Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: География. Начальный курс – 6 кл.: учебник / Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geogr_6_fgos.docx | 115.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ
Руководитель МО: МБОУ «Елховская СОШ» «Елховская СОШ»
_______/Гафарова А.З./ ________/Сафина Л.Н./ _____/Гафиятуллина Г.А./
Протокол №____ «______»____________2016г Приказ №__________
от«___»______2016г.
от____»_________2016г.
Рабочая программа
по географии
в 6классе
на 2016-2017 учебный год
Гафаровой Алфинур Замилевны
Рассмотрено
и принято на заседании
педагогического совета
протокол №_____
от «____» _____________2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
- Закона Республики Татарстан от 22.07.2013г №68-ЗРТ (ред.от 23.07.2014) «Об образовании";
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 года №1897
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утверждённого приказом Министерства Образования РФ от 17.12.2010 №1897;
- примерной программы по географии 5-9классы.(2010г.);
- учебного плана МБОУ «Елховская СОШ» на 2016-2017 учебный год;
- годового - календарного графика МБОУ «Елховская СОШ» на 2016-2017 учебный год;
- положения о рабочей программе педагога, работающего по ФГОС второго поколения «МБОУ «Елховская СОШ» приказ №149 от 24.09.2013;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержденного Приказом МО и Н РФ от № 253 от 31 марта 2014 года (с изм. №576 от 8.06.2015г; с изм. № 1529 от 28.12.2015; с изм. № 38 от 26.01 2016);
- СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных от 29.12.2010г., №189)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: География. Начальный курс – 6 кл.: учебник / Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – 3-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2014. – 159, [1]с.: ил., карт.
Учебный план МБОУ «Елховская СОШ» отводит35 часов для изучения учебного предмета «География», из расчета 1час в неделю.
Количество часов по рабочей программе: не более 35часов, в неделю 1 час.
Курс географии в 6 классе опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса географии 5 класса. При изучении географии в 6 классе продолжается формирование географической культуры, развивается система представлений и понятий, умений получать географическую информацию из различных источников, совершенствуются коммуникативные и исследовательские навыки.
Главная цель этого курса:
— развитие географических знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности (в том числе в коллективе), формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Основными задачами курса являются:
—формирование представлений о единстве компонентов природы, объяснение их взаимосвязей;
—формирование представлений о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей;
—развитие знаний о разнообразии природы, о размещении природных и антропогенных объектов, о географических закономерностях протекающих в природе процессов;
—формирование практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, необходимыми для получения географической информации;
—развитие знаний о степени воздействия человека на состояние природы и о возможных последствиях такого взаимодействия;
— воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.
Содержание курса географии в основной школе (и особенно в курсе 6 класса) является базой для изучения географических закономерностей и основой для последующей профильной дифференциации. Большое внимание уделяется формированию навыков работы с основными источниками географической информации и практическим работам, минимум которых определен в программе. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом содержания курса.
При преподавании курса географии в 6 классе планируется использование следующих педагогических технологий: информационно-коммуникационных, проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, личностно ориентированных, коммуникативно-диалоговой деятельности, интеграционных, компьютерных, развития исследовательских навыков, проектной деятельности и др.
Формы контроля:
Текущий контроль в формате самостоятельных работ, тестов, проверочных работ, опроса, работы с контурными картами.
Итоговый контроль в формате теста.
Предусмотрено проведение:
Контрольных работ -2
Практических работ-4
Практическая работа
Практическая работа № 1. Изображение здания школы в масштабе
Практическая работа № 2. Определение направлений и азимутов по плану местности
Практическая работа № 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки
Практическая работа № 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам
Практическая работа № 5. Составление описания форм рельефа
Практическая работа № 6. Составление описания внутренних вод
Практическая работа № 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры
Практическая работа № 8. Построение розы ветров
Практическая работа № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным
Практическая работа № 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК)
Содержание курса «География. 6 класс»
В процессе изучения предмета «География» в 6 классе учащиеся осваивают следующие основные знания.
ВВЕДЕНИЕ
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал и изучал Землю. Представление о Земле в древности. Эпоха Великих географических открытий. Крупные географические экспедиции, их вклад в открытие и изучение Земли. Современная география — ее задачи и методы.
