Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа курса: "География" для 5 класса разработана в соотвествии ФГОС ООО , к УМК "Полярная звезда", к учебнику под редакцией А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К. Липкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5.docx | 71.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петровская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Зам.директора по УР ____________ С.В.Гончарова 26.08.2016г. | Утверждаю Директор МБОУ Петровской СОШ ___________А.В.Буланова Приказ от 26.08.2016г. № 115 |
Рассмотрено
на заседании методического объединения МБОУ Петровской СОШ
Протокол от 25.08.2016 г. № 1
Руководитель ШМО _________ /Л.И. Тицкая/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 5 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель
Тицкая Людмила Ильинична
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «География. 5-6 класс» линии УМК «Полярная звезда» для учащихся 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2012.
Нормативные документы:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»
- Устава МБОУ Петровская СОШ
Рабочая программа соответствует требованиям к освоению основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности учащихся.
Потребитель образовательных услуг. Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы основного общего образования (ФГОС). Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся данного класса.
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Учитывая перечисленные особенности, при планировании учебного процесса значительное время отводится работе учащихся в парах и группах. Обучающиеся в классе имеют высокий и средний уровень способностей, и достаточно высокую мотивацию к учению. Все обучающиеся класса проявляет желание и интерес к изучению предмета. С учётом этого в содержание уроков включён материал творческого характера, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки УУД, так и на этапе контроля.
Общая характеристика учебного предмета:
Цель предмета:
систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа Земли и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природнообщественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Учебный предмет «География» в 5 классе - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курса "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «География» входит в область «Общественно – научные предметы» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.Учебный предмет «География» реализуется за счет часов обязательной (1 час) части и регионального компонента (1 час) учебного плана, изучается в течение учебного года по 2 часа в неделю (35 учебные недели), 70 часов в год.
Учебно-методический комплекс.
Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Полярная звезда» для 5-6 классов, включённый в Федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год.:
- Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.
- Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD)
- Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.
- Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.
- «Конструктор» текущего контроля. География. 6 класс. Гусева Е.Е.
- Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
- Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета география.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Важнейшие личностные результаты:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Метапредметные результаты (УУД).
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
3.Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Источники географической информации -37 часов
1. Развитие географических знаний о Земле – 9 часов.
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Практическая работа:
1.Нанесение на контурную карту маршрутов путешественников.
2.Земля – планета Солнечной системы – 8часов.
Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
3.План и карта – 20 часов.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Практические работы:
- Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.
- Измерение расстояний с помощью масштаба.
- Топографический диктант.
- Определение географических координат объектов на карте
- Решение практических задач по плану и карте. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте.
- Составление описания местности по планам и картам.
Раздел 2. Природа Земли и человек- 28 часов
4.Человек на Земле – 8 часа.
Заселение человеком Земли. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Сравнение стран мира по политической карте.
Практическая работа:
1.Сравнение стран мира по политической карте.
5.Земная кора и литосфера. Рельеф Земли – 20 часов.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.
Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Практические занятия:
1. Изучение свойств горных пород и минералов
2. Нанесение на контурную карту крупных равнин мира и России.
3. Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем мира и России.
4. Описание рельефа своей местности.
5. Решение практических задач по карте. Разработка проекта «Скульптурный портрет планеты»
6.Повторение и обобщение знаний по курсу: «География» - 4 часа.
Программа рассчитана на 70часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 час. Резервное время использовано на праздничный день - 23.02.17 – четверг.
4.Тематическое планирование курса география. 5 класс. Общее количество - 70 часов.
№ п/п | Наименование раздела и темы | Сроки проведения | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Источники географической информации | 01.09.16-21.01.17 | 37 | 27 | 4 | 7 | |
1. | Развитие географических знаний о Земле | 01.09.16 -29.09.16. | 9 | 7 | 1 29.09.19 тест.раб. | 1 |
2. | Земля – планета Солнечной системы | 01.10.16 -27.10.16. | 8 | 7 | 1 27.10.16. тест.раб. | |
3. | План и карта | 29.10.16 -21.01.17. | 20 | 13 | 2 10.12.16. комб.раб 21.01.17. тест.раб. | 5 |
Раздел 2. Природа Земли и человек. | 26.01.17-27.05.17. | 28 | 20 | 2 | 6 | |
4. | Человек на Земле | 26.01.17-18.02.17. | 8 | 6 | 1 18.02.17. тест.раб. | 1 |
5. | Литосфера – твердая оболочка Земли | 25.02.17-13.05.17. | 20 | 14 | 1 13.05.17. тест.раб. | 5 |
6. | Повторение и обобщение знаний по курсу | 18.05.17- 27.05.17. | 4 | 3 | 1 27.05.17. Итог. тест.раб. | |
Итого | 69 | 50 | 7 | 12 |
5.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов на изучение | Дата | |
план | факт | |||
1. | Раздел 1. Источники географической информации Развитие знаний о Земле 1.География – наука о Земле. | 37 9 1 | 01.09.16. | |
2. | 2.Задачи и методы географии. | 1 | 03.09.16. | |
3. | 3.Источники географической информации. | 1 | 08.09.16. | |
4-5. | 4-5.Развитие географических знаний о Земле. | 2 | 10.09.16. 15.09.16. | |
6-7. | 6-7.Современные географические исследования. | 2 | 17.09.16. 22.09.16. | |
8. | 8.Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту маршрутов путешественников. | 1 | 24.09.16. | |
9. | 9.Контроль по теме «Развитие географических знаний о Земле». | 1 | 29.09.16. | |
10. | Земля - планета Солнечной системы 1.Земля – планета Солнечной системы. | 8 1 | 01.10.16. | |
11. | 2.Форма, размеры Земли. | 1 | 06.10.16. | |
12-13. | 3-4.Движение Земли. | 2 | 08.10.16. 13.10.16. | |
14-15. | 5-6.Солнечный свет на Земле. | 2 | 15.10.16. 20.10.16. | |
16. | 7.Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». | 1 | 22.10.16. | |
17. | 8.Контроль по теме «Земля – планета Солнечной системы». | 1 | 27.10.16. | |
18. | План и карта 1.Ориентирование на местности.
| 20 1 | 29.10.16. | |
19. | 2.Азимут. | 1 | 10.11.16 | |
20. | 3.Практическая работа №2. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. | 1 | 12.11.16 | |
21. | 4.Виды изображений земной поверхности. | 1 | 17.11.16. | |
22. | 5.Условные знаки. Практическая работа №3. Топографический диктант. | 1 | 19.11.16. | |
23. | 6.Масштаб плана местности. Практическая работа №4. Определение по карте расстояний и направлений. | 1 | 24.11.16. | |
24. | 7.Изображение земной поверхности на плане и карте. | 1 | 26.11.16. | |
25-26. | 8-9.Способы составления плана местности. | 2 | 01.12.16. 03.12.16. | |
27. | 10.Практическая работа №5.Составление плана местности школьного двора. | 1 | 08.12.16. | |
28. | 11.Контрольная работа по теме: План местности. | 1 | 10.12.16. | |
29. | 12.Географическая карта. | 1 | 15.12.16. | |
30-31. | 13-14.Градусная сетка. | 2 | 17.12.16. 22.12.16. | |
32-33. | 15-16.Географические координаты | 2 | 24.12.16. 29.12.16. | |
34-35. | 17-18.Практическая работа№6. Определение географических координат объектов на карте. | 2 | 12.01.17. 14.01.17. | |
36. | 19.Решение практических задач по плану и карте. | 1 | 19.01.17. | |
37. | 20.Обобщение знаний по теме: План и карта. | 1 | 21.01.17. | |
38. | Человек на Земле 1.Освоение Земли человеком. | 8 1 | 26.01.17. | |
39-40. | 2-3.Расы и народы. | 2 | 28.01.17. 02.02.17. | |
41-42 | 4-5.Страны на политической карте мира. | 2 | 04.02.17. 09.02.17. | |
43. | 6.Практическая работа № 7: Сравнение стран мира по политической карте. | 1 | 11.02.17. | |
44. | 7.Повторение и обобщение по теме «Человек на Земле». | 1 | 16.02.17. | |
45. | 8.Контроль знаний по теме «Человек на Земле». | 1 | 18.02.17. | |
46. | Литосфера – твердая оболочка Земли 1.Земная кора и литосфера. | 20 1 | 25.02.17. | |
47-48. | 2-3.Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа№8. Изучение и описание свойств горных пород и минералов. | 2 | 02.03.17. 04.03.17. | |
49. | 4.Движения земной коры. Землетрясения. | 1 | 09.03.17. | |
50. | 5.Движения земной коры. Вулканизм. | 1 | 11.03.17. | |
51. | 6.Рельеф Земли. Равнины | 1 | 16.03.17. | |
52-53. | 7-8.Равнины мира. | 2 | 18.03.17. 23.03.17. | |
54. | 9.Практическая работа №9. Нанесение на контурную карту крупных равнин мира и России. | 1 | 06.04.17. | |
55. | 10.Рельеф Земли. Горы. | 1 | 08.04.17. | |
56-57. | 11-12.Горы мира. | 2 | 13.04.17. 15.04.17. | |
58. | 13.Практическая работа №10.Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем мира и России. | 1 | 20.04.17. | |
59-60. | 14-15.Практическая работа №11 «Описание гор и равнин по плану». Защита проекта «Скульптурный портрет планеты». | 2 | 22.04.17. 27.04.17. | 05.05.16. |
61-62. | 16-17.Экскурсия: Формы рельефа нашей местности. Практическая работа № 12. Описание рельефа своей местности. | 2 | 29.04.17. 04.05.17. | 12.05.16. |
63. | 18.Человек и литосфера. | 1 | 06.05.17. 9.05.16. | |
64. | 19.Повторение и обобщение по теме: Литосфера- твёрдая оболочка Земли. | 1 | 11.05.17. | 19.05.16. |
65. | 20. Контроль качества знаний по теме: Литосфера – твердая оболочка Земли. | 1 | 13.05.17. | |
66-67. 68. | Повторение и обобщение знаний по курсу. | 3 | 18.05.17. 20.05.17. 25.05.17. | |
69. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 27.05.17. | |
70. | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...