Методическая разработка урока:Поволжский экономический район
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Методическая разработка:"Поволжский экономический район", урок -практикум, разработан для 9 класса, всоответствии ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povolzhe.docx30.01 КБ
Файл samoanaliz_uroka_povolzhe.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 2

Тема: Хозяйство Поволжья.

Цели: - Составить комплексную характеристику хозяйства Поволжского экономического

                   района.

                  - Совершенствовать умение составлять экономико-географическую характеристику

                    отраслей  хозяйства  района, называть и показывать на карте объекты номенклатуры;

                  - Продолжить формирование умения работы с тематическими картами,

                    со статистической  информацией.

                 - Создать условия для развития умения выделять главное, устанавливать

                    причинно-следственные связи  через умение работать с текстом учебника, картами

                      атласа, участвовать в решении проблемных вопросов, делать выводы.

Задачи: 

  1. Установить  связь между экономико-географическим положением района, природными условиями, природными ресурсами и развитием основных отраслей хозяйства Поволжья.
  2.  Определить   отрасли специализации хозяйства Поволжья; выделяют, описывают и объясняют существенные признаки основных отраслей Поволжья, находят в картах атласа и учебнике  информацию, необходимую для изучения данного комплекса.
  3. Нанести центры машиностроения, химической, топливной промышленности, электроэнергетики.
  4. Составить «Визитную карточку района».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: Практикум.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, самостоятельная работа по заполнению таблицы, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная,  индивидуальная.

Средства обучения: 1.Экономическая карта Поволжского района.

                                     2.Атласы для 9 класса.

                                     3.Статистические материалы: таблица: Изменение отраслевой

                                      структуры промышленности Поволжья.

                                     4.Раздаточные материалы: План описания отрасли,

                                      лист самоконтроля.

                                     5. Компьютерная презентация: Хозяйство Поволжья.

 

Структура урока

1.Организационно-мотивационный этап

1.Сообщение темы урока, создание мотивационной установки (Слайд № 1).

2.Определение целей и задач урока.

- Учащиеся определяют тему урока(Слайд № 2).

-Цели урока (Слайд №3).

-Формулируют с помощью учителя задачи и результаты урока (Слайд №4).

- Определяют источники информации (Слайд №5). 

Вопросы к классу:

-Что нам нужно повторить, чтобы приступить к изучению новой темы?

(Состав, ЭГП, природные условия и природные ресурсы)

2.Актуализация опорных знаний и умений.

Вопросы по домашнему заданию составляют учащиеся:

1.Назовите какие субъекты РФ  входят в состав Поволжья?

2.Охарактеризуйте экономико-географическое положение Поволжья.

Вывод: ЭГП Поволжья- выгодное. Наряду с Уральским районом Поволжье создает экономическую целостность страны, связывает Западную и Восточную экономические зоны России (Слайд №6).

3.Назовите природные условия и ресурсы Поволжья?

(Слайд№7; минеральные ресурсы№8; агроклиматические и

земельные №9; рыбные №10).

Вывод: Поволжье обладает разнообразными природными ресурсами, среди которых особо выделяются агроклиматические ресурсы, нефть, газ, поваренная соль и рыба (Слайд №11).

Вопросы к классу: Почему вы задали именно эти вопросы?

(Потому что, эгп, природные условия и природные ресурсы определяют специализацию района).

3.Изучение нового материала.

1.Задание: Используя карту атласа определите отрасли специализации Поволжья. (Слайд№ 12).

Межотраслевые комплексы: (Слайд № 13).

1.Машиностроительный.

2.Химический.

3.Топливно-энергетический.

4.Агропромышленный.

2.Результат Опережающего задания: Определить коэффициент специализации по формуле: К=Н/П Х 100, если К>1, то это отрасль специализации.

3.Задание:Проанализируйте статистическую таблицу: Изменение отраслевой структуры промышленности Поволжья, % (Слайд №14);

Таблица (Слайд № 15).

Изменение структуры отраслевого состава промышленности Поволжья, %.

