рабочие программы по внеурочной деятельности
рабочая программа по географии на тему

Дорогая Надежда Михайловна

рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

_____________________

«_____»_________2014г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Солнечнинская средняя общеобразовательная школа»

Усть-Майский улус Республика Саха(Якутия)

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Изучаем родной край»

Программа по внеурочной деятельности для 3-4 классов

Количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1 час

                                                                                                   Учитель географии

МБОУ «ССОШ»

                                                                                                    Дорогая Надежда Михайловна

п.Солнечный-2014-2015 уч. г.

Пояснительная записка

                Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

        Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

        Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.

        Основная задача учителя – увлечь учащихся изучением природы родного края и исследованием проблем окружающей среды – загрязнения, сохранения здоровья человека.

        

При работе с учащимися предусматриваются различные формы и методы, такие как: экскурсии на поля, луга, водоемы, лес; работа на местности, на школьном участке; сбор гербария, образцов горных пород, лекарственных растений; анализ экологической чистоты вод, растений, жилища, пищевых продуктов; работа на метеоплощадке, наблюдения за погодой, анализ наблюдений; проведение субботников по уборке школьной территории. В программе предусматриваются учебные экскурсии для лучшего изучения природы родного края.

Цели:

  1. Формирование у школьников экологических знаний и развитие у    них практических умений по изучению и охране природы своей местности.
  2. Развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление умений и навыков, полученных на уроках  географии.

Задачи:

  1. Развитие у учащихся любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.
  2. Ознакомление учащихся с содержанием, методами и источниками комплексного изучения территории.
  3. Формирование у них умений наблюдать окружающую природу и жизнь людей, анализировать, обобщать и оформлять данные своих наблюдений и собранных материалов.
  4. Ознакомление учащихся с методикой полевых исследований.
  5. Воспитание экологической культуры человека.
  6. Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, осознанию мероприятий по охране природы, формированию бережного отношения к природе.
  7. Развивать потребности общения с природой, участия в труде по охране. Пропаганде экологических идей.
  8. Воспитание убеждения в необходимости и возможности сбережения природы, сохранения личного и общественного здоровья.

        По окончании курса учащиеся должны знать и уметь:

  • Оказывать первую помощь при травмах в походах и на экскурсиях, при работе на местности;
  • Ориентироваться на местности по звездам, по компасу, по Солнцу, по часам;
  • Ставить опыты, наблюдать, исследовать на школьном участке; бороться с вредными насекомыми;
  • Устанавливать метеорологическую площадку; наблюдать за погодой; анализировать наблюдения и делать выводы;
  • Наблюдать за природой, ее сезонными изменениями; применять свои наблюдения на практике;
  • Разведывать подземные богатства, собирать образцы горных пород и минералов;
  • Ухаживать за комнатными растениями, садовыми цветами и культурами;
  • Собирать гербарии и лекарственные растения;
  • Делать химический анализ на экологическую чистоту воздуха, воды, почвы, растений и жилища;
  • Применять экологические знания в жизни, находить пути решения экологических проблем;
  • Знать особенности природы своей местности и элементарные меры охраны природы;
  • Вносить свой посильный вклад в изучение и охрану природы своей местности.

Содержание образовательной программы курса «Изучаем родной край» (34 часа)

  1. Введение (1 час).

Введение в экологическое краеведение. Необходимость изучения природы для ее сохранения.

Техника безопасности при работе на местности, на участке, во время экскурсий.

2. Экскурсии в природу (фенологические наблюдения) (2 часа)

        Способы сбора и хранения гербария.

Экскурсии на водоем, на луг. Сбор растений для гербария, оформление гербария.

3. На школьном участке (осень)(2 часа)

Подготовка участка к зиме.

Осенняя выставка.   

      4. Акция "Чистый посёлок" (осенняя уборка) (2 часа)

        Осенняя уборка территории школы. Осенняя уборка территории посёлка.

        Анализ и подведение итогов работы.

