Методическая разработка на тему "Международные экономические отношения"
методическая разработка по географии (10 класс) на тему
Лекция на тему "Формы международных экономических отношений". Компьютерная презентация на тему урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdunarodnye_ekonomicheskie_otnosheniya.docx | 538.84 КБ |
mezhdunarodnye_ekonomicheskie_otnosheniya.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
Ярославской области
Ярославский колледж гостиничного и строительного сервиса
Методическая разработка
"Учебное занятие "Международные (всемирные )
экономические отношения"
Автор: Парамонова Светлана Яковлевна,
преподаватель, высшая квалификационная категория
1. Вводная часть
1.1. Цели учебного занятия.
В ходе изучения темы "Международные (всемирные) экономические отношения" обучающиеся должны усвоить:
1. суть понятий "международные экономические отношения";
2.приводить примеры международных экономических отношений и давать их краткую характеристику;
3. проводить примеры стран с т.н. "открытой экономикой";
4. определять место России во международных экономических отношениях
1.2.Учебно-наглядный комплекс:
1. Политическая карта мира и тематические карты
2. Учебники и географические атласы
3.Компьютерная презентация
1.3. Основные методы обучения:
1. Лекция с элементами беседы
2. Работа учащихся с текстом учебником, географическими картами
2. Ход учебного занятия
Преподаватель объявляет тему учебного занятия и объясняет важность изучения этой темы в курсе "Экономическая и социальная география мира". Преподаватель читает лекцию, сопровождая её демонстрацией компьютерной презентации. Отдельные фрагменты учебного материала обучающиеся могут изучать самостоятельно с помощью учебника и путем анализа тематических карт. Лекция и работа с учебником может чередоваться учебной беседой. Основные определения, выводы обучающиеся записывают в тетрадь. На завершающем этапе учебного занятия преподаватель задаёт серию вопросов с целью выяснения качества усвоения учебного материала.
3. Содержание учебного материала
3.1. Международные экономические отношения: понятие, состав
В настоящее время ни одна страна мира не может эффективно развивать хозяйство без экономических связей с другими государствами. МЭО изучаются многими естественными, точными и общественными дисциплинами. Все они соглашаются в том, что международные экономические отношения "осуществляются как на двусторонней, так и на многосторонней основе", что это "разнообразное участие стран в обмене материальными и духовными ценностями".
Выделяют много форм МЭО. 6 основных показаны на рис.1.
Рис.1.
2. Формы международных экономических отношений
2.1. Мировая торговля
Мировая торговля – самая старая форма МЭО, однако, по темпам роста она продолжает лидировать . "Мировая торговля – это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками разных стран. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом". "Экспорт - вывоз за границу товаров, услуг, технологий. Особой формой является реэкспорт - вывоз товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Импорт -ввоз товаров, услуг, технологий для их реализации на внутреннем рынке и для транзитных операций. Реимпорт - обратный ввоз из-за границы отечественных товаров, не подвергшихся переработке".
На мировую торговлю занимает 4/5 совокупного объема МЭО. Более 70% оборота мировой торговли приходится на развитые страны Северной Америки, Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона. В т.ч. на европейские государства - 40-45%.
Товарная структура мировой торговли в начале XXI века показана на рис.2 .
Рис.2.
Темпы роста мировой торговли представлены на рис. 3.
Рис.3.
Для регулирования мировой торговли создана Всемирная торговая организация, куда входит около 150 стран, на которые приходится 95% мирового товарооборота.
2.2. Кредитно-финансовые отношения
Кредитно-финансовые отношения включает в себя капиталовложения и международные кредиты. Эта более молодая форма МЭО, но прибредшая первостепенное значение и, благодаря деятельности ТНК, охватившая весь мир.
Сейчас 70% всего объема обмена финансами приходится на развитые страны. Главными экспортерами капитала являются США, Япония, Великобритания, Германия. Основные финансовые потоки направлены в наукоёмкие отрасли, сферу услуг.
Среди развивающихся стран сложились 2 центра экспорта капитала:
1. нефтеэкспортирующие страны Персидского залива, откуда потоки нефтедолларов поступают в Западную Европу и страны Африки и Азии;
2. новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Тайвань и др.).
По поступлению иностранных инвестиций среди развивающихся стран лидируют Индия и Китай .
