Атмосферное давление. Ветер.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Тема урока: Атмосферное давление. Ветер.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии : поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационнные, продуктивного чтения, проблемного обучения, развития аналитических навыков.
Цели урока: сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой и температурой воздуха; научить строить розу ветров.
Формируемые УУД:
Предметные: объяснять значение понятий: атмосферное давление, ветер; объяснять причину возникновения ветра; измерять атмосферное давление и направление ветра;
Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать с текстовым компонентом и приборами; устанавливать причинно-слественные связи;
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету.
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение пройденной темы.
-учащиеся отвечают на вопросы географического диктанта на отдельных листочках с последующей взаимопроверкой
Географический диктант:
- Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)
- Нижний слой атмосферы (Тропосфера)
- Разность между самой высокой и самой низкой температурами воздуха в течение суток(Суточная амплитуда )
- Температура воздуха при подъёме на каждый километр понижается на ( - 6 градусов)
- Температура воздуха зависит от…. (Угла падения солнечных лучей)
- Воздух нагревается от..(Поверхности Земли)
- Прибор для измерения температуры воздуха (Термометр)
- Если температура воздуха у поверхности Земли равна +12 , а за бортом самолёта – 12 , то самолёт летит на высоте …(4 км.)
Критерии оценок : 8 баллов-«5»; 6-7 баллов –«4»; 4-5 баллов –«3».
-Что нагревается быстрее - суша или вода, а что остывает быстрее? ( Суша быстрее нагревается и быстрее остывает, а вода долго нагревается и долго остывает) Эту закономерность нужно запомнить для успешного усвоения нового материала.
- Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, целей и задач урока.( учащиеся самостоятельно определяют тему и задачи урока в ходе разрешения проблемной ситуации, созданной учителем)
-Сегодня мы продолжим изучение атмосферы. Чтобы вы сами смогли определить тему нашего урока, я хочу показать два эксперимента (создание проблемной ситуации)
-демонстрация опыта со стаканом с водой и листком бумаги.
- Почему вода не выливается из стакана. С чем это связано? (это связано с атмосферным давлением)
-демонстрация опыта со свечкой у открытой двери.
- Почему меняется направление пламени свечи. С чем это связано? (это связано с движением воздуха, т.е. с ветром.)
- Теперь попробуйте определить тему нашего урока.( Атмосферное давление. Ветер.)
-Ребята, чтобы вы хотели узнать об атмосферном давлении и о ветре? (ответы учащихся)
-Сообщение целей урок
Знакомство с планом урока.
- Понятие об атмосферном давлении.
- Измерение атмосферного давления.
- Изменение атмосферного давления.
- Что такое ветер и как он возникает.
- Виды ветров.
- Определение направления и силы ветра.
2. Понятие об атмосферном давлении.
-проводим эксперимент: давление какого-либо предмета на ладонь руки
Вывод: любой предмет имеющий вес давит на поверхность, на котором он лежит.
-Ребята, а воздух имеет вес? (ответы учащихся)
- демонстрация опыта с двумя одинаковыми колбами на весах. При нагревании одной колбы равновесие нарушается.
-Почему? (ответы учащихся.)
Вывод: Воздух имеет вес ( 1 м³ воздуха весит 1кг. 300 гр.) поэтому, воздух тоже давит на разные предметы.
-учащиеся знакомятся с текстом абзаца №1 на странице 112.
-Что такое атмосферное давление? (Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.) Записывают в тетрадь.
- С какой силой давит? ( на каждый квадратный сантиметр поверхности силой 1 кг 33 гр.)
-А на нас с большой силой давит? (да.) Почему тогда человек не замечает давления воздуха?
(потому ,что оно уравновешивается с внутренним давлением человеческого организма)
3. Измерение атмосферного давления.
-Ребята, можно ли измерить атмосферное давление? (да)
-С помощью какого прибора ? В каких единицах измеряют?
Барометр-прибор для измерения а\д (измеряется в мм рт. ст.)
-учащиеся знакомятся с текстом абзаца№2 на странице112-113.
