курсы повышения квалификации по ФГОС среднее звено
рабочая программа (алгебра, 6 класс) по теме

Наймушина Лариса Ивановна

урок в 6 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ФГОС123.5 КБ
Microsoft Office document icon курсы161 КБ
Microsoft Office document icon нов стандарты126 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока:

ФИО учителя

Наймушина Л.И.

Предмет

математика

Класс

6

Тема  урока

Сложение чисел с разными знаками (первый урок по данной теме).

Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений  – М.: Мнемозина,2011г

Цель  урока: формировать представление о сложении чисел с разными знаками; познакомить  учащихся с правилом сложения чисел с разными знаками и его использованием при решении несложных задач.

 Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «сложение нескольких чисел с разными знаками», «правило сложения чисел с разными знаками»

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная , групповая

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят определение и правило сложения чисел с разными знаками;

-работают с текстом учебника;

-работают с листом индивидуального оценивания   при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (лист оценки, карточки с дополнительным заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Структура и ход  урока

Этап урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация мотивация, постановки учебной задачи, цели

Рефлексия

Мотивация

Рефлексия

коллективное обсуждение и формулирование темы урока  и индивидуальная постановка целей урока

Планирование деятельности по достижении цели

Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебных задач

Контроль за процессом и результатом

Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности

 Орг.момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Мне кажется, что сегодняшний урок будет успешным.  

Мотивация учебной деятельности.  Сегодня вы сделаете очередной шаг по дороге знаний и я с радостью помогу вам в этом. В притче о Шартском соборе путник спросил трех ее строителей, кативших по дороге тачки с  камнями, что они делают? Первый ответил: «Везу тачку, пропади она пропадом». 2-й сказал: «Зарабатываю себе на хлеб. Семья». А 3-й ответил: «Я созидаю Шартский собор». Вот и мы с вами сегодня на уроке будем творить и созидать!  А значит,… размышлять, анализировать, сравнивать,  обобщать , делать выводы, выдвигать новые идеи,  делать открытия! Поэтому  эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли ”.

В листах индивидуальных достижений, которые лежат перед вами на столе, вы будете фиксировать свои успехи. В конце урока вам предстоит выполнить самооценку работы на уроке (проводит инструктаж по работе с листами индивидуальных достижений) Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания,  поставить знак «+». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе (приложение 1).

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета и работе по координатной прямой :слайд№3

Предлагает проанализировать свою работу в листах индивидуальных достижений

Осуществляет постановку заданий графического диктанта.(Приложение2)

Демонстрирует график-эталон, организует самопроверку.

Λ __ Λ __ Λ __ Λ __

Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

Осуществляет постановку вопросов, предлагаемых учащимся для обсуждения и направленных на формулирование темы и целей урока.

С каким заданием вы не смогли справиться? Почему?

Что вы можете сказать о числах −5 и 1?

Какое математическое действие представлено в задании?

Можете ли вы сформулировать тему урока?

Молодцы! Поставьте цели урока

Записывает цели предлагаемые учащими, на доске

Итак, запишем  сегодняшнюю дату, тему урока: «Сложение чисел с разными знаками».

Управляет учебной деятельностью учащихся при планировании:

 Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

График, полученный при выполнении предыдущего задания – это путь, который нам необходимо пройти для достижения цели(подпис перв букв)

Что поможет открыть способ сложения чисел с разными знаками?

Как складываются отрицательные числа? Приведите примеры.

Как лучше организовать работу, чтобы каждый принял участие в обсуждении?

Сначала индивидуально затем предлагаю работать в группе.

Предлагает воспользоваться дополнительной литературой в том числе учебником.

Задания на карточках и слайде№5

Следит за процессом выполнения задач

Для более прочного усвоения правила учитель предлагает «запоминалку»

Придумайте слова, которые являются синонимами понятий отрицательных и положительных чисел  и наиболее часто используются  в разговорном лексиконе… (примеры:  кредит, школьная столовая, ссуда, ипотека, различные займы,  долг и прибыль).