Колебания объёмов прямых иностранных инвестиций показаны на рис.4.
Рис.4.
Мировое сообщество пытается регулировать международного движения финансов путем создания международных организаций и заключения договоров. К числу последних относится Вашингтонская конвенция 1965 года «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами».
Международном банке реконструкции и развития занимается долгосрочными структурными проектами, поддерживает государства, испытывающие финансовые затруднения.
Международный валютный фонд - межправительственная валютно-кредитная организация, созданная для упорядочивания валютно-финансовых отношений между странами, поддержки валютных курсов, оказания помощи нуждающимся странам.
2.3. Международные услуги
В настоящее время насчитывается более 600 видов международные услуг: транспортные, рекламные, инженерные, финансовые, строительные, услуги в области страхования и обмена производственным опытом, др.
Удельный вес международных услуг в МЭО по стоимости – примерно 20%. Более 80% всех международных услуг в настоящее время оказывается развитыми странами.
Приведем 2 примера международных услуг, без которых невозможно развитие производства в различных отраслях экономики: производственные услуги, транспортные услуги.
Производственные услуги:
1. этапе подготовки процесса производства обеспечиваются технико-экономическое обоснование, исследование рынков, конструкторские работы;
2. на этапе производства товаров и функционального обеспечения основной деятельности осуществляются контроль качества и аренда оборудования, бухгалтерский учет, управление кадрами и юридическое обслуживание,
3. на послепроизводственном этапе предоставляется кон-сультирование по вопросам сбыта и транспортировки.
Рынок транспортных услуг неразрывно связан с расширяющимися масштабами мирового производства товаров, внешней торговли, перемещения капиталов и рабочей силы. Мировой рынок транспортных услуг состоит из рынка железнодорожный и автодорожных перевозок, фрахтового рынка морского тоннажа, рынка портовых услуг и др.
Современное мировое хозяйство ставит перед транспортной сетью ряд требований:
1. дифференциация перевозок, когда наряду с ростом мас- штабов грузоотправок, возникает потребность, в силу междуна родного кооперирования, в перевозке грузов мелкими партиями;
2. совершенствование транспортной сети, повышение эффек-тивности перевозок, увеличивающиеся требования к сохранности грузов и скорости их доставки;
3. учет непрерывно меняющейся структуры экономических связей отдельных стран.
2.4. Международный туризм
Международный туризм включает услуги по доставке туристов в страну назначения, предложение отелей и питания, обеспечение досуга и пр. Отрасль активно развивается в следствии совершенствования транспортных средств, развития производительных сил, повышением благосостояния и культурного уровня людей.
Международный туризм важен не только для развитых, но и для развивающихся стран. Для многих из развивающихся стран международный туризм - основной источник дохода. Главным районом мира, привлекающим иностранных туристов остаётся Зарубежная Европа, среди стран который выделяется т.н. "большая тройка" Франция, Испания, Италия.
В Азии больше всего туристов принимают Китай, Малайзия, Таиланд. В Северной Америке - США, в Латинской Америке - Мексика.
Динамика характеристик мирового туризма приводится на рис.6.
Рис.6.
3.5. Прочие виды международных экономических отношений
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется научно-технической революцией(НТР) - переворотом в производительных силах человечества, основанных на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
НТР определила такую форму МЭО, как научно-технические связи, выражающиеся в обмене новейшей технической информацией и купле-продаже разработок, в совместной реализации научных разработок и проектов.
В научно-технических связях как форме МЭО преуспевают страны Западной Европы и США.
Международное производственное сотрудничество осуществляется в нескольких формах:
1. международная специализация и кооперирование произво- дства, которые широко проявляются в машиностроении;
2. совместное производство продукции на многосторонней основе;
3. создание совместных предприятий
В настоящее время в мире сложился международный рынок рабочей силы. Это явление характеризующееся постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы. Основу международного рынка рабочей силы составляют международные миграции трудящихся. Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера.
Миграции малоквалифицированной рабочей силы из развивающихся стран связаны с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Такие миграции из африканских и азиатский стран, а также Южной и Восточной Европы направлены в Западную Европу, из латиноамериканских стран - в США и Канаду.
Миграции квалифицированных специалистов, ученых, преподавателей связаны с поиском более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни.
