рабочие программы по внеурочной деятельности
рабочая программа по географии на тему
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_3-4_klassa_fgos.docx | 30.31 КБ |
programma_kruzhka_2016-17.docx | 42.82 КБ |
kruzhok_2015-2016.doc | 91 КБ |
vneurochnaya_deyatelnost_2014-2015_1-2_klass_fgos.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
_____________________
«_____»_________2014г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Солнечнинская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Майский улус Республика Саха(Якутия)
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Изучаем родной край»
Программа по внеурочной деятельности для 3-4 классов
Количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1 час
Учитель географии
МБОУ «ССОШ»
Дорогая Надежда Михайловна
п.Солнечный-2014-2015 уч. г.
Пояснительная записка
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.
Основная задача учителя – увлечь учащихся изучением природы родного края и исследованием проблем окружающей среды – загрязнения, сохранения здоровья человека.
При работе с учащимися предусматриваются различные формы и методы, такие как: экскурсии на поля, луга, водоемы, лес; работа на местности, на школьном участке; сбор гербария, образцов горных пород, лекарственных растений; анализ экологической чистоты вод, растений, жилища, пищевых продуктов; работа на метеоплощадке, наблюдения за погодой, анализ наблюдений; проведение субботников по уборке школьной территории. В программе предусматриваются учебные экскурсии для лучшего изучения природы родного края.
Цели:
- Формирование у школьников экологических знаний и развитие у них практических умений по изучению и охране природы своей местности.
- Развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление умений и навыков, полученных на уроках географии.
Задачи:
- Развитие у учащихся любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.
- Ознакомление учащихся с содержанием, методами и источниками комплексного изучения территории.
- Формирование у них умений наблюдать окружающую природу и жизнь людей, анализировать, обобщать и оформлять данные своих наблюдений и собранных материалов.
- Ознакомление учащихся с методикой полевых исследований.
- Воспитание экологической культуры человека.
- Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, осознанию мероприятий по охране природы, формированию бережного отношения к природе.
- Развивать потребности общения с природой, участия в труде по охране. Пропаганде экологических идей.
- Воспитание убеждения в необходимости и возможности сбережения природы, сохранения личного и общественного здоровья.
По окончании курса учащиеся должны знать и уметь:
- Оказывать первую помощь при травмах в походах и на экскурсиях, при работе на местности;
- Ориентироваться на местности по звездам, по компасу, по Солнцу, по часам;
- Ставить опыты, наблюдать, исследовать на школьном участке; бороться с вредными насекомыми;
- Устанавливать метеорологическую площадку; наблюдать за погодой; анализировать наблюдения и делать выводы;
- Наблюдать за природой, ее сезонными изменениями; применять свои наблюдения на практике;
- Разведывать подземные богатства, собирать образцы горных пород и минералов;
- Ухаживать за комнатными растениями, садовыми цветами и культурами;
- Собирать гербарии и лекарственные растения;
- Делать химический анализ на экологическую чистоту воздуха, воды, почвы, растений и жилища;
- Применять экологические знания в жизни, находить пути решения экологических проблем;
- Знать особенности природы своей местности и элементарные меры охраны природы;
- Вносить свой посильный вклад в изучение и охрану природы своей местности.
Содержание образовательной программы курса «Изучаем родной край» (34 часа)
- Введение (1 час).
Введение в экологическое краеведение. Необходимость изучения природы для ее сохранения.
Техника безопасности при работе на местности, на участке, во время экскурсий.
2. Экскурсии в природу (фенологические наблюдения) (2 часа)
Способы сбора и хранения гербария.
Экскурсии на водоем, на луг. Сбор растений для гербария, оформление гербария.
3. На школьном участке (осень)(2 часа)
Подготовка участка к зиме.
Осенняя выставка.
4. Акция "Чистый посёлок" (осенняя уборка) (2 часа)
Осенняя уборка территории школы. Осенняя уборка территории посёлка.
Анализ и подведение итогов работы.
5. Экологический декадник (2 часа)
Защита растений и животных своей местности. (проекты и доклады)
- Метеорологические наблюдения. (10 часов)
Наблюдения за погодой.
