География в старших классах в режимных учреждениях
статья по теме

              География является обязательным для изучения предметом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении содержания и методов обучения.

              В сложных условиях находятся вечерние школы, ведущие свою работу при Федеральных казённых учреждениях исполнения наказаний. Необходимо, чтобы были созданы методические рекомендации и учебно-методический комплект для преподавания географии при обучении лиц, приговорённых к наказанию в местах лишения свободы, с учётом специфики режимных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_v_starshih_klassah_v_rezhimnyh_uchrezhdeniyah.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЯ  В  СТАРШИХ  КЛАССАХ  В  РЕЖИМНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ

Кайсарова Оксана Викторовна, учитель географии

МКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

с.Бестях, Хангаласского района, Республики Саха (Якутия)                           Ноябрь 2012

Развитие современного общества в XXI веке ставит перед школьным образованием цели, ориентированные на воспитание и развитие личности, готовой к активной деятельности, к достижению успехов, осуществлению ответственного поведения в жизненных ситуациях.

География  является обязательным для изучения учебным предметом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. География — особый учебный предмет, который объединяет в своем содержании основы физической и социально-экономической географии, то есть естественнонаучный и обществоведческий блоки.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование обучающихся. Обобщаются и развиваются уже имеющиеся у обучающихся знания и умения, закладываются основы новых для обучающихся социально-экономических знаний об объектах, процессах, закономерностях развития населения и хозяйства страны; формируются представления о природно-хозяйственных регионах России. В то же время знания и умения, формируемые в курсе «География России», являются основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира» в 10-11 классах. 

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении содержания и методов обучения. При изучении курса географии у обучающихся формируются различные умения.

1. Работа с источниками географической информации: с разнообразными тематическими картами и картосхемами, со статистическими материалами. Приёмы чтения обучающимися разнообразных тематических карт, умения самостоятельно их использовать для получения географической информации, интерпретации и демонстрации, а также умения применять картографические знания для оценки различных географических процессов и явлений.

2. Умение обучающихся составлять физико-географические описания и характеристики отдельных компонентов природы, природных комплексов и географических объектов.

3. Задания, направленные на разработку проектов туристических маршрутов с целью изучения культурно-исторических и природных объектов.

4. Вопросы и задания личностно ориентированного характера: выявление демографической ситуации в своей местности, сравнение преимуществ и недостатков городского и сельского образа жизни, ранжирование привлекательных профессий.

5. Умение использовать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статистические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать её на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды.

6. Практические работы на местности, наблюдения, работа на географической площадке, постановка опытов. Применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий.

В содержании учебников нашли отражение изменения в стандарте географического образования – идея интеграции географических знаний, изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе «человек-природа-хозяйство».

Учебно-методические комплекты (УМК) базовых географических курсов являются традиционными, давно используются в практике обучения  географии и рекомендованы (допущены) Министерством образования РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях – в дневных и вечерних школах.

В вечерней школе, претерпевшей существенные изменения в последнее время, учится весьма разнообразная по составу молодежь.

1. Классически «трудные» подростки, зачастую агрессивные, имеющие дисциплинарные проблемы.

2. Взрослая работающая молодежь, имеющая длительные перерывы в учебе.

3. Неплохо успевающие подростки, пришедшие из дневных школ по причине психологического конфликта с учителем или одноклассниками.

4. Молодые мамы.

Это категории обучающихся, которые неудобны для дневных школ. Многие ученики – из социально-неблагополучных семей, в которых родители не уделяют внимания воспитанию и обучению детей.

В ещё более сложных условиях находятся вечерние школы, ведущие свою работу при Федеральных казённых учреждениях исполнения наказаний (ФКУИН). В настоящее время не существует методических рекомендаций по преподаванию географии (или любых других общеобразовательных предметов) при обучении осуждённых, отбывающих наказания в местах лишения свободы, в исправительных колониях.

Основными целями деятельности школы при ФКУИН являются:

1. Адаптация обучающихся к жизни в обществе после отбытия наказания в местах лишения свободы и последующего освобождения.

2. Достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня.

3. Воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому, правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье.

4. Формирование общей культуры у обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ.

5. Формирование понятия здорового образа жизни.

6. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы.

По моим наблюдениям основными причинами, препятствующими применению многих педагогических технологий в школе, расположенной на территории исправительной колонии, являются:

1. Специфика работы в школе в режимном учреждении, которая исключает возможность использования многих современных технических средств обучения и учебных пособий: мультимедийных пособий, слайдов, статистических материалов, геоинформационных систем, ресурсов Интернета, составлений картосхем и простейших карт, интерактивных досок, медиаверсий учебников, компьютерных обучающих и контролирующих  программ.

