Атмосферное давление. Ветер.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

 

Тема урока: Атмосферное давление. Ветер.

Тип урока: урок открытия нового  знания.

Используемые технологии : поэтапного формирования  умственных действий, информационно-коммуникационнные, продуктивного чтения, проблемного обучения,  развития аналитических навыков.

Цели урока: сформировать представление об атмосферном давлении и  его изменении с высотой и температурой воздуха; научить строить розу ветров.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять значение понятий: атмосферное давление, ветер; объяснять причину возникновения ветра; измерять атмосферное давление  и направление ветра;

Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать с текстовым компонентом и  приборами; устанавливать причинно-слественные связи;

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение  пройденной темы.

-учащиеся отвечают на вопросы географического диктанта на отдельных листочках с последующей взаимопроверкой

Географический диктант:

  1. Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)
  2. Нижний слой атмосферы (Тропосфера)
  3. Разность между самой высокой и самой низкой температурами воздуха в течение суток(Суточная амплитуда )
  4. Температура воздуха при подъёме на каждый километр понижается на ( - 6 градусов)
  5. Температура воздуха зависит от…. (Угла падения солнечных лучей)
  6. Воздух нагревается от..(Поверхности Земли)
  7. Прибор для измерения температуры воздуха (Термометр)
  8. Если температура воздуха у поверхности Земли равна +12 , а за бортом самолёта – 12 , то самолёт летит на высоте …(4 км.)

Критерии оценок : 8 баллов-«5»; 6-7 баллов –«4»; 4-5 баллов –«3». 

-Что нагревается  быстрее -  суша или вода, а что остывает быстрее? ( Суша быстрее нагревается и быстрее остывает, а вода долго  нагревается и долго остывает) Эту закономерность нужно запомнить для успешного усвоения нового материала.

  1.    Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока,  целей  и задач  урока.( учащиеся самостоятельно определяют тему и задачи урока в ходе разрешения проблемной ситуации, созданной учителем)

-Сегодня мы продолжим изучение атмосферы. Чтобы вы сами смогли определить тему нашего урока, я хочу показать два эксперимента (создание проблемной ситуации)

-демонстрация опыта со стаканом с водой и листком бумаги.

- Почему вода не выливается из стакана. С чем это связано? (это связано с атмосферным давлением)

-демонстрация опыта со свечкой у открытой двери.

- Почему меняется направление пламени свечи. С чем это связано? (это связано с движением  воздуха, т.е. с ветром.)

- Теперь попробуйте определить  тему нашего урока.( Атмосферное давление. Ветер.)

-Ребята,  чтобы вы хотели узнать об атмосферном давлении и о   ветре? (ответы учащихся)

 

-Сообщение целей урок

 

Знакомство с планом урока.

  1. Понятие об  атмосферном давлении.
  2. Измерение атмосферного  давления.
  3. Изменение атмосферного давления.
  4. Что такое ветер и как он возникает.
  5. Виды ветров.
  6. Определение направления и силы ветра.

 

2. Понятие об атмосферном давлении.

-проводим эксперимент: давление  какого-либо предмета на ладонь руки

  Вывод: любой предмет имеющий вес давит на поверхность, на котором он лежит.

-Ребята, а воздух имеет вес? (ответы учащихся)

- демонстрация опыта  с двумя  одинаковыми колбами на весах. При нагревании одной колбы равновесие нарушается.

 -Почему? (ответы  учащихся.)

Вывод: Воздух имеет  вес ( 1 м³ воздуха весит 1кг. 300 гр.) поэтому, воздух тоже  давит на разные предметы.

 -учащиеся  знакомятся с текстом абзаца №1 на странице 112.

-Что такое атмосферное давление? (Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность  и все находящиеся на ней предметы.) Записывают в тетрадь.

- С какой силой давит? ( на каждый квадратный сантиметр поверхности  силой 1 кг 33 гр.)

-А на  нас с большой силой давит? (да.) Почему тогда  человек не замечает давления воздуха?

(потому ,что оно уравновешивается с внутренним давлением человеческого организма)

 

3. Измерение атмосферного давления.

-Ребята, можно ли измерить атмосферное давление? (да)

-С помощью какого прибора ? В каких единицах измеряют?

 Барометр-прибор для измерения а\д (измеряется в мм рт. ст.)

-учащиеся знакомятся с текстом абзаца№2 на странице112-113.