 

карточка

 А теперь, ВНИМАНИЕ!!!  В каждой из предложенных таблиц зачеркните все пары чисел, модули которых равны.  Затем - буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам узнать, как раньше называли положительные и отрицательные числа.

Вычислите, используя понятия «долг» и «прибыль» слайд7. Осуществите взаимопроверку.

 

 

Вычеркните букву, соответствующую наименьшему натуральному числу. Угадав недостающие три буквы, Вы прочтете фамилию индийского математика и астронома, который  первым изложил правила сложения и вычитания чисел  с разными знаками с помощью терминов «долг» и «имущество». Причем, об ЭТОМ математике мы уже говорили вначале изучения главы!

В чем   должна была проявиться ваша смекалка?

1 "+"добавляют себе те, кто правильно ответил на этот вопрос.

Итак, способ у нас есть. Можем двигаться дальше?

Объясните, как вычислить сумму

1) −9 + 6;

2) 4 + (−4);

3) −8 + 0;

4) 7 + (−1).

На каком этапе мы сейчас находимся?

Выберите из учебника задания, которые помогут проверить, насколько вы усвоили тему урока. Выполните любое из этих заданий.

Управляет учебной деятельностью учащихся, оказывает необходимую помощь.

Учитель представляет таблицы с правильными ответами.

Мы с вами отлично поработали. Что осталось сделать?

Поставьте себе оценку за выполнение контрольного задания в листах индивидуальных достижений и оцените свою работу на уроке.

 Какое домашнее задание вы бы предложили по этой теме?

Знакомит учащихся с содержанием домашнего задания:

Хорошо, предлагаю вам выполнить любое из предложенных заданий. А чтобы ещё потренироваться в сложении чисел с разными знаками, выполните № 895 (2, 3); № 896 (1)

Учащиеся слушают, включаются в урок, взаимодействуют с одноклассниками, с учителем

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листами индивидуальных достижений.

Учащиеся решают примеры устно;

 Устно отвечают на вопросы учителя

Анализируют свою работу, отвечая на вопрос в листах индивидуальных достижений

Отмечают верные высказывания учителя знаком  Λ

Неверные утверждения знаком __;  строят график.

Осуществляют самопроверку по графику, показанному учителем на слайде№4 и оценивание.

Анализируют, отмечают в листах индивидуальных достижений.

С последним заданием.

Я не знаю, как решать такие задания.

−5 – отрицательное число, 1 – положительное число.

Это числа с разными знаками.

сложение

Сложение чисел с разными знаками.

 цели  озвучивают :

 открыть способ сложения чисел с разными знаками.

научиться правильно решать примеры, где есть числа с разными знаками научиться решать.

Спланировать свою работу:

 Совершаем открытие по теме урока, работая в группе.

 Применяем открытие, выполняя различные упражнения. Можно поработать коллективно, в паре или самостоятельно.

Контроль.

 Оцениваем свою работу на уроке. Рефлексия.

Мы знаем, как складывать числа с одинаковыми знаками. Может быть, это пригодится.

Рассказывают правило, приводят примеры.

 Можно поработать в в группе или в паре.

Работают по заданию учителя, пользуясь специальной линейкой (Приложение№3) формулируя аргументированные ответы и выводы.

Выступает представитель группы, знакомя с результатами своей деятельности

- Проанализировав задачи , мы выдвинули гипотезу: для того , чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно  из большего модуля вычесть меньший и поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше. Правильность гипотезы мы проверили по учебнику. Наши выводы верны.

Имущество и долг

стараются осознать правило с помощью «запоминалки»

Ответ: БРАХМАГУПТА.

 В том, что одинаковые числа обозначают одинаковые буквы

Анализируют работу в  листах индивидуальных достижений

да!

Решают, проговаривая, объясняя,как вычислить сумму.

Контроль.

Выбирают задания различного уровня сложности и различной качественной ориентации и выполняют их.

осуществляют самопроверку

Оценить свою работу.

Отмечают достижение целей.

Работают, обсуждают свои достижения в парах.

Оценивают себя и друг друга, листы сдают учителю.