Земля — планета Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Южный и Северный полюс. Экватор. Географические следствия вращения Земли. Луна - единственный спутник Земли. Влияние Луны на природу Земли.
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
План местности
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Назначение топографических планов местности. Условные знаки — «азбука» плана.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Определение расстояний по плану и карте с помощью разных видов масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Основные стороны горизонта. Ориентирование. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Что такое рельеф? Относительная высота. Нивелир. Измерение относительной высоты с помощью нивелира. Абсолютная высота. Точки отсчета абсолютных высот. Горизонтали (изогипсы). Изображение форм рельефа с помощью горизонталей. Профиль местности. Правила построения профиля местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Оборудование, необходимое для съемки местности. Полярная и маршрутная съемки местности. Правила проведения съемки.
Практические работы:
«Изображение здания школы в масштабе».
«Определение направлений и азимутов по плану местности».
«Составление плана местности методом маршрутной съемки».
Географическая карта
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Изменение представлений о форме Земли. Экваториальный и полярный радиусы Земли. Размеры Земли. Результаты измерения размеров Земли Эратосфеном Киренским. Глобус — модель земного шара. Отличия изображения Земли на глобусе и географической карте.
Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Масштабы географических карт. Условные знаки географических карт. Виды географических карт: физические, тематические, контурные. Генерализация. Значение географических карт, их применение в повседневной жизни. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Длина меридианов и параллелей. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта: северная и южная. Экватор - начало отсчета географической широты. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота: западная и восточная. Гринвичский (нулевой) меридиан. Определение географической долготы. Географические координаты. Определение объектов по географическим координатам.
Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Отметки высот и глубин. Шкала высот и глубин. Изобаты. Определение высот и глубин по физической карте.
Практическая работа «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».
СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Литосфера
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Магма. Земная кора — часть ли тосферы. Материковая земная кора. Океаническая земная кора. Изучение земной коры человеком. Самая глубокая скважина на Земле. Из чего состоит земная кора. Горные породы и минералы. Магматические горные породы: излившиеся и глубинные. Осадочные горные породы: обломочные, химические, органические. Метаморфические горные породы. Использование горных пород.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Сейсмология. Сила землетрясений. Очаг и эпицентр землетрясений. Сейсмические пояса. Что такое вулканы? Строение вулкана. Лава. Горячие источники и гейзеры. География гейзеров. Медленные вертикальные движения земной коры: причины и доказательства. Виды залегания горных пород. Горсты и грабены.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Горная долина. Горный хребет. Нагорье. Горная система. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени: внутренние и внешние факторы. Горы в жизни человека.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Изменение равнин во времени: внутренние и внешние факторы. Овраги. Влияние деятельности человека на природу равнин.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Материковая отмель. Шельф. Материковый склон. Переходная зона. Глубоководные океанические желоба. Ложе океана. Срединно-океанические хребты. Атоллы. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа «Составление описания форм рельефа».
Гидросфера
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Связь оболочек Земли посредством Мирового круговорота воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан. Суша в Мировом океане: острова, полуострова, архипелаги. Океаны. Моря внутренние и окраинные. Заливы и проливы. Свойства океанической воды: соленость и температура. Зависимость солености от внешних условий.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Строение волны. Прибой. Цунами: причины и последствия. Приливы и отливы. Океанические течения: причины возникновения. Теплые и холодные течения. Влияние течений на природу.
Подземные воды. Образование подземных вод. Водопроницаемые и водоупорные породы. Грунтовые и межпластовые воды. Минеральные воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Строение речной долины. Исток и устье реки. Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Половодье. Паводок. Пойма.
Речная терраса. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Происхождение озерных котловин. Карстовые явления. Сточные и бессточные озера. Болота. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники. Горные ледники. Снеговая граница. Покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: условия возникновения. Распространение многолетней мерзлоты по земному шару.
Практическая работа «Составление описания внутренних вод».
Атмосфера
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы. Изменение состава атмосферы в результате хозяйственной деятельности человека. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Особенности нагревания суши и воды. Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Суточная амплитуда температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Годовая амплитуда температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Виды барометров. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер. Виды ветров. Бриз. Муссон. Как определить направление и силу ветра? Роза ветров. Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная влажность воздуха. Относительная влажность воздуха. Туман и облака. Виды облаков: кучевые, слоистые, перистые. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Осадкомер. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Воздушные массы. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Морской и континентальный типы климата. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практические работы:
Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Построение розы ветров.
