Отчет по курсам повышения квалификации по теме "Внедрение ФГОС ООО"
статья (6 класс) по теме
Внедрение ФГОС ООО в образовательную область география
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_fgosam.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение ФГОС ООО в образовательную область география
Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.
Зачем нужен новый образовательный стандарт?
Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»
Причинами изменения парадигмы служат,
во-первых, лавинообразный поток информации во всех областях знания,
во-вторых, потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.
Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека.
Основной же задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.
Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.
Положительно в ФГОС следующее:
1) ФГОС — это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.
2) Это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно—деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
3) Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.
ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования — формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.
В результате цель школьной географии имеет три уровня:
1) формирование научной картины мира;
2) приобретение школьниками знаний и умений;
3) воспитание и всестороннее развитие личности. Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии.
Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек. География относится к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая.
Место учебного предмета «География» в учебном плане:
«География» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 272 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7,8,9 классах.
Несколько иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.
Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC.
География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе новым стандартом не предусмотрен, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс «География. Землеведение» изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю). Наличие дополнительного часа на изучение географии поможет решить проблему с изучением достаточно сложных понятий и формированием практических умений и навыков, предусмотренных содержанием курса географии в 5-6 классах. Особого внимания, а, следовательно, и увеличения количества часов требует такая важнейшая тема курса, как «План и карта», при изучении которой формируются важнейшие географические компетенции.
ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.
Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний. Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6 классах, являются умения ориентироваться на местности. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.
Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компоненов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.
Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс. Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.
Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.
Именно эти направления в методике преподавания представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.
Дистанционный курс повышения квалификации по теме : «Реализация требований ФГОС ООО в преподавании географии».
Данный курс был рассчитан на 72 часа, но обучение проходило с февраля по июль, мне были предложены 8 лекций и обучающие диски, в результате необходимо было сдать 2 аттестационные работы и одну итоговую работу.
Программа курса включала в себя следующие вопросы:
- Назначение и функции ФГОС ООО, требования к результатам обучения
- Содержание УУД
- Конструирование современного урока географии (разные типы уроков)
- Исследовательская и проектная деятельность
- Составление примерной рабочей программы
В содержании каждой лекции были предложены задания и информация для учащихся, которую можно использовать на уроках. Задания были предложены и для слушателей курса (в рамках лекции), которые помогли понять и практически закрепить учебные материалы.
Итоговая работа заключалась в написании конспекта урока (Урока нового материала), одного из курсов географии, отвечающего всем требованиям ФГОС ООО.
Из плюсов данных курсов хотелось бы отметить:
- Доступность объяснения
- Иллюстрация примерами некоторых аспектов содержания
- Лектор курса - автор учебника по ФГОС ООО первого поколения Крылова О.В.)
Минусы :
- Отсутствие вариантов технологических карт, с использование разных педагогических технологий;
- Не просматриваются формы и методы организации рефлексии в современном уроке.
Данные курсы помогли мне в осознании содержания требований ФГОС ООО в современной школе, преподавая в 5 классе географию ,пытаюсь внедрять и ,различные педагогические технологии: технологию проблемного обучения, системно-деятельностный метод, проектную деятельность ( в рамках урока).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсы повышения квалификации по ФГОСам
Обновление и содержание русского языка и литературы при переходе на ФГОСы...
курсы повышения квалификации по ФГОС среднее звено
урок в 6 класс по ФГОС...
Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО
План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...
Контрольная работа на курсах повышения квалификации: технологической карты урока по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы», в соответствии с ФГОС ООО
технологическая карта урока...
Итоговая работа По программе курсов повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса по английскому языку в контексте ФГОС» Урок по теме «I am from..»
Замечательный конспект с технологической картой...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по итогам прохождения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей биологии по теме «Современный урок как средство реализации новых образовательных технологий при переходе на новые ФГОС ООО». (26.01.15-12.02.15 г. Краснода
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...
В рамках курсов повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя».Практическая работа №2 Ненашкина С.И.
Данный учебно-методический материал содержит технологическую карту урока по теме: "Экспериментальная проверка закона ДЖоуля-Ленца", 8 класс...