Отрасль промышленности

1992

2009

Электроэнергетика

4

15

Топливная

7

18

Металлургия

4

2

Химическая

12

14

Машиностроение

34

26

Легкая

12

2

Пищевая

17

13

Прочие отрасли

10

10

(Вывод: Увеличилась доля : электроэнергетики, топливной промышленности, уменьшилась доля легкой, пищевой, машиностроения, хотя оно в структуре отраслевого состава промышленности занимает ведущее место).

4.Задание: Используя текст параграфа учебника, тематическую карту в атласе, статистический материал дайте характеристику комплексам .

- разделиться по парам, каждая пара характеризует один комплекс по плану:

Вспомните план. Состав, факторы размещения, центры.

Заполните таблицу: Слайд №16.

Название комплекса

Состав

Факторы размещения

Центры

Машиностроение

Электроника

Приборостроение

радиотехника

автомобилестроение

авиастроение

тракторостроение

Потребительский

Высоко

Квалифицированные

трудовые ресурсы,

научная база

Наукоемкие отрасли

Самара, Казань, Саратов.

Автомобилестроение

Ульяновска –УАЗ

 (вездеходы);

Тольятти –ВАЗ;

Набережные Челны – КамАЗ;  

Энгельс – троллейбусы.

Авиастроение

Казань,  Самара, Саратов – самолеты;  Казань – вертолеты.

Тракторостроение

Волгоград.

Химическая

Горнохимия

Нефтихимия

Химия органического синтеза

Производство и переработка полимеров.

Газохимия

 

Наличие поваренной соли и серы

Местная и западно-сибирская нефть

добыча серы – Самарская область

соли – Баскунчак

НПЗ- Самарский, Нижнекамский

Новокуйбышевский

Астраханский газохимический комплекс

Топливно-энергетический

Топливная промышленность

Электроэнергетика

Месторождения нефти и газа

Река Волга

Добыча  нефти, газа.

На Волге построен каскад Волжских  электростанций.

Агропромышленный комплекс

Земледелие

животноводство

Нанесите на контурную карту центры: машиностроения, электроэнергетики, химической, топливной  промышленности  (Слайд № 17).

5.Выступление учащихся с отчетом (характеристика комплекса).

Слайд №18.1. Машиностроение  (точное и наукоемкое): приборостроение, радиотехника, электроника : Казань,  Самара, Саратов.

автомобилестроение

Ульяновска –УАЗ (вездеходы) слайд №19;

  Тольятти –ВАЗ (слайд № 20); Набережные Челны – КамАЗ (слайд№21);   Энгельс – троллейбусы (слайд №22).

  Авиастроение

Самолеты: Ульяновск, Самара, Саратов (Слайд № 23).

Ракеты: Самара (Слайд № 24). Вертолеты: Казань  (Слайд №25).

Слайд № 26.Тракторостроение. Волгоград.

 2.Химическая промышленность (Слайд №27).

Слайд № 28. Горнохимия: добыча серы – Самарская область;

                  поваренной   соли – Баскунчак.

Слайд № 29.Нефтепереработка: переработка местной и западносибирской нефти в Нижнекамском, Самарском и других комплексах служит основой для химии органического синтеза, производство полимеров.

Перечень выпускаемой продукции очень велик: каучук, полиэтилен, удобрения, резиновые изделия, бытовая химия.

Газохимический комплекс: Астраханский.

Центр нефтепереработки –Новокуйбышевск.

Слайд № 30. 3.Топливно- энергетический комплекс.

Добыча  нефти, газа.

На Волге построен каскад Волжских  электростанций (Слайд № 31).

Слайд № 32. 4. Агропромышленный комплекс.

Слайд № 33. (Главное богатство Поволжья…

Здесь выращивают 20% зерна, помидоры, арбузы.

Район занимает 1 место по производству мяса, муки, крупы, поваренной соли.

В Нижнем Поволжье видная роль принадлежит рыбной промышленности, здесь вылавливают осетровых рыб, судака, леща, сазана. Ведут заготовку икры. 

Слайд № 34. 6.Исследовательская работа.

Группа 1. По картам атласа и рисунку 96 дайте характеристику Самарского промышленного узла по плану: а) из каких городов состоит узел; б)ведущие производства и факторы их размещения; в) значение в хозяйстве района и России.