-Какие бывают барометры? (ртутный и анероид)

 -демонстрация слайда  ртутного  барометра  Торичелли. Краткая характеристика ртутного барометра и составление рисунка на доске.

-демонстрация слайда барометра-анероида. Демонстрация прибора  барометра –анероида. Краткая характеристика работы этого прибора.

 

4. Изменение атмосферного давления.

Ребята, вы больше месяца ведёте наблюдение за погодой, в том числе за атмосферным давлением. Что вы заметили? (Оно меняется)

-Почему? От чего это зависит? Чтобы ответить на этот вопрос вы должны прочитать абзац №3 «Изменение атмосферного давления» на стр. 113-114.

-Атмосферное давление зависит:

  1. От высоты  местности.

- Анализ  рисунка №73 на стр. 113 и ответы на вопросы к рисунку.

Вывод:  С высотой  а\д понижается. На каждые 10.5 м. на 1 мм рт. столба. Нарисовать схему.

-Какое атмосферное давление принято считать нормальным? (На уровне моря на 45 параллели при температуре воздуха 0  градусов  а\д  составляет 760 мм рт. ст. Его принято называть нормальным атмосферным давлением.)

- Для нашей местности 760 мм рт. ст.- это нормальное  давление? (Нет.Это повышенное)

-Почему? (потому что мы живём выше уровня моря)

-Определите на какой высоте над уровнем  мы с вами  живём? На какой карте можно это определить? (На физической карте России. Примерно на высоте 200 метров над уровнем моря.)

Если с высотой а\д понижается, то для нашей местности должно быть своё нормальное а\д.

Чему оно равно? (760- 200:10.5 ₌760-19₌ 741мм рт. ст.)

 

  1. От  температуры воздуха.

-Как а\д  зависит от температуры воздуха?( Тёплый воздух легче холодного , поэтому он поднимается вверх, следовательно давление воздуха уменьшается. А холодный воздух  прижимается к земле, следовательно давление воздуха повышается)

Вывод: При повышении температуры воздуха а\д  понижается, а при понижении температуры воздуха оно повышается.

 

5. Ветер .Как он возникает.

Воздух – это смесь газов .Воздух  невидим.

- Когда мы его ощущаем? ( Когда он движется)

-Что такое ветер? ( Ветер- это движение воздуха в горизонтальном направлении)

- Как возникает ветер?

-демонстрация слайда «Дневной бриз» (Объяснение учащегося )

-Что является главной причиной возникновения ветра? Кто сформулирует вывод.

Вывод: Главной причиной образования ветра является разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей с высоким  а\д  к областям  с низким  а\д.

Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.

- выполнение задания № 5(1 вариант- а,б; 2-вариант-в,г)

 

6.Виды ветров.

В разных районах земно шара дуют разные ветры. О некоторых из них  мы можем узнать  прочитав  абзац № 5 «Виды ветров» на странице 114.

- О каких ветрах вы узнали? (о бризах и муссонах)

Начинаем составлять схему « Виды ветров»

-Какие ветры называются бризом? ( Прибрежные ветры, меняющие своё направление 2 раза в течение суток.)

-Какие бризы бывают?  (Дневной и ночной)

- Как происходит образование  дневного бриза?  В начале внимательно посмотрите на слайд «Дневной бриз».  А теперь, обратимся к рис. 74 на стр. 115.

Вывод: ( Днем суша и вода нагреваются неравномерно, в результате образуется разница в а\д и воздух начинает двигаться с воды на сушу)

 

                                                           Виды ветров

 

                            Бризы                                                                   Муссоны

(меняют  своё направление 2 раза                                    (меняют своё направление дважды в год)

в течение суток)

 

           Дневной                                Ночной                             Летний                           Зимний

 

 

Суша                   Вода               Суша                   Вода              Суша  ← Океан           Суша  →  Океан

 

                                                                      

 - Анализ  рис. 75 «Муссоны на Дальнем   Востоке»

 

7.Определение направления и силы ветра.

                                          

- Чем отличаются ветры? (Отличаются направлением и силой ветра)

-Как определить  направление ветра? ( Анализ форзаца учебника)

 Вывод: направление ветра определяется по той стороне горизонта, откуда дует.

-С помощью какого прибора определяется направление ветра? (Флюгера) Демонстрация слайда

Для хозяйственной деятельности человеку необходимо знать преобладающие по направлению ветры для данной местности. Это можно определить построив «розу ветров» .

