Методическая разработка урока:Поволжский экономический район
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Методическая разработка:"Поволжский экономический район", урок -практикум, разработан для 9 класса, всоответствии ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povolzhe.docx | 30.01 КБ |
samoanaliz_uroka_povolzhe.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 2
Тема: Хозяйство Поволжья.
Цели: - Составить комплексную характеристику хозяйства Поволжского экономического
района.
- Совершенствовать умение составлять экономико-географическую характеристику
отраслей хозяйства района, называть и показывать на карте объекты номенклатуры;
- Продолжить формирование умения работы с тематическими картами,
со статистической информацией.
- Создать условия для развития умения выделять главное, устанавливать
причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами
атласа, участвовать в решении проблемных вопросов, делать выводы.
Задачи:
- Установить связь между экономико-географическим положением района, природными условиями, природными ресурсами и развитием основных отраслей хозяйства Поволжья.
- Определить отрасли специализации хозяйства Поволжья; выделяют, описывают и объясняют существенные признаки основных отраслей Поволжья, находят в картах атласа и учебнике информацию, необходимую для изучения данного комплекса.
- Нанести центры машиностроения, химической, топливной промышленности, электроэнергетики.
- Составить «Визитную карточку района».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: Практикум.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, самостоятельная работа по заполнению таблицы, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения: 1.Экономическая карта Поволжского района.
2.Атласы для 9 класса.
3.Статистические материалы: таблица: Изменение отраслевой
структуры промышленности Поволжья.
4.Раздаточные материалы: План описания отрасли,
лист самоконтроля.
5. Компьютерная презентация: Хозяйство Поволжья.
Структура урока
1.Организационно-мотивационный этап
1.Сообщение темы урока, создание мотивационной установки (Слайд № 1).
2.Определение целей и задач урока.
- Учащиеся определяют тему урока(Слайд № 2).
-Цели урока (Слайд №3).
-Формулируют с помощью учителя задачи и результаты урока (Слайд №4).
- Определяют источники информации (Слайд №5).
Вопросы к классу:
-Что нам нужно повторить, чтобы приступить к изучению новой темы?
(Состав, ЭГП, природные условия и природные ресурсы)
2.Актуализация опорных знаний и умений.
Вопросы по домашнему заданию составляют учащиеся:
1.Назовите какие субъекты РФ входят в состав Поволжья?
2.Охарактеризуйте экономико-географическое положение Поволжья.
Вывод: ЭГП Поволжья- выгодное. Наряду с Уральским районом Поволжье создает экономическую целостность страны, связывает Западную и Восточную экономические зоны России (Слайд №6).
3.Назовите природные условия и ресурсы Поволжья?
(Слайд№7; минеральные ресурсы№8; агроклиматические и
земельные №9; рыбные №10).
Вывод: Поволжье обладает разнообразными природными ресурсами, среди которых особо выделяются агроклиматические ресурсы, нефть, газ, поваренная соль и рыба (Слайд №11).
Вопросы к классу: Почему вы задали именно эти вопросы?
(Потому что, эгп, природные условия и природные ресурсы определяют специализацию района).
3.Изучение нового материала.
1.Задание: Используя карту атласа определите отрасли специализации Поволжья. (Слайд№ 12).
Межотраслевые комплексы: (Слайд № 13).
1.Машиностроительный.
2.Химический.
3.Топливно-энергетический.
4.Агропромышленный.
2.Результат Опережающего задания: Определить коэффициент специализации по формуле: К=Н/П Х 100, если К>1, то это отрасль специализации.
3.Задание:Проанализируйте статистическую таблицу: Изменение отраслевой структуры промышленности Поволжья, % (Слайд №14);
Таблица (Слайд № 15).
Изменение структуры отраслевого состава промышленности Поволжья, %.
Отрасль промышленности | 1992 | 2009 |
Электроэнергетика | 4 | 15 |
Топливная | 7 | 18 |
Металлургия | 4 | 2 |
Химическая | 12 | 14 |
Машиностроение | 34 | 26 |
Легкая | 12 | 2 |
Пищевая | 17 | 13 |
Прочие отрасли | 10 | 10 |
(Вывод: Увеличилась доля : электроэнергетики, топливной промышленности, уменьшилась доля легкой, пищевой, машиностроения, хотя оно в структуре отраслевого состава промышленности занимает ведущее место).