Придумать задания на сложение чисел с разными знаками.

Написать сказку об этих числах.

Изготовить карточки для товарищей.

Можно составить тест или графический диктант по этой теме.

Записывают домашнее задание

 

Складывают числа с разными знаками; прогнозируют результат вычисления

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;

Регулятивные:

Прогнозирование своей деятельности;

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез;

Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации;

Коммуникативные:

Умеют критично относиться к своему мнению;

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости.

учиться определять границы своего знания и незнания, обеспечивает мотивацию учения

Приложение№1

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

       Вариант 1.                                                                         Вариант  2.

1).  Запиши все целые числа, которые больше -5  ,      1).  Запиши все целые числа, которые больше -4,           но меньше 1.                                                                           но меньше 2.

2).  Напиши число, противоположное числу 15.           2).  Напиши число, противоположное числу -11.

3).  Какое число на 5 меньше  числа  -1?                        3).  Какое число на 7 больше  числа  -4?

4).  Напиши число, противоположное числу  -5.           4).  Напиши число, противоположное числу  16.

    5).  Сравни числа:  -10 и 7.                                               5).  Сравни числа:  -3 и 2.

6).  Сравни числа:  0 и -6.                                                 6).  Сравни числа:  -8 и 0.

7).  Сравни числа:  -9 и -7.                                                7).  Сравни числа:  -5 и -8.

8).  Сравни числа:  2 и -20.                                                8).  Сравни числа:  -30 и 3.

9).  Чему равна сумма чисел:  -2 и -7?                             9).  Чему равна сумма чисел:  -5 и -4?

10). Найти сумму чисел:   -9 и 9.                                    10). Найти сумму чисел:  -7 и 7.

11). Найти сумму чисел:   -1 и 0.                                    11). Найти сумму чисел:  -4 и 0

12). Чему равен модуль суммы чисел:  -25 и -15?        12). Чему равен модуль суммы чисел:  -15 и -35?

13). Запиши равенство: модуль числа  а равен 2.         13). Запиши равенство: модуль числа  в равен 5

14). Реши уравнение: модуль числа  х равен 7..           14). Реши уравнение: модуль числа  у равен 4.

15). Реши уравнение: модуль числа  х равен  -3.          15). Реши уравнение: модуль числа  у равен -6.

приложение№2

  1. −9 – целое число
  2. −9 – положительное число
  3. −7,5 – отрицательное число
  4. Числа 11 и −11 – не противоположные
  5. Модуль числа −2/7 равен 2/7
  6. -13 больше -9
  7. 8 больше −15
  8. Выражение −5+1 = −4 неверно

приложение№3

 

8

12

- 1 1/2

  - 1/8

7,8

-12

0

1,5

-7,8

-5

д

а

м

о

р

и

л

п

е

г

 

-8

18

100

0

- 0,1

9,8

- 18

1

2,3

0,1

- 3,2

- 5

1/5

и

к

м

у

р

щ

о

е

с

ь

т

в

о

 

Ответ: имущество и долг.

приложение№4

-12 + 19

Б

-14 + 15

Ц

14 - 17

Р

-1,9 +  0,09

Г

-21,2 + 20,4

А

- 6,7  + 10

У

0 – 9,1

Х

-13  - 12,8

П

-17,8  –  17,8

М

-23 - 3

Т

  1/5 - 1

А

- 1 + 0,2

А

 

приложение№5

Устный счёт:

  А) Найти значение выражения: -6+8=    6+(-6)=    -7+9=    -9+9=    -5+(-3)=    8+(-2)=   -7+4=    -4+(-2)=        

  Б)  Решить уравнение:     7 : Х = 2;     2 : Х = 7;     8 : Х = 3;     3 : Х = 8.

  В)  Когда отцу было 31год, его сыну было 8 лет. Сейчас отец в 2 раза старше сына. Сколько лет сыну?

  Г) Три мальчика собирали орехи. Двое собрали поровну, а третий собрал на 20 орехов больше, чем

       каждый из мальчиков.   Всего они собрали 110 орехов. Сколько орехов собрал каждый мальчик?  