Ведение календаря природы.
Экскурсия на метеостанцию.
- Ориентирование на местности. (4 часа)
Способы ориентирования. Азимут. Умение запоминать дорогу. Способы запоминания дороги. Определение расстояний при помощи глазомера. Чтение топографической карты. Составление плана местности.
- На школьном участке. (весна) (3 часа)
Опыты, наблюдения, исследования:
Выяснение влияния крупности семян на повышение урожайности.
Управление ростом и развитием растений путем изменения сроков посева, способов посева, норм высева семян, внесения удобрений.
Управление ростом и развитием растений путем выращивания рассады в торфо – навозных и бумажных горшочках, пасынкования и прищипки.
- Акция «Чистый посёлок» (весенняя уборка) (2 часа)
Весенняя уборка территории школы.
Весенняя уборка территории посёлка.
10. Разведка подземных богатств. (2 часа)
Как вести поиски полезных ископаемых.
Правила сбора образцов.
Экскурсия – поездка по территории района, области для сбора образцов пород и минералов.
Оформление коллекций.
11. Экскурсии в природу (сезонные изменения в природе). (2 часа)
Экскурсии на водоем (наблюдения за весенним паводком), на овощной участок (весенние работы), на луг, в лес.
Сбор лекарственных растений.
12. Анализ фенологических наблюдений за год. (2 час)
Оформление мультимедийного альбома «Красота родного края».
Демонстрация альбома на мероприятии, посвященном «Дню Земли».
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности «Изучаем родной край»
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | Введение в экологическое краеведение. | 1 | Введение в экологическое краеведение. Необходимость изучения природы для ее сохранения. Техника безопасности при работе на местности, на участке, во время экскурсий. | |
Раздел 1. Фенологические наблюдения в природе. (2 часа) | ||||
2 | Экскурсия на водоем. | 1 | Характеристика реки. Наблюдения за растительным и животным миром водоема. Сезонные изменения в природе. Сбор растений для гербария. Оформление мультимедийного фотоальбома «Красота родного края». | |
3 | Экскурсия на луг (в лес). | 1 | Наблюдения за растительным и животным миром луга (леса). Сезонные изменения в природе. Сбор растений для гербария. Изучение природных комплексов родного края. Оформление мультимедийного фотоальбома «Красота родного края». | |
Раздел 2. На школьном участке (осень). (2 часа) | ||||
4 | Подготовка участка к зиме. | 1 | Осенние работы на школьном участке. | |
5 | «Неделя осени». | 1 | Оформление выставки поделок из природного материала. | |
Раздел 3. Акция «Чистый посёлок» (2 часа) | ||||
6 | Осенняя уборка территории школы. | 1 | Организация и проведение субботников.. | |
7 | Осенняя уборка территории посёлка. | 1 | ||
Раздел 4. Экологический декадник. (2 часа) | ||||
8 | Организация экологического декадника «Красота родного края» | 1 | Организация и проведение экологического декадника. Конкурс рисунков и плакатов. Разработка экологических проектов и презентаций на тему «Красота родного края». | |
9 | Проведение экологической конференции | 1 | ||
Раздел 5. Метеорологические наблюдения. (10 часов) | ||||
10 | Времена года. | 1 | Овладевать навыками использования простых приборов и инструментов. Организовывать наблюдения: за температурой воздуха, направлением ветра, облачностью и другими метеорологическими наблюдениями. Составлять перечень условных знаков состояния основных элементов погоды. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров. Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Составление мультимедийного альбома (презентации) «Климатические особенности родного края». | |
11 | Сезонные изменения в природе. | 1 | ||
12 | Элементы погоды. Метеорологические приборы и инструменты. | 1 | ||
13 | Дневник наблюдения за погодой. | 1 | ||
14 | Условные знаки состояния основных элементов погоды. | 1 | ||
15 | Построение графиков изменения температуры. | 1 | ||
16 | Построение розы ветров. | 1 | ||
17 | Наблюдение за облачностью. Типы облаков. | 1 | ||
18 | Народные приметы в природе. | 1 | ||
19 | Экскурсия на метеорологическую станцию. | 1 | ||
Раздел 6. Ориентирование на местности (4 часа). | ||||
20 | Ориентирование и его способы. | 1 | Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности. | |
21 | Компас. | 1 | ||
22 | Определение сторон горизонта и расстояний на местности. | 1 | ||
23 | Азимут. | 1 | ||
Раздел 7. На школьном участке (3 часа) | ||||
