Календарно - тематическое планирование уроков биолого - географического краеведения в 6 классе
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Агапитова Татьяна Николаевна

Календарно - тематическое планирование уроков биолого - географического краеведения в 6 классе

Уменьшение количества часов на преподавание курсов «Биология. Растения» и «География. Землеведение» при незначительном сокращении объёма изучаемого материала может привести к снижению качества знаний. Курс «Биолого - географическое краеведение» позволяет частично снять остроту данной проблемы. Главными темами курса краеведения являются изучение основных вопросов:

  • история возникновения села, его географическое краеведение;
  • рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир
    своей местности;

-   изучение   морфологии,   анатомии   растений,   взаимосвязи   строения   с
выполняемыми функциями;

-        население села и виды хозяйственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование уроков биолого  - географического краеведения в 6 классе

Пояснительная записка

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: человечество на данном этапе вступило в эпоху экологического кризиса, который характеризуется острыми противоречиями общества и природы. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о природе родного края: богатстве флоры, о взаимосвязях в ней, его лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родному краю, в бережном отношении к растительному миру своей области, уважении и традициям своего народа, формировании чувства патриотизма.

Введение интегрированного курса «Биолого - географическое краеведение» в школьную программу обусловлено сокращением количества часов, отводимых на изучение биологии и географии в 6 классе. Это изменение связано с введением базисного учебного плана для всех видов общеобразовательных учреждений Кировской области (приказ департамента образования Кировской области от 12.04.06. № 5 - 291).

Уменьшение количества часов на преподавание курсов «Биология. Растения» и «География. Землеведение» при незначительном сокращении объёма изучаемого материала может привести к снижению качества знаний. Курс «Биолого - географическое краеведение» позволяет частично снять остроту данной проблемы. Главными темами курса краеведения являются изучение основных вопросов:

  • история возникновения села, его географическое краеведение;
  • рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир
    своей местности;

-        изучение   морфологии,   анатомии   растений,   взаимосвязи   строения   с
выполняемыми функциями;

-        население села и виды хозяйственной деятельности.
В программе курса предусмотрено:

  • 10 практических работ;
  • 3 экскурсии в природу;
  • 1 творческая работа;
  • 2 лабораторные работы;
  • написание 3 мини - рефератов.

Основной задачей биолого — географического краеведения является изучение природы своего края, взаимосвязи факторов живой и неживой природы, формирование обязательных знаний и умений, необходимых для понимания процессов, происходящих в живой природе, оценки последствия своей деятельности по отношению к природной среде. Значительное внимание уделяется взаимодействию человека с растительным миром, бережному отношению к природе, изучению редких и исчезающих растений своей местности, воспитанию целостного отношения к окружающей среде и

собственному здоровью; экологической грамотности; общей культуры поведения в природе.

Комплексный подход в изучении географии, биологии растений и родного края позволит сформировать глубокие знания краеведческого содержания и умения применять эти знания на практике. Этот курс позволит вовлечь учащихся в активную практическую, творческую и исследовательскую работу по изучению родной природы.

Программа курса биолого - географического краеведения

(часов 0,5 часа в неделю.)

Тема 1. Введение (7 часов)

Что такое биолого - географическое краеведение. Предмет и задачи. Почему необходимо изучать природу своей местности. Географическое положение своей местности. Площадь территории села, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Составление плана-схемы села. Ориентирование. Богатство флоры родного края. Экскурсия № 1 «Разнообразие растений в микрорайоне школы »

Практические работы:  №   1   «Чтение плана местности:  определение свойств объектов, направлений и расстояний, абсолютной и относительной высоты   точек.   Определение   на   местности   направлений,   расстояний   и азимутов». № 2 «Построение плана - схемы села».

Тема 2. Рельеф нашей местности (4 часа)

Основные формы рельефа, их происхождение и изменение. Характерные горные породы и минералы, их использование. Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственную деятельность, людей на особенности природы.

Экскурсия № 2 «Знакомство с основными формами рельефа своей местности. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность населения».

Практические работы: № 3 «Описание в ходе экскурсии форм рельефа своей местности, их изменение под воздействием человека». № 4 «Изучение свойств горных пород и минералов».

Тема 3. Среда обитания растений (3 часа) Среда обитания растений. Факторы среды. Взаимосвязи растений с факторами живой и неживой природы.

Экскурсия № 3 «Растения, их среда обитания и условия существования».

Тема 4. Климат (3 часа)

Климатические особенности нашего села. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей села. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

Практические   работы:   №   5    «Ведение   наблюдений   за   погодой, оформление «Календаря погоды»;

№ 6 «Выявление основных источников загрязнения атмосферного воздуха в своей местности».

Тема 5. Свет в жизни растений (2 часа)

Влияние света на рост и развитие растений. Группы растений по отношению к свету. Светолюбивые и теневыносливые растения.

Лабораторная работа: № 1 «Изучение строения листьев светолюбивого и теневыносливого растения под микроскопом».

Тема 6. Тепло в жизни растений 1 час

Роль тепла в жизни растений (для прорастания семян, роста, развития). Приспособление растений к различным температурным условиям.

