Животный мир степи
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Брынина Ирина Витальевна

Это открытый урок по географии для  7 класса по специальной (коррекционной) программе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnyy_mir_stepi.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комьянская школа»

Открытый урок по теме

«Животный мир степной зоны»

география

 7класс

по адаптированной программе

 для детей с умственной отсталостью

                                                                           

                                                                              Разработала: Брынина Ирина Витальевна

д. Хорошево

2016г.

                                                        

Тема:                «Животный мир степной зоны»

Цель:         Образовательная

  • Способствовать формированию у обучающихся с ОВЗ представления о животном мире степей, показать приспособленность животных к местным условиям, их пользу для человека посредством ИКТ;

                Коррекционно-развивающая

  • Способствовать развитию словесно-логического мышления через составление рассказа о животных степей;
  • Способствовать развитию творческого мышления через использования проблемных ситуаций на уроке;(умению наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки)
  • Способствовать развитию памяти, посредством повторения ранее изученного;
  • Способствовать обогащению словарного запаса.

                Воспитательная

  • Способствовать развитию интереса к географии;
  • Способствовать воспитанию любви к природе.

Задачи:

  1. Развивать представления о животном мире степей.
  2. Показать приспособленность животных к природным условиям степей, их пользу для человека.
  3. Развивать умение работать с картой, самостоятельно выполнять задания на карточках.
  4. Прививать бережное отношение к природе.

Ход урока

  1. Организационный момент

 

Добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече.


Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Только лишь оценку «пять»!

          Пожелаю вам удачи,

          За работу, в добрый час.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать природные зоны России.

 -Какую природную зону мы изучали на предыдущем уроке?   О ней идет речь в стихотворных строчках И. Никитина:

                На все стороны путь:

                Ни лесочка, ни гор!

                Необъятная гладь!

                Неоглядный простор!

                                                                             (степь)

- Какие слова свидетельствуют о том, что здесь говорится о степи?

 - Покажите зону степей  на карте.

 - Каким цветом она обозначена на карте?

  1. Актуализация знаний.  Повторение изученного материала.

(Работа на карточках)

Задание 1

Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

п/п

Особенности природных условий степи

Ответ

1

Зима короткая и малоснежная

2

Зима суровая и длиться 8-9месяцев

3

Лето жаркое и сухое, продолжается 4-5 месяцев

4

Лето короткое и прохладное

5

Многолетняя мерзлота

6

Временами дуют горячие, сухие ветры -суховеи

7

Свирепствуют пыльные бури

8

Зима теплая, с оттепелями

Задание 2

Из предложенных вам растений выберите те растения, которые растут в степи.

Морошка, гусиный лук, ковыль.

Ирис, тюльпан, ландыш, пион.

Задание 3

  Все растения приспособились к природным условиям степи. Они имеют ряд особенностей, которые помогают им расти в этой природной зоне. Выберите те особенности, которые характерны растениям степи.

- узкие листья;

- толстый мясистый стебель;

- запасают питательные вещества в луковицах;

- длинные ветвистые корни;

- большие листья;

- тонкий короткий стебель;

3. Формирование новых знаний.

Ребята, давайте составим план по которому мы изучаем природную зону.

1) географическое положение

 2) климат

 3) растительный мир

 4) животный мир

 5) промышленность и сельское хозяйство

 6) население и его основные занятия

 7) города

 8) охрана природы

-Что мы уже знаем про степную зону?

4. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи. 

  Сформулируйте тему нашего урока. 

- Что мы должны узнать на уроке? ( Какие животные обитают в степной зоне, чем они питаются, как приспосабливаются к условиям, какую пользу приносят человеку?)

Вам были дано домашнее задание : узнать об определенной группе животных.

  1. Изучение нового материала.

 По-своему богат и своеобразен животный мир степей. И сегодня мы познакомимся с некоторыми представителями животного мира степной зоны.

1-й ученик

Обитатели зоны степей отличаются от обитателей зоны лесов.  Животные живут на открытых пространствах и среди трав, поэтому большинство из них прекрасные бегуны.

Сайгак .

Его ещё называют сайга, или степная антилопа. Сайгаки - коренастые, сильные животные, покрытые длинной мягкой шерстью серовато-жёлтого цвета. У них очень смешной нос, похожий на обрубленный у основания хобот слона. Рога есть только у самцов. Они не ветвистые и почти прямые. Живут сайгаки небольшими семьями, но ближе к осени соединяются в огромные стада. В это время года они совершают длительные переходы в поисках новых пастбищ, а весной возвращаются обратно. Кормятся всеми степными травами, в том числе и ядовитыми для домашних животных.

Степной волк

Степные волки, по сравнению с лесными, меньше размерами. Шерсть у них светлая тускло- желтого цвета. Зимой она становится белесо-серой. Эти хищники очень выносливые. Они имеют сильные лапы и острые зубы, приспособленные, для того чтобы резать животных. Степные волки нападают на зайцев, куропаток, лисиц, преследуют быстроногих сайгаков. В поисках добычи они обегают огромные территории. Взрослый волк может съесть до 10 кг мяса за один раз. На охоте волк может развивать скорость до 60 км/ч и пробегать около 70 километров.

Степная лисица (корсак)

Корсак - очень мелкая лисичка. Ноги у нее длинные, шерсть короткая желто-серого  или песчаного цвета. Корсак охотится преимущественно на зверьков не крупнее молодых зайцев и сурков, а в летние месяцы ест также птиц. Из грызунов добычей корсака становятся главным образом полевки, суслики, тушканчики. Основные враги степной лисицы - волки. Для жилья корсак использует норы сурков, приспосабливает норы сусликов, изредка занимает принадлежавшие барсукам , а сам роет их лишь в виде исключения. Может развивать скорость до 40-50 км/час, а за день может пробежать до 15 км.

Заяц – русак – иконно степное животное, которое выходит на кормежку ночью, а днем спит в ямке на поле. Питается травой.

    Учитель:

      - Как приспособились эти животные к природным условиям степей?

(они прекрасные бегуны, окраской шерсти)

2-й ученик

 Особенно многочисленны в степях грызуны.

Тушканчики по внешнему виду напоминают кенгуру. Благодаря своим длинным задним ногам они легко прыгают на расстояния, в 20 раз превышающее длину их тела. У всех видов густая мягкая шерсть песчаного цвета, поскольку все тушканчики любят селиться в травянистых степях и сухих равнинах. Живут эти зверьки в неглубоких норах со множеством запасных выходов, на случай стремительного бегства. В случае опасности тушканчик сломя голову мчится в свою нору, издавая визг, похожий на крик молодых котят. Только самые крупные из тушканчиков обороняются задними лапками, подобно кенгуру. Питаются тушканчики растениями и насекомыми, а некоторые виды - птицами и их яйцами. Детёнышей у них бывает по 5-7 за один помет.

Сурки - крупные грызуны, достигающие веса до 5-6 кг, живут семьями. Окрас преимущественно желтовато-песчаный с черной рябью в области спины. Хвост – от 12 до 22 сантиметров в длину. Уши и лапы – короткие. Сурки – наиболее активные грызуны. На зиму впадают в спячку. Каждая семья сурков имеет одну основную нору, где проходит зимняя спячка и появляется молодняк, и несколько кормовых, или защитных, нор, которые соединяются с зимовочной норой сетью протоптанных зверьками тропинок.

Суслики

Длина тела суслика 14—40 см, хвоста 4—25 см. Задние конечности немного длиннее передних. Уши короткие, слабо опушённые. Окраска спины очень разнообразная, от зелёной, до пурпурной. Часто на спине имеется тёмная рябь, продольные тёмные полоски, светлые пестрины или мелкие пятнышки. По бокам туловища могут проходить светлые полосы. Питаются суслики надземными и подземными частями растений, всегда неподалёку от нор. Некоторые виды употребляют в пищу и животные корма, как правило, насекомых. Делают значительные запасы пищи из семян травянистых растений и зёрен хлебных злаков.

