размещением крупных форм рельефа, строением земной коры и размещением полезных ископаемых. Высказывают своё мнение о разрушительной и созидательной деятельности внутренних и внешних сил Земли | Индивидуальная работа . Тест Слово учителя |
Рефлексия | Подведём итог работы. - Прошу вас оценить свою деятельность на уроке.
| Делают самооценку (оценивают качество работы на уроке, степень выполнения работы на уроке с помощью сигнальных листов). Сдают интеллектуальные карты | Индивидуальная работа |
Домашнее задание | Посмотреть видеоурок, прочитать § 36. Ребята, вы как всегда молодцы, спасибо за урок! | уточняют, записывают в дневники. | Сообщение учителя |
Задания для трёх групп.
Дневник путешествия ученика(цы):___________________________ дата: _________________
Тема: ________________________________________________________________________________
Запишите названия географических объектов, обозначенных на карте цифрами.
Задание № 2. «Геологи». Работа в паре (___________________)
Используя тектоническую карту мира, атлас с. 4-5, ответьте на вопросы:
1.К какой тектонической структуре относятся низменности и плоскогорья Востока материка?
________________________________________________________________________________
2.а) какие высоты преобладают на Востоке материка? б) имеются ли здесь случаи землетрясений и вулканизма:
а) _______________________ м; б) _____________________
3. длительное разрушение платформы и вертикальные движения привели к образованию….
а) ________________________ б) ________________________ плоскогорий.
4. Здесь встречаются причудливые столовые горы, которые называются _________________
5. Какие 3 низменности будут находиться в прогибах платформы?
а) _____________________ б) _______________________ в) _______________________
6. Какие силы Земли создали рельеф Востока материка? (внешние, внутренние, обоих сил) подчеркни нужное слово)
Задание №3. «Полезные ископаемые». Работа в парах
Земная кора | Новая складчатость (Анды!) |
Полезные ископаемые | Какие полезные ископаемые в Андах, подчеркните нужные значки! |
ВЫВОД о разнообразии полезных ископаемых: __________________________________________
___________________________________________________________________________________
В западной части материка ………………….. полезные ископаемые; в восточной -………………..
Задание 4. Баллы за тест ________
Дневник путешествия ученика(цы):___________________________ дата: _________________
Тема: ________________________________________________________________________________
Задание № 2. «Геологи». Работа в паре (___________________)
Используя тектоническую карту мира, атлас с.4-5, ответьте на вопросы:
1. Как называется литосферная плита, на которой расположена Юж. Америка? ___________________________________________________________________
2. Какие тектонические структуры имеются в составе всего материка?
а)_____________________________________, б)___________________________________
3. К какой тектонической структуре относятся горы Анды (древнейшей платформе или новой складчатости)? Какой эре соответствует?
а) _________________________________ б) ___________________________________
4. а) возраст территории Анд; б) к какой зоне сейсмической активности относятся Анды?
а)__________________ лет, б) это зона __________________________ __________________кольца
______________________________________________________________________________
5. Определите: а) самую высокую и б) самую низкую точки Ю. Америки. Укажите их высоту.
а)__________________________________ ; б)__________________________________(названия объектов)
6. Какие силы оказали влияние на их формирование (внутренние или внешние силы Земли)? Подчеркни нужное слово.
Задание №3. Работа в парах (в каждом столбике подчеркнуть нужные полезные ископаемые!)
Земная кора (структуры) | Южно-Американская платформа (низменности и равнины) | Древнейшая складчатость (плоскогорья) |
Полезные ископаемые (надо в столбиках подчеркнуть нужные знаки для данных структур) |
ВЫВОД о разнообразии полезных ископаемых: __________________________________________
___________________________________________________________________________________
В западной части материка ………………….. полезные ископаемые; в восточной -………………..
Задание 4. Баллы за тест ________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Русская равнина. ГП. Геологическое строение и рельеф"
Интерактивная резентация. Поможет ученикам провести практическую работу в контурных картах по обозначению форм рельфа, а также даст представление о них (фотографии форм рельефа)....
Урок для 8 класса по теме: "Геологическое строение и рельеф России"
Методичекая разработка урока по теме "Геологичекое строение и рельеф России" для решения следующих задач:формирование системы знаний о рельефе,закономерностях его формирования и размещения, знако...
Урок для 8 класса по теме: "Геологическое строение и рельеф России"
Методичекая разработка урока по теме "Геологичекое строение и рельеф России" для решения следующих задач:формирование системы знаний о рельефе,закономерностях его формирования и размещения, знако...
Геологическое строение и рельеф России
Тесты для проверки знаний на уроке географии в 8 классе. Тесты используются в режиме просмотра слайдов....
Геологическое строение и рельеф Северной Америки.
Сформировать основные понятия темы «ледник», «снеговая линия», «айсберг»; представление о строении ледников, их видах, значении...
Геологическое строение и рельеф Северной Америки
Урок в 7 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. 7 класс — М.: «Русское слово», 2019....
Технологическая карта урока "Геологическое строение и рельеф Северной Америки"
Технологическая карта урока "Геологическое строение и рельеф Северной Америки"...