4. Список использованных источников
1. Краткий географический словарь. EdwART. 2008. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/170/МЕЖДУНАРОДНЫЕ_ЭКОНОМИЧЕСКИЕ_ОТНОШЕНИЯ
2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х кн. [Текст]. Кн.1.-М.: Дрофа, 2008, 495 с.
3. Международные экономические отношения[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/m-ekonomicheskie-otnosheniya.html#a2
4. Интернет курс лекций по дисциплине "Мировая экономика и международные экономические отношения" [Электронный ресурс].
-Режим доступа:http://e-biblio.ru/book/bib/09_ekonomika/mirovaya_econom_i_megdunar_econom_otnosh/mir_ek_i_mejd_ek_otn.html
5. Финансовый словарь трейдера [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/11724-mezhdunarodnye-ekonomicheskie-otnosheniya
6. Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://taxation.academic.ru/453/МЕЖДУНАРОДНЫЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели занятия 1. Знать суть понятий «всемирные экономические отношения», «страны с открытой экономикой» 2. Приводить примеры всемирных экономических отношений 3. Дать характеристику отдельных видов МЭО
Международные экономические отношения (ЭО ) - разнообразное участие стран в обмене материальными и духовными ценностями
Виды ВЭО
Страны с открытой экономикой - страны, активно участвующие в международных экономических связях
Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария являются странами с высокой открытостью экономики, а с наименее открытой – Северная Корея, Куба .
Мировая торговля Как изменилась структура мировой торговли?
Для регулирования процессов мировой торговли создана Всемирная торговая организация (ВТО), в состав которой вошла и Россия.
Международные финансовые отношения Эта форма ВЭО находит выражение в экспорте капитала, предоставлении кредитов. Лидируют США, Япония, Китай, страны Западной Европы. Крупнейшие финансовые центры: Лондон, Нью-Йорк, Токио, Цюрих, Москва .
Научно-техническое сотрудничество Выражается в международном обмене научно-технической информацией, в осуществлении совместных научных разработок и проектов, например, в области космических исследований .
Международная космическая станция (МКС)
Международный туризм Сделать выводы о развитии международного туризма
Число туристов в мире 1,1 млрд человек ( 2014 г ) Численность населения Земли составляет более 7,3 миллиарда человек
Каждое 11-е рабочее место на планете прямо или косвенно зависит от туризма.
Страна Кол-во туристов (млн. человек) Франция 86,3 США 77,9 Испания 68,1 Китай 56,9 Италия 50,8 2015 г. Всемирная туристская организация (UNWTO )
Россия заняла 10 место в рейтинге самых посещаемых стран мира. В 2015 году её посетило 31,6 млн туристов, что на 6,2% больше, чем в 2014 году Всемирная туристская организация (UNWTO)
Туризм – активно развивающаяся, важная отрасль мировой экономики. Туризм составляет заметную, а в ряде случаев и основную, часть хозяйства ряда стран мира
Цели занятия достигнуты? 1. Знать суть понятий «всемирные экономические отношения», «страны с открытой экономикой» 2. Приводить примеры всемирных экономических отношений 3. Дать характеристику отдельных видов МЭО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка классного часа "Построение отношений с близкими людьми"
тренинг с элементами игры,беседы. дисскусии. Занятие расчитано на 40 минут для учащихся 6- 8 классов....
Методическая разработка учебной темы "Экономические системы" на различных ступенях экономического образования школьников
Презентация....
Методическая разработка урока "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района"
Урок -конспект по географии Иркутской области, 9 класс "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района" (Иркутская область)...
Методическая разработка урока экономики "Экономические системы"
Урок разработан в режиме презентации. Учебный материал, размещенный на слайдах, отражает основные понятия, характеристики и особенности каждой экономической системы...
Разработка программно-методического сопровождения элективного курса для предпрофильных классов по теме "Международные экономические отношения"
Элективный курс для 9-х предпрофильных классов расширяет рамки знаний по географии, поможет учителю в работе....
Разработка программно-методического сопровождения элективного курса для предпрофильных классов по теме "Международные экономические отношения"
Элективный курс для 9-х предпрофильных классов расширяет рамки знаний по географии, поможет учителю в работе....
Методическая разработка урока:Поволжский экономический район
Методическая разработка:"Поволжский экономический район", урок -практикум, разработан для 9 класса, всоответствии ФГОС...