Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа курса: "География" для 5 класса разработана в соотвествии ФГОС ООО , к УМК  "Полярная звезда", к учебнику под редакцией А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К. Липкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5.docx71.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петровская средняя общеобразовательная школа

Согласовано

Зам.директора по УР

____________ С.В.Гончарова

     26.08.2016г.  

Утверждаю

Директор МБОУ Петровской СОШ

___________А.В.Буланова

Приказ от   26.08.2016г. №  115

Рассмотрено

на заседании   методического объединения                                                                                                                                                                                                                                                                                                     МБОУ Петровской СОШ                                                                                          
Протокол от  
25.08.2016 г.  № 1

Руководитель ШМО _________ /Л.И. Тицкая/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  географии

для 5  класса

 на   2016 – 2017  учебный год

Учитель

Тицкая Людмила Ильинична

1.Пояснительная записка

  Рабочая программа курса «География. 5-6 класс»  линии УМК «Полярная звезда»  для учащихся 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

 Рабочая программа разработана  на основе  авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной  к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования  и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева,  Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2012.

Нормативные документы:

-  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (Утвержден  приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897)

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 г. № 1577»

- Устава МБОУ Петровская СОШ

Рабочая программа соответствует требованиям к освоению основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности учащихся.

Потребитель образовательных услуг. Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы основного общего образования (ФГОС). Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся данного класса.

  Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Между обучающимися  достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Учитывая перечисленные особенности, при планировании учебного процесса значительное время отводится  работе учащихся в парах и группах. Обучающиеся  в классе имеют высокий и  средний уровень способностей, и достаточно высокую мотивацию к учению. Все   обучающиеся класса проявляет желание и интерес к изучению предмета.  С учётом этого в содержание уроков включён материал творческого характера, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки УУД, так и на этапе контроля.

Общая характеристика учебного предмета:

Цель предмета:

 систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа Земли и человек»;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний.

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природнообщественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
  • социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

Учебный предмет «География» в 5 классе - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курса "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Место учебного предмета в учебном плане.

 Учебный предмет «География» входит в область «Общественно – научные предметы» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.Учебный предмет «География» реализуется за счет часов обязательной (1 час) части и регионального компонента (1 час) учебного плана, изучается в течение учебного года по 2 часа в неделю (35 учебные недели), 70 часов в год.

Учебно-методический комплекс.

Данную рабочую программу реализует следующий УМК  «Полярная звезда» для 5-6 классов, включённый в Федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год.:

  1. Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.
  2. Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD)
  3. Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.
  4. Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.
  5. «Конструктор» текущего контроля. География. 6 класс. Гусева Е.Е.
  6. Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
  7. Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.

2.Планируемые результаты освоения  учебного предмета география.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета.

Важнейшие личностные результаты:

  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  •  умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Метапредметные  результаты  (УУД).

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение,   классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

  • объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
  • формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3-я линия развития – использование географических умений:

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

  • определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

  • определять роль результатов выдающихся географических открытий;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

3.Содержание учебного предмета.

Раздел 1.  Источники географической информации -37 часов

1. Развитие географических знаний о Земле – 9 часов.

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Практическая работа:

1.Нанесение на контурную карту маршрутов путешественников.

2.Земля – планета Солнечной системы – 8часов.

Земля  – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

3.План и карта – 20 часов.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование  и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Практические работы:

  1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.
  2. Измерение расстояний с помощью масштаба.
  3. Топографический диктант.
  4. Определение географических координат объектов на карте
  5. Решение практических задач по плану и карте. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте.
  6. Составление описания местности по планам и картам.

Раздел 2. Природа Земли и человек- 28 часов

4.Человек на Земле –  8 часа.

Заселение человеком Земли.  Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Сравнение стран мира по политической карте.

Практическая работа:

1.Сравнение стран мира по политической карте.

5.Земная кора и литосфера. Рельеф Земли – 20 часов.

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера.  Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности  на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.

Практические занятия: 

1.   Изучение свойств горных пород и минералов

2.   Нанесение на контурную карту крупных равнин мира и России.

3.   Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем мира и России.

4.   Описание рельефа своей местности.

5.  Решение практических задач по карте. Разработка проекта «Скульптурный портрет планеты»

6.Повторение и обобщение знаний по курсу: «География» - 4 часа.

Программа рассчитана на 70часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 час. Резервное время использовано на праздничный  день  -  23.02.17 – четверг.

4.Тематическое  планирование курса география. 5 класс. Общее количество - 70 часов.

п/п

Наименование раздела и темы

Сроки проведения

Всего

часов

В том числе на:

уроки

Контрольные  работы

Практические

работы

Раздел 1.

Источники географической информации

01.09.16-21.01.17

37

27

4

7

1.

Развитие географических знаний о Земле

01.09.16 -29.09.16.

9

7

1

29.09.19

тест.раб.

1

2.

Земля – планета Солнечной системы

01.10.16  -27.10.16.

8

7

1

27.10.16.

тест.раб.

3.

План и карта

29.10.16 -21.01.17.

20

13

2

10.12.16.

комб.раб

21.01.17.

тест.раб.

5

Раздел 2.

Природа Земли и человек.

26.01.17-27.05.17.

28

20

2

6

4.

Человек на Земле

26.01.17-18.02.17.