5. Экологический декадник (2 часа)

Защита растений и животных своей местности. (проекты и доклады)

  1. Метеорологические наблюдения. (10 часов)

        Наблюдения за погодой.

Ведение календаря природы.

Экскурсия на метеостанцию.

  1. Ориентирование на местности. (4 часа)

Способы ориентирования. Азимут. Умение запоминать дорогу. Способы запоминания дороги. Определение расстояний при помощи глазомера. Чтение топографической карты. Составление плана местности.

  1. На школьном участке. (весна) (3 часа)

Опыты, наблюдения, исследования:

Выяснение влияния крупности семян на повышение урожайности.

Управление ростом и развитием растений путем изменения сроков посева, способов посева, норм высева семян, внесения удобрений.

Управление ростом и развитием растений путем выращивания рассады в торфо – навозных и бумажных горшочках, пасынкования и прищипки.

  1. Акция «Чистый посёлок» (весенняя уборка) (2 часа)

        Весенняя уборка территории школы.

 Весенняя уборка территории посёлка.

10. Разведка подземных богатств. (2 часа)

        Как вести поиски полезных ископаемых.

        Правила сбора образцов.

        Экскурсия – поездка по территории района, области для сбора образцов пород и минералов.

        Оформление коллекций.

11.  Экскурсии в природу (сезонные изменения в природе). (2 часа)

        Экскурсии на водоем (наблюдения за весенним паводком), на овощной участок (весенние работы), на луг, в лес.

        Сбор лекарственных растений.

12. Анализ фенологических наблюдений за год. (2 час)

        Оформление мультимедийного альбома «Красота родного края».

        Демонстрация альбома на мероприятии, посвященном «Дню Земли».

Календарно – тематическое  планирование

внеурочной деятельности «Изучаем родной край»

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Введение в экологическое краеведение.

1

Введение в экологическое краеведение. Необходимость изучения природы для ее сохранения.

Техника безопасности при работе на местности, на участке, во время экскурсий.

Раздел 1.  Фенологические наблюдения в природе. (2 часа)

2

Экскурсия на водоем.

1

Характеристика реки. Наблюдения за растительным и животным миром водоема. Сезонные изменения в природе. Сбор растений для гербария. Оформление мультимедийного фотоальбома «Красота родного края».

3

Экскурсия на луг (в лес).

1

Наблюдения за растительным и животным миром луга (леса). Сезонные изменения в природе. Сбор растений для гербария. Изучение природных комплексов родного края. Оформление мультимедийного фотоальбома «Красота родного края».

Раздел 2.  На школьном участке (осень). (2 часа)

4

Подготовка участка к зиме.

1

Осенние работы на школьном участке.

5

«Неделя осени».

1

Оформление выставки поделок из природного материала.

Раздел 3. Акция «Чистый посёлок» (2 часа)

6

Осенняя уборка территории школы.

1

Организация и проведение субботников..

7

Осенняя уборка территории посёлка.

1

Раздел 4. Экологический декадник. (2 часа)

8

Организация экологического декадника «Красота родного края»

1

Организация и  проведение  экологического декадника. Конкурс рисунков и плакатов. Разработка экологических проектов и презентаций на тему «Красота родного края».

9

Проведение экологической конференции

1

Раздел 5. Метеорологические наблюдения. (10 часов)

10

Времена года.

1

Овладевать навыками использования простых приборов и инструментов.

Организовывать наблюдения: за температурой воздуха, направлением ветра, облачностью и другими метеорологическими наблюдениями.

Составлять перечень условных знаков состояния основных элементов погоды.

Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров.

Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения.

Составление мультимедийного альбома (презентации)  «Климатические особенности родного края».

11

Сезонные изменения в природе.

1

12

Элементы погоды. Метеорологические приборы и инструменты.

1

13

Дневник наблюдения за погодой.

1

14

Условные знаки состояния основных элементов погоды.

1

15

Построение графиков изменения температуры.

1

16

Построение розы ветров.

1

17

Наблюдение за облачностью. Типы облаков.

1

18

Народные приметы в природе.