Группа №2. По карте атласа определите основные культуры сельскохозяйственных районов Поволжья. Сравните их по набору выращиваемых растений и животных. Объясните выявленные различия.

4.Закрепление.

1.Визитная карточка Поволжья (Слайд №35).

1.Атомобильный «цех» страны (Слайд №36).

2.Первый авиационный «цех» страны (Слайд №37).

3.Крупнейшая «Бахча» России (Слайд № 38).

4.Важнейший промысловый бассейн (Слайд№39).

5.Волга – великая русская река (Слайд № 40)

Слайд № 41

2.Составьте вопросы по теме: Поволжье.

Беседа по вопросам.

1.Назовите отрасли специализации Поволжья?

2.Назовите центры промышленности.

3.Охарактеризуйте АПК.

    5. Рефлексия: Слайд №42

                        - Ребята, вы реализовали те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

                         -  Какая форма работы вызвала наибольший интерес?

                         -  С какими трудностями вы столкнулись при работе?

                         -  Удалось ли вам  сформировать  представление о Поволжье?

                         -  Возникло ли у вас желание самому побывать в Поволжье?

                         -  Какой город вы хотели посетить и почему?

На этапе рефлексии деятельности происходит сравнение результатов работы с учебной задачей и дается самооценка результатов деятельности.

С помощью знаков « +», «--»,  «≈»

Заполните таблицу, уровень своего знания  слайд № 43

плюс – я знаю        минус – не знаю    приблизительно – не очень хорошо знаю

Я знаю, где расположен Поволжский район

Я знаю, состав района

Я знаю, особенности природы района

Я знаю, какими природными ресурсами район богат

Я знаю, какими отраслями специализации выделяется район в России

Я знаю города –миллионеры района

Я знаю центры автомобилестроения  района

5.Подведение итогов и выставление оценок

Контроль и оценка уровня овладения новым материалом

   На этом этапе даю оценку работы учащихся на уроке и выставляю оценки за урок в

дневники и журнал.

6.Домашнее задание (Слайд № 44).

          Параграф 51,  на контурных картах выполнить задание № 1 стр. 224.

         Дополнительное задание по желанию:  Составить сообщение: «Проблема Волги»; Волгоград-город –герой.  

Спасибо за урок! Слайд №45

Литература:

  • В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе, «География России: хозяйство и географические районы»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    «Дрофа», Москва, 2005г.
  • Е.А.Жижина «Население и хозяйство России», поурочные разработки по географии, «ВАКО», Москва 2005г.
  • О.В.Антушева, «География: поурочные планы», Издательство «Учитель», Волгоград, 2006 г.

Статистическая таблица:

Изменение структуры отраслевого состава промышленности Поволжья, %.

Отрасль промышленности

1992

2009

Электроэнергетика

4

15

Топливная

7

18

Металлургия

4

2

Химическая

12

14

Машиностроение

34

26

Легкая

12

2

Пищевая

17

13

Прочие отрасли

10

10

Лист самоконтроля

С помощью знаков « +», «--»,  «≈»

Заполните таблицу, уровень своего знания  

плюс – я знаю        минус – не знаю    приблизительно – не очень хорошо знаю

Я знаю, где расположен Поволжский район

Я знаю, состав района

Я знаю, особенности природы района

Я знаю, какими природными ресурсами район богат

Я знаю, какими отраслями специализации выделяется район в России

Я знаю города –миллионеры района

Я знаю центры автомобилестроения  района



Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока  по  географии  в  9  классе  по  теме  

«Хозяйство Поволжья».

Урок проводился в классе с хорошими учебными возможностями. В  классе -  8  учащихся,  на  уроке  присутствовали  все  учащиеся,  из них  высокий  уровень  учебных  возможностей  имеют  - 2  учащихся,  остальные  имеют  хороший  и  средний.

  По  тематическому  плану  это  2  урок  из  3 уроков  по  теме:  «Поволжский экономический район» и пятый из шести экономических районов Западной экономической зоны России. Поэтому учащиеся могут используя различные источники географической информации давать характеристику экономического района.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: Практикум.

 

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная,  индивидуальная.

