Конспект урока "Значение мирового океана для человека"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Тема урока: Значение мирового океана для человека
Класс: 5
УМК: Учебник Домагацких Е. М. «География. Введение в географию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Значение мирового океана для человека
Класс: 5
УМК: Учебник Домагацких Е. М. «География. Введение в географию»
Автор: Фоминых Светлана Николаевна
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9 городского округа город Михайловка Волгоградской области»
Пояснительная записка.
Урок географии в 5 классе представлен при изучении Темы 5. «Путешествие по планете Земля» Тема урока: «Значение Мирового океана для природы и человека.»
Урок построен на основе учебника «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких,
Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2012.
Тип урока: изучение нового материала. Выбор типа урока обоснован дидактическими целями, содержанием и особенностями класса.
В классе 28 учащихся. Учащиеся имеют достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Физическое и психологическое развитие учащихся соответствует норме.
Цель урока: сформировать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами частично – поискового метода. Основными задачами урока стали:
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Для проведения этого урока выбрала частично – поисковый метод. Определила формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Планируемые образовательные результаты.
Решаемая учебная проблема
«Неужели значение воды в жизни человека так велико?»(прописано на доске)
Урок построила с таким расчетом, чтобы у детей были задействованы все каналы восприятия: зрительный, слуховой, тактильный. Урок проходит в едином сюжете, переходит от одного этапа урока к другому.
Планируя этапы урока, мною были определены основные задачи и спрогнозированы результаты каждого этапа.
1 и 2 этап. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
На этих этапах была проведена подготовка учащихся к уроку. Поставлена проблема, которую учащимся надо решить в течение урока. Заданные вопросы направлены на обеспечение эмоционального восприятия учащимися темы урока и задач. Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
3 этап. Целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
4. ЭТАП планирования.
На данном этапе происходит формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
5 ЭТАП "Открытие" нового знании.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; способности каждого ученика к участию в работе в малых группах, которая способствует:
-воспитанию способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; -формированию способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; -формированию способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладению приемами самоконтроля правильности полученных результатов.
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
На данном этапе учащиеся обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы.
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Формулируют высказывания, слушают товарищей, дополняют их ответы
7 ЭТАП. Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Задачей этого этапа являлось получение достоверной информацией о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Мобилизация учащихся на осмысление своих действий и самооценки. Учащиеся отмечают самую продуктивную работу группы. По результатам взаимопроверки при работе в парах и итогам работы в группах всем учащимся выставляются оценки.
Целью моих уроков является: сделать всё зависящее от меня, чтобы ребёнок с желанием шел в школу, чтобы понял, что учиться – это интересно, а чтобы успешно учиться, надо много трудиться и заниматься поиском нового и интересного.
Предмет | география | |||||||||
Класс | 5 | |||||||||
УМК | Учебник Домагацких Е. М. «География. Введение в географию» | |||||||||
Тип урока | Открытие новых знаний | |||||||||
Тема урока | Значение мирового океана для человека | |||||||||
Цель урока | Формирование у учащихся первичных представлений о воде как среде обитания живых организмов, выявление особенностей использования океана, его значение в жизни планеты; умение выделять главное | |||||||||
Задачи урока (планируемые результаты) | а) понимание роли океана в жизни Земли; б) развитие умения выявлять причинно-следственные связи, умение выделять главное при работе с текстом; в) формирование умения управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к урокам географии;г) способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности; | |||||||||
Методы обучения | Репродуктивный, эвристический | |||||||||
Формы организации познавательной деятельности | Коллективная, групповая, индивидуальная | |||||||||
Средства обучения | Учебник, компьютер, проектор, тетради | |||||||||
