Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Барановская Ольга Петровна

Рабочая программа по географии для 5-9 классов. Линия учебников В.В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_fgos_2016g.doc683 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГНИЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Рассмотрена»

на заседании ШМО учителей-предметников основной школы

Протокол №_______

от «___» ______________    2016 г Руководитель:

__________ /Суслова Н.Г. /

                           

«Согласована»

 Заместитель

директора по УВР

 

___________/Даренских Л.В./

                            

 

 «___» ___________2016 г

«Утверждена»

Приказ №______

от «___» ___________2016 г

Директор школы

 

 ___________/Румянцева Т.Ф./

                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»

для 5-9 классов

на 2016-2020 гг.

 

 

                                                                                           

                                                                                                 

 

                     Составитель программы:

Барановская Ольга Петровна

I квалификационная категория

 

  

 

С.ГНИЛОЕ

2016 г.


2. Пояснительная записка

     Рабочая программа предмета «География»        составлена на основе: 

  •   Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 12.2012 г.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 об утверждении Федерального  Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования

  • Фундаментального ядра содержания общего образования
  • Основной образовательной программы ООО образовательного учреждения
  • Примерной основной образовательной программы ООО (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15)
  • Авторской программы основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.  
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
  • Федерального перечня  учебников, рекомендованного (допущенного) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

     Основные цели изучения географии в школе:

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет формировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

Общая характеристика учебного предмета

     География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Место предмета в базисном учебном плане

     Программа линии УМК издательского центра «Дрофа» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 272, из них по 34 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 68 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

     Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир» в начальной школе. При разработке курса была учтена сформированность у учащихся некоторых базовых понятий и умений.

   

Реализуемый УМК

  1. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс:  учебник. -  М.: Дрофа, 2016 год.
  2. В. И. Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс: рабочая тетрадь. -   М.: Дрофа, 2016 год.
  3. Н. П. Петрушина. Рабочая программа по географии. 5 класс. – М.: ВАКО, 2013 год.
  4. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии. 5 класс. - М.: ВАКО, 2016 год.
  5. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс: учебник. -  М.: Дрофа, 2014 год.
  6. Т. А. Карташева, С.В. Курчина. География. Начальный курс. 6 класс: рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2016 год.
  7. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв. 7 класс: учебник. -  М.: Дрофа, 2014 год.
  8. А. М. Зотова. Рабочая программа по географии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2016 год.
  9. И. И. Баринова. География России. Природа. 8 класс: учебник. -  М.: Дрофа, 2014 год.
  10. В. П. Дронов, В. Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс:  учебник. -  М.: Дрофа, 2015 год.
  11. В. И. Сиротин. Рабочая тетрадь по географии. 7 – 9 классы. - М.: Дрофа, 2016 год.
  12. Географический атлас. 5 – 9 классы. - М.: Дрофа, 2016 год.
  13. Авторской программы основного общего образования по географии 8-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.  

3. Планируемые предметные результаты

освоения содержания учебного предмета «География»

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);
  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

4. Содержание учебного предмета

     Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

     География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.

     Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

     Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Развитие географических знаний о Земле

     Введение. Что изучает география.

     Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

     География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

     Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

     Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

     Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия

     Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Изображение земной поверхности

     Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофотоснимки и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Природа Земли

     Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

    Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения.. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.

     Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

    Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

     Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.

Человечество на Земле

     Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.

Освоение Земли человеком

     Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).

     Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).

     Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский.

А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).

     Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).

Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.

Главные закономерности природы Земли

     Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.

     Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).

     Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

     Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.

Характеристика материков Земли

     Южные материки. Особенности южных материков Земли.

     Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.

     Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций,  современный район добычи нефти и газа).

     Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).

     Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).

     Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).

     Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.

     Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).

     Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).

     Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).

     Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.

     Северные материки. Особенности северных материков Земли.

     Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека.  Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

     Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.

     Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.

     Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).

     Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).

     Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).

    Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).

     Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).

     Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).

     Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).

     Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).

     Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).

Взаимодействие природы и общества

     Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

Территория России на карте мира

     Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

Общая характеристика природы России

     Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

     Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение велечин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

     Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.

     Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

     Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

Природно-территориальные комплексы России

     Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.

     Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).

     Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).

     Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).

     Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

     Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.

     Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).

     Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).

     Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).

     Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).

     Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.

     Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.

     Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).

     Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

     Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).

     Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).

     Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).

     Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).

     Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).

Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Население России

     Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды.    Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России.          Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация.

