Календарно - тематическое планирование уроков биолого - географического краеведения в 6 классе
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Календарно - тематическое планирование уроков биолого - географического краеведения в 6 классе
Уменьшение количества часов на преподавание курсов «Биология. Растения» и «География. Землеведение» при незначительном сокращении объёма изучаемого материала может привести к снижению качества знаний. Курс «Биолого - географическое краеведение» позволяет частично снять остроту данной проблемы. Главными темами курса краеведения являются изучение основных вопросов:
- история возникновения села, его географическое краеведение;
- рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир
своей местности;
- изучение морфологии, анатомии растений, взаимосвязи строения с
выполняемыми функциями;
- население села и виды хозяйственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование уроков биолого - географического краеведения в 6 классе
Пояснительная записка
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: человечество на данном этапе вступило в эпоху экологического кризиса, который характеризуется острыми противоречиями общества и природы. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о природе родного края: богатстве флоры, о взаимосвязях в ней, его лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родному краю, в бережном отношении к растительному миру своей области, уважении и традициям своего народа, формировании чувства патриотизма.
Введение интегрированного курса «Биолого - географическое краеведение» в школьную программу обусловлено сокращением количества часов, отводимых на изучение биологии и географии в 6 классе. Это изменение связано с введением базисного учебного плана для всех видов общеобразовательных учреждений Кировской области (приказ департамента образования Кировской области от 12.04.06. № 5 - 291).
Уменьшение количества часов на преподавание курсов «Биология. Растения» и «География. Землеведение» при незначительном сокращении объёма изучаемого материала может привести к снижению качества знаний. Курс «Биолого - географическое краеведение» позволяет частично снять остроту данной проблемы. Главными темами курса краеведения являются изучение основных вопросов:
- история возникновения села, его географическое краеведение;
- рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир
своей местности;
- изучение морфологии, анатомии растений, взаимосвязи строения с
выполняемыми функциями;
- население села и виды хозяйственной деятельности.
В программе курса предусмотрено:
- 10 практических работ;
- 3 экскурсии в природу;
- 1 творческая работа;
- 2 лабораторные работы;
- написание 3 мини - рефератов.
Основной задачей биолого — географического краеведения является изучение природы своего края, взаимосвязи факторов живой и неживой природы, формирование обязательных знаний и умений, необходимых для понимания процессов, происходящих в живой природе, оценки последствия своей деятельности по отношению к природной среде. Значительное внимание уделяется взаимодействию человека с растительным миром, бережному отношению к природе, изучению редких и исчезающих растений своей местности, воспитанию целостного отношения к окружающей среде и
собственному здоровью; экологической грамотности; общей культуры поведения в природе.
Комплексный подход в изучении географии, биологии растений и родного края позволит сформировать глубокие знания краеведческого содержания и умения применять эти знания на практике. Этот курс позволит вовлечь учащихся в активную практическую, творческую и исследовательскую работу по изучению родной природы.
Программа курса биолого - географического краеведения
(часов 0,5 часа в неделю.)
Тема 1. Введение (7 часов)
Что такое биолого - географическое краеведение. Предмет и задачи. Почему необходимо изучать природу своей местности. Географическое положение своей местности. Площадь территории села, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Составление плана-схемы села. Ориентирование. Богатство флоры родного края. Экскурсия № 1 «Разнообразие растений в микрорайоне школы »
Практические работы: № 1 «Чтение плана местности: определение свойств объектов, направлений и расстояний, абсолютной и относительной высоты точек. Определение на местности направлений, расстояний и азимутов». № 2 «Построение плана - схемы села».
Тема 2. Рельеф нашей местности (4 часа)
Основные формы рельефа, их происхождение и изменение. Характерные горные породы и минералы, их использование. Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственную деятельность, людей на особенности природы.
Экскурсия № 2 «Знакомство с основными формами рельефа своей местности. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность населения».
Практические работы: № 3 «Описание в ходе экскурсии форм рельефа своей местности, их изменение под воздействием человека». № 4 «Изучение свойств горных пород и минералов».
Тема 3. Среда обитания растений (3 часа) Среда обитания растений. Факторы среды. Взаимосвязи растений с факторами живой и неживой природы.
Экскурсия № 3 «Растения, их среда обитания и условия существования».
Тема 4. Климат (3 часа)
Климатические особенности нашего села. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей села. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.
Практические работы: № 5 «Ведение наблюдений за погодой, оформление «Календаря погоды»;
№ 6 «Выявление основных источников загрязнения атмосферного воздуха в своей местности».
Тема 5. Свет в жизни растений (2 часа)
Влияние света на рост и развитие растений. Группы растений по отношению к свету. Светолюбивые и теневыносливые растения.
Лабораторная работа: № 1 «Изучение строения листьев светолюбивого и теневыносливого растения под микроскопом».