1

19

Экскурсия на метеорологическую станцию.

1

Раздел 6. Ориентирование на местности (4 часа).

20

Ориентирование и его способы.

1

Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности.

21

Компас.

1

22

Определение сторон горизонта и расстояний на местности.

1

23

Азимут.

1

Раздел 7. На школьном участке  (3 часа)

24

Отбор семян для посева. Всхожесть семян.

1

Подготовка семян и земли для посева. Посев семян. Внесение удобрений. Создание разных условий для наблюдения за ростом растений.

Опыты, наблюдения, исследования:

Выяснение влияния крупности семян на повышение урожайности.

Управление ростом и развитием растений путем изменения сроков посева, способов посева, норм высева семян, внесения удобрений.

Управление ростом и развитием растений путем выращивания рассады в торфо – навозных и бумажных горшочках, пасынкование и прищипывание.

25

Посев семян.

1

26

Уход за рассадой.

1

Раздел 8 Акция «Чистый посёлок» (2 часа)

27

Уборка территории школы

1

3.04

Организация и проведение субботников.

28

Уборка территории посёлка.

1

10.04

Раздел 9 Разведка подземных богатств (2 часа)

29

Классификация горных пород по происхождению.

1

17.04

Как вести поиски полезных ископаемых.

Правила сбора образцов.

Экскурсия – поездка по территории района, области для сбора образцов пород и минералов.

Оформление коллекций.

30

Экскурсия по сбору образцов пород и минералов.

1

24.04

Раздел 10 Сезонные изменения в природе. (2 часа)

31

Экскурсия на водоем. Наблюдение за весенним подъемом уровня воды в реке..

1

8.05

Экскурсии на водоем (наблюдения за весенним паводком), на овощной участок (весенние работы), на луг, в лес.

Сбор лекарственных растений.

32

Экскурсия на луг.

1

15.05

33

Анализ фенологических наблюдений за год.

1

22.05

Оформление мультимедийного  альбома и презентаций «Красота родного края».

34

Праздник «День Земли».

1

24.05

Организация и проведение праздника «День Земли». Показ мультимедийных презентаций и альбома на празднике.



Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

 муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

ПРИНЯТА

На заседании Педагогического совета

от «___» __________ 2016 г.

Протокол №______

 УТВЕРЖДАЮ                                                            Директор МБООДО «ЦВР»

_____________ Е.В. Болдина

«_____» ____________  2016 г.

Образовательная программа географического кружка

«Загадки материков и океанов»

Срок реализации: 1 год

Возраст участников: от 11  до 13 лет

Преподаватель: Дорогая Н.М.

п. Солнечный 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса географического кружка «Загадки материков и океанов» предназначена для учащихся6- 7-х классов и рассчитана на 204 часа (6 час в неделю).

Программа географического кружка призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

В требованиях Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии к уровню подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязей между ними, пониманию связей между географическим положением и природными условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно, если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинно-следственных связей между компонентами природы. Помощником в более углубленном изучении предмета является географический кружок.

Кружок позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить прочные знания по предмету.

Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Новизна программы заключается в том,что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе и населении Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Вокруг света» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими 

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии материков и океанов.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программе 11-13   лет. Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся данного возраста и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Программа кружка рассчитана на 1 год по 6 часов в неделю. Общее количество часов в год – 204 часа. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 12-15 человек.

Основные направления и содержание деятельности.

Создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей и раскрытии разнообразия ее природы и населения, ознакомление со странами и народами, предусмотренное программой географии материков и океанов, представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на формировании необходимого минимума базовых знаний и представлении страноведческого характера, необходимого каждому человеку нашей эпохи

По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем детального изучения общих понятий, которое осуществляется посредством  углубленного изучения определенных географических объектов.

Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Методы работы:

Выбор форм и методов образовательного процесса определяется в каждой конкретной теме и на различных этапах обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем подготовки учащихся, эмоционального настроя и многими другими факторами. В основном это теоретическиезанятия,практическиеработы,игры,конкурсы.