24 | Отбор семян для посева. Всхожесть семян. | 1 | Подготовка семян и земли для посева. Посев семян. Внесение удобрений. Создание разных условий для наблюдения за ростом растений. Опыты, наблюдения, исследования: Выяснение влияния крупности семян на повышение урожайности. Управление ростом и развитием растений путем изменения сроков посева, способов посева, норм высева семян, внесения удобрений. Управление ростом и развитием растений путем выращивания рассады в торфо – навозных и бумажных горшочках, пасынкование и прищипывание. | |
25 | Посев семян. | 1 | ||
26 | Уход за рассадой. | 1 | ||
Раздел 8 Акция «Чистый посёлок» (2 часа) | ||||
27 | Уборка территории школы | 1 | 3.04 | Организация и проведение субботников. |
28 | Уборка территории посёлка. | 1 | 10.04 | |
Раздел 9 Разведка подземных богатств (2 часа) | ||||
29 | Классификация горных пород по происхождению. | 1 | 17.04 | Как вести поиски полезных ископаемых. Правила сбора образцов. Экскурсия – поездка по территории района, области для сбора образцов пород и минералов. Оформление коллекций. |
30 | Экскурсия по сбору образцов пород и минералов. | 1 | 24.04 | |
Раздел 10 Сезонные изменения в природе. (2 часа) | ||||
31 | Экскурсия на водоем. Наблюдение за весенним подъемом уровня воды в реке.. | 1 | 8.05 | Экскурсии на водоем (наблюдения за весенним паводком), на овощной участок (весенние работы), на луг, в лес. Сбор лекарственных растений. |
32 | Экскурсия на луг. | 1 | 15.05 | |
33 | Анализ фенологических наблюдений за год. | 1 | 22.05 | Оформление мультимедийного альбома и презентаций «Красота родного края». |
34 | Праздник «День Земли». | 1 | 24.05 | Организация и проведение праздника «День Земли». Показ мультимедийных презентаций и альбома на празднике. |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная образовательная организация
дополнительного образования «Центр внешкольной работы»
муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
ПРИНЯТА На заседании Педагогического совета от «___» __________ 2016 г. Протокол №______ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБООДО «ЦВР» _____________ Е.В. Болдина «_____» ____________ 2016 г. |
Образовательная программа географического кружка
«Загадки материков и океанов»
Срок реализации: 1 год
Возраст участников: от 11 до 13 лет
Преподаватель: Дорогая Н.М.
п. Солнечный 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса географического кружка «Загадки материков и океанов» предназначена для учащихся6- 7-х классов и рассчитана на 204 часа (6 час в неделю).
Программа географического кружка призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
В требованиях Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии к уровню подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязей между ними, пониманию связей между географическим положением и природными условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно, если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинно-следственных связей между компонентами природы. Помощником в более углубленном изучении предмета является географический кружок.
Кружок позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить прочные знания по предмету.
Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том,что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе и населении Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Вокруг света» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии материков и океанов.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программе 11-13 лет. Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся данного возраста и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Программа кружка рассчитана на 1 год по 6 часов в неделю. Общее количество часов в год – 204 часа. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 12-15 человек.
Основные направления и содержание деятельности.
Создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей и раскрытии разнообразия ее природы и населения, ознакомление со странами и народами, предусмотренное программой географии материков и океанов, представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на формировании необходимого минимума базовых знаний и представлении страноведческого характера, необходимого каждому человеку нашей эпохи
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем детального изучения общих понятий, которое осуществляется посредством углубленного изучения определенных географических объектов.
Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Методы работы:
Выбор форм и методов образовательного процесса определяется в каждой конкретной теме и на различных этапах обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем подготовки учащихся, эмоционального настроя и многими другими факторами. В основном это теоретическиезанятия,практическиеработы,игры,конкурсы.
Методы обучения:во время занятий кружка чаще используются словесный,наглядный,проблемно-исследовательский методы.Для подведения итогов программы применяется метод проектов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов на раздел | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 5 | 5 | |
2 | Литосфера и рельеф Земли | 15 | 10 | 5 |
3 | Атмосфера и климаты Земли | 21 | 14 | 7 |
4 | Гидросфера Земли | 18 | 10 | 8 |
5 | Географическая оболочка | 15 | 10 | 5 |
6 | Океаны | 17 | 10 | 7 |
7 | Африка | 21 | 15 | 6 |
8 | Австралия | 13 | 7 | 6 |
9 | Южная Америка | 18 | 12 | 6 |
10 | Антарктида | 10 | 6 | 4 |
11 | Северная Америка | 20 | 15 | 5 |
12 | Евразия | 21 | 14 | 7 |
13 | Географическая оболочка – наш дом | 5 | 2 | 3 |
14 | Итоговое занятие | 5 | 5 | |
ВСЕГО: | 204 | 130 | 74 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение.
- Земля – лучшая планета во вселенной.
Знакомство с планом работы кружка и ТБ. Когда и почему стали делить сушу на части.
- Изменение карты мира в связи с путешествиями первооткрывателей.
Знакомство с первооткрывателями территорий. Просмотр видеофильма «Карта великих первооткрывателей».
Раздел 2. Литосфера и рельеф Земли
- Литосфера – подвижная твердь. Эры развития Земли. Древние материки.
Геологическое время: эры и периоды. Древние материки. Движения литосферных плит и их последствия. Составление прогноза положения материков через 100 млн. лет.
Раздел 3. Атмосфера и климаты Земли.
- Атмосфера – воздушный океан. Изменение климата планеты от прошлых эпох к настоящему.
Как менялся климат в геологическом прошлом. Изменения природы в связи с изменением климата.
- Климатические рекорды нашей планеты.
Полярная станция «Восток». Полюс холода Оймякон (Россия). Улан-Батор (Монголия). Эль-Азизия, Деште-Лут (Ливия). Даллол (Эфиопия). Долина смерти (США). Бангкок (Таиланд). Атакама (Чили). Черапунджи (Индия).
Раздел 4. Гидросфера Земли.
- Мировой океан – «синяя бездна».
Тайны и загадки океанских глубин. Неизвестные обитатели океанского дна. Подводные города.
- Океанические дороги человечества.
Замкнутые круги поверхностных течений. Течение Эль-Ниньо.
Раздел 5. Географическая оболочка.
- Геосфера – «живой механизм».
Природа – это «живой механизм». Закон географической зональности. Четырнадцать уникальных панорам важнейших экосистем. Создание атласа вымышленного материка.
Раздел 6. Океаны.
- Типы берегов Тихого океана. Интересное и невероятное в жизни океанов.
Океаны Земли. Типы берегов Тихого океана. Ветровые волнения. Приливы. Льды в океанах. Интересные обитатели океанов.
- Ученые-исследователи Арктики.
Виллем Баренц. Великая Северная экспедиция. Степан Малыгин. Георгий Седов. Отто Юльевич Шмидт.
Раздел 7. Африка.
- Изучение и исследование Африки.
БартоломеуДиаш. Васко да Гама. Давид Ливингстон. Василий Васильевич Юнкер.
- «Книга рекордов» рельефа Африки.
Составить «книгу рекордов» рельефа Африки: Атласский горы, Эфиопское нагорье, Рувензори, Драконовы горы, Лунные горы.
- Реки и озера Африки.
Величие реки Нил. Особенности и происхождение африканских озер.
- Удивительные обитатели Африканской территории.
Обитатели зоны влажных экваториальных лесов, зоны саванны и пустынь в Африке. Жираф. Леопард
- Жители Африки. Борьба народов Африки за культуру и экономическую независимость.