Тема 6. Тепло в жизни растений 1 час
Роль тепла в жизни растений (для прорастания семян, роста, развития). Приспособление растений к различным температурным условиям.
Тема 7. Воздух в жизни растений (1 час) Состав воздуха. Значение газов в жизни растений.
Лабораторная работа: № 2 «Определение степени запылённости воздуха и загрязнения атмосферы»
Тема 8. Внутренние воды (3 часа)
Местоположение основных речных систем, озер, прудов, болот, подземных источников.
Распространение опасных природных явлений, связанных с водами. Хозяйственное использование вод своей местности. Экологические проблемы. Охрана вод.
Практическая работа: № 7 Выявление основных источников загрязнения вод своей местности.
Тема 9. Вода в жизни растений (2 часа)
Роль воды в жизни растений (питание, охлаждение, расселение, прорастание семян, рост и развитие). Группы растений разных мест увлажнения.
Тема 10. Почвы их использование и охрана. Почва в жизни
растений (2 часа)
Понятие почва, основные типы почв нашего села.
Почва, как необходимое условие жизни растений. Плодородие почвы и культурные растения.
Тема 11. Влияние растений друг на друга (1 час) Растения и животные нашего села. Взаимосвязь животных и растений. Практические работы: № 8 Описание типичных животных и растений своей местности (домашняя работа).
Формы взаимодействий между растениями (конкуренция, паразитизм, прямое влияние). № 9 Составление гербария древесных и травянистых растений.
Тема 12. Грибы и бактерии в жизни растений (2 час) Роль грибов и бактерий в жизни растений Бактериальные грибные болезни
Тема 13. Жизненные формы растений. Сезонные изменения в жизни растений (1 час) Приспособленность растений различных жизненных форм к сезонам года. Листопад.
Тема 14. Растительные сообщества, их охрана (3 часа)
Природные комплексы и растительные сообщества нашего края, их видовой состав.
Экскурсия № 3 «Строение растительного сообщества».
Практическая работа: № 10 «Выявление в природе видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания» Охраняемые территории Кировской области. Красная книга Кировской области
Тема 15. Урок обобщающего повторения (1 час) Растения и живая природа
Должны знать;
- картографические методы исследования;
- теоретические основы и понятия темы « Рельеф своей местности»;
- названия минералов и горных пород своей местности;
- основные термины и понятия темы « Гидросфера»: « климат», «погода»,
особые атмосферные явления; - правила поведения на воде;
- приборы для изучения элементов климата;
- сезонные изменения климата их влияние на природу, здоровье человека, —
- виды хозяйственной деятельности;
- понятие «ландшафт», природный комплекс, природная зона;
- зональные типы почв; роль почвы в жизни растений;
- взаимосвязи компонентов природы в природном комплексе; влияние
факторов живой и неживой природы на растительный мир;
- приспособленность растений к разным условиям среды обитания;
- взаимосвязь организмов: конкуренция, паразитизм, хищничество, симбиоз;
- растительный и животный мир нашей местности; роль растений родного
края; - разнообразие растений нашего края (лекарственные, ядовитые, растения -
хищники, съедобные дикорастущие растения); - редкие и исчезающие растения Кировской области;
- мир грибов родного края;
- бактериальные и грибные заболевания растений;
- источники загрязнения окружающей среды;
- для чего охраняют природу родного края: меры охраны растительного
мира;
- правила поведения в природе.
- основные виды хозяйственной деятельности населения нашей местности и их влияние на природу;
Ключевые понятия курса:
Биологическое и географическое краеведение, понятия: рельеф, равнина, флора, фауна, экология, «ландшафт», природный комплекс, природная зона, растения: теневыносливые, светолюбивые, листопад, теплолюбивые, засухоустойчивые растения, растительное сообщество, почва, плодородие
почв, фенология, заповедники, заказники, памятники природы, Красная книга.
Должны уметь;
_уметь построить простейший план местности, используя условные знаки и масштаб;
- ориентироваться на местности при помощи компаса и местных признаков;
определять ГП нашей местности, его влияние на развитие села; - объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и
вокруг своей оси; - определять горные породы и минералы своей местности;
- описывать формы рельефа;
- определять крутизну склона при помощи нивелира;
- описывать гидрологические объекты;
- анализировать и оценивать экологическое состояние водных объектов;
- вести наблюдения за погодой, сезонными изменениями микроклимата своей
местности, фенологический календарь; - оценивать комфортность климата для природы, человека и хозяйства;
- описывать природные комплексы в природе и по карте;
- описывать зональные типы почв своей местности;
- выявлять и описывать экологические проблемы своей местности.
