Учебная программа: География и экология Ростовской области
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Учебная программа: "География и экология Ростовской области" разработана для 9 класса. Содержание программы включает 4 модуля: природа, население,хозяйство и Экология Ростовской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_i_ekologiya_rostovskoy_oblasti.docx | 38.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании педагогического совета Протокол от 20.08.2013 №1 Председатель __________/С.В.Гончарова/ | Утверждаю Директор МБОУ Петровской СОШ ___________А.В.Буланова Приказ от 28 . 08.2013г. № 123 |
Авторская инновационная учебная программа
«География и экология Ростовской области»
Образовательная область: география
Предмет: география, экология
Класс (ы): 9
Автор-составитель:
Тицкая Людмила Ильинична
Учитель географии
МБОУ Петровская СОШ
х.Нижнепетровский, Милютинский район
e-mail:tli_140262@mail.ru
2013 год
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по географии может быть использована для изучения курса «География и экология Ростовской области» в структуре регионального содержания географического образования и организации процесса обучения. Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии.
Содержание курса позволяет на основе комплексного подхода получить целостное представление о природе, населении, хозяйстве и экологии Ростовской области. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины окружающей среды, целостного отношения к родному краю.
Основные цели курса:
- Формирование системного представления о Ростовской области как о целостном географическом регионе;
- Формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
Основные задачи курса:
- освоение знаний об особенностях природных, социально-экономических и экологических процессов, происходящих на территории Ростовской области; о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины; о взаимодействии природы и общества, организации рационального природопользования в регионе.
- Овладение умениями применять географические знания для объяснения и оценки природных, социально-экономических и экологических явлений и процессов на территории Ростовской области; работать с географо-краеведческими источниками информации для решения практических задач.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения географического пространства своего региона.
- Воспитание ценностного отношения к природе Донского края, уважения к культуре, истории народов, живущих на территории нашего края; ответственного поведения по отношению к природной, социокультурной среде региона в решении экологических и социально-экономических проблем Ростовской области.
.
Основные направления программы:
1)Развитие учебной деятельности для достижения предметных и личностных результатов по приобретению знаний, умений и навыков через уроки и занятия по разным направлениям.
2) Развитие творческой деятельности для формирования личностных результатов и потребности непрерывного экологического образования и воспитания обучающихся.
3)Развитие проектно-исследовательской деятельности для формирования у обучающихся метапредметных результатов, как ресурс готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Основу этой программы определяют следующие принципы:
1.Узнаваемость конкретных объектов, событий, явлений, процессов – все они непосредственно связаны с определённой территорией (Ростовская область, Милютинский район);
2. Гибкость, позволяющая использовать в процессе обучения любые объекты, события, явления, процессы, связанные с окружающей средой нашей местности;
3. Интеграция географии с другими школьными предметами (химией, биологией, экологией, физикой, информатикой, историей, обществознанием, экономикой) на уровне исследовательских задач, связанных с синтезом и анализом полученных данных;
4.Разнообразие форм занятий: беседы, экскурсии, семинары, практические работы на местности, конференции, лабораторные работы, дискуссии, исследовательские и проектные работы.
Инновационность учебной программы определяется новым направлением в образовательной практике через предметную интеграцию и переориентировку учебного процесса на качественно новый уровень познания и исследования с использованием современных средств обучения, через организацию проектно - исследовательской деятельности обучающихся.
Предполагаемые инновационные продукты:
1. Создание пособий и методических рекомендаций для педагогов по использованию апробированных материалов (методик и иных инструктивно-методических разработок).
2. Создание электронных образовательных ресурсов для образовательной деятельности педагога на основе апробированных материалов (методик и иных инструктивно-методических разработок).
Планируемый результат:
- формирование краеведческих знаний о своей местности, образа родного края;
- развитие и саморазвитие личности ученика на основе практических навыков, творческих индивидуальных знаний и умений, опыта эмоционально-ценностных отношений к природе, хозяйству и людям родного края;
-использование приобретенные знания и умения в практической деятельности, и повседневной жизни: применять географические знания о своей области для активной адаптации к быстро меняющейся природной и социально-экономической среде;
-использовать географические знания о природе Ростовской области и ее специфике для самоопределения и будущей трудовой деятельности.
Адресность учебной программы: данная учебная программа предназначена для реализации в 9классах общеобразовательных школах (при необходимости внесения соответствующих изменений), в работе в обычных классах, в том числе с одаренными детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и направлена на решение задач Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. Кроме того, программа может стать частью программ инклюзивного (включенного) образования учащихся с проблемами в развитии совместно со здоровыми детьми.
Условия успешной работы с одаренными детьми (работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений реализация данной учебной программы):
1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
3. Взаимодействие учителя с одаренным учеником через тьюторское сопровождение (формирование индивидуальной траектории развития обучающегося).