-Что такое роза ветров? ( График, показывающий  направления ветров в течение определённого периода времени.)

-Рассмотрим последовательность построения розы ветров на слайде.

- Анализ  рис.76 «Роза ветров для Владивостока» и выполнение задания на стр.116.

 

Ветры отличаются не только направлением но и силой.

-В чём измеряют силу ветра? (в м\с или в баллах)

Сила ветра определяется по 12-бальной шкале Бофорта.( показать слайд)

- Анализ  форзаца учебника.

Силу ветра измеряют  в м\с с помощью прибора –анемометра, а потом переводят в баллы.

 

8.Закрпление изученного материала. (учащиеся  устно отвечают на вопросы учителя)

 

Рефлексия учебной деятельности.

 

Домашнее задание.

  1. Прочитать §28.
  2. Нарисовать схему ночного бриза.
  3. По данным наблюдений за погодой построить розу ветров за февраль 2017г.
  4. Подготовить устные ответы по опытам на уроке.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfernoe_davlenie_i_veter.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: Атмосферное давление. Ветер Цели урока : сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой и температурой воздуха; научить строить розу ветров.

Слайд 3

План урока: Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Ветер. Как он возникает. Виды ветров. Определение направления и силы ветра. Значение ветра.

Слайд 4

Хоть бескрылый, а летает. Безголовый, а свистит. Хоть безрукий, но бывает Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит. Только что он был везде – Миг – и нет его нигде. Загадка

Слайд 5

Эванджелист Торричелли В 1644 году изобрёл прибор для измерения атмосферного давления Ртутный барометр колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления

Слайд 6

Измерение атмосферного давления В 1847 году первый барометр анероид был сконструирован итальянцем Люсьеном Види . «Анероид» означает без жидкости. 1. Металлическая коробка 2. Пружина 3.Передаточный механизм 4. Стрелка 5. Шкала

Слайд 8

Как образуется ветер? Н В ДНЕВНОЙ БРИЗ

Слайд 9

Н В НОЧНОЙ БРИЗ

Слайд 10

Флюгеры

Слайд 11

Порядок построения розы ветров. Начертить линии основных и промежуточных сторон горизонта и разделить их на равные отрезки.(1 отрезок-1или 2 дня) Подсчитать, сколько дней в течение месяца и в каких направлениях дул ветер. На линиях соответствующих направлений отложить от центра число дней и поставить точку. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединить. 5. В центре(в кружочке)написать число дней без ветра. С Ю З В СЗ СВ ЮЗ ЮВ 1 отрезок – 1 день С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ 6 4 3 2 6 5 0 5

Слайд 12

Шкала Бофорта Сила ветра определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения . Эта шкала 12-балльная, а в Америке – 17-балльная.

Слайд 13

Флюгер-анемометр – прибор, показывающий скорость ветра. Сила ветра Сняв показания прибора, можно определить мгновенную скорость ветра в данном месте

Слайд 14

Помощь мореплавателям Перенос влаги на материки Переносит семена растений и споры грибов Способствует образованию морских течений Значение ветра

Слайд 15

Вырабатывает электроэнергию (мельницы, ветровые электростанции) «Съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа Значение ветра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема. Атмосферное давление. Ветер.

В данной разработке урока даны теоретические знания по двум темам, примеры решения задач и инструкция к практической работе "Роза ветров"...

Методическая разработка урока географии в 5 классе (ФГОС). Тема "Атмосферное давление. Ветер".

Тема урока: «Атмосферное давление. Ветер»Предмет: географияКласс: 5 (ФГОС)Автор урока: Резникова Е.В., учитель географии 1 квалификационной категории.Образовательное учреждение: МБОУ &laqu...

Презентация на тему "Атмосферное давление. Ветер."

Данную презентацию можно использовать на уроке географии в 6 классе....

Атмосферное давление. Ветер

Материал урока для 6 класса....

Презентация "Атмосферное давление.Ветер"

Презентация по географии 6 класс на тему "Атмосферное давление.Ветер"...

Презентация "Атмосферное давление. Ветер"

Цель: объяснить причины образования ветра, научиться определять давление   атмосферы, строить розу ветров.Задачи: 1. продолжить формирование у учащихся системы знаний об атмосфере Земли путё...

Конспект урока по географии 6 класс "Атмосферное давление.Ветер"

Конспект изучения новой темы. Две презентации....