Нетрадиционные уроки.
статья по географии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Использование нетрадиционных форм уроков в курсе географии 6-11 классов. Таких как, урок-игра, урок-экскурсия, урок - конференция и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Нетрадиционные уроки.

Как особо заинтересовать ребят на уроках? Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня?

Где изыскать средства, чтобы поднять у детей духовную потребность в знаниях и стремление овладевать ими, совершенствовать их?

За мой тридцатилетний опыт работы я перепробовала многое, что-то «изобретала» сама, что-то подхватывала у   детей.  Анкетирование проводила с 5 –ого по 11 класс.  Вопросы были разные, но главные из них  были :» Как бы вы провели урок, будучи учителем?», « После каких уроков вы чувствуете удовлетворение, радость,  лучше всего понимаете материал?»

Ответы самые неожиданные, одни не любят долго слушать учителя, им нужны собственные действия, другие предпочитают уроки-лекции, третьи - уроки-конференции, уроки- экскурсии, уроки- игры, но во всех анкетах одна и та же просьба ребят – чтобы учитель постарался выслушать и понять мнение каждого.

Исходя из ответов учащихся, мною были определены формы проведения уроков, ведущие к повышению речевой активности учащихся и повышению интереса к предмету. Одной из наиболее удачных форм проведения уроков географии, на мой взгляд, является нестандартная форма организации урока.

Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого  фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся. Традиционный урок мало приспособлен для свободного обсуждения и не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию. Поэтому я пришла к выводу, что использование необычных форм проведения уроков географии (игр, соревнований, конкурсов, круглых столов, конференций и многих других) помогает серьезный и напряжённый труд сделать занимательным и интересным, дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

Нигде так не раскрываются учащиеся, как в уроках такого типа,  как «пресс-конференция»; тяга к размышлениям, дискуссиям, спорам, в ходе которых рождается истина, – в уроках-диспутах, дискуссиях; потребность в инициативе – в уроках - проектах, в творческих выставках и отчетах. Осознание важности делового партнерства приходит на уроках с использованием групповых форм работы.

Вот несколько примеров нестандартных форм проведения уроков, используемых мною в педагогической деятельности.  

Урок-экскурсия.

     Уроки-экскурсии проводятся мной в 9 классе при изучении своего региона. Стараемся попасть на ближайшие предприятия района, например Завод «Равиолло». В ходе подобных экскурсий проводится профориентация ребят, что помогает им в будущем определиться с профессией.

 В 6-8 классах совершаем пригородные экскурсии  по паркам и садам города, рассматриваем и изучаем , как природные, так и антропогенные ландшафты.. С помощью такой формы организации урока, учащиеся начинают понимать некоторые явления природы.

Урок – игра

Это активная форма учебного занятия, во время которого возникает игровое состояние – эмоциональное отношение к исторической или настоящей действительности. Знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально окрашенными.

Игры классифицируют по разным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности

Например,  игра «Угадайка». Один ученик загадывает географический объект ( явление, растение, животное, материк.. и т. д.), класс пытается угадать его, задавая вопросы, требующие только одного ответа: «да» или «нет».

Игра «Найдите ошибки» ( 7 класс) Заранее, дома ученики придумывают рассказ, или сказку о том, или ином материке, но в рассказе  специально закладываются  ошибки, которые слушатели класса должны опознать и исправить.

Играем также в «Географический хоккей», «Что, где, когда?» и другие.

Урок - дискуссия».

Так в шестом классе по теме « Движения земной коры. Землетрясения» можно провести « урок – дискуссию».

Уроки- семинары, уроки – конференции чаще провожу в старших классах( 9-11).

С помощью таких уроков можно развивать память детей, внимание, логическое мышление, сообразительность и их общий кругозор. Кроме того, уроки позволяют учащимся « проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок-урок творчества

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, - повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и ...

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Нетрадиционные уроки или мое творчество на уроках биологии

Чтобы облегчить разработку конкретных уроков, были составлены общие планы- конспекты той или иной нестандартной формы проведения урока. Пользуясь этими рекомендациями, любой учитель легко может разраб...

Нетрадиционный урок Использование игры на уроках географии.

При проведении нетрадиционнных уроков географии с использовании элементов игры учащиеся  вовлекаются в процес обучения с удовольствием и непринужденно,что в итоге вызывает заинтересованность в из...

Нетрадиционные уроки и фрагменты уроков. Ярославль.

Нетрадиционные уроки и фрагменты уроков в конце четвети...