-Какие бывают барометры? (ртутный и анероид)
-демонстрация слайда ртутного барометра Торичелли. Краткая характеристика ртутного барометра и составление рисунка на доске.
-демонстрация слайда барометра-анероида. Демонстрация прибора барометра –анероида. Краткая характеристика работы этого прибора.
4. Изменение атмосферного давления.
Ребята, вы больше месяца ведёте наблюдение за погодой, в том числе за атмосферным давлением. Что вы заметили? (Оно меняется)
-Почему? От чего это зависит? Чтобы ответить на этот вопрос вы должны прочитать абзац №3 «Изменение атмосферного давления» на стр. 113-114.
-Атмосферное давление зависит:
- От высоты местности.
- Анализ рисунка №73 на стр. 113 и ответы на вопросы к рисунку.
Вывод: С высотой а\д понижается. На каждые 10.5 м. на 1 мм рт. столба. Нарисовать схему.
-Какое атмосферное давление принято считать нормальным? (На уровне моря на 45 параллели при температуре воздуха 0 градусов а\д составляет 760 мм рт. ст. Его принято называть нормальным атмосферным давлением.)
- Для нашей местности 760 мм рт. ст.- это нормальное давление? (Нет.Это повышенное)
-Почему? (потому что мы живём выше уровня моря)
-Определите на какой высоте над уровнем мы с вами живём? На какой карте можно это определить? (На физической карте России. Примерно на высоте 200 метров над уровнем моря.)
Если с высотой а\д понижается, то для нашей местности должно быть своё нормальное а\д.
Чему оно равно? (760- 200:10.5 ₌760-19₌ 741мм рт. ст.)
- От температуры воздуха.
-Как а\д зависит от температуры воздуха?( Тёплый воздух легче холодного , поэтому он поднимается вверх, следовательно давление воздуха уменьшается. А холодный воздух прижимается к земле, следовательно давление воздуха повышается)
Вывод: При повышении температуры воздуха а\д понижается, а при понижении температуры воздуха оно повышается.
5. Ветер .Как он возникает.
Воздух – это смесь газов .Воздух невидим.
- Когда мы его ощущаем? ( Когда он движется)
-Что такое ветер? ( Ветер- это движение воздуха в горизонтальном направлении)
- Как возникает ветер?
-демонстрация слайда «Дневной бриз» (Объяснение учащегося )
-Что является главной причиной возникновения ветра? Кто сформулирует вывод.
Вывод: Главной причиной образования ветра является разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей с высоким а\д к областям с низким а\д.
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.
- выполнение задания № 5(1 вариант- а,б; 2-вариант-в,г)
6.Виды ветров.
В разных районах земно шара дуют разные ветры. О некоторых из них мы можем узнать прочитав абзац № 5 «Виды ветров» на странице 114.
- О каких ветрах вы узнали? (о бризах и муссонах)
Начинаем составлять схему « Виды ветров»
-Какие ветры называются бризом? ( Прибрежные ветры, меняющие своё направление 2 раза в течение суток.)
-Какие бризы бывают? (Дневной и ночной)
- Как происходит образование дневного бриза? В начале внимательно посмотрите на слайд «Дневной бриз». А теперь, обратимся к рис. 74 на стр. 115.
Вывод: ( Днем суша и вода нагреваются неравномерно, в результате образуется разница в а\д и воздух начинает двигаться с воды на сушу)
Виды ветров
Бризы Муссоны
(меняют своё направление 2 раза (меняют своё направление дважды в год)
в течение суток)
Дневной Ночной Летний Зимний
Суша Вода Суша Вода Суша ← Океан Суша → Океан
- Анализ рис. 75 «Муссоны на Дальнем Востоке»
7.Определение направления и силы ветра.
- Чем отличаются ветры? (Отличаются направлением и силой ветра)
-Как определить направление ветра? ( Анализ форзаца учебника)
Вывод: направление ветра определяется по той стороне горизонта, откуда дует.
-С помощью какого прибора определяется направление ветра? (Флюгера) Демонстрация слайда
Для хозяйственной деятельности человеку необходимо знать преобладающие по направлению ветры для данной местности. Это можно определить построив «розу ветров» .
