урок географии 10кл Тема: «Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы мира»
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
План-конспект урока+призентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы мира | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
география
10кл
Тема: «Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы мира»
Преподаватель
Белякова ИО
Урок10-12
План-конспект
Тема: «Ресурсообеспеченность. Мировые природные ресурсы».
Цели:
1. Формировать знания уч-ся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению. Обучать компьютерной грамотности.
2. Развивать умение слушать, выделять главное; умение высказывать своё мнение, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать трудолюбие, культуру активного слушания. Повышать интерес к предмету через содержание занятия.
Тип занятия: изучение нового.
Вид занятия: лекция – практикум.
Оборудование: Настенная политическая карта мира, школьные географические атласы (10-й класс),
мультимедиа оборудование, презентации, карточки с заданиями, учебник.
На доске эпиграф к занятию: Планета Шелезяка. Полезных ископаемых нет. Воды нет.
Растительности нет. Населена роботами.
(М/ф «Тайна третьей планеты»)
Ход занятия.
1. Вступление.
Учитель излагает:
а) тему занятия;
б) учебную цель;
в) актуальность и значение темы для практической деятельности уч-ся;
г) наименования основных вопросов:
1) Природные ресурсы и их виды;
2) Ресурсообеспеченность;
3) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (практикум);
4) Мировые природные ресурсы:
А) минеральные ресурсы;
Б) земельные ресурсы;
В) водные ресурсы суши;
Г) биологические ресурсы
Д) ресурсы мирового океана;
Е) Агроклиматические ресурсы;
Ж) Рекреационные ресурсы.
«?»: Внимательно прочитайте эпиграф к занятию. Объясните, как он связан с его темой? Какую проблему обнаруживает? (Тема природные ресурсы; Природных ресурсов осталось мало; ресурсы могут закончиться; Планета может стать пустыней.)
Учитель: Верно. Данный эпиграф как нельзя больше подходит к теме сегодняшнего занятия, т.к. проблема чрезмерных аппетитов человечества, связанная с интенсивной добычей и освоением ресурсов уже давно даёт о себе знать, например, в виде глобального потепления климата и опустынивания территорий. Эта проблема является ключевой в вопросе использования природных ресурсов человечеством. И мы ещё не раз будем к ней возвращаться.
2. Основная часть.
1) Природные ресурсы и их виды.
«?»: Скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение «Природные ресурсы»? (Обсуждение). В каких случаях обычно говорят о ресурсах? Какие проблемы с ними связывают?
«?»: Давайте попробуем определить, что такое «Природные ресурсы» (студенты самостоятельно дают определение термину). Обсуждение.
Слайд 3
Под запись: Природные ресурсы, это компоненты природы, которые используются (актуальные) или могут быть использованы (потенциальные) как средства производства и предметы потребления.
Учитель: Рассмотрим несколько видов классификаций природных ресурсов.
Слайд 4
Природные ресурсы по происхождению (под запись).
Слайд 5
Природные ресурсы по видам хозяйственного использования (под запись).
Слайд 6
Природные ресурсы по исчерпаемости (под запись).
Возвращаемся к слайду 2
2) Ресурсообеспеченность.
«?»: Достаточно часто в географии встречается термин «Ресурсообеспеченность». Как вы считаете, что он обозначает? (Обсуждение, формулировка термина).
Слайд 7
Под запись: Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, которое выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.
Учитель: Рассмотрим формулы вычисления ресурсообеспеченности.
Учитель: Попробуем определить ресурсообеспеченность нефтью для России. Но, прежде скажите, есть ли в представленных данных ошибка? (Кол-во населения указано не верно, должно быть 142 млн. человек).
И так, считаем: 6,7 : 304 = 22 года (округляем до тысячных).
6,7 : 142 = 47 тонн на душу населения.
3) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (практикум).
Учитель: А сейчас мы рассчитаем ресурсообеспеченность нефтью для некоторых зарубежных стран, и попробуем выделить наиболее обеспеченное государство (работа по группам).
Определяем наиболее обеспеченную нефтью страну, делаем вывод, проверяем результаты.
Учитель: А сейчас вы будете самостоятельно выполнять практическую работу.
Практическая работа №8
«Оценка ресурсообеспеченности… отдельных стран мира»
Каждая подгруппа получает карточки с заданиями. Проведение инструктажа.
Оценка ресурсообеспеченности нефтью отдельных стран мира (вариант 1)
Задания:
1. Используя таблицу 3 на странице 383 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами нефти (кроме России). Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу (см. ниже).
2. Используя картосхему 24 на странице127 учебника географии определите количество добычи нефти (в млн. тонн в год) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.
3. Определите ресурсообеспеченность нефтью для названных вами стран:
а) на какое количество лет хватит ресурса;
б) сколько ресурса приходится на душу населения.
Полученные результаты внесите в таблицу.
4. Используя табличные данные определите:
А) наиболее обеспеченное нефтью государство;
Б) наименее обеспеченное нефтью государство.
Государства | Разведанные запасы, млрд. тонн | Добыча нефти (млн. тонн в год) | Количество лет | Запасы на душу населения |
Оценка ресурсообеспеченности газом отдельных стран мира (вариант 2)
Задания:
1. Используя таблицу 4 на странице 383 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами газа. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу (см. ниже).
2. Используя картосхему 26 на странице128 учебника географии определите количество добычи газа (в млрд. метров кубических) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.
3. Определите ресурсообеспеченность газом для названных вами стран:
а) на какое количество лет хватит ресурса;
б) сколько ресурса приходится на душу населения.
Полученные результаты внесите в таблицу.
4. Используя табличные данные определите:
А) наиболее обеспеченное газом государство;
Б) наименее обеспеченное газом государство.
Государства | Разведанные запасы, трлн. м. кубических | Добыча газа (млрд. м. кубических в год) | Количество лет | Запасы на душу населения |
Оценка ресурсообеспеченности углем отдельных стран мира (вариант 3)
Задания:
1. Используя таблицу 5 на странице 384 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами угля. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу (см. ниже).
2. Используя картосхему 27 на странице128 учебника географии определите количество добычи угля (в млн. тонн) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.
3. Определите ресурсообеспеченность углем для названных вами стран:
а) на какое количество лет хватит ресурса;
б) сколько ресурса приходится на душу населения.
Полученные результаты внесите в таблицу.
4. Используя табличные данные определите:
А) наиболее обеспеченное углем государство;
Б) наименее обеспеченное углем государство.
Государства | Разведанные запасы, млрд. тонн | Добыча газа (млн. тонн в год) | Количество лет | Запасы на душу населения |
Оценка ресурсообеспеченности железной рудой отдельных стран мира (вариант 4)
Задания:
1. Используя таблицу 5 на странице 384 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами железных руд. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат оформите в виде таблицы (см. ниже).
2. Используя картосхему 28 на странице136 учебника географии определите количество добычи железной руды (в млн. тонн в год) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.
3. Определите ресурсообеспеченность железной рудой для названных вами стран:
а) на какое количество лет хватит ресурса;
б) сколько ресурса приходится на душу населения.
Полученные результаты внесите в таблицу.
4. Используя табличные данные определите:
А) наиболее обеспеченное железной рудой государство;
Б) наименее обеспеченное железной рудой государство.
Государства | Разведанные запасы, млрд. тонн | Добыча железной руды (млн. тонн в год) | Количество лет | Запасы на душу населения |
4) Мировые природные ресурсы.
Учитель: А сейчас мы переходим к изучению мировых природных ресурсов. Но новый материал изучать и объяснять будете вы сами. Сейчас каждая группа получит своё задание.
Задание:
Изучить и представить предложенную группу природных ресурсов:
- гр.1: Земельные ресурсы - стоит ли распахивать все земли?
- гр.2: Водные ресурсы суши – можно ли преодолеть водный голод?
- гр. 3: Биологические ресурсы – грозит ли оскудение?
- гр. 4: Ресурсы Мирового океана – кладовая богатств!
- гр. 5: - Агроклиматические ресурсы;
- гр. 6: Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма.
-гр.7: Космические ресурсы - ресурсы будущего !
Используя текст учебника, «Приложения», карты Атласа и дополнительную информацию из различных источников подготовьте презентацию природных ресурсов своей группы и будьте готовы её защитить. Время, отведённое на защиту, не более пяти минут. Составить 2-3 вопроса по своей группе природных ресурсов, чтобы после защиты задать их классу.
Учитель: Начинаем защиту. Напоминаю, время, отведённое на защиту, составляет не более 5-ти минут.
Защита проходит по группам у доски, с использованием подготовленных презентаций.
3. Заключение.
1) Подведение итога. Выставление оценок.
2) Рефлексия.
4. Домашнее задание.
1) Учебник, стр. 25-41 читать, записи в тетради.
2) Группы готовят сообщения по теме «Мировые природные ресурсы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение самостоятельных работ учащихся в курсе экономической и социальной географии мира в теме: «География природных ресурсов мира. Экологические проблемы».
Обобщение опыта работы...
Разработка урока географии для 10 класса "Природные ресурсы Земли и их виды"
Урок географии с использованием современныхобразоватеьных технологий...
Урок географии в 10 классе "Водные ресурсы мира"
Цели:Сформировать представление о водных ресурсах: о различие в водообеспечении различных регионов и стран, о проблеме дефицита воды и пути её решения .Развивать умения работать с картами, статистичес...
Урок географии по теме " Народы и религии мира". 7 класс
На данном уроке решаются следующие цели и задачи: Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные язык...
Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России".
Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России" (иллюстративный материал)....
Урок географии в 10 классе. Тема: Природные ресурсы мира.
Актуализировать и углубить знания о различных видах природных ресурсов, закономерности их размещения, сравнивать ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, обосновывать роль и значение ресурсов...
Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы мира
Для уроков в 10-11 классе...