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
Обучение таких детей в рамках реализации данной учебной программы осуществляется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, также им обеспечивается щадящий режим проведения учебных занятий. При обучении ребенка предлагаются и выполняются посильные его возможностям индивидуальные, самостоятельные, творческие и исследовательские работы.
Образовательные технологии:
В ходе реализации программы активно используются современные образовательные технологии по развитию критического мышления, проектно-исследовательская деятельность и ИКТ. Такое гармоничное сочетание и комбинация разнообразных образовательных технологий и средств, при реализации позволяет сделать доступным ресурс каждому ученику, который способен с помощью учителя выстроить индивидуальную образовательную траекторию и реализовать её.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
- теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
- практические (экскурсии, практические работы на местности, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Форма занятий:
- групповая работа;
- экскурсии;
- практические работы;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- экскурсии, походы;
- трудовые дела.
Формы контроля: текущий: собеседование по изучаемым вопросам, проверка заданий, выступления на семинарах, конференциях, участие в проектной деятельности;
итоговый: защита самостоятельно подготовленного проекта или участие в коллективном проекте.
Содержание учебного материала
Программа рассчитана на 34 часа учебных занятий в год для учащихся 9 классов и включает 4 основных раздела (модуля): 1-й модуль: Природа; 2-й модуль: Население; 3-й модуль: Хозяйство; 4-й модуль: Экология.
1-модуль: Природа Ростовской области -5 часов
Особенности географического положения Ростовской области.
Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы Ростовской области.
История геологического развития региона. Характерные черты рельефа Ростовской области, их связь с тектоническим строением территории. Закономерности размещения полезных ископаемых, их связь с геологическим строением региона. Минеральные ресурсы области и проблемы их рационального использования. Топливные ресурсы (уголь, нефть, газ); нерудное сырье для металлургии, сырье для производства строительных материалов, минеральные воды, лечебные грязи. Современные рельефообразующие процессы, изменение рельефа человеком.
Климат и климатические ресурсы.
Климатообразующие факторы, основные типы климата Ростовской области. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Агроклиматические ресурсы, проблемы и перспективы их использования.
Внутренние воды и водные ресурсы.
Гидрографическая сеть Ростовской области, ее особенности. Речная система реки Дон: основные гидрологические характеристики (питание, режим, годовой сток и ледовый режим).
Озера и водохранилища. Цимлянское водохранилище – жизнь и хозяйственное значение. Каналы и пруды – их роль в развитии хозяйства Ростовской области.
Азовское море как своеобразный природный комплекс.Обеспеченность и использование водных ресурсов Ростовской области, проблемы и перспективы. Роль водоемов в развитии экономики региона.
Почвы и почвенные ресурсы.
Закономерности размещения основных типов почв Ростовской области. Почвенные ресурсы. Проблемы хозяйственного использования почв, борьба с эрозией и засолением. Мероприятия по сохранению плодородия почв.
Растительность и животный мир, биологические ресурсы Ростовской области.
Особенности растительного и животного мира Ростовской области. Приспособление растительности и животного мира к среде обитания. Редкие и исчезающие растения и животные Ростовской области. Рыбные ресурсы. Использование и охрана биологических ресурсов Ростовской области. Природно-территориальные комплексы и условия их формирования на территории Ростовской области. Физико-географическое районирование области.
Практические работы:
- Нанесение на контурную карту границ Ростовской области и Милютинского района.
- Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Описание работы:
1. выявление взаимосвязи между природными компонентами на основе анализа климатической, почвенной и ландшафтной карт Ростовской области.
2. оценка природных условий Ростовской области для жизни и деятельности человека.
2-й модуль: Население Ростовской области (8 часов)
Исторические особенности освоения и заселения региона. Характеристика населения: определение численности, размещения, естественного движения населения, направления основных миграций населения Ростовской области. Половой и возрастной состав, трудовые ресурсы. Проблемы занятости населения своего региона и пути их решения. Национальный состав населения. Демографические проблемы региона, пути их решения.
Этнографические традиции, особенности уклада жизни казаков. Быт и особенности ведения хозяйства казаков. Знаменитые земляки.
Особенности расселения населения на Дону. Городское и сельское население. Типы населенных пунктов. Крупные города Ростовской области, их происхождение, экологические проблемы. Экономические и культурные функции городов, достопримечательности. Вклад жителей Донского края в развитие науки и культуры России.
Практическая работа.
Определение по картам и статистическим данным динамики численности населения, плотности населения отдельных регионов области, объяснение особенностей размещения населения по территории области.
3-й модуль: Хозяйство Ростовской области (11 часов)
География основных межотраслевых комплексов.
Топливно-энергетический комплекс.