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Биосфера. Географическая оболочка Земли
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Зависимость существования организмов от факторов неживой природы. Широтная зональность. Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поясов, степи, леса, тундра, ледяные пустыни. Высотная поясность. Особенности смены высотных поясов в горах. Распространение организмов в Мировом океане. Планктон. Нектон. Бентос. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Гумус. Плодородие — главное свойство почв. Взаимосвязь организмов между собой и с окружающей средой. Цепь питания. Биологический круговорот. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Практическая работа «Характеристика природного комплекса (ПК)».
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ
Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления — влияние на жизнь человека. Правила поведения во время стихийных бедствий.
Требования к результатам обучения — сформированность личностных,метапредметных и предметных учебных действий
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- приобретение опыта участия в социально значимом труде;
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- осознание ценности здорового образа жизни;
- понимание основ экологической культуры.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
- планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- владение основами самоконтроля и самооценки;
- осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
- оценивать работу одноклассников;
- в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
• критичное отношение к своему мнению.
Познавательные УУД:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- решать проблемные задачи;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- объяснять значение ключевых понятий курса;
- объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;
- называть и объяснять географические закономерности природных процессов;
- называть и показывать основные географические объекты;
работать с основными источниками географической информации (глобусом, планом местности и географическими картами);
- работать с контурной картой;
- производить простейшую съемку местности;
- пользоваться приборами для проведения наблюдений и простейших исследований;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;
- приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
- называть меры по охране природы.
Тематическое планирование учебного материала
№ урока | № параграфа | Тема | Количество часов | |||
Введение (1ч) | ||||||
1 | 1,2 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы | 1 | |||
Виды изображений поверхности Земли (10 ч) | ||||||
План местности (4 ч) | ||||||
2 | 3,4 | Понятие о плане местности. Масштаб | 1 | |||
3 | 5 | Стороны горизонта. Ориентирование | 1 | |||
4 | 6 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | 1 | |||
5 | 7 | Составление простейших планов местности | 1 | |||
Географическая карта (6 ч) | ||||||
6 | 8,9 | Форма и размеры Земли. Географическая карта | 1 | |||
7 | 10 | Градусная сеть на глобусе и картах | 1 | |||
8 | 11 | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты | 1 | |||
9 | 12 | Изображение на физических картах высот и глубин | 1 | |||
10 | 13 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | |||
Строение Земли. Земные оболочки (21 ч) | ||||||
Литосфера (6 ч) | ||||||
11 | 14 | Земля и ее внутреннее строение | 1 | |||
12 | 15 | Движение земной коры. Вулканизм | 1 | |||
13 | 16 | Рельеф суши. Горы | 1 | |||
14 | 17 | Равнины суши | 1 | |||
15 | 18 | Рельеф дна Мирового океана | 1 | |||
16 | Обобщение и контроль знаний по теме «Литосфера» | 1 | ||||
Гидросфера (6 ч) | ||||||
17 | 19,20 | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана | 1 | |||
18 | 21 | Движение воды в океане | 1 | |||
19 | 22 | Подземные воды | 1 | |||
20 | 23 | Реки | 1 | |||
21 | 24,25 | Озера. Ледники | 1 | |||
22 | Обобщение и контроль знаний по теме «Гидросфера» | 1 | ||||
23 | 26,27 | Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха | 1 | |||
24 | 28 | Атмосферное давление. Ветер | 1 | |||
25 | 29 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки | 1 | |||
26 | 30 | Погода и климат | 1 | |||
27 | 31 | Причины, влияющие на климат | 1 | |||
28 | Обобщение и контроль знаний по теме «Атмосфера» | 1 | ||||
Биосфера. Географическая оболочка (3 ч) | ||||||
29 | 32 | Разнообразие и распространение организмов на Земле | 1 | |||
30 | 33 | Природный комплекс | 1 | |||
31 | Обобщение и контроль знаний по теме «Биосфера. Географическая оболочка» | 1 | ||||
Население Земли (3 ч) | ||||||
32 | 34 | Население Земли. | 1 | |||
33 | 34 | Человек и природа | 1 | |||
34 | Итоговый контроль знаний по курсу «География. 6 класс» | 1 | ||||
35 | Анализ контрольной работы. Обобщающий урок. | 1 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Характеристика УУД | Виды контроля, измерители | Дата | |||||||
Предметные | Метапредметные: познавательные УУД (П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р) | Личностные результаты | план | факт | |||||||||
Введение(1 ч.) | |||||||||||||