Африканские народы: пигмеи бамбути, туареги, масаи. Изготовление макетов жилищ африканских народов.
Раздел 8. Австралия.
- Формы рельефа Австралии. Удивительные географические названия.
Австралийские Анды, Голубые горы, Стеклянные горы, массив Кимберли, Улуру.
- Путешествие по крупнейшим городам Австралии.
Сидней. Канберра. Перт. Аделаида.
Раздел 9. Южная Америка.
- Южная Америка – «материк чудес и природных рекордов».
Анды – «медные горы». Плита Наска. Нагорье Пуна. «Самое самое…» в Южной Америке.
- Объекты Всемирного наследия в Южной Америке.
Загадочные геоглифы пустыни Наска. Фрагменты древней столицы инков города Куско. Археологические парки Сан-Агустин и Тьеррадентро. Археологический район Тиуанако. Каменные статуи о. Пасхи. Город горных разработок Потоси в Боливии. Город Бразилиа. Парк Игуасу. Горные крепости инков Мачу-Пикчу и Рио-Абиссео в Перу.
- Жизнь и ремесла индейских племен Южной Америки.
Ольмеки. Инки.
Раздел 10. Антарктида.
- Антарктида – «континент мира и науки». Откуда образовался ледяной щит Антарктиды.
Освоение и изучение материка. Экспедиции ученых. Научные станции.
Раздел 11. Северная Америка.
- Северная Америка – «знакомый незнакомец».
Троекратное открытие материка. «Самое, самое…» на материке Северная Америка.
- Уникальные формы рельефа Северной Америки.
Кордильеры Аляски. Великие равнины. Аппалачи.
- Национальные парки Северной Америки.
Парк Каньонлендс. Национальный парк Йосемит. Национальный парк Редвуд. Национальный парк Гранд Тетон. Национальный парк Зайон. Национальный парк Петрифайд-Форест. Парк Гранд-Каньон.
- Коренные народности Северной Америки.
Племена Америки. Индейцы Мексики. Эскимосы Аляски.
- Маршрут путешествия по Северной Америке для любителей экстремальных видов спорта.
Составление маршрута для путешествия по Северной Америке для занятия экстремальными видами спорта.
Раздел 12. Евразия.
- Евразия – музей природы планеты Земля.
Евразия – предок древнейших цивилизаций. Место образования практически всех древних государств.
- Мифы и легенды о географических объектах Евразии.
Мифы и легенды о происхождении географических названий объектов Евразии.
- «Рекорды» рельефа материка Евразия.
Эверест. Каспийское море. Байкал. Тибет. Аравийский полуостров. Сибирь. Впадина Мертвого моря.
- «Проблемные» реки материка Евразия. Пути решения проблем.
Реки Маас, Нидер-Рейн, Шельда в Нидерландах. Хуанхэ. Велна и Нельба в Польше. Дунай. Ганг.
- Гигантские и карликовые государства Евразии.
Россия. Китай. Индия. Андорра. Лихтенштейн. Мальта. Монако. Сан-Марино. Ватикан. Люксембург.
- Индия – «великая страна».
Составление рекламного буклета для путешествия в Индию.
Раздел 13. Географическая оболочка – наш дом.
- Экологические проблемы мира.
Решение экологических проблем на различных материках.
- Итоговое занятие кружка.
Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино»
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на разных территориях и акваториях.
Формы контроля:
- Анализ заданий, выполненных на контурной карте
- Ответы на вопросы викторины.
- Ответы, полученные в ходе фронтальной беседы.
- Результаты практических работ.
Методическое обеспечение
- Физико-географические карты мира, материков.
- Тематические карты.
- Видеоматериалы (потемам).
- Презентации (по темам).
- Глобусы.
- Географические карты.
- Энциклопедические справочники.
Техническая оснащенность:
Географический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.
Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
- методико – дидактическое обеспечение;
- пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
- фонд литературы по предмету, библиотечка юного географа с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
- видеотека;
- набор учебных плакатов по географии;
- участие педагога кружка в семинарах, курсах повышения квалификации;
- проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
- пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
- технические средства обучения: ПК; интерактивная доска;
План воспитательной работы географического кружка.