4.Задание: Используя текст параграфа учебника, тематическую карту в атласе, статистический материал дайте характеристику комплексам .
- разделиться по парам, каждая пара характеризует один комплекс по плану:
Вспомните план. Состав, факторы размещения, центры.
Заполните таблицу: Слайд №16.
Название комплекса | Состав | Факторы размещения | Центры |
Машиностроение | Электроника Приборостроение радиотехника автомобилестроение авиастроение тракторостроение | Потребительский Высоко Квалифицированные трудовые ресурсы, научная база | Наукоемкие отрасли Самара, Казань, Саратов. Автомобилестроение Ульяновска –УАЗ (вездеходы); Тольятти –ВАЗ; Набережные Челны – КамАЗ; Энгельс – троллейбусы. Авиастроение Казань, Самара, Саратов – самолеты; Казань – вертолеты. Тракторостроение Волгоград. |
Химическая | Горнохимия Нефтихимия Химия органического синтеза Производство и переработка полимеров. Газохимия
| Наличие поваренной соли и серы Местная и западно-сибирская нефть | добыча серы – Самарская область соли – Баскунчак НПЗ- Самарский, Нижнекамский Новокуйбышевский Астраханский газохимический комплекс |
Топливно-энергетический | Топливная промышленность Электроэнергетика | Месторождения нефти и газа Река Волга | Добыча нефти, газа. На Волге построен каскад Волжских электростанций. |
Агропромышленный комплекс | Земледелие животноводство |
Нанесите на контурную карту центры: машиностроения, электроэнергетики, химической, топливной промышленности (Слайд № 17).
5.Выступление учащихся с отчетом (характеристика комплекса).
Слайд №18.1. Машиностроение (точное и наукоемкое): приборостроение, радиотехника, электроника : Казань, Самара, Саратов.
автомобилестроение
Ульяновска –УАЗ (вездеходы) слайд №19;
Тольятти –ВАЗ (слайд № 20); Набережные Челны – КамАЗ (слайд№21); Энгельс – троллейбусы (слайд №22).
Авиастроение
Самолеты: Ульяновск, Самара, Саратов (Слайд № 23).
Ракеты: Самара (Слайд № 24). Вертолеты: Казань (Слайд №25).
Слайд № 26.Тракторостроение. Волгоград.
2.Химическая промышленность (Слайд №27).
Слайд № 28. Горнохимия: добыча серы – Самарская область;
поваренной соли – Баскунчак.
Слайд № 29.Нефтепереработка: переработка местной и западносибирской нефти в Нижнекамском, Самарском и других комплексах служит основой для химии органического синтеза, производство полимеров.
Перечень выпускаемой продукции очень велик: каучук, полиэтилен, удобрения, резиновые изделия, бытовая химия.
Газохимический комплекс: Астраханский.
Центр нефтепереработки –Новокуйбышевск.
Слайд № 30. 3.Топливно- энергетический комплекс.
Добыча нефти, газа.
На Волге построен каскад Волжских электростанций (Слайд № 31).
Слайд № 32. 4. Агропромышленный комплекс.
Слайд № 33. (Главное богатство Поволжья…
Здесь выращивают 20% зерна, помидоры, арбузы.
Район занимает 1 место по производству мяса, муки, крупы, поваренной соли.
В Нижнем Поволжье видная роль принадлежит рыбной промышленности, здесь вылавливают осетровых рыб, судака, леща, сазана. Ведут заготовку икры.
Слайд № 34. 6.Исследовательская работа.
Группа 1. По картам атласа и рисунку 96 дайте характеристику Самарского промышленного узла по плану: а) из каких городов состоит узел; б)ведущие производства и факторы их размещения; в) значение в хозяйстве района и России.
Группа №2. По карте атласа определите основные культуры сельскохозяйственных районов Поволжья. Сравните их по набору выращиваемых растений и животных. Объясните выявленные различия.