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы | 1 | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца». | Научиться называть методы изучения Земли, основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: Солнечная система, планета, географический полюс, экватор; приводить примеры географических следствий движения Земли | Коммуникативные: выражать свою точку зрения. Регулятивные: ставить учебную задачу под руководством учителя. Познавательные: выделять главное в тексте учебника (смысловое чтение); устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска | Формирование познавательного интереса к предмету; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира | фронтальная беседа, индивидуальная работа с текстом | 1.09 | |||||
Виды изображений поверхности Земли (10ч) План местности (4ч) | |||||||||||||
2 | Понятие о плане местности. Масштаб | 1 | Работа с текстом учебника (§ 3, 4); чтение плана местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить численный масштаб в именованный. Определение расстояний на плане и карте при помощи масштаба. Практическая работа № 1. Изображение здания школы в масштабе | Научиться объяснять значение понятий: план местности, масштаб; называть масштаб плана, карты и глобуса; показывать изображения разных видов масштаба; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности; определять (измерять) расстояния на плане | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: работать с нетекстовым компонентом | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | фронтальная работа, индивидуальная работа . | 8.09 | |||||
3 | Стороны горизонта. Ориентирование | 1 | работа с компасом — определение сторон горизонта. работа с учебником (§ 5); работа с понятиями: азимут, стороны горизонта, ориентирование; с компасом; Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности. | Научиться объяснять значение понятий: азимут, стороны горизонта, ориентирование; определять(измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и окружающих местных предметов | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом и приборами | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя; формирование навыков самоконтроля | фронтальная беседа, индивидуальная работа | 15.09 | |||||
4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | 1 | определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по плану с помощью горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины. Работа с понятиями; рельеф, относительная высота, абсолютная высота, горизонталь; работа с текстом учебника | Научиться объяснять значение понятий: рельеф, относительная высота, абсолютная высота, горизонталь; определять по плану высоту точек местности, особенности рельефа; строить профиль местности | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | индивидуальная работа, самостоятельное построение профиля местности | 22.09 | |||||
5 | Составление простейших планов местности | 1 | фронтальная работа с текстом учебника (§ 7); составление простейшего плана местности методом маршрутной съемки (групповая работа на местности); формулирование вывода по проблеме урока; Практическая работа № 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. | Научиться производить простейшую съемку местности; строить план местности с учетом масштаба | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: организовывать выполнение задания по предложенному плану. Познавательные: работать с приборами | Развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Текущий Устный опрос | 29.09 | |||||
Географическая карта (6ч) | |||||||||||||
6 | Форма и размеры Земли. Географическая карта | 1 | работа с глобусом и картами различных масштабов. Работа с текстом учебника (§ 8, 9) подготовка презентации на основе проведен ной исследовательской работы; фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения | Научиться объяснять значение понятия географическая карта; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; приводить примеры разных видов географических карт
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; высказывать суждения, подтверждая их фактами. Регулятивные: планировать свою деятельность: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: определять критерии для сравнения фактов и объектов; искать и отбирать информацию в различных источниках; создавать тексты разных типов | Развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности | Фронтальная беседа, индивидуальная и групповая работа | 6.10 | |||||
7 | Градусная сеть на глобусе и картах | 1 | определение по глобусу и картам элементов градусной сети. Определение по глобусу и карте направлений с помощью градусной сети. Работа с понятиями; градусная сеть, меридианы, параллели; фронтальная работа с картами атласа, глобусом | Научиться объяснять значение понятий: градусная сеть, меридианы, параллели; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и на карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: сравнивать объекты по заданным критериям | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Текущий Устный опрос | 13.10 | |||||
8 | Географическая широта Географическая долгота. Географические координаты | 1 | актуализация знаний с опорой на материал урока 7; работа с понятием географическая широта; географическая долгота, географические координаты; коллективная работа с рисунками учебника (§ 11,12), картами атласа Практическая работа № 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам | Научиться объяснять значение понятия географическая широта; объяснять значение понятий: географическая долгота, географические координаты; определять географическую широту объектов географические координаты точки, местоположение географических объектов на глобусе и географической карте | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; работать с нетекстовым компонентом | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Фронтальная беседа, | 20.10 | |||||