  Д) а)6 + (- 7) ;б) (- 5) + 14;в) (- 1) + 8;г) (- 20) + 13;д) (- 7) + 7;е) 9 + (- 14);ж) (– 8) + 11;з) 17 + (- 9);

и) (- 22) + 22 ;к) 8 + (- 13);л) (- 7) + 9;м) (- 20) + 4 

               



Предварительный просмотр:

Итоговая аттестация  по модулю

«Управление качеством образования по  учебному предмету   в условиях перехода и реализации ФГОС основного общего образования »

Выполнила Наймушина Л.И

Задание 1 (базовый). 

Таблица

Сравнительная характеристика стандартов  первого и второго поколений

Основания для сравнения

ФК ГОС  (2004 г.)

ФГОС ООО (2010 г.)

Задачи моего профессионального развития   по подготовке к переходу на ФГОС второго поколения

Объект стандартизации

требования к предметному содержанию образования

целостная система требований ко всей системе образования страны

Подробное изучение ФГОС

Методология стандарта

обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного. ФК ГОС был призван способствовать сохранению единого образовательного пространства России

концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

последовательно реализуется системно-деятельностный подход

Виды образовательных результатов, на достижение которых направлен стандарт

фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов

(знать; уметь)

Развитие личности на основе деятельности личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),метапредметные (умение учиться),     предметные умения.

(знать; понимать; уметь использовать)

Учиться в месте с учениками

Новым принципам построения урока

Виды образовательных результатов, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации на основной ступени общего образования

контроля успешности освоения содержания основных образовательных программ.

Способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.

 

Система оценки образовательных достижений и ее особенности

Требования к уровню подготовки выпускников;

Содержание предмета(обязательный минимум)

Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:

  1. Личностные
  2. Метопредметные;
  3. Предметные.

Более подробно разобраться в этом вопросе

Требования к условиям реализации образовательного процесса

Реализация обязательного минимума содержания образования

приведение нормативной базы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС (кадровое обесп, учеб- метод, информац, умк  ит.д) Программа воспитания и социализации учащихся(внеур деят)

Повышать свой проф уровень

Кто участвовал в

Отраслевой по характеру

общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина.

Задание 2 (базовый и инновационный).

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение Шатуновская средняя общеобразовательная школа

Рабочая  программа

__________по       МАТЕМАТИКЕ__5 класс____________

___основное   общее       образование,  базовый уровень____

на 2012 – 2013 учебный год

                                                                                                                                  Составитель   Л.И.Наймушина , учитель математики

2012

СОДЕРЖАНИЕ:

                                                                                                                                                                                 стр

Пояснительная записка………………………………………………………………………………..............   5-8      

Тематический план       ………………………………………………………………………………...............   11    

Основное содержание   ………………………………………………………………………………............. 12-14    

Учебно- методическое обеспечение.................................................................................................................    15

Приложение. Календарно-тематическое планирование уроков математики в основной школе -5класс     16                                          

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике...............................    18

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по математике разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  2. Примерной программы по учебным предметам по математике. М.: Просвещение, 2011
  3. Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010
  4. Требованиям примерной образовательной программы образовательного учреждения

Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 5 классе базового уровня.

Программа предполагает использование учебника:

  • для 5  классов «Математика 5»,  авторы  Н.Я. Виленкин и В. И. Жохова. – М.: Мнемозина, 2011 г.

Общая характеристика предмета

Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.

Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
  • систематическое развитие понятия числа;
  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:

  •  Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  •  Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
  • Развивать познавательные способности;
  • Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
  • Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общий курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».

Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит основным элементом для изучения смежных дисциплин.

В после школьной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология и т.д.).

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.

В процессе освоения программного материала школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Формы организации обр.процесса

Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

На изучение математики в 5  классе  МКОУ СОШ  отводится 5 ч в неделю,  170 часов в год. В том числе 14 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу. Уровень обучения – базовый.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 5 КЛАССЕ

В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты 

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления ,пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Учебно-тематический план

№ п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Контрольные работы

Глава 1. Натуральные числа

75

1.

Натуральные числа и шкалы

15

1

2.

Сложение и вычитание натуральных чисел

21

2

3.

Умножение и деление натуральных чисел

27

2

4.

Площади и объемы

12

1

Глава 2. Десятичные дроби

79

5.

Обыкновенные дроби

23

2

6.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

13

1

7.

Умножение и деление десятичных дробей

26

2

8.

Инструменты для вычислений и измерений

17

2

9.

Повторение. Решение задач

16

1

Итого

170

14

                                                                                                          ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Натуральные числа и шкалы (15 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4. Площади и объемы (12 ч). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5.  Обыкновенные дроби (23 ч). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч). Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

9. Повторение. Решение задач (16 ч).

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. ФГОС_ОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.
  2. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2011.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. -  М.: Просвещение, 2011.
  4. Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
  5. Жохов В.И. Контрольные работы по математике.  Пособие. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2011.
  6. Попов М.А. Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я.Виленкина и др. – Экзамен, 2012.
  7. Математика. 5 класс: рабочая программа по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / О.С.Кузнецова, Л.Н. Абознова и др. – Волгоград: Учитель, 2012

Календарно- тематическое планирование уроков математики.

Класс: 5; количество часов в неделю: 5; количество часов всего: 170(1ч-45ч, 2ч-35ч, 3ч-50ч, 4ч-40ч).

Плановых контрольных работ- 14

Тема1. Натуральные числа  и шкалы (15 ч)

Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

урока

Содержание

Кол-во

часов

К/Р

Дата

ПРО

Характеристика деятельности учащихся

(учебно-познавательные, учебно-практические задачи)

Оборудо

вание

1.

1-3

Обозначение натуральных чисел

3

личностные

  Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика .Уважение к личности и ее достоинству. Доброжелательное отношение к окружающим.

Устойчивый познавательный интерес к математике.

Предметные

Описывать свойства натурального ряда.  Читать и записывать натуральные  числа, сравнивать и упорядочивать их. Распознавать отрезок, треугольник на рисунках , в окружающем мире. Обозначать отрезок, треугольник  измерять их длину. Изображать отрезок , треугольник от руки и с помощью чертежных инструментов. Иметь наглядное представление плоскости луча, прямой видеть их различие

Метапредметные

Регулятивные УД

Умение  ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели

Познавательные УД

Проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя, установление причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Коммуникативные УД

принимать и сохранять учебную задачу;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

Демонстрирует готовность к уроку.

Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Обсуждение и выведение определения «натуральное число»; чтение чисел; запись чисел;

Учится формулировать цели деятельности на уроке. Участвует в обсуждении плана урока. Выполняет задания на построение отрезка, измерение его длины. Осуществляет перевод одних единиц измерения в другие. Участвуют в обсуждении своих результатов.

Проектор, Лист самооценки,компьютер интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием),  электронные презентации выполненные в программе Power Point

2.

4-6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

3

3.

7-8

Плоскость. Луч. Прямая.

2

4.

9-11

Шкалы и координаты.

3

5.

12-14

Меньше или больше.

3

6.

15

Контрольная работа  №1

1

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося знаний по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Задание 3 (инновационный). Выполните анализ действующего в настоящее время в вашей школе Положения о рабочей программе учебного предмета с точки зрения внесения в него изменений, связанных с необходимостью разработки рабочих программ, направленных на  достижение  новых образовательных результатов. Какие части этого Положения, на Ваш взгляд, стоит сохранить, какие  изменить (скорректировать), какое новое содержание внести. Свои предложения оформите в виде текстов, которые зафиксируйте в указанной ниже таблице.

                                                                                                                                                                                                                                    Таблица

Предложения по внесению изменений в действующее в ОУ  Положение о РП

Структурные компоненты Положения

Предлагаю сохранить

Предлагаю изменить (скорректировать)

Предлагаю дополнить

Комментарий

Пояснительная записка    

Тематический план       Основное содержание   Учебно- методическое обеспечение

Календарно-тематическое планирование уроков

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по предмету

УМК

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

В соответствии ФГОС

Количество часов сохранено

Изменены требования к стандартам

В соответствии ФГОС

Дополнены планируемые результаты освоения темы

В соответствии с  аттестацией

учеников

В соответствии ФГОС

Задание 4. Используя представленные ниже показатели,  оцените   результаты выполнения вами каждого задания. Результаты самооценки представьте в виде следующей таблицы:

Таблица

Самооценка результатов выполнения заданий итоговой аттестации

Номер задания

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итого

Балл

6

7

                               



Предварительный просмотр:

Итоговая аттестация  по модулю  «Государственная политика в сфере образования»

Выполнила: Наймушина Л.И.

Задание 1 (базовый уровень)

Таблица 1

Изучаем новый закон

Статьи ФЗ

Вопросы

Ответы на вопросы

Ст.3

Каковы основные принципы государственной политики и правового регулирования правовых отношений в  сфере образования?

  •  приоритетность образования;
  • право каждого человека на образование;
  •  гуманистический характер образования;
  • единство образовательного пространства;
  •  светский характер образования;
  •  свобода выбора получения образования;
  •  обеспечение права на образование;
  •  информационная открытость и публичная отчетность; образовательных организаций;
  • демократический характер управления образованием.

Ст.10

- Что включает в себя система образования?

- Каковы уровни общего образования?

федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы ;

  •  организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • государственные органы осуществляющие управление в сфере образования;
  • организации, осуществляющие оценку качества образования;
  • объединения лиц осуществляющие деятельность в сфере образования.

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Ст. 11

- Что обеспечивают ФГОС и ФГТ?

- Какие  требования включают ФГОС?

- Каким образом через ФГОС реализуется право на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ;
  • вариативность содержания образовательных программ;
  • государственные гарантии уровня и качества образования;

  • структуре основных образовательных программ их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

  • В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Ст.12

- Какие виды образовательных программ реализуются в системе образования РФ?

- Какие программы относятся к основным образовательным программам?

- Какие программы относятся  к дополнительным образовательным программам?

- В соответствие с чем разрабатывают образовательные программы  образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию?

  • основным образовательные программы;
  • дополнительные образовательные программы.

  • основные общеобразовательные программы;
  • основные профессиональные образовательные программы.

  •  дополнительные общеобразовательные программы;
  • дополнительные профессиональные программы.

  • разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Ст.13

- Каковы основные требования к реализации образовательных программ?

  • реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • используются различные образовательные технологии;
  • на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов;
  • система зачетных единиц(профессион);

Ст.15

- Каково назначение сетевой формы реализации образовательных программ?

- На основании чего осуществляется сетевая форма реализации образовательных программ?

  • обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

  • на основании договора между организациями.

Ст.16

- Что понимается под электронным обучением?

- Что понимают под дистанционными технологиями?

- Что включает в себя электронная информационно-образовательная среда образовательной организации?

  • Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

  • Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
  •  электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Ст. 17

- В каких формах в РФ может быть получено образование?

- В каких формах может осуществляться  обучение?

Кто определяет формы образования и обучения по основной образовательной? программе

  • в форме семейного образования и самообразования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • в очной, очно-заочной или заочной форме, допускается сочетание различных форм;

  • определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Ст.  18.

- Кто устанавливает нормы  обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями?

- Какие перечни учебников включает в себя федеральный перечень, рекомендованный для учреждений начального, основного, среднего общего образования?

- На основании чего учебники включаются в федеральный перечень?

- Кто определяет порядок формирования федерального перечня учебников, критерии и порядок их экспертизы?

  • Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

  • имеющих государственную аккредитацию, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы ;

  • на основании  экспертизы, экспертного заключения;

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Ст.19

- С какой целью  в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения?

  • участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.

Ст.20

- На что направлена экспериментальная деятельность в сфере образования?

- На что направлена инновационная деятельность в сфере образования?

  • направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов;
  • направлена  на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

 Таблица 2

Изучаем новый закон

Статьи ФЗ

Вопросы

Ответы на вопросы

Ст. 35

-Кто обеспечивает учебниками, учебными пособиями учащихся?

- Кто обеспечивает учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов?

  • осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  • осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Ст. 43

- Обучающиеся обязаны

-Где прописаны дополнительные обязанности обучающихся , не предусмотренные частью 1 данной статьи?

-К кому меры дисциплинарного взыскания не применяются?

  • добросовестно осваивать образовательную программу;
  • выполнять требования устава организации;
  •  заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации;
  • бережно относиться к имуществу организации.
  • устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии);
  • к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Ст. 46

-Лица имеющие право на занятие педагогической деятельностью?

- Кем утверждается номенклатура должностей педагогических работников организаций?

  • имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

  • Правительством Российской Федерации

Ст. 47

-Где прописан режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций?

- Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право?

  • определяется коллективным договором, правилами внутреннего   трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность;

  • предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Ст. 48

- Обязанности педагогических работников?

  • осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию итд;
  • учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья;
  • систематически повышать свой профессиональный уровень;
  • проходить аттестацию;
  • медицинские осмотры;
  •  соблюдать устав образовательной организации.

Ст. 49

-Как часто проводится аттестации педагогических работников?

-Кем устанавливается порядок проведения аттестации педагогических работников?

  • раз в 5пять лет;

  • устанавливается федеральным органом исполнительной власти.

Задание 2 (базовый уровень).

Таблица

Особенности нового порядка аттестации педагогических работников

Основания для сравнения нового порядка аттестации и ранее действующим

Особенности нового порядка аттестации

        

Задачи моего профессионального развития по подготовке к аттестации в условиях нового порядка

-Дополнились задачи по проведению аттестации;

-изменились квалификационные категории;

-изменение сроков аттестации;

-изменены сроки рассмотрения аттестационной комиссией поданного заявления и т.д;

- изменен состав аттестационной комиссии;

-переаттестация пед работников.

  • Знание законов образования;
  • изменения касающиеся моей профессиональной деятельности;
  • повышения уровня квалификации;
  • использование  современных педагогических технологий;
  • повышение  качества  своей пед деятельности;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Задание 3 (базовый уровень). 

Таблица

Особенности аттестации педагогических работников в Алтайском крае

Разделы

Особенности аттестации

Информация, значимая для меня с точки зрения подготовки к предстоящей аттестации

Мои задачи по подготовке к предстоящей  аттестации

Аттестация для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям

Общие положения

Регламентирует порядок аттестации пед работнков,

Порядок оформления аттестационного листа

Хорошо изучить документы об аттестации

Организация

Проводится в 4 этапа, подлинность ксерокопий должна быть заверена печатью образов учреждения, итог подводится по набранным балам

Подать заявление на аттестацию не позднее трех месяцев до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории

Основания и порядок продления действия и учета имеющихся квалификационных категорий

Нет изменений в трудовой деятельности

Аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

Общие положения

На основании законов, писем подтверждающие правомочность в проведении аттестации, поставлены задачи.

Разобраться в тонкостях данной информации

Организация

В данном пункте говорится как проходит аттестация, через сколько, кто освобождается права работодателя

Знать свои права как члена профсоюза

Процедура проведения аттестации на соответствие занимаемой должности

4 этапа проведения аттестации

Знать четко каждый этап

Права работодателя в случае признания работника не соответствующим занимаемой должности

Увольнение работника не прошедшего аттестацию право работодателя, но не обязанность

Задание 4 (базовый уровень) 

Таблица

Анализ содержания  подпрограммы 2 "Развитие  дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"                                           и собственной готовности к ее реализации

Компоненты подпрограммы

Информация, значимая для меня с точки зрения понимания процессов, идущих в системе  образования, и перспектив развития  системы образования

Что я уже готов делать  для реализации   государственной программы

Что я не готов делать  для реализации   государственной программы

Задачи моего профессионального развития, направленные на расширение  моих возможностей  реализовывать  государственную  программу

Характеристика сферы реализации подпрограммы

Все значимые действия не для сельской местности

Не заполнять

Приоритеты государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей

О каком равенстве идет речь? изменения преподавания математики

Не заполнять

 Сроки и этапы реализации подпрограммы

1этап 2013-2015

2этап 2016-2018

3этап 2019-2020г.