Средства обучения: раздаточные материалы: Статистическая таблица: Изменение отраслевой структуры промышленности Поволжья; листы самоконтроля; Экономическая карта Поволжья;  атласы для 9 класса, компьютерная презентация: Хозяйство Поволжья. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также содержание учебного материала, принципы обучения и требования программы, я сформулировала следующие  цели урока:

- Составить географическую комплексную характеристику Поволжского экономического района России;

-Совершенствовать умение составлять характеристику отраслей хозяйства, используя различные источники географической информации;

-Воспитывать любовь к своей стране, гордость за её достижения, формирование коммуникабельности в общении со сверстниками.

Для реализации названных целей использовались различные методы обучения:

 объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, самостоятельная работа по заполнению таблицы, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная,  индивидуальная.

Задачи: 

  1. Установить  связь между экономико-географическим положением района, природными условиями, природными ресурсами и развитием основных отраслей хозяйства Поволжья.
  2.  Определить   отрасли специализации хозяйства Поволжья; выделяют, описывают и объясняют существенные признаки основных отраслей Поволжья, находят в картах атласа и учебнике  информацию, необходимую для изучения данного комплекса.
  3. Нанести центры машиностроения, химической, топливной промышленности, электроэнергетики.
  4. Составить «Визитную карточку района».

  В  содержании  урока  выделяются этапы:  организационно- мотивационный,  актуализации  знаний,  изучение  нового  материала,  закрепление  и  обобщения,  подведение итогов, рефлексия и  домашние  задание.

1 этап – организационно-мотивационный.

Задачей этапа является обеспечить благоприятную психологическую обстановку для учебной деятельности. Учащиеся исходя из ранние полученных знаний, определяют задачи изучения новой темы, планируют результат своей деятельности на уроке.

2 этап – актуализация опорных знаний.

На этом этапе учитель обеспечивает воспроизведение тех знаний и умений, на базе которых будет выстраиваться новое содержание. Реализация целевых установок, формирование умений определять цель, планировать свою учебную деятельность.

3 этап – изучение нового материала

 Задачи этапа - обеспечить восприятие, осмысление усваиваемых учащимися понятий, создание условий для освоения учащимися знаний в форме деятельности.

1.Анализ статистической таблицы: Изменение отраслевой структуры промышленности Поволжья.

2. Работа в парах по изучению отраслей специализации района: состав, факторы размещения, центры. Совершенствование умений по анализу текста учебника, тематических карт, составлению характеристики отрасли.

3. Использование исследовательского метода обучения по установлению причинно-следственных связей.

4.Исследовательская работа  направлена на закрепление умений анализировать карты атласа, а также на развитие умственной мыслительной деятельности, обобщать и делать вывод.

4 этап –  закрепление новых знаний и способов деятельности.

Задачей этапа является - обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала. Совершенствование оценочных действий.

В результате работы с различными источниками информации учащиеся составляют: Визитную карточку района.

5 этап – Рефлексия. Задача этого этапа в том, чтобы учащиеся оценили свою деятельность на уроке,  увидели с какими трудностями они столкнулись.

6 этап – информация о домашнем задании.

Форма урока позволила сочетать в себе традиционные и нетрадиционные формы работы: урок – практикум

 Психологический режим поддерживался доброжелательным отношением учителя к учащимся. Посильностью заданий для каждого ученика, атмосферой делового сотрудничества. Высокая плотность, темп урока, сочетание разных видов работы позволили реализовать весь объем предлагаемого материала, решить поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района.

Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района....

Методическая разработка урока "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района"

Урок -конспект по географии Иркутской области, 9 класс "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района" (Иркутская область)...

Методическая разработка урока экономики "Экономические системы"

Урок разработан в режиме презентации. Учебный материал, размещенный на слайдах, отражает основные понятия, характеристики и особенности каждой экономической системы...

Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района.

Методическая разработка. Карта ДТДиМ Колпинского района....

Разработка урока, темаСеверокавказский экономический район (по ФГОС) 9 класс

Полная разработка урока для 9 класса "Северокавказский экономический районг" по ФГОС...

Методическая разработка «Организация и проведение районного конкурса проектов на иностранных языках»

Методическая разработка «Организация и проведение районного конкурса проектов на иностранных языках»    ...