9 | Изображение на физических картах высот и глубин | 1 | самостоятельная работа с текстом учебника (§ 13); работа в парах с атласом; определение по картам высот и глубин объектов. | Научиться определять по карте абсолютную и относительную высоту точек и глубину морей | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы в парах; оценивать работу одноклассников. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности; развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Текущий Устный опрос | 27.10 | |||||
10 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | выполнение тестовых заданий. Работа с атласом. Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: выполнение тестовых заданий с последующей самопроверкой по образцу | Научиться систематизировать и обобщать знания по разделу «Виды изображений поверхности Земли»; решать географические задачи, представленные в разной форме | Коммуникативные: развитие критичного отношения к своему мнению. Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: решать проблемные задачи; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультативной помощи учителя | Устный опрос Выполнение тестовых заданий | 10.11 | |||||
Строение Земли. Земные оболочки (21 ч) Литосфера (6 ч) | |||||||||||||
11 | Земля и ее внутреннее строение | 1 | актуализация знаний с опорой на материал курса «География. 5 класс»; работа с понятиями: литосфера, земная кора, горные породы, полезные ископаемые; фронтальная работа с настенными наглядными пособиями, рисунками учебника (§14) выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Работа с коллекцией горных пород и минералов: определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород разных групп. | Научиться объяснять значение понятий: литосфера, земная кора, горные породы, полезные ископаемые; называть и показывать на схеме составные части литосферы; называть отличия материковой и океанической земной коры; особенности образования горных пород различных групп; приводить примеры горных пород | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей; планировать свою деятельность. Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 17.11 | |||||
12 | Движение земной коры. Вулканизм | 1 | актуализация знаний с опорой на материал курса «География. 5 класс» и урока 12; работа с понятиями: землетрясение, очаг магмы, лава, сейсмический пояс, гейзер; работа с рисунками учебника (§ 15), картами атласа, контурными картами; индивидуальная работа с дополнительными источниками информации подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способы их предотвращения. | Научиться объяснять значение понятий: землетрясение, очаг магмы, лава, сейсмический пояс, гейзер; работать с контурной картой; называть методы изучения земных недр; определять по карте сейсмические районы мира | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей; планировать свою деятельность. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска; создавать тексты разных типов | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 24.11 | |||||
13 | Рельеф суши. Горы | 1 | актуализация знаний с опорой на материал курса начальной школы «Окружающий мир» и курса «География. 5 класс»; работа с понятиями: рельеф, горы; фронтальная работа с настенными наглядными пособиями, картами атласа; индивидуальная работа с контурными картами; текст учебника (§16); индивидуальная работа с дополнительными источниками информации; определение по карте расположения различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин мира. | Научиться объяснять значение понятий: рельеф, горы; работать с контурной картой; классифицировать горы по высоте; приводить примеры гор и показывать их на географической карте; составлять краткую характеристику гор по плану | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: сравнивать объекты по заданным критериям | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 1.12 | |||||
14 | Равнины суши | 1 | актуализация знаний с опорой на материал курса начальной школы «Окружающий мир» и курса «География. 5 класс»; работа с понятием равнина; фронтальная работа с настенными наглядными пособиями, картами атласа; индивидуальная работа с контурными картами; проведение исследования на местности (групповая работа); текст учебника (§ 17); определение по карте расположения наиболее крупных равнин. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. Описание форм рельефа своей местности. | Научиться объяснять значение понятия равнины; классифицировать равнины по высоте; называть и показывать крупнейшие равнины мира; работать с контурной картой; составлять краткую характеристику равнин по плану | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом; планировать свою деятельность. Познавательные: сравнивать объекты по заданным критериям; работать с приборами; проводить исследование и составлять описания | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Текущий Опрос Практическая работа № 5. Составление описания форм рельефа | 8.12 | |||||