4.Закрепление.
1.Визитная карточка Поволжья (Слайд №35).
1.Атомобильный «цех» страны (Слайд №36).
2.Первый авиационный «цех» страны (Слайд №37).
3.Крупнейшая «Бахча» России (Слайд № 38).
4.Важнейший промысловый бассейн (Слайд№39).
5.Волга – великая русская река (Слайд № 40)
Слайд № 41
2.Составьте вопросы по теме: Поволжье.
Беседа по вопросам.
1.Назовите отрасли специализации Поволжья?
2.Назовите центры промышленности.
3.Охарактеризуйте АПК.
5. Рефлексия: Слайд №42
- Ребята, вы реализовали те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?
- Какая форма работы вызвала наибольший интерес?
- С какими трудностями вы столкнулись при работе?
- Удалось ли вам сформировать представление о Поволжье?
- Возникло ли у вас желание самому побывать в Поволжье?
- Какой город вы хотели посетить и почему?
На этапе рефлексии деятельности происходит сравнение результатов работы с учебной задачей и дается самооценка результатов деятельности.
С помощью знаков « +», «--», «≈»
Заполните таблицу, уровень своего знания слайд № 43
плюс – я знаю минус – не знаю приблизительно – не очень хорошо знаю
Я знаю, где расположен Поволжский район | |
Я знаю, состав района | |
Я знаю, особенности природы района | |
Я знаю, какими природными ресурсами район богат | |
Я знаю, какими отраслями специализации выделяется район в России | |
Я знаю города –миллионеры района | |
Я знаю центры автомобилестроения района |
5.Подведение итогов и выставление оценок
Контроль и оценка уровня овладения новым материалом
На этом этапе даю оценку работы учащихся на уроке и выставляю оценки за урок в
дневники и журнал.
6.Домашнее задание (Слайд № 44).
Параграф 51, на контурных картах выполнить задание № 1 стр. 224.
Дополнительное задание по желанию: Составить сообщение: «Проблема Волги»; Волгоград-город –герой.
Спасибо за урок! Слайд №45
Литература:
- В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе, «География России: хозяйство и географические районы» «Дрофа», Москва, 2005г.
- Е.А.Жижина «Население и хозяйство России», поурочные разработки по географии, «ВАКО», Москва 2005г.
- О.В.Антушева, «География: поурочные планы», Издательство «Учитель», Волгоград, 2006 г.
Статистическая таблица:
Изменение структуры отраслевого состава промышленности Поволжья, %.
Отрасль промышленности | 1992 | 2009 |
Электроэнергетика | 4 | 15 |
Топливная | 7 | 18 |
Металлургия | 4 | 2 |
Химическая | 12 | 14 |
Машиностроение | 34 | 26 |
Легкая | 12 | 2 |
Пищевая | 17 | 13 |
Прочие отрасли | 10 | 10 |
Лист самоконтроля
С помощью знаков « +», «--», «≈»
Заполните таблицу, уровень своего знания
плюс – я знаю минус – не знаю приблизительно – не очень хорошо знаю
Я знаю, где расположен Поволжский район | |
Я знаю, состав района | |
Я знаю, особенности природы района | |
Я знаю, какими природными ресурсами район богат | |
Я знаю, какими отраслями специализации выделяется район в России | |
Я знаю города –миллионеры района | |
Я знаю центры автомобилестроения района |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по географии в 9 классе по теме
«Хозяйство Поволжья».
Урок проводился в классе с хорошими учебными возможностями. В классе - 8 учащихся, на уроке присутствовали все учащиеся, из них высокий уровень учебных возможностей имеют - 2 учащихся, остальные имеют хороший и средний.
По тематическому плану это 2 урок из 3 уроков по теме: «Поволжский экономический район» и пятый из шести экономических районов Западной экономической зоны России. Поэтому учащиеся могут используя различные источники географической информации давать характеристику экономического района.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: Практикум.