 Методы обучения:во время занятий кружка чаще используются словесный,наглядный,проблемно-исследовательский методы.Для подведения итогов программы применяется метод проектов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов на раздел

Всего

Теория

Практика

1

Введение

5

5

2

Литосфера и рельеф Земли

15

10

5

3

Атмосфера и климаты Земли

21

14

7

4

Гидросфера Земли

18

10

8

5

Географическая оболочка

15

10

5

6

Океаны

17

10

7

7

Африка

21

15

6

8

Австралия

13

7

6

9

Южная Америка

18

12

6

10

Антарктида

10

6

4

11

Северная Америка

20

15

5

12

Евразия

21

14

7

13

Географическая оболочка – наш дом

5

2

3

14

Итоговое занятие

5

5

ВСЕГО:

204

130

74

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение.

  1. Земля – лучшая планета во вселенной.

Знакомство с планом работы кружка и ТБ. Когда и почему стали делить сушу на части.

  1. Изменение карты мира в связи с путешествиями первооткрывателей.

Знакомство с первооткрывателями территорий. Просмотр видеофильма «Карта великих первооткрывателей».

Раздел 2. Литосфера и рельеф Земли

  1. Литосфера – подвижная твердь. Эры развития Земли. Древние материки.

Геологическое время: эры и периоды. Древние материки. Движения литосферных плит и их последствия. Составление прогноза положения материков через 100 млн. лет.

Раздел 3. Атмосфера и климаты Земли.

  1. Атмосфера – воздушный океан. Изменение климата планеты от прошлых эпох к настоящему.

Как менялся климат в геологическом прошлом. Изменения природы в связи с изменением климата.

  1. Климатические рекорды нашей планеты.

Полярная станция «Восток». Полюс холода Оймякон (Россия). Улан-Батор (Монголия). Эль-Азизия, Деште-Лут (Ливия). Даллол (Эфиопия). Долина смерти (США). Бангкок (Таиланд). Атакама (Чили). Черапунджи (Индия).

Раздел 4. Гидросфера Земли.

  1. Мировой океан – «синяя бездна».

Тайны и загадки океанских глубин. Неизвестные обитатели океанского дна. Подводные города.

  1. Океанические дороги человечества.

Замкнутые круги поверхностных течений. Течение Эль-Ниньо.

Раздел 5. Географическая оболочка.

  1. Геосфера – «живой механизм».

Природа – это «живой механизм». Закон географической зональности. Четырнадцать уникальных панорам важнейших экосистем. Создание атласа вымышленного материка.

Раздел 6. Океаны.

  1. Типы берегов Тихого океана. Интересное и невероятное в жизни океанов.

Океаны Земли. Типы берегов Тихого океана. Ветровые волнения. Приливы. Льды в океанах. Интересные обитатели океанов.

  1. Ученые-исследователи Арктики.

Виллем Баренц. Великая Северная экспедиция. Степан Малыгин. Георгий Седов. Отто Юльевич Шмидт.

Раздел 7. Африка.

  1. Изучение и исследование Африки.

БартоломеуДиаш. Васко да Гама. Давид Ливингстон. Василий Васильевич Юнкер.

  1. «Книга рекордов» рельефа Африки.

Составить «книгу рекордов» рельефа Африки: Атласский горы, Эфиопское нагорье, Рувензори, Драконовы горы, Лунные горы.

  1. Реки и озера Африки.

Величие реки Нил. Особенности и происхождение африканских озер.

  1. Удивительные обитатели Африканской территории.

Обитатели зоны влажных экваториальных лесов, зоны саванны и пустынь в Африке. Жираф. Леопард

  1. Жители Африки. Борьба народов Африки за культуру и экономическую независимость.

Африканские народы: пигмеи бамбути, туареги, масаи. Изготовление макетов жилищ африканских народов.

Раздел 8. Австралия.

  1. Формы рельефа Австралии. Удивительные географические названия.

