Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы мира
презентация к уроку по географии (10 класс) на тему

Для уроков в 10-11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon resursoobespechennost_geografiya_10_kl_attestatsiya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

Тема: «Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы мира»

Подготовил:

Суханова М.Г.

2015г.

Занятие №1(8).

Тема: «Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы мира».

Цели:

1. Формировать знания студентов о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению. Обучать компьютерной грамотности.

2. Развивать умение слушать, выделять главное; умение высказывать своё мнение, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать трудолюбие, культуру активного слушания. Повышать интерес к предмету через содержание занятия.

Тип занятия: изучение нового.

Вид занятия: лекция – практикум.

Оборудование: Настенная политическая карта мира, школьные географические атласы (10-й класс),

                           мультимедиа оборудование, презентации, карточки с заданиями, учебники.

                           

                           На доске эпиграф к занятию: Планета Шелезяка. Полезных ископаемых нет. Воды нет.

                                                                              Растительности нет. Населена роботами.

                                                                                                                        (М-ф «Тайна третьей планеты»)

               Ход занятия.

       1. Вступление.

     

     Преподаватель излагает:

а) тему занятия;

б) учебную цель;

в) актуальность и значение темы для практической деятельности студентов;

г) наименования основных вопросов:

          1) Природные ресурсы и их виды;

          2) Ресурсообеспеченность;

          3) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (практикум);

          4) Мировые природные ресурсы:

               А) минеральные ресурсы;

               Б) земельные ресурсы;

               В) водные ресурсы суши;

               Г) биологические ресурсы

               Д) ресурсы мирового океана;

               Е) Агроклиматические ресурсы;

               Ж) Рекреационные ресурсы.

   «?»: Внимательно прочитайте эпиграф к занятию. Объясните, как он связан с его темой? Какую проблему обнаруживает? (Тема природные ресурсы; Природных ресурсов осталось мало; ресурсы могут закончиться; Планета может стать пустыней.)

   Учитель: Верно. Данный эпиграф как нельзя больше подходит к теме сегодняшнего занятия, т.к. проблема чрезмерных аппетитов человечества, связанная с интенсивной добычей и освоением ресурсов уже давно даёт о себе знать, например, в виде глобального потепления климата и опустынивания территорий. Эта проблема является ключевой в вопросе использования природных ресурсов человечеством. И мы ещё не раз будем к ней возвращаться.

        2. Основная часть.

   1) Природные ресурсы и их виды.

     «?»: Скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение «Природные ресурсы»? (Обсуждение). В каких случаях обычно говорят о ресурсах? Какие проблемы с ними связывают?

      «?»: Давайте попробуем определить, что такое «Природные ресурсы» (студенты самостоятельно дают определение термину). Обсуждение.

     Слайд 3

   Под запись: Природные ресурсы, это компоненты природы, которые используются (актуальные) или могут быть использованы (потенциальные) как средства производства и предметы потребления.

   Учитель: Рассмотрим несколько видов классификаций природных ресурсов.

      Слайд 4

   Природные ресурсы по происхождению (под запись).

     Слайд 5

   Природные ресурсы по видам хозяйственного использования (под запись).

     Слайд 6

   Природные ресурсы по исчерпаемости (под запись).

     Возвращаемся к слайду 2

   

   2) Ресурсообеспеченность.

     «?»: Достаточно часто в географии встречается термин «Ресурсообеспеченность». Как вы считаете, что он обозначает? (Обсуждение, формулировка термина).

     Слайд 7

        Под запись: Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, которое выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.

     Учитель: Рассмотрим формулы вычисления ресурсообеспеченности.

     Учитель: Попробуем определить ресурсообеспеченность нефтью для России. Но, прежде скажите, есть ли в представленных данных ошибка? (Кол-во населения указано не верно, должно быть 142 млн. человек).

     И так, считаем: 6,7 : 304 = 22 года (округляем до тысячных).

                                6,7 : 142 = 47 тонн на душу населения.

   3) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (практикум).

     

     Учитель: А сейчас мы рассчитаем ресурсообеспеченность нефтью для некоторых зарубежных стран, и попробуем выделить наиболее обеспеченное государство (работа по подгруппам).

     После расчетов студенты выходят к доске и вносят свои данные. Определяем наиболее обеспеченную нефтью страну, делаем вывод, проверяем результаты.

     Учитель: А сейчас вы будете самостоятельно выполнять практическую работу.

Практическая работа №8

«Оценка ресурсообеспеченности…  отдельных стран мира»

     

     Каждая подгруппа получает карточки с заданиями. Проведение инструктажа.

Оценка ресурсообеспеченности нефтью отдельных стран мира (вариант 1)

          Задания:

     1. Используя таблицу 3 на странице 383 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами нефти (кроме России). Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу (см. ниже).

     2. Используя картосхему 24 на странице127 учебника географии определите количество добычи нефти (в млн. тонн в год) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.

     3. Определите ресурсообеспеченность нефтью для названных вами стран:

          а) на какое количество лет хватит ресурса;

          б) сколько ресурса приходится на душу населения.