Роль и значение комплекса в хозяйстве области. Восточный Донбасс. Оценка запасов угля, социальные и экологические проблемы.
Электроэнергетика. Атомная энергетика на Дону.
Машиностроительный комплекс. Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое машиностроение, транспортное машиностроение , станкостроение. Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения по территории Ростовской области.
Комплекс конструкционных материалов.
Агропромышленный комплекс.
Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики Ростовской области.
Земельный фонд, сельскохозяйственная специализация области. Производство зерна и технических культур, овощеводство, садоводство, виноградарство.
Животноводство. Коневодство как традиционная отрасль животноводства донского казачества. Крупнейшие конные заводы области. Породы донских скакунов и их известность на мировых рынках.
Пищевая промышленность – одна из ведущих отраслей экономики Ростовской области.
Легкая промышленность, география размещения предприятий.
Инфраструктурный комплекс.
Транспортная сеть области. Роль транспортных коммуникаций в размещении населения и хозяйства области. Структура грузооборота. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы Ростовской области.
Связь. Виды связи. Внедрение новых технологий и средств связи.
Сфера обслуживания, ее роль в современном обществе, развитие на территории области (в крупных городах и сельских районах).
Современные изменения в отраслевой структуре хозяйства области. Факторы, влияющие на размещение предприятий ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства нашего края. Негативное влияние различных типов промышленного производства и сельскохозяйственного использования на природу нашего края.
Практическая работа.
Сопоставительный анализ диаграмм (отраслевая структура промышленности Ростовской области в 1990, 2000, 2010 гг.).
Описание работы:
1. Объяснение влияния различных факторов на размещение предприятий машиностроения Ростовской области.
2. Прогнозирование перспектив развития промышленности области в 21 веке.
4-й модуль: Экология Ростовской области (9 часов)
Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу Донского края и влияние природы на хозяйственную деятельность, традиции обычаи и быт людей..
Факторы, определяющие состояние природной среды Ростовской области. Состояние и охрана воздушной среды, водных и земельных ресурсов.
Природоохранное законодательство. Общественные экологические организации. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека.
Практические и творческие работы:
Определение по карте уровня эколого-геохимической опасности района проживания и основные источники загрязнения территории.
Составление бизнес плана развития новой рекреационной зоны в Ростовской области.
Календарно-тематическое планирование курса: География и экология Ростовской области, 9 класс, 1 час в неделю, 34 часа за год
№ п/п | Тема | Дата | Форма подведения итогов | Примечание |
Введение – 2 часа. | ||||
1. | 1.Цели и задачи курса. | |||
2. | 2.Методы географических исследований. | |||
Природа Ростовской области – 5 часов | ||||
3. | 1.Географическое положение Ростовской области и Милютинского района. | Практическая работа: Нанесение на контурную карту границ Ростовской области и Милютинского района. | ||
4-5. | 2-3.Физико-географическая характеристика территории области. | |||
6. | 4.Природно-ресурсный потенциал области. | |||
7. | 5.Типы природных комплексов Ростовской области и Милютинского района. | Практическая работа: Описание природного комплекса нашей местности. | ||
Население Ростовской области – 8 часов | ||||
8. | 1.Численность и состав населения. | |||
9. | 2.Размещение населения. | |||
10. | 3.Крупные города и сельскохозяйственные районы Ростовской области. | |||
11. | 4.Население Милютинского района. | Определение по картам и статистическим данным динамики численности населения, плотности населения отдельных регионов области, объяснение особенностей размещения населения по территории области. | ||
12. | 5.Ростов- административный центр нашей области | Презентация: Ростов на/Дону. | ||
13. | 6.Крупные города Ростовской области и их достопримечательности. | Проект: экскурсия: Донская мозаика | ||
14. | 7.История возникновения хутора Нижнепетровского. | Заочная экскурсия: По Грековским местам. | ||
15. | 8.Современная демографическая ситуация в Ростовской области. | |||
Хозяйство Ростовской области – 11 часов | ||||
16. | 1.Общая характеристика хозяйства Ростовской области. | |||
17. | 2.Основные отрасли промышленности. | Сопоставительный анализ диаграмм (отраслевая структура промышленности Ростовской области в 1990, 2000, 2010 гг.). | ||
18. | 3.Агропромышленный комплекс Ростовской области. | |||
19. | 4.Земельный фонд области и его использование. | |||
20. | 5.Особенности направления, темпы развития и размещения сельского хозяйства Ростовской области. | |||
21. | 6.Растениеводство. | |||
22. | 7.Животноводство. | |||
23. | 8.Сельское хозяйство Милютинского района. | |||
24. | 9.Экскурсия на производственное предприятие Милютинского района. | |||
25. | 10.Обработка материала экскурсии. | Презентация и отчет об экскурсии. | ||
26. | 11.Транспорт и социальная сфера. | |||
Экология Ростовской области – 9 часов | ||||
27. | 1.Природопользование и экология. | |||
28. | 2.Современное экологическое состояние окружающей среды в Ростовской области. | |||
29. | 3.Экологические проблемы землепользования. | |||
30. | 4.Экологический потенциал природных ландшафтов. | |||