№ | Тема мероприятия, беседы, игры | Форма проведения | Дата проведения |
I год обучения | |||
1 | «Народы Земли» -воспитывать уважение к разным народам Земли. | Ролевая игра | октябрь |
2 | «Великий путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай». Жизнь папуасов. | Беседа | ноябрь |
3 | «Наш край» -расширить кругозор о природе своего района. | Беседа, викторина | декабрь |
4 | «Земля у нас одна» - воспитывать нормы поведения на природе. Прививать любовь к окружающему миру. | Игра-беседа | март |
Литература
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru
5. География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru
Муниципальная бюджетная образовательная организация
дополнительного образования «Центр внешкольной работы»
муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
ПРИНЯТА На заседании Педагогического совета от «___» __________ 2016 г. Протокол №______ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБООДО «ЦВР» _____________ Е.В. Болдина «_____» ____________ 2016 г. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРУЖКА «ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ»
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Срок реализации: 1 год
Возраст: 11-13 лет
Преподаватель:Дорогая Н.М.
п. Солнечный 2016 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов на раздел | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 5 | 5 | |
2 | Литосфера и рельеф Земли | 15 | 10 | 5 |
3 | Атмосфера и климаты Земли | 21 | 14 | 7 |
4 | Гидросфера Земли | 18 | 10 | 8 |
5 | Географическая оболочка | 15 | 10 | 5 |
6 | Океаны | 17 | 10 | 7 |
7 | Африка | 21 | 15 | 6 |
8 | Австралия | 13 | 7 | 6 |
9 | Южная Америка | 18 | 12 | 6 |
10 | Антарктида | 10 | 6 | 4 |
11 | Северная Америка | 20 | 15 | 5 |
12 | Евразия | 21 | 14 | 7 |
13 | Географическая оболочка – наш дом | 5 | 2 | 3 |
14 | Итоговое занятие | 5 | 5 | |
ВСЕГО: | 204 | 130 | 74 |
Предварительный просмотр:
Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»
«Все великое начинается с малого»
Пояснительная записка
Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.
Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.
Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.
Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде .
Цели программы:
- Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
- Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
- Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
Задачи:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания.
- формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
- развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
- эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
Возраст детей: от 10-13 лет
Сроки реализации программы: 6 часов в неделю в течение учебного года.
Формы и режим занятий: практические и теоретические занятия .
Ожидаемые результаты:
- знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
- уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
- знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
- уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
- уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
- определиться в выборе дальнейшего курса обучения.
Содержание программы :
Тема №1. История возникновения и развития экологии.
Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.
Тема №2. Голубая планета Земля.
Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.
Тема №3. Жизнь в лесу.
Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.
- Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.
Тема №4. Многообразие животных и растений.
Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза.
Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в лесах средней полосы России. Лесная аптека. Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.
- Приглашение специалиста по работе с животными - ветеринарного врача. Практическая работа по пересадки комнатных растений в уголке природы. Отработка основных навыков по уходу за комнатными растениями.
Тема №5. Место человека в природе.
Природа- колыбель человечества.
Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом.
Будущее человека, может ли человек выжить без природы. Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы. Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество.
- Экскурсия в краеведческий музей.
Тема №6. Планете имя-океан.
Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды? Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы.
- Просмотр видеофильмов: «Живые обитатели морских глубин», «Акулы».
Тема №7. Человек изменяет Землю.
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. «Зелёные»- чем занимается и что пропагандирует данная организация.
- Разъяснительная работа среди населения о вреде сжигания мусора в осеннее - весенний период. Выступление членов клуба с агитационными сценками перед взрослой и детской аудиторией. Экскурсия по городу «Приспособление растений и животных к жизни в городах».
Тема №8. Проблемы экологии.
Проблема заболоченности территории. Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их постоянного обитания. Проблема загрязнения Мирового океана, водоёмов, суши и уменьшение пресной воды. Проблема уменьшения запасов невозобновимых сырьевых и энергетических ресурсов. Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции.
- Борьба со стихийными свалками мусора.