15 | Рельеф дна Мирового океана | 1 | актуализация знаний с опорой на материал уроков 12—15; работа с понятиями: материковая отмель, материковый склон, глубоководный желоб, срединно-океанический хребет; фронтальная работа с текстом и рисунками учебника (§ 18), картами атласа; определение по картам шельфов материков и их частей, матери- ковых островов, срединно-океанических хребтов океанов. | Научиться объяснять значение понятий: материковая отмель, материковый склон, глубоководный желоб, срединно-океанический хребет; называть и показывать на схеме основные элементы рельефа дна океана; называть методы изучения Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом. Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 15.12 | |||||
16 | Обобщение и контроль знаний по теме «Литосфера» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнение тестовых заданий | Научиться систематизировать и обобщать знания по теме «Литосфера»; решать географические задачи, представленные в разной форме | Коммуникативные: развитие критичного отношения к своему мнению. Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: решать проблемные задачи, работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультативной помощи учителя | тестирование | 22.12 | |||||
Гидросфера (6 ч) | |||||||||||||
17 | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана | 1 | работа с понятиями: гидросфера, мировой круговорот воды, море, залив, пролив, остров, полуостров, соленость; фронтальная работа с настенными наглядными пособиями, индивидуальная работа с текстом учебника (§ 19, 20) и картами атласа; индивидуальная работа с контурными картами; составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на кон турной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей. Составление краткой характеристики моря по плану. | Научиться объяснять значение понятий: гидросфера, мировой круговорот воды, море, залив, пролив, остров, полуостров, соленость; объяснять процесс мирового круговорота воды; называть и показывать части Мирового океана; составлять краткую характеристику моря по плану | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом. Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 12.01 | |||||
18 | Движение воды в океане | 1 | работа с понятиями: волна, прилив, отлив, океанические течения; работа с настенной (или интерактивной) картой океанов, текстом и рисунками учебника (§21), картами атласа; индивидуальная работа с контурными картами; составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контур ной карте теплых и холодных течений. | Научиться объяснять значение понятий: волна, прилив, отлив, океанические течения; объяснять особенности движения вод в Мировом океане | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом. Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 19.01 | |||||
19 | Подземные воды | 1 | работа с понятиями: водопроницаемые породы, водоупорные породы, грунтовые воды, межпластовые воды при консультативной помощи учителя; работа с текстом и рисунками учебника (§ 22), выполнение в тетра- ди рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с под- земными водами на экскурсии. | Научиться объяснять значение понятий: подземные воды, водопроницаемые породы, водоупорные породы, грунтовые воды, межпластовые воды, минеральные воды; называть меры по охране подземных вод | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 26.01 | |||||
20 | Реки | 1 | работа с понятиями: река, исток, устье, водосборный бассейн, режим реки; фронтальная работа с настенными наглядными пособиями, текстом и рисунками учебника (§ 23), картами атласа; индивидуальная работа с контурными картами; описание реки сво- ей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов. | Научиться объяснять значение понятий: река, исток, устье, речная долина, речная система, водосборный бассейн, режим реки, половодье, паводок, пойма, речная терраса, порог, водопад; называть и показывать на географической карте крупнейшие реки мира; работать с контурной картой; составлять краткую характеристику реки по плану; называть меры по охране рек | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом; сравнивать объекты по заданным критериям, создавать описание | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению и исследовательской деятельности; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 2.02 | |||||
21 | Озера. Ледники | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): работа с понятиями: озеро, сточное озеро, бессточное озеро, болото, ледник, снеговая граница, многолетняя мерзлота; фронтальная работа с настенными наглядными пособиями, текстом и рисунками учебника (§ 24, 25), сравнение озер тек тонического и ледникового происхождения. обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты. | Научиться объяснять значение понятий: озеро, карст, сточное озеро, бессточное озеро, болото, водохранилище, ледник, снеговая граница, айсберг, многолетняя мерзлота; называть и показывать на карте крупнейшие озера и лед ники мира; приводить примеры озер различного происхождения; составлять краткую характеристику озера по плану; называть меры по охране озер; определять с помощью карты снеговую границу; работать с контурной картой | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска; создавать описание | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос Практическая работа № 6. Составление описания внутренних вод. | 9.02 | |||||