К грызунам еще относятся мыши-полевки, хомяки.

Учитель:

-     Как приспособились эти животные к природным условиям степей?

( они делают запасы на зиму и впадают в спячку, окрас шерсти)

3-й ученик

Грызуны являются пищей для многих хищных птиц.

Степной орел 

Степной орел – гордая, красивая, величавая птица. Это хищник. Имеет тёмно-коричневую окраску, короткий хвост округлой формы. На затылке у птицы — небольшое пятно ржавого оттенка. Птица любит открытые пространства.  Высматривая добычу, орел высоко парит в воздухе, слегка согнув крылья. Зорким взглядом он замечает малейшее движение на земле. Если появится что-нибудь съедобное, орел складывает крылья и пикирует вниз. Лишь у самой земли раскрывает крылья и хватает жертву когтями.

Степной лунь 

Самец и самка степного луня очень разные: он - серо-белый красавец, немного больше вороны, она - бурая с рыжеватыми пятнами и, как это часто бывает у хищных птиц, заметно крупнее самца. Эти обитатели сухих степей гнезда сооружают прямо на земле в зарослях травы. Гнездо самое простое - ямка с бортиками из сухой травы. В кладке бывает три - пять яиц, которые насиживает самка, а самец приносит ей корм. Своих малышей луни кормят мышами-полевками, ужами, ящерицами, словом, любыми мелкими животными, которых удастся добыть. Уже в гнезде родители отрывают кусочки мяса и кормят птенцов. Преследуя жертву, птицы ловко лавируют, огибая кусты и камни. Над степью парят легко и грациозно, распластав длинные узкие крылья. С наступлением холодов луни улетают на юг. 

Пустельга

Пустельга - мелкий сокол величиной с галку. Он легок и быстр в полете, но добычу высматривает, медленно паря в воздухе, распластав широкие крылья. Часто можно видеть, как пустельга зависает над землей, будто останавливается, а потом, камнем бросаясь вниз, через мгновение взлетает с мышью, ящерицей или змеей в лапах. Охотится она и на саранчу. Зимой, когда корма мало, добывает и мелких птиц. Живет пернатая хищница там, где есть высокие деревья, береговые обрывы и скалы, удобные для гнездования. Да и человека пустельга не боится: строит гнезда даже на крышах зданий. Птенцов она сначала кормит крупными насекомыми, затем - мышами. Молодежь покидает гнездо уже через месяц после появления на свет. Осенью, еще до снега, птицы улетают на юг.

  Все эти птицы уничтожают грызунов.

Учитель

Дрофа 

Птица дрофа (или иначе дудак) по внешнему виду очень напоминает страуса, только меньших размеров, грузная, массивная, с широкой грудной клеткой и толстой шеей. Вес тела часто колеблется около 12-16 кг. Оперение у птицы пёстрое из сочетания рыжего, белого, серого и чёрного цветов. Голова и шея пепельно-серые, более светлые. Пища дроф разнообразна, но преимущественно растительная. Они склевывают семена, плоды, мягкие корни, листья трав, цветы и побеги. Ест дрофа и животную пищу, куда входят преимущественно насекомые и их личинки. Она прекрасно бегает и сносно летает, хотя взлетает тяжело, и только с разбега.

Розовый скворец

Величиной они с обычного скворца, но отличаются от него яркой внешностью: голова, шея, крылья и хвост черные с металлическим отливом фиолетового оттенка; клюв и ноги красные; остальное тело с розовым оперением; на голове — черный хохолок. Эти птицы уничтожают главным образом саранчу и близкие к ней виды насекомых. Едят скворцы и других вредителей полей и лугов (жуков, гусениц, бабочек и т. д.).