Тема №9. Основные экологические термины и понятия.
Термин экология предложенный зоологом Э. Геккелем. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений. Знакомство с литературой экологического направления.
- Записи в тетрадях, оформление и ведение словаря юного эколога.
Тема №10. Состояние экологии в России.
Состояние экологии в России в отличие от капиталистических стран. Природоохранная деятельность.
- Выступление ребят с докладами о проблемах экологии в России. Беседа о состоянии экологии в современной России.
Тема №11. Права и обязанности участника объединения.
Разработка устава и законов детского объединения.
- Тренинги: «Экологическая этика», «Учимся формулировать законы».
Учебно-тематический план занятий по экологии
6 часов в неделю, всего 204 часа.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1 | История возникновения и развития экологии. | 6 | 6 |
|
2 | Голубая планета Земля. | 14 |
|
|
3 | Жизнь в лесу. | 14 | 14 | 10 |
4 | Многообразие животных и растений. | 16 | 4 | 14 |
5 | Место человека в природе. | 10 | 4 | 4 |
6 | Планете имя-океан. | 15 | 4 |
|
7 | Человек изменяет Землю. | 10 | 6 | 4 |
8 | Проблемы экологии. | 14 | 6 | 4 |
9 | Основные экологические термины и понятия. | 5 |
|
|
10 | Состояние экологии в России. | 12 | 6 |
|
11 | Права и обязанности участника объединения. | 2 |
|
|
| Итого:204 | 118 | 50 | 36 |
Методы обучения:
К изучаемым темам указаны практические работы,
практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.
Техническая оснащенность:
Географический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.
Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
- методико – дидактическое обеспечение;
- пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
- фонд литературы по предмету, библиотечка юного географа с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
- видеотека;
- набор учебных плакатов по географии;
- участие педагога кружка в семинарах, курсах повышения квалификации;
- проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
- пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
- технические средства обучения: ПК; интерактивная доска;
Формы подведения итогов:
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
- контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
- табло достижений кружка;
- открытые занятия в игровой форме;
- участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности;
- разработка памятки «Юный эколог».
Список литературы:
Для педагога:
- Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
- Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
- Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
- Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Биология газеты.
- Биология в школе (журналы).
- Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
- Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
- Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области. Правительство Омской области 2006г.
Для учащихся:
- Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
- Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
- Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
- Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
- Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
- Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
- Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
- Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы» Усть-Майского улуса (района)
Республики Саха (Якутия)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО «ЦВР»
______________ Е.В. Болдина
«_____» ____________ 2016 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
географического КРУЖКА
«Занимательная география»
Срок реализации: 1 год
Возраст участников: от 11 до 13 лет
Преподаватель: Дорогая Н.М.
п.Солнечный
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ЦВР»
______________ Е.В. Болдина
«_____» ____________ 2015 г.
Учебно-тематический план занятий кружка по экологии «Живая планета»
6 часов в неделю, всего 204 часа.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1 | История возникновения и развития экологии. | 6 | 6 |
|
2 | Голубая планета Земля. | 14 |
|
|
3 | Жизнь в лесу. | 14 | 14 | 10 |
4 | Многообразие животных и растений. | 16 | 4 | 14 |
5 | Место человека в природе. | 10 | 4 | 4 |
6 | Планете имя-океан. | 15 | 4 |
|
7 | Человек изменяет Землю. | 10 | 6 | 4 |
8 | Проблемы экологии. | 14 | 6 | 4 |
9 | Основные экологические термины и понятия. | 5 |
|
|
10 | Состояние экологии в России. | 12 | 6 |
|
11 | Права и обязанности участника объединения. | 2 |
|
|
| Итого:204 | 118 | 50 | 36 |
2015 год
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
_____________________
«_____»_________2014г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Солнечнинская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Майский улус Республика Саха(Якутия)
«Что у нас под ногами»
Программа по внеурочной деятельности для 1-2 классов
Количество часов: 34
Учитель географии
МБОУ «ССОШ»
Дорогая Надежда Михайловна
п.Солнечный-2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа состоит из двух блоков:
- «Песок.Глина.Камни»
- «Почва-живая земля»
В первом блоке рассматриваются темы, связанные с неживой природы, все темы взаимосвязаны и реализуются через разнообразные виды деятельности учащихся – музыкальную, физическую, изобразительную, экспериментирование, наблюдение, игру и др. Первый блок начинается с изучения компонентов природы (песка, глины, камней). На занятиях с помощью экспериментирования изучается их свойство, разнообразие и т.п. Затем следуют темы, отражающие значение этих компонентов природы в жизни растений, животных и приспособленность последних к обитанию в определённых условиях (например, в песчаной пустыне, в горах). В завершающей части блока обсуждается роль песка, глины, камней в жизни человека, примеры их использования, проблема охрана природы, правила экологически правильного поведения.