Австралийские Анды, Голубые горы, Стеклянные горы, массив Кимберли, Улуру.

  1. Путешествие по крупнейшим городам Австралии.

Сидней. Канберра. Перт. Аделаида.

Раздел 9. Южная Америка.

  1. Южная Америка – «материк чудес и природных рекордов».

Анды – «медные горы». Плита Наска. Нагорье Пуна. «Самое самое…» в Южной Америке.

  1. Объекты Всемирного наследия в Южной Америке.

Загадочные геоглифы пустыни Наска. Фрагменты древней столицы инков города Куско. Археологические парки Сан-Агустин и Тьеррадентро. Археологический район Тиуанако. Каменные статуи о. Пасхи. Город горных разработок Потоси в Боливии. Город Бразилиа. Парк Игуасу. Горные крепости инков Мачу-Пикчу и Рио-Абиссео в Перу.

  1. Жизнь и ремесла индейских племен Южной Америки.

Ольмеки. Инки.

Раздел 10. Антарктида.

  1. Антарктида – «континент мира  и науки». Откуда образовался ледяной щит Антарктиды.

Освоение и изучение материка. Экспедиции ученых. Научные станции.

Раздел 11. Северная Америка.

  1. Северная Америка – «знакомый незнакомец».

Троекратное открытие материка. «Самое, самое…» на материке Северная Америка.

  1. Уникальные формы рельефа Северной Америки.

Кордильеры Аляски. Великие равнины. Аппалачи.

  1. Национальные парки Северной Америки.

Парк Каньонлендс. Национальный парк Йосемит. Национальный парк Редвуд. Национальный парк Гранд Тетон. Национальный парк Зайон. Национальный парк Петрифайд-Форест. Парк Гранд-Каньон.

  1. Коренные народности Северной Америки.

Племена Америки. Индейцы Мексики. Эскимосы Аляски.

  1. Маршрут путешествия по Северной Америке для любителей экстремальных видов спорта.

Составление маршрута для путешествия по Северной Америке для занятия экстремальными видами спорта.

Раздел 12. Евразия.

  1. Евразия – музей природы планеты Земля.

Евразия – предок древнейших цивилизаций. Место образования практически всех древних государств.

  1. Мифы и легенды о географических объектах Евразии.

Мифы и легенды о происхождении географических названий объектов Евразии.

  1. «Рекорды» рельефа материка Евразия.

Эверест. Каспийское море. Байкал. Тибет. Аравийский полуостров. Сибирь. Впадина Мертвого моря.

  1. «Проблемные» реки материка Евразия. Пути решения проблем.

Реки Маас, Нидер-Рейн, Шельда в Нидерландах. Хуанхэ. Велна и Нельба в Польше. Дунай. Ганг.

  1. Гигантские и карликовые государства Евразии.

Россия. Китай. Индия. Андорра. Лихтенштейн. Мальта. Монако. Сан-Марино. Ватикан. Люксембург.

  1. Индия – «великая страна».

Составление рекламного буклета для путешествия в Индию.

Раздел 13. Географическая оболочка – наш дом.

  1. Экологические проблемы мира.

Решение экологических проблем на различных материках.

  1. Итоговое занятие кружка.

Подведение итогов. Игра «Интеллектуальное казино»

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

  1. формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  3. умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
  4. умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
  5. умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

  1. формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения;
  3. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов;
  4. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на разных территориях и акваториях.

Формы контроля:

  • Анализ заданий, выполненных на контурной карте
  • Ответы на вопросы  викторины.
  • Ответы, полученные в ходе фронтальной беседы.
  • Результаты практических работ.

Методическое обеспечение

  1. Физико-географические карты мира, материков.
  2. Тематические карты.
  3. Видеоматериалы  (потемам).
  4. Презентации (по темам).
  5. Глобусы.
  6. Географические карты.
  7. Энциклопедические справочники.