Степной жаворонок 

Это крупные птицы до 20 см в длину с невзрачной окраской. Они окрашены в коричневый цвет сверху и белый снизу с двумя крупными чёрными пятнами на груди. Для гнездования эти птицы предпочитают открытые пространства, такие как степи. Гнездо степного жаворонка находится на земле, в кладке обычно 4-5 яиц. Главной пищей этих птиц является зерно, иногда насекомые.

Куропатка 

Серая куропатка похожа на небольшую курицу: квохчет, когда ходит по полям, собирая корм, разгребает ногами землю.  Самка меньше самца и менее ярко окрашена. Отличительная особенность оперения — подковообразное темно-бурое пятно на светлом брюхе. Серые куропатки уничтожают множество вредных для сельского хозяйства насекомых (особенно птенцы), поедают семена сорняков, побеги, клубни и корни диких растений, а па полях — падалицу хлебных злаков. Гнезда куропатки устраивают на земле среди хлебов или под кочкой в бурьянах либо в густой траве под кустиком.

 Эти птицы приносят большую пользу человеку, уничтожая огромное количество вредителей полей и садов, особенно саранчу. 

Среди животных степи значительное место занимают пресмыкающиеся (змеи, ящерицы, черепахи)

  1. Закрепление пройденного материала.

Итак: Животные степей хорошо приспособились к природным условиям. Многие из них хорошие бегуны. Оперение птиц и мех зверей окрашены под цвет почвы и травы, что делает их незаметными. Многие хищные животные ведут ночной образ жизни, то есть выходят на охоту в темное время суток. Зимой грызуны впадают в спячку.

Многие из них хорошие бегуны.

Опасаясь волков, сайгаки, джейраны и куланы собираются в огромные стада. Это помогает им легче защищаться от крупных хищников. Почуяв опасность, эти животные способны мчаться со скоростью до 70— 80 км/ч. Нередко за сутки, спасаясь от волков, они пробегают до150 км. Сильные ноги и широкие копыта помогают им пробегать огромные расстояния в поисках хорошего пастбища и водопоя.

Окрас животных, обитающих в степи, выполняет защитную и сигнальную роль. Когда они находятся в спокойном состоянии, их жёлто-серые тела почти сливаются с окружающей растительностью. Но, почуяв опасность, они меняют позу так, чтобы были видны другие цвета окраса. Это служит сигналом их сородичам «Тревога!». Всем, наверное, знакомы фигурки сусликов, настороженно застывших у своих норок, подобно столбикам.

Подземные норы, со множеством ходов, это место, где мелкие обитатели степей, а также лисы и барсуки спасаются от летней жары и зимних холодов. Здесь же они хранят запасы корма, выводят и выращивают свое потомство. Выходя на поверхность, суслики, тушканчики, сурки, хомяки подолгу осматриваются вокруг, чтобы не стать чьей-то добычей. Эти грызуны приспособились обходиться без воды, утоляя голод и жажду, сочными растениями.

Человек постепенно вытеснил и истребил некоторые виды животных. Внесены в Красную книгу и степной орел, журавль-красавка, дрофа.

  1. Рефлексия.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Сегодня мы изучаем  природную зону___________________________________

Мы познакомились с _________________________________миром

Из них:

Хорошие бегуны __________________________________________________________

Впадают в спячку _________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Ведут ночной образ жизни __________________________________________________ _________________________________________________________________________

Долго обходятся без воды __________________________________________________ _________________________________________________________________________

Занесены в Красную книгу __________________________________________________

На ваш взгляд: как вы поняли сегодняшний материал?

  1. Подведение итогов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животный мир степей (Бурятия) Конспект урока в коррекционной школе VIII вида

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь. Преобладающими на уроке являются практический и словесные методы. Одновременность словесного описа...

Животный мир степей

конспект урока...

Животный мир степей

Фауна Саратовской области...

Природно-хозяйственные зоны. Лесостепи и степи. Растения, животные

Урок географии с экологической составляющей в 8 классе...

Животный мир степей.

Конспект урока географии в 7 классе  "Животный мир степей" для учащихся с умственной отсталостью...