          Полученные результаты внесите в таблицу.

     4. Используя табличные данные определите:

          А) наиболее обеспеченное нефтью государство;

          Б) наименее обеспеченное нефтью государство.

Государства

Разведанные запасы, млрд. тонн

Добыча нефти (млн. тонн в год)

Количество лет

Запасы на душу населения

Оценка ресурсообеспеченности газом отдельных стран мира (вариант 2)

          Задания:

     1. Используя таблицу 4 на странице 383 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами газа. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу (см. ниже).

     2. Используя картосхему 26 на странице128 учебника географии определите количество добычи газа (в млрд. метров кубических) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.

     3. Определите ресурсообеспеченность газом для названных вами стран:

          а) на какое количество лет хватит ресурса;

          б) сколько ресурса приходится на душу населения.

          Полученные результаты внесите в таблицу.

     4. Используя табличные данные определите:

          А) наиболее обеспеченное газом государство;

          Б) наименее обеспеченное газом государство.

Государства

Разведанные запасы, трлн. м. кубических

Добыча газа (млрд. м. кубических в год)

Количество лет

Запасы на душу населения

Оценка ресурсообеспеченности углем отдельных стран мира (вариант 3)

          Задания:

     1. Используя таблицу 5 на странице 384 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами угля. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу (см. ниже).

     2. Используя картосхему 27 на странице128 учебника географии определите количество добычи угля (в млн. тонн) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.

     3. Определите ресурсообеспеченность углем для названных вами стран:

          а) на какое количество лет хватит ресурса;

          б) сколько ресурса приходится на душу населения.

          Полученные результаты внесите в таблицу.

     4. Используя табличные данные определите:

          А) наиболее обеспеченное углем государство;

          Б) наименее обеспеченное углем государство.

Государства

Разведанные запасы, млрд. тонн

Добыча газа (млн. тонн в год)

Количество лет

Запасы на душу населения

Оценка ресурсообеспеченности железной рудой отдельных стран мира (вариант 4)

          Задания:

     1. Используя таблицу 5 на странице 384 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами железных руд. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат оформите в виде таблицы (см. ниже).

     2. Используя картосхему 28 на странице136 учебника географии определите количество добычи железной руды (в млн. тонн в год) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.

     3. Определите ресурсообеспеченность железной рудой для названных вами стран:

          а) на какое количество лет хватит ресурса;

          б) сколько ресурса приходится на душу населения.

          Полученные результаты внесите в таблицу.

     4. Используя табличные данные определите:

          А) наиболее обеспеченное железной рудой государство;

          Б) наименее обеспеченное железной рудой государство.

Государства

Разведанные запасы, млрд. тонн

Добыча железной руды (млн. тонн в год)

Количество лет

Запасы на душу населения

   4) Мировые природные ресурсы.

     Учитель: А сейчас мы переходим к изучению мировых природных ресурсов. Но новый материал изучать и объяснять будете вы сами. Сейчас каждая подгруппа получит своё задание.

          Задание:

     Изучить и представить предложенную группу природных ресурсов:

     - Подгруппа 1: Минеральные ресурсы;

     - Подгруппа 2: Земельные ресурсы;

     - Подгруппа 3: Водные ресурсы суши;

     - Подгруппа 4: Биологические ресурсы;

     - Подгруппа 5: Ресурсы Мирового океана; Агроклиматические и рекреационные ресурсы.

     Используя текст учебника, и предложенные распечатки подготовьте презентацию своей группы природных ресурсов и будьте готовы её защитить. Аналоги выданных вам распечаток будут выведены на экран. Время отведённое на защиту составит не более пяти минут. Часть подгруппы составляет 2-3 вопроса по своей группе природных ресурсов, чтобы после защиты задать их другим подгруппам.

     Учитель: Начинаем защиту. Напоминаю, время, отведённое на защиту, составляет не более 5-ти минут.

     Защита проходит по подгруппам у доски, с использованием подготовленных презентаций.

          3. Заключение.

     1) Подведение итога. Выставление оценок. Выводы по изученному.

     2) Рефлексия.

          4. Домашнее задание.

     1) Учебник, стр. 25-46 читать, записи в тетради.

     2) Подгруппы готовят сообщения по теме: Загрязнение и охрана  окружающей среды (связав со своим типом ресурсов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. 10 класс География природных ресурсов мира.

Урок в 10 классе. План урока.Территориальные и земельные ресурсыВодные и гидроэнергетические ресурсыЛесные ресурсыГеотермальные ресурсыАгроклиматические ресурсыРесурсы Мирового океанаРекреационные рес...

Природные ресурсы мира.

Используются после изучения темы "Природные ресурсы мира" в 10 классе....

География природных ресурсов мира

схемы,графики ,диаграммы...

Природные ресурсы мира

Рассморены вопрос ресуробеспеченности территорий, основные закономерности размещения природных ресурсов и классификация....

Практическая работа "Природные ресурсы мира" 10 класс

Практическая работа содержит тестовый материал, таблицы для расчетов и анализа....