Техническая оснащенность:

Географический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

  1. методико – дидактическое обеспечение;
  2. пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
  3. фонд литературы по предмету, библиотечка юного географа с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
  4. видеотека;
  5. набор учебных плакатов по географии;
  6. участие педагога кружка в семинарах, курсах повышения квалификации;
  7. проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
  8. пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
  9. технические средства обучения: ПК; интерактивная доска;

План воспитательной работы географического кружка.

Тема мероприятия, беседы, игры

Форма проведения

Дата проведения

I  год обучения

1

«Народы Земли» -воспитывать уважение к разным народам Земли.

Ролевая игра

октябрь

2

«Великий путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай». Жизнь папуасов.

Беседа

ноябрь

3

«Наш край» -расширить кругозор о природе своего района.

Беседа, викторина

декабрь

4

«Земля у нас одна» - воспитывать нормы поведения на природе. Прививать любовь к окружающему миру.

Игра-беседа

март

Литература

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б.  С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4.  Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова  «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе  Серия: Библиотека учителя  Автор: Андреева В.Н.

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям 
Сайт:http://www.danilova.ru

5.   География:Все для учителя географии 
Сайт:http://geo.1september.ru

6.  География:Энциклопедическая библиотека. 
Сайт:http://megacollection.ru

Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

 муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

ПРИНЯТА

На заседании Педагогического совета

от «___» __________ 2016 г.

Протокол №______

 УТВЕРЖДАЮ                                                            Директор МБООДО «ЦВР»

_____________ Е.В. Болдина

«_____» ____________  2016 г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРУЖКА  «ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ»

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Срок реализации: 1 год

Возраст: 11-13 лет

Преподаватель:Дорогая Н.М.

п. Солнечный 2016 г.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов на раздел

Всего

Теория

Практика

1

Введение

5

5

2

Литосфера и рельеф Земли

15

10

5

3

Атмосфера и климаты Земли

21

14

7

4

Гидросфера Земли

18

10

8

5

Географическая оболочка

15

10

5

6

Океаны

17

10

7

7

Африка

21

15

6

8

Австралия

13

7

6

9

Южная Америка

18

12

6

10

Антарктида

10

6

4

11

Северная Америка

20

15

5

12

Евразия

21

14

7

13

Географическая оболочка – наш дом

5

2

3

14

Итоговое занятие

5

5

ВСЕГО:

204

130

74

 



Предварительный просмотр:

Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»

«Все великое начинается с малого»

Пояснительная записка

     Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна  проблема: ухудшения качества среды обитания человека.  Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.

      Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.

      Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.

      Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде .

Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике полученные знания.
  • формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
  • развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
  • эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.

Возраст детей: от 10-13 лет

Сроки реализации программы: 6 часов в неделю в течение учебного года.

Формы и режим занятий: практические и теоретические занятия .

Ожидаемые результаты:

  •  знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
  • уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
  • знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
  • уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
  • уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
  • определиться в выборе дальнейшего курса обучения.

Содержание программы :

Тема №1. История возникновения и развития экологии.

Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

Тема №2. Голубая планета Земля.

Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.

Тема №3. Жизнь в лесу.

Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

  • Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.

Тема №4. Многообразие животных и растений.

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза.

Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в лесах средней полосы России. Лесная аптека. Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.

  • Приглашение специалиста по работе с животными - ветеринарного врача. Практическая работа по пересадки комнатных растений в уголке природы. Отработка основных навыков по уходу за комнатными растениями.

Тема №5. Место человека в природе.

Природа- колыбель человечества.

Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом.

Будущее человека, может ли человек выжить без природы. Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы. Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество.

  • Экскурсия в краеведческий музей.

Тема №6. Планете имя-океан.

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды? Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы.

  • Просмотр видеофильмов: «Живые обитатели морских глубин», «Акулы».

Тема №7. Человек изменяет Землю.

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. «Зелёные»- чем занимается и что пропагандирует данная организация.

  • Разъяснительная работа среди населения о вреде сжигания мусора в осеннее - весенний период. Выступление членов клуба с агитационными сценками перед взрослой и детской аудиторией. Экскурсия по городу «Приспособление растений и животных к жизни в городах».

Тема №8. Проблемы экологии.

Проблема заболоченности территории. Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их постоянного обитания. Проблема загрязнения Мирового океана, водоёмов, суши и уменьшение пресной воды. Проблема уменьшения запасов невозобновимых сырьевых и энергетических ресурсов. Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции.

  • Борьба со стихийными свалками мусора.

Тема №9. Основные экологические термины и понятия.

Термин экология предложенный зоологом Э. Геккелем. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений. Знакомство с литературой экологического направления.

  • Записи в тетрадях, оформление и ведение словаря юного эколога.

Тема №10. Состояние экологии в России.

Состояние экологии в России в отличие от капиталистических стран. Природоохранная деятельность.

  • Выступление ребят с докладами о проблемах экологии в России. Беседа о состоянии экологии в современной России.

Тема №11. Права и обязанности участника объединения.

Разработка устава и законов детского объединения.

  • Тренинги: «Экологическая этика», «Учимся формулировать законы».

Учебно-тематический план занятий по экологии

6 часов в неделю, всего 204 часа.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1

История возникновения и развития экологии.

6

6

 

2

Голубая планета Земля.

14

 

 

3

Жизнь в лесу.

14

14

10

4

Многообразие животных и растений.

16

4

14

5

Место человека в природе.

10

4

4

6

Планете имя-океан.

15

4

 

7

Человек изменяет Землю.

10

6

4

8

Проблемы экологии.

14

6

 4

9

Основные экологические термины и понятия.

5

 

 

10

Состояние экологии в России.

12

6

 

11

Права и обязанности участника объединения.

2

 

 

 

Итого:204

118

50

36

    Методы обучения:

 К изучаемым темам указаны практические работы,

 практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

Техническая оснащенность:

Географический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

  1. методико – дидактическое обеспечение;
  2. пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
  3. фонд литературы по предмету, библиотечка юного географа с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
  4. видеотека;
  5. набор учебных плакатов по географии;
  6. участие педагога кружка в семинарах, курсах повышения квалификации;
  7. проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
  8. пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
  9. технические средства обучения: ПК; интерактивная доска;

 

Формы подведения итогов:

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  • контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
  • табло достижений кружка;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности;
  • разработка памятки «Юный эколог».

       Список литературы:

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
  6. Биология газеты.
  7. Биология в школе (журналы).
  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
  10. Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области. Правительство Омской области 2006г.

Для учащихся:

  1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
  3. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
  4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
  5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
  6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
  8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы» Усть-Майского улуса (района)

Республики Саха (Якутия)

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО «ЦВР»

______________ Е.В. Болдина

«_____» ____________  2016 г.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

географического КРУЖКА

«Занимательная география»

Срок реализации: 1 год

Возраст участников: от 11  до 13 лет

Преподаватель: Дорогая Н.М.

п.Солнечный

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

______________ Е.В. Болдина

«_____» ____________  2015 г.

Учебно-тематический план занятий кружка по экологии «Живая планета»

6 часов в неделю, всего 204 часа.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1

История возникновения и развития экологии.

6

6

 

2

Голубая планета Земля.

14

 

 

3

Жизнь в лесу.

14

14

10

4

Многообразие животных и растений.

16

4

14

5

Место человека в природе.

10

4

4

6

Планете имя-океан.

15

4

 

7

Человек изменяет Землю.

10

6

4

8

Проблемы экологии.

14

6

 4

9

Основные экологические термины и понятия.

5

 

 

10

Состояние экологии в России.

12

6

 

11

Права и обязанности участника объединения.

2

 

 

 

Итого:204

118

50

36

2015 год



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

_____________________

«_____»_________2014г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Солнечнинская средняя общеобразовательная школа»

Усть-Майский улус Республика Саха(Якутия)

                                               «Что у нас под ногами»

Программа по внеурочной деятельности для 1-2 классов

Количество часов: 34

                                                                                                   Учитель географии

МБОУ «ССОШ»

                                                                                                    Дорогая Надежда Михайловна

п.Солнечный-2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Программа состоит из двух блоков:

- «Песок.Глина.Камни»

- «Почва-живая земля»

В первом блоке рассматриваются темы, связанные с неживой природы, все темы взаимосвязаны и реализуются через разнообразные виды деятельности учащихся – музыкальную, физическую, изобразительную, экспериментирование, наблюдение, игру и др.  Первый блок начинается с изучения компонентов природы (песка, глины, камней). На занятиях с помощью экспериментирования изучается их свойство, разнообразие и т.п.  Затем следуют темы, отражающие значение этих компонентов природы в жизни растений, животных и приспособленность последних к обитанию  в определённых условиях (например, в песчаной пустыне, в горах). В завершающей части блока обсуждается роль песка, глины, камней в жизни человека, примеры их использования, проблема охрана природы, правила экологически правильного поведения.

Во втором блоке рассматривается, компонент природы -  почва. На занятиях учащиеся выясняют, какой она бывает, её свойства и т.п. Затем следуют темы о жизни растений и животных и их приспособленности к обитанию в почве. Часть тем посвящается роли почвы к жизни людей, проблемам охраны и грамотного использования.

В ходе программы учащиеся знакомятся с природой не по картинкам, а постоянно с ней общаются во время практических занятий. На уроках экспериментирования  школьникам должно быть интересно: предоставляется возможность трогать, нюхать различные объекты природы, наблюдать за ними и самостоятельно получать ответы на свои вопросы.

Главная задача программы – это формирование бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Важно воспитать у детей познавательный интерес к объектам неживой и живой природы,  Желание и умение наблюдать, понимать, что в природе всё взаимосвязано.

Результатом программы должно стать побуждение интереса замечать  необычное в обычном, увидеть в невзрачном сером камешке настоящее сокровище, что у нас в буквальном смысле под ногами.

Тема занятия

Количество часов

1

«Песок. Глина. Камни»

Работа с коллекцией камней

1

2

«Знакомимся с песком и глиной»

Экспериментирование

1

3

«Такой разный песок»

Экспериментирование

1

4

«Откуда берется песок»

Экспериментирование

1

5

«Кто живет в песчаном доме»

Экспериментирование

1

6

Наблюдение в живом уголке. Игра.

1

7

«Для чего человеку песок и глина»

Экспериментирование

1

8

Наблюдение во время экскурсии.

«Экологическая тропа»

1

9

«Какими бывают камешки»

Экспериментирование

1

10

Исследование коллекций

1

11

Игра с ящиком ощущений.

Художественный труд.

1

12

«Камни из растений и животных»

Экспериментирование

1

13

«Знакомимся с магнитами»

Экспериментирование

1

14

«Что такое горы»

Беседа

1

15

Моделирование гор

1

16

«Почему разрушаются горы»

Экспериментирование

1

17

«Дымящие горы»

Беседа. Экспериментирование

1

18

Моделирование вулканов

1

19

«Эти таинственные пещеры»

Беседа. Экспериментирование

1

20

«Кто живет в горах»

Беседа. Игра

1

21

«Как человек использует камни»

Экспериментирование

1

22

«Декоративные и драгоценные камни»

Беседа. Экспериментирование

1

23

«Почва – живая земля»

Работа с коллекцией почв

1

24

«Знакомство с Подземным царством»

Экспериментирование

1

25

«Для чего нужна почва»

Беседа. Экспериментирование

1

26

«Жители Подземного царства»

Беседа. Наблюдение. Экспериментирование

1

27

«Слепой землекоп»

Беседа. Игра

1

28

«Здравствуй, дождевой червяк!»

Беседа. Наблюдение

1

29

Экспериментирование. Конструирование

1

30

«Как растения дружат с почвой»

Экспериментирование

1

31

«Почему исчезают опавшие листья»

Беседа. Игра.

1

32

Изобразительная деятельность

1

33

«Куда девается мусор»

Беседа

1

34

Труд и наблюдение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...