-Что такое роза ветров? ( График, показывающий направления ветров в течение определённого периода времени.)
-Рассмотрим последовательность построения розы ветров на слайде.
- Анализ рис.76 «Роза ветров для Владивостока» и выполнение задания на стр.116.
Ветры отличаются не только направлением но и силой.
-В чём измеряют силу ветра? (в м\с или в баллах)
Сила ветра определяется по 12-бальной шкале Бофорта.( показать слайд)
- Анализ форзаца учебника.
Силу ветра измеряют в м\с с помощью прибора –анемометра, а потом переводят в баллы.
8.Закрпление изученного материала. (учащиеся устно отвечают на вопросы учителя)
Рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание.
- Прочитать §28.
- Нарисовать схему ночного бриза.
- По данным наблюдений за погодой построить розу ветров за февраль 2017г.
- Подготовить устные ответы по опытам на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atmosfernoe_davlenie_i_veter.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Атмосферное давление. Ветер Цели урока : сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой и температурой воздуха; научить строить розу ветров.
План урока: Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Ветер. Как он возникает. Виды ветров. Определение направления и силы ветра. Значение ветра.
Хоть бескрылый, а летает. Безголовый, а свистит. Хоть безрукий, но бывает Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит. Только что он был везде – Миг – и нет его нигде. Загадка
Эванджелист Торричелли В 1644 году изобрёл прибор для измерения атмосферного давления Ртутный барометр колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления
Измерение атмосферного давления В 1847 году первый барометр анероид был сконструирован итальянцем Люсьеном Види . «Анероид» означает без жидкости. 1. Металлическая коробка 2. Пружина 3.Передаточный механизм 4. Стрелка 5. Шкала
Как образуется ветер? Н В ДНЕВНОЙ БРИЗ
Н В НОЧНОЙ БРИЗ
Флюгеры
Порядок построения розы ветров. Начертить линии основных и промежуточных сторон горизонта и разделить их на равные отрезки.(1 отрезок-1или 2 дня) Подсчитать, сколько дней в течение месяца и в каких направлениях дул ветер. На линиях соответствующих направлений отложить от центра число дней и поставить точку. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединить. 5. В центре(в кружочке)написать число дней без ветра. С Ю З В СЗ СВ ЮЗ ЮВ 1 отрезок – 1 день С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ 6 4 3 2 6 5 0 5
Шкала Бофорта Сила ветра определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения . Эта шкала 12-балльная, а в Америке – 17-балльная.
Флюгер-анемометр – прибор, показывающий скорость ветра. Сила ветра Сняв показания прибора, можно определить мгновенную скорость ветра в данном месте
Помощь мореплавателям Перенос влаги на материки Переносит семена растений и споры грибов Способствует образованию морских течений Значение ветра
Вырабатывает электроэнергию (мельницы, ветровые электростанции) «Съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа Значение ветра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема. Атмосферное давление. Ветер.
В данной разработке урока даны теоретические знания по двум темам, примеры решения задач и инструкция к практической работе "Роза ветров"...
Методическая разработка урока географии в 5 классе (ФГОС). Тема "Атмосферное давление. Ветер".
Тема урока: «Атмосферное давление. Ветер»Предмет: географияКласс: 5 (ФГОС)Автор урока: Резникова Е.В., учитель географии 1 квалификационной категории.Образовательное учреждение: МБОУ &laqu...
Презентация на тему "Атмосферное давление. Ветер."
Данную презентацию можно использовать на уроке географии в 6 классе....
Атмосферное давление. Ветер
Материал урока для 6 класса....
Презентация "Атмосферное давление.Ветер"
Презентация по географии 6 класс на тему "Атмосферное давление.Ветер"...
Презентация "Атмосферное давление. Ветер"
Цель: объяснить причины образования ветра, научиться определять давление атмосферы, строить розу ветров.Задачи: 1. продолжить формирование у учащихся системы знаний об атмосфере Земли путё...
Конспект урока по географии 6 класс "Атмосферное давление.Ветер"
Конспект изучения новой темы. Две презентации....