Необходимо избегать предоставление информации, которая может привести  к тому, чтобы у обучающихся возникали намерения к побегу или к любым другим, запрещённым режимом исправительной колонии,  действиям и поступкам.

2. Невозможность применения многих образовательных технологий полностью или частично (информационной, проектно-исследовательской, модульной, технологии критического мышления) в связи с тем, что школа находится на территории режимного учреждения, и обучающиеся являются одновременно осуждёнными (отбывающими наказания в исправительной колонии), которые большую часть времени проводят среди людей преступного сообщества.

3. Необходимо учитывать, что в условиях нахождения осуждённых в местах лишения свободы, в исправительной колонии невозможны экскурсии, занятия на местности, магнитофонные и диктофонные записи, использование коллекционных образцов и т.п. Обучающиеся ограничены в своих передвижениях по территории режимного учреждения.

4. Организация и проведение практических работ по географии исключает умение применять некоторые теоретические знания на практике, такие как чтение, анализ, сопоставление и составление карт, статистических материалов и тому подобного по уже указанным выше причинам.

5. Возраст обучающихся колеблется от 18 лет до 30 лет. У большинства потерян интерес к учебе, они слабо мотивированы, обладают высоким уровнем тревожности и, как следствие, имеют непрочные и неглубокие знания.

6. Осуждённые имеют большие сроки отбывания наказания в местах лишения свободы: от 2 лет до 15 лет.

7. У обучающихся разный уровень базовой подготовки. Многие осуждённые заканчивали 6, 7, 8, 9, 10 классов много лет (до десяти) назад.

8. Фактор времени: проведение учебных часов в строго определенное время, что связано с режимом учреждения. Нередко происходит совпадение по времени запланированных мероприятий по ФКУИН со временем проведения учебных занятий.

9. Психологический фактор, когда осужденные находятся долгое время (годами) в относительно замкнутом пространстве.

10. Отсутствие обучающихся на уроках длительное время, от одних суток до трёх и более месяцев, по ряду причин, обусловленных правилами и положениями исправительной колонии: штрафной изолятор, строгое содержание уголовно наказуемых осуждённых, отправление этапом на следственные мероприятия, в другую исправительную колонию.

11. Неполный учебный план. В учебном плане не предусмотрено преподавание следующих предметов: мировая художественная культура, экономика, физкультура, русская национальная культура, региональная география, технология, информатика, элективные и факультативные курсы.

12. Плохая обеспеченность обучающихся не только рекомендованными учебниками нового поколения, но и вообще учебниками предыдущих поколений.

13. По программе для общеобразовательных учреждений количество часов за два года обучения (10-11 классы) по  географии для классов базового уровня составляет 68 часов (1 час в неделю). В этом случае для 11 класса общеобразовательной школы при ФКУИН, если следовать программе для общеобразовательных учреждений, оказывается недостаточным количество учебных часов – 34 часа, так как обучающиеся зачастую приступают к обучению, минуя 9, 10 классы, которые они заканчивали много лет назад.

Результатами моих наблюдений преподавания географии в общеобразовательной школе при обучении лиц, приговорённых к наказанию в местах лишения свободы /Доклады на региональных семинарах вечерних школ Республики Саха (Якутия): «Пути интеграции предметов на режимных предприятиях», февраль, 2010 г.; «Методы и приёмы обучения географии в старших классах в режимном учреждении», апрель, 2012 г./, являются:

1. Способ проведения уроков. Считаю наиболее рациональным проведение уроков следующими способами: урок-лекция с записью конспектов, урок-лекция с записью конспектов и элементами беседы, урок самостоятельной работы с учебником. При таком способе проведения уроков запоминание обучающимися новых знаний происходит не только на слуховом уровне, но и на зрительном и на моторном уровнях. Следует учитывать, что в связи со спецификой режимного учреждения, обучающиеся в местах лишения свободы  не имеют возможности выполнять домашние задания (большая часть осуждённых), составлять рефераты, иметь в своем распоряжении географические карты, пользоваться справочной литературой.

2. Методы проверки эффективности учебной работы обучающихся. Оптимальным методом усвоения знаний считаю проведение урока-зачета, на котором проверка полученных знаний обучающимися происходит при помощи тестирования. Причем применяются не традиционные тесты, когда на заданный вопрос нужно выбрать правильный ответ из четырех возможных, а тесты, в которых необходимо дать определённый ответ: например, суверенное государство – это …

Одним из методов проверки полученных знаний обучающимися является проведение контрольных работ по окончании каждой четверти. Контрольная работа представляет собой тест из десяти-пятнадцати вопросов, которые включают основные понятия по всему пройденному за четверть учебному материалу. Проверочные тесты и контрольные составлены мною с учётом знаний, получаемых обучающимися.