География своей местности

     Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.

Хозяйство России

     Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

     Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.

Хозяйство своей местности

     Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.

Районы России

     Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы.

     Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства.      География важнейших отраслей хозяйства.

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.

     Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

     Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

     Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

     Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

     Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.

     Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

     Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

     Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

     Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

     Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.

     Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

     Азиатская часть России.

     Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

     Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.

     Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

     Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.

     Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

Россия в мире

     Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.

Примерные темы практических работ

  • Работа с картой «Имена на карте».
  • Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
  • Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.
  • Определение координат географических объектов по карте.
  • Определение положения объектов относительно друг друга:
  • Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.
  • Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.
  • Определение азимута.
  • Ориентирование на местности.
  • Составление плана местности.
  • Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.
  • Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
  • Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.
  • Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.
  • Описание объектов гидрографии.
  • Ведение дневника погоды.
  • Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).
  • Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.
  • Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.
  • Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.
  • Изучение природных комплексов своей местности.
  • Описание основных компонентов природы океанов Земли.
  • Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.
  • Описание основных компонентов природы материков Земли.
  • Описание природных зон Земли.
  • Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.
  • Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.
  • Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
  • Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.
  • Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
  • Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.
  • Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.
  • Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.
  • Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.
  • Описание элементов рельефа России.
  • Построение профиля своей местности.
  • Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.
  • Описание объектов гидрографии России.
  • Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.
  • Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
  • Описание характеристики климата своего региона.
  • Составление прогноза погоды на основе различных        источников информации.
  • Описание основных компонентов природы России.
  • Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.
  • Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.
  • Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.
  • Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России.
  • Определение особенностей размещения крупных народов России.
  • Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.
  • Чтение и анализ половозрастных пирамид.
  • Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.
  • Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.
  • Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.
  • Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
  • Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.
  • Описание основных компонентов природы своей местности.
  • Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.
  • Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.
  • Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.
  • Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.
  • Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.
  • Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.

5. Календарно-тематическое планирование

5 класс

Количество часов: всего 35 часов, 1 час в неделю

Обобщающих уроков: 3 часа

Контрольное тестирование: 2 часа

Практических работ: 4 часа

№ п/п

урока

Наименование разделов и тем уроков

Количест

во часов

Дата

Приме

чание

По плану

Факти

чески

Раздел № 1. Что изучает география

4

1

Мир, в котором мы живём

1

2

Науки о природе

1

3

География – наука о Земле

1

4

Методы географических исследований

1

Раздел №2. Как люди открывали Землю

5

5

Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа № 1 «Географические открытия древности и Средневековья»

1

6

Важнейшие географические открытия

1

7

Открытия русских путешественников

1

8

Открытие русских путешественников. Практическая работа № 2 «Важнейшие географические открытия»

1

9

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

1

Раздел № 3. Земля во Вселенной

9

10

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

11

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

12

Соседи Солнца

1

13

Планеты-гиганты и маленький Плутон

1

14

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

15

Мир звёзд

1

16

Уникальная планета – Земля

1

17

Современные исследования космоса

1

18

Контрольное тестирование № 1 по разделу «Земля во Вселенной»

1

Раздел № 4. Виды изображений поверхности Земли

5

19

Стороны горизонта

1

20

Ориентирование. Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу»

1

21

План местности и географическая карта

1

22

Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»

1

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

Раздел № 5. Природа Земли

12

24

Как возникла Земля

1

25

Внутреннее строение Земли

1

26

Землетрясения и вулканы

1

27

Путешествие по материкам

1

28

Вода на Земле

1

29

Воздушная одежда Земли

1

30

Живая оболочка Земли

1

31

Почва – особое природное тело

1

32

Человек и природа

1

33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

1

34

Контрольное тестирование № 2 по курсу «География 5 класс»

1

35

Повторение по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

6 класс

Количество часов: всего 35 часов, 1 час в неделю                       

Обобщающих уроков: 1 час

Контрольное тестирование: 2 часа                                                        

Практических работ: 9 часов

№ п/п

урока

Наименование разделов и тем уроков

Количест

во

часов

Дата

Приме

чание

По плану

Факти

чески

Введение

1

1

Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы

1

Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли

12

План местности

5

2

Понятие о плане местности. Масштаб

1

3

Практическая работа № 1 «Изображение здания школы в масштабе»

1

4

Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа № 2 «Ориентирование на местности»

1

5

Изображение на плане неровностей земной поверхности

1

6

Составление простейших планов местности. Практическая работа № 3 «Составление плана местности»

1

Географическая карта

7

7

Форма и размеры Земли. Географическая карта

1

8

Градусная сеть на глобусе и картах

1

9

Географическая широта

1

10

Географическая долгота. Географические координаты

1

11

Практическая работа № 4 «Определение географических координат по глобусу и карте»

1

12

Изображение на физических картах высот и глубин

1

13

Контрольное тестирование по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки

20

Литосфера

5

14

Земля и её внутреннее строение

1

15

Движение земной коры. Вулканизм

1

16

Рельеф суши. Горы

1

17

Равнины суши. Практическая работа № 5 «Определение по карте географического положения гор и равнин»

1

18

Рельеф дна Мирового океана

1

Гидросфера

6

19

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана

1

20

Движение воды в океане

1

21

Подземные воды

1

22

Реки. Практическая работа № 6 «Определение географического положения одной из крупнейших рек мира»

1

23

Озёра

1

24

Ледники

1

Атмосфера

6

25

Атмосфера: строение, значение, изучение

1

26

Температура воздуха. Практическая работа № 7 «Построение графика хода температуры воздуха»

1

27

Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа № 8 «Построение розы ветров»

1

28

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки

1

29

Погода и климат

1

30

Причины, влияющие на климат

1

Биосфера. Географическая оболочка

3

31

Разнообразие и распространение организмов на Земле

1

32

Природный комплекс. Практическая работа № 9 «Описание природного комплекса своей местности»

1

33

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

1

Раздел 3. Население Земли

2

34

Население Земли

1

35

Итоговое контрольное тестирование по курсу «География 6 класс»

1

7 класс

Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа;

Обобщающих уроков - 1;

Контрольное тестирование - 3;

Практических работ - 13

№ п/п

 

Название разделов и тем уроков

Коли

чество

ество

часов часов

Дата

Приме чание

часов

План

Факт.

Введение

3

1

Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»

1

2

Как люди открывали и изучали мир

1

3

Методы географических исследований и источники географической информации. Практическая работа № 1 «Работа с источниками географической информации»

1

Раздел 1. Главные особенности природы Земли

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли

10

2

4

Литосфера.

1

5

Рельеф Земли

1

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли

2

6

Климатообразующие факторы

1

7

Климатические пояса Земли

1

Тема 3. Гидросфера

2

8

Мировой океан – основная часть гидросферы. Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений, влияющих на климат побережий»

1

9

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

1

Тема 4. Географическая оболочка

4

10

Строение и свойства географической оболочки. Практическая работа № 3 «Анализ схем круговорота веществ и энергии»

1

11

Природные комплексы суши и океана

1

12

Географическая зональность. Практическая работа № 4 «Анализ схем высотной поясности различных горных систем»

1

13

Обобщение знаний по     разделу     «Главные особенности природы Земли»  

1

Раздел 2. Население Земли

3

14

Численность населения и размещение людей на Земле. Практическая работа № 5 «Анализ изменения численности и плотности населения Земли»

1

15

Народы и религии мира. Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира, однонациональных и многонациональных стран»

1

16

Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население. Практическая работа № 7 «Характеристика функций городов, разных типов сельских поселений»

1

Раздел 3. Океаны и материки

Тема 5. Океаны

52

3

17

Тихий океан. Индийский океан

1

18

Атлантический океан

1

19

Северный Ледовитый океан

1

Тема 6. Южные материки

25

20

Общие  особенности  природы южных материков

1

Тема 7. Африка

10

21

Географическое положение. Исследования Африки. Практическая      работа     № 8 «Определение географических      координат      крайних      точек, протяжённости материка с севера на юг в градусах и километрах»

1

22

Рельеф и полезные ископаемые Африки. Практическая    работа   № 9 «Обозначение    на контурной    карте    крупных    форм    рельефа, месторождений полезных ископаемых, речных систем и озёр»

1

23

Климат. Практическая работа № 10

«Описание     климата     территории.     Работа     с климатограммами»

1

24

Внутренние воды

1

25

Природные зоны

1

26

Влияние человека на природу

1

27

Население. Страны Северной Африки

1

28

Страны Западной и Центральной Африки

1

29

Страны Восточной Африки

1

30

Страны Южной Африки. Практическая работа № 11 «Описание географического положения, природных условий, населения и хозяйства одной из африканских стран»

1

Тема 8. Австралия и Океания

5

31

Географическое   положение Австралии.   История   открытия. Рельеф    и    полезные    ископаемые.    Практическая работа № 12 «Сравнение географического положения Австралии и Южной Африки»

1

32

Климат Австралии. Внутренние воды

1

33

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира

1

34

Австралийский Союз

1

35

Океания. Природа, население и страны

1

Тема 9. Южная Америка

7

36

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Практическая работа № 13 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки»

Практическая работа № 14 «Определение      черт      сходства     и      различий географического   положения   Африки   и   Южной Америки».

1

37

Рельеф и полезные ископаемые материка

1

38

Климат. Внутренние воды.  Практическая работа № 14 «Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки, определение черт сходства и различий»

1

39

Природные зоны. Практическая работа № 15 «Описание одной из природных зон материка»

1

40

Население и политическая карта

1

41

Страны Востока материка. Бразилия. Аргентина

1

42

Андские страны

1

Тема 10. Антарктида

2

43

Географическое        положение.        Открытие        и исследование Антарктиды. Природа. Практическая работа № 16 «Сравнение природы Арктики и Антарктики»

1

44

Контрольное   тестирование № 1 по   теме   «Южные материки»

1

Тема 11. Северные материки

24

45

Общие особенности природы северных материков

1

Тема 12. Северная Америка

7

46

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Практическая работа № 17 «Характеристика географического положения материка»

1

47

Рельеф и полезные ископаемые

1

48

Климат. Внутренние воды.  Практическая работа № 18

«Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе»

1

49

Природные зоны. Изменение природы человеком. Население

1

50

Население и политическая карта. Канада

1

51

Соединённые Штаты Америки

1

52

Средняя Америка. Мексика. Практическая работа № 19 «Составление маршрута возможного путешествия по странам континента, оформление картосхемы маршрута»

1

Тема 13. Евразия

16

53

Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Практическая работа № 20 «Характеристика      географического положения материка»

1

54

Особенности рельефа, его развитие. Практическая работа № 21 «Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа Евразии, обозначение их на контурной карте»

1

55

Климат. Внутренние воды. Практическая работа № 22 «Сравнение климата Евразии и Северной Америки, определение типа климата Евразии по климатограммам»

1

56

Природные зоны. Практическая работа № 23 «Сравнение природных зон по 40-й параллели, расположенных в Евразии и Северной Америке»

1

57

Население и политическая карта. Практическая работа

№ 24 «Обозначение на контурной карте стран Евразии, наибольших по площади и численности населения»

1

58

Страны Северной Европы

1

59

Страны Западной Европы. Великобритания

1

60

Франция. Германия

1

61

Страны Восточной Европы

1

62

Страны Южной Европы. Италия. Практическая работа

№ 25 «Комплексная характеристика одной из стран Южной Европы»

1

63

Страны Юго-Западной Азии

1

64

Страны Центральной Азии

1

65

Страны Восточной Азии. Китай. Япония

1

66

Страны Южной Азии. Индия

1

67

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Практическая работа № 26 «Сравнение двух стран Зарубежной Азии».

1

68

Контрольное   тестирование  № 2 по   теме   «Северные материки»

1

Раздел 4. Земля– наш дом

2

69

Закономерности географической оболочки. Взаимодействие природы и общества

1

70

Итоговое контрольное тестирование по курсу «География 7 класс»

1

8 класс

Количество часов: всего 70, в неделю 2 часа

Контрольное тестирование – 3;

Обобщающих уроков – 2;

Практических работ – 9

п/п

уро

ка

Название разделов и тем

Коли

чество

часов

Дата

Приме-

чание

По

плану

Факти

чески

1

Введение. Что изучает физическая география России

1

Раздел 1. Наша Родина на карте мира

6

2

Географическое положение России.

Практическая работа № 1 «Определение по физической карте географических координат крайних точек, границ Российской Федерации, нанесение их на контурную карту»

1

3

Практическая работа № 2 «Административно-территориальное устройство России»

1

4

Моря, омывающие берега России

1

5

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа № 3 «Определение поясного времени на территории России»

1

6

Как осваивали и изучали территорию России

1

7

Контрольное тестирование № 1 по разделу «Наша Родина на карте мира»

1

Раздел 2. Особенности природы и природные ресурсы России

21

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

5

8

Особенности рельефа России

1

9

Геологическое строение территории России

1

10

Минеральные ресурсы России

1

11

Развитие форм рельефа

1

12

Практическая работа № 4 «Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых»

1

Тема 2. Климат и климатические ресурсы России

5

13

От чего зависит климат нашей страны

1

14

Распределение тепла и влаги на территории России

1

15

Практическая работа № 5 «Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных географических объектов»

1

16

Разнообразие климата России.

Практическая работа № 6 «Определение состояния погоды по синоптической карте»

1

17

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

1

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

4

18

Разнообразие внутренних вод России. Реки

1

19

Практическая работа № 7 «Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования»

1

20

Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

1

21

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека

1

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

3

22

Образование почв и их разнообразие

1

23

Закономерности распространения почв.

1

24

Почвенные ресурсы России

1

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

4

25

Растительный и животный мир России

1

26

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

1

27

Природно-ресурсный потенциал России

1

28

Обобщающий урок по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

1

Раздел 3. Природные комплексы России

24

Тема 6. Природное районирование

6

29

Разнообразие природных комплексов России

1

30

Моря как крупные природные комплексы

1

31

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

1

32

Разнообразие лесов России

1

33

Безлесные зоны на юге России

1

34

Высотная поясность.

Практическая работа № 8 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»

1

Тема 7. Природа регионов России

18

35

Восточно-Европейская (Русская) равнина

1

36

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины

1

37

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования

1

38

Кавказ – самые высокие горы России. Особенности природы высокогорий

1

39

Природные комплексы Северного Кавказа

1

40

Урал – «каменный пояс земли Русской». Природные ресурсы Урала

1

41

Своеобразие природы Урала

1

42

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

1

43

Западно-Сибирская равнина: особенности природы. Природные зоны Западно-Сибирской равнины

1

44

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения

1

45

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Климат Восточной Сибири

1

46

Природные районы Восточной Сибири

1

47

Жемчужина Сибири – Байкал

1

48

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

1

49

Дальний Восток – край контрастов

1

50

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

1

51

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

52

Контрольное тестирование № 2 по разделу «Природные комплексы России»

1

Раздел 4. Человек и природа

7

53

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

54

Воздействие человека на природу

1

55

Рациональное природопользование

1

56

Россия на экологической карте мира

1

57

Экология и здоровье человека

1

58

География для природы и общества

1

59

Итоговое контрольное тестирование по курсу «География 8 класс»

1

Раздел 5. География Курской области

6

60

Географическое положение Курской области.

Практическая работа № 9 «Определение по картам географического положения территории Курской области»

1

61

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Курской области

1

62

Климат и внутренние воды Курской области

1

63

Почвы, растительный и животный мир области

1

64

Экологические проблемы. Охрана природы

1

65

Обобщающий урок по теме «Природа Курской области»

1

Повторение

5

66

Повторение темы «Наша Родина на карте мира»

1

67

Повторение темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

1

68

Повторение темы «Климатические и водные ресурсы»

1

69

Повторение темы «Почвенные и биологические ресурсы»

1

70

Повторение темы «Природа регионов России»

1

9 класс

Количество часов: всего 68, в неделю 2 часа;

Обобщающих уроков – 2;

Контрольное тестирование – 2;

Практических работ – 14;

п/п

уро

ка

Наименование разделов и тем уроков

Коли

чест

во

часов

Дата

Приме-

чание

По

плану

Факти

чески

Раздел 1. Общая часть курса

11

Тема 1. Место России в мире

3

1

Введение. Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ. Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте административных единиц России»

1

2

Географическое положение и границы России. Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России

1

3

Государственная территория России. Практическая работа № 2 «Определение особенностей ЭГП России»

1

Теме 2. Население России

5

4

Исторические особенности заселения и освоения территории России

1

5

Численность и естественный прирост населения России. Национальный состав

1

6

Национальный состав населения России

1

7

Миграции населения

1

8

Городское и сельское население. Расселение населения.

Практическая работа № 3 «Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своего региона»

1

Теме 3. Географические особенности экономики России

3

9

География основных типов экономики на территории России

1

10

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

1

11

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

1

Теме 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

23

12

Научный комплекс

1

13

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

1

14

Факторы размещения машиностроения

1

15

География машиностроения.

Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоёмкого и металлоемкого машиностроения»

1

16

Роль, значение и проблемы ТЭК

1

17

Топливная промышленность

1

18

Электроэнергетика

1

19

Практическая работа № 5 «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов»

1

20

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов

1

21

Металлургический комплекс

1

22

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия

1

23

Цветная металлургия.

Практическая работа № 6 «Составление характеристика одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам»

1

24

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

1

25

Факторы размещения предприятий химической промышленности.

1

26

Лесная промышленность

1

27

Состав и значение Агропромышленного комплекса

1

28

Земледелие и животноводство.

Практическая работа № 7 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

1

29

Пищевая и лёгкая промышленность.

1

30

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта

1

31

Железнодорожный и автомобильный транспорт

1

32

Водный и другие виды транспорта

1

33

Связь. Сфера обслуживания

1

34

Контрольное тестирование № 1 по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России»

1

Раздел 2. Регионы России

19

35

Районирование России.

1

36

Общая характеристика Европейской части России. Центральная Россия. Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы

1

37

Население и главные черты хозяйства

1

38

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

1

39

Географические особенности областей Центрального района.

Волго–Вятский и Центрально–Чернозёмный районы

1

40

Северо – Западный район.

Практическая работа № 8 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга»

1

41

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население

1

42

Хозяйство Европейского Севера

1

43

Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население

1

44

Хозяйство района.

1

45

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население

1

46

Хозяйство района. Практическая работа № 9 «Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья»

1

47

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

1

48

Население и хозяйство района.

Практическая работа № 10 «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем»

1

49

Общая характеристика Азиатской части России. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

1

50

Западная Сибирь.

Практическая работа № 11 «Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского (или Кузнецко-Алтайского)  района для жизни и быта человека»

1

51

Восточная Сибирь.

Практическая работа № 12 «Составление характеристики одного из  ТПК Восточной Сибири»

1

52

Дальний Восток.

1

53

Обобщающий урок по разделу  «Регионы России»

1

Тема 5. География Курской области

6

54

Особенности ЭГП Курской области

Практическая работа № 13 «Определение по картам экономико-географического положения Курской области»

1

55

Природные условия и ресурсы области. Население.

Практическая работа № 14 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области»

1

56

Особенности хозяйства. Промышленность области

1

57

АПК области. Особенности транспорта

1

58

Социально – экономические проблемы региона

1

59

Обобщающий урок по теме «География Курской области»

1

Раздел 4. Россия и мир

11

60

Место России среди стран мира

1

61

Страны нового зарубежья. Белоруссия и страны Балтии

1

62

Закавказье и Азиатский Юго-Восток.

Место России в экономике стран СНГ и Балтии

1

63

Итоговое контрольное тестирование по курсу «География России 9 класс»

1

Повторение

5

64

Повторение по теме «Место России в мире»

1

65

Повторение по теме «Население России»

1

66

Повторение по теме  «Важнейшие межотраслевые комплексы России»

1

67

Повторение  по теме «Западный макрорегион»

1

68

Повторение  по теме «Восточный макрорегион»

1

5 класс

Итоговое контрольное тестирование по курсу «География 5 класс»

1. «География» в переводе с греческого означает

а) «природа»;     б) «смешивание»;     в) «землеописание»;     г) «наука о жизни»

2. Кто из путешественников открыл Америку?

а) Дж. Кук;     б) М. Поло;     в) Х. Колумб;     г) Васко да Гама

3. Кто из путешественников совершил первое кругосветное путешествие?

а) Х. Колумб;     б) Дж. Кук;   в) Ф. Магеллан;     г) Васко да Гама

4. Гигантское скопление звёзд называется

а) созвездием;     б) Солнечной системой;     в) метеором;     г) галактикой

5. Какая из перечисленных планет не относится к земной группе?

а) Марс;     б) Юпитер;    в) Венера;    г) Меркурий

6. Расставьте параллели в порядке убывания их длины

а) 100;     б) 600;     в) 400;     г) экватор

7. В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится позади вас?

а) на север;     б) на юг;     в) на запад;     г) на восток

8. Самый верхний слой Земли называется

а) ядром;     б) мантией;     в) земной корой;   г) лавой

9. На территории какого материка расположено самое глубокое озеро мира?

а) Евразия;     б) Африка;     в) Южная Америка;     г) Австралия

10. Какой из материков самый холодный?

а) Евразия;     б)Африка;     в) Южная Америка;     г) Антарктида

11. Какой из океанов самый большой?

а) Индийский;     б) Атлантический;     в) Северный Ледовитый;     г) Тихий

12. Биосфера – это оболочка распространения

а) только человека;  б) только животных;   в) только растений;   г) всех живых организмов

13. На каком материке расположено наше государство?

а) Евразия;     б) Африка;     в) Южная Америка;     г) Австралия

 

     

6 класс

Контрольное тестирование

по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1. Экспедиция под руководством какого португальского мореплавателя, обогнув Африку, открыла новый путь в Индию?

А) М. Поло;     Б) Ф. Магеллана;     В) В. да Гамы;     Г) Х. Колумба

2. За какой период Земля совершает один оборот вокруг Солнца?

А) за одни сутки;   Б) за 365 дней 6 ч 9 мин;     В) за 30 дней;     Г) за 90 дней

3. Укажите верное утверждение.

А) Луна – единственный спутник Земли, находящийся на расстоянии 384400 км;

Б) Поверхность Луны покрыта морями и ледниками;

В) Луна излучает собственный свет;

Г) Притяжение Луны вызывает на Земле землетрясения

4.  Какой масштаб является более крупным?

А) 1:100000;     Б) 1:10000;     В) 1:1000;     Г) 1:100

5. Какому расстоянию на местности соответствует отрезок длиной 3 см на плане с масштабом 1:5000?  

А) 15 м;     Б) 150 м;     В) 1500 м;     Г) 15000 м

6. Укажите верное утверждение.

А) Полярная звезда всегда находится над южной стороной горизонта;

Б) Полуденная тень от предметов направлена на юг;

В) Если стать лицом к северу, то запад будет справа, восток – слева;

Г) Азимут – это угол между направлением на предмет и на север, отчитываемый по часовой стрелке.

7. Какой азимут соответствует направлению на север?

А) 3600;     Б) 2700;     В) 1800;     Г) 900

8. Какой бывает географическая долгота?

А) Западной и северной;     Б) северной и южной;    

В) западной и восточной;    Г) восточной и южной

9. Как называется линия на карте, показывающая направление запад – восток?

А) меридиан;     Б) параллель;     В) экватор;     Г) тропик

10. Как одним словом можно назвать все неровности земной поверхности?

А) овраги;     Б) горы;    В) холмы;     Г) рельеф

Итоговый контрольное тестирование по курсу «География 6 класс»

1. Овраги образуются благодаря деятельности:

а) ветра;     б) ледника;     в) воды;     г) все перечисленные ответы верны.

2. В каком океане расположены Гавайские острова?

а) в Атлантическом;     б) в Тихом;     в) в Северном Ледовитом;     г) в Индийском.

3. Как может изменяться географическая широта точки?

а) от 0 до 450;     б) от 0 до 900;     в) от 900 до 1800;     г) от 1800 до 3600.

4) Какому направлению стороны горизонта соответствует азимут 180?

а) северному;     б) южному;     в) западному;     г) восточному.

5. Какое из морей относится к бассейну Атлантического океана?

а) Средиземное;     б) Красное;     в) Аравийское;     г) Карское

6. Как называются участки суши, глубоко вдающиеся в океан?

а) острова;     б) полуострова;     в) материки;     г) айсберги.

7. Солёность воды в океане зависит от:

а) количества атмосферных осадков;     б) величины испарения;

в) количества впадающих рек;     г) все перечисленные ответы верны.

8. Какие ветры меняют направление 2 раза в год?

а) муссоны;     б) бризы;     в) западные;     пассаты.

9. С помощью какого прибора можно определить направление ветра?

а) барометра;     б) флюгера;     в) термометра;     г) эхолота.

10. Оболочка Земли, в которой развивается жизнь, называется:

а) биосфера;     б) атмосфера;     в) гидросфера;     г) литосфера.

11. Самая большая численность населения характерна для:

а) Индии;     б) России;     в) Китая;     г) США.

12. Какой расы не существует?

а) европеоидной;     б) негроидной;     в) монголоидной;     г) арабской.

13. Какое место занимает Россия среди стран мира по численности населения:

а) 1;     б) 2;     в) 3;     г) 9.

14. Какое государство занимает целый материк?

15. Укажите три самых крупных по площади территории государства мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...