31. | 5.Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека. | Практическая работа: Определение по карте уровня эколого-геохимической опасности района проживания и основные источники загрязнения территории. | ||
32. | 6.Государственный контроль в области охраны окружающей среды. | |||
33. | 7.Природоохранное законодательство. Общественные экологические организации. | |||
34. | 8.Экологическое образование и воспитание. | |||
35. | 9.Обобщение по курсу. Подведение итогов. | Творческая работа: Составление бизнес плана развития новой рекреационной зоны в Ростовской области. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса: «География и экология Ростовской области» ученик школы должен:
Знать и понимать: особенности географического положения области; историю заселения и хозяйственного освоения территории области, примеры современных географических исследований и наблюдений территории; особенности размещения форм рельефа, особенности геологического строения, влияние антропогенных процессов на формирование рельефа области; климатические показатели области,
преобладающие типы погод; размещение поверхностных вод, крупные и малые реки, озера, Ростовской области, режим рек и хозяйственное использование вод; особенности образования почв Ростовской области, главные типы почв; разнообразие и распространение растений на территории Ростовской области; разнообразие и распространение животных на территории Ростовской области.
Уметь: показывать на карте границы Ростовской области , административных районов, называть административные районы, определять по картам физико-и-экономико-географическое положение области, анализировать тематические карты Ростовской области, оценивать влияние человека на формирование рельефа области, проводить наблюдения за элементами погоды, анализировать климатические карты Ростовской области и составлять диаграммы типов погод, показывать на карте основные водные объекты Ростовской области, описывать воды своей местности по типовому плану, устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи, давать характеристику ПК.
Использовать (применять) приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни: применять
географические знания о своей области для активной адаптации к быстро
меняющейся природной и социально-экономической среде; использовать
географические знания о хозяйстве Ростовской области и ее специфике для
самоопределения и будущей трудовой деятельности; использовать простейшие приемы подготовки и презентации рефератов, докладов, эссе и т.п.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Наблюдений за различными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
- Принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- Проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
- Прогнозирования перспектив развития территории (городов, районов) проживания школьников, решения географических задач.
В конце изучения курса предполагается выполнение рефератов, презентаций, проектов по определенным темам исследования. В результате выполнения этой работы учащиеся получают зачет, либо не зачет в зависимости от качества выполненной работы.
Темы рефератов и исследовательских проектов
1. Население Ростовской области. Проблемы и перспективы.
2. Промышленность Ростовской области, её характеристика, проблемы и перспективы развития.
3. Транспортный комплекс Ростовской области, его характеристика, проблемы и перспективы развития.
4. Рекреационные ресурсы Ростовской области. Характеристика рекреационного хозяйства. Заочные экскурсии: « Донская мозаика»; « По Грековским местам».
Литература
- Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004 г.
- Долженко Г.П. Я ваш гид. – Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1991.
- Изучаем свой край. Учебное пособие. /Под общей редакцией Долженко Г.П./ Ростов-на-Дону, 1992.
- Корнакова Н.В. «География Ростовской области (рабочая тетрадь)», г. Ростов – на – Дону, 2009 г
- Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
- Нагорный Б.А. География Ростовской области. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1995.
- Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. облИУУ, 1995.
- Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География ростовской области./ Ростов-на-Дону, Терра, 2005 г.
- http: //old – Russian.chat.ru
- www.naturedonrise.ru – портал о Донском крае
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "География России и Сахалинской области"
Авторская программа составлена с учетом психологических возможностей учащихся 9 класса с нарушением интеллекта . В пояснительной записке раскрывается актуальность и новизна курса.В методическая часть ...
Повторительно-обобщающий урок географии по теме "Ростовская область" 7 класс
Урок географии в специальной коррекционной школе VIII вида, повторительно-обобщающий по теме "Ростовская область" в форме викторины...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...
Рабочая программа "География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Рабочая программа интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в VIII-IX классах...
Программа учебного предмета «География и экология ХМАО-Югры» 8-9 кл.
Программа интегрированного курса предназначена для учащихся VIII-IX классов. Авторы Бакулин В.В., Козин В.В.,Орлова Т.К. , Смирнов И.И., Элерт Н.Н.Курс рассчитан на 35 часов . Разработка интегри...
Беседа. Тема: "Проблемы экологии Ростовской области"
О наиболее значимых проблемах экологии в Ростовской области....
Рабочие учебные программы по дисциплине "Экология".
Рабочие программы....