3. Частота проверки эффективности учебной работы обучающихся. Приемом, закрепляющим полученные знания у обучающегося, считаю проведение тестирования по возможности на каждом уроке. В случае отсутствия кого-либо из обучающихся на предыдущем уроке, обучающийся может ответить на вопросы теста, используя учебник, что можно считать как самостоятельную работу с учебником. Знания в этом случае будут получены обучающимся при самостоятельном изучении учебного материала. В этом случае учебник наравне с обучающей выполняет следующие функции:

–  интегрирующую – приращение дополнительных знаний к основным;

– координирующую – привлечение к обучению таких качеств личности как трудолюбие, мыслительная активность, творческие способности;

–  информационную;

–  трансформационную – преобразование материала с возрастом;

–  систематизирующую – логика в изложении.

Изучение  географии  по традиционной линии учебников осуществляется давно. Традиционная линия учебников является стабильной, классической и универсальной. Новая концепция школьного географического образования и содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта по  географии  реализованы в новых линиях школьных учебников, атласов, рабочих тетрадей и  методических   рекомендаций.  

Учебно-методический комплект – это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, сформированный за последние годы. Он должен быть гибким к обновлениям, иметь параметры настройки на различный уровень ресурсного обеспечения школы и индивидуальный выбор ученика, а также быть партнером в решении социокультурных и воспитательных задач образовательного процесса. Поэтому особенно важно, чтобы такой комплект был создан для преподавания географии при обучении лиц, приговорённых к наказанию в местах лишения свободы с учётом специфики режимных учреждений.

Список литературы

1. Баранчиков Е.В. Тесты по  географии  // К учебнику В.П. Максаковского «География, экономическая и социальная география мира». 10 класс. М., «Экзамен», 2007.

2. Бахчиева О.А.Концептуальные подходы к преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира». М., «Вентана-Граф», 2011.

3. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии (6-9 классы). Методическое пособие. М., «Вентана-Граф», 2011.

4. Беловолова Е.А. Формирование универсальных учебных действий в школьном географическом образовании. М., «Вентана-Граф», 2011.

5. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Программы общеобразовательных учреждений. География 6-10 классы. М., ООО ТИД «Русское слово» - РС, 2011.

6. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии к УМК Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «ВАКО», 2011.

7. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «ВАКО», 2011.

8. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. М., «Просвещение», 1994.

9. Максаковский В.П. Методические рекомендации к учебнику "Экономическая и социальная география мира". 10 -11 класс (базовый уровень). М., «Просвещение», 2004.

10. Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании географии в 2010– 2011 учебном году. Старший преподаватель кафедры естественнонаучного и экологического образования О.Б.Голованова.

11. Методические   рекомендации  по  географии  учителям-предметникам к новому 2008 -2009 учебному году в свете решения актуальных задач современной модели образования. Заведующая кафедрой естественнонаучных дисциплин СКИПКРО к.б.н. Сабельникова Н.Н., профессор кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО д.п.н. Щербакова Т.К.

12. Методические рекомендации по использованию УМК по географии в 2011-2012   учебном году. Методист МОУ МЦО  Винницкая О.А.

13. Программа элективных курсов. География 10-11 класс. Профильное обучение //Сост. В.П.Дронов. М., «Дрофа», 2005

14. Современное образование. География, естествознание. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М., «Вентана-Граф», 2008.

15. Пятунин В.Б.Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. М., «Дрофа», 2002.

            16. Программы элективных курсов. География.  10 - 11   классы . Профильное обучение // Сост. В. П. Дронов. – М.: «Дрофа», 2005.

17. Сапожкова А.Ю. Методические рекомендации по работе с текстом при изучении географии. 2012.

            16. Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии в школе // Пособие для учителей и студентов педагогических институтов и университетов / Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. // М., АСТ - Астрель, 2002.

            18. Таможняя Е.А. Формирование методических компетенций учителя географии в ходе работы с новым учебно-методическим комплексом по дисциплине «Теория и методика обучения географии» // Преподаватель XXI век. М., «Прометей» МПГУ, 2010,  № 2.

19. Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. География России. Хозяйство. Природно-хозяйственные регионы. 9 класс. Примерное поурочное планирование. М., «Вентана-Граф», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока по географии для старших классов: "Путешествие по странам".

Пример проведения открытого урока по географии с учащимися 9 класса коррекционной школы. Презентация содержит дополнительный материал по трем странам: Италии, Франции, Японии - и является результатом ...

Презентация по географии для старших классов коррекционной школы: "Страны и автомобили".

Краткий рассказ об истории автомобилестроения. Можно использовать в качестве дополнительного материала при изучении стран: Франция, Великобритания, Германия, Италия.  Текстовый документ содержит ...

Программы общеобразовательных учреждений География 10-11 классы Базовый уровень

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание блоков образовательного с...

Рабочая программа по географии 6-7 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для индивидуальных занятий по географии в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ...