Рабочая программа по географии. 5 класс.
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса к учебнику "География", автор учебника А.А. Летягин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 28 имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.Ф. Уразлина городского округа Сызрань Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год: 2016-2017
Предмет: География
Класс: 5
Ступень обучения: основное общее образование
Уровень: базовый
Количество часов: 1 в неделю
Учитель: Тюкова Ольга Юрьевна
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов «География», Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2012 год.
Учебник: «География. Начальный курс». Автор А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год.
2016-2017 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя, издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5классе содержит:
- учебник «География. Начальный курс» - 5 класс, автор: А.А. Летягин, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год.
- Рабочая тетрадь «Дневник географа-следопыта» - 5 класс, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год.
Темы уроков | Содержание | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Количество часов | Дата |
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа). | ||||
География — одна Земля | Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии | Наблюдать за географическими объектами своей местности. Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли | 2 | |
Наблюдения — метод географической науки | Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов | Изготавливать модель гномона. Проводить наблюдение за изменением тени гномона. | 1 | |
Земля как планета Солнечной системы (4 часа) | ||||
Земля среди других планет Солнечной системы | Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования | Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли | 1 | |
Движение Земли по околосолнечной орбите | Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги. | Организация проведения осенних фенологических наблюдений. Готовить «Календарь природы» | 2 | |
Суточное вращение Земли | Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле | Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли | 1 | |
Геосферы Земли (27 ч) | ||||
Литосфера (8 ч) | ||||
Слои «твёрдой» Земли | Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин | Строить модель «твёрдой» Земли | 1 | |
Вулканы Земли | Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры | Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы | 1 | |
Из чего состоит земная кора | Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы | Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов | 2 | |
Строение земной коры. Землетрясения | Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения | Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы | 1 | |
Рельеф земной поверхности | Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов | Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности | 2 | |
Человек и литосфера | Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые | Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы | 1 | |
Атмосфера (4 ч) | ||||
Воздушная оболочка Земли | Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы | Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром | 1 | |
Погода и метеорологические наблюдения | Погода. Наблюдения за погодой. | Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами | 2 | |
Человек и атмосфера | Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере | Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам. | 1 | |
Водная оболочка Земли (9 ч) | ||||
Вода на Земле | Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле | Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды | 2 | |
Мировой океан — главная часть гидросферы | Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане | Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы | 2 | |
Воды суши. Реки | Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады | Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек | 2 | |
Озёра. Вода в «земных кладовых» | Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды | Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Создавать и работать с самодельной моделью родника | 2 | |
Человек и гидросфера | Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде» | Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы | 1 | |
Биосфера (6 ч) | ||||
Оболочка жизни | Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле | Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов | 1 | |
Жизнь в тропическом поясе | Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни | Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания | 1 | |
Растительный и животный мир умеренных поясов | Степи. Лиственные леса. Тайга | Создавать игры биогеографического содержания | 1 | |
Жизнь в полярных поясах и в океане | Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане | Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных | 1 | |
Природная среда. Охрана природы | Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником | Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...