Не заполнять

Характеристика основных мероприятий подпрограммы 2

Основное  мероприятие 2.1  "Развитие  дошкольного  образования"

Принятие проекта

Не заполнять

Основное мероприятие 2.2 "Развитие  общего образования"

поддержка инноваций и инициатив образовательных организаций создание системы учета обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;

механизмы предоставления дополнительных образовательных ресурсов для детей из семей с низким социально-экономическим и культурным капиталом, отстающих учащихся;

участвовать в дискуссиях, педсоветах по изучению

государственной программы

Изучать новые законы

Основное мероприятие 2.3 "Развитие  сферы  неформального образования и социализации детей"

Охват  учеников доп образованием находящихся в трудной жизненной ситуации

Четкое понимание данного вопроса

Основное  мероприятие 2.4  "Выявление  и  поддержка  одаренных детей и молодежи"

развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов; развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных организаций; развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров;развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний; формирование условий для профессиональной самореализации молодежи.

Оказать посильную помощь в реализации программы

-

Внести свои предложения, изменения в школьную подпрограмму по данному вопросу

Основное  мероприятие 2.5  "Реализация  моделей  получения качественного  дошкольного,  общего  и  дополнительного  образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья"

Продолжается работа с детьми инвалидами на дому с помощью электронных носителей;

детям-инвалидам будут предоставлены возможности освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного или инклюзивного образования

Есть опыт работы с такими детьми

Овладеть компьютером с точки зрения современных технологий

Основное мероприятие 2.6 "Развитие физической культуры и спорта

в образовательных организациях дошкольного, общего и дополнительного

образования  детей"

реализации данного  мероприятия предполагает увеличить численность обучающихся и студентов в возрасте 5 - 25 лет, регулярно занимающихся в спортивных секциях, клубах и иных объединениях спортивной направленности, рост охвата обучающихся программами формирования здорового образа жизни.

Агитировать учащихся на участие в проекте

Найти время для занятия спортом

Основное мероприятие 2.7 "Развитие кадрового потенциала системы

дошкольного, общего и дополнительного образования детей"

поддержка инициатив "снизу";стимулирования творческой активности педагогов, создания условий для выявления и обмена лучшими практиками

Повышать свой проф уровень

Основное мероприятие 2.8  "Развитие инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей"

Будет продолжена работа по разработке и внедрению эффективных проектов строительства и реконструкции школьных зданий;

Основное  мероприятие 2.9  "Социальные гарантии  работникам образования"

будет обеспечиваться финансовое обеспечение социальных гарантий для работников образовательных организаций.

Задание 5 (базовый и инновационный уровень). план собственного профессионального развития на три года:

  • изучить  новые законы, приказы, программы касающиеся образования в целом;
  • посетить курсы по ФГОС;
  • разобраться  в вопросах которые возникнут при изучении данных тем;
  • посещать уроки в младшем звене;
  • применять новые методы для  разработки уроков по математике.

Задание 6. Используя представленные ниже показатели,  оцените   результаты выполнения вами каждого из задания. Результаты самооценки представьте в виде следующей таблицы:

Таблица

        Самооценка результатов выполнения заданий итоговой аттестации        

Номер задания

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Итого

Балл

4

3

3

2

1

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы повышения квалификации по ФГОСам

Обновление и содержание русского языка и литературы при переходе на ФГОСы...

Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации "Теория и практика русского языка и литературы в средней школе"

Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации на районном уровне...

В рамках курсов повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя».Практическая работа №2 Ненашкина С.И.

Данный учебно-методический материал содержит технологическую карту урока  по теме: "Экспериментальная проверка закона ДЖоуля-Ленца",  8 класс...