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осущест-вляемые учебные действия | Формиру-емые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | |||||
1. Организационный момент. | Приветствует учащихся | Отвечают на приветствие учителя | «Стоять смирно» | Взаимодействие с учителем и другими учащимися | «Тишина должна быть на уроке» | Прогнозирование результатов и уровня усвоения | «Мы будем вести себя на уроке….как?» | |||
2. Постановка цели и задач урока | Просмотр фрагмента фильма «Великая тайна воды» (1,37 мин.) Учитель предлагает детям назвать тему сегодняшнего урока Уточняет тему урока. Ведет диалог с учащимися. 1. Как вы относитесь к воде? 2. Нужно ли её изучать? 3. Что бы вы хотели узнать о воде? 4. Какие источники информации мы будем использовать? Формулирует вместе с учащимися задачи урока. | Учащиеся смотрят фильм. Учащиеся предлагают свои варианты темы урока. В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение. | Владение информацией. Умение работы с картой | Взаимодействие с учителем и другими учащимися | Взаимопощь учащихся | Контроль правильности ответов учащихся | Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | |||
3. Актуализация знаний | Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней? Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день? Рационально ли мы используем ценный природный ресурс? Как надо относиться к воде? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия. | Высказывают свое мнение | Принимают участие в дискуссиях и рецензируют мнение товарищей | Выражают свои мысли | Умение выразить свои мысли | Развитие регуляции выразить свои мысли | Регуляция учебной деятельности | |||
4. Первичное усвоение новых знаний | Используя текст учебника, ответьте на вопросы: 1 группа - Значение воды для жизни живых организмов. 2 группа - Хозяйственное использование водоёмов. | 1.Работа с текстом стр. 104-116
| Владение информацией и умение быстрого использования учебника (знать, где и что найти), выделить главное | Выражают свои мысли | Умение выразить и пересказать главное | Правильность ответов | Грамотное построение ответа | |||
5. Первичная проверка понимания | Составление кластера «Вода» | В тетради составляют кластер «Вода» | Владение информацией и умение быстрого использования учебника (знать где и что найти), выделить главное | Взаимодействие с учителем и другими учащимися | Умение выразить и пересказать главное | Контроль правильности ответов | Уточнение и дополнение высказываний учащихся | |||
6.Физкультпауза | Физминутка «Золотая Рыбка» | Дети выполняют движения | ||||||||
6. Первичное закрепление | 1. Что такое вода, какими свойствами она обладает? 2. Как вы думаете, почему охрана вод – одна из главных проблем современности? Написать свободное письмо «Эссе». Осмыслить ценность приобретённого. | Ответы учащихся | Распознают и воспроизводят учебный материал | Участвуют в обсуждение ответов на вопросы во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания и знания правильных ответов | Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | |||
7. Домашнее задание | П.20 Учитель даёт задание: Посчитать, сколько капель капает из неплотно закрытого крана за 1 минуту. | Выполнение д/з | Выполнение д/з | Выполнение д/з | Выполнение д/з | Выполнение д/з | Выполнение д/з | |||
8. Итог урока | Может ли человек прожить без Океана? | Ответы учащихся | Строят речевое высказывание | Умение обсуждать содержание урока | Формирование собственного мнения | Проведение взаимоконтроля | ||||
9. Рефлексия | Прием «Круги на воде» | Учащиеся оценивают свою работу на уроке | Умение делать выводы | Умение формулировать собственное мнение | Саморегуляция |
ЛИТЕРАТУРА
- http://standart.edu.ru/
- Программы и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. География. 5-9 классы/Авт.-сост. Е. М. Домогацких, М.: ООО»Русское слово- учебник», 2015.
- Рабочая программа по географии: 5 класс / Сост.Е. М. Домогацких. - М.: ООО» Русское слово», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект 6 класс "Рельеф дна Мирового океана"
Опорный конспект для урока."Рельеф дна Мирового океана", интересен для тех. кто применяет методику Шаталова. В конспекте отмечены все основополагающие вопросы данной темы, работа с атласом и рефлексия...
Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".
сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....
«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...
Анализ урока по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Самоанализ урока с подробным разбором каждого этапа....
Вода на земле.Части мирового океана.Свойства вод мирового океана. 6 класс.
презентация к уроку...
Значение мирового океана для природы и человека.
Раздел №3 Путешествие по планете Земля Тема урока: Значение мирового океана для природы и человека. Тип урока: изучение нового ма...
Презентация "Значение Мирового океана для природы и человека"
Презентация для открытого мероприятия...
- Мне нравится (1)