22 | Обобщение и контроль знаний по теме «Гидросфера» | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: выполнение тестовой работы с последующей взаимопроверкой; фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения | Научиться систематизировать и обобщать знания по теме «Гидросфера»; решать географические задачи, представленные в разной форме | Коммуникативные: развитие критичного отношения к своему мнению. Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: решать проблемные задачи; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультативной помощи учителя | Устный опрос, тест | 16.02 | |||||
Атмосфера (6 ч) | |||||||||||||
23 | Атмосфера: строение значение изучение Температура воздуха | 1 | актуализация знаний с опорой на материал курса «География. 5 класс»; работа с понятиями: атмосфера, амплитуда температуры воздуха, средняя температура воздуха; работа с текстом учебника (§ 26,27), выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Составление характеристики атмосферы по плану. выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом. Расчет средней температуры. Построение графика хода температуры. | Научиться объяснять значение понятий атмосфера, амплитуда температуры воздуха, средняя температура воздуха; объяснять строение, состав и значение атмосферы; называть методы изучения атмосферы; составлять характеристику атмосферы по плану; измерять (определять) температуру воздуха, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, год | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: работать с текстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос Практическая работа №7. Построение графика хода температуры и вычисление средней темпера- туры. | 2.03 | |||||
24 | Атмосферное давление. Ветер | 1 | работа с понятиями: атмосферное давление, ветер; фронтальная работа с текстом и рисунками учебника (§ 28), настенной картой полушарий, картами атласа; измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: направление движения воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. Построение розы ветров. | Научиться объяснять значение понятий: атмосферное давление, ветер; объяснять причину возникновения ветра и особенности циркуляции атмосферы; измерять (определять) атмосферное давление и направление ветра; строить розу ветров | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: работать с текстовым компонентом и приборами; устанавливать причинно-следственные связи | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос Практическая работа № 8. Построение розы вет- ров. | 9.03 | |||||
25 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки | 1 | актуализация знаний с опорой на материал курса «География. 5 класс»; самостоятельное работа с понятиями: абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, облако, атмосферные осадки; работа с текстом и рисунками учебника (§ 29), выявление зависи- мости количества воды в воздухе от его температу- ры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | Научиться объяснять значение понятий: абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, облако, атмосферные осадки; называть виды облаков и атмосферных осадков; объяснять зависимость выпадения осадков от влажности воздуха; определять облачность; строить диаграмму количества осадков по многолетним данным | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос Практическая работа № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | 16.03 | |||||
26 | Погода и климат | 1 | актуализация знаний с опорой на материал курса «География. 5 класс»; работа с понятиями: погода, воздушная масса, климат; заполнение кален- даря погоды. Определение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности. описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на формирование климата. | Научиться объяснять значение понятий: погода, воздушная масса, климат; описывать погоду и климат своей местности; называть основные элементы климата; составлять краткую характеристику климатического пояса по плану | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом. Познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 30.03 | |||||
27 | Причины, влияющие на климат | 1 | актуализация знаний с опорой на материал курса «География. 5 класс» и материала урока 27; работа с понятиями: тропики, полярные круги; фронтальная работа с текстом и рисунками учебника (§31), картами атласа; текста параграфа; выполнение в тетради рисунков: «Положение Земли по отношению к Солнцу днем и ночью», «Положение земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом»; обозначение на контурной карте областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь. | Научиться объяснять значение понятий: тропики, полярные круги; называть причины, влияющие на климат; называть основные типы климата Земли | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 6.04 | |||||
28 | Обобщение и контроль знаний по теме «Атмосфера» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнение тестовых заданий | Научиться систематизировать и обобщать знания по теме «Атмосфера»; решать географические задачи, представленные в разной форме | Коммуникативные: развивать критичное отношение к своему мнению. Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: решать проблемные задачи; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультативной помощи учителя | Фронтальная беседа тест | 13. 04 | |||||
Биосфера. Географическая оболочка (3 ч) | |||||||||||||