Тема 7. Воздух в жизни растений (1 час) Состав воздуха. Значение газов в жизни растений.

Лабораторная работа: № 2 «Определение степени запылённости воздуха и загрязнения атмосферы»

Тема 8. Внутренние воды (3 часа)

Местоположение   основных   речных   систем,   озер,   прудов,   болот, подземных источников.

Распространение опасных природных явлений, связанных с водами. Хозяйственное использование вод своей местности. Экологические проблемы. Охрана вод.

Практическая работа: № 7 Выявление основных источников загрязнения вод своей местности.

Тема 9. Вода в жизни растений (2 часа)

Роль воды в жизни растений (питание, охлаждение, расселение, прорастание семян, рост и развитие). Группы растений разных мест увлажнения.

Тема 10. Почвы их использование и охрана. Почва в жизни

растений (2 часа)

Понятие почва, основные типы почв нашего села.

Почва, как необходимое условие жизни растений. Плодородие почвы и культурные растения.

Тема 11.   Влияние растений друг на друга (1 час) Растения и животные нашего села. Взаимосвязь животных и растений. Практические работы: № 8 Описание типичных животных и растений своей местности (домашняя работа).

Формы взаимодействий между растениями (конкуренция, паразитизм, прямое влияние). № 9 Составление гербария древесных и травянистых растений.

Тема 12. Грибы и бактерии в жизни растений (2 час) Роль грибов и бактерий в жизни растений Бактериальные грибные болезни

Тема 13. Жизненные формы растений. Сезонные изменения в жизни растений (1 час) Приспособленность растений различных жизненных форм к сезонам года. Листопад.

Тема 14. Растительные сообщества, их охрана (3 часа)

Природные комплексы и растительные сообщества нашего края, их видовой состав.

Экскурсия № 3 «Строение растительного сообщества».

Практическая работа: № 10 «Выявление в природе видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания» Охраняемые территории Кировской области. Красная книга Кировской области

Тема 15. Урок обобщающего повторения (1 час) Растения и живая природа

Должны знать;

- картографические методы исследования;

  • теоретические основы и понятия темы « Рельеф своей местности»;
  • названия минералов и горных пород своей местности;
  • основные термины и понятия темы « Гидросфера»: « климат», «погода»,
    особые атмосферные явления;
  • правила поведения на воде;
  • приборы для изучения элементов климата;
  • сезонные изменения климата их влияние на природу, здоровье человека, —
  • виды хозяйственной деятельности;
  • понятие «ландшафт», природный комплекс, природная зона;
  • зональные типы почв; роль почвы в жизни растений;

-        взаимосвязи   компонентов   природы   в   природном   комплексе;   влияние
факторов живой и неживой природы на растительный мир;

  • приспособленность растений к разным условиям среды обитания;
  • взаимосвязь организмов: конкуренция, паразитизм, хищничество, симбиоз;
  • растительный и животный мир нашей местности; роль растений родного
    края;
  • разнообразие растений нашего края (лекарственные, ядовитые, растения -
    хищники, съедобные дикорастущие растения);
  • редкие и исчезающие растения Кировской области;
  • мир грибов родного края;
  • бактериальные и грибные заболевания растений;
  • источники загрязнения окружающей среды;

-        для чего охраняют природу родного края: меры охраны растительного
мира;

-        правила поведения в природе.

- основные виды хозяйственной деятельности населения нашей местности и их влияние на природу;

Ключевые понятия курса:

Биологическое и географическое краеведение, понятия: рельеф, равнина, флора, фауна, экология, «ландшафт», природный комплекс, природная зона, растения: теневыносливые, светолюбивые, листопад, теплолюбивые, засухоустойчивые растения, растительное сообщество, почва, плодородие

почв,  фенология,  заповедники,  заказники,  памятники  природы,  Красная книга.

Должны уметь;

_уметь построить простейший план местности, используя условные знаки и масштаб;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса и местных признаков;
    определять ГП нашей местности, его влияние на развитие села;
  • объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и
    вокруг своей оси;
  • определять горные породы и минералы своей местности;
  • описывать формы рельефа;
  • определять крутизну склона при помощи нивелира;
  • описывать гидрологические объекты;
  • анализировать и оценивать экологическое   состояние   водных объектов;
  • вести наблюдения за погодой, сезонными изменениями микроклимата своей
    местности, фенологический календарь;
  • оценивать комфортность климата для природы,   человека и хозяйства;
  • описывать природные комплексы в природе и по карте;
  • описывать зональные типы почв своей местности;
  • выявлять и описывать экологические проблемы своей местности.

-        Распознавать    на    натуральных    объектах,    иллюстрациях,    гербарных
экземплярах наиболее часто встречающиеся растения Кировской области;

  • распознавать растения съедобные, лекарственные, ядовитые;
  • распознавать редкие и исчезающие растения Кировской области;
  • уметь применять на практике правила поведения в природе;

-        отличать растения: светолюбивые и теневыносливые; ветроопыляемые и
насекомоопыляемые.