- Распознавать на натуральных объектах, иллюстрациях, гербарных
экземплярах наиболее часто встречающиеся растения Кировской области;
- распознавать растения съедобные, лекарственные, ядовитые;
- распознавать редкие и исчезающие растения Кировской области;
- уметь применять на практике правила поведения в природе;
- отличать растения: светолюбивые и теневыносливые; ветроопыляемые и
насекомоопыляемые.
Тематическое планирование курса биолого - географического
краеведения
№ п/п | дата | Тема раздела. Тема занятия | Кол-во часов | Практические и творческие работы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | 1.Введение Что такое биологическое и географическое краеведение. Почему необходимо изучать природу своей местности. Источники знаний о прошлом села. Первые упоминания о нашем селе. «Моё географическое открытие своего села» Площадь территории села, его конфигурация. Ориентирование на местности и по карте. Богатство флоры и фауны родного края. «Разнообразие растений в микрорайоне школы » 2. Рельеф нашей местности Основные формы рельефа, их происхождение и изменение Экскурсия № 2 «Знакомство с основными формами рельефа своей местности. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность населения». Характерные горные породы и минералы, их использование. 3. Среда обитания растений Среда обитания растений. Факторы среды. Взаимосвязи растений с факторами живой и неживой природы. «Растения, их среда обитания и условия существования». 4. Климат. Климатические особенности нашего села. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей села. Охрана атмосферного воздуха 5. Свет в жизни растений Влияние света на рост и Группы растений по 6. Тепло в жизни растений Роль тепла в жизни растений 7. Воздух в жизни растений Состав воздуха. Значение газов в жизни растений. 8. Внутренние воды Местоположение основных речных систем, озер, прудов, болот, подземных Человек и вода. Экологические проблемы. Экскурсия по изучению внутренних вод местности.
9. Вода в жизни растений Роль воды в жизни растений Группы растений разных мест 10. Почвы, их использование и Понятие почва, основные типы Почва, как необходимое 11. Влияние растений друг на друга Растения и животные нашего 12.Грибы и бактерии в жизни растений Роль грибов и бактерий в 13.Жизненные формы растений Приспособленность растений
14.Растительные сообщества, их охрана Природные комплексы и «Строение растительного сообщества» Охраняемые территории Кировской области. Красная книга Кировской области 15.Урок обобщающего повторения Растения и живая природа | 7 1 1 1 1 1 1 4 1 2 1 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 | Творческая работа № 1 Площадь территории села, его конфигурация. № 2 Определение на местности направлений, расстояний и азимутов. Экскурсия № 1 №3«Описание в ходе экскурсии форм рельефа своей местности, их изменение под воздействием человека» № 4 Изучение свойств горных пород и минералов. Экскурсия № 3 № 5 Ведение наблюдений за «Календаря погоды»; № 6 «Выявление основных Лабораторная работа: № 1 «Изучение строения листьев светолюбивого и теневыносливого растения под микроскопом» Лабораторная работа: № 2 «Определение степени запылённости воздуха и загрязнения атмосферы» № 7 «Выявление основных источников загрязнения вод своей местности» №8№Описание типичных животных и растений своей местности» (дома) № 9 «Составление гербария древесных и травянистых растений» Экскурсия №3 № 10 «Выявление в природе видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания» |
Информационные ресурсы
- Программы по изучению родного края А.Г.Шурыгина -
Киров.: КИУУ, 1995 - Учебные программы элективных курсов по географии,
экологии, экономике в условиях профильного обучения
школьников(6-10-е классы).Киров: КИПК И про, 2005 - Методическое пособие по курсу «Биологическое краеведение»
Гудкова Н.Д. - Киров : КИПК и ПРО,2007 - Природа, хозяйство, экология Кировской области - Киров,
1996.
5. Население и хозяйство Кировской области: учебник // под ред.
Г. М. Алалыкиной, А. Г. Шурыгиной. -Киров: Вятка, 1997.
6. География. Планета Земля. 6 класс: учебник / А.А.Лобжанидзе;
М.: «Просвещение»,2011
7. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс:
учебник / И.Н.Пономарева. - М.:Вентана -Граф, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И. а в 10 классе под редакцией Власенкова А.И.
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И., рассчитанное на 68 час....
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 9 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 9 класс (5 год обучения) » (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год)
Материал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 9 классе....
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 8 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 4-й год обучения. 8 класс» (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год) 2012-2013 учебный год
Материал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 8 классе....
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 7 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 7 класс (3 год обучения) » (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год)
Мареал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 7 классе....
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 5 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 5 класс (1 год обучения) » (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год)
Материал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 5 классе....
Календарно-тематическое планирование уроков английского языка во 2 классе по УМК И.Н. Верещагиной в классах с углубленным изучением английского языка
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями ФГОС как составная часть Рабочей программы по английскому языку....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)
Календарно-тематическое планирование (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...