29 | Разнообразие и распространение организмов на Земле | 1 | работа с понятиями: биосфера, природная зона; фронтальная работа с текстом учебника (§ 32), обозначение на кон- турной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира. работа в группах: изучение жизни наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений. | Научиться объяснять значение понятий: биосфера, природная зона; называть и показывать основные природные зоны; называть меры по охране природы | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом. Познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска; проводить исследование и создавать описания | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 20.04 | |||||
30 | Природный комплекс | 1 | актуализация знаний с опорой на материал курса «География. 5 класс» и материал урока 30; работа с понятиями почва, природный комплекс, географическая оболочка; работа с текстом и рисунками учебника (§ 33), картами атласа; описание природ- ных комплексов своей местности по плану(групповой практикум); | Научиться объяснять значение понятий: почва, природный комплекс, географическая оболочка; называть основные типы природных комплексов; называть меры по охране природы | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом. Познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска; проводить исследование и создавать описания; создавать компьютерные презентации | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками; понимание основ экологической культуры | Фронтальная беседа, Текущий Практическая работа № 10. Составление характе- ристики природного комплекса (ПК). | 27.04 | |||||
31 | Обобщение и контроль знаний по теме «Биосфера. Географическая оболочка» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнение тесто- вых заданий. Работа с учебником, атласом, кон- турной картой. | Научиться систематизировать и обобщать знания по теме «Биосфера. Географическая оболочка»; решать географические задачи, представленные в разной форме | Коммуникативные: развивать критичное отношение к своему мнению. Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: решать проблемные задачи; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультативной помощи учителя | 4.05 | ||||||
Население Земли (3 ч) | |||||||||||||
32-33 | Население Земли Человек и природа | 2 | актуализация знаний работа с текстом и рисунками учебника (§ 34), картами атласа; изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка, границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек. определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, земле- трясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.). | Научиться называть основные человеческие расы и их признаки; стихийные природные явления; рассказывать об изменении численности населения Земли; о способах прогнозирования стихийных природных явлений; называть основные типы населенных пунктов; составлять характеристику своего населенного пункта по плану объяснять правила поведения во время стихийных природных явлений | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом. Познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом; применять методы информационного поиска; проводить исследование и создавать описания | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира | Фронтальная беседа, Текущий Устный опрос | 11.05 | |||||
34 | Итоговый контроль знаний по курсу «География. 6 класс | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой. | Научиться систематизировать и обобщать знания по курсу «География. 6 класс»; решать географические задачи, представленные в разной форме | Коммуникативные: развивать критичное отношение к своему мнению. Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: решать проблемные задачи; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультативной помощи учителя | 18.05 | ||||||
35 | Анализ контрольной работы. Урок обобщение | 1 | Обобщение знаний. Работа с учебником, атласом, контурной картой | Научиться систематизировать и обобщать знания по курсу «География. 6 класс»; решать географические задачи, представленные в разной форме | Коммуникативные: развивать критичное отношение к своему мнению. Регулятивные: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: решать проблемные задачи; работать с текстовым и нетекстовым компонентом | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультативной помощи учителя | 25.05 |
Учебники и УМК:
1.Герасимова Т.П., Неклюкова И.П. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Дрофа, 2014.
2. Географический атлас. 6 класс..
3. Контурные карты
4. Тесты по географии: 6класс:к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии.6класс»/В.Л.Лиознер, И.Б.Митрофанова
5. Контрольно- измерительные материалы. География: 6классс/ Сост. Е.А. Жижина.- М.:ВАКО,2011-112с
6. География. 6–11 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к УМК «Классическая линия учебников по географии» (Т. П. Герасимова, И. В. Душина, И. И. Баринова, В. П. Дронов, А. П. Кузнецов, сост. С. В. Курчина)
Дополнительное оборудование:
- основные источники географической информации (глобусы, географические атласы, настенные и интерактивные карты по географии);
- демонстрационные печатные пособия (комплект портретов географов и путешественников, настенные наглядные пособия);
- ТСО и экранно-звуковые пособия к ним;
- натуральные объекты (коллекции и гербарии);
- оборудование для организации практических работ;
- демонстрационные модели и приборы;
- библиотека географической литературы (энциклопедии, справочники, научно-популярные издания, художественные произведения).
Диски по географии
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...