Во втором блоке рассматривается, компонент природы - почва. На занятиях учащиеся выясняют, какой она бывает, её свойства и т.п. Затем следуют темы о жизни растений и животных и их приспособленности к обитанию в почве. Часть тем посвящается роли почвы к жизни людей, проблемам охраны и грамотного использования.
В ходе программы учащиеся знакомятся с природой не по картинкам, а постоянно с ней общаются во время практических занятий. На уроках экспериментирования школьникам должно быть интересно: предоставляется возможность трогать, нюхать различные объекты природы, наблюдать за ними и самостоятельно получать ответы на свои вопросы.
Главная задача программы – это формирование бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Важно воспитать у детей познавательный интерес к объектам неживой и живой природы, Желание и умение наблюдать, понимать, что в природе всё взаимосвязано.
Результатом программы должно стать побуждение интереса замечать необычное в обычном, увидеть в невзрачном сером камешке настоящее сокровище, что у нас в буквальном смысле под ногами.
Тема занятия | Количество часов | |
1 | «Песок. Глина. Камни» Работа с коллекцией камней | 1 |
2 | «Знакомимся с песком и глиной» Экспериментирование | 1 |
3 | «Такой разный песок» Экспериментирование | 1 |
4 | «Откуда берется песок» Экспериментирование | 1 |
5 | «Кто живет в песчаном доме» Экспериментирование | 1 |
6 | Наблюдение в живом уголке. Игра. | 1 |
7 | «Для чего человеку песок и глина» Экспериментирование | 1 |
8 | Наблюдение во время экскурсии. «Экологическая тропа» | 1 |
9 | «Какими бывают камешки» Экспериментирование | 1 |
10 | Исследование коллекций | 1 |
11 | Игра с ящиком ощущений. Художественный труд. | 1 |
12 | «Камни из растений и животных» Экспериментирование | 1 |
13 | «Знакомимся с магнитами» Экспериментирование | 1 |
14 | «Что такое горы» Беседа | 1 |
15 | Моделирование гор | 1 |
16 | «Почему разрушаются горы» Экспериментирование | 1 |
17 | «Дымящие горы» Беседа. Экспериментирование | 1 |
18 | Моделирование вулканов | 1 |
19 | «Эти таинственные пещеры» Беседа. Экспериментирование | 1 |
20 | «Кто живет в горах» Беседа. Игра | 1 |
21 | «Как человек использует камни» Экспериментирование | 1 |
22 | «Декоративные и драгоценные камни» Беседа. Экспериментирование | 1 |
23 | «Почва – живая земля» Работа с коллекцией почв | 1 |
24 | «Знакомство с Подземным царством» Экспериментирование | 1 |
25 | «Для чего нужна почва» Беседа. Экспериментирование | 1 |
26 | «Жители Подземного царства» Беседа. Наблюдение. Экспериментирование | 1 |
27 | «Слепой землекоп» Беседа. Игра | 1 |
28 | «Здравствуй, дождевой червяк!» Беседа. Наблюдение | 1 |
29 | Экспериментирование. Конструирование | 1 |
30 | «Как растения дружат с почвой» Экспериментирование | 1 |
31 | «Почему исчезают опавшие листья» Беседа. Игра. | 1 |
32 | Изобразительная деятельность | 1 |
33 | «Куда девается мусор» Беседа | 1 |
34 | Труд и наблюдение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...