8

6

1

18.02.17.

тест.раб.

1

5.

Литосфера – твердая оболочка Земли

25.02.17-13.05.17.

20

14

1

13.05.17.

тест.раб.

5

6.

Повторение и обобщение знаний по курсу

18.05.17-

27.05.17.

4

     3

1

27.05.17.

Итог. тест.раб.

Итого

69

50

7

12

5.Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

на изучение

Дата

план

факт

1.

Раздел 1.

Источники географической информации

Развитие знаний о Земле

1.География – наука о Земле.

37

9

1

01.09.16.

2.

2.Задачи и методы географии.

1

03.09.16.

3.

3.Источники географической информации.

1

08.09.16.

4-5.

4-5.Развитие географических знаний о Земле.

2

10.09.16.

15.09.16.

6-7.

6-7.Современные географические исследования.

2

17.09.16.

22.09.16.

8.

8.Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту маршрутов  путешественников.

1

24.09.16.

9.

9.Контроль по теме «Развитие географических знаний о Земле».

1

29.09.16.

10.

Земля - планета Солнечной системы

1.Земля – планета Солнечной системы.

8

1

01.10.16.

11.

2.Форма, размеры Земли.

1

06.10.16.

12-13.

3-4.Движение Земли.

2

08.10.16.

13.10.16.

14-15.

5-6.Солнечный свет на Земле.

2

15.10.16.

20.10.16.

16.

7.Обобщение по теме «Земля – планета  Солнечной системы».

1

22.10.16.

17.

8.Контроль по теме «Земля – планета  Солнечной системы».

1

27.10.16.

18.

План и карта

1.Ориентирование  на местности.

 

20

1

29.10.16.

19.

2.Азимут.

1

10.11.16

20.

3.Практическая работа №2. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

1

12.11.16

21.

4.Виды изображений земной поверхности.

1

17.11.16.

22.

5.Условные знаки. Практическая работа №3. Топографический диктант.

1

19.11.16.

23.

6.Масштаб плана местности. Практическая работа №4.  Определение по карте расстояний и направлений.

1

24.11.16.

24.

7.Изображение земной поверхности на плане и карте.

1

26.11.16.

25-26.

8-9.Способы составления плана местности.

2

01.12.16.

03.12.16.

27.

10.Практическая работа      №5.Составление плана местности школьного двора.

1

08.12.16.

28.

11.Контрольная работа по теме: План местности.

1

10.12.16.

29.

12.Географическая карта.

1

15.12.16.

30-31.

13-14.Градусная сетка.

2

17.12.16.

22.12.16.

32-33.

15-16.Географические координаты

2

24.12.16.

29.12.16.

34-35.

17-18.Практическая работа№6. Определение географических координат объектов на карте.

2

12.01.17.

14.01.17.

36.

19.Решение практических задач по плану и карте.

1

19.01.17.

37.

20.Обобщение знаний по теме: План и карта.

1

21.01.17.

38.

Человек на Земле

1.Освоение Земли человеком.

8

                1

26.01.17.

39-40.

2-3.Расы и народы.

2

28.01.17.

02.02.17.

41-42

4-5.Страны на политической карте мира.

2

04.02.17.

09.02.17.

43.

6.Практическая работа № 7:  Сравнение стран мира по политической карте.

1

11.02.17.

44.

7.Повторение и обобщение по теме  «Человек на Земле».

1

16.02.17.

45.

8.Контроль знаний по теме  «Человек на Земле».

1

18.02.17.

46.

Литосфера – твердая оболочка Земли

1.Земная кора и литосфера.

20

1

25.02.17.

47-48.

2-3.Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Практическая работа№8. Изучение и описание  свойств горных пород и минералов.

2

02.03.17.

04.03.17.

49.

4.Движения земной коры. Землетрясения.

1

09.03.17.

50.

5.Движения земной коры. Вулканизм.

1

11.03.17.

51.

6.Рельеф Земли. Равнины

1

16.03.17.

52-53.

7-8.Равнины мира.

2

18.03.17.

23.03.17.

54.

9.Практическая работа №9. Нанесение на контурную карту крупных равнин мира и России.

1

06.04.17.

55.

10.Рельеф Земли. Горы.

1

08.04.17.

56-57.

11-12.Горы мира.

2

13.04.17.

15.04.17.

58.

13.Практическая работа №10.Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем мира и России.

1

20.04.17.

59-60.

14-15.Практическая работа №11 «Описание гор и равнин по плану».

 Защита  проекта «Скульптурный портрет планеты».

2

22.04.17.

27.04.17.

05.05.16.

61-62.

16-17.Экскурсия: Формы рельефа нашей местности.

Практическая работа  № 12. Описание рельефа своей местности.

2

29.04.17.

04.05.17.

12.05.16.

63.

18.Человек и литосфера.

1

06.05.17.

9.05.16.

64.

19.Повторение и обобщение по теме: Литосфера- твёрдая оболочка Земли.

1

11.05.17.

19.05.16.

65.

20. Контроль качества знаний по теме: Литосфера – твердая оболочка Земли.

1

13.05.17.

66-67.

68.

Повторение и обобщение знаний по курсу.

3

18.05.17.

20.05.17.

25.05.17.

69.

Итоговая контрольная работа.

1

27.05.17.

70.

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...