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения: раздаточные материалы: Статистическая таблица: Изменение отраслевой структуры промышленности Поволжья; листы самоконтроля; Экономическая карта Поволжья; атласы для 9 класса, компьютерная презентация: Хозяйство Поволжья. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также содержание учебного материала, принципы обучения и требования программы, я сформулировала следующие цели урока:
- Составить географическую комплексную характеристику Поволжского экономического района России;
-Совершенствовать умение составлять характеристику отраслей хозяйства, используя различные источники географической информации;
-Воспитывать любовь к своей стране, гордость за её достижения, формирование коммуникабельности в общении со сверстниками.
Для реализации названных целей использовались различные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, самостоятельная работа по заполнению таблицы, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная.
Задачи:
- Установить связь между экономико-географическим положением района, природными условиями, природными ресурсами и развитием основных отраслей хозяйства Поволжья.
- Определить отрасли специализации хозяйства Поволжья; выделяют, описывают и объясняют существенные признаки основных отраслей Поволжья, находят в картах атласа и учебнике информацию, необходимую для изучения данного комплекса.
- Нанести центры машиностроения, химической, топливной промышленности, электроэнергетики.
- Составить «Визитную карточку района».
В содержании урока выделяются этапы: организационно- мотивационный, актуализации знаний, изучение нового материала, закрепление и обобщения, подведение итогов, рефлексия и домашние задание.
1 этап – организационно-мотивационный.
Задачей этапа является обеспечить благоприятную психологическую обстановку для учебной деятельности. Учащиеся исходя из ранние полученных знаний, определяют задачи изучения новой темы, планируют результат своей деятельности на уроке.
2 этап – актуализация опорных знаний.
На этом этапе учитель обеспечивает воспроизведение тех знаний и умений, на базе которых будет выстраиваться новое содержание. Реализация целевых установок, формирование умений определять цель, планировать свою учебную деятельность.
3 этап – изучение нового материала
Задачи этапа - обеспечить восприятие, осмысление усваиваемых учащимися понятий, создание условий для освоения учащимися знаний в форме деятельности.
1.Анализ статистической таблицы: Изменение отраслевой структуры промышленности Поволжья.
2. Работа в парах по изучению отраслей специализации района: состав, факторы размещения, центры. Совершенствование умений по анализу текста учебника, тематических карт, составлению характеристики отрасли.
3. Использование исследовательского метода обучения по установлению причинно-следственных связей.
4.Исследовательская работа направлена на закрепление умений анализировать карты атласа, а также на развитие умственной мыслительной деятельности, обобщать и делать вывод.
4 этап – закрепление новых знаний и способов деятельности.
Задачей этапа является - обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала. Совершенствование оценочных действий.
В результате работы с различными источниками информации учащиеся составляют: Визитную карточку района.
5 этап – Рефлексия. Задача этого этапа в том, чтобы учащиеся оценили свою деятельность на уроке, увидели с какими трудностями они столкнулись.
6 этап – информация о домашнем задании.
Форма урока позволила сочетать в себе традиционные и нетрадиционные формы работы: урок – практикум
Психологический режим поддерживался доброжелательным отношением учителя к учащимся. Посильностью заданий для каждого ученика, атмосферой делового сотрудничества. Высокая плотность, темп урока, сочетание разных видов работы позволили реализовать весь объем предлагаемого материала, решить поставленные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района.
Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района....
Методическая разработка учебной темы "Экономические системы" на различных ступенях экономического образования школьников
Презентация....
Методическая разработка урока "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района"
Урок -конспект по географии Иркутской области, 9 класс "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района" (Иркутская область)...
Методическая разработка урока экономики "Экономические системы"
Урок разработан в режиме презентации. Учебный материал, размещенный на слайдах, отражает основные понятия, характеристики и особенности каждой экономической системы...
Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района.
Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района....
Разработка урока, темаСеверокавказский экономический район (по ФГОС) 9 класс
Полная разработка урока для 9 класса "Северокавказский экономический районг" по ФГОС...
Методическая разработка «Организация и проведение районного конкурса проектов на иностранных языках»
Методическая разработка «Организация и проведение районного конкурса проектов на иностранных языках» ...