Тематическое планирование курса биолого - географического

краеведения

№ п/п

дата

Тема раздела. Тема занятия

Кол-во часов

Практические и творческие работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

1.Введение

Что такое биологическое и географическое краеведение. Почему необходимо изучать природу своей местности.

Источники знаний о прошлом села. Первые упоминания о нашем селе.

«Моё географическое открытие своего села»

Площадь территории села, его

конфигурация.

Ориентирование на местности

и по карте.

Богатство флоры и фауны родного края.

«Разнообразие     растений     в микрорайоне школы »

2. Рельеф нашей местности

Основные формы рельефа, их происхождение и изменение

Экскурсия № 2 «Знакомство с основными формами рельефа своей местности. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность населения».

Характерные горные породы и минералы, их использование.

3. Среда обитания растений

Среда обитания растений.

Факторы среды. Взаимосвязи растений с факторами живой и неживой природы.

«Растения, их среда обитания и условия существования».

4. Климат.

Климатические особенности нашего села.

Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей села.

Охрана атмосферного воздуха
от загрязнения.

5. Свет в жизни растений

Влияние света на рост и
развитие растений.

        Группы растений по
отношению к свету.
Светолюбивые и
теневыносливые растения.

6. Тепло в жизни растений

        Роль тепла в жизни растений
(для прорастания семян, роста,
развития). Приспособление
растений к различным
температурным условиям.

7. Воздух в жизни растений

        Состав воздуха. Значение газов в жизни растений.

        8. Внутренние воды

        Местоположение основных речных систем, озер, прудов,      болот,      подземных
источников.

Человек и вода.
Хозяйственное    использование
вод своей местности.

Экологические проблемы.
Охрана вод.

Экскурсия по изучению внутренних вод местности.

        

9. Вода в жизни растений

        Роль воды в жизни растений
(питание, охлаждение,
 расселение, прорастание семян, рост и развитие).

        Группы растений разных мест
увлажнения.

        10. Почвы, их использование и
охрана

Понятие почва, основные типы
почв нашего села.

Почва,       как       необходимое
условие       жизни       растений.
Плодородие        почвы и
культурные растения.

        11. Влияние растений друг на друга

        Растения и животные нашего
села, их взаимосвязь.
Формы взаимодействий между
растениями.

        12.Грибы и бактерии в жизни растений

        Роль грибов и бактерий в
жизни растений
Бактериальные грибные
болезни

        13.Жизненные формы растений
Сезонные изменения в жизни
растений

        Приспособленность растений
различных жизненных форм к
сезонам года. Листопад.

        

14.Растительные сообщества, их  охрана

        Природные комплексы и
растительные сообщества
нашего края, их видовой состав.


«Строение растительного сообщества»

Охраняемые территории Кировской области. Красная книга Кировской области

15.Урок обобщающего повторения

Растения и живая природа

7

1

1

1

1

1

1

4

1

2

1

2

1

1

3

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

Творческая работа

№ 1 Площадь территории села, его конфигурация.

№ 2 Определение на местности направлений, расстояний и азимутов.

Экскурсия № 1

№3«Описание в ходе экскурсии форм рельефа своей местности, их изменение под воздействием человека»

№ 4 Изучение свойств горных пород и минералов.

Экскурсия № 3

№ 5 Ведение наблюдений за
погодой,        оформление

«Календаря погоды»;

№   6   «Выявление   основных
источников        загрязнения атмосферного воздуха в своей местности»

Лабораторная работа: № 1 «Изучение строения листьев светолюбивого и теневыносливого растения под микроскопом»

Лабораторная работа: № 2 «Определение степени запылённости воздуха и загрязнения атмосферы»

№ 7 «Выявление основных источников загрязнения вод своей местности»

№8№Описание типичных животных   и   растений   своей

местности» (дома)

№   9   «Составление   гербария

древесных      и     травянистых

растений»

Экскурсия №3

№ 10 «Выявление в природе видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания»

Информационные ресурсы

  1. Программы по изучению родного края А.Г.Шурыгина -
    Киров.: КИУУ, 1995
  2. Учебные программы элективных курсов по географии,
    экологии, экономике в условиях профильного обучения
    школьников(6-10-е классы).Киров: КИПК И про, 2005
  3. Методическое пособие по курсу «Биологическое краеведение»
    Гудкова Н.Д. - Киров : КИПК и ПРО,2007
  4. Природа, хозяйство, экология Кировской области - Киров,
    1996.

5.        Население и хозяйство Кировской области: учебник // под ред.
Г. М. Алалыкиной, А. Г. Шурыгиной. -Киров: Вятка, 1997.

6.        География. Планета Земля. 6 класс: учебник / А.А.Лобжанидзе;
М.: «Просвещение»,2011

7.        Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс:
учебник / И.Н.Пономарева. - М.:Вентана -Граф, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И. а в 10 классе под редакцией Власенкова А.И.

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И., рассчитанное на 68 час....

Календарно-тематическое планирование уроков английского языка во 2 классе по УМК И.Н. Верещагиной в классах с углубленным изучением английского языка

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями ФГОС как составная часть Рабочей программы по английскому языку....